ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА художественной направленности «Волшебные краски» для детей 2-4 лет (срок реализации 1 год)

Салимьянова Гульшат Масхутовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 38 «Зоренька»

 

ПРИНЯТО 

Решением педагогического Совета

МБДОУ №38 «Зоренька»                                                                                   

УТВЕРЖДЕНО

Приказом от ДС38-11-66/4 от  16.04.2024 г

.Заведующий МБДОУ № 38 «Зоренька»

Протокол №3   от  16.04.2024 г.                                                                           

Н.П. Нечипорук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

художественной направленности

 

«Волшебные краски»

для детей 2-4 лет

(срок реализации 1 год)

 

 

 

 

 

Возраст обучающихся: 2-4  лет

Срок реализации программы: 1 год

Количество часов в год: 76 ч.

 

 

        Автор-составитель программы:

Салимьянова Гульшат Масхутовна

Воспитатель

 

 

 

 

 

 

 Сургут

    2024 год

 

 

Аннотация

                Программа «Волшебные краски» имеет художественную направленность для детей с 2 до 4 лет. В ходе ее освоения дети приобщаются к изобразительному искусству, приобретают практические навыки изобразительного творчества

           Срок реализации программы -  1 год  2 часа в неделю, 76 часов за курс. По окончанию     освоения курса проводится выставка детских работ

 

Паспорт

дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 38 «Зоренька»

 

Полное название дополнительной общеобразовательной программы 

Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Волшебные краски»

Ф.И.О. педагогического работника, реализующего дополнительную общеобразовательную программу

Салимьянова Гульшат Масхутовна

Год разработки  дополнительной общеобразовательной программы

2023

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа (в случае ее реализации)

Принята педагогическим советом от 16.04.2024 г. протокол № 3,  утверждена  заведующим МБДОУ№ 38 «Зоренька» Н.П. Нечипорук

Приказ  ДС38-11-66/4 от  16.04.2024 г.

Информация о наличии рецензии

-

Цель дополнительной общеобразовательной программы

Развитие творческого потенциала ребенка в процессе обучения основам изобразительной деятельности. 

Задачи дополнительной общеобразовательной программы

Обучающие: 

  • Сформировать интерес к изобразительной деятельности. 
  • Познакомить  с  различными  художественными  материалами  (графит,   фломастеры,  восковые  мелки,  масляная  пастель,  гуашь,  акварель)  и   различными техниками. 
  • Научить работать цветом, смешивать краски. 
  • Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
  • Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного. 

Развивающие: 

  • Развивать  умение правильно располагать изображение на листе  Развивать  мелкую  моторику. 
  • Развивать мышление, память, воображение,   фантазию. 

Воспитательные: 

  • Воспитывать   усидчивость,  аккуратность,  терпение,  настойчивость  в   достижении цели. 
  • Воспитывать уважительное  отношение  к своему труду и труду своих   друзей. 
  • Воспитывать умения работать в коллективе.

Ожидаемые  результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы

  • развитие мелкой моторики рук;
  • обострение тактильного восприятия;
  • улучшение  цветовосприятия;
  • концентрация внимания;
  • повышение уровня воображения и самооценки;
  • расширение и обогащение художественного опыта;
  • формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;
  • развитие умения передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
  • смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки; 
  • правильно использовать художественные материалы; 
  • уметь правильно располагать изображение на листе

Сроки  реализации дополнительной общеобразовательной программы

1 год

Количество  часов в неделю, год необходимых для реализации дополнительной  общеобразовательной программы

2 раза в неделю

76 занятий в год

15 минут и более

Возраст обучающихся по дополнительной образовательной программе

Возраст детей  - 2 -4 лет

 

 

 

Пояснительная записка

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.

Программа  разработана в соответствии:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнения);
  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 №329 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодежи»
  • Уставом МБДОУ детского сада № 38 «Зоренька».

Реализация дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы осуществляется за пределами ФГОС и федеральных требований, и не предусматривает подготовку обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации по образовательным программам

Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование самое любимое и доступное занятие у детей. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес. Именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы.

Новизна программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной).

