Персонализированная программа наставничества 2023-24

Салимьянова Гульшат Масхутовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад 38 «Зоренька»

 

 

 

 

ПРИНЯТО решением                                             УТВЕРЖДАЮ

Педагогического совета                                          Заведующая МБДОУ 38 «Зоренька»

Протокол №2                                                           Приказ № ДС38-11-138/3 от 01.09.2023

image от 01.09. 2023г                                              

                                                                                   Подписано электронной подписью

Сертификат:       3F5E8D5870233F28050AA93B25978F17

Владелец: Нечипорук Надежда Петровна

Действителен: 26.10.2022 с по 19.01.2024

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Персонализированная программа наставничества

на период с 01.09.2023 до 31.05.2024

 

 

 

 

 

 

Наставляемый: И.А.Михайлева,  воспитатель

Наставник: Г.М.Салимьянова, воспитатель высшей квалификационной категори

 

 

 

 

 

 

 

г. Сургут, 2023г.

Сведения о педагоге – наставнике

Салимьянова Гульшат Масхутовна

Должность: воспитатель

Образование

  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет». г. Уфа.

Квалификация: Менеджер по специальности «Менеджмент организации», 2013г.

  • Профессиональная переподготовка: Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия бизнеса и управления системами» (ЧОУ ДПО «АБиУС») по программе «Педагогика и методика дошкольного образования» объём 260 часов,

 Квалификация – воспитатель детей дошкольной деятельности в области дошкольного образования, 2019г.

Квалификационная категория: высшая

Педагогический стаж: 15 лет

Стаж в данной должности: 15 лет

Сведения о вновь принятом специалисте

Михайлева Инесса Александровна

Должность: воспитатель

Образование

  • Сургутский государственный педагогический университет: квалификация – воспитатель детей дошкольного возраста в области дошкольного образования, педагог дополнительного образования

Квалификационная категория: не имеет

Педагогический стаж: 1 месяц

Стаж в данной должности: 1 месяц.

Актуальность программы

Актуальность персонализированной программы наставничества обусловлена реализацией образовательного процесса с учётом требований ФГОС ДО; организации адаптацией вновь принятого педагога; организацией молодого педагога; необходимостью повышения уровня профессиональных компетентностей вновь принятых педагогов.

Цель программы: реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в МБДОУ, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии.

Задачи:

  1. привитие молодым и вновь принятых педагогам интереса к педагогической деятельности и закрепление их в образовательном учреждении;
  2. организация психолого – педагогической поддержки   и помощи начинающим педагогам:
  3. в проектировании и моделировании воспитательно – образовательного процесса;
  4. в проектировании развития личности каждого ребёнка и детского коллектива в целом;
  5.  в формировании умений теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы воспитательно – образовательной работы;
  6. в формировании умений определять и точно формулировать конкретные педагогические задачи, моделировать и создавать условия для их решения;
  7. в формировании уровня профессиональной деятельности и педагогической позиции;
  8. способствовать успешной адаптации к корпоративной культуре, правилам поведения в ДОУ.

Краткое описание видов и форм наставничества, которые применяются в персонализированной программе наставничества

Достижение поставленной цели персонализированной программы наставничества планируется посредством применения персонального вида наставничества.

В МБДОУ применяется форма наставничества «педагог – педагог» по отношению к наставнику или к группе наставляемых. Применение форм наставничества выбирается в зависимости от цели персонализированной программы наставничества педагога, имеющиеся профессиональных затруднений.

 

Программа наставничества:

 

Выявленные профессиональные затруднения

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Планируемый результат

 

Выявление профессиональных затруднений педагогических работников

1.1.

Организационные вопросы.

Помощь в изучении программ, пособий.

Составление

рабочих программ и календарно - тематического планирования.

Групповая

документация.

Изучение нормативно – правовой базы ДОО (рабочая программа,

учебный план, план работы ДОО на 2023-2024уч. год).

Изучение документация по организации образовательной

деятельности. (Календарно- тематический план

(ежедневный), перспективный план, план   работы c родителями воспитанников).

август

Педагог - наставник

Применение полученных знаний на практике.

1.2.

Выявление профессиональные затруднения. Адаптация.

Помощь педагогу в

проведении

диагностического обследования детей.

Анкетирование, собеседование.

Изучение документация по организации образовательной

деятельности. (Карты развития, мониторинга, диагностики детей).

