ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «Веселая сенсорика»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 38 «Зоренька»
Протокол на заседании УТВЕРЖДАЮ
Методического совета Заведующая МБДОУ 38 «Зоренька»
от 19 августа 2022г. ________Н.П.Нечипорук
Протокол №1 Приказ № ДС38-33/3
От 04.04.2023
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
социально-гуманитарной направленности
«Веселая сенсорика»
Возраст обучающихся: 2-4 лет
Срок реализации: 1год
Автор - составитель:
Салимьянова Гульшат Масхутовна,
педагог дополнительного образования
г. Сургут, 2023
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №38 «ЗОРЕНЬКА»
Название программы | Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа «Веселая сенсорика» |
Направленность программы | Социально-гуманитарная |
Возраст обучающихся | Младший дошкольный возраст (от 2 до 4 лет) |
ФИО педагога реализующего дополнительную общеобразовательную программу | Салимьянова Гульшат Масхутовна, педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории |
Год разработки | 2022 |
Срок реализации программы | 1год |
Количество часов в неделю/ год | 1/36час. |
Где и кем утверждена дополнительно общеобразовательная (общеразвивающая) программа | Программа рассмотрена на заседании методического совета №1 от 19.08.22 г. Приказ № ДС38-11-33/3 от 03.04.2023г.
|
Информация о наличии рецензии | - |
Цель: | Формирование и развитие умственных способностей у детей раннего дошкольного возраста через сенсорное развитие. |
Задачи | Обучающие: - обучать детей различать цвет, величину и форму предмета; - обучать детей различать на ощупь качества предметов и называть иx (мягкий, твёрдый, пушистый, шершавый); - познакомить детей с геометрическими формами и иx названиями. Развивающие: -развивать зрительные ощущения: цвет, форму, величину предмета; -развивать тактильную чувствительность: качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); -развивать мелкую моторику, координацию движений; - развивать слуховую чувствительность: умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха. Воспитательные: - воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами. |
Ожидаемые результаты освоения программы
| Предметные результаты:
Личностные результаты: - умеют работать индивидуально и в команде по интересам Метапредметные результаты: -развита мелкая моторика, координация движений,
|
Формы занятий | Групповая |
Методическое обеспечение программы | Приемы и методы организации: Наглядный - наглядно-зрительные, наглядно-слуховые, наглядно-тактильные, предметная наглядность (рассматривание дидактических пособий, предметов). Словесный - краткое описание, объяснение. Игровой – использование дидактических игр. Практический - показ способов действия с предметами, способов изображения, эксперимент. Информационно-рецептивный - совместная продуктивная деятельность педагога и ребенка. Репродуктивный - воспроизведение действий по образцу. Эмоциональный - поощрение, учебно-познавательная игра, создание ситуации успеха. Социальный - создание ситуации взаимопомощи. Дидактические игры: «Спрячь мышку», «В царстве фигурок-человечков», Лото «Цвет», «Кто где спит?», «Гости» и т. д. Игрушки: шнурки, бусинки, разноцветная посуда, мячи, матрешки из 3-5 шт., пирамидки большие и маленькие, кубы-вкладыши, счетные палочки, настольный конструктор, геометрические фигуры Блоки Дьенеша. |
Условия реализации программы (оборудование, специальное помещения, ИКТ и др.) | Материально-техническое обеспечение: музыкальный центр, мультимедийная система, ноутбук, планшет для рисования песком, шкафы и полки для расположения учебной литературы, наглядных пособий, демонстрационного материала.
|
Аннотация
Данная программа дополнительная образовательная (общеразвивающая) программы «Веселая сенсорика» имеет социально-гуманитарную направленность. В ходе ее освоения у детей развивается восприятие, и формируется представления о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и.т.п.
Программа ориентирована на освоение гуманитарных знаний и формирование готовности к самореализации детей в системе социальных отношений на основе формирования нового уровня социальной компетентности и развития социальной одаренности. Поэтому в программу включены образы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях.
Пояснительная записка
Актуальность программы
В раннем возрасте ребенок активно познает окружающий мир. Чтобы это проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.
Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются образные формы познания (восприятие, образная память, наглядно-образное мышление, воображение). Все эти формы познания строятся на основе образов восприятия. Интеллектуальное развитие не возможно без опоры на полноценное восприятие. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.
Направленность программы
Дополнительно образовательная программа «Веселая сенсорика» социально-гуманитарной направленности.