Направленность - художественная

Уровень освоения программы – стартовый

Отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные  и бросовые, для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Адресат программы  - программа предназначена для обучения детей   дошкольного возраста 2-4 лет

Количество обучающихся в группе  -  постоянный в течение  одного года от 5 до 9  человек.

Объем  программы - предусматривает 76  занятий в течение года.

Режим      занятий Занятия проводятся два раза в неделю во второй половине дня с детьми старшего  возраста (2-4лет) в соответствии с расписанием занятий

Форма обучения – очная.

 

Особенности организации образовательного процесса

 

Организация образовательного процесса регламентируется календарным графиком и расписанием занятий, которые разработаны и утверждены образовательной организацией. Занятия проводятся во второй половине дня после дневного сна. Набор в детей в группу проводится по заявлению родителей (законных представителей).

В группу принимаются обучающиеся старшего дошкольного возраста (2-4 лет).

 

Расписание занятий по дополнительной  общеобразовательной (общеразвивающей)  программе «Волшебные краски»

Дни недели

Время проведения

Продолжительность

Вторник

15 ч.30 м.-15.ч.45 мин.

15 минут

( 1академический час.)

четверг

15 ч.30 м.-15.ч.45 мин.

15  минут

( 1академический час.)

 

Формы организации учебных занятий

Форма организации детей на занятии: групповая.

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

Методы проведения занятия:

словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

  • наглядные
  • практические
  • игровые

Используемые методы

дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

 

 

 

Методические рекомендации

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

    Для    развития    интереса    воспитанников     к   изучаемой     программе рекомендуется:

  • создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспи­танникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативны­ми, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • творческий подход: креативность организация воспитательно-образовательного процесса;.
  • вариативность: использования образовательного материала, позволяющего развивать творче­ство в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительного отношения к результатам детского творчества;
  • индивидуализации: дифференцированный подход в обучении к каждому воспитаннику.

В ходе реализации данной программы дети знакомятся со следующими нетрадиционными техниками рисования:

  • «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
  • монотипия;
  • рисование по мокрой бумаге;
  • рисование путем разбрызгивание краски;
  • оттиски штампов различных видов;
  • рисование жесткой кистью (тычок).

        Цель: развивать  у детей творческие способности средствами нетрадиционного рисования.

       Задачи:

  • Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
  • Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного. 
  • Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Учебно-тематический план

                     При реализации программы используется ИКТ 

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

формы контроля

1

Пальчиковая живопись

28 часов

            просмотры    и выставки    работ, во  время   которых   определяются  практические  умения  и  навыки  детей 

2

Рисование жёсткой кистью (тычок)

16 часов

3

Монотипия

12часов

4

Рисование по мокрой бумаге

4 часа

5

Рисование путём разбрызгивания краски

5 час

6

Оттиски штампов различных видов

11 часов

 

Итого:

76 часа

 

Содержание  учебно тематического плана

СЕНТЯБРЬ

1-2

«Мой любимый дождик»

Рисование пальчиками

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой - рисование пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, используя точку как средство выразительности.

Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

Гуашь в мисочках,

салфетки, альбомный лист.

3-4

Осеннее дерево

Тычок жесткой кистью

Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность.

Жесткие кисти,

гуашь в мисочках,

салфетки, альбомный лист.

5-6

Мухомор

Рисование пальчиками

Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки мухомора.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Кисти, гуашь в мисочках,

салфетки, альбомный лист.

7-8

Цветочная поляна

Примакивание

Совершенствовать умение в данной

технике. Развивать чувство композиции.

Лист бумаги, тонированным

зеленым цветом,

кисти, гуашь разных цветов.

ОКТЯБРЬ

1.

Ветка рябины   

Рисование пальчиками, примакивание

Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции.

Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти.

2.

Нарисуй воздушные

шарики

Оттиск пробкой,

рисование

пальчиками

Учить рисовать предметы овальной формы.

Упражнять в украшении рисунков.

Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти, пробка.

3.

Компоты и варенье в баночках

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Продолжать учить наносить ритмично точки на всю поверхность банки. Развивать чувство композиции.

Вырезанные из бумаги банки.

печати, гуашь.

4.

Осенние листья

Отпечаток листьев.

