Рабочая программа учебного предмета «ФИЗИКА» базовый уровень 8 класс
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №23» г. Новотроицк
Оренбургской области
РАССМОТРЕНО, СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании ШМО зам. директора по УВР директор МОАУ СОШ №23
учителей ЕМЦ ___________________ _____________________
Протокол №____ (подпись) (подпись)
«___»____________2014г. Маннанова Л.В. _____Спигина Л.А. ______
Руководитель ШМО (Ф.И.О.) (Ф.И.О.)
_________Кустова М.О. «____»__________2014г. «___»_____________2014г.
(Ф.И.О.)
Рабочая программа учебного предмета
«ФИЗИКА»
базовый уровень
8 класс
УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ: СИПКОВА Л.В.
|
Пояснительная записка
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа по физике на базовом уровне для 8 класса:
1. на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
2. на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по физике в 7-9 классах из сборника программ для общеобразовательных учреждений Физика. Астрономия. 7-11кл (сост. В.А.Коровин, В.А. Орлов. - М.:Дрофа, 2008г.)
3. на основе авторской программы Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской, допущенной МО РФ (опубликована в сборнике программ для общеобразовательных учреждений Физика. Астрономия. 7-11кл /сост. В.А.Коровин, В.А. Орлов/. - М.: Дрофа, 2008)
Статус документа
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю для обязательного изучения физики на базовом уровне основного общего образования.
В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 4 учебных часа для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.
Целями обучения физике на данном этапе физического образования являются:
§ формирование у учащихся знаний основ физики: экспериментальных фактов, понятий, законов, элементов физических теорий (механики, молекулярно-кинетической, электродинамики, квантовой физики); подготовка к формированию у школьников целостных представлений о современной физической картине мира; формирование знаний о методах познания в физике — теоретическом и экспериментальном, о роли и месте теории и эксперимента в научном познании, о соотношении теории и эксперимента;
§ формирование знаний о физических основах устройства и функционирования технических объектов; формирование экспериментальных умений; формирование научного мировоззрения: представлений о материи, ее видах, о движении материи и его формах, о пространстве и времени, о роли опыта в процессе научного познания и истинности знания, о причинно-следственных отношениях; формирование представлений о роли физики в жизни общества: влияние развития физики на развитие техники, на возникновение и решение экологических проблем;
§ развитие у учащихся функциональных механизмов психики: восприятия, мышления (эмпирического и теоретического, логического и диалектического), памяти, речи, воображения;
§ формирование и развитие свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии.
В основу курса физики 8 класса положен ряд идей, которые можно рассматривать как принципы его построения.
В соответствии с целями обучения физике учащихся основной школы и сформулированными выше идеями, положенными в основу курса физики, он имеет следующее содержание и структуру.
Тема «Первоначальные сведения о строении вещества» предшествует изучению явлений, которые объясняются на основе знаний о строении вещества. В ней рассматриваются основные положения молекулярно-кинетической теории, которые затем используются при объяснении тепловых явлений, механических и тепловых свойств газов, жидкостей и твердых тел.
Изучение электрических явлений основывается на знаниях о строении атома, которые применяются далее для объяснения электростатических и электромагнитных явлений, электрического тока и проводимости различных сред.
Проверка знаний учащихся
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и
недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более
одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей
работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для
оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.
I. Грубые ошибки.
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
II. Негрубые ошибки.
1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
4. Нерациональный выбор хода решения.
Образовательный минимум содержания основной образовательной программы:
Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов)
Iуровень
Развитие взглядов на строение вещества. Молекулы. Дискретное строение вещества. Масса и размеры молекул.
Броуновское движение. Тепловое движение молекул и атомов. Диффузия. Средняя скорость движения молекул и температура тела.
Взаимодействие частиц вещества.
Модели твердого, жидкого и газообразного состояний вещества и их объяснение с точки зрения молекулярно-кинетических представлений.
IIуровень
Способы измерения массы и размеров молекул.
Измерение скоростей молекул. Опыт Штерна.
Смачивание. Капиллярность.
Фронтальные лабораторные работы
Iуровень
Наблюдение делимости вещества.
Наблюдение явления диффузии в газах и жидкостях.
Наблюдение зависимости скорости диффузии от температуры.
IIуровень
Измерение размеров молекул.
Механические свойства жидкостей и газов (гидро- и аэростатика) (10 часов)
Iуровень
Давление жидкостей и газов. Объяснение давления жидкостей и газов с точки зрения молекулярно-кинетических представлений.
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление внутри жидкости. Сообщающиеся сосуды. Гидравлические машины. Манометры.
Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Барометры. Влияние давления на живые организмы.
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда. Условия плавания тел.
II уровень
Изменение атмосферного давления с высотой.
Плавание судов. Воздухоплавание.
Фронтальные лабораторные работы
I уровень
Измерение выталкивающей силы.
Изучение условия плавания тел.
Механические свойства твердых тел (2 часа)
Iуровень
Строение твердых тел. Кристаллические и аморфные тела. Деформация твердых тел. Виды деформации. Упругость, прочность, пластичность, твердость.
IIуровень
Диаграмма растяжения твердых тел.
Фронтальные лабораторные работы
Iуровень
Изучение видов деформации твердых тел.
IIуровень
Наблюдение роста кристаллов.
