Для родителей. Почему дошкольникам важно знать о нейросетях?
Почему дошкольникам важно знать о нейросетях?
Как подружить дошкольников с нейросетью?
Почему бесполезно запрещать гаджеты?
Современное поколение дошкольников не будет строить свою жизнь без цифровых помощников. Ведь именно это поколение Альфа – дети, родившиеся после 2010 года — появились на свет с появлением iphone и ipad, которые изменили привычный уклад большинства семей мира.
Пока ребенку 3-4 года, он активен на улице и дома, познает мир и учится дружить. Но в это же время каждые день у него перед глазами пример: мама что-то пишет в смартфоне, папа работает за компьютером, братья и сестры разговаривают с умной колонкой. А робот-пылесос спокойно убирает крошки после обеда.
Даже не осознавая, что ребенок растет в постоянном окружении гаджетами, он учится выстраивать свою жизнь, моделируя привычки старших и их действия. Пройдет еще 2-3 года и нынешний малыш, став школьником, будет следить за оценками через электронный дневник, делать дистанционные тесты и проходить олимпиады в интернете.
Поэтому бесполезно пытаться оттянуть момент цифровизации детей. Гораздо важнее правильно подготовить его к новому миру технологий, искусственного интеллекта и нейросетей. Тем более, даже Минобрнауки нацелено к 2030 году выпустить 15,5 тысяч молодых специалистов в сфере ИИ. А среди учеников 7-11 классов сегодня 34% респондентов хотят связать свою жизнь с IT, а 84% из них изучать технологии искусственного интеллекта.
Не исключено, что к 12-13 годам ребенок окажется склонным к музыке, рисованию, языкам или литературе. И, казалось бы, половину школьных знаний в точных науках не потребуется. Но умение создавать грамотные запросы в нейросети на разные темы, в том числе лингвистические, художественные, естественнонаучные, актуально для любой профессии. Артист сможет узнать больше о техниках актерского мастерства, повар – о нюансах в рецептуре, лингвист использует нейросеть для языковой практики и самоанализа.
5 причин начать изучать ИИ с детства
В дошкольном возрасте интересы ребят часто меняются и во многом зависят от игр, поддержки и общения со сверстниками. Понять склонность ребенка к наукам в 5-7 лет еще сложно, но нейросети подготовят ребенка к техническим волнам.
1. Искусственный интеллект поможет развить критическое мышление. Даже несмотря на то, что дети привыкают воспринимать материал блоками, с видео и фото, благодаря практике в промт-запросах, ребенок учится выражать свои мысли понятно и логично. Он учится анализировать ответы и переформулировать мысли. Эти навыки ребенок не забудет и пронесет через всю жизнь.
2. Не умея работать с ИИ ребенок не получает глубоких цифровых навыков. Не лишайте ребенка возможности узнать мир новыми способами. С нейросетями можно создавать сказки, узнавать о явлениях в природе, слушать музыку и не бояться, что какой-то вопрос или ответ расстроит собеседника. Понимая, как попросить Алису или Chat GPT описать любимый мультик, позже ребенок будет задавать более глубокие вопросы по учебе, обдумывать их и выдавать интересные ответы в классе.
3. Искусственные интеллект подталкивает развиваться творчески. Это отличный инструмент для расширения кругозора и мышления вне рамок. Дети смотрят уже готовые нарисованные иллюстраторами картинки в книгах, персонажей в мультфильмах, обнимают созданные промышленными дизайнерами любимые игрушки. Они начинают симпатизировать каким-то визуально понятным и приятным персонажам, отталкивая некрасивые предметы. Так постепенно у ребенка формируется чувство вкуса и красоты. Нейросети же помогают ребенку смотреть еще шире: они могут погрузиться в невероятный новый арт-мир фантазийных образов, показать на очень реалистичных объектах эмоции, настроения. А еще создать персонажа, с которым ребенок захочет подружиться. Становясь старше, дети быстрее “схватят”, как работают сегодня дизайнеры-креаторы, что двигало художниками в момент написания картин. Он сможет выбрать любимое творение, доработать его и потренироваться в создании новых концепций и идей.
