Индивидуальная программа сопровождения обучающего с ограниченными возможностями здоровья (ТНР)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38 «Зоренька»
Индивидуальная программа сопровождения обучающего
с ограниченными возможностями здоровья (ТНР)
М….. С…. В… 20.11.2019
СОГЛАСОВАНО: ОЗНАКОМЛЕН:
Заведующий МБДОУ№38«Зоренька»
Н.П.Нечипорук Родители (законные представители)
Дата: « » 20 г.
Индивидуальная программа сопровождения обучающего
Ф.И.О. ребенка: М.С.В.
Дата рождения: 20.11.2019
Заключение ТПМПК: №16660 от 21.06.2019 Обучение по АООП ДО для воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи
Рекомендации ТПМПК: Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоционально – волевой сферы, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы.
Особенности развития ребенка:
- Эмоционально-волевая сфера: Активный мальчик. Легко вступает в контакт со взрослыми и детьми. На замечания педагога реагирует адекватно.
2.Развитие познавательной сферы:
Обучаемость – При возникновении трудностей обращается за помощью, старается при выполнении заданий.
Способы выполнения – использует зрительное соотнесение, перебор вариантов.
Отношение к неудаче – неудачу оценивает спокойно, но неправильность своих действий старается исправить самостоятельно.
Характер деятельности – необходимо стимулирование, подбадривание при выполнении заданий. Темп деятельности средний.
Восприятие – знает цвета и геометрические фигуры, сравнивает предметы по размеру. Целостное восприятие по возрасту. Собирает самостоятельно пазлы, с опорой на рисунок.
Внимание (непроизвольное) - внимание неустойчиво, сосредоточение и распределение снижены.
Мышление: наглядно – действенное мышление развито по возрасту. Наглядно-образное мышление в пределах возрастной нормы.
- Развитие игровой деятельности: Игра – продолжение развития предметной деятельности. Навыки игры сформированы по возрасту. Предпочитает играть в паре в настольно- печатные, сюжетные, строительные игры, конструкторы. В сюжетных играх берет на себя второстепенные роли.
- Развитие мелкой моторики: Развитие мелкой моторики рук соответствует возрастной норме.
- Развитие речи – связная речь в стадии формирования. Составляет рассказы с помощью мнемотаблиц, пересказывает прочитанные тексты.
Заключение педагога – психолога: психологическое развитие ребенка ниже возрастной нормы.
Дата проведения ППк: 01.09.2023г.
Решение ППк: взять на ППМС сопровождение с 04.09.2023г. Разработать индивидуальную коррекционно-развивающую программу сопровождения.
Сроки реализации программы: при переходе от одного уровня образования на другой.
Сроки динамического контроля: апрель – май 2025г.
Содержание программы:
Участники сопровожден ия | Направления деятельности Задачи коррекционной работы | Содержание деятельности (программа), форма занятий, периодичность | Ожидаемый результат | Формы контроля (диагностика) |
Педагог- психолог |
|
|
|
|
Учитель- логопед |
|
|
|
|
Воспитатель |
-Развитие фонематического восприятия, обучение звуковому анализу и синтезу слов.
высказывания - Развитие произвольного внимания |
совершенствование диалогической и монологической речи, на развитие произвольного внимания Каждый день вторая половина дня (10мин) |
предложением, ведет диалог со сверстниками, педагогом, умеет делиться впечатлениями
| Мониторинг |
Время реализации программы
2024-2025 | |||||
специалисты | количество занятий | ||||
в неделю | в год | итого | |||
групповые | индивидуальные | групповые | индивидуальные | ||
учитель-логопед |
|
|
|
|
|
педагог-психолог |
|
|
|
|
|
воспитатель | 1 | 2 | 36 | 72 | 108 |
Продолжительность занятий.
Возраст | Продолжительность занятий | |
индивидуальные | групповые | |
младший дошкольный возраст | 15 мин | 15 мин |
средний дошкольный возраст | 20 мин | 20 мин |
старший дошкольный возраст (5-6 лет) | 20 мин | 25 мин |
старший дошкольный возраст (6-7 лет) | 25 мин | 30 мин |
Ознакомлены и согласны: / /
ФИО родителей, подпись, дата
Результат реализации индивидуальной программы сопровождения (динамика, эффективность проведенной работы, рекомендации по организации дальнейшего сопровождения или информация о завершении сопровождения):
![]() |
Ознакомлены и согласны: /ФИО родителей, подпись, дата/
Программа коррекционно-развивающих занятий
по формированию, коррекции и развития коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развития произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развития компетенций познавательной сферы.