Тепловые явления (14 часов)
1уровень
Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Шкала Цельсия. Абсолютная (термодинамическая) шкала температур. Абсолютный нуль.
Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания. Первый закон термодинамики. Представление о необратимости тепловых процессов.
Плавание и отвердевание. Температура плавления. Удельная теплота плавления.
Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха.
Принципы работы тепловых машин. КПД тепловой машины. Двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина, холодильник. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Основные направления совершенствования тепловых двигателей.
II уровень
Температурные шкалы Фаренгейта и Реомюра.
Фронтальные лабораторные работы
1уровень
Наблюдение теплопроводности воды и воздуха.
Наблюдение конвекции в воде.
Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры.
Измерение удельной теплоемкости вещества.
Наблюдение процессов плавания и отвердевания.
Измерение удельной теплоты плавления льда.
Наблюдение зависимости скорости испарения жидкости от рода жидкости, площади ее поверхности, температуры и скорости удаления паров.
Измерение влажности воздуха.
II уровень
Наблюдение изменения внутренней энергии тела при совершении работы.
Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел (4 часа)
I уровень
Зависимость давления газа данной массы от объема и температуры, объема газа данной массы от температуры (качественно).
Применение газов в технике.
Тепловое расширение жидкостей (качественно). Тепловое расширение воды.
Тепловое расширение твердых тел (качественно).
II уровень
Модель идеального газа.
Законы Бойля—Мариотта, Шарля, Гей-Люссака, объединенный газовый закон.
Формулы теплового расширения жидкостей и твердых тел.
Фронтальные лабораторные работы
Iуровень
Изучение зависимости давления газа данной массы от объема при постоянной температуре.
Изучение зависимости объема газа данной массы от температуры при постоянном давлении.
IIуровень
Изучение одного из газовых законов.
Изучение связи между объемом, давлением и температурой для газа данной массы.
Дополнительные главы (4 часа)
Создание материалов с заданными механическими свойствами.
Тепловой баланс земного шара.
Электрические явления (7 часов)
Iуровень
Электростатическое взаимодействие. Электрический заряд. Электроскоп, его устройство и принцип действия. Два рода электрических зарядов.
Дискретность электрического заряда. Строение атома. Электрон и протон. Элементарный электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Проводники и диэлектрики.
Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Линии напряженности электрического поля. Электрическое поле точечных зарядов и двух заряженных пластин.
Учет и использование электростатических явлений в быту, технике, их проявление в природе.
IIуровень
Электростатическая индукция.
Закон Кулона.
Проводники и диэлектрики в электрическом поле.
Фронтальные лабораторные работы
Iуровень
Наблюдение электризации тел и взаимодействия наэлектризованных тел.
Изготовление простейшего электроскопа.
IIуровень
Исследование электростатического поля точечного заряда, заряженной плоскости, двух заряженных плоскостей.
Электрический ток и его действия (17 часов)
1уровень
Постоянный электрический ток. Источники постоянного электрического тока.
Носители свободных электрических зарядов в металлах, электролитах, газах и полупроводниках.
Действия электрического тока: тепловое, химическое, магнитное.
Электрическая цепь. Сила тока. Измерение силы тока.
Напряжение. Измерение напряжения.
Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление. Реостаты.
Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Счетчик электрической энергии.
Использование электрической энергии в быту, природе и технике.
II уровень
Гальванические элементы и аккумуляторы.
Фронтальные лабораторные работы
Iуровень
Сборка электрической цепи и измерение силы тока в цепи.
Измерение напряжения на участке цепи.
Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.
Изучение последовательного соединения проводников.
Изучение параллельного соединения проводников.
Реостат. Регулирование силы тока в цепи.
IIуровень
Измерение удельного сопротивления проводника.
Измерение работы и мощности электрического тока.
Повторение и обобщение темы
Дополнительные главы (4 часа)
Создание материалов с заданными механическими свойствами.
Тепловой баланс земного шара.
Повторение и обобщение темы
Примеры контролирующих материалов
КР№4 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»
I вариант
1. Чему равна масса куска олова, которому при плавлении было сообщено количество теплоты 177 кДж? Удельная теплота плавления олова 5,9 104 Дж/кг.
2. Какое количество теплоты выделится при конденсации при температуре кипения 200 г водяного пара и при дальнейшем охлаждении получившейся жидкости от 100 °С до комнатной температуры 20 °С? Удельная теплоёмкость воды 4200 Дж/(кг °С), удельная теплота парообразования воды 2,3 106 Дж/кг.
3. Плотность водяного пара при температуре 20 °С равна 7 г/м3. Какова относительная влажность воздуха, если плотность насыщенного пара при этой температуре 17,3 г/м3? Выпадет ли роса при понижении температуры до 14 °С, если плотность насыщенного пара при этой температуре 12,1 г/м3?*
II вариант
1. Чему равна масса ртути, которой при кипении было сообщено количество теплоты 600 кДж? Удельная теплота парообразования ртути 0,3 106 Дж/кг.
2. Какое количество теплоты выделится при замерзании при температуре 0 °С и последующем охлаждении до температуры –5 °С куска льда массой 800 г? Удельная теплоёмкость льда 2100 Дж/(кг °С), удельная теплота плавления льда 3,4 105 Дж/кг.
