ГОД КОСМОСА В РОССИИ

Сипкова Людмила Владимировна

Автор проекта:

учитель физики Сипкова Л.В.

МОУ « СОШ №23»

г.Новотроицк

 

 

2010-2011 учебный год

 

План проведения

 

Понедельник  11 апреля –        торжественное  открытие «50 лет освоения космоса».

1. Конкурс рисунков и буклетов о космосе и космонавтах отразить:

а) современные открытия в области авиации и космоса. б)практическое использование достижений физики и астрономии

в) кроссворды, загадки, викторины, ребусы, вопросы-задачи, домашние эксперименты в виде задания, задачи-рисунки и т.п.

2. Радиопередача. "Год космоса в России" проводит Анваров Курбон 7класс для учащихся 1-11классов

3.Вторник       12 апреля -День космонавтики( устный журнал) проводит Голубева Александра ученица 11класса

4. С 13апреля по 23апреля

«Весёлый урок по физике» (занимательные опыты по физике для 1-4класов) проводят учащиеся 11классов Окунев Александр и Попович Алексей.

5. С 13апреля по 23апреля «Знаете каким он парнем был!»-устный журнал для учащихся 1-5классов проводят учащиеся Липенина Дарья 8 класс и Седых Любовь 11класс.

6. С 13апреля по 23апреля «Мы были первыми»-устный журнал для учащихся 5-11классов проводят учащиеся 11класса Голубева Александра и Седых Любовь.

7.Выставка рисунков и буклетов.

8.  Стартинейджер «Полёты во сне и наяву» для учащихся 8 классов проводит учитель физики.

 

 

 

Цели:

1. Активизация познавательной активности учащихся через игровые формы внеклассной работы, развитие творческих способностей учащихся

5. Развитие навыков общения, умения работать в команде

2. Формирование у учащихся представлений о роли науки в жизни общества

3. Повторение учебного материала по разным предметам под новым углом зрения

4. Расширение кругозора в результате организованного общения.

Задачи

1. Сделать школьную жизнь интересной, насыщенной, запоминающейся.

2. Предоставить возможность учащимся попробовать себя в роли учителя.

Человеческие ресурсы:

1. Учитель физики и классные руководители.            

2. Учащиеся школы с 1 по 11 классы

 

 

 

 

 

 

 

Полёты во сне и наяву

(игровая программа, посвященная 50летию Космонавтики)

 

учитель физики: Сипкова Л.В.

МОУ « СОШ№23»

г. Новотроицк

Пред нами  тайны обнажатся,

                                                                                                    Возблещут дальние миры…

                                                                                                                                                                                                                                                                               А.Блок

 

Цель: Ознакомление с историей страны, развитие познавательных интересов.

 

Задачи: развить  у учащихся интерес к космосу, профессии космонавт, людям прославивших свою страну.

 

Ход программы

Ведущий. Ребята, сегодня мы собрались в этом зале по  важному поводу. 12 апреля наша страна отмечает  день ... (хором: космонавтики.)

Игровое поле- зал, где обозначены с помощью табличек места участников команд. Делим классы для участия в игре на команды при помощи веревки по диагонали!

Сегодняшнее мероприятие посвящено дню «Космонавтики»  Прежде, чем совершить космическое путешествие, я хочу вам рассказать правила игры.. 

АССОЦИАТИВНЫЕ ПЕРЕВЁРТЫШИ.

вы должны угадать названия известных, недавно изученных на уроках литературы произведений. Для примера возьмём хорошо известные песни. Перевёртыш «У леса кипарис валялся…» получим оригинал «Во поле берёза стояла…». Для закрепления: строка какой известной песни звучит в виде такого перевёртыша «На поляне умер кактус»? («В лесу родилась ёлочка»). Приступим к игре.

Учитель физики читает перевёртыши, дети угадывают оригинал.

 

1.     лейтенантов сын ………………… Капитанская дочка

2.     деревянный пеший ……………….Медный всадник

3.     живые люди ……………………….Мёртвые души

4.     сыны и старики ……………………. Отцы и дети

5.     сухая солнечная погода …………….. Гроза

6.     радость для глупости …………… Горе от ума

7.     переросток ………………………  Недоросль

8.     богатый Иван …………………….Бедная Лиза

9.     берёзовая пустыня ………………. Вишнёвый сад

10.                                                                 город ………………………………Деревня

11.                                                                 шёпотом ………………………….. Во весь голос

12.                                                                 они ………………………………….Мы

13.                                                                 Кошкина печёнка ………………….Собачье сердце

 

загадки

Какой бы массы не было бы тело,
Что падает на землю с высоты,
Всегда, величину измерив эту,
Значение одно получишь ты. Ускорение свободного падения 9,8 м/с2

С Пизанской башни он бросал свинцовые шары
Всем местным жителям на удивленье
И обнаружил, что от массы не зависит
Приобретаемое телом ускоренье. Галилей

Эту функцию найдёшь
Ты в законе преломленья.
В колебаниях и волнах -
Тоже встретишь, без сомненья. синус

Так мала, что нет длины.
Нету даже ширины.
Ну а масса - хоть сто тонн!
Так сказал Исаак Ньютон. материальная точка

Об этой линии воображаемой
Послужит вам напоминанием:
След самолёта в небе,
Узор коньков на льду,
Всё, что напишешь ручкой (также мелом),
И санок след на выпавшем снегу. траектория

Птичка-невеличка,
Света частичка.
Летит - живёт,
Остановится - умрёт. фотон

Я приставка дольная,
Жизнь моя прикольная.
Я о ней сейчас вам расскажу:
От рожденья с миллиардом я дружила,
А теперь с самим Чубайсом дружбу близкую вожу. нано

Если вес уменьшить свой
Хочешь быстро без диет,
В ванну сядь и кран открой -
Так придумал… Архимед

Великие из великих

(Леонардо да Винчи)

 

3.1      Он родился 14 апреля 1452 года.  Жил и работал во Флоренции  и в Милане.