Воспитатель: Г.Д.Кумарова
СОЖЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
I | Вводная часть программы |
1. | Пояснительная записка |
1.1 | Цели и задачи программы. |
1.2 | Используемые методики, технологи, инструментарий |
1.3 | Описание со ссылкой на источники |
1.4 | Обоснованные критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы. |
1.5 | Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы |
1.6 | Сроки и этапы реализации программы. |
1.7 | Ожидаемые результаты реализации программы (промежуточные и итоговые). |
1.8 | Система организации контроля за реализацией программы. |
1.9 | Критерии оценки достижения планируемых результатов: |
1.10 | Модули, разделы, блоки программы. Перечень и описание программных мероприятий |
II | Основная часть программы: |
2.1 | Описание используемых методик и технологий. |
2.2 | Учебно-тематические планы |
2.3 | Описание занятий |
III - | Заключительная часть программы |
3.1 | Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения |
3.2 | Список использованной литературы |
Настоящая коррекционо- развивающая программа для детей с ОВЗ разработана в соответствии с Федеральным законом об образовании в Российской Федерации (в ред. ФЗ от 07.05.2013 N 99-ФЗ). Статья 79 «Организация получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», примерной общеобразовательной программой ДО «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., ООП МБДОУ № 38 «Зоренька», АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи, требованиями Министерства образования к обязательной
документации педагога – психолога. Коррекционно- развивающая программа создана для решения проблем в развитии коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитии произвольной регуляции деятельности, пространственных
представлений, игровой деятельности, развитии компетенций познавательной сферы данного ребенка. Необходимость в разработке индивидуальной программы сопровождения (ППМС помощи) обусловлена заключением ТПМПК (№16660 от 21.06.2019г.) Программа позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его
развития и оценить полученные результаты. Актуальность и значимость данной программы: встает вопрос о развитии ребенка с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи в детском коллективе, обучении в ДОУ и в дальнейшем общеобразовательной школе. Программа
предусматривает тренировочные упражнения, коррекционно-развивающие игры и задания, рассчитанные на развитие западающих звеньев. Значимой чертой данной программы является характер проведения занятий, которые проходят в игровой форме. Благоприятная эмоциональная атмосфера способна направлять деятельность ребенка в русло благоприятного варианта развития.
Программа может быть использована, как самостоятельная часть, более общей программы по оптимизации психического развития ребенка, но ее самостоятельное применение не снижает эффекта.
Данная программа основывается на следующих принципах:
- Принцип системность коррекционных, профилактических и развивающих задач. Данная программа составлена с учётом системы задач трех уровней.
-Коррекционные задачи, направленные на устранение трудностей в развитии психических процессов. В данном случаи работа направлена на формирование, коррекцию и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоционально – волевой сферы,
пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы. которые по результатам диагностики недостаточно развиты.
-развивающие задачи направленные на развитие компетенций познавательной сферы ее эффективного использования в деятельности ребенка с ОВЗ, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности.
- профилактические задачи направленные на профилактику предупреждения возможных трудностей в учебной деятельности. С этой целью следует воспитывать самоконтроль у ребёнка, чтобы в дальнейшем он мог контролировать свои эмоции и избежать трудностей.
В программу также включены упражнения способствующие развитию навыков общения, умения работать в группах, так как произвольное внимание предполагает также умение координировать свои действия с действиями других членов коллектива.
- Принцип единство диагностики и коррекции. Прежде чем составить программу, была проведена психологическая диагностика ребенка. На основании диагностики было выявлено недостаточное формирование коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы. Также в программу включены игры с диагностическим характером, для определения динамики
развития ребенка. По завершению работы по программе проводится психологическая диагностика с целью определения эффективности проведенной работы с ребенком и составление дальнейших рекомендаций.
- Принцип приоритетность коррекции каузального типа. В соответствии с этим принципом приоритетной целью проведения коррекции является устранение причин лежащих в основе трудностей воспитания и развития ребенка. В данном случае причиной является нарушения речи и недостаточное формирование коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы. Данная программа построена таким образом, чтобы в какой- то степени снизить количество этих причин, через использование интересного наглядного материала, чередование дидактических игр, проведение физкультминуток и релаксационных упражнений.
- Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации, а ведущая деятельность дошкольника –игра. Таким образом, в данной программе подобраны игры и упражнения направленные на коррекцию развития ребенка.
- Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка. Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности. В данной программе учитывается возрастные особенности старшего дошкольного возраста и индивидуальные особенности ребенка с ОВЗ выявленные в ходе диагностического исследования.
- Комплексность методов психологического воздействия. Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования как в обучении, так и воспитании детей с особыми потребностями всего многообразия методов, приемов, средств. В данной программе используются различные методы психологического воздействия: дидактические игры, подвижные игры, рисуночная терапия, малоподвижные игры.
- Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком. Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении. Возможности компенсации когнитивных и поведенческих нарушений существенно повышаются при активном участии родителей в формирующей работе.
Во взаимодействии педагога – психолога с семьей выделяют три ступени:
-создание у родителей установки на совместное решение задач коррекции и развития ребенка
-разработка общей стратегии сотрудничества
-реализация единого согласованного индивидуального подхода к ребенку, с целью максимальной коррекции отставания в развитии, для перехода на следующую ступень развития.
- Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. Учитывая данный принцип, при составлении программы следует опираться на более развитые психические процессы.
- Принцип программированного обучения. Представленная программа состоит из последовательных и взаимосвязанных этапов работы. Ориентировочный этап дает возможность познакомиться с ребенком, установить контакт. Коррекционный этап - непосредственно коррекционная работа, в данном случае развитие и коррекция основных познавательных процессов. Используются специально подобранные игры и упражнения. Итоговый этап-закрепление, подведение итогов проведенной работы.
- Учет объема и степени разнообразия материала. В начале программы занятия больше направлены на концентрацию, распределение внимания, памяти, мышления. А затем, когда ребенок это усвоил, предлагается овладеть остальными свойствами внимания. Материал разнообразный, что создает благоприятный фон для работы с ребенком.
- Учет эмоциональной сложности материала. Для создания положительного эмоционального фона занятий и стимулирования положительных эмоций у ребенка в программе используются сказочные и игровые элементы. Так же в конце каждого занятия проводится релаксация, что способствует снятию возможного напряжения после занятия.
Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.
- Цели: Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы у ребенка старшего дошкольного возраста с ТНР.
Задачи:
- Развитие коммуникативных и социальных компетенций
- Развитие эмоционально – волевой сферы.
- Развитие пространственных представлений.
- Развитие игровой деятельности.
- Развитие познавательной сферы.
- При создании программы использовались следующие методики и технологии: в основном игровые упражнения ИКТ, здоровьесберегающие.
- Обоснованность критерий ограничения и противопоказания на участие и освоении программы нет.
- Специалисты реализующие развивающую программу должны иметь высшее дошкольное образование или высшее психологическое
образования. Занятия проводятся, как в специальном помещении (кабинет педагога- психолога) с необходимым материально – техническим обеспечением образовательного процесса: демонстрационные, раздаточные, дидактические материалы , столы, стулья, компьютер,
интерактивная доска (использование на занятиях интерактивных игр: «Что пропало?» ,«Чего не хватает в ряду?», «Поможем Маше», «Один день из жизни Барбоскиных), Бизибордов , светодиодный песочный стол, наборов «Фребеля» «Фросии», «Петра», комплекса «Ортодон»,
модульных ковриков, наборов для развития мелкой и крупной моторики «Попади», «Помоги Зайцу найти дорогу домой», «Попробуй-ка найти», «Дом для мышки», «Цветы», «Развиваем интеллект», наборы «Лего» «Дом для геометрических фигур», картотеки игр и
упражнений на развитие эмоций, психических процессов, тренажер внимания и памяти «А ты запомнил», «В чем ошибся художник?», «Что пропало?», «Что изменилось?», комплекса игровых пособий «Игротека», «Хочу учиться!».
Для проведения занятий, педагогу-психологу необходимы, для воспитанников цветные карандаши, набор эстетично оформленного демонстрационного, раздаточного и дидактического материала, презентации.
Учреждение для реализации программы обеспечено информационно (ресурсы Интернета).
- Формы организации занятий. Занятия проводятся в течении 9 месяцев. Педагог-психолог организует работу с ребенком в групповой и индивидуальной форме. Продолжительность занятий в зависимости от состояния и возможности ребенка - от 25 мину(инд.) до 30 мин.(груп.) Периодичность проведения занятия – пон-к: 09.00-09.30 (груп.),ср:09.10-09.40(груп.),чет.10.40-12.05 (инд.) .Это обусловлено тем, что для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) такая продолжительность занятий является оптимальной и не вызывает
переутомления.
Этапы проведения коррекционной работы:
- Ориентировочный этап- дает возможность познакомиться с ребенком и установить контакт.