3. Плотность водяного пара при температуре 25 °С равна 12,8 г/м3. Чему равна относительная влажность воздуха, если плотность насыщенного пара при этой температуре 23 г/м3? Выпадет ли роса, если температура понизится до 15 °С, а плотность насыщенного пара при этой температуре равна 12,8 г/м3?*
Ответы.
I вар.: 1. m = 3 кг. 2. Q 527 кДж. 3. = 40%; не выпадет.
II вар.: 1. m = 2 кг. 2. Q 280 кДж; 3. = 56%; выпадет.
Контрольная работа по теме: « Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел»
I вариант
1. Баллон содержит сжатый воздух объёмом 40 л под давлением 15 105 Па. Каким станет давление этого воздуха, если его объём увеличится до 120 л при неизменной температуре?
2. На рисунке приведён график зависимости давления данной массы газа от температуры при постоянном объёме. Постройте график этого процесса в координатах p, V, и V, T.
II вариант
1. Объём воздуха в велосипедной шине при температуре 27 °С равен 3 л. Чему равен объём воздуха при повышении температуры до 47 °С, если масса воздуха и его давление не изменяются?
2. На рисунке приведён график зависимости объёма данной массы газа от температуры при постоянном давлении. Постройте график этого процесса в координатах p, V и p, T.
Ответы. I вар.: 1. p2 = 5 105 Па. II вар.: 1. V2 = 3,2 л.
КР по теме «Электрический ток».
I вариант
1. Какова сила тока в проводнике, если его сопротивление R = 15 Ом (рисунок справа)?
2. Два резистора сопротивлениями 3 и 6 Ом включены в цепь параллельно. Сила тока, проходящего по первому резистору, равна 2 А. Какое количество теплоты выделится в обоих резисторах за 10 с?
3. Сопротивление лампы 2 равно 100 Ом. Найдите силу тока в цепи и сопротивление лампы 1.
II вариант
1. По графику зависимости силы тока от напряжения на участке цепи (рисунок внизу) определите сопротивление проводника.
2. Две электрические лампочки сопротивлениями 100 и 300 Ом соединены параллельно. Сила тока, проходящего по первой лампочке, равна 0,9 А. Какова сила тока, протекающего по второй лампочке?
3. Какое количество теплоты выделится за 40 мин в двух медных проводниках площадью поперечного сечения 1,5 мм2 и длиной 3 м каждый, подводящих электрический ток к обогревателю? Сила тока в цепи 5 А. Удельное сопротивление меди 0,017 Ом мм2/м.
Ответы. I вар.: 1. 2 A. 2. 180 Дж. 3. 4 А; 62,5 Ом.
II вар.: 1. 20 Ом. 2. 0,3 А. 3. 4080 Дж.
Вводный контроль
Вариант 1
1) Вода испарилась и превратилась в пар. Как при этом изменилось движение и расположение молекул? Изменились ли при этом сами молекулы?
2) Борзая развивает скорость до 16 м/с. Какой путь она может преодолеть за 5 минут?
3) Найдите вес тела массой 800 г. Изобразите вес тела на чертеже в выбранном масштабе.
4) Какое давление оказывает мальчик массой 48 кг на пол, если площадь подошв его обуви 320 см2
5) Какая работа совершается при равномерном подъеме гранитной плиты объемом 2 м3 на высоту 3 м .
Вариант 2
1) Почему аромат духов чувствуется на расстоянии?
2) С какой скоростью движется кит, если для прохождения 3 км ему потребовалось 3 мин 20 с.
3) Найдите силу тяжести, действующую на тело массой 1,5 т. Изобразите силу тяжести на чертеже в выбранном масштабе.
4) На какой глубине давление воды в море равно 2060 кПа? Плотность морской воды 1030 кг/м3
5) Сколько времени должен работать насос мощностью 50 кВт, чтобы из шахты глубиной 150 м откачать воду объемом 200 м3 Плотность воды 1000 кг/м3
КР по теме «Механические свойства жидкостей и газов (гидро- и аэростатика)»
I вариант
1. Площадь меньшего поршня гидравлического пресса 2 см2, а большего 150 см2. Определите силу давления, действующую на больший поршень, если к меньшему поршню приложена сила 40 Н. На какую высоту поднимется больший поршень, если меньший опустится на 30 см?*
2. В сосуд высотой 20 см налита вода, уровень которой ниже края сосуда на 2 см. Чему равно давление воды на дно сосуда? Чему равна сила давления воды на дно сосуда, если площадь дна 0,01 м2? Плотность воды 1000 кг/м3.
3. Определите массу куска алюминия, на который при погружении в воду действует выталкивающая сила 1,2 Н. Плотность воды 1000 кг/м3, алюминия 2700 кг/м3.
4. К коромыслу весов подвешены два одинаковых железных шара. Нарушится ли равновесие весов и в какую сторону, если один шар погрузить в воду, а другой – в керосин? Плотность керосина меньше плотности воды. Ответ обоснуйте.
II вариант
1. Больший поршень гидравлической машины поднимает груз массой 450 кг. При этом на меньший поршень действует сила 150 Н. Найдите площадь меньшего поршня, если площадь большего 90 см2. На какое расстояние опустится меньший поршень, если больший поднимется на 1 см?*
2. Определите давление керосина, заполняющего цистерну, на глубине 2 м. Какова сила давления керосина на этой глубине на кран, площадь которого 10 см2? Плотность керосина 800 кг/м3.
