Рабочая программа учебного предмета «ФИЗИКА» базовый уровень 7 класс

Сипкова Людмила Владимировна

Муниципальное общеобразовательное  автономное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №23» г. Новотроицк

Оренбургской  области

 

РАССМОТРЕНО,                      СОГЛАСОВАНО                        УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО             зам. директора по УВР               директор МОАУ СОШ №23

учителей    ЕМЦ                        ___________________                  _____________________

Протокол №____                                  (подпись)                                           (подпись)

«___»____________2014г.           Маннанова Л.В.                         _____Спигина Л.А. ______   

Руководитель  ШМО                                 (Ф.И.О.)                                       (Ф.И.О.)

_________Кустова М.О.          «____»__________2014г.           «___»_____________2014г.

              (Ф.И.О.)

 

 

 

Рабочая программа учебного предмета

 

                                   «ФИЗИКА»

 

базовый уровень

 

7 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧИТЕЛЬ  ФИЗИКИ: СИПКОВА  Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Пояснительная записка

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая  программа по физике на базовом уровне для 7 класса:

 

1.      на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

2.      на основе примерной программы среднего (полного) общего образования   по физике в 7-9 классах   из сборника программ для общеобразовательных учреждений Физика. Астрономия. 7-11кл         (сост. В.А.Коровин, В.А. Орлов. - М.:Дрофа, 2008г.) 

3.      на основе авторской программы  Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской, допущенной МО РФ       (опубликована в сборнике программ для общеобразовательных учреждений Физика. Астрономия.    7-11кл  /сост. В.А.Коровин, В.А. Орлов/. - М.: Дрофа, 2008)

Статус документа

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю для обязательного изучения физики на базовом уровне  основного общего образования.

В програм­ме предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 4 учебных часа для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм орга­низации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, уче­та местных условий.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

Ä  Формирование у учащихся знаний основ физики: экспериментальных фактов, понятий, законов, элементов физических теорий; подготовка к формированию у школьников целостных представлений о современной физической картине мира; формирование знаний о методах познания в физике – теоретическом и экспериментальном, о роли и месте теории и эксперимента в научном познании, о соотношении теории и эксперимента;

Ä  Формирование знаний о физических основах устройства и функционирования технических объектов; формирование экспериментальных умений; формирование научного мировоззрения: представлений о материи, е видах, о движении материи и его формах, о пространстве и времени, о роли опыта в процессе научного познания и истинного знания, о причинно-следственных отношениях; формирование представлений о роли физики в жизни общества: влияние развития физики на развитие техники, на возникновение и решение экологических проблем;

Ä  Развитие у учащихся функциональных механизмов психики: восприятия, мышления, памяти, речи, воображения;

Ä  Формирование и развитие свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, комуникативности, критичности, рефлексии.

Основные цели  изучения курса физики в 7 классе:

Освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных, квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира.

Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать их, обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств для решения физических задач.

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с  иcпользованием информационных технологий.

Воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как элементу человеческой культуры.

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

В основу курса физики положен ряд идей, кото­рые можно рассматривать как принципы его постро­ения.

Идея целостности. В соответствии с ней курс яв­ляется логически завершенным, содержит материал из всех разделов физики, включает как вопросы клас­сической, так и современной физики; уровень пред­ставления материала учитывает познавательные воз­можности учащихся.

Идея преемственности. Содержание курса учиты­вает подготовку, полученную учащимися при изуче­нии естествознания.

Идея генерализации. В соответствии с ней выде­лены такие стержневые понятия, как энергия, взаи­модействие, вещество, поле. Ведущим в курсе являет­ся и представление о структурных уровнях материи.

Идея гуманитаризации. Ее реализация предпо­лагает использование гуманитарного потенциала фи­зической науки, осмысление связи развития физики с развитием общества, мировоззренческих, нравст­венных, экологических проблем.