Познакомить с техникой печатания листьев. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Гуашь, поролоновые тампоны, принадлежности для рисования.

5

Яблоко – красное, сладкое

Рисование кистью

Учить рисовать яблоко гуашью. Совершенствовать технику рисования.

Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти.

6

Ежик

Оттиск смятой бумагой

Совершенствовать умение в данной технике.

Развивать чувство ритма, композиции.

Мисочка с гуашью,

кисточка, смятая бумага.

7

Листопад

Рисование пальчиками

Учить рисовать листопад, передавая его образ. Воспитывать аккуратность.

Лист тонированной бумаги, гуашь.

8

Ласковый котенок

Рисование пальчиками

Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать у детей желание помочь котенку.

Лист бумаги, гуашь.

НОЯБРЬ

1.

Мои игрушки

Оттиск пробкой,

рисование

пальчиками

Упражнять в рисовании предметов

круглой формы. Закреплять умение украшать предметы.

Гуашь, кисти, пробка.

2.

Колобок катится по дорожке

Рисование кистью

Создание образа колобка на основе круга. Самостоятельное использование таких выразительных средств, как линия, форма, цвет.

Лист бумаги, гуашь, кисти.

3.

Аленький цветочек

Рисование пальчиками

Учить детей создавать ритмические композиции.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

Альбомный лист, гуашь.

4.

Наряды для наших кукол

Рисование пальчиками

Учить детей создавать ритмические композиции.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Вызвать у детей желание нарисовать красивые платья для кукол, живущих в нашей группе.

Вырезанные из бумаги платья,

кисть, гуашь.

5

«Кукла  – неваляшка»

Рисование кистью

Учить изображать предмет, состоящий из двух  частей одинаковой формы, но разной величины. Учить закрашивать изображение. Дополняя предмет дополнительными деталями .

Лист тонированной бумаги, акварель, кисти.

6

Дождик и грибок

Рисование пальчиками

Учить детей создавать ритмические композиции.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Побуждать детей доступными каждому ребёнку средствами выразительности изображать которые они видели, пробовали и хотели бы нарисовать.

Лист бумаги, гуашь.

7

Волшебный цветочек

Рисование пальчиками

Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами

Лист бумаги, гуашь.

8

Украсить свитер

Тычок жесткой кистью

Совершенствовать умение в данной технике.

Развивать чувство ритма.

Вырезанные из бумаги свитера.

Жесткая кисть, гуашь.

ДЕКАБРЬ

1.

Красивые салфетки

Рисование кистью.

Учить рисовать узоры на салфетках круглой формы. Закрепить умение сочетать элементы декора по цвету и форме (точки, круги, пятна, линии прямые). Развитие чувства композиции.

Лист тонированной бумаги круглой формы, гуашь, кисти.

2.

«Моя любимая чашка»

Рисование в технике печатанья

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатанья.

Альбомный лист, гуашь, печати.

3.

«Дерево зимой»

Рисование кистью.

Учить детей отражать впечатления зимы; рисовать предмет, состоящий из вертикальных и наклонных линий. Дорисовывать хлопья снега путем примакивания белой краски, ворсом кисти.

Альбомный лист, гуашь, кисти.

4.

Звездочки на небе

Рисование пальчиками

Учить детей создавать ритмические композиции.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в рисунке.

Лист тонированной бумаги, гуашь.

5

Дед Мороз

Рисование ладошкой

Познакомить с техникой печатанья ладошками – учить рисовать бороду Деда Мороза.

Развивать внимание, мышление, память, речь.

Альбомный лист, гуашь.

6

Дед Мороз

Рисование ладошкой

Учить рисовать глаза, украшать шапочку Деда Мороза помпончиками.

Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

Альбомный лист, гуашь, поролон.

7

Елочка-красавица

Коллективная работа, рисование ладошками

Развивать внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений в рисунке; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.

Альбомный лист, гуашь.

8

Елочка-красавица

Коллективная работа, рисование ладошками

Учить рисовать пальчиками.

Развивать внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений в рисунке; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.

Альбомный лист, гуашь.

ЯНВАРЬ

1.