3. Чему равна сила, с которой растягивает нить подвеса мраморный шарик массой 150 г, если он целиком погружён в воду? Плотность воды 1000 кг/м3, мрамора 2700 кг/м3.
4. На весах уравновешены два шара одинаковой массы – стальной и деревянный. Нарушится ли равновесие весов и в какую сторону, если шары одновременно погрузить в воду? Ответ обоснуйте.
Ответы. I вар.: 1. F1 = 3 кН, h1 = 0,4 см. 2. p = 1,8 кПа, F = 18 Н. 3. m = 330 г. 4. Нарушится; перетянет шар в керосине.
II вар.: 1. S2 = 3 см2, h2 = 30 см. 2. p = 16 кПа, F = 16 Н. 3. P = 0,9 Н. 4. Нарушится; перетянет стальной шар.
Календарно-тематическое планирование базового изучения учебного материала по физике 8 класс (2 учебных часа в неделю, всего 68ч)
№ п/п урока ДАТА | Наименование раздела и тем | Метод обучения | Форма работы | Средства обучения, демонстрации | Требования к базовому уровню подготовки | Домашнее задание |
| ||||
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (6 ч) |
| ||||||||||
1 | 04.09 | 1.Вводный инструктаж по Т/Б. Развитие взглядов на строение вещества. Молекулы. Дискретное строение вещества. Масса и размер молекул. | Информационно-развивающий | Беседа | Презентация к уроку | Анализировать текст учебника, отвечать на вопросы по тексту. Приводить примеры явлений подтверждающих молекулярное строение вещества, проводить наблюдения и объяснять наблюдаемые явления. Оценивать размер молекул | §1-3; задание 1, задание 2 (1,4) |
| |||
2 | 06.09 | 2.Броуновское движение молекул. Тепловое движение молекул и атомов. Диффузия. Связь температуры тела со скоростью теплового движения частиц вещества.
| Частично-поисковый | Эвристическая беседа | Демонстрация диффузии. | Описывать опыты Броуна и Штерна, объяснять их результаты. Отличать явление диффузии и тепловое движение молекул Проводить опыты по исследованию явления диффузии, зависимости скорости молекул от температуры | §4,5; задание 3 (1-6э) |
| |||
3 | 11.09 | 3.Взаимодействие частиц вещества. | Проблемно-поисковый | решение задач и вариативные упражнения | Демонстрация модели броуновского движения. | Проводить и объяснять опыты, демонстрирующие взаимодействие молекул, строить индуктивные выводы Приводить примеры смачивания и капиллярных явлений в быту и природе | §6; задание 4 |
| |||
4 | 13.09 | 4.Смачивание. Капиллярные явления Входная диагностика. | Проблемно-поисковый | Эвристическая беседа | Демонстрация явления смачивания и капиллярности. | Приводить примеры смачивания и капиллярных явлений в быту и природе | §7; задание 5 (1) |
| |||
5 | 18.09 | 5. Модели твердого, жидкого и газообразного состояний вещества и их объяснение на основе молекулярно- кинетических представлений
| Проблемно-поисковый | Эвристическая беседа | Презентация к уроку | Применять знания для решения качественных задач | §8; задание 6 (1), итоги главы 1 |
| |||
6 | 20.09 | 6.Обобщение и повторение темы «Первоначальные сведения о строении вещества».
| Творчески-репродуктивный (Самостоятельная работа) | Организационно-деловая игра | Презентация к уроку | Уметь описывать и объяснять явления, связанные с молекулярным строением веществ. Применять знания для решения расчётных и качественных задач | Основные положения МКТ строения вещества; |
| |||
Механические свойства жидкостей, газов и твёрдых тел. (12 часов)
|
| ||||||||||
1 | 25.09 | 7.Давление жидкостей и газов. Объяснение давления жидкостей и газов на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. | Частично-поисковый | решение задач и вариативные упражнения | Демонстрация шара Паскаля. | Уметь объяснять природу давления в жидкостях и газах, применять закон Паскаля для объяснения явлений, связанных с передачей давления жидкостями и газами | §9; задание 7 |
| |||
2 | 27.09 | 8.Передача давления жидкостями и газами. Давление внутри жидкости. | Репродуктивный | Индивидуальная работа | Презентация к уроку | Уметь измерять давление на дно и стенки сосуда Вычислять давление жидкости | §10; задание 8 (1-4); |
| |||
3 | 02.10 | 9.Сообщающиеся сосуды
| Информационно-развивающий | Беседа | Демонстрация сообщающихся сосудов. | Уметь применять закон Паскаля для объяснения закона сообщающихся сосудов для однородных и неоднородных жидкостей Уметь рассчитывать высоту столба жидкости в сообщающихся сосудах | §11; задание 9; |
| |||
4 | 04.10 | 10.Гидравлическая машина. Гидравлический пресс. Манометры. | Репродуктивный (самостоятельная работа.) | Выполнение лабораторной работы по инструкции | Демонстрация принципа работы гидравлической машины и гидравлического пресса | Уметь применять закон Паскаля для объяснения принципа действия гидравлических машин Уметь применять формулы для расчета соотношения между силами, действующими на поршни гидравлической машины | §12; задание 10, |