- Коррекционный этап- формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоционально – волевой сферы, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы у ребенка старшего дошкольного возраста с ТНР
- Используются специально подобранные игры и упражнения, в ходе которых повышается познавательный интерес.
- Итоговый этап- закрепление, подведение итогов проведенной работы, с использованием уже имеющихся, или формирующихся умений расслабляться.
- Ожидаемые результаты (критерии оценки). Развивающий и коррекционной эффект. Ребенок становиться более активным и уверенным в своих силах и возможностях и на других занятиях, происходят положительные изменения в:
- Развитии коммуникативных и социальных компетенций
- Развитии эмоционально – волевой сферы.
- Развитии пространственных представлений.
- Развитии игровой деятельности.
- Развитии познавательной сферы.1.8. Систему организации контроля за реализацией программы осуществляет заместитель заведующего по УВР.
- Критерии оценки достижения планируемых результатов можно проследить при повторной диагностики. К завершению программы в соответствии с ФГОС у ребенка старшего дошкольного возраста наблюдался стойкий интерес ко всем видам игр и упражнений. Во время игр дети проявляли инициативу и демонстрировали уверенность в своих действиях.
- Структура развивающих занятий (72). Предлагаемая система занятий построена таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 3 блока заданий.
- Разминка. Создание эмоционального настроя в группе; упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
- Коррекционно-развивающий блок. Упражнения направленные на формирование, коррекцию и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы.
- Релаксация, психогимнастика. Упражнения на снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.
II. Основная часть программы
- При создании программы использовались следующие методики и технологии: игровая терапия, интерактивная, здоровьесберегающая и др.
- Учебно – тематический план (отдельно по развитию психических процессов)
- Программа была апробирована в МБДОУ № 38 д/с «Зоренька». Апробация имела положительный результат. Программа была
предложена, как программа для оказания образовательных услуг для детей с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи на базе детского сада.
Сентябрь- октябрь
№ занятие | Цель | Содержание занятия | Оборудование |
№1- №2 | -Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы. | Вводная часть Разминка Основная часть Игра «Запретные движения» Игра «Ладошка-кулачок» Психомышечная тренировка Заключительная часть Подведение итогов, прощание | Карточки с образцом, предметные картинки с Ксерокопия (приложение 2), десять игрушек небольшого размера. |
№3 №4 | - Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы. | Вводная часть Разминка Основная часть Игра «Хлопни в ладоши» Упражнение «Текстура» Игра «Не пропусти профессию» Игра «У оленя дом большой» Заключительная часть Подведение итогов, прощание | Кусочки меха, дерева, ткани, ваты, металлический брусок |
№5 № 6 | - Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы. | Вводная часть Разминка Основная часть Игра «Корректурные пробы» Игра «Наблюдательность Игра «Кто не на месте» Заключительная часть Подведение итогов, прощание | Карточки с образцом. |
№7 №8 | - Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы. | Вводная часть Разминка Основная часть Игра «Жмурки». Задание «Найди тень» Задание «Запомни меня» Заключительная часть Подведение итогов, прощание | Шарф, пять картинок с изображением знакомых предметов. |
|
|
|
|
№9 №10 | Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы. | Вводная часть Разминка Основная часть Игра «Слушай команду». Игра ««Испорченный телефон» Задание «Найди героев передачи» Игра «Воробьи и вороны» Заключительная часть Подведение итогов, прощание | Цветные кубики, набор счетных палочек, карточки с образцом |
№11 №12 | Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы. | Вводная часть Разминка Основная часть Игра «Мышка - птичка». Нанизывание бусинок по образцу Задание «Пирамидка» Игра «Угадай Заключительная часть Подведение итогов, прощание | Пирамидка, состоящая из колец разных цветов. |
№13 №14 | Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы. | Вводная часть Разминка Основная часть Игра «Корректурные пробы». Упражнение «Срисовывание по клеточкам» Игра «Улыбка» Заключительная часть Подведение итогов, прощание | Ксерокопия (приложение 2). |
№15 №16 | - Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы. | Вводная часть Разминка Основная часть Игра «Яблоко». Задание «Пульс» Игра «Скульптура» Заключительная часть Подведение итогов, прощание | Три похожих яблока, секундомер или часы, |
Ноябрь – декабрь