Программа разработана в соответствии с нормативно правовыми актами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1441"Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг";
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей в приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты, приложение к письму МО РФ от 11.06.2002 № 30-15-433/16;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. No 09–3242. «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных образовательных (общеразвивающих) программ»;
- Уставом МБДОУ детского сада №38 «Зоренька»
Отличительные особенности
Данная программа «Веселая сенсорика», разработана для развития сенсорных способностей, детей 2-4х лет направлена на интеллектуальное развитие ребенка посредством сенсорного развития, с использованием разнообразных игровых занимательных пособий, дидактических игр. Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей. Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 4 лет является предметная игра. Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях.
Адресат программы
Программа «Веселая сенсорика» рассчитана для детей младшего дошкольного возраста 2-4 лет, так как именно младший возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.
Уровень освоения программы - стартовый. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня. Общее количество занятий в год -36 часов.
Цели и задачи
Цель: Формирование и развитие умственных способностей у детей раннего дошкольного возраста через сенсорное развитие.
Задачи:
Обучающие:
- обучать детей различать цвет, величину и форму предмета;
- обучать детей различать на ощупь качества предметов и называть иx (мягкий, твёрдый, пушистый, шершавый);
- познакомить детей с геометрическими формами и иx названиями.
Развивающие:
-развивать зрительные ощущения: цвет, форму, величину предмета;
-развивать тактильную чувствительность: качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.);
-развивать мелкую моторику, координацию движений;
- развивать слуховую чувствительность: умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
Воспитательные:
- воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами.
Условия реализации программы
С целью успешной реализации программы созданы условия:
- методическое обеспечение программы;
- материально-техническое обеспечение программы.
Занятия, на которых реализуется программа проходят в специально оборудованном помещении – кабинете дополнительных услуг, наполняемость 1 группы 10-12 детей.
В материально-техническое обеспечение входит: музыкальный центр, мультимедийная система, ноутбук, планшет для рисования песком, шкафы и полки для расположения учебной литературы, наглядных пособий, демонстрационного материала.
Планируемые результаты.
Программа обеспечивает достижение следующих результатов.
Предметные результаты:
- различают цвет, величину и форму предмета;
- различают на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, твёрдый, пушистый, шершавый);
- знают геометрические формы и их названия.
Личностные результаты:
- умеют работать индивидуально и в команде по интересам
Метапредметные результаты:
-развита мелкая моторика, координация движений,
- умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развит речевой слух.
Учебный план
Учебный план составлен в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09–3242. «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных образовательных (общеразвивающих) программ».
№ | Образовательный модуль | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение в образовательную программу | 1 | 0,5 | 0,5 | Тест. Опрос |
2 | «Морковка» | 1 | 0,25 | 0,75 | Опрос. |
3 | «Ветка рябины»
| 1 | 0,25 | 0,75 | Опрос. Практическое задание. |
4 | «Зонтик» | 1 | 0,25 | 0,75 | Опрос. |
5 | «Проехала машина» - рисуем на манке. | 1 | 0,25 | 0,75 | Опрос. Практическое задание. |
6 | «Осенние грибы» | 1 | 0,25 | 0,75 | Опрос. |
7 | «Осеннее дерево»
| 1 | 0,25 | 0,75 | Опрос. Практическое задание. |
8 | «Ветка рябины»
| 1 | 0,25 | 0,75 | Опрос. |
9 | «Флажки на нитке»
| 1 | 0,25 | 0,75 | Опрос. Практическое задание. |
10 | «Ковёр из осенних листьев» | 1 | 0,25 | 0,75 | Опрос. |
11 | «Конфетки»
| 1 | 0,25 | 0,75 | Опрос. Практическое задание. |