| |||
5 | 09.10 | 11.Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Барометры. Влияние давления на живые организмы
| Репродуктивный | Выполнение лабораторной работы по инструкции | Презентация к уроку | Уметь измерять атмосферное давление барометром Объяснять природу атмосферного давления Рассчитывать высоту по изменению атмосферного давления | §13,14; задание 11 (1,2,5) |
| |||
6 | 11.10 | 12.Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда. Условия плавания тел. | Информационно-развивающий (самостоятельная работа.) | Беседа, самостоятельная работа с учебной литературой | Демонстрация силы Архимеда. | Уметь объяснять природу выталкивающей силы Выводить формулу выталкивающей силы Вычислять выталкивающую силу | §15; задание 13 (1-4э) |
| |||
7 | 16.10 | 13. Т/Б.Лабораторная работа №1 «Измерение выталкивающей силы» | Информационно-развивающий | Объяснение, демонстрации, лабораторный опыт | Лабораторное оборудование | Уметь измерять выталкивающую силу Формулировать гипотезу и формулировать выводы | Задание 13 (5э, 6*); |
| |||
8 | 18.10 | 14. Т/Б.Лабораторная работа №2 «Изучение условий плавания тел» | Репродуктивный | Выполнение упражнений по образцу. | Лабораторное оборудование | Уметь проводить исследование условия плавания тел Формулировать гипотезу делать выводы по результатам эксперимента Объяснять плавание тел | Задание 14 |
| |||
9 | 23.10 | 15.Решение задач по теме «Механические свойства жидкостей и газов». | Проблемно-поисковый | Выполнение упражнений по образцу. | Презентация к уроку | Уметь применять знания для решения качественных и расчетных задач | Основные законы гидро- и аэростатики (итоги главы 3, с 69-70); задание 15. |
| |||
10 | 25.10 | 16.Контрольная работа №1по теме «Механические свойства жидкостей и газов (гидро- и аэростатика)» | Информационно-развивающий | Беседа. Решение задач | Контрольная работа | Уметь применять полученные знания в новых условиях | Повторить: главу 3 |
| |||
11 | 30.10 | 17.Анализ к/р.Строение твердых тел. Кристаллические и аморфные тела. | Информационно-развивающий | Беседа, демонстрация, лабораторная работа | Презентация к уроку | Уметь отличать кристаллические тела от аморфных. Объяснять анизотропию свойств монокристаллов Уметь выращивать кристаллы из насыщенных растворов | §17; задание 16; Текущий инструктаж по Т/Б Лабораторная работа № 3* «Наблюдение роста кристаллов» |
| |||
12 | 13.11 | 18.Деформация твердых тел. Виды деформации. Упругость, прочность пластичность, твердость твердых тел. | Проблемно-поисковый | Беседа. Решение задач | Демонстрация видов деформации твёрдых тел. | Уметь различать виды деформаций Приводить примеры проявления различных видов деформации в быту и техники | §18,19, задание 17 ( 2,3); задание 18 (3) |
| |||
Тепловые явления (Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел) (18 часов) |
| ||||||||||
1 | 15.11 | 19.Тепловое равновесие. Температура и её измерение. Шкала Цельсия. Абсолютная (термодинамическая) шкала температур. Абсолютный нуль. | Творчески-репродуктивный | фронтальная работа, упражнения на тренажерах | Демонстрация видов термометров и модели теплового движения. | Уметь различать тепловое равновесие. Приводить примеры теплового равновесия. | §21-22; Задание 20,21 |
| |||
2 | 20.11 | 20.Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. | Информационно-развивающий | Беседа | Демонстрация способов изменения внутренней энергии | Уметь объяснять различие между тепловым и механическим движением Пользоваться термометром Переводить значение температуры из градусов Цельсия в кельвины и обратно | §23,24; задание 22 (1,2) задание 23 (1,5) |
| |||
3 | 22.11 | 21.Виды теплопередачи: Теплопроводность
| Информационно-развивающий (Самостоятельная работа) | Беседа | Демонстрация явления теплопроводности. | Уметь сравнивать способы изменения внутренней энергии Уметь применять знания МКТ к объяснению понятия внутренней энергии Приводить примеры тел, обладающих различной внутренней энергией и различных способов ее изменения | §25; задание 24 (1э, 3); |
| |||
4 | 27.11 | 22.Виды теплопередачи: Конвекция. Излучение. | Информационно-развивающий | Беседа | Демонстрация конвекции и излучения. | Уметь объяснять механизм теплопроводности Объяснять различную теплопроводность у различных тел, плохую теплопроводность газов и жидкостей | §26,27; задание 25 (1э, 3), задание 26 (3-4) |
| |||
5 | 29.11 | 23.Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества.