Идея спирального построения курса. Ее выделе­ние обусловлено необходимостью учета математиче­ской   подготовки   и   познавательных   возможностей

учащихся.

Образовательный минимум содержания основной образовательной программы

В соответствии с целями обучения физике уча­щихся основной школы и сформулированными выше идеями, положенными в основу курса физики, он имеет следующее содержание и структуру. В курс физики 7 класса входят следующие разделы:  

 

Физика и физические методы изучения природы (6 ч)

Что и как изучают физика и астрономия.

Физические явления. Наблюдения и эксперимент. Гипотеза. Физические величины. Единицы величин. Измерение физических величин. Физические при­боры. Понятие о точности измерений. Абсолютная погрешность. Запись результата прямого измерения с учетом абсолютной погрешности. Уменьшение по­грешности измерений. Измерение малых величин.

Физические законы и границы их применимости.

Физика и техника.

Требования к уровню подготовки учащихся

Цель изучения введения — формирование у уча­щихся представлений о том, что изучают физика и астрономия (физические и астрономические явления, физические свойства тел и веществ) и какие методы они используют при этом.

При изучении введения у учащихся также форми­руются первоначальные знания об измерении физиче­ских величин: о физических приборах, цене деления шкалы физического прибора, погрешностях измере­ний и их причинах, абсолютной и относительной по­грешности прямого измерения. Учащиеся должны научиться определять погрешность прямого измере­ния и записывать с ее учетом результат измерения. Эти умения формируются при выполнении простей­ших измерительных лабораторных работ: измерение длины, времени, температуры, массы. Следует также обсудить вопрос о способах уменьшения погрешности измерений. С этой целью предусмотрено проведение классных и домашних лабораторных работ по измере­нию малых величин.

На уровне запоминания

I уровень

Называть:

условные обозначения физических величин: длина (l), температура (t°), время (t), масса (m);

— единицы физических величин: м, °С, с, кг;

— физические приборы: линейка, секундомер, тер­мометр, рычажные весы;

— методы изучения физических явлений: наблю­дение, эксперимент, теория.

Воспроизводить:

определения понятий: измерение физической вели­чины, цена деления, шкалы измерительного прибора.

определения понятий: гипотеза, абсолютная по­грешность измерения, относительная погрешность измерения;

— формулу относительной погрешности измере­ния

На уровне понимания

I уровень

Приводить примеры:

физических и астрономических явлений, физиче­ских свойств тел и веществ, физических приборов, взаимосвязи физики и техники.

Объяснять:

роль и место эксперимента в процессе познания, причины погрешностей измерений и способы их уменьшения.

На уровне применения в типичных ситуациях

I уровень

Уметь:

измерять длину, время, температуру;

— вычислять погрешность прямых измерений длины, температуры, времени; погрешность измере­ния малых величин;

— записывать результат измерений с учетом по­грешности.

II уровень

Относительная погрешность. Физическая теория.

Структурные уровни материи: микромир, макро­мир, мегамир.

 

 

Механические явления (38 ч)

Механическое   движение.    Относительность   движения.    Система   отсчета.    Траектория.    Путь. Прямолинейное   равномерное  движение.   Скорость   равномерного   прямолинейного  движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости. Неравномерное   движение.    Мгновенная    скорость.    Ускорение.    Равноускоренное   движение.         Свободное падение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени. Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения. Явление инерции. Первый закон Ньютона. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил. Сила упругости. Методы измерения силы. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Невесомость. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Сила трения. Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения энергии, работы и мощности. Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников. Механические волны. Длина волны. Звук.

Требования к уровню подготовки учащихся

       Цель изучения данной темы — формирование зна­ний об основных понятиях и законах механики, изу­чение которых составляет основу для дальнейшего ос­воения курса физики основной школы. Требования к уровню подготовки учащихся при изучении темы «Механические явления» следующие.