12 | «Пирамидка» | 1 | 0,25 | 0,75 | Опрос. |
13 | «Варежки»
| 1 | 0,25 | 0,75 | Опрос. Практическое задание. |
14 | «Ёлочный шарик» | 1 | 0,25 | 0,75 | Опрос. |
15 | «Снеговик» | 1 | 0,25 | 0,75 | Опрос. Практическое задание. |
16 | «Новогодняя игрушка» | 1 | 0,25 | 0,75 | Опрос. |
17 | «Укрась елку» | 1 | 0,25 | 0,75 | Опрос. Практическое задание. |
18 | «Укрась рукавичку Деда Мороза» | 1 | 0,25 | 0,75 | Опрос. |
19 | «Дерево в снегу»
| 1 | 0,25 | 0,75 | Опрос. Практическое задание. |
20 | «Зайка беленький сидит» | 1 | 0,25 | 0,75 | Опрос. |
21 | «Кудрявый барашек» | 1 | 0,25 | 0,75 | Опрос. Практическое задание. |
22 | «Летят самолеты»
| 1 | 0,25 | 0,75 | Опрос. |
23 | «Галстук для папы» | 1 | 0,25 | 0,75 | Опрос. Практическое задание. |
24 | «Украшение чайной чашки»
| 1 | 0,25 | 0,75 | Опрос. |
25 | Цветы в подарок маме | 1 | 0,25 | 0,75 | Опрос. Практическое задание. |
26 | «Смотрит солнышко в окошко» | 1 | 0,25 | 0,75 | Опрос. |
27 | «Ветка мимозы» | 1 | 0,25 | 0,75 | Опрос. Практическое задание. |
28 | «Ваза» | 1 | 0,25 | 0,75 | Опрос. |
29 | «Бусы из макарон» | 1 | 0,25 | 0,75 | Опрос. Практическое задание. |
30 | «Космос» | 1 | 0,25 | 0,75 | Опрос. |
31 | «Козлёнок» | 1 | 0,25 | 0,75 | Опрос. Практическое задание. |
32 | «Ветка вербы» | 1 | 0,25 | 0,75 | Опрос. |
33 | «Неваляшка» (аппликация) | 1 | 0,25 | 0,75 | Опрос. Практическое задание. |
34 | «Салют» | 1 | 0,25 | 0,75 | Опрос. |
35 | «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик» | 1 | 0,25 | 0,75 | Опрос. Практическое задание. |
36 | Диагностика. Обобщить знания детей в области творческих способностей и развитию мелкой моторики рук. | 1 | 0,5 | 0,5 | Тест |
| Всего: | 36 | 9,5 | 26,5 |
|
Содержание программы
- «Введение в образовательную программу», диагностика. (1 час)
Теория. Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности на занятиях, правила поведения на занятиях.
Практика: Решение задач, направленных на закрепление изученного материала.
- «Морковка» (1 час)
Теория: Закрепить умение рисовать красками, используя точку как средство выразительности. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
Практика: дети рассмотрели различные картинки с изображением, раскрашивают по контуру.
- «Ветка рябины» (аппликация коллективная работа). (1 час)
Теория: учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца.
Практика: создание выразительной композиции.
- «Зонтик». (1 час)
Теория: Учить скатывать небольшие комочки из салфеток, аккуратно приклеивать их на картон.
Практика: дети самостоятельно скатывают шарики из салфеток и приклеивают их на контур.
- «Проехала машина» (1 час)
Теория: воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми, привычку играть вместе.
Практика: рассматривать картинки с изображением следов автомобиля.
- «Осенние грибы» (1 час)
Теория: Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать к заготовке на картон.
Практика: рассматривание изображений различных грибов, самостоятельно разрывать бумагу.
- «Осеннее дерево» (1 час)
Теория: Учить детей выполнять дерево, листву, землю приёмом обрывания.
Практика: рассматривание иллюстраций с изображением осенних деревьев, самостоятельно разрывают бумагу.
- «Ветка рябины» (1 час)
Теория: Учить анализировать натуру, выделять её признаки, особенности. Учить рисовать ягоды рябины ватными палочками, с умеренным нажимом на неё.
Практика: рассматривание образца, дети самостоятельно рисуют с помощью красок
- «Флажки на нитке» (1 час)
Теория: Учить последовательно выполнять работу: скатывать салфетки в комочек, обмакивать в клей и прикладывать близко друг другу.
Практика: рассматривание образца, скатывание салфеток в комочек.
- Ковер из осенних листьев (1 час)
Теория: Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный).
Практика: создание изображение листопада.
- «Конфетки» (1 час)
Теория: Продолжать знакомить детей с бумагой и её свойствами (сенсорное развитие); учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, приклеивать их к картону.
Практика: скатывают комочки
- «Пирамидка» (1 час)
Теория: развивать у детей интерес к технике пластилинография, побуждать на основе игровой ситуации.
Практика: рассматривают поделки из пластилина.