| Творчески-репродуктивный (самостоятельная работа.) | фронтальное и индивидуальное решение задач | Презентация к уроку | Уметь сравнивать различные виды теплопередачи Составлять сравнительные таблицы Применять знания о различных способах теплопередачи для объяснения устройства различных бытовых и технических устройств Приводить примеры разных способов теплопередачи в природе | §28; задание 27 (1-3); |
| |||
6 | 04.12 | 24. Т/Б.Лабораторная работа №4 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» | Проблемно-поисковый | Выполнение лабораторной работы по инструкции | Лабораторное оборудование | Уметь применять формулы расчета количества теплоты для определения количества теплоты, полученного или отданного при теплообмене Анализировать табличные значения удельной теплоемкости Объяснять различие значений удельной теплоемкости у различных веществ | Задание 27 (5,6; по желанию -4*); |
| |||
7 | 06.12 | 25. Уравнение теплового баланса. Решение задач по теме: «Уравнение теплового баланса» | Информационно-развивающий | Лекция Выполнение упражнений по образцу. | Презентация к уроку | Уметь экспериментально определять количество теплоты, полученное или отданное телом Уметь выполнять исследования при выполнении лабораторной работы | §29; задание 28 (1) |
| |||
8 | 11.12 | 26. Т/Б.Лабораторная работа №5 «Измерение удельной теплоемкости вещества» | Информационно-развивающий | Беседа, лабораторная работа по инструкции | Лабораторное оборудование | Уметь применять формулы для расчета количества теплоты Уметь применять уравнение теплового баланса при решении задач на теплообмен | задание 28 (2,3) |
| |||
9 | 13.12 | 27.Удельная теплота сгорания топлива. | Информационно-развивающий | Беседа, контрольная работа по инструкции | Презентация к уроку | Уметь экспериментально измерять удельную теплоемкость вещества Уметь выполнять исследования при выполнении лабораторной работы Уметь сравнивать полученные результаты с табличными значениями Уметь вычислять погрешность косвенных измерений на примере измерения удельной теплоемкости вещества
| §30; задание 29 (1-3) |
| |||
10 | 18.12 | 28.Первый закон термодинамики | Информационно-развивающий | Беседа | Презентация к уроку | Уметь рассчитывать количество теплоты, выделяющееся при сгорании топлива | §31; задание 30 |
| |||
11 | 20.12 | 29.Повторение и обобщение темы «Тепловые явления» | Информационно-развивающий | Беседа, индивидуальная работа | Презентация к уроку | Уметь объяснять, почему выделяется энергия при сгорании топлива Уметь определять с помощью таблиц значения удельной теплоты | Основные понятия и законы, характеризующие тепловые явления (итоги главы |
| |||
12 | 25.12 | 30.Контрольная работа по теме «Тепловые явления» | Проблемно-поисковый | Лабораторная поисковая работа | Контрольная работа | Обобщение знаний, закрепление навыков решения задач, решение комбинированных задач на теплообмен. | Повторить: определения |
| |||
Изменение агрегатных состояний вещества (6часов) |
| ||||||||||
1 | 27.12 | 31.Анализ к/р.Плавление и отвердевание. Температура плавления. Удельная теплота плавления. | Проблемно-поисковый | Лабораторная поисковая работа | Демонстрация плавления и отвердевания | Уметь строить графики зависимости температуры от времени при нагревании, плавлении и кристаллизации Уметь объяснять, почему не меняется температура при плавлении тела Уметь из графиков определять температуру плавления | §32; задание 31 (1-4) |
| |||
2 | 14.01 | 32.Решение задач по теме «Плавление и отвердевание кристаллических веществ» | Творчески-репродуктивный | Групповая и индивидуальная работа | Презентация к уроку | Уметь применять формулы для расчета количества теплоты при нагревании и плавлении. Строить и читать графики зависимости температуры от времени. | Задание 31(5-7); . |
| |||
3 | 16..01 | 33.Испарение и конденсация. Насыщенный пар.
| Проблемно-поисковый
| Выполнение упражнений по образцу. | Демонстрация испарения и конденсации
| Объяснять, что испарение и конденсация, противоположные процессы. Применять знания, полученные при выполнении тестовых и графических заданий по теме. | §33; задание 32 (1-4); |
| |||
4 | 21.01 | 34.Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования | Проблемно-поисковый | Групповая и индивидуальная работа | Демонстрация процесса кипения. | Объяснять физический смысл понятия удельная теплота парообразования, применять формулу расчета количества теплоты выделившегося при конденсации. | §34; задание 33 (1,2,4); |
| |||
5 | 23.01 | 35.Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха.