3.2      Он точно изложил основы метода нового естествознания «Опыт и математический анализ»  и начал применять его к изучению движения.

3.3      Задолго до Галилея, Декарта, Ньютона он утверждал «Механика  есть рай математических наук»

«Всякое движение стремится к своему сохранению».

3.4      Он открыл свойства водяных и звук. волн распространяться не мешая друг другу.

3.5      Он создал знаменитую «Джаконду».

3.6       

( Михаил Ломоносов)

 

 

 

 

4.1      20 ноября ему исполнилось бы 291 год.  Ещё будучи студентом начал огромную работу  «Элементы математической химии»  и опубликовал несколько десятков работ по физике, химии, астрономии, приборостроению, географии.

4.2      Он занимался  астрономией, географией, металлургией,  историей, языкознанием, создавал мозаичные картины, организовал фабрику по производству цветных стёкол.

4.3      Он издатель академических журналов, организатор университета, руководитель ряда отделов академии наук.

4.4      Он ввёл в науку слово  физика.

4.5      А. С. Пушкин назвал его первым русским университетом.

 

 

Мария  Склодовская Кюри

 

 

5.1      7 ноября исполнилось 135 лет со дня рождения этой удивительной женщины. Она родилась в Польше, но училась и работала во Франции.

5.2      Она создала рентгеновские установки и  в период первой мировой войны ездила с ними по военным госпиталям.

5.3      Вместе со своим мужем открыла новые радиоактивные элементы.

5.4      Причина её смерти  кроется в тех исследованиях, которые она проводила.

5.5      Она является дважды лауреатом Нобелевской премии по физике и по химии.

 

 

 

Блез Паскаль

8.1      В 2003 году ему исполнилось 380 лет. Он является одним из создателей математического анализа, проективной геометрии, теории вероятности,  гидростатики.

8.2      В шестнадцатилетнем возрасте он сформулировал  теорему о шестиугольнике, вписанном в коническое сечение. Эта теорема  носит его имя.

8.3      Он построил механическую счётную десятиразрядную машину, которая также  носит его имя, и принесла ему огромную славу.

8.4      Он  экспериментально доказал, что показания барометра,  зависят от влажности и температуры воздуха, и предложил использовать барометр для предсказания погоды. На современных барометрах вы также найдёте его имя.

8.5      Его имя носит основной закон гидро- и аэростатики, который вы изучали в 7-ом классе.

 

Николай Коперник

 

 

 

 

8.6  В  2003 году ему исполнилось 530 лет.  Будучи  замечательным врачом, он безвозмездно лечил бедняков. Кроме того, участвовал в управлении  одной из областей Польши.  Но больше всего он любил астрономию.

8.7  После  тридцати лет упорнейшего труда он убедительно доказал, что  Земля – это одна из планет и  все планеты обращаются вокруг Солнца. 

8.8  Церковь объявила его учение ересью, а книги были запрещены. Его учение стало причиной  несчастий не только для него, но и для его последователей.

8.9  В 1600 году за пропаганду его взглядов был сожжён на костре итальянский учёный Джордано Бруно.

8.10      Он является автором гелиоцентрической системы мироздания.

 

Билл Гейтс

 

 

10.1 Он рос обычным ребёнком и, тем не менее,  уже в 13 лет написал свою первую компьютерную программу для игры в крестики-нолики на языке программирования Бейсик.

10.2 В 1989 году он основал компанию «Корбис», которая занялась созданием хранилища электронных изображений  произведений искусств. Уже к 1997 году  в этой коллекции насчитывалось более 25 миллионов  изображений.

10.3  Он первым увидел поразительную перспективу ввести компьютеры во все дома,  создав для  всех компьютеров одно и тоже программное обеспечение.

10.4 Под его руководством создана  программа для управления компьютером, рассчитанная на совершенно неквалифицированного пользователя, название которой в переводе на русский язык  означает  «Окна».

10.5  Он долгое время являлся исполнительным директором и председателем совета директоров компании «Майкрософт». С 1995 года он самый богатый человек Америки.

Сообразилки

 

Всем командам даются задания. Каждая должна найти  решение и при проверке продемонстрировать его.

 

  1. Используя данное оборудование, установите стакан с водой на столе так, чтобы он был приподнят над крышкой стола ровно на 1 см
    Оборудование: стакан с водой, чистый листок бумаги из школьной тетрадки в клеточку.
  2. Используя данное оборудование, поместите монету в стакан, не трогая ее руками Оборудование: стакан, картонка размером с открытку, монета.
  3. Используя данное оборудование, поместите шарик в стаканчик, не трогая его руками, не подкатывая к краю стола, не наклоняя стол, не пользуясь посторонними предметами, не дуя на него и т. д. (3 балла).
    Оборудование: пластмассовый шарик, стакан.
  4. На ребро поставить монету и сверху на неё установить свёрнутую полоску бумаги. Снять данную полоску без рук. Оборудование: стакан,  линейка.