На уровне запоминания

I уровень

Называть:

условные обозначения физических величин: длина (l), время (t), скорость (υ), ускорение (а), масса (m), плотность (ρ), сила (F), давление (р), вес (Р), энер­гия (Е);

— единицы перечисленных выше физических ве­личин;

— физические приборы: спидометр, рычажные весы.

Воспроизводить:

определения понятий: механическое движение, равномерное движение, равноускоренное движение, тело отсчета, траектория, путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, сила тяжести, сила упругос­ти, сила трения, вес, давление, механическая работа, мощность, простые механизмы, КПД простых меха­низмов, энергия, потенциальная и кинетическая энергия;

— формулы: скорости и пути равномерного движе­ния, средней скорости, скорости равноускоренного движения, плотности вещества, силы, силы трения, силы тяжести,  силы упругости,  давления,  работы, мощности;

— графики зависимости: пути равномерного дви­жения от времени, скорости равноускоренного движе­ния от времени, силы упругости от деформации, силы трения скольжения от силы нормального давления;

— законы: принцип относительности Галилея, за­кон сохранения энергии в механике.

Воспроизводить:

формулу пути при равноускоренном движении;

— законы: закон всемирного тяготения, законы Ньютона.

На уровне понимания

I уровень

Объяснять:

физические явления: взаимодействие тел, явле­ние инерции;

— сложение сил, действующих на тело;

— превращение потенциальной и кинетической энергии из одного вида в другой;

— относительность механического движения;

— применение законов механики в технике.

 Понимать:

существование различных видов механического движения;

— векторный характер физических величин: υ, а, F;

возможность графической интерпретации меха­нического движения;

— массу как меру инертности тела;

— силу как меру взаимодействия тела с другими телами;

— энергию как характеристику способности тела совершать работу;

— значение закона сохранения энергии в механи­ке.

II уровень

Объяснять:

сложение сил, действующих на тело под углом 90° друг к другу.

Понимать:

— фундаментальную роль законов Ньютона в клас­сической механике;

— роль гипотезы в процессе научного познания;

— роль опыта Кавендиша в становлении физиче­ского знания;

— существование  границ  применимости  физиче­ских законов и теорий (на примере законов Ньютона).

На уровне применения в типичных ситуациях

I уровень

Уметь:

определять неизвестные величины, входящие в формулы: скорости равномерного и равноускоренного движения, средней скорости, плотности вещества, си­лы, силы упругости (закона Гука), силы тяжести, си­лы трения, механической работы, мощности, КПД;

— строить графики зависимости: пути от времени при равномерном движении, скорости от времени при равноускоренном движении, силы упругости от де­формации, силы трения от силы нормального давле­ния;

— по графикам определять значения соответст­вующих величин.

Применять:

знания по механике к анализу и объяснению явле­ний природы.

II уровень

Уметь:

записывать уравнения по графикам зависимости: пути равномерного движения от времени, скорости равноускоренного движения от времени, силы упру­гости от деформации, силы трения от силы нормаль­ного давления.

Применять:

изученные законы и уравнения к решению комби­нированных задач по механике.

Звуковые явления (6)

Требования к уровню подготовки учащихся

Основная цель изучения темы «Звуковые явле­ния» — сформировать у учащихся представления об источниках и условиях распространения звуковых колебаний. В связи с этим рассмотрению звуковых колебаний предшествует изучение колебательного движения, а звуковых волн — изучение механиче­ских волн. Так же как и при изучении других тем, в основе формирования знаний лежит эксперимент.

 

Требования к уровню подготовки учащихся при изучении темы «Звуковые явления» следующие.

На уровне запоминания

I уровень

Называть:

условные обозначения физических величин: смещение (х), амплитуда (А), период (Т), частота (v), длина волны (λ), скорость волны (υ);

— единицы этих величин: м, с, Гц, м/с

— диапазон частот звуковых колебаний.