| Творчески-репродуктивный | Групповая и индивидуальная работа | Демонстрация психрометра. | Объяснять зависимость относительной влажности от температуры. Определять относительную влажность с помощью психрометра, вычислять относительную влажность по формуле. | §35; задание 34 (1,2) Итоги главы 4 |
| |||
6 | 28.01 | 36.Контрольная работа по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» | Творчески-репродуктивный | индивидуальная работа | Контрольная работа | Обобщение знаний, закрепление навыков решения задач | Повторить: определения |
| |||
Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел (7 часов)
|
| Контрольная работа по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» | |||||||||
1 | 30.01 | 37.Анализ к/р. Зависимость давления газа данной массы от объема. Т/Б.Лабораторная работа № 6 «Исследование зависимости давления газа данной массы от объёма при постоянной температуре» | Репродуктивный | Лабораторная работа по инструкции | Лабораторное оборудование | Анализировать текст учебника, отвечать на вопросы по тексту. | §36; задание 35 (1-3) |
| |||
2 | 04.02 | 38.Зависимость давления газа данной массы от температуры | Информационно-развивающий | Беседа | Презентация к уроку | Уметь устанавливать связь между объемом и температурой газа | §38; задание 37 (1-3) |
| |||
3 | 06.02 | 39.Зависимость объема газа данной массы от температуры. Применение газов в технике. | Информационно-развивающий | Беседа | Презентация к уроку | Уметь устанавливать связь между давлением и температурой газа | §37, 39*,40 задание 36 (1-3); задание 38 |
| |||
4 | 1102 | 40.Тепловое расширение твердых тел. | Частично-поисковый | лекция | Презентация к уроку | Показать процесс теплового расширения твердых тел. | §41; задание 39
|
| |||
5 | 13.02 | 41.Тепловое расширение жидкостей. Тепловое расширение воды. | Информационно-развивающий | лекция | Презентация к уроку | Показать процесс теплового расширения жидкостей | §42; задание 40. |
| |||
6 | 18.02 | 42.Принципы работы тепловых машин. КПД тепловой машины. Двигатель внутреннего сгорания. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. | Проблемно-поисковый | фронтальное и индивидуальное решение задач | Демонстрация принципа работы тепловых двигателей. | Уметь объяснять принцип действия тепловых двигателей, применять формулу для расчета КПД теплового двигателя. | §43, 44; задание 41 (3,4), 42 (1-3) |
| |||
7 | 20.02 | 43.Паровая турбина. Холодильник. Основные направления совершенствования тепловых двигателей. Кратковременная контрольная работа по теме «Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел» | Проблемно-поисковый | индивидуальное решение задач | Демонстрация принципа работы паровой турбины. | Уметь объяснять принцип действия паровой турбины. | §45,46; задание 43 (1,2); |
| |||
Электрические явления (6 часов) |
| ||||||||||
1 | 25.02 | 44.Электростатическое взаимодействие. Электрический заряд. Два рода электрических зарядов. Электроскоп. | Творчески-репродуктивный | работа на тренажерах, вариативные задания | Демонстрация взаимодействия электрических зарядов | Умение решать задачи, реферировать научно-популярные тексты | §47; задание 44 (3э-5э), задание 45 (2,3) |
2 | 27.02 | 45.Дискретность электрического заряда. Строение атома. Электрон и протон. Элементарный электрический заряд. | Репродуктивный | Индивидуальная работа | Демонстрация явления электризации | Уметь приводить примеры фактов, подтверждающих существование двух видов электрических зарядов, явления электризации. Приводить примеры электризации тел. | §48,49; задание 46 (2э-4), |
3 | 04.03 | 46.Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. | Информационно-развивающий | работа на тренажерах, вариативные задания | Демонстрация модели атома. | Уметь приводить примеры электризации тел в природе и быту. | §50, задание 47 (1,2,4), |
4 | 06.03 | 47.Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Линии напряженности электрического поля. Электрическое поле точечных зарядов и двух заряженных пластин. | Информационно-развивающий | Беседа, лабораторный опыт | Презентация к уроку | Объяснять электрические особенности проводников и диэлектриков, явление электризации. | §52; 53, 54* задание 48 (1-3)
|
5 | 11.03 | 48.Проводники, диэлектрики полупроводники. | Проблемно-поисковый | Лабораторная исследовательская работа | Демонстрация проводников и диэлектриков. | Объяснять строение простейших атомов, процесс электризации. Уметь строить модели простейших атомов и ионов. | §55,56*; задание 51 (1.2), Итоги главы 6 |
6 | 13.03 | 49.Кратковременная контрольная работа «Электрические явления». Закон Кулона.* Учет и использование электростатических явлений в быту, технике, их проявление в природе. | Информационно-развивающий | Беседа, лабораторная работа по инструкции | Контрольная работа | Уметь анализировать и строить картины линий напряженности электрического поля, объяснять основные закономерности и характеристики электрического поля. | § 51* |
Электрический ток и его действие(17 часов по программе + 1 час из резерва.) | |||||||
1 | 18.03 | 50.Анализ к/р. Постоянный электрический ток. Источники постоянного электрического тока. Носители свободных электрических зарядов в металлах, электролитах, газах и полупроводниках. | Творчески-репродуктивный | решение задач | Демонстрация видов источников тока. | Уметь объяснять принцип работы гальванического элемента и аккумулятора. | §57, 58,; задание 52. |
2 | 19.03 | 51.Гальванические элементы и аккумуляторы* Действия электрического тока: тепловое, химическое, магнитное. | Информационно-развивающий | Лекция с элементами беседы | Демонстрация действия электрического тока | Уметь применять знания по электростатике к объяснению явлений в природе и технике, к решению комбинированных задач. Уметь объяснять природу электрического тока в металлах, назначение источников тока и их отличия. | §59 §60 ; задание 53; 54 |
3 | 01.04 | 52.Электрическая цепь | Информационно-развивающий | Беседа | Демонстрация работы простейшей электрической цепи. | Уметь наблюдать и объяснять действия электрического тока, применять условные обозначения и вычерчивать схемы электрических цепей. | §61; задание 55 (1,4) |
4 | 03.04 | 53.Сила тока. Измерение силы тока.