Варианты решения

1.

  • Листок сгибают гармошкой с шириной ребра 2 клеточки (1 см).
  • От листа аккуратно отрывают полоску шириной 2 клеточки и скручивают в рулончик. Три рулончика ставят на торцы, а на них – стакан с водой.
  • От листа аккуратно отрывают полоску шириной 2 клеточки и делают из нее кольцо. На кольцо ставят стакан. Диаметр кольца подбирают экспериментально.

2. Резким щелчком по картонке, выбить ее из-под монеты. По инерции монета окажется в стакане.

3.

  • Шарик “зачерпывают” резким движением, держа стакан за дно.
  • Накрывают шарик стаканчиком, приводят стаканчик в быстрое вращательное движение, а затем резко перевертывают.

4. Накрыть стаканом монету и наэлектризовав линейку  поднести к нему. Действует электростатическое поле и полоска упадёт.

 

 

Звёздное небо

 

Взглянув на пояс Зодиака,

Мы в январе увидим Рака,

А в феврале заметим Льва.

Хранителем его была

В холодном марте злая Дева,

Весьма похожая на Еву.

Весы купив себе в апреле,

Они спокойно жить хотели,

Но в мае страшный Скорпион

У них отнял покой и сон.

Его убил Стрелец прекрасный,

Отца июня сын несчастный,

В июле ж братец Козерог

Сон Льва и девы уберёг,

А в августе на много дней

Приехал дядя Водолей.

Из Рыб уху он в сентябре

Варил и кушал на дворе,

Зажарил Овна в октябре,

Тельца зарезал в ноябре,

А в декабре, в конце концов,

 Родилась пара Близнецов.                  Валишин Ю.И.

 

ЧЁРНЫЙ ЯЩИК

Чёрный ящик №1.

То, что лежит в чёрном ящике, изобрёл очень талантливый юноша, который придумал гончарный круг и пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. В древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью - признаком высокого положения в обществе и большого ума. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась. В наше время им умеет пользоваться любой старшеклассник.

Вопрос: Что лежит в чёрном ящике? (Циркуль)

Чёрный ящик №2.

В 1974 году архитектором была придумана игра, которая является наглядным пособием по алгебре, комбинаторике, программированию. Эту игру называют “игрой столетия”. Если играть без системы, то для достижения потребуется миллионы лет. Используя определённую систему, можно достичь цели за 23 с. Эта игра полезный спутник в дальней дороге. Внимание, вопрос! Что это за игра и какова фамилия её создателя? (Кубик Рубика)

 

Одна минута

Участникам завязывают глаза, по счёту три они должны отсчитать минуту и поднять руку. Кто наиболее близко посчитал, получает 3 балла и далее 2 балла,1 балл.

Попасть «солнечным зайчиком» в заданную точку.

Передай конфету в эстафете

 

Меткий глаз

Сделать из бумаги “снежки” и попасть ими в цель. 6 человек бросают, один ловит кепкой;

Устами младенца

«УСТАМИ МЛАДЕНЦА»

Если вы сможете ответить на вопрос с первой фразы, вы получите 3 балла, после первой подсказки – 2 балла, после второй – 1 балл, не отгадаете – 10 баллов (т. е. 0 баллов)

ü Она имеется у всех. Если человека долго не кормить, то она уменьшится.     

 

 1-я подсказка. Её весь день определяют продавцы.

2-я подсказка. Сила тяжести ей прямо пропорциональна. (масса)

 

 

ü Её у нас нет, когда мы спим, нет на большинстве уроков, но она есть на переменах и на уроках физкультуры.  

ü  

1-я подсказка. У птиц она больше, чем у человека, ещё   больше у ракеты.                                                                                                                                 2-я подсказка. Измеряют её спидометром. (скорость)

 

ü Она имеется у всех здоровых людей. У мужчин её больше, у женщин и детей меньше. Её совсем мало у больных. Она не вещь и не сохраняется.                     

ü 1-я подсказка. Её величина векторная.                                                                                2-я подсказка. «Давай поборемся», - говорят те, у кого её много. (сила)

 

 

 

ü У всех физических тел, сделанных из данного вещества, она одинакова. Она не связана с движением тела.                                                                                                1-я подсказка. У алюминиевой кружки и ложки она одна и та же.                                             2-я подсказка. Эта величина – скалярная и изучается в 7 классе. (плотность)

 

 

ü Она большая у полных и высоких, маленькая – у худых и низких. Но у всех она направлена в одну и ту же точку.

  1-я подсказка. Эта величина векторная. А точка находится в центре Земли. 

2-я подсказка. Её измеряют динамометром. (сила)

 

ü Она сохраняется неизменной, если кастрюльку со свежесваренной картошкой укутать одеялом или шубой.

 1-я подсказка. У всех здоровых людей она почти одинакова.

  2-я подсказка. Её измеряют термометром. (температура)

 

ü Она имеется у всех. Уменьшается при работе. Если вы съедите «Сникерс», она у вас прибавится. Весами и линейкой её не измерить.                                               1-я подсказка. От одинаковых «Сникерсов» она прибавится одинаково у всех: высоких людей, и у маленьких, и у девочек, и у мальчиков.                                           2-я подсказка. А если вместо «Сникерса» съесть картошку, то прибавка будет меньше. (энергия)

 

 

ü Из-за этого типа сплошь и рядом нарушается закон сохранения механической энергии. 