Воспроизводить:

определения понятий: механические колебания, смещение, амплитуда, период, частота, волновое движе­ние, поперечная волна, продольная волна, длина волны;

— формулы связи частоты и периода колебаний, длины волны, скорости звука; закон отражения звука.

II уровень

Воспроизводить:

формулы периода колебаний математического ма­ятника, периода колебаний пружинного маятника.

На уровне понимания

I уровень

Объяснять:

процесс установления колебаний груза, подве­шенного на нити, и пружинного маятника;

— процесс образования поперечной и продольной волн;

— процесс распространения звука в среде;

— происхождение эха.

Понимать:

характер зависимости периода колебаний груза, подвешенного на нити, от длины нити;

— характер зависимости длины волны в среде от частоты колебаний частиц среды и скорости распрост­ранения волны;

— источником звука является колеблющееся тело;

— характер зависимости скорости звука от свойств среды и температуры;

— зависимость громкости звука от амплитуды ко­лебаний, высоты звука от частоты колебаний.

II уровень

Объяснять:

превращения энергии при колебательном движении.

Понимать:

характер зависимости периода колебаний мате­матического маятника от длины нити и от ускорения свободного падения;

— характер зависимости периода колебаний пружин­ного маятника от жесткости пружины и массы груза;

— характер зависимости скорости волны от свойств среды, в которой она распространяется.

На уровне применения в типичных ситуациях

 I уровень

Уметь:

вычислять частоту колебаний маятника по из­вестному периоду, и наоборот;

— неизвестные  величины,   входящие  в  формулу длины волны;

— неизвестные величины, входящие в формулу скорости звука;

— определять экспериментально период колеба­ний груза, подвешенного на пружине.

Световые явления (16)

Наблюдение и описание отражения  и  преломления  света, объяснение этих явлений.  Измерение физических величин: фокусного расстояния линзы.

Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по изучению: угла отражения света от угла падения, угла преломления света от угла падения, очков, фотоаппарата, проекционного аппарата.

Требования к уровню подготовки учащихся

Основная цель изучения темы — знакомство уча­щихся со световыми явлениями, формирование у них системы знаний по геометрической оптике — основ­ных понятий (световой пучок, световой луч, углы па­дения, отражения, преломления), основных законов (прямолинейного распространения света, отражения, преломления, независимости световых пучков), при­менений (зеркала, линзы, оптические приборы). Ма­териал изучается на основе эксперимента как демон­страционного, так и выполненного учащимися само­стоятельно, новые знания учащиеся получают исходя из анализа экспериментальных фактов путем индук­тивных умозаключений.

На уровне запоминания

I уровень

Называть:

условные обозначения физических величин: фо­кусное расстояние линзы (F), оптическая сила линзы (D), увеличение лупы;

— единицы этих физических величин: м, дптр;

— естественные и искусственные источники света;

— основные точки и линии линзы;

— оптические приборы: зеркало, линза, фотоаппа­рат, проекционный аппарат, лупа, очки;

— недостатки зрения: близорукость и дальнозор­кость;

— состав белого света;

— дополнительные и основные цвета.

Распознавать:

естественные и искусственные источники света;

— лучи падающий, отраженный, преломленный;

— углы падения, отражения, преломления;

— зеркальное и диффузное отражение;

— сложение цветов и смешение красок.

Воспроизводить:

определения понятий: источник света, световой пучок, световой луч, точечный источник света, мнимое изображение, предельный угол полного внутреннего отражения, линза, аккомодация глаза, угол зрения, расстояние наилучшего видения, увеличение лупы;

— формулу оптической силы линзы;

— законы прямолинейного распространения света, отражения, преломления света;

— принцип обратимости световых лучей.

Описывать:

наблюдаемые световые явления;

— особенности изображения предмета в плоском зеркале и в линзе;

— строение глаза и его оптическую систему.