сентябрь

Педагог - наставник

Компетентность  педагога в организации оценки индивидуального развития детей.

 

Организационно – методическая работа по развитию профессиональных компетенций педагогических работников

2.1

Виды и организация режимных моментов в ДОО

Посещение наставником режимных моментов в утренний отрезок времени. Организация утреннего приема детей (общение с родителями, индивидуальная   работа и игровая деятельность).

октябрь

Педагог - наставник

Компетентность педагога в организации работы с режимных  моментов в ДОУ.

2.2.

Посещение образовательной деятельности

воспитателя  с целью выявления затруднений, оказания методической помощи

Взаимопосещение образовательной деятельности.

Консультация «Подготовка и проведение ООД »

ноябрь

Педагог - наставник

Посещение и анализ ООД с целью выявления затруднений у наставляемого.

2.3.

Педагогическое самообразование: выбор темы, постановка целей и      задач, подбор литературы по теме самообразования.

Анализ организации деятельности во второй половине дня (подъем, гимнастика,индивидуальная работа, общение с родителями и т.д.).

Консультация по самообразованию. Беседа

«Конфликтные ситуации  между

детьми и способы их  устранения».

Обсуждение конкретных примеров. Поиск компромиссов и путей выхода из различных ситуаций  между детьми.

Консультация «Организация воспитательно-образовательной работы с детьми с  в вечерние  часы».

декабрь

Педагог - наставник

Профессиональный рост педагога.

Компетентность специалиста в конфликтных ситуациях.

2.4.

Помощь в составлении  плана индивидуальной работы с детьми.

Консультация наставника, наблюдение  

за работой специалиста (совместной игровой

деятельности).

Совместной игровая

деятельность (наставник

–дети - молодой специалист).

Организация индивидуальной работы с детьми.

Знакомство с новыми игровыми технологиями и способами их использования в работе с детьми в течение учебного года.

Мастер – класс: проведение    

сюжетно-ролевой игры.

январь

Педагог - наставник

Компетентность  педагога в ведении документации.

2.5.

Затруднения в использование презентаций  на занятии в работе с  

детьми

Посещение занятия.

Использование в работе ИКТ.

Консультация, использование презентаций в работе с    

детьми и родителями.

февраль

Педагог - наставник

Использование современных технологий в воспитательном процессе.

Использование в работе      проектов.

2.6.

Затруднение в организации  работы с родителями

Посещение родительского собрания.

Консультация о правилах оформления родительских уголков, папок передвижек,

наличие материала, способах их оформления.

март

Педагог - наставник

Компетентность  педагога информирование родителей о жизни детей в детском саду.

 

Мониторинг эффективности  качества реализации  персонализированной программы наставничества

3.1.

Затруднения в проведении мониторинга и проведении прогулки.

Анкетирование

Посещение прогулки.

Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение прогулки».

апрель

Педагог - наставник

 

3.2.

 

Собеседование

апрель - май

Педагог - наставник

 

3.3

Повторное посещение НОД или режимных моментов.

Проектирование конспектов ООД

в контексте требований ФГОС ДО

Организация самостоятельного проектирования ООД.

Открытый показ.

Анализ и самоанализ ООД.

май

Педагог - наставник

Компетентность  педагога в проектировании и анализе ООД

3.4.

 

Анализ документов.

Итоги работы специалиста по самообразованию за год.

 

Педагог - наставник

 
         

Мониторинг работы педагогов в рамках наставничества

Мониторинг в рамках наставничества осуществляется педагогом – наставником и куратором на начало работы наставнической пары/группы, на конец отчётного периода персонализированной программы наставничества (май).

Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества

В результате работы педагогов в рамках наставничества ожидается:

  • улучшение психологического климата в образовательной организации, как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнёрства;
  • плавный «вход»  вновь принятого, молодого педагога и специалиста  в целом в профессию, построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих   и опытных педагогов.
  • адаптация педагога в новом педагогическом коллективе;
  • измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и сотрудников ДОУ, связанное с развитием гибких навыков и мета – компетенций;
  • рост информированности о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностях;
  • снижение проблем адаптации в новом коллективе: психологические, организационные и социальные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ результативности модели

Ф.И.О. молодого специалиста: Михайлева Инесса Александровна

Ф.И.О. наставника: Салимьянова Гульшат Масхутовна

2023 год Указом Президента Российской Федерации объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. ФГОС ДО предполагает, что специалист должен быть компетентным во всех областях развития дошкольного возраста, поэтому, начиная работу с молодым специалистом в 2022-2023 учебном году, мы поставили перед собой следующие цель и задачи:

Цель работы: Развитие профессиональных умений и навыков молодого педагога. Оказание практической помощи молодому специалисту в вопросах совершенствования теоретических и практических знаний и повышение его педагогического мастерства.