 1-я подсказка. Его часто ругают, но и часто благодарят.                                     2-я подсказка. Без него мы даже сдвинуться с места не можем. (трение)

 

 

ü Это очень важный закон. Он выполняется даже тогда, когда действует сила трения.

 1-я подсказка. Этот закон пока не нарушался ни разу, нарушается он лишь в сказках.

 2-я подсказка. Многие в прошлых веках думали, что его можно «обойти», и поэтому пытались построить очень привлекательные устройства. А некоторые «недоучки» строят их и в наше время. (закон сохранения энергии)

 

 

 

 

ü Если поднимает ведро  с водой на второй этаж худенький мальчик, он больше, а если то же самое проделает высокий и толстый дядя, он меньше.          

1-я подсказка. Если есть трение, он тоже меньше. 

 2-я подсказка. Его стараются увеличить при конструировании новых машин, но у него есть предел. (КПД)

“Нешкольные задачи по физике” (разминка.)

  1. Кто из учителей: химик, математик, историк, биолог или физик – стоя осенью под яблоней, быстрее догадается, почему его так часто стукает по голове?
  2. В каком состоянии окажется шоколадка после того, как жадная девушка, чтобы не делиться с подругами, спрячет ее за пазухой?
  3. Прилипнут ли друг к другу мамин и папин паспорта, если папин паспорт смочить водой, а мамин паспорт окунуть в подсолнечное масло?
  4. Какое физическое тело не имеет ни формы, ни объема?
  5. Петя выдвинул гипотезу, что все его одноклассницы состоят из мельчайших частиц, хотя и кажутся, на первый взгляд, сплошными. Верна ли эта гипотеза?
  6. Что мешает семикласснику Васе, пойманному директором школы на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида?
  7. Вовочка стащил в школе кусочек мела, принес домой, бросил в стакан с водой и дедушкиными зубами. Из мела побежали маленькие пузырьки. Откуда они взялись и чего испугались?
  8. Петя ехал к бабушке на электричке, и всю дорогу над ним издевались какие-то два неведомые ему явления. Одно при каждой остановке толкало Петю вперед, а другое, когда вагон трогался — дергало назад. Что это за хулиганские явления, и может ли транспортная милиция с ними справиться?
  9. Если схватить Петю и резко встряхнуть — из карманов у него вылетят гвозди, ножик, рогатка, камешки, пробки, кусочки свинца и сто сорок четыре рубля мелочью. В чем причина такого удивительного явления природы?

Ответы

  1. Конечно, физик!
  2. Шоколадка окажется в ужасном состоянии. Она растает и станет жидкой.
  3. Не прилипнут. Когда вы окунете мамин паспорт в масло, он станет жирным, а вода отказывается смачивать жирные поверхности. Впрочем, жир к воде и сам не пристает.
  4. Нет, не воздух. Воздух – вещество. Физических тел без формы и объема не бывает и быть не может. Если что-то не имеет формы и объема – оно не физическое тело, а черт знает что.
  5. Верна. Не только сами одноклассницы, но даже их бантики тоже состоят из очень маленьких симпатичных частичек.
  6. Взаимное притяжение молекул семиклассника мешает им рассыпаться, а семикласснику – скрыться от директора.
  7. Мел не сплошной – между частицами мела прячется воздух. В стакане вода вытесняет воздух, и пузырьки выныривают. А дедушкины зубы тут ни при чем – пузырьки зубов не боятся.
  8. Над Петей глумились инерция движения и инерция покоя. С этими двумя явлениями не то что милиция, с ними никакие сухопутно-воздушно-морские вооруженные до зубов силы не справятся.
  9. Инерция — вот причина, по которой гвозди и прочая ерунда вылетает из карманов встряхнутого Пети.

 

Игра со зрителями.

Найдите  выход из ситуации

1. Ваш полет длится уже вторые сутки. Члены экипажа жалуются на головные боли, У всех космонавтов распухли лица, наблюдается отечность. Заглянув в зеркало, то же самое вы обнаруживаете у себя.

Ваши действия:

- прервать полет ввиду болезни экипажа;

- запросить центр управления полетом о лечении космонавтов;

- ваше решение.

Правильный ответ: типичное проявление невесомости – это прилив крови к голове, в результате чего и наблюдаются подобные явления, симптомы.

2. Пришла пора принимать космонавтам душ. Как это сделать на корабле? Учтите, что вода в состоянии невесомости собирается в капли шарообразной формы.

Ваши действия:

- не принимать душ;

- свое решение.

Правильный ответ: на корабле есть специальный резервуар, куда вода подается под давлением. Космонавту во время душа необходимо закрывать нос и рот.

- назовите слово, которое не является названием планеты РЕНАВЕ, НУПЛОТ, ТЮРЕПИ, МЕЛЯЗ, НОСЦЕЛ. (НОСЦЕЛ – СОЛНЦЕ)

 

Вопросы на засыпку

- Когда был осуществлен первый пилотируемый полет космического корабля?

