Аналитическая справка о видах работы педагога со студентом

Салимьянова Гульшат Масхутовна

Аналитическая справка о видах работы Салимьяновой Гульшат Масхутовны со студентом

МБДОУ №38 «Зоренька»

 

В течение нескольких лет нами осуществляется руководство практикой студентов, обучающихся в СурГПУ факультета психологии и педагогики.

Опыт, накопленный в дошкольном учреждении позволил создать определенную систему работы, способствующую повышению качества подготовки студентов.

Важное значение для успешного прохождения практики имеет сложившийся стиль общения в педагогическом коллективе, с которым предстоит сотрудничать. Поэтому необходимо установить деловой контакт между будущими воспитателями, педагогическим персоналом и сотрудниками детского сада во время их первой встречи. Следует дать понять студентам, что их появление в детском саду - важное событие для всех, их здесь ждут, им готовы передать свой опыт. Только при таком условии можно говорить о том, что адаптация студентов-практикантов пройдет успешно, и они с желанием начнут претворять теорию в практику. Первые трудности и неудачи будут преодолены и не вызовут негативного отношения к работе, связанного с будущей профессией.

Во время учебной практики студенты, посещая дошкольное учреждения знакомятся с особенностями воспитательно-образовательного процесса, изучают особенности их функционирования; принципы построения развивающей среды и их реализацию в МАДОУ №38 «Зоренька»; встречаются с администрацией. Предварительно их знакомят с заданиями, которые они должны выполнить.

После проведения беседы и проверки дневниковых записей студентов, руководитель-практики от учреждения (старший воспитатель) высказывает свое мнение, тактично указывает на ошибки, выделяет наиболее удачные высказывания практикантов.

Студенты второго курса проходят практику «Наблюдений и пробных занятий». Основной целью пробной практики является формирование у студентов профессиональных знаний планирования, организации и анализа режимных процессов, занятий, а также других форм деятельности детей; развитие у практикантов творческого отношения к педагогическому труду.

В первый день практики проводится инструктивное совещание по охране труда, по охране жизни и здоровья детей, даётся план-график практики. На второй неделе практики осуществляется знакомство с базой дошкольного учреждения. Посещение запланировано в первой половине дня, когда можно провести беседу с заведующей, старшим воспитателем. Во время беседы заведующий учреждения может рассказать немного о себе, о педагогах детского сада, о том, какие учебные заведения окончили, где работали, чем нравится выбранная профессия. Во время экскурсии по дошкольному учреждению обращается внимание на развивающую среду. Затем анализируется предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении, делаются выводы о том, насколько учитываются интересы ребенка и его психологическое здоровье. Студенты так же знакомятся с интерьером дошкольного учреждения и дают заключение о его соответствии эстетическим требованиям.

На протяжении практики практиканты наблюдают и анализируют организацию режимных процессов в 1-ой и 2-ой половинах дня в разных возрастных группах. В эти дни практиканты должны зафиксировать в памяти режимные моменты, точно хронометрировать их.

Во время пробной практики руководитель практики даёт рекомендации студентам-практикантам находиться там, где большее количество детей, тактично, вежливо разговаривает с ними, демонстрирует навыки самообслуживания и объясняет их. После пробной практики проводится беседа с практикантами и предлагается им ответить на вопросы:

1. Что, на их взгляд, удалось в работе, что нет?

2. Почему вы так решили?

3. Какие чувства испытали в общении с детьми?

4. Удовлетворены ли вы своей работой?

5. В чем вы ощущали трудности?

6. Какие приемы было бы лучше применить?

После ответов высказываем свое мнение, тактично указывая на ошибки, выделяя наиболее удачные приемы.

Следует отметить, что воспитатель обязан проявлять постоянную заботу о студентах, уметь сопереживать, сочувствовать их трудностям, подчеркивать необходимость творчества в работе, вселять веру в свои силы, поощрять успехи. И, конечно же, важен авторитет, способность ненавязчиво, без дидактики, говорить с практикантами, оперируя конкретными знаниями теории и методики.

