Персонализированная программа наставничества 2023-24
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад 38 «Зоренька»
ПРИНЯТО решением УТВЕРЖДАЮ
Педагогического совета Заведующая МБДОУ 38 «Зоренька»
Протокол №2 Приказ № ДС38-11-138/3 от 01.09.2023
от 01.09. 2023г
Подписано электронной подписью
Сертификат: 3F5E8D5870233F28050AA93B25978F17
Владелец: Нечипорук Надежда Петровна
Действителен: 26.10.2022 с по 19.01.2024
Персонализированная программа наставничества
на период с 01.09.2023 до 31.05.2024
Наставляемый: И.А.Михайлева, воспитатель
Наставник: Г.М.Салимьянова, воспитатель высшей квалификационной категори
г. Сургут, 2023г.
Сведения о педагоге – наставнике
Салимьянова Гульшат Масхутовна
Должность: воспитатель
Образование
Квалификация: Менеджер по специальности «Менеджмент организации», 2013г.
Квалификация – воспитатель детей дошкольной деятельности в области дошкольного образования, 2019г. |
Квалификационная категория: высшая Педагогический стаж: 15 лет Стаж в данной должности: 15 лет |
Сведения о вновь принятом специалисте
Михайлева Инесса Александровна
Должность: воспитатель
Образование
Квалификационная категория: не имеет Педагогический стаж: 1 месяц Стаж в данной должности: 1 месяц. |
Актуальность программы
Актуальность персонализированной программы наставничества обусловлена реализацией образовательного процесса с учётом требований ФГОС ДО; организации адаптацией вновь принятого педагога; организацией молодого педагога; необходимостью повышения уровня профессиональных компетентностей вновь принятых педагогов.
Цель программы: реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в МБДОУ, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии.
Задачи:
- привитие молодым и вновь принятых педагогам интереса к педагогической деятельности и закрепление их в образовательном учреждении;
- организация психолого – педагогической поддержки и помощи начинающим педагогам:
- в проектировании и моделировании воспитательно – образовательного процесса;
- в проектировании развития личности каждого ребёнка и детского коллектива в целом;
- в формировании умений теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы воспитательно – образовательной работы;
- в формировании умений определять и точно формулировать конкретные педагогические задачи, моделировать и создавать условия для их решения;
- в формировании уровня профессиональной деятельности и педагогической позиции;
- способствовать успешной адаптации к корпоративной культуре, правилам поведения в ДОУ.
Краткое описание видов и форм наставничества, которые применяются в персонализированной программе наставничества
Достижение поставленной цели персонализированной программы наставничества планируется посредством применения персонального вида наставничества.
В МБДОУ применяется форма наставничества «педагог – педагог» по отношению к наставнику или к группе наставляемых. Применение форм наставничества выбирается в зависимости от цели персонализированной программы наставничества педагога, имеющиеся профессиональных затруднений.
Программа наставничества:
№ | Выявленные профессиональные затруднения | Мероприятия | Сроки | Ответственный | Планируемый результат | |||
Выявление профессиональных затруднений педагогических работников | ||||||||
1.1. | Организационные вопросы. Помощь в изучении программ, пособий. Составление рабочих программ и календарно - тематического планирования. Групповая документация. | Изучение нормативно – правовой базы ДОО (рабочая программа, учебный план, план работы ДОО на 2023-2024уч. год). Изучение документация по организации образовательной деятельности. (Календарно- тематический план (ежедневный), перспективный план, план работы c родителями воспитанников). | август | Педагог - наставник | Применение полученных знаний на практике. | |||
1.2. | Выявление профессиональные затруднения. Адаптация. Помощь педагогу в проведении диагностического обследования детей. | Анкетирование, собеседование. Изучение документация по организации образовательной деятельности. (Карты развития, мониторинга, диагностики детей). | сентябрь | Педагог - наставник | Компетентность педагога в организации оценки индивидуального развития детей. | |||
Организационно – методическая работа по развитию профессиональных компетенций педагогических работников | ||||||||
2.1 | Виды и организация режимных моментов в ДОО | Посещение наставником режимных моментов в утренний отрезок времени. Организация утреннего приема детей (общение с родителями, индивидуальная работа и игровая деятельность). | октябрь | Педагог - наставник | Компетентность педагога в организации работы с режимных моментов в ДОУ. | |||
2.2. | Посещение образовательной деятельности воспитателя с целью выявления затруднений, оказания методической помощи | Взаимопосещение образовательной деятельности. Консультация «Подготовка и проведение ООД » | ноябрь | Педагог - наставник | Посещение и анализ ООД с целью выявления затруднений у наставляемого. | |||