№ занятие | Цель | Содержание занятия | Оборудование |
№17 №18 | - Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы. | Вводная часть Разминка Основная часть Игра «Яблоко». Игра «Запомни картинки?» Выкладывание из палочек по образцу Заключительная часть Подведение итогов, прощание | Три похожих яблока, пять картинок с изображением знакомых предметов: стула, куклы, яблока, кастрюли, тарелки. |
№19 №20 | - Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы. | Вводная часть Разминка Основная часть Игра «Хлопни в ладоши». Игра «Каскад слов» Игра «Кто летает?» Заключительная часть Подведение итогов, прощание | Список слов (с.26). |
№21 №22 | -Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы. | Вводная часть Разминка Основная часть Игра «У оленя дом большой». Игра «Портрет» Заключительная часть Подведение итогов, прощание | Текст (с.26 упр 2.2), кукла. |
№23 №24 | - Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы. | Вводная часть Разминка Основная часть Игра «Слушай музыку». Игра «Купим мы, бабушка…» Заключительная часть Подведение итогов, прощание | Текст (с.29-31). |
№25 | - Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, | Вводная часть Разминка | Магнитофон, аудиозапись с веселой музыкой, три игрушки. |
№26 | компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы. | Основная часть Игра «Ручеек». Упражнение «Найди игрушки» Выкладывание из палочек по образцу Заключительная часть Подведение итогов, прощание |
|
№27 №28 | -Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы. | Вводная часть Разминка Основная часть Игра «Зачеркни букву». Выкладывание мозаики по образцу Игра «Будь внимателен» Игра «Что изменилось» Заключительная часть Подведение итогов, прощание | Вырезка из газеты или журнала (10*10 см), карандаш; две картинки с изображением одной и той же комнаты, на одной из картинок предметы переставлены и находятся в другом порядке. |
№29 №30 | -Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы. | Вводная часть Разминка Основная часть Игра «Узор ». Задание «Найди пять отличий» Упражнение «Найди два одинаковых предмета» Игра «Рассмотри внимательно» Заключительная часть Подведение итогов, прощание | Тетрадный лист в клеточку и карандаш; сюжетная картинка. |
№31 №32 | - Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы. | Вводная часть Разминка Основная часть Игра «Тряпичная кукла». Упражнение «Исключение лишнего предмета» Игра «Кто не на месте» Заключительная часть Подведение итогов, прощание | Десять игрушек небольшого размера. |
Январь – февраль
№ занятие | Цель | Содержание занятия | Оборудование |
№33 №34 | - Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы. | Вводная часть Разминка Основная часть Игра «Что изменилось». Упражнение «Рассмотри внимательно» Игра « Бубен, колокольчик, дудочка» Заключительная часть Подведение итогов, прощание | Сюжетная картинка, бубен, колокольчик, дудочка. |
№35 №36 | - Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы. | Вводная часть Разминка Основная часть Срисовывание по клеточкам» Игра «Слушай музыку» Игра « Назови соседей» Игра « Хлопки-движения» Заключительная часть Подведение итогов, прощание | Магнитофон, аудиозапись с веселкой музыкой. |
№37 №38 | - Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы. | Вводная часть Разминка Основная часть Игра « Придумай движение» Разучивание песни. Игра «Встречаемся и прощаемся с улыбкой» Заключительная часть Подведение итогов, прощание | Текст песни. |
№39 №40 | Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы. | Вводная часть Разминка Основная часть Игра «Запомни и покажи» Упражнение «Найди все цифры» Игра «Лимон» Заключительная часть Подведение итогов, прощание | Таблицы Ф.Е. Рыбакова (приложение 4,5 с. 57,58). |
|
|
|
|
№41 №42 | Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы. | Вводная часть Разминка Основная часть Игра «Улыбка» Игра «Найди отличия» Игра «Лимон» Заключительная часть Подведение итогов, прощание | Две картинки с похожими изображениями одного и того же предмета. |
№43 №44 | Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы. | Вводная часть Разминка Основная часть Игра «Быстро отвечай» Упражнение «Мячики - цветочки» Заключительная часть Подведение итогов, прощание | Карточки с образцом |
№45 №46 | - Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы. | Вводная часть Разминка Основная часть Игра «Хлопни в ладоши» Упражнение «Срисовывание по клеточкам» Игра «Запомни разные слова» Игра «Узор» Заключительная часть Подведение итогов, прощание | Тетрадный лист в клеточку и карандаши. |
№47 №48 | - Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы. | Вводная часть Разминка Основная часть Психомышечная тренировка. Упражнение «Срисовывание по клеточкам» Игра «Каскад слов» Заключительная часть Подведение итогов, прощание | Список слов (с.26). |
