ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА художественной направленности «Волшебные краски» для детей 2-4 лет (срок реализации 1 год)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 38 «Зоренька»
ПРИНЯТО Решением педагогического Совета МБДОУ №38 «Зоренька» | УТВЕРЖДЕНО Приказом от ДС38-11-66/4 от 16.04.2024 г .Заведующий МБДОУ № 38 «Зоренька» |
Протокол №3 от 16.04.2024 г. | Н.П. Нечипорук |
|
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
художественной направленности
«Волшебные краски»
для детей 2-4 лет
(срок реализации 1 год)
Возраст обучающихся: 2-4 лет
Срок реализации программы: 1 год
Количество часов в год: 76 ч.
Автор-составитель программы:
Салимьянова Гульшат Масхутовна
Воспитатель
Сургут
2024 год
Аннотация
Программа «Волшебные краски» имеет художественную направленность для детей с 2 до 4 лет. В ходе ее освоения дети приобщаются к изобразительному искусству, приобретают практические навыки изобразительного творчества
Срок реализации программы - 1 год 2 часа в неделю, 76 часов за курс. По окончанию освоения курса проводится выставка детских работ
Паспорт
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 38 «Зоренька»
Полное название дополнительной общеобразовательной программы | Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Волшебные краски» |
Ф.И.О. педагогического работника, реализующего дополнительную общеобразовательную программу | Салимьянова Гульшат Масхутовна |
Год разработки дополнительной общеобразовательной программы | 2023 |
Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа (в случае ее реализации) | Принята педагогическим советом от 16.04.2024 г. протокол № 3, утверждена заведующим МБДОУ№ 38 «Зоренька» Н.П. Нечипорук Приказ ДС38-11-66/4 от 16.04.2024 г. |
Информация о наличии рецензии | - |
Цель дополнительной общеобразовательной программы | Развитие творческого потенциала ребенка в процессе обучения основам изобразительной деятельности. |
Задачи дополнительной общеобразовательной программы | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Ожидаемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы |
|
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы | 1 год |
Количество часов в неделю, год необходимых для реализации дополнительной общеобразовательной программы | 2 раза в неделю 76 занятий в год 15 минут и более |
Возраст обучающихся по дополнительной образовательной программе | Возраст детей - 2 -4 лет |
Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.
Программа разработана в соответствии:
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнения);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 №329 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодежи»
- Уставом МБДОУ детского сада № 38 «Зоренька».
Реализация дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы осуществляется за пределами ФГОС и федеральных требований, и не предусматривает подготовку обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации по образовательным программам
Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование самое любимое и доступное занятие у детей. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес. Именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы.
Новизна программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной).
Направленность - художественная
Уровень освоения программы – стартовый
Отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые, для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Адресат программы - программа предназначена для обучения детей дошкольного возраста 2-4 лет
Количество обучающихся в группе - постоянный в течение одного года от 5 до 9 человек.
Объем программы - предусматривает 76 занятий в течение года.
Режим занятий Занятия проводятся два раза в неделю во второй половине дня с детьми старшего возраста (2-4лет) в соответствии с расписанием занятий
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Организация образовательного процесса регламентируется календарным графиком и расписанием занятий, которые разработаны и утверждены образовательной организацией. Занятия проводятся во второй половине дня после дневного сна. Набор в детей в группу проводится по заявлению родителей (законных представителей).
В группу принимаются обучающиеся старшего дошкольного возраста (2-4 лет).
Расписание занятий по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Волшебные краски»
Дни недели | Время проведения | Продолжительность |
Вторник | 15 ч.30 м.-15.ч.45 мин. | 15 минут ( 1академический час.) |
четверг | 15 ч.30 м.-15.ч.45 мин. | 15 минут ( 1академический час.) |
Формы организации учебных занятий
Форма организации детей на занятии: групповая.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
Методы проведения занятия:
словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
- практические
- игровые
Используемые методы
дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Для развития интереса воспитанников к изучаемой программе рекомендуется:
- создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- творческий подход: креативность организация воспитательно-образовательного процесса;.