2.3. | Педагогическое самообразование: выбор темы, постановка целей и задач, подбор литературы по теме самообразования. Анализ организации деятельности во второй половине дня (подъем, гимнастика,индивидуальная работа, общение с родителями и т.д.). | Консультация по самообразованию. Беседа «Конфликтные ситуации между детьми и способы их устранения». Обсуждение конкретных примеров. Поиск компромиссов и путей выхода из различных ситуаций между детьми. Консультация «Организация воспитательно-образовательной работы с детьми с в вечерние часы». | декабрь | Педагог - наставник | Профессиональный рост педагога. Компетентность специалиста в конфликтных ситуациях. | |||
2.4. | Помощь в составлении плана индивидуальной работы с детьми. Консультация наставника, наблюдение за работой специалиста (совместной игровой деятельности). Совместной игровая деятельность (наставник –дети - молодой специалист). | Организация индивидуальной работы с детьми. Знакомство с новыми игровыми технологиями и способами их использования в работе с детьми в течение учебного года. Мастер – класс: проведение сюжетно-ролевой игры. | январь | Педагог - наставник | Компетентность педагога в ведении документации. | |||
2.5. | Затруднения в использование презентаций на занятии в работе с детьми | Посещение занятия. Использование в работе ИКТ. Консультация, использование презентаций в работе с детьми и родителями. | февраль | Педагог - наставник | Использование современных технологий в воспитательном процессе. Использование в работе проектов. | |||
2.6. | Затруднение в организации работы с родителями | Посещение родительского собрания. Консультация о правилах оформления родительских уголков, папок передвижек, наличие материала, способах их оформления. | март | Педагог - наставник | Компетентность педагога информирование родителей о жизни детей в детском саду. | |||
Мониторинг эффективности качества реализации персонализированной программы наставничества | ||||||||
3.1. | Затруднения в проведении мониторинга и проведении прогулки. | Анкетирование Посещение прогулки. Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение прогулки». | апрель | Педагог - наставник | ||||
3.2. | Собеседование | апрель - май | Педагог - наставник | |||||
3.3 | Повторное посещение НОД или режимных моментов. Проектирование конспектов ООД в контексте требований ФГОС ДО | Организация самостоятельного проектирования ООД. Открытый показ. Анализ и самоанализ ООД. | май | Педагог - наставник | Компетентность педагога в проектировании и анализе ООД | |||
3.4. | Анализ документов. Итоги работы специалиста по самообразованию за год. | Педагог - наставник | ||||||
Мониторинг работы педагогов в рамках наставничества
Мониторинг в рамках наставничества осуществляется педагогом – наставником и куратором на начало работы наставнической пары/группы, на конец отчётного периода персонализированной программы наставничества (май).
Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества
В результате работы педагогов в рамках наставничества ожидается:
- улучшение психологического климата в образовательной организации, как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнёрства;
- плавный «вход» вновь принятого, молодого педагога и специалиста в целом в профессию, построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных педагогов.
- адаптация педагога в новом педагогическом коллективе;
- измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и сотрудников ДОУ, связанное с развитием гибких навыков и мета – компетенций;
- рост информированности о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностях;
- снижение проблем адаптации в новом коллективе: психологические, организационные и социальные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.analiz_rezultativnosti_modeli_2023-24_uch.god_.docx | 17.36 КБ |
2.programma_nastavnichestva_2023-24_uch.god_.docx | 2.07 МБ |
2.3.plan_raboty_s_nastavlyaemym_2023-24_uch.god_.docx | 21.43 КБ |
2.2prikaz_o_formirovanii_nastavnichestva.pdf | 582.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ результативности модели
Ф.И.О. молодого специалиста: Михайлева Инесса Александровна
Ф.И.О. наставника: Салимьянова Гульшат Масхутовна
2023 год Указом Президента Российской Федерации объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. ФГОС ДО предполагает, что специалист должен быть компетентным во всех областях развития дошкольного возраста, поэтому, начиная работу с молодым специалистом в 2022-2023 учебном году, мы поставили перед собой следующие цель и задачи:
Цель работы: Развитие профессиональных умений и навыков молодого педагога. Оказание практической помощи молодому специалисту в вопросах совершенствования теоретических и практических знаний и повышение его педагогического мастерства.