(12 апреля 1961 года)

- Когда осуществилась стыковка космических кораблей “Апполон” и “Союз”? (июль, 1975 год)

- В каком году была осуществлена посадка советской станции “Марс-3” на поверхность

планеты Марс? (1972 год)

- Когда был запущен первый ИСЗ? (4 октября 1957 год)

- Как назывался первый пилотируемый корабль? (“Восток”)

- Стыковкой каких кораблей была создана первая в мире космическая станция? (“Союз-4” и

“Союз-5” в 1969 году)

- Как называлась советская автоматическая станция, которая стала первым искусственным

телом Солнечной системы? (“Луна-1”)

- 108 минут в космосе. О ком это? (Ю.А.Гагарин)

- Он первый сфотографировал Землю из космоса, первый провел в космосе сутки, космонавт

под №2. Назовите его имя. (Герман Титов)

Споём о любимом законе…(песни о явлениях природы)

С улыбкой о великих ( обыграть юмористическую ситуацию, связанную с именем какого- либо учёного)

 

На этом наша игра  закончена, мы просим  жюри объявить результаты игры.

Жюри подводит итоги игры.   Жюри объявляет победителей и вручает медали.  Заключительное слово учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Юрий Гагарин -

                                                     сын Земли

 

                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Подготовили:

                                                            учитель физики Сипкова Л.В.

                                                           учащиеся 8 и 11класса: Седых Л.

 Кисельникова Н.Р.                                                            Голубева А.

                                                                                             Липенина Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устный журнал  для учащихся 5-11классов

Данная лекция приурочена к  50 – летию  первого полета человека в космос.

 

 

                                                               Герои к звездам устремятся вновь

                                                              И будут жить от века и до века

                                                             Он – Первый, словно первая любовь,

                                                             И в памяти, и в сердце человека.

                                                                                     Л.Попова

                                                    

Цель:

Воспитать у подрастающего поколения достойное уважение к научным достижениям своей страны.

Задача:

Познакомить читателей с основными этапами жизни первого космонавта Ю.Гагарина..

12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать “что тут особенного?”

Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике. И вот 4 октября 1957 года началась новая эра – эра освоения космоса. 12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле “Восток” совершил полет первый космонавт планеты. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин.

Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую сферу человеческой деятельности. В этом созвездии одни из самых ярких – имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина и имя главного конструктора академика Сергея Павловича Королева.

Запуск первого в мире искусственного спутника Земли ознаменовал начало космиче­ской эры, а 12 апреля 1961 года с космодро­ма Байконур поднялся в небо космический корабль «Восток» с человеком на борту.

В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!
 
В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!
 
Так чудесно в космосе!
Так волшебно в космосе!
В настоящем космосе
Побывал однажды!
 
В настоящем космосе!
В том, который видел сквозь,
В том, который видел сквозь
Телескоп бумажный!
(Оксана Ахметова)

 

Этим человеком был советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, который поднялся на околоземную орбиту и облетел плане­ту за 108 минут. Задорное гагаринское «Поехали!» услышали во всех уголках Земли. Слова космонавта зву­чали по радио: «Полет проходит нор­мально. Вижу горизонт Земли. Такой красивый ореол

Этому событию предшествовали многочисленные эксперименты под руководством знаменитого главного конструктора Сергея Павловича Королева: искусственные спутники Земли, геофизические ракетные и космичес­кие аппараты с биологическими объектами на борту — животными, расте­ниями, микроорганизмами. Ученые  сделали вывод о реальной возможнос­ти полета человека в космос без ущер­ба для здоровья.

От итогов первого полета зависела даль­нейшая программа. Волновались ученые, кон­структоры,  инженеры, медики, связисты: ка­ковы будут результаты невиданного до сих пор эксперимента?

Полет первого космо­навта показал,  что в услови­ях невесомости, в условиях, почти во всем отличных от земных,  можно работать,  обживать космическое про­странство, создавая усло­вия для безопасной и ус­пешной работы.
Первый пилотируемый космичес­кий корабль имел общую массу 4,73 тонны, массу спускаемого аппарата — 2,4 тонны, диаметр 2,3 метра. Космонавт в скафандре был в катапультиру­емом кресле. С помощью тормозной двигательной установки «Восток» со­шел с орбиты, затем отделился спус­каемый аппарат. На высоте около 7 километров космонавт катапультиро­вался и приземлился на парашюте.

(звучит песня А. Пахмутовой «Запевала звездных дорог!» в исполнении Ю.Гуляева)

Юрия Гагарина называли Колум­бом космоса, Первым гражданином Вселенной, Сыном Земли. В немеркнущем созвездии героев нашего народа ослепительно ярко сверка­ет его короткая жизнь .

Космос - вещь великая,  но важнее узнать что-то о человеческой душе,  о самом Юрии Гагарине. О том, каким он остался в памяти людей.

Рождался день двенадцатый

                                     апреля,

В спокойной,  предрассветной

        тишине,

Ждал Байконур,  ракету ввысь

         нацеля,

Застывши ждали звезды

           в вышине...

Курились дымки призрачно

                                           и зыбко,

Стелилась в небе зоревая шаль.

И он сказал: - «Поехали!» —

       с улыбкой,

Светящейся стрелой умчался

   вдаль.

 Взгляд материнский устремляя

   к  сини,

Не сомневаясь в стойкости его,

Следила благодарная Россия

За яркой трассой сына своего.

Мир замер в восхищенье и тревоге,

Таких чудес не знал двадцатый

                                      век...

                                                 М. Чекусов.