Задачи:

1. Оказание методической помощи молодому педагогу в повышении уровня организации воспитательно-образовательного процесса и совершенствование форм и методов организации совместной деятельности воспитанников с воспитателем;

2. Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;

3. Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании;

4. Оказание помощи по внедрению в работу новых образовательных технологий и разработок.

Система образования – сложный и важный аспект в развитии общества. Многое зависит от того, как мы накапливаем, систематизируем и передаем свои знания поколениям, идущим за нами. Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Задача наставника – помочь молодому педагогу адаптироваться в коллективе, сделать так, чтобы он не разочаровался в выбранном пути. Решать эту задачу нужно с учетом того, что в своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов.  1-й год работы:  Этот год является сложным для неё и для наставника в том плане, в системе образования произошли изменения, и педагогу необходимо не только влиться в свою работу, но и многому научиться заново.

ФГОС ДО  предполагает, что специалист должен быть компетентным во всех областях развития детей дошкольного возраста, поэтому начиная работу в этом году, мы поставили перед собой следующие цели и задачи:

Прогнозируемый результат:

1. Умение планировать воспитательно-образовательную деятельность,

2. Становление молодого воспитателя.

3. Повышение методической, интеллектуальной культуры воспитателя.

4. Овладение системой контроля и оценки знаний воспитанников.

5. Умение проектировать воспитательную систему, работать с группой на

основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу.

Формы работы:

- индивидуальные, коллективные, консультации;

- посещение занятий;

- мастер-классы, семинары, открытые занятия;

- теоретические выступления, защита проектов;

- наставничество;

- анкетирование

Основные виды деятельности:

• Организация помощи в овладении педагогическим мастерством через изучение опыта лучших педагогов детского сада.

• Проведение опытными педагогами «Мастер-классов» и открытых занятий.

• Привлечение молодых к подготовке и организации педсоветов, семинаров,

конференций, к работе учебно-методических объединений.

• Посещение занятий молодого специалиста.

• Отслеживание результатов работы молодого воспитателя, педагогическая

диагностика.

• Организация разработки молодым специалистом дидактического материала, электронных учебных материалов и др.

Основные направления работы:

• ведение документации (работа с планом)

составление календарно-тематического планирования

• организация воспитательно-образовательного процесса;

• общие вопросы методики организации работы с родителями;

• механизм использования дидактического, наглядного и других материалов.

Нашу работу я выстроила в три этапа:

1й этап – адаптационный.

Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2й этап – основной (проектировочный).

Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3й этап – контрольно-оценочный.

Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Выбор формы работы с молодым специалистом начала с вводного анкетирования и беседы, где педагог указал свои трудности, проблемы в работе.

По итогам анкетирования определили совместный план работы начинающего педагога с наставником.

Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация,

следовательно, наставник прежде всего должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в "малых группах", анализ ситуаций, развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать.

Была проведены консультации и беседы по перспективному, календарно-тематическому планированию.

Занятие является основной формой организации воспитательно-образовательного процесса. Оно может быть проведен в традиционной и нетрадиционной форме с использованием инновационно – информационных технологий.

Кроме этого была оказана помощь в коррекции и работе с календарно – тематическим планированием, в планировании ежедневного плана, в соблюдении санитарно – гигиенических норм и требований на занятии, в работе по самообразованию и т. д.