Задачи:
1. Оказание методической помощи молодому педагогу в повышении уровня организации воспитательно-образовательного процесса и совершенствование форм и методов организации совместной деятельности воспитанников с воспитателем;
2. Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;
3. Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании;
4. Оказание помощи по внедрению в работу новых образовательных технологий и разработок.
Система образования – сложный и важный аспект в развитии общества. Многое зависит от того, как мы накапливаем, систематизируем и передаем свои знания поколениям, идущим за нами. Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Задача наставника – помочь молодому педагогу адаптироваться в коллективе, сделать так, чтобы он не разочаровался в выбранном пути. Решать эту задачу нужно с учетом того, что в своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов. 1-й год работы: Этот год является сложным для неё и для наставника в том плане, в системе образования произошли изменения, и педагогу необходимо не только влиться в свою работу, но и многому научиться заново.
ФГОС ДО предполагает, что специалист должен быть компетентным во всех областях развития детей дошкольного возраста, поэтому начиная работу в этом году, мы поставили перед собой следующие цели и задачи:
Прогнозируемый результат:
1. Умение планировать воспитательно-образовательную деятельность,
2. Становление молодого воспитателя.
3. Повышение методической, интеллектуальной культуры воспитателя.
4. Овладение системой контроля и оценки знаний воспитанников.
5. Умение проектировать воспитательную систему, работать с группой на
основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу.
Формы работы:
- индивидуальные, коллективные, консультации;
- посещение занятий;
- мастер-классы, семинары, открытые занятия;
- теоретические выступления, защита проектов;
- наставничество;
- анкетирование
Основные виды деятельности:
• Организация помощи в овладении педагогическим мастерством через изучение опыта лучших педагогов детского сада.
• Проведение опытными педагогами «Мастер-классов» и открытых занятий.
• Привлечение молодых к подготовке и организации педсоветов, семинаров,
конференций, к работе учебно-методических объединений.
• Посещение занятий молодого специалиста.
• Отслеживание результатов работы молодого воспитателя, педагогическая
диагностика.
• Организация разработки молодым специалистом дидактического материала, электронных учебных материалов и др.
Основные направления работы:
• ведение документации (работа с планом)
составление календарно-тематического планирования
• организация воспитательно-образовательного процесса;
• общие вопросы методики организации работы с родителями;
• механизм использования дидактического, наглядного и других материалов.
Нашу работу я выстроила в три этапа:
1й этап – адаптационный.
Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2й этап – основной (проектировочный).
Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3й этап – контрольно-оценочный.
Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Выбор формы работы с молодым специалистом начала с вводного анкетирования и беседы, где педагог указал свои трудности, проблемы в работе.
По итогам анкетирования определили совместный план работы начинающего педагога с наставником.
Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация,
следовательно, наставник прежде всего должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в "малых группах", анализ ситуаций, развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать.
Была проведены консультации и беседы по перспективному, календарно-тематическому планированию.
Занятие является основной формой организации воспитательно-образовательного процесса. Оно может быть проведен в традиционной и нетрадиционной форме с использованием инновационно – информационных технологий.
Кроме этого была оказана помощь в коррекции и работе с календарно – тематическим планированием, в планировании ежедневного плана, в соблюдении санитарно – гигиенических норм и требований на занятии, в работе по самообразованию и т. д.
В течении учебного года Инесса Александровна могла посетить занятия как мои, так и любого другого преподавателя с той целью, чтобы научиться важным профессиональным качествам:
- создание учебно – познавательной атмосферы;
- используемые методы обучения;
- деятельность воспитанников на занятии;
- речь учителя и ее значение на занятии;
- взаимоотношение воспитателя и воспитанников
Учебно –воспитательный процесс в группе Инесса Александровна строит в тесном контакте и сотрудничестве с родителями. Для этого в группе проводятся индивидуальные беседы с родителями, консультации. Инесса Александровна проводила собрание по теме: Нравственно-патриотическое воспитание. По работе с молодым специалистом можно сделать вывод:
-воспитатель уже неплохо владеют методикой ведения занятия; материалом;
-следит не только за ходом учебного процесса, но и за порядком в группе, за характером взаимоотношении детей. Но еще необходимо обратить внимание на использование различных форм контроля и оценки знаний детей, вести более эмоционально занятия, использовать больше игровых моментов. Также в ходе часов общения выявлена проблема в работе с детьми с низкой учебной мотивацией, в частности проблема состоит в вовлечении их в активную учебную деятельность и соблюдении ими дисциплины. Не всегда у Инессы Александровны получается осуществить индивидуальный подход в работе с учетом возрастных особенностей детей.