«Новогодние игрушки»

Рисование кистью

Учить детей изображать округлые формы и знакомые ёлочные игрушки доступными им средствами выразительности. Вызвать у детей радостное настроение в связи с приходом новогодних праздников.

Альбомный лист, акварель, кисти.

2.

Зимний лес

Рисование кистью

Закрепить умение рисовать деревья. Развивать чувство композиции.

Альбомный лист, гуашь, кисти.

3

Зайка

Рисование пальчиками

Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать у детей желание помочь зайчику спрятаться в зимнем лесу – нарисовать для него белую шубку.

Альбомный лист, гуашь.

4

Снегопад за окном

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность листа.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

Лист тонированной бумаги, гуашь.

5

Вьюга

Рисование хаотичных узоров в технике по – мокрому.

Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий. Развитие чувства цвета (восприятие и создание разных оттенков синего). Выделение и обозначение голубого оттенка.

Альбомный лист, акварель.

6

Снеговик

Оттиск пенопластом

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить прижимать пенопласт к блюдцу с краской и наносить оттиск на бумагу.

Лист тонированной бумаги, гуашь, кусочки пенопласта,

ФЕВРАЛЬ

1.

Плюшевый медвежонок

Рисование поролоном

Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой игрушки, закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет.

Учить рисовать крупно.

Развивать творческое воображение.

Альбомный лист, гуашь, кисти.

2.

Морское путешествие

Рисование пальчиками

Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

Альбомный лист, гуашь.

3.

Веселая птичка

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить различать оттенки оранжевый, фиолетовый.

Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Альбомный лист, гуашь.

4.

Маленький тигренок.

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Альбомный лист, гуашь.

5.

Мои любимые

рыбки

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Альбомный лист, гуашь.

6.

Маленький друг

Рисование способом тычка

Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

Альбомный лист, гуашь, кисти.

7.


 

«Дымковская игрушка»

Оттиск печатками

Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора.

Альбомный лист, гуашь, кисти.

8.

Нарисуй и укрась вазу для цветов

Оттиск печатками

Совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках. Развивать воображение, чувство композиции.

Альбомный лист, акварель, кисти.

МАРТ

1.

Во дворе

Рисование ладошками и пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками и печатанья ладошками. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику. Воспитывать интерес и отображению ярких впечатлений в рисунке различными средствами. Развивать чувство композиции.

Альбомный лист, гуашь.

2.

Веселые осьминожки (коллективная работа).

Рисование ладошками

Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.

Лист тонированной бумаги, гуашь.

3.

Веточка мимозы

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много).

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок маме красивый букет.

Лист тонированной бумаги, гуашь.

4.

Салфетка

Рисование пальчиками

Учить различать оттенки фиолетовый, розовый. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

Альбомный лист, гуашь.

5.

Ночь и звезды

Рисование пальчиками

Учить различать оттенки оранжевого, розового и голубого. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке

Лист тонированной бумаги, гуашь.

6.

Бусы для куклы Кати.

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки - рисовать узор бусины на нитке.

Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок кукле Кате красивые разноцветные бусы.

Альбомный лист, гуашь.

7.

«Веселые матрешки»

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Вызвать у детей желание нарисовать красивые сарафаны для матрешек.

Альбомный лист, гуашь.

8.

Лошадка

Рисование ладошками

Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лошадки. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способам.

Альбомный лист, гуашь.

АПРЕЛЬ

1.

Ваза с фруктами

Рисование кистью

Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение

различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Продолжать знакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели.

Альбомный лист, гуашь, кисти.

2.

Солнышко (коллективная работа).

Рисование ладошками

Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка.

Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.

Альбомный лист, гуашь.

3.

Жар- птица

Рисование ладошками

Учить наносить быстро краску и делать отпечатки –птицы. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способам.

Альбомный лист, гуашь.

4.

Улитки на прогулке

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета.

Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

Альбомный лист, гуашь.

5.

“Клубнички-невелички”

Создание образа клубничек.

Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма. Воспитывать аккуратность, эмоциональную отзывчивость.

Альбомный лист, гуашь, кисти.

6.

Кто в каком домике живет

Рисование кистью

Учить создавать изображения предметов, состоящих из прямо­угольных, квадратных, треуголь­ных частей (скворечник, улей, конура, будка).