Темы для пробных занятий выбираются после того как выясняется, какие показательные занятия наблюдали студенты по той или иной методике; какие виды занятий анализировали на уроках в учебном заведении; какое занятие и почему они хотели бы провести самостоятельно. Студентам предлагается занятие, намеченное в плане воспитательно-образовательной работы с детьми, но иногда возможны были перестановки. Можно взять занятие из методических пособий, но обязательно нацеливаются практиканты на творческое их использование с учетом особенностей возрастной группы, с учетом насыщения разнообразными методами и приемами. Такая работа подводит к умению работать с литературой.

Результаты такого руководства практикой видны при написании студентами конспектов занятий с разнообразным применением демонстрационного материала, приемов внесения и обыгрывания его, методов обобщения знаний детей, приемов поощрения. За несколько дней происходит обсуждения занятия с закреплённым педагогом. Накануне можно обговорить организационные моменты, которые вызывают трудности; например, где лучше расположить материал, как начать занятие, где и как собрать детей к занятию и т.д. Можно дать советы по эффективному использованию времени занятия, оформлению детских работ по изобразительной деятельности для просмотра родителями.

После проведенных занятий проводятся беседы со студентами, чтобы в спокойной обстановке обсудить причины неудач. В таких беседах обычно практиканты жалуются на то, что дети неорганизованные. Нет секрета в том, что в дни практики в силу своих психологических особенностей дети меняют свое поведение. Для них молодой воспитатель еще не авторитетен, они тонко чувствуют его скованность. Чтобы избежать этого, накануне текущей практики воспитатели беседуют с детьми, объясняя им, что к нам придут работать молодые воспитатели, они еще учатся и мы с вами своим вниманием, уважением, хорошим поведением должны помочь им в работе.

По окончании третьего курса в летний период студенты приступают к прохождению летней практики. В течение летней практики на протяжении 4-х недель практиканты работают по основной специальности «Воспитатель детей дошкольного возраста». Эта практика выявляет качество и уровень профессиональной подготовки студентов. Основным содержанием летней производственной практики является самостоятельное выполнение студентами функций воспитателя групп дошкольного возраста (по классификации Е.А. Панько): материнской, развивающей, диагностической и коррекционной, коммуникативной, конструкторско-организаторской, координирующей функции профессионального самосовершенствования.

При выполнении функций воспитателя студентам предоставляется право использовать вариативные программы и методики. Большая роль при организации данного вида практики отводится воспитателям, т.к. они ежедневно находятся с практикантами, наблюдая и анализируя их деятельность с детьми. В этом случае необходима студентам поддержка со стороны воспитателей. Ведь от того, как они окажут методическую помощь, проведут анализ воспитательно-образовательной работы с детьми и оценят деятельность практикантки, будет зависеть результат их работы.

В основном студентам в процессе летней практики удаётся установить контакт с детьми, провести наблюдение за ребенком и составить психолого-педагогическую характеристику на него.

Не менее важное значение имеет и преддипломная практика - завершающий этап практического обучения. Подготовка к нему должна начинаться как минимум за два месяца. Вместе с воспитателем студент имеет список поделок и пособий, сетку занятий. Перспективный план на период практики обсуждается вместе с практикантом. На период практики работа студентов нацелена на подчинение одной теме, например, поэтапное планирование одной из сюжетно-ролевых игр. Для этого составляется схема-конспект развития сюжетно-ролевой игры. Такой прием экономит время, помогает практикантам осмыслить знания, учит поэтапному планированию, осознанному распределению внимания.

Таким образом, систематическая и целенаправленная работа воспитателя, по организации и руководству практикой студентов дает возможность сделать следующие выводы: воспитатель должен быть не наблюдателем, а непосредственным участником всех событий, руководителем, тактичным советчиком в работе со студентами-практикантами; уметь передать накопленный педагогический опыт. Практика нужна для того, чтобы учиться осваивать и перенимать существующий опыт и пробовать себя в профессии. Ведь важным условием успешности будущей профессиональной деятельности являются мотивационно-ценностные ориентации молодого специалиста, которые могут проявляться в профессиональном призвании, профессиональных установках и интересах, профессиональных склонностях, притязаниях, ожиданиях, профессиональной направленности личности. Где же подтвердятся их ожидания, проявятся склонности? Конечно, не на лекциях в колледже, а только на практике - в детском коллективе