4. ИИ помогает объяснять сложные понятия просто. Очень многое в нейросетях зависит от того, как будет задан вопрос. Если указать в дополнение к детскому вопросу уточнение “Дай ответ ребенку 5 лет”, технология адаптирует текст и интересно ответит без сложных терминов. Эксперты Яндекса, Chat GPT и многих других нейросетей отмечают, что при разработке и обучении ИИ часто просят давать ответы на возраст детей, бабушек, людям без компьютерных навыков. Поэтому стоит учитывать этот момент. Вот, как, например, ответил про турбулентность Chat GPT в бесплатной версии:
5. ИИ создает профессии будущего и может подготовить к ним детей. По данным сервиса HH 70% школьников через 10-15 лет будут работать в профессиях, на которые еще не ведется набор в компании. Это цифровые лингвисты, биомеханики, архитекторы умных систем беспилотного транспорта, – те профессии, которые сейчас только зарождаются. Но уже понятно, насколько они будут необходимы в мире. Дайте детям шанс учиться и развиваться в ногу со временем. Их будущее будет отличаться от нашего, оно будет другое и не менее интересное.
Как подружить дошкольников с нейросетью
Искусственный интеллект – не просто поисковик, который выдает короткий ответ на первой странице сайта и просит перейти на другую, если нужны подробности. Когда ребенок будет переписываться с нейросетью, ему не покажут рекламу, не предложат перейти на другой сайт или что-то купить. Поэтому задавать вопросы через приложение даже более безопасно.
Вот, несколько заданий, которые можно “обсудить” с нейросетью.
1. Сочиняем сказки. Предложите ребенку придумать сказку на двоих, где его напарником будет не мама с папой, а искусственный интеллект. Такая сказка получилась у нас с нейросетью Сбера. Продолжать придумывать можно до бесконечности, возвращаясь к истории через день-два.
Если ребенок не хочет фантазировать, а вам важно проверить его на чтение, нейросеть сама создаст историю как автор книги. В этом случае задать запрос “Придумай сказку о…” в новом окне чата.
2. Задаем вопросы с количеством фактов. Чтобы нейросеть выдала интересный и подходящий ответ, сформулируйте для нее четкий вопрос с количеством вариантов ответов. Например, вы предлагаете ей найти 10 необычных фактов о динозаврах за последние 5 лет. Чем точнее и уже будет задан вопрос, тем лучше. Постепенно ребенок сам начнет понимать, устраивает ли его ответ и как лучше попросить нейросеть о самом необходимом.
Нейросеть постоянно учится и с каждым годом алгоритм запоминания данных улучшается.
3. Показываем популярные фильмы. Большинство фильмов о нейросетях носят научно-популярных характер и сделаны для подростков и студентов. Но некоторые эпизоды из них будут поняты и дошкольникам. Цикл лекций и видео выпускают "ПостНаука", издательство "Альпина Паблишер". Также частично об этом рассказывается в детских проектах радио Арзамас.
4. Проходим курсы и обучающие игры по нейросетям. Искусственный интеллект уже 2-3 года активно применяется в разных сферах жизни и быту. Но с детьми особо не делится знаниями о том, как работает умный поиск Алисы или генератор изображений. Хотя во многих интернет-школах уже применяют нейросети для оценки качества сочинений, уровня знаний английского языка или логического мышления.
Например, Skyeng недавно стал анализировать с помощью ИИ-теста уровень английского языка у студентов. В Khan Academy внедрил ИИ-тьютора, который на основе присланного эссе помогает детям разобрать тему, а учителям – проанализировать успехи ребенка и проконсультировать в критериях выставления оценки в каждом конкретном случае.
Поскольку использование ИИ только набирает популярность в различных сферах жизни взрослых людей, в детском направлении крайне мало проектов< объясняющих особенности работы искусственного интеллекта.
Мы решили исправить эту ситуацию и совсем скоро выпустим курс по ИИ и нейросетям для детей 4-8 лет. На платформе “Чевостик” ребята смогут узнать, почему мозг человека оказался идеальным для создания ИИ, как работают искусственные нейроны и почему знакомая детям колонка Алиса и Маруся воспринимает информацию, не как мы. А потом проверить знания в игровом тесте.
Чтобы не допустить ошибок, научным консультантом стал Михаил Буртцев, заведующий лабораторией нейронных систем МФТИ и директора исследований Института Искусственного Интеллекта в Лондоне. А визуальный ряд подготовили дизайнеры-иллюстраторы с применением нейросетей DALL-E, Midjourney и других.