 

2011 год назван в России годом космонавтики. 50 лет назад начало освоения человеком космоса положил советский летчик Ю.А. Гагарин.  108 минут длился первый космический полет. В наши дни, когда совершаются многомесячные экспедиции на орбитальных космических станциях, он кажется очень коротким. Но каждая из этих минут была открытием неизвестного.

                     Космонавт должен быть мужественным и смелым человеком, находчивым в любых ситуациях, уметь быстро разбираться и принимать правильные решения в стремительно меняющейся обстановке. Каждый старт в космос - полет во враждебную для человека среду, где царят вакуум, невесомость, смертельные для человека излучения. И хотя в космическом корабле или на орбитальной станции космонавт защищен прочным непроницаемым корпусом, внутри для него созданы практически привычные для человека условия жизнедеятельности, непредвиденные аварийные ситуации могут возникать и на Земле при испытаниях космической техники, и в космосе, и при возвращении на Землю. Летопись пилотируемых космических полетов хранит не только героические, но и трагические страницы истории освоения космоса.

Как  же началась дорога к космосу, кто стоял у истоков?

Приведу одно из высказываний К.Э. Циолковского “Сначала неизбежно идут мысль, фантазия, сказка; за ними шествует научный расчет и, в конце концов, исполнение венчает мысль”. Ещё со времен Древней Греции существовали мифы о полетах – Икар и Дедал. Но уже на границе XIX–XX веков были заложены основы космонавтики как науки, основоположником которой считается Константин Эдуардович Циолковский. Идеи Циолковского создали лишь теоретическую базу для будущих полетов. Потребовалось ещё полвека развития науки и техники, чтобы эти идеи претворить в жизнь. Следует назвать и других пионеров космонавтики, русских и зарубежных – Ф.А. Цандер, Ю.В. Кондратюк, У. Оберта, Пельтри.
Одним из первых предложивших использовать ракету для полета человека в небо был молодой русский народоволец студент Николай Иванович Кибальчич. Всего за несколько дней до казни он разработал проект ракетного летательного аппарата. Кибальчичем руководило горячее желание оставить людям переполнявшую его идею.

Каким требованиям должен отвечать космонавт?

Была создана специальная медицинская комиссия, преимущественно из военных врачей. Требования к космонавтам такие: во-первых, отменное здоровье с двойным–тройным запасом прочности; во-вторых, искреннее желание заняться новым и опасным делом, способность развивать в себе начала творческой исследовательской деятельности; в-третьих, отвечать требованиям по отдельным параметрам: возраст 25–30 лет, рост 165–170 см, масса 70–72 кг и не больше! Отсеивали безжалостно. Малейшее нарушение в организме, отстраняли сразу.

Полет первого космического корабля с человеком на борту потряс весь мир.

Ветераны Байконура утверждают, что в ночь на 12 апреля на космодроме никто не спал, кроме космонавтов. В 3 часа ночи 12 апреля начались заключительные проверки всех систем корабля “Восток”. Ракета освещалась мощными прожекторами. В 5.30 утра, Евгений Анатольевич Карпов поднял космонавтов. Вид у них – бодрый. Приступили к физзарядке, потом завтрак и медицинский осмотр. В 6.00 заседание Государственной Комиссии, подтверждено решение: первым в космос летит Ю.А. Гагарин. Подписывают ему полетное задание. Стоял солнечный, теплый день, вокруг в степи цвели тюльпаны. Ракета ослепительно ярко сверкала на солнце. На прощание отводилось 2-3 минуты, а прошло десять. Гагарина посадили в корабль за 2 часа до старта. В это время происходит заправка ракеты топливом, и по мере заполнения баков она “одевается” точно в снежную шубу и парит. Потом дают электропитание, проверяют аппаратуру. Один из датчиков указывает, что в крышке нет надежного контакта. Нашли… Сделали… Вновь закрыли крышку. Площадка опустела. И знаменитое гагаринское “Поехали!”. Ракета медленно, будто нехотя, изрыгая лавину огня, поднимается со старта и стремительно уходит в небо. Вскоре ракета исчезла из вида. Наступило томительное ожидание.

Что чувствует человек, находясь в состоянии невесомости?

Невесомость. Это слово сейчас знакомо каждому, но в начале 20 века это слово Циолковскому пришлось “придумать”, для обозначения совершенно необычного состояния, которое наступает в ракете, когда она, отключив двигатели, вращается вокруг Земли. Человек, потерявший свой вес, может свободно перемещаться в воздухе. Никаких затруднений нет. Достаточно коснуться пальцем стенки кабины, чтобы поплыть в противоположную сторону. Все движения координированы, а зрение и слух безукоризненны: все видно, все слышно. Не сидишь, не лежишь, а как-то висишь в кабине. Все незакрепленные предметы парят, и наблюдаешь их как во сне. А капли жидкости, пролившиеся, приняли форму шариков, они свободно перемещались в пространстве и коснувшись стенки кабины, прилипали к ней, будто роса на цветке.

Как влияют космические полеты и запуски ракет на экологию Земли?

Исследование и освоение космоса требуют применения очень мощных технических средств – космических ракет. Это порождает экологическую опасность, например ближний Космос загрязнен огромным количеством (более 3000 т) мусора, включающего разные фрагменты уже использованных технических устройств. Столкновение с ними – реальная угроза для космических аппаратов. Наиболее опасен выброс химических веществ в процессе работы реактивных двигателей: в околоземное пространство поступает в это время огромная масса различных химических продуктов, в основном газообразных, причем некоторые токсичны. В результате в верхней атмосфере вдоль всей траектории полета ракеты формируется газовое облако сложного химического состава, содержащее хлор. Хлор считается одним из главных разрушителей озона в атмосфере.