Лист тонированной бумаги, акварель, кисти.

7.

Украсим кукле платьице

Рисование фломастерами

Учить детей составлять узор из знакомых элементов (полосы, точки, круги).

Развивать творческое начало, эстетическое восприятие, воображение.

Альбомный лист, фломастеры.

8.

Закат

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию.

Альбомный лист, гуашь.

МАЙ

1-2

Рыбки плавают в аквариуме

Рисование кистью

Учить изображать рыбок, пла­вающих в разных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники. Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера.

Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти.

 

3-4

Сказочный домик-теремок

Рисование фломастерами.

Учить передавать в рисунке образ сказки. Развивать:

- образные представления;

- воображение;

- самостоятельность и творчество

в изображении и украшении сказочного домика.

Совершенствовать приемы

украшения

Альбомный лист, фломастеры.

5.

Носит одуванчик желтый сарафанчик.

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение ритмично точки на всю поверхность листа.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

Лист тонированной бумаги, гуашь.

6.

Божьи коровки

Рисование пальчиками

Учить детей пальчиком рисовать кружочки, черного цвета. Развивать мелкую моторику.

Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти.

7.

«Мой веселый звонкий мяч»

Рисование кистью

Рисование круглых двуцветных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры.

Альбомный лист, гуашь, кисть.

8.

«Радуга-дуга»

Рисование кистью

Создание образа сказочной радуги и цветных королевств (по выбору, развитие творческого воображения.

Альбомный лист, гуашь, кисть.

ИТОГОВАЯ ВЫСТАВКА ДЕТСКИХ РАБОТ

           

Планируемые результаты

  • развитие мелкой моторики рук;
  • обострение тактильного восприятия;
  • улучшение  цветовосприятия;
  • концентрация внимания;
  • повышение уровня воображения и самооценки;
  • расширение и обогащение художественного опыта;
  • формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;
  • развитие умения передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Календарный учебный график к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе.

Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Первый год обучения ( стартовый уровень

1 полугодие

2 полугодие

Итого

Период

Кол-ство недель

Кол-ство часов

Период

Кол-ство

 недель

Кол ство

часов

Ко-ство недель

Кол-ство часов

01-09-31.12.2024

18

36

08.01.-31.05.25

20

 

40

38

76

Сроки организации входного, промежуточного, итогового контроля

Формы контроля

13.12.202424.12.24

16.05.2025-27.05.2025

просмотры работ, выставки

         

 

Условия реализации программы

        Занятия проводятся в кабинете, соответствующем     требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветриваться.

Методическое обеспечение программы

Литература  для  педагога.

1.Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2002. 

2. Зеленова О.Н. Развитие выразительности детского рисунка при обучении   детей изображению животных с использованием различных техник   рисования [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/articles/549430/

3. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение,    2007

4.Казанова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие  дошкольников. М., 1983

5.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.   М., Просвещение, 1978 

6.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в датском саду: обучение и  творчество. М.,1990.

7.Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. 2-е изд., М.,  Просвещение, 1976 

8.Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М., Просвещение, 1970 

9.Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом. Санкт-Петербург,2001.

10.Курочкина Н.А. Знакомство с пейзажной живописью..Санкт-Петербург,2001.

11.Курочкина Н.К. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Санкт- Петербург,2004.

12.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду– М.: Сфера,  2011

13.Смирнова М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников:   рекомендации, занятия, дидактические игры. – Волгоград: Учитель, 2009

14.Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба и игра. Изобразительное 

искусство. Ярославль, «Академия наук», 1997.

15.Чумичева Р.М., Дошкольникам о живописи. М.; П, 1992.

16.Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного 

возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

17.Штанько И.В. Диагностики уровня развития основ художественной    культуры старшего дошкольника.  Журнал «Управление дошкольным    учреждением» №5, 2005, стр.73

 

Литература, рекомендуемая для детей.