- вариативность: использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- уважительного отношения к результатам детского творчества;
- индивидуализации: дифференцированный подход в обучении к каждому воспитаннику.
В ходе реализации данной программы дети знакомятся со следующими нетрадиционными техниками рисования:
- «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
- монотипия;
- рисование по мокрой бумаге;
- рисование путем разбрызгивание краски;
- оттиски штампов различных видов;
- рисование жесткой кистью (тычок).
Цель: развивать у детей творческие способности средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
- Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
- Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
- Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Учебно-тематический план
При реализации программы используется ИКТ
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | формы контроля |
1 | Пальчиковая живопись | 28 часов | просмотры и выставки работ, во время которых определяются практические умения и навыки детей |
2 | Рисование жёсткой кистью (тычок) | 16 часов | |
3 | Монотипия | 12часов | |
4 | Рисование по мокрой бумаге | 4 часа | |
5 | Рисование путём разбрызгивания краски | 5 час | |
6 | Оттиски штампов различных видов | 11 часов | |
| Итого: | 76 часа |
|
Содержание учебно тематического плана
СЕНТЯБРЬ | ||||||||||
1-2 | «Мой любимый дождик» | Рисование пальчиками | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой - рисование пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, используя точку как средство выразительности. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | Гуашь в мисочках, салфетки, альбомный лист. | ||||||
3-4 | Осеннее дерево | Тычок жесткой кистью | Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность. | Жесткие кисти, гуашь в мисочках, салфетки, альбомный лист. | ||||||
5-6 | Мухомор | Рисование пальчиками | Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки мухомора. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. | Кисти, гуашь в мисочках, салфетки, альбомный лист. | ||||||
7-8 | Цветочная поляна | Примакивание | Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство композиции. | Лист бумаги, тонированным зеленым цветом, кисти, гуашь разных цветов. | ||||||
ОКТЯБРЬ | ||||||||||
1. | Ветка рябины | Рисование пальчиками, примакивание | Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. | Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти. | ||||||
2. | Нарисуй воздушные шарики | Оттиск пробкой, рисование пальчиками | Учить рисовать предметы овальной формы. Упражнять в украшении рисунков. | Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти, пробка. | ||||||
3. | Компоты и варенье в баночках | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Продолжать учить наносить ритмично точки на всю поверхность банки. Развивать чувство композиции. | Вырезанные из бумаги банки. печати, гуашь. | ||||||
4. | Осенние листья | Отпечаток листьев. | Познакомить с техникой печатания листьев. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. | Гуашь, поролоновые тампоны, принадлежности для рисования. | ||||||
5 | Яблоко – красное, сладкое | Рисование кистью | Учить рисовать яблоко гуашью. Совершенствовать технику рисования. | Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти. | ||||||
6 | Ежик | Оттиск смятой бумагой | Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции. | Мисочка с гуашью, кисточка, смятая бумага. | ||||||
7 | Листопад | Рисование пальчиками | Учить рисовать листопад, передавая его образ. Воспитывать аккуратность. | Лист тонированной бумаги, гуашь. | ||||||
8 | Ласковый котенок | Рисование пальчиками | Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать у детей желание помочь котенку. | Лист бумаги, гуашь. | ||||||
НОЯБРЬ | ||||||||||
1. | Мои игрушки | Оттиск пробкой, рисование пальчиками | Упражнять в рисовании предметов круглой формы. Закреплять умение украшать предметы. | Гуашь, кисти, пробка. | ||||||
2. | Колобок катится по дорожке | Рисование кистью | Создание образа колобка на основе круга. Самостоятельное использование таких выразительных средств, как линия, форма, цвет. | Лист бумаги, гуашь, кисти. | ||||||
3. | Аленький цветочек | Рисование пальчиками | Учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | Альбомный лист, гуашь. | ||||||