Март- апрель
№ занятие | Цель | Содержание занятия | Оборудование |
№49 №50 | Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы. | Вводная часть Разминка Основная часть Игра «Жмурки». Задание «Сравни, назови, сосчитай» Нанизывание бусинок по образцу Игра «Рассмотри внимательно» Заключительная часть Подведение итогов, прощание | Шарф, сюжетная картинка. |
№51 №52 | - Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы. | Вводная часть Разминка Основная часть Игра «Кто не на месте». Задание «Найди двух одинаковых животных» Упражнение «Срисовывание по клеточкам» Игра «Кто знает пусть дальше считает» Задание «Воспроизведение геометрических фигур» Заключительная часть Подведение итогов, прощание | Десять небольших игрушечных животных. |
№53 №54 | - Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы. | Вводная часть Разминка Основная часть Игра «В магазине зеркал». Задание «Найди тень» Игра «Квартет» Заключительная часть Подведение итогов, прощание | Разрезные картинки, стулья, карточки с образцом. |
№55 №56 | - Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой | Вводная часть Разминка Основная часть Игра «Ушки на макушке». Задание «Нарисуй круг, треугольник» | Картинки с изображение знакомых предметов. |
| деятельности, развитие компетенций познавательной сферы. | Задание «Сравни, назови, сосчитай» Задание «Запомни картинки» Заключительная часть Подведение итогов, прощание |
|
№57 №58 | Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы. | Вводная часть Разминка Основная часть Игра «Узор». Задание «Мышка - птичка» Задание «Сравни, назови, сосчитай» Заключительная часть Подведение итогов, прощание | Тетрадный лист в клеточку и карандаш. |
№59 №60 | - Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы. | Вводная часть Разминка Основная часть Игра «Погода». Задание «Что изменилось» Игра «Море волнуется» Заключительная часть Подведение итогов, прощание | Две картинки с изображением одной и той же комнаты, на одной из картинок предметы переставлены и находятся в другом порядке. |
№61 №62 | Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы. | Вводная часть Разминка Основная часть Задание «Сравни, назови, сосчитай» Игра «У оленя дом большой» Задание «Выложи кружочки» Заключительная часть Подведение итогов, прощание | Два набора по пять кружочков одного диаметра, но разного цвета. |
№63 №64 | - Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы. | Вводная часть Разминка Основная часть Игра «Слушай и называй». Упражнение «Срисовывание по клеточкам» «Выкладывание из палочек по образцу Игра «Дыхание» Заключительная часть Подведение итогов, прощание | Карточки с образцом, набор счетных палочек. |
Май
№ занятие | Цель | Содержание занятия | Оборудование |
№65 №66 | - Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы. | Вводная часть Разминка Основная часть Игра «Улыбка». Задание «Найди пять отличий» Выкладывание из палочек по образцу Игра «Бубен колокольчик, дудочка» Заключительная часть Подведение итогов, прощание | Бубен, колокольчик, дудочка. |
№67 №68 | Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы. | Вводная часть Разминка Основная часть Психомышечная тренировка. Задание «Исключение лишнего предмета» Выкладывание из мозаики по образцу Игра «Погода» Заключительная часть Подведение итогов, прощание | Картинки с изображением солнца, тучи, дождя и зонт. |
№69 №70 | - Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы. | Вводная часть Разминка Основная часть Игра «Делай то что говорю и показываю». Упражнение «Испорченный телефон» Игра «Шапокляк» Заключительная часть Подведение итогов, прощание | Десять картинок с изображениями: яблока, груши, хлеба, колбасы, бананов, конфет, варенья, рыбы, яиц, чупа-чупс, + пять картинок с изображением любых других продуктов, овощей фруктов, список с наименованием десяти продуктов, сумка, кошелек, подставка для картинок. |
№71 | Формирование, коррекция и развитие | Вводная часть | Кусочки меха, дерева, |
№72 | коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы. | Разминка Основная часть Игра «Приятное воспоминание». Задание «Текстура» Игра ««Испорченный телефон» Заключительная часть Подведение итогов, прощание | ткани, ваты, металлический брусок. |
3.2. Список литературы:
- О.Е.Севостьянова «Хочу все знать!» (коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет)
- Венгер Л, Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание№12.
- Осипова А.А., МалашинскаЛ.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2001
- Фесюкова Л.Б. «Учись управлять собой»
- Хрестоматия по вниманию/ под. ред. А.Н. Леонтьева, А.А.
- Хухлаева О,Широкова Г.А «Практикум детского психолога»