Молодому специалисту была оказана помощь:
- в приобретении практических навыков, необходимых для педагогической работы;
- в выработке применять теоретические знания в практической деятельности;
- в приобретении опыта по освоению разнообразных современных технологий
- в приобретении практических навыков, необходимых для педагогической работы по занимаемой должности;
- в выработке умения применять теоретические знания в практической деятельности;- в приобретении опыта по освоению разнообразных современных технологий обучения
Вывод.
Период адаптации молодого специалиста прошел успешно. Молодому специалисту оказывается помощь администрацией и педагогом-наставником в вопросах совершенствования теоретических знаний, повышения профессионального мастерства.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ПЛАН РАБОТЫ С НАСТАВЛЯЕМЫМ
на 2023-2024 учебный год
Форма наставничества: «педагог-педагог».
Сведения | о молодом специалисте | о педагоге - наставнике |
Фамилия, имя, отчество | Михайлева Инесса Александровна | Салимьянова Гульшат Масхутовна |
Образование | Высшее профессиональное | Высшее профессиональное |
Какое учебное заведение окончил | СУРГПУ | БАШГУ |
Педагогический стаж | 1 месяц | 10 лет |
Место работы | МБДОУ 38 «Зоренька» | МБДОУ 38 «Зоренька» |
Должность | Воспитатель | Воспитатель |
Специальность и квалификация | Специальность: дошкольное образование Квалификация: воспитатель детей дошкольного возраста | Специальность: дошкольное образование Квалификация: воспитатель детей дошкольного возраста |
Учебная нагрузка | 1,0 ставка | 1,0 ставка |
Группа | Старшая | Старшая |
Квалификационная категория | не имеет | высшая |
Цель:
Создание социальной ситуации развития молодого педагога в процессе адаптации и закрепления его в системе образования.
Задачи:
- создать условия для адаптации молодого воспитателя в коллективе;
- создать условия для определения уровня профессиональной подготовки, для выявления затруднений в педагогической практике и оказания методической помощи;
- обеспечить развитие профессиональных навыков молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения с воспитанниками и их родителями;
- способствовать развитию потребности у молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.
Ожидаемые результаты:
- Успешная адаптации начинающего педагога в учреждении;
- Активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков молодого педагога;
- Повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии;
- Обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания; - Использование в работе инновационных педагогических технологий.
Планирование и организация работы | Работа с документацией | Контроль за деятельностью молодого специалиста | Формы и методы работы с молодым специалистом | Форма отчетности молодого специалиста | ||
СЕНТЯБР | ||||||
Диагностика проблем педагога Организационные вопросы. Изучение программ, пособий. Составление рабочей программы и календарно- тематич. планирования. Групповая документация. | Изучение нормативно - правовой базы ДОО (рабочая программа, рабочая программа воспитания, учебный план, план работы ДОО на 2023-2024уч. год). | Оформление групповой документации. Оформление календарно- тематического планирования. Проверка выполнения программы. | Анкетирование: Профессиональные затруднения. Степень Комфортност и нахождения в коллективе. Практическое занятие. «Ведение групповой документации». | Оформление групповой документации. Составление календарно тематического планирования | ||
Собеседование. | Изучение документации по организации образовательно й деятельности. (Календарно- тематический план (ежедневный), перспективный план, план работы по профилактике правонарушений). |
| Оформление рабочей программы. |
| ||
ОКТЯБРЬ | ||||||
Организация оценки индивидуального развития детей. | Изучение документация по организации образовательно й деятельности. (Карты развития, мониторинга детей). | Создание диагностических (проблемных) ситуаций. | Помощь молодому педагогу в проведении диагностического обследования детей Мониторинг детского развития. | Карта развития, мониторинга детей | ||
НОЯБРЬ
| ||||||