4. | Наряды для наших кукол | Рисование пальчиками | Учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Вызвать у детей желание нарисовать красивые платья для кукол, живущих в нашей группе. | Вырезанные из бумаги платья, кисть, гуашь. | ||||||
5 | «Кукла – неваляшка» | Рисование кистью | Учить изображать предмет, состоящий из двух частей одинаковой формы, но разной величины. Учить закрашивать изображение. Дополняя предмет дополнительными деталями . | Лист тонированной бумаги, акварель, кисти. | ||||||
6 | Дождик и грибок | Рисование пальчиками | Учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Побуждать детей доступными каждому ребёнку средствами выразительности изображать которые они видели, пробовали и хотели бы нарисовать. | Лист бумаги, гуашь. | ||||||
7 | Волшебный цветочек | Рисование пальчиками | Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами | Лист бумаги, гуашь. | ||||||
8 | Украсить свитер | Тычок жесткой кистью | Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма. | Вырезанные из бумаги свитера. Жесткая кисть, гуашь. | ||||||
ДЕКАБРЬ | ||||||||||
1. | Красивые салфетки | Рисование кистью. | Учить рисовать узоры на салфетках круглой формы. Закрепить умение сочетать элементы декора по цвету и форме (точки, круги, пятна, линии прямые). Развитие чувства композиции. | Лист тонированной бумаги круглой формы, гуашь, кисти. | ||||||
2. | «Моя любимая чашка» | Рисование в технике печатанья | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатанья. | Альбомный лист, гуашь, печати. | ||||||
3. | «Дерево зимой» | Рисование кистью. | Учить детей отражать впечатления зимы; рисовать предмет, состоящий из вертикальных и наклонных линий. Дорисовывать хлопья снега путем примакивания белой краски, ворсом кисти. | Альбомный лист, гуашь, кисти. | ||||||
4. | Звездочки на небе | Рисование пальчиками | Учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в рисунке. | Лист тонированной бумаги, гуашь. | ||||||
5 | Дед Мороз | Рисование ладошкой | Познакомить с техникой печатанья ладошками – учить рисовать бороду Деда Мороза. Развивать внимание, мышление, память, речь. | Альбомный лист, гуашь. | ||||||
6 | Дед Мороз | Рисование ладошкой | Учить рисовать глаза, украшать шапочку Деда Мороза помпончиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | Альбомный лист, гуашь, поролон. | ||||||
7 | Елочка-красавица | Коллективная работа, рисование ладошками | Развивать внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений в рисунке; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. | Альбомный лист, гуашь. | ||||||
8 | Елочка-красавица | Коллективная работа, рисование ладошками | Учить рисовать пальчиками. Развивать внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений в рисунке; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. | Альбомный лист, гуашь. | ||||||
ЯНВАРЬ | ||||||||||
1. | «Новогодние игрушки» | Рисование кистью | Учить детей изображать округлые формы и знакомые ёлочные игрушки доступными им средствами выразительности. Вызвать у детей радостное настроение в связи с приходом новогодних праздников. | Альбомный лист, акварель, кисти. | ||||||
2. | Зимний лес | Рисование кистью | Закрепить умение рисовать деревья. Развивать чувство композиции. | Альбомный лист, гуашь, кисти. | ||||||
3 | Зайка | Рисование пальчиками | Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать у детей желание помочь зайчику спрятаться в зимнем лесу – нарисовать для него белую шубку. | Альбомный лист, гуашь. | ||||||
4 | Снегопад за окном | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность листа. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. | Лист тонированной бумаги, гуашь. | ||||||
5 | Вьюга | Рисование хаотичных узоров в технике по – мокрому. | Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий. Развитие чувства цвета (восприятие и создание разных оттенков синего). Выделение и обозначение голубого оттенка. | Альбомный лист, акварель. | ||||||
6 | Снеговик | Оттиск пенопластом | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить прижимать пенопласт к блюдцу с краской и наносить оттиск на бумагу. | Лист тонированной бумаги, гуашь, кусочки пенопласта, | ||||||
ФЕВРАЛЬ | ||||||||||
1. | Плюшевый медвежонок | Рисование поролоном | Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой игрушки, закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет. Учить рисовать крупно. Развивать творческое воображение. | Альбомный лист, гуашь, кисти. | ||||||
2. | Морское путешествие | Рисование пальчиками | Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | Альбомный лист, гуашь. | ||||||