В космосе вакуум? Практически абсолютный, по меркам Земли. В открытом космосе, человек без скафандра будет находится в сознании 5-10 секунд. Но потом, из –за разницы давлений в космосе и давлений газов и жидкостей в организме  произойдет декомпрессия -  человек потеряет сознание, а через две минуты погибнет. (Демонстрация: воздушный шар под колоколом. Из-под колокола откачивают воздух и шар за счет внутреннего давления надувается – аналог человеческого организма в безвоздушном пространстве)

В космосе темно? Почему? Из-за отсутствия в космическом вакууме отражающих частиц. Пример: луч света от фонарика проходит через толщу воды в стакане и остается невидимым в воде. Если в воду налить немного молока, то жидкость в стакане будет светиться, т.е. станет видима – частицы молока рассеивают свет.

В космосе холодно? Температура – это мера средней кинетической энергии движения частиц. Нет частиц – нет и понятия температуры. Значит в космосе ни тепло и ни холодно. Там –никак.

Как перемещаться  в среде, от которой нельзя оттолкнуться? Только посредством импульсного, или реактивного движения.  При сгорании топлива в камере сгорания ракеты образуются газы, нагретые до высокой температуры. При действии двигателя в течение короткого интервала времени  из сопла ракеты выбрасываются горячие газы. Ракета и выбрасываемые ее двигателем газы взаимодействуют между собой. Импульс, который имеют газы, равен импульсу ракеты (Демонстрация модели реактивного движения).

 

Питание. Тюбики с едой для работников МКС давно ушли в прошлое. Теперь они питаются заранее сублимированной (обезвоженной) пищей, которую, кстати, выбирают себе сами из специального меню. Непосредственно перед полетом они проводят специальную дегустацию и составляют список пожеланий по поводу того, что они хотят употреблять в пищу в космосе. Сейчас космонавтам разрешено брать с собой орехи, мед, лимоны, консервированную еду и жидкие специи. Еда обязательно мелко расфасовывается, чтобы работники станции все съедали и не создавали лишней возможности для появления любых крошек, которые могут в условиях невесомости попасть в дыхательные пути космонавтов.

Гигиена. Если раньше космонавты могли наслаждаться на орбите только использованием влажных салфеток, то сейчас на станции есть баня, правда её очертания напоминают большую бочку. В туалетах вместо воды используется вакуум. И начинаешь понимать космонавтов, когда они не хотят рассказывать про свою жизнь на станции, ведь вода на МКС многоразовая. То есть их моча после «смывания» расщепляется на кислород и воду, после чего эти элементы поступают в замкнутый цикл станции. Твердые же остатки в специальных контейнерах выбрасываются в открытый космос.

Экипировка. Скафандры используются только при выведении станции на орбиту, во время стыковки или расстыковки, посадки. А все остальное время космонавтам разрешается носить более удобную и привычную одежду: комбинезоны со штрипками (чтобы одежда не задиралась в условиях невесомости), которые шьются для космонавтов индивидуально, длинные футболки, рубашки. Для пошива одежды обычно используют натуральный хлопок. На рабочих костюмах космонавтов можно обнаружить множество карманов, которые расположены на точно выверенных местах. Например, нагрудные косые встречные карманы на комбинезонах появились в результате того, что космонавты постоянно стремились засунуть что-нибудь себе за пазуху, чтобы эти вещи не разлетались по всей станции. Другие карманы, широкие на нижней части голени, появились в связи с тем, что человеку в невесомости удобнее всего находится в позе эмбриона. Также в одежде космонавтов никогда не используют пуговицы, которые могут оторваться и летать по станции.

       Обувью космонавты на орбите практически не пользуются, если не считать занятий спортом, где они обувают кожаные кроссовки с твердым супинатором. Также для космонавтов разработали специальную форму носков, с двойным вкладышем в области подъема стопы для предупреждения получения различных травм при работе.

        Из-за присутствия объективных причин стирка на борту невозможна, поэтому использованные предметы гардероба космонавтов сначала сгружаются в специальный корабль, а потом его отстыковывают от станции и он сгорает в атмосфере. Прогресс - грузовой корабль доставляющий на международную космическую станцию более 2,5 тонн полезных грузов: топливо для поддержания орбиты МКС, продукты питания и воду для экипажа станции, научное оборудование. Часть места на корабле «Прогресс М-08М» зарезервирована американской стороной для доставки грузов в интересах американского сегмента станции.

              По возвращении на Землю людям приходится заново адаптироваться к нашим условиям. Особенно страдают астронавты из-за того, что никак не могут привыкнуть к падению вещей. Они уже усвоили, что предметы свободно парят в воздухе, и подсознательно продолжают ожидать того же и на Земле. Вот так и получается, что космонавт может попробовать оставить чашку в воздухе, забывая, что она сейчас упадет и разобьется.

           Но, не смотря на все трудности, космонавты живут на МКС, работают, занимаются наукой.  Они – наша гордость, наши герои.

Из 40000 профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Это настоящий подвиг. Подвиг научный, технический, организационный, но, прежде всего – человеческий.

Почему на 400 человек, побывавших в космосе, приходится лишь 50 женщин?

Только вдумайтесь! Ведь еще совсем недавно, вначале 20 века, женщинам приходилось перебороть и преодолеть не только свой страх перед возможностью неудачного полета, крушения и травм, но и тяжесть мужского авторитета, часто сталкиваясь с неприятием образа женщины-космонавта среди своих коллег-мужчин. Однако они смело направляли свои самолеты на встречу неизвестному и ставили все новые и новые рекорды, по праву внося свои имена в лучшие страницы космонавтики. Посмотрите на фотографии этих женщин, именно про них можно сказать: "Они жили полной жизнью, брав от нее все".

На 10 апреля 2009 года 50 женщин-космонавтов и астронавтов участвовали в космических полётах. К настоящему времени в живых нет троих из них.

 

Распределение женщин-космонавтов по странам

 США — 41 женщина-космонавт

 СССР и  Россия — 3 женщины-космонавта

 Канада — 2 женщины-космонавта

 Япония — 1 женщина-космонавт

 Великобритания — 1 женщина-космонавт

 Франция — 1 женщина-космонавт

 Республика Корея — 1 женщина-космонавт

  • Первой женщиной в космосе стала Валентина Терешкова. 16 июня 1963 года на борту корабля "Восток-6" она облетела Землю 48 раз, проведя в

 

космосе 71 час -- больше, чем все астронавты НАСА вместе взятые к тому времени. Кроме того, Терешкова стала первым гражданским лицом в космосе. Именем Валентины Терешковой назван кратер на обратной стороне Луны, малая планета и звезда. Она лауреат международной премии "Легенда века" и носит титул величайшей женщины столетия, который присвоила ей британская ассоциация "Женщины года".

  • Мотивы принятия решения о следующем полете женщины в космос были те же: получить "большой политический эффект!

* Вторая женщина отправилась в космический полет только через 19 лет. И то не без давления со стороны -- извечные соперники СССР в космической гонке, американцы, как раз собрались запускать своих первых астронавток. Но наши снова победили. В августе 1982 года второй женщиной-космонавтом Земли стала Светлана Савицкая.-летчик-испытатель, неоднократная чемпионка и рекордсменка мира по самолетному спорту. В 1984-м Савицкая первой из женщин вышла в открытый космос, проработав за пределами станции "Салют-7" 3 часа 35 минут. До того как стать космонавткой, Светлана установила три мировых рекорда по парашютному спорту в групповых прыжках из стратосферы и 18 авиационных рекордов на реактивных самолетах.

В 1997, Космонавт Кондакова стал первой российской женщиной, которая летит на борту американского шаттла. До этого, в течение ее первого полета в космическую станцию МИР, она была частью команды, которая приветствовала Norma Thagarda, первого американеца, который ступил на борт российского космического корабля. Первый рекорд на самый долгий полет установила наша Елена Кондакова -- 169 дней на орбитальной станции "Мир" в 1994-1995 годах.

Первой американской женщиной астронавтом стала Салли Райд. В 1983 году она стала членом команды челнока “Челенджер”. В задачу команды челнока входило развертывание спутников связи и фармакологические эксперименты, которыми руководила Салли.

Шеннон Люсид рекордсменка среди женщин по количеству полетов в космос. Lucid вступила в ряды астронавтов с 1978 года, совершила пять полетов, между 1985 и 1993 годами. В течение ее пятого полета, она провела 188 дней на орбите, это рекорд прибывания в космосе среди женщин.

Мэй Джемисон - первая афро-американская женщина в космосе. Часть объединенной миссии между Японией и Соединенными Штатами, Jemison летела на борту шатла Endeavour в 1992. В ее обязанности на борту шатла входило исследования функции ячейки кости во время прибывания человека в космосе

  • Первым пилотом"Шаттла" была Эйлин Коллинз в 1995 году. Она же стала первой женщиной, возглавившей экипаж челнока в 1999-м. До космической карьеры Эйлин была летчиком-инструктором и ассистентом профессора математики.
  • А первые китаянки отправятся в космос году примерно в 2010-м -- в качестве командиров кораблей и бортинженеров. В 2006 году по плану в Китае были отобраны 35 кандидаток в тайконавтки из 200 тысяч выпускниц 17-20 лет.

Но в будущем космос все равно станет женским! В перспективе -- освоение Марса и многолетние к нему перелеты. А, по данным ученых, длительные космические экспедиции слабый пол переносит намного лучше мужчин

И в целом, как считают ученые, для марсианской экспедиции лучше набрать группу молодых женщин, чем молодых мужчин.

Гагаринский старт открыл двери  во Вселенную. Много лет минуло с тех пор, как первый космический корабль, ве­домый человеком, оторвался от зем­ного причала и оставил вечный след в звездных просторах. Первого  космо­навта  планета  запомнила  обаятельным,  с открытой  улыбкой. Его знали все.  И все видели в нем родного и близкого человека. Он был сыном Земли.

Полет Юрия Гагарина дал толчок к дальнейшему освоению космоса. На сегодняшний день человечество достигло поразительных успехов в космической технике – вокруг Земли обращаются десятки тысяч спутников, космические аппараты сели на Луну и Венеру и привезли от туда образцы грунта. На Марс и Венеру опускались автоматические зонды, несколько космических аппаратов покинули пределы Солнечной системы и несут на себе послания внеземным цивилизациям.

 

(звучит музыка А.Рыбникова «Полет с космонавтом»)