Методическая разработка — Нейрографика - АРТ-теропия как средство решения психологических задач у детей дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 38 «Зоренька»
Нейрографика - АРТ-теропия
как средство решения психологических задач
у детей дошкольного возраста
(методическая разработка)
Воспитатель высшей квалификационной категории
Салимьянова Гульшат Масхутовна
Сургут
2024 год
Содержание
1. Введение
2. Понятие «нейрографика»
3. Нейрографика – это инструмент решения психологических задач
4. Заключение
5. Литература
Введение
В настоящее время большое внимание уделяется физическому здоровью детей, но при этом без внимания остается его психологическое здоровье (психика, эмоции). Страхи, тревога, низкая самооценка – это симптомы психологического нездоровья детей.
В связи с этим возникает необходимость поиска методов, техник, стабилизирующих и корректирующих психоэмоциональное состояние и психологическое здоровье.
Наряду с использованием традиционных методов важную роль в преодолении сложностей развития могут сыграть инновационные методы, такие как, нейрографика.
Цель: описать систему занятий нейрографикой как инструмента решения психологических задач.
Что же такое нейрографика? Нейро - от греческого нерв. Графика — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.
Нейрографика – это инструмент решения психологических задач графическим способом. Новая методика способствует художественно – эстетическому развитию, развивает мелкую моторику, помогает снять напряжение, открывает новые возможности, а также решает множество проблем.
Дети с неустойчивым вниманием с большим интересом отнеслись к новой методике. Освоить этот метод может любой, для этого не нужно уметь рисовать. Эта методика способствует формированию новых положительных нейронных связей.
Нейрографика – это очень простой способ изменить жизнь в лучшую сторону, интересный метод работы с подсознанием. Она включает в себя такие графические элементы, как плавные линии и круги - основные структуры, которые встречаются в природе. Использование элементов арт-терапии в сочетании с другими методами и приёмами оказывают благотворное влияние на развитие личности, её творческого потенциала, художественных способностей, нравственно-эстетического развития детей, повышает у них интерес к изобразительной деятельности и стимулируют самодеятельные формы её проявления. Физиологическое исследование, проведенное Т. П. Хризман и М. Н. Звонаревой выявило, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга.
Нейрографика-это инструмент решения психологических задач графическим способом. Никаких навыков рисования не нужно. При этом включается мелкая моторика рук, связанная с нейронными сетями мозга. Благодаря этому нейрографический процесс рисования способен создавать новые нейронные связи и как следствие менять процесс мышления. Его хорошо использовать для профилактики и коррекции социальных страхов и страхов неудач. Ведь результат зависит от ребенка лишь частично и никогда не известно, что получиться в итоге. Он стабилизирует психоэмоциональное состояние и психологическое здоровье в целом.
Рисование - это творческий процесс, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, мечты и надежды, освободиться от конфликтов и сильных переживаний. Этот метод на сегодняшний день еще мало введен в работу с дошкольниками, однако сочетая его с другими методами, такими как сказкотерапия, игротерапия можно добиться уситойчивых положительных результатов.
Алгоритм рисования очень прост:
1. Хаотический рисунок. Этап занимает 4-5 секунд.
2. Выделить главное.
3. Сглаживание углов (скруглить все острые углы).
4. Цвет (перевести свой негатив в позитив).
Для работы можно включить негромкую успокаивающую музыку. Главное правило - направлять, а не подсказывать. Для детей арт-терапия практически единственный способ рассказать о своих скрытых эмоциях. Содержание занятий должно соответствовать возрасту ребёнка и уровню умственного и психического развития. Занятия можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме. Практика показывает, что метод нейрографики имеет положительные результаты.
Его можно использовать: для детей с дошкольного возраста, в том числе и для детей с ОВЗ, а также для родителей на улучшение отношений родитель – ребёнок.
Использование элементов арт-терапии в оптимальном сочетании с другими методами и приёмами оказывают благотворное влияние на развитие личности, её творческого потенциала, художественных способностей, нравственно-эстетического развития детей, повышают у них интерес к изобразительной деятельности и стимулируют самодеятельные формы её проявления, когда ребёнок сам ставит изобразительные задачи и пытается их решать.
Рисование - это творческий процесс, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, мечты и надежды, освободиться от конфликтов и сильных переживаний. В условиях арт-терапии, речь идёт о спонтанных рисунках дошкольников. Отсутствие критериев оценки мараний исключает и саму оценку, следовательно, снимает тревожность и помогает выплеснуть агрессию, страх и пр.
Заключение.
Сейчас метод нейрографики стремительно набирает популярность. Его можно использовать для профилактики и коррекции тревоги и страхов. Ведь результат зависит от ребенка лишь частично и никогда не известно, что получится в итоге. Взяв первый раз в руки карандаш, ребёнок становится творцом чего-то нового, неизведанного. Ему намного легче выражать свои впечатления о мире, уходя от стереотипов мышления. Он познает свой внутренний мир через нейрографическое рисование.
Дети отображают на бумаге свои чувства и эмоции, выбирают цвета в соответствии с внутренним эмоциональным состоянием.
Нейрографика – способ прикоснуться к источнику энергии жизни и использовать его в своих целях. Помимо всего, этот метод развивает фантазию, воображение, абстрактное мышление. За время использования метода нейрографики в моей педагогической деятельности, ребята стали намного внимательнее, и с большим интересом и желанием приступают к новым знаниям.
Литература
1. Константинов А. Нейрографика – Рисуем цели и результаты (2016) Вебинар. [Электронный ресурс]. – URL : https://я-графика.рф/ (дата обращения: 16.01.2023)
2. Пискарев П. Нейрографика: линия и всё что нужно знать о методе. [Электронный ресурс] – URL: https://www.youtube.com/watch?v=Y5GcolhWLos (дата обращения: 16.01.2023)
3. Пискарев П. Нейрографика. Алгоритм снятия ограничений / П. Пискарев. – Москва: ЭКСМО, 2020. – 224 с