- Диагностика (1 час)
- «Ёлочный шарик» (1 час)
Теория: Научить детей украшать объёмное изделие маленькими пластилиновыми шариками.
Практика: дети рассматривают шарики, выполненные в различной технике.
- «Снеговик» (1 час)
Теория: Укрепление мелкой моторики рук через рисование.
Практика: рассматривание изображения, определение форм из которых состоит снеговик.
- «Новогодняя игрушка» (1 час)
Теория: Учить детей сминать салфетки в комочки и украшать ими аппликативные формы.
Практика: дети самостоятельно рассматривают образец, подбирают цвет игрушки.
- «Укрась елку» (1 час)
Теория: Познакомить детей с техникой работы с печаткой, показать способ получения отпечатка.
Практика: дети самостоятельно рассматривают образцы, подбирают цвет.
- «Укрась рукавичку Деда Мороза» (1 час)
Теория: Закреплять умение выполнять аппликацию.
Практика: рассматривание готового образца. Самостоятельно разрывать бумагу на мелкие части.
- «Дерево в снегу» (1 час)
Теория: Упражнять в аккуратном наклеивании, правильном промазывании ватного диска.
Практика: дети рассматривают образцы зимних деревьев, самостоятельно готовят материал необходимый для поделки.
- «Зайка беленький сидит» (1 час)
Теория: Упражнять в умении скатывать бумажную салфетку в комки, составлять предмет, дополнять образ недостающими деталями. Аккуратно пользоваться клеем. Развивать желание работать вместе с другими детьми
Практика: дети рассматривают образец, учатся работать все вместе.
- «Кудрявый барашек» (1 час)
Теория: упражнять в умении отрывать от большого комка ваты небольшой комочек и наклеивать его на изображение.
Практика: рассматривание картинок и изображением барашка
- «Летят самолеты» (1 час)
Теория: Закреплять умение составлять предмет из нескольких деталей разной формы и размера.
Практика: Правильно располагать предмет на панно. Аккуратно пользоваться клеем, намазывать всю форму.
- «Галстук для папы» (1 час)
Теория: Закреплять умение разрывать бумажные салфетки, скатывать из них разноцветные шарики и аккуратно наклеивать.
Практика: самостоятельно делать заготовки для поделок.
- «Украшение чайной чашки» (1 час)
Теория: закрепление различных форм, повторение цвета.
Практика: рассматривание картинки.
- «Цветы в подарок маме». (1 час)
Теория: закреплять у детей умение работать с готовыми деталями поделки.
Практика: поговорить с детьми о празднике, показать им готовые образцы.
- «Смотрит солнышко в окошко» (1 час)
Теория: закрепление с детьми явлений природы, цвета, формы.
Практика: рассматривание с детьми явлений природы.
- «Ветка мимозы» (1 час)
Теория: Учить детей создавать красивую композицию
Практика: рассмотреть с детьми готовый образец, самостоятельно приготовили необходимый материал для работы.
- «Ваза» (1 час)
Теория: учить детей использовать при изготовлении поделок крупу.
Практика: рассмотрели образец вазы.
- «Бусы из макарон» (1 час)
Теория: учить детей использовать при изготовлении поделок крупу.
Практика: рассмотрели образец бусы из макарон.
- «Космос» (1 час)
Теория: Учить составлять изображение из готовых форм. Формировать умение свободно размещать детали, аккуратно приклеивать, хорошо промазывать края деталей.
Практика: рассматривание картинок с изображением космоса.
- «Козлёнок» (1 час)
Теория: Учить детей рисовать пальчиками точками, располагая их близко друг к другу. Развивать мелкую моторику рук.
Практика: рассматривание с детьми картинок с изображением животных.
- «Ветка вербы» (1 час)
Теория: Закреплять умение скатывать комочки разных размеров, составлять изображение из частей, дополнять недостающими деталями.
Практика: рассматривание готового образца ветки вербы.
- «Неваляшка» (1 час)
Теория: Учить детей создавать изображение предмета из частей круглой формы, располагать изображение в центре листа.
Практика: умеют аккуратно набирать клей на кисть, намазывать готовые формы.
- «Салют» (1 час)
Теория: Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный темный фон.
Практика: разговор с детьми о празднике. Подготовка необходимого материала для поделок.
- «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик» (1 час)
Теория: Учить рисовать цветок пальчиками, используя точку как средство выразительности. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память.