3. | Веселая птичка | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить различать оттенки оранжевый, фиолетовый. Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. | Альбомный лист, гуашь. | ||||||
4. | Маленький тигренок. | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. | Альбомный лист, гуашь. | ||||||
5. | Мои любимые рыбки | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. | Альбомный лист, гуашь. | ||||||
6. | Маленький друг | Рисование способом тычка | Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. | Альбомный лист, гуашь, кисти. | ||||||
7. |
«Дымковская игрушка» | Оттиск печатками | Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора. | Альбомный лист, гуашь, кисти. | ||||||
8. | Нарисуй и укрась вазу для цветов | Оттиск печатками | Совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках. Развивать воображение, чувство композиции. | Альбомный лист, акварель, кисти. | ||||||
МАРТ | ||||||||||
1. | Во дворе | Рисование ладошками и пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками и печатанья ладошками. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику. Воспитывать интерес и отображению ярких впечатлений в рисунке различными средствами. Развивать чувство композиции. | Альбомный лист, гуашь. | ||||||
2. | Веселые осьминожки (коллективная работа). | Рисование ладошками | Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Закрепить умение дополнять изображение деталями. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. | Лист тонированной бумаги, гуашь. | ||||||
3. | Веточка мимозы | Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много). Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок маме красивый букет. | Лист тонированной бумаги, гуашь. | ||||||
4. | Салфетка | Рисование пальчиками | Учить различать оттенки фиолетовый, розовый. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | Альбомный лист, гуашь. | ||||||
5. | Ночь и звезды | Рисование пальчиками | Учить различать оттенки оранжевого, розового и голубого. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке | Лист тонированной бумаги, гуашь. | ||||||
6. | Бусы для куклы Кати. | Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки - рисовать узор бусины на нитке. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок кукле Кате красивые разноцветные бусы. | Альбомный лист, гуашь. | ||||||
7. | «Веселые матрешки» | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Вызвать у детей желание нарисовать красивые сарафаны для матрешек. | Альбомный лист, гуашь. | ||||||
8. | Лошадка | Рисование ладошками | Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лошадки. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способам. | Альбомный лист, гуашь. | ||||||
АПРЕЛЬ | ||||||||||
1. | Ваза с фруктами | Рисование кистью | Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Продолжать знакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. | Альбомный лист, гуашь, кисти. | ||||||
2. | Солнышко (коллективная работа). | Рисование ладошками | Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. | Альбомный лист, гуашь. | ||||||
3. | Жар- птица | Рисование ладошками | Учить наносить быстро краску и делать отпечатки –птицы. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способам. | Альбомный лист, гуашь. | ||||||
4. | Улитки на прогулке | Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | Альбомный лист, гуашь. | ||||||
5. | “Клубнички-невелички” | Создание образа клубничек. | Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма. Воспитывать аккуратность, эмоциональную отзывчивость. | Альбомный лист, гуашь, кисти. | ||||||
6. | Кто в каком домике живет | Рисование кистью | Учить создавать изображения предметов, состоящих из прямоугольных, квадратных, треугольных частей (скворечник, улей, конура, будка). | Лист тонированной бумаги, акварель, кисти. | ||||||
7. | Украсим кукле платьице | Рисование фломастерами | Учить детей составлять узор из знакомых элементов (полосы, точки, круги). Развивать творческое начало, эстетическое восприятие, воображение. | Альбомный лист, фломастеры. | ||||||
8. | Закат | Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию. | Альбомный лист, гуашь. | ||||||
МАЙ | ||||||||||
1-2 | Рыбки плавают в аквариуме | Рисование кистью | Учить изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники. Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера. | Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти.