В течении учебного года Инесса Александровна могла посетить занятия как мои, так и любого другого преподавателя с той целью, чтобы научиться важным профессиональным качествам:

- создание учебно – познавательной атмосферы;

- используемые методы обучения;

- деятельность воспитанников на занятии;

- речь учителя и ее значение на занятии;

- взаимоотношение воспитателя и воспитанников

Учебно –воспитательный процесс в группе Инесса Александровна строит в тесном контакте и сотрудничестве с родителями. Для этого в группе проводятся индивидуальные беседы с родителями, консультации. Инесса Александровна проводила собрание по теме: Нравственно-патриотическое воспитание. По работе с молодым специалистом можно сделать вывод:

-воспитатель уже неплохо владеют методикой ведения занятия; материалом;

-следит не только за ходом учебного процесса, но и за порядком в группе, за характером взаимоотношении детей. Но еще необходимо обратить внимание на использование различных форм контроля и оценки знаний детей, вести более эмоционально занятия, использовать больше игровых моментов. Также в ходе часов общения выявлена проблема в работе с детьми с низкой учебной мотивацией, в частности проблема состоит в вовлечении их в активную учебную деятельность и соблюдении ими дисциплины. Не всегда у Инессы Александровны получается осуществить индивидуальный подход в работе с учетом возрастных особенностей детей.

Молодому специалисту была оказана помощь:

- в приобретении практических навыков, необходимых для педагогической работы;

- в выработке применять теоретические знания в практической деятельности;

- в приобретении опыта по освоению разнообразных современных технологий

- в приобретении практических навыков, необходимых для педагогической работы по занимаемой должности;

- в выработке умения применять теоретические знания в практической деятельности;- в приобретении опыта по освоению разнообразных современных технологий обучения

Вывод.

Период адаптации молодого специалиста прошел успешно. Молодому специалисту оказывается помощь администрацией и педагогом-наставником в вопросах совершенствования теоретических знаний, повышения профессионального мастерства.

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПЛАН РАБОТЫ С НАСТАВЛЯЕМЫМ

 на 2023-2024 учебный год

Форма наставничества: «педагог-педагог».

Сведения

о молодом специалисте

о педагоге - наставнике

Фамилия, имя, отчество

Михайлева Инесса Александровна

Салимьянова Гульшат Масхутовна

Образование  

Высшее профессиональное

Высшее профессиональное  

Какое учебное заведение окончил

 СУРГПУ

БАШГУ

Педагогический стаж  

1 месяц

10 лет

Место работы

МБДОУ 38 «Зоренька»

МБДОУ 38 «Зоренька»

Должность

Воспитатель

Воспитатель  

Специальность и квалификация

Специальность: дошкольное образование

Квалификация: воспитатель детей дошкольного возраста

Специальность: дошкольное образование

Квалификация: воспитатель детей дошкольного возраста

Учебная нагрузка  

1,0 ставка  

1,0 ставка

Группа  

Старшая

Старшая

Квалификационная категория

не имеет

высшая

Цель:

Создание социальной ситуации развития молодого педагога в процессе адаптации и закрепления его в системе образования.

Задачи:

  • создать условия для адаптации молодого воспитателя в коллективе;
  • создать условия для определения уровня профессиональной подготовки, для выявления затруднений в педагогической практике и оказания методической помощи;
  • обеспечить развитие профессиональных навыков молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения с воспитанниками и их родителями;
  • способствовать         развитию         потребности         у         молодого         педагога         к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.

Ожидаемые результаты:

  • Успешная адаптации начинающего педагога в учреждении;
  • Активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков молодого педагога;
  • Повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии;
  • Обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания; - Использование в работе инновационных педагогических технологий.

Планирование и организация работы

Работа с документацией

 Контроль за деятельностью молодого специалиста

Формы и методы работы с молодым специалистом

Форма отчетности молодого

специалиста

СЕНТЯБР

Диагностика проблем педагога Организационные вопросы. Изучение программ, пособий. Составление рабочей программы и календарно- тематич.  планирования. Групповая документация.

Изучение нормативно - правовой базы ДОО (рабочая программа, рабочая программа воспитания, учебный план, план работы ДОО на 2023-2024уч. год).

Оформление групповой документации. Оформление календарно- тематического планирования. Проверка выполнения программы.

Анкетирование: Профессиональные затруднения. Степень Комфортност и нахождения в коллективе. Практическое занятие. «Ведение групповой документации».

Оформление групповой документации.

Составление календарно

тематического планирования

Собеседование.

Изучение документации по организации образовательно й деятельности. (Календарно- тематический план (ежедневный), перспективный план, план работы по профилактике правонарушений).

 

Оформление рабочей программы.

 

ОКТЯБРЬ

Организация оценки индивидуального развития детей.

Изучение документация по организации образовательно й деятельности. (Карты развития, мониторинга детей).

Создание диагностических (проблемных) ситуаций.