Практика: рассматривание на прогулке цветов одуванчика и готового образца.
- «Диагностика» (1 час)
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятий | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля* |
| 09 |
|
| Диагностика | 1 | Введение в образовательную программу. Диагностика развития мелкой моторики рук. | КДО | Тест. Опрос |
09 |
|
| Комбинированное занятие | 1 | «Морковка» | КДО | Опрос. | |
09 |
|
| Комбинированное занятие | 1 | «Ветка рябины»
| КДО | Опрос. | |
09 |
|
| Комбинированное занятие | 1 | «Зонтик» | КДО | Опрос. Практическое задание. | |
10 |
|
| Комбинированное занятие | 1 | «Проехала машина» - рисуем на манке. | КДО | Опрос. | |
10 |
|
| Комбинированное занятие | 1 | «Осенние грибы» | КДО | Опрос. Практическое задание. | |
10 |
|
| Комбинированное занятие | 1 | «Осеннее дерево»
| КДО | Опрос. | |
10 |
|
| Комбинированное занятие | 1 | «Ветка рябины»
| КДО | Опрос. Практическое задание. | |
11 |
|
| Комбинированное занятие | 1 | «Флажки на нитке»
| КДО | Опрос. | |
11 |
|
| Комбинированное занятие | 1 | «Ковёр из осенних листьев» | КДО | Опрос. Практическое задание. | |
11 |
|
| Комбинированное занятие | 1 | «Конфетки»
| КДО | Опрос. | |
11 |
|
| Комбинированное занятие | 1 | «Пирамидка» | КДО | Опрос. Практическое задание. | |
12 |
|
| Диагностика
| 1 | Диагностика творческих способностей и развитию мелкой моторики рук. | КДО | Тест. Опрос | |
12 |
|
| Комбинированное занятие | 1 | «Ёлочный шарик» | КДО | Опрос. Практическое задание. | |
12 |
|
| Комбинированное занятие | 1 | «Снеговик» | КДО | Опрос. | |
12 |
|
| Комбинированное занятие | 1 | «Новогодняя игрушка» | КДО | Опрос. Практическое задание. | |
01 |
|
| Комбинированное занятие | 1 | «Укрась елку» | КДО | Опрос. | |
01 |
|
| Комбинированное занятие | 1 | «Укрась рукавичку Деда Мороза» | КДО | Опрос. Практическое задание. | |
01 |
|
| Комбинированное занятие | 1 | «Дерево в снегу»
| КДО | Опрос. | |
01 |
|
| Комбинированное занятие | 1 | «Зайка беленький сидит» | КДО | Опрос. Практическое задание. | |
02 |
|
| Комбинированное занятие | 1 | «Кудрявый барашек» | КДО | Опрос. | |
02 |
|
| Комбинированное занятие | 1 | «Летят самолеты»
| КДО | Опрос. Практическое задание. | |
02 |
|
| Комбинированное занятие | 1 | «Галстук для папы» | КДО | Опрос. | |
02 |
|
| Комбинированное занятие | 1 | «Украшение чайной чашки»
| КДО | Опрос. Практическое задание. | |
03 |
|
| Комбинированное занятие | 1 | Цветы в подарок маме | КДО | Опрос. | |
03 |
|
| Комбинированное занятие | 1 | «Смотрит солнышко в окошко» | КДО | Опрос. Практическое задание. | |
03 |
|
| Комбинированное занятие | 1 | «Ветка мимозы» | КДО | Опрос. | |
03 |
|
| Комбинированное занятие | 1 | «Ваза» | КДО | Опрос. Практическое задание. | |
04 |
|
| Комбинированное занятие | 1 | «Бусы из макарон» | КДО | Опрос. | |
04 |
|
| Комбинированное занятие | 1 | «Космос» | КДО | Опрос. Практическое задание. | |
04 |
|
| Комбинированное занятие | 1 | «Козлёнок» | КДО | Опрос. | |
04 |
|
| Комбинированное занятие | 1 | «Ветка вербы» | КДО | Опрос. Практическое задание. | |
05 |
|
| Комбинированное занятие | 1 | «Неваляшка» (аппликация) | КДО | Опрос. | |
05 |
|
| Комбинированное занятие | 1 | «Салют» | КДО | Опрос. Практическое задание. | |
05 |
|
| Комбинированное занятие | 1 | «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик» | КДО | Опрос. | |
05 |
|
| Диагностика | 1 | Диагностика, обобщить знания детей в области творческих способностей и развитию мелкой моторики рук. | КДО | Тест | |
| 36 |
|
|
|
Определение результативности планируемых результатов
Для определения результативности по программе «Веселая сенсорика» в конце учебного года мы проводим итоговой контроль.
Диагностика по сенсорному развитию детей направлена на выявление уровня усвоения эталонов цвета, формы и величины, а также их использование при соотнесении со свойствами реальных предметов.
Критерии диагностики сенсорного развития раннего дошкольного возраста
1.Овладение действием соотнесения с эталоном цвета.
Материал: Дидактические игры «Спрячь мышку», «Зажги фонарик».
Оптимальный уровень – ребенок действует самостоятельно, без какой-либо помощи.
Достаточный уровень – ребенок действует с помощью взрослого или с подсказками других детей.
Низкий уровень – ребенок не выполняет задание даже после помощи взрослого.
2.Сравнение предметов по величине.
Материал: дидактические игры «Разберем и соберем», «Разбери веселых матрешек».
Оптимальный уровень – ребенок безошибочно выполняет задание, при проверки использует способ соизмерения.
Достаточный уровень – при выполнении задания не всегда пользуется способом соизмерения, допускает 2-3 ошибки.
Низкий уровень – ребенок раскладывает предметы, как попало, на замечания воспитателя не реагирует.
3.Знание эталонов формы.
Материал: Дидактические игры «Найди то, что покажу», «Геометрическое лото»
Оптимальный уровень – знает и называет геометрические фигуры.
Достаточный уровень – не твердо знает и называет геометрические фигуры.
Низкий уровень – не знает названия трех фигур.
Для отслеживания результатов диагностики составляется таблица:
Фамилия ребенка | Критерии 1 (уровень) | Критерии 2 (уровень) | Критерии 3 (уровень) | Критерии 4 (уровень) |
|
|
|
|
|
Методическое обеспечение программы
При проведении занятий педагогом используются следующие приемы и методы организации:
Наглядный - наглядно-зрительные, наглядно-слуховые, наглядно-тактильные, предметная наглядность (рассматривание дидактических пособий, предметов).
Словесный - краткое описание, объяснения который является основным способом познания для ребенка этого возраста – рассказы, беседы, вопросы ребёнка и ответы на его вопросы, а также вопросы педагога к нему;
Игровой – использование дидактических игр.
Практический - показ способов действия с предметами, способов изображения, эксперимент с помощью которого дети осуществляют практические действия с предметами. Именно игра позволяет создать необходимую мотивацию к совершению действий. В данной ситуации дидактическая игра выступает в роли основного средства обучения
Информационно-рецептивный - совместная продуктивная деятельность педагога и ребенка.
Репродуктивный - воспроизведение действий по образцу.
Эмоциональный - поощрение, учебно-познавательная игра, создание ситуации успеха.
Социальный - создание ситуации взаимопомощи.
Проведение занятий предполагает использование следующего дидактического материала «Спрячь мышку», «В царстве фигурок-человечков», Лото «Цвет», «Кто где спит?», «Гости» и т. д.
Игрушки: шнурки, бусинки, разноцветная посуда, мячи, матрешки из 3-5 шт., пирамидки большие и маленькие, кубы-вкладыши, счетные палочки, настольный конструктор, геометрические фигуры Блоки Дьенеша.
Технические средства обучения: Музыкальный центр, мультимедийная система, ноутбук, планшет для рисования песком, интерактивный стол
Список литературы для педагога:
- Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности/Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду-М.: 2001г., 95с.
- Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия. Журнал Дошкольное воспитание-М.: 2022г.,№12-20-21с.,№ 4-12-13с.
- Нищева, Н. В. Волшебное дерево. Календарь природы. Дидактическая игра / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2020г.,760 c.
Интернет – ресурсы:
- https://www.maam.ru/ (Дата обращения 30.03.2023г.)
- https://yandex.ru/?clid=1955454&win=232 (Дата обращения 3.04.2023г.)
- https://youtube.com/ (Дата обращения 6.04.2023г.)
- Чарльз С. Сенсорный хакинг. Как навести порядок в чувствах и в жизни. 2022г.ULD:https://fictionbook.ru/author/charlz_spens/sensornyiyi_haking_kak_navesti_poryadok_/ (Дата обращения 07.04.2023г.)