| Информационно-развивающий | Беседа, лабораторный опыт | Демонстрация работы амперметра. | Уметь собирать электрическую цепь, измерять силу тока амперметром, делать выводы. | §62,63; задание 56 (3,4), задание 57 (2) |
5 | 08.04 | 54. Т/Б.Лабораторная работа №7 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных её участках» Решение задач по теме: «Сила тока». | Информационно-развивающий | Лекция с элементами беседы, лабораторный опыт | Лабораторное оборудование | Объяснять принцип действия амперметра. Объяснять какие факторы влияют на величину силы тока. | Задание 58 |
6 | 10.04 | 55.Кратковременная контрольная работа по теме «Сила тока» Напряжение. Измерение напряжения. | Информационно-развивающий | Беседа, лабораторный опыт | контрольная работа | Уметь решать задачи | §64,65; задание 59, 60, |
7 | 15.04 | 56.Анализ к/р. Т/Б.Лабораторная работа №8 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» | Проблемно-поисковый | Исследовательская работа | Лабораторное оборудование | Уметь собирать электрическую цепь, измерять электрическое напряжение вольтметром, делать выводы | Задание 61 |
8 | 17.04 | 57.Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление. Т/Б.Лабораторная работа №9 «Измерение сопротивления проводника при помощи вольтметра и амперметра» | Проблемно-поисковый | Лабораторная исследовательская работа | Лабораторное оборудование | Объяснять принцип действия вольтметра, понимать смысл электрического напряжения. | §66;67 задание 62 (1-3). Задание 63; |
9 | 22.04 | 58.Реостаты. Т/Б.Лабораторная работа №10 «Регулирование силы тока в цепи с помощью реостата» | Информационно-развивающий | Лабораторная исследовательская работа | Лабораторное оборудование | Уметь собирать электрическую цепь, вычислять электрическое сопротивление проводника, делать выводы. Анализировать и оценивать результаты эксперимента. | §68; задание 64 |
10 | 24.04 | 59.Закон Ома для участка цепи | Проблемно-поисковый | лекция | Презентация к уроку | Уметь собирать электрическую цепь, регулировать силу тока, изменяя сопротивление проводника. Анализировать и оценивать результаты эксперимента. Рассчитывать сопротивление проводника. | §69, задание 65 (1,3) |
11 | 29.04 | 60.Решение задач по теме: «Закон Ома для участка цепи» Кратковременная контрольная работа по теме «Закон Ома для участка цепи» | Проблемно-поисковый | Лабораторная исследовательская работа | Демонстрация закона Ома | Применять формулу закона Ома, строить графики зависимости силы тока от сопротивления и напряжения. | §70; Задание 65 (4,5); |
12 | 03.05 | 61.Последовательное соединение проводников. Т/Б.Лабораторная работа №11 «Изучение последовательного соединения проводников» | Творчески-репродуктивный | Лабораторная исследовательская работа | Лабораторное оборудование | Применение знаний к решению графических. Качественных и расчетных задач. | §71; задание 67 (1-4) |
13 | 05.05 | 62.Параллельное соединение проводников. Т/Б.Лабораторная работа №12 «Изучение параллельного соединения проводников» | Проблемно-поисковый | Лабораторная исследовательская работа | Лабораторное оборудование | Уметь собирать электрическую цепь, проводить измерения в различных ее участках, проверять выполнение закономерностей последовательного соединения проводников. Анализировать и оценивать результаты эксперимента. | § 72; задание 68 (1-3); |
14 | 07.05 | 63.Решения задач по теме: «Последовательное и параллельное соединение проводников». | Творчески-репродуктивный | Выполнение упражнений по образцу. | Презентация к уроку | Уметь собирать электрическую цепь, проводить измерения в различных ее участках, проверять выполнение закономерностей параллельного соединения проводников. Анализировать и оценивать результаты эксперимента. | задание 67 (5), задание 68 (4) |
15 | 13.05 | 64.Работа и мощность электрического тока. Т/Б.Лабораторная работа № 13 «Измерение работы и мощности электрического тока».
| Проблемно-поисковый | работа на тренажерах, вариативные задания | Контрольная работа | Применять закономерности последовательного и параллельного соединения проводников для расчета электрических цепей. | §73,74; задание 69 (1-3) задание 70 (1-3); |
16 | 15.05 | 65.Счетчик электрической энергии. Закон Джоуля-Ленца. Использование электрической энергии в быту, природе и технике. | Проблемно-поисковый | работа на тренажерах, вариативные задания | Демонстрация работы электрического тока. | Уметь рассчитывать работу электрического тока и стоимость электрической энергии. Уметь собирать электрическую цепь, проводить измерения, вычислять работу и мощность электрического тока. Анализировать и оценивать результаты эксперимента. | §75; задание 71 (1-3); |
17 | 18.05 | 66.Решение задач по теме «Электрический ток»
| Творчески-репродуктивный | Лабораторная поисковая работа | Лабораторное оборудование | Применение знаний к решению графических. Качественных и расчетных задач. | задание 70 (4,5) задание 71 (4,5) |
18 | 22.05 | 67.Контрольная работа по теме «Электрический ток» | Творчески-репродуктивный | Решение задач | Контрольная работа | Уметь применять полученные знания в нестандартных ситуациях, для объяснения явлений природы и принципов работы технических уметь обосновывать высказываемое мнение, уважительно относиться к мнению оппонента и сотрудничать в процессе совместного выполнения задач устройств; использовать приобретенные | Повторить определения. |
1 час из резерва | |||||||
1 | 24.05 | 68. Повторение по теме: «Тепловые явления» «Электрические явления» | Вариативные задания | Материал за весь учебный год
| Решать графические и расчётные задачи за курс физики 8 класса | Уметь применять полученные знания в нестандартных ситуациях. |
|