| ||||||
3-4 | Сказочный домик-теремок | Рисование фломастерами. | Учить передавать в рисунке образ сказки. Развивать: - образные представления; - воображение; - самостоятельность и творчество в изображении и украшении сказочного домика. Совершенствовать приемы украшения | Альбомный лист, фломастеры. | ||||||
5. | Носит одуванчик желтый сарафанчик. | Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение ритмично точки на всю поверхность листа. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. | Лист тонированной бумаги, гуашь. | ||||||
6. | Божьи коровки | Рисование пальчиками | Учить детей пальчиком рисовать кружочки, черного цвета. Развивать мелкую моторику. | Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти. | ||||||
7. | «Мой веселый звонкий мяч» | Рисование кистью | Рисование круглых двуцветных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. | Альбомный лист, гуашь, кисть. | ||||||
8. | «Радуга-дуга» | Рисование кистью | Создание образа сказочной радуги и цветных королевств (по выбору, развитие творческого воображения. | Альбомный лист, гуашь, кисть. | ||||||
ИТОГОВАЯ ВЫСТАВКА ДЕТСКИХ РАБОТ | ||||||||||
Планируемые результаты
- развитие мелкой моторики рук;
- обострение тактильного восприятия;
- улучшение цветовосприятия;
- концентрация внимания;
- повышение уровня воображения и самооценки;
- расширение и обогащение художественного опыта;
- формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;
- развитие умения передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Календарный учебный график к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе.
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | ||||||||
Первый год обучения ( стартовый уровень | ||||||||
1 полугодие | 2 полугодие | Итого | ||||||
Период | Кол-ство недель | Кол-ство часов | Период | Кол-ство недель | Кол ство часов | Ко-ство недель | Кол-ство часов | |
01-09-31.12.2024 | 18 | 36 | 08.01.-31.05.25 | 20
| 40 | 38 | 76 | |
Сроки организации входного, промежуточного, итогового контроля | Формы контроля | |||||||
13.12.202424.12.24 | 16.05.2025-27.05.2025 | просмотры работ, выставки | ||||||
Условия реализации программы
Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветриваться.
Методическое обеспечение программы
Литература для педагога.
1.Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
2. Зеленова О.Н. Развитие выразительности детского рисунка при обучении детей изображению животных с использованием различных техник рисования [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/articles/549430/
3. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 2007
4.Казанова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М., 1983
5.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М., Просвещение, 1978
6.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в датском саду: обучение и творчество. М.,1990.
7.Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. 2-е изд., М., Просвещение, 1976
8.Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М., Просвещение, 1970
9.Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом. Санкт-Петербург,2001.
10.Курочкина Н.А. Знакомство с пейзажной живописью..Санкт-Петербург,2001.
11.Курочкина Н.К. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Санкт- Петербург,2004.
12.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду– М.: Сфера, 2011
13.Смирнова М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры. – Волгоград: Учитель, 2009
14.Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба и игра. Изобразительное
искусство. Ярославль, «Академия наук», 1997.
15.Чумичева Р.М., Дошкольникам о живописи. М.; П, 1992.
16.Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного
возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
17.Штанько И.В. Диагностики уровня развития основ художественной культуры старшего дошкольника. Журнал «Управление дошкольным учреждением» №5, 2005, стр.73
Литература, рекомендуемая для детей.
- Горбатов В. Кто как летает. – М.: Изобр. Искусство, 1990.- 16 открыток.