 

  1. Горбатов В.  Кто как летает. – М.: Изобр. Искусство, 1990.-   16 открыток.
  2. Каменева Е.О. Какого цвета радуга / Оформ. Мищенко Н. –   М.: Дет. Лит., 1991.
  3. Комарова Т.С. Дети  в мире творчества. М., 1995.
  4. Надеждина  Н.А. Кого  цвета  снег  /  Оформ. А.Асеева.  - М.:  Малыш, 1990.
  5. Стебловская Л.П. Учитесь рисовать: Альбом для учащихся 
  6. 2 года обучения. – Киев: Рад.шк., 1990.
  7. Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.
  8. Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.
  9. Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.
  10. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.
  11. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
  12. Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
  13. Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.
  14. Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.
  15. Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.
  16. Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.
  17. Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.

 

Литература, рекомендуемая для родителей.

 

  1. Бедник Н.И.  Цветы на подносе / Рис. Л.А. Солодовниковой.- Л.:   Художник РСФСР, 1990.
  2. Левин С.Д. Ваш ребёнок рисует. М., 1980.
  3. Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник, 1991.
  4. Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.
  5. Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.
  6. Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2005.
  7. Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.
  8. Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: Академия холдинг, 2001.
  9. Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2002.

Учебно-практическое оборудование:

  1. Краски акварельные
  2. Краски гуашевые
  3. Бумага А3, А4
  4. Восковые мелки
  5. Пастель
  6. Кисти беличьи
  7. Емкости для воды
  8. Салфетки
  9. Палитра
  10. Цветные карандаши
  11. Штампы
  12. Жесткие кисти

Воспитательный компонент программы

      В процессе занятий по программе у детей  формируются:

  • усидчивость,  аккуратность,  терпение,  настойчивость  в   достижении цели.
  •  умение взаимодействовать с другими членами коллектива, умение работать в коллективе
  •   уважительное  отношение  к своему труду и труду своих   друзей. 

Формы промежуточной  аттестации и итогового контроля

Проводятся    просмотры    и выставки    работ, во  время   которых   определяются  практические  умения  и  навыки  детей 

Общие показатели развития детского творчества детей с 2 до 4х лет:

  • Проявление устойчивого  интереса к книжной графике, к декоративно-прикладному искусству, музыкальным инструментам;
  • Понимание, что изображение отличается от реальных предметов;
  • Экспериментирование с художественными инструментами (карандаш, фломастер, кисть) и материалами;
  • Осваивание  способов зрительного и тактильного обследования предметов, что является основой для обогащения восприятия, формирования представлений об окружающем мире;
  •  Проявление эмоциональности и интереса к художественной деятельности;
  • Отображение своих представлений и впечатлений об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации);
  • Создание образов конкретных предметов и явлений окружающего мира;
  • Передача формы и цвета доступными художественными способами (конструктивным, пластическим, модульным, каркасным);
  • Целенаправленное создание, рассматривание и обыгрывание созданных образов (колобок, дорожка, машина, птичка и т. д.), постройки (забор, мостик, диванчик, стол, домик) и композиций (колобок на дорожке, кукла в кроватке, солнышко в окошке);
  • Знание основных и промежуточных цветов.

Оптимальный уровень – в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве ребенок охотно и с устойчивым, ярко выраженным интересом выражает собственные представления и впечатления об окружающем мире: создает эмоционально-выразительные образы и выражает свое отношение к ним; с увлечением рассматривает книжные иллюстрации и предметы декоративно-прикладного искусства; замечает красивое в природе, искусстве и в повседневном быту (в игрушках, одежде, упаковке и др), хорошо сопоставляет название основных и промежуточных цветов с самими цветами, правильно держит инструменты (карандаши, фломастеры, мелки, кисть).

Достаточный уровень – в разных видах изобразительной деятельности ребенок обычно следует образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением, но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается рассматривать иллюстрации, рисовать, лепить, делать аппликации и конструировать вместе со взрослыми, определяет только основные цвета, не уверенно обращается с инструментами (кистью, карандашом, фломастером).

Низкий уровень – ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительной деятельности; создает схематичное изображение по образцу, не выражает свое отношение к ее процессу и результату; не сопоставляет название цвета с данным цветом, не правильно держит инструменты (кисть, карандаш, фломастер).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

2.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.

3.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.

4.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007

5.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.

6.Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.

7.Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

8.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО,2010.

9.Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.

10.Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.