Профессиональны й рост педагога. | Изучение правовых документов: Закон РФ об образовании; ФОП ДО. Должностная инструкция воспитателя. | Педагогическое самообразование: выбор темы, постановка целей и задач, подбор литературы по теме самообразования. Курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, семинары, дистанционные конкурсы. | Консультация по самообразованиюБеседа «Конфликтные ситуации между детьми и способы их устранения». Обсуждение конкретных примеров. Поиск компромиссов и путей выхода из различных ситуаций между детьми | Составление плана по самообразованию Запись на курсы повышения квалификации | ||
ДЕКАБРЬ | ||||||
Виды и организация режимных моментов в ДОО. | Изучение документация по организации образовательно й деятельности. (табель посещаемости, утренний фильтр). | Посещение наставником режимных моментов в утренний отрезок времени. Организация утреннего приѐма детей (общение с детьми и родителями, индивидуальная работа и игровая деятельность) Ответы на вопросы молодого педагога. | Мастер класс «Виды и организация режимных моментов в ДОО». Просмотр молодым педагогом режимных моментов. Показ режимных моментов в игровой форме. Проверить ведение документации в группе | Методические рекомендации по организации и проведению режимных моментов. | ||
ЯНВАРЬ | ||||||
Составление сетки организации образовательной деятельности. | Изучение правовых документов: Закон РФ об образовании; ФОП ДО. | Посещение образовательной деятельности молодого воспитателя с целью выявления затруднений, оказания методической помощи. | Взаимопосещениобразовательной деятельности. Консультация «Организация образовательной деятельности». | Самоанализ образовательной деятельности | ||
МАРТ | ||||||
Организация работы с родителями (законными представителями) воспитанников. | Изучение правовых документов: Семейный кодекс РФ. Документация по организации образовательно й деятельности. (план работы с родителями, протоколы родительских собраний) . | Организация совместных занятий, досугов с родителями «Новогодние каникулы». | Помощь молодому педагогу в формировании у родителей практических навыков воспитания. Родительская гостиная: «Чем и как занять ребенка дома». Взаимопосещение родительского собрания. | Ведение документации | ||
АПРЕЛЬ | ||||||
Организация проектно исследовательской деятельности воспитанников | Изучение технологии исследовательской деятельности | Просмотр наставником опытноэксперимен тальной деятельности во второй половине дня. Давать детям возможность проводить эксперименты самостоятельно. Обобщать полученные действия путем результата. | Беседа. Проектная деятельность в ДОО как средство взаимодействия пед агогов ДОО, детей и родителей. | Самоанализ, устранение замечаний по факту просмотра | ||
МАЙ | ||||||
Инновационные технологии и процессы в обучении. Использование ИКТ технологий. | Изучение технологии социализации детей дошкольного возраста» Гришаева Н.П. | Анализ электронного портфолио наставника. Ознакомление с требованиями и вариантами оформления профессионального портфолио. | Мастер-класс. Показ наставником мероприятия «Рефлексивный круг». Проверить ведение документации в группе. | Заполнение документации | ||
ИЮНЬ | ||||||
Организация развивающей предметн- пространственной среды в группе. | Изучение санитарные правила СП | Обсуждение (принципы построения, наличие игровых зон, их оснащение, смена материала). Организация самостоятельной деятельности детей. | Консультация по организации предметно- развивающей среды в группе. | Создание в группе РППС | ||
ИЮЛЬ | ||||||
Проведение мониторинга освоения образовательной программы воспитанниками. Итоги работы молодого специалиста по самообразованию за год | Знакомство с правилами поведения, педагогической диагностики с диагностическими инструментарием способами фиксирования данных с методами анализа и обобщения полученных данных. Оформление и заполнение отчетной документации | Помощь в проведение мониторинга. Оказание помощи в составлении анализа воспитательной работы за год. Проведение итогов за год. Анкетирование. Оценка собственного квалификационного уровня молодым педагогом и педагогом наставником | Заполнение индивидуальных образовательных маршрутов. Помощь в составлении плана работы на летний период. Советы поорганизации планирования и работы в летний период | Отчет о результатах наставнической работы. Собеседование по итогам за год. Самоанализ, устранение замечаний |