- Каменева Е.О. Какого цвета радуга / Оформ. Мищенко Н. – М.: Дет. Лит., 1991.
- Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995.
- Надеждина Н.А. Кого цвета снег / Оформ. А.Асеева. - М.: Малыш, 1990.
- Стебловская Л.П. Учитесь рисовать: Альбом для учащихся
- 2 года обучения. – Киев: Рад.шк., 1990.
- Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.
- Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.
- Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.
- Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.
- Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
- Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
- Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.
- Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.
- Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.
- Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.
- Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.
Литература, рекомендуемая для родителей.
- Бедник Н.И. Цветы на подносе / Рис. Л.А. Солодовниковой.- Л.: Художник РСФСР, 1990.
- Левин С.Д. Ваш ребёнок рисует. М., 1980.
- Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник, 1991.
- Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.
- Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.
- Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2005.
- Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.
- Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: Академия холдинг, 2001.
- Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2002.
Учебно-практическое оборудование:
- Краски акварельные
- Краски гуашевые
- Бумага А3, А4
- Восковые мелки
- Пастель
- Кисти беличьи
- Емкости для воды
- Салфетки
- Палитра
- Цветные карандаши
- Штампы
- Жесткие кисти
Воспитательный компонент программы
В процессе занятий по программе у детей формируются:
- усидчивость, аккуратность, терпение, настойчивость в достижении цели.
- умение взаимодействовать с другими членами коллектива, умение работать в коллективе
- уважительное отношение к своему труду и труду своих друзей.
Формы промежуточной аттестации и итогового контроля
Проводятся просмотры и выставки работ, во время которых определяются практические умения и навыки детей
Общие показатели развития детского творчества детей с 2 до 4х лет:
- Проявление устойчивого интереса к книжной графике, к декоративно-прикладному искусству, музыкальным инструментам;
- Понимание, что изображение отличается от реальных предметов;
- Экспериментирование с художественными инструментами (карандаш, фломастер, кисть) и материалами;
- Осваивание способов зрительного и тактильного обследования предметов, что является основой для обогащения восприятия, формирования представлений об окружающем мире;
- Проявление эмоциональности и интереса к художественной деятельности;
- Отображение своих представлений и впечатлений об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации);
- Создание образов конкретных предметов и явлений окружающего мира;
- Передача формы и цвета доступными художественными способами (конструктивным, пластическим, модульным, каркасным);
- Целенаправленное создание, рассматривание и обыгрывание созданных образов (колобок, дорожка, машина, птичка и т. д.), постройки (забор, мостик, диванчик, стол, домик) и композиций (колобок на дорожке, кукла в кроватке, солнышко в окошке);
- Знание основных и промежуточных цветов.
Оптимальный уровень – в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве ребенок охотно и с устойчивым, ярко выраженным интересом выражает собственные представления и впечатления об окружающем мире: создает эмоционально-выразительные образы и выражает свое отношение к ним; с увлечением рассматривает книжные иллюстрации и предметы декоративно-прикладного искусства; замечает красивое в природе, искусстве и в повседневном быту (в игрушках, одежде, упаковке и др), хорошо сопоставляет название основных и промежуточных цветов с самими цветами, правильно держит инструменты (карандаши, фломастеры, мелки, кисть).
Достаточный уровень – в разных видах изобразительной деятельности ребенок обычно следует образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением, но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается рассматривать иллюстрации, рисовать, лепить, делать аппликации и конструировать вместе со взрослыми, определяет только основные цвета, не уверенно обращается с инструментами (кистью, карандашом, фломастером).
Низкий уровень – ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительной деятельности; создает схематичное изображение по образцу, не выражает свое отношение к ее процессу и результату; не сопоставляет название цвета с данным цветом, не правильно держит инструменты (кисть, карандаш, фломастер).
Список использованной литературы
1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
2.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
3.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
4.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
5.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
6.Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.
7.Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
8.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО,2010.
9.Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
10.Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.