Помощь молодому педагогу в проведении диагностического обследования детей

Мониторинг детского развития.

Карта развития, мониторинга детей

НОЯБРЬ

 

Профессиональны й рост педагога.

Изучение правовых документов: Закон РФ об образовании; ФОП ДО. Должностная инструкция воспитателя.

Педагогическое самообразование: выбор темы, постановка целей и задач, подбор литературы по теме самообразования. Курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, семинары, дистанционные конкурсы.

Консультация по самообразованиюБеседа

«Конфликтные ситуации между детьми и способы их устранения». Обсуждение конкретных примеров. Поиск компромиссов и путей выхода из различных ситуаций между детьми

Составление плана по самообразованию

Запись на курсы повышения

квалификации

ДЕКАБРЬ

Виды и организация режимных моментов в ДОО.

Изучение документация по организации образовательно й деятельности.

(табель посещаемости, утренний фильтр).

Посещение наставником режимных моментов в утренний отрезок времени. Организация утреннего приѐма детей (общение с детьми и родителями, индивидуальная работа и игровая деятельность) Ответы на вопросы молодого педагога.

Мастер класс

«Виды и организация

режимных

моментов в

ДОО». Просмотр молодым педагогом режимных моментов. Показ режимных моментов в игровой форме. Проверить ведение документации в группе

Методические

рекомендации по организации и проведению режимных моментов.

ЯНВАРЬ

Составление сетки организации образовательной деятельности.

Изучение правовых документов: Закон РФ об образовании; ФОП ДО.

Посещение образовательной деятельности молодого воспитателя с целью выявления затруднений, оказания методической помощи.

Взаимопосещениобразовательной деятельности. Консультация «Организация образовательной деятельности».

Самоанализ образовательной деятельности

МАРТ

Организация работы с родителями (законными представителями) воспитанников.

Изучение правовых документов: Семейный кодекс РФ. Документация по организации образовательно й деятельности. (план работы с родителями, протоколы родительских собраний) .

Организация совместных занятий, досугов         с родителями «Новогодние каникулы».

Помощь молодому педагогу в формировании у родителей практических навыков воспитания. Родительская гостиная: «Чем и как занять ребенка дома».

Взаимопосещение родительского собрания.

Ведение документации

АПРЕЛЬ

Организация проектно исследовательской деятельности воспитанников

Изучение технологии исследовательской деятельности

Просмотр наставником опытноэксперимен

тальной деятельности во второй половине дня. Давать детям возможность проводить эксперименты самостоятельно. Обобщать полученные действия путем результата.

Беседа. Проектная деятельность в ДОО как средство взаимодействия пед агогов ДОО, детей и родителей.

Самоанализ, устранение замечаний по факту просмотра

МАЙ

Инновационные технологии и процессы в обучении.

Использование

ИКТ технологий.

Изучение технологии социализации детей дошкольного возраста»

Гришаева Н.П.

Анализ электронного портфолио наставника. Ознакомление с требованиями и вариантами оформления профессионального портфолио.

Мастер-класс. Показ наставником мероприятия «Рефлексивный круг».

Проверить ведение документации в группе.

Заполнение документации

ИЮНЬ

Организация развивающей предметн- пространственной среды в группе.

Изучение санитарные правила СП

2.4.3648-20

"Санитарно- эпидемиологич е ские требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

Обсуждение (принципы построения, наличие игровых зон, их оснащение, смена материала). Организация самостоятельной деятельности детей.

Консультация по организации предметно- развивающей среды в группе.

Создание в группе РППС

ИЮЛЬ

Проведение мониторинга освоения образовательной программы воспитанниками.

Итоги работы молодого специалиста по самообразованию за год

Знакомство с правилами поведения, педагогической диагностики с диагностическими инструментарием способами фиксирования данных с методами анализа и обобщения полученных данных. Оформление и заполнение отчетной документации

Помощь в проведение мониторинга. Оказание помощи в составлении анализа воспитательной работы за год. Проведение итогов за год. Анкетирование.

Оценка собственного квалификационного уровня молодым педагогом и педагогом наставником

Заполнение индивидуальных образовательных маршрутов. Помощь в составлении плана работы на летний период. Советы поорганизации планирования и работы в летний период

Отчет о результатах наставнической работы.  Собеседование по итогам за год. Самоанализ, устранение замечаний


Предварительный просмотр: