Аналитический отчёт о работе факультатива по выбору «Физика дома и в доме» за 2012-2013 учебный год

Сипкова Людмила Владимировна

Аналитический  отчёт о работе факультатива  по выбору

 «Физика дома и в доме»

за 2012-2013 учебный год

 

                                    

Актуальность факультативного курса  «Физика дома и в доме» для     9 классов  заключается в том, что в свете реформы общеобразовательной школы повышаются роль и значение межпредметных связей дисциплин. Тематическая направленность факультатива   способствовала  приучению детей к самостоятельной творческой работе, развитию инициативы, внося элементы исследования в их учебу, содействуя  выбору будущей профессии.
Школьная программа не предусматривает широкого применения самостоятельного эксперимента на уроках физики. Так как физика – наука экспериментальная, то фронтальный эксперимент, иллюстрирующий справедливость законов и явлений природы, способен  вызвать живой интерес к предмету у большинства учащихся.

Программа данного факультатива   связана идейно и содержательно с базовым курсом физики старшей школы и позволяет углубить и расширить представления учащихся об экспериментальном методе познания в физике, о роли и месте эксперимента в становлении физического знания, о взаимосвязи теории и эксперимента. Выполнение учащимися некоторых опытов с использованием физических приборов позволило  внести вклад в формирование у них экспериментальных умений. Использование компьютерного моделирования дало  возможность сформировать умения выполнять исследование с помощью компьютера, дало  представление о возможностях и границах применимости компьютерного эксперимента, а также целый ряд других общеучебных умений.

Факультатив  разработан  для учащихся 9  классов, рассчитан на 34 часа, которые проводятся в течении года по 1 часу в неделю.

Факультатив  «Физика дома и в доме»    предназначен  для учащихся 9 классов  общеобразовательных учреждений. В нём  раскрываются пути осуществления межпредметных связей физики с технологией, алгеброй и геометрией, химией, биологией. Занятия факультативного курса   углубляли и расширяли  знания учащихся, полученные на уроках, повышали  их интерес к предмету.

Цель курса – создание условий для формирования и развития у школьников:
- интереса к изучению предмета физики;
- умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике;
- творческих способностей;
- коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Основная задача курса – не только сообщить учащимся определенную сумму знаний, развивать их умения и навыки, но и научить применять полученные знания на практике.

 

В процессе обучения учащиеся приобрели  следующие конкретные умения:
- выдвигать гипотезы;
- решать задачи практической направленности;
- отбирать необходимые для эксперимента приборы;
- интерпретировать результаты эксперимента;
- делать выводы.

Данный   факультативный  курс  направлен  на формирование базовых компетентностей:

1) компетентность разрешения проблем:

умение применять знания в цикле научного познания;

планировать эксперимент;

умение использовать предложенные ресурсы (отбирать приборы для выполнения эксперимента);

умение оценивать собственные действия;

2) информационной:

умение соотносить теорию и эксперимент;

умение анализировать полученный результат;

умение применять полученную, найденную информацию для решения проблем;

3) коммуникативной:

умение сотрудничать с другими людьми, участвовать в дискуссии;

умение презентовать свою работу, натурный и модельный эксперимент;

умение использовать технические средства обучения и средства новых ин-формационных технологий.

К окончанию изучения курса учащиеся смогут:

спланировать подготовку и проведение не менее 4 экспериментов;

обработать результаты эксперимента;

подготовить отчет и презентации по экспериментам.

Учащиеся получили представление:

о методах научного исследования;

о правилах научной коммуникации.

 

 

 

Учащиеся получили  опыт:

обработки информации; письменной и устной коммуникации.

Вывод: Таким образом, целесообразность и нужность внеклассной работы по физике несомненна. Ведь конечная цель школьного образования – становление творческой личности и её самореализация.

В 7 классе  свою работу  я строю таким образом, чтобы возбудить у детей живой интерес к предмету физики, в 8 классе  работаю над развитием возникшего интереса к предмету, а значит и профессиям. В 9 классе ребятам предстоит решать: продолжить обучение в 10-11 классе  или получить специальность в колледже, училище, техникуме. Многие выпускники 9 класса  в числе своих первых экзаменов выбирают физику. В 10-11 классе  происходит осмысление того, чем, возможно, предстоит заниматься всю жизнь. Меняются приоритеты, взгляды, меняется и выбор будущих профессий.

Преподавание даже стандартных тем школьного курса физики может выглядеть по-новому, если на любой стадии знакомства с тем или иным явлением будет учитываться и привлекаться жизненный опыт самих учащихся.

Умения учащихся  формируются на основе знаний принципов работы различных приборов для домашних измерений, законов механики твердых тел, жидкостей и газов, свойств электрического тока, тепловых, звуковых и оптических явлений что, несомненно, изучается на занятиях факультативов.

В программе  факультатива  в течение учебного года была  предусмотрена самостоятельная работа учащихся по физическому эксперименту, как наиболее интересная для них форма работы. При этом учащиеся ставились  в условия исследователей, отыскивающих закономерности, важные в теоретическом или практическом отношении. Так, например,


Раздел  Законы механики
Принцип действия рычагов и других простых механизмов на примере работы домашних приборов. Зависимость давления от площади опоры (для объяснения действия различных ножей, ножниц). Условия равновесия тел, имеющих площадь опоры, устойчивости тел.
Демострации и опыты: демонстрация условий равновесия рычага, устойчивого равновесия тела, имеющего площадь опоры; демонстрация зависимости величины давления от силы давления и площади опоры.

Раздел  Теплота
Объяснение физической сущности пламени. Явление конвекции, теплопроводности и излучения. Явление испарения и кипения. Плавление и кристаллизация.
Демонстрации и опыты: опыты по конвекции, показ различной теплопроводности разных материалов, нагревание металлической трубки трением, понижение температуры при испарении, расширение тел при нагревании.

 

Раздел  Свойства электрического тока
Тепловое действие тока: объяснение устройства и действия различных нагревательных приборов. Механическое действие тока. Магнитное действие тока. Основы радиопередачи и радиоприема.
Демонстрации и опыты: нагревание проводника электрическим током, движение проводника с током в магнитном поле, работа электромагнита и электромотора, действие генератора УКВ.

Содержание работ физического практикума отличалось от содержания лабораторных даже при схожих названиях работ. Например, лабораторная работа по определению коэффициента трения скольжения предусматривает только изучение движения тела на горизонтальной плоскости. Работа в практикуме подразумевает измерение коэффициента трения различными способами. Рассматривается движение тела не только на горизонтальной плоскости, но и на наклонной. А также определяется коэффициент трения скольжения с помощью закона сохранения механической энергии, после чего учащиеся сравнивали полученные результаты экспериментов, определяли погрешности измеренных величин и делали  вывод о целесообразности использования того или иного способа измерения.

Лабораторную работу по изучению закона механической энергии обычно проводят, сравнивая уменьшение потенциальной энергии прикрепленного к пружине тела при его падении и увеличение потенциальной энергии растянутой пружины. На работе физического практикума школьники изучали  закон сохранения механической энергии при упругом и неупругом соударениях тел с помощью комплекта оборудования L-micro.

В отличие от большинства фронтальных лабораторных работ учащиеся не работали  по готовым инструкциям. Школьники заранее получали  график выполнения работ с контрольными вопросами к допуску и списком литературы для самостоятельного изучения. После самостоятельного изучения материала и ответа на вопросы у учащихся формируются представления о ходе выполнения работы и способах измерения той или иной величины. Учащиеся самостоятельно готовили лабораторный журнал с конспектом теории и таблицами.

Таким образом, при выполнении работ практикума преобладала  самостоятельная работа школьников, что является средством получения глубоких и прочных знаний учащихся по физике, которые необходимы не только для дальнейшего изучения курса физики в старшей школе, но и для поступления в ВУЗ. 

Школьники пробовали  себя во всех видах деятельности, характерных для физики (изучение материала на более высоком уровне, проведение эксперимента и обработка его результатов; решение расчетных и графических задач повышенной сложности). К концу обучения в 9-м классе большинство учащихся сохраняют свое желание продолжить обучение в профильном классе.  Кроме того, некоторые школьники уже к концу девятого года обучения делают окончательный выбор ВУЗа, в котором будет продолжено их обучение после школы.

Таким образом, изучив  программу курса по выбору,  ученики 9 класса  получили возможность использовать уже усвоенные знания в сочетании с новыми - теми, которые предстоит им приобрести. И сделать это можно на более высоком творческом уровне, с учетом индивидуальных интересов и склонностей учащихся.

 

Основным содержанием  работы на занятиях факультативов   стала творческая деятельность. Каждый ребенок вовлекался в процесс создания лично значимого для него общественно-полезного учебного продукта. Все, что создали  школьники (тексты, рисунки, презентации, видеоматериалы и т.д.) становится составной частью их цифровых портфелей индивидуальных достижений. Главным становится освоение каждым учеником самостоятельного собственного знания, овладение новыми способностями, наиболее востребованными в данный момент обществом.

 

Мониторинг результатов обучения  учащихся  9 классов   по программе  курса  факультатива по выбору.

 

 

Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана курса)

Соответствие теоретических знаний учащихся  программным требованиям:  максимальный уровень (освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период).

Практические умения и навыки (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие практических знаний учащихся программным требованиям: максимальный уровень (освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период).

Творческие навыки  Креативность в выполнении практических заданий: творческий уровень (выполняют практические задания с элементами творчества). 

Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности: соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

 

 

 

Учитель физики:                                                               Л.В. Сипкова