На уровне понимания

I уровень

Объяснять:

физические явления: образование тени и полу­тени, солнечные и лунные затмения;

— ход лучей в призме;

— ход лучей в фотоаппарате и проекционном аппа­рате и их устройство;

— оптическую систему глаза;

— зависимость размеров изображения от угла зре­ния;

— причины близорукости и дальнозоркости и роль очков в их коррекции;

— увеличение угла зрения с помощью лупы;

— происхождение радуги.

 Понимать:

разницу между естественными и искусственны­ми источниками света;

— разницу между световым пучком и световым лу­чом;

— точечный источник света и световой луч — иде­альные модели;

— причину разложения белого света в спектр.

II уровень

Объяснять:

применения вогнутого зеркала;

— ход лучей в световоде.

Понимать:

границы применимости закона прямолинейного распространения света;

— зависимость числа изображений в двух зерка­лах от угла между ними;

— принцип устройства калейдоскопа.

На уровне применения в типичных ситуациях

 

 

 

I уровень

Уметь:

применять знания законов прямолинейного рас­пространения света, отражения и преломления к объ­яснению явлений;

— изображать на чертеже световые пучки с по­мощью световых лучей;

— строить: изображение предмета в плоском зер­кале, ход лучей в призме, ход лучей в линзе, изобра­жение предметов, даваемых линзой, ход лучей в при­борах, вооружающих глаз (очки, лупа);

— вычислять оптическую силу линзы по известно­му фокусному расстоянию, и наоборот.

 

Формы, методы, технологии обучения.

В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций.

На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.

Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.

 

В результате изучения физики7 класса на базовом  уровне ученик должен:

знать/понимать:

·         смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро,

·         смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, прямолинейного распро­странения света, отражения света;

·         смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохране­ния импульса и механической энергии, отражения, преломления света;

 

уметь:

·         описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию, отражение, преломление света;

·         использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;

·         представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления

·         выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

·         приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

·         решать задачи на применение изученных физических законов;

·         осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изда­ний, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

·         использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни:

·         для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

·         контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

·         рационального применения простых механизмов;

 

 

 

 

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения.

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

 

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

 

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов; не более одной грубой и одной негрубой ошибки; не более 2-3 негрубых ошибок; одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

 

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка контрольных работ

 

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

 

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней: не более одной грубой ошибки; одной негрубой ошибки и одного недочёта; не более трёх недочётов.

 

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил: не более одной грубой ошибки и двух недочётов; не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки; не более трех негрубых ошибок; одной негрубой ошибки и трех недочётов; при наличии 4 - 5 недочётов.

 

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

 

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.

I. Грубые ошибки.

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение  к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

 

II. Негрубые ошибки.

1.      Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

2.      Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

3.      Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

4.      Нерациональный выбор хода решения.

 

Учебно-методический комплекс

 

1.      «Фи­зика. 7класс. Базовый уровень» Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской,. -М.: Дрофа, 2009 -208 с

2.      Лукашик В.И. сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2010.- 224с.: ил.

3.      Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тексты по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2011. – 123с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примеры контролирующих материалов

Кратковременная контрольная работа №1 по теме « Механическое движение»

Вариант № 1

1)       Выразите в м/с скорости: 36 км/ч; 45 м/мин.

2)       Среднее расстояние от Солнца до Земли равно 150 млн. км. Скорость света равна 300000 км/с. Сколько времени световой сигнал движется от Солнца до Земли?

3)       Сухие сосновые доски массой 2 т занимают объем равный 5 м3. Определите плотность сосны. Ответ выразите в килограммах на кубический метр (кг/м3).

4)       Если человек, сидящий в лодке, перестанет грести, то лодка все равно продолжает некоторое время плыть дальше. Почему?

 

Вариант № 2

1)       Выразите в м расстояния: 10 см; 0,1 км.

2)       Оператор, управляющий с Земли движением лунохода, пользуется радиосигналами, скорость которых равна скорости света (300000 км/с). Через сколько времени команда доходит от Земли до Луны, если расстояние между ними равно 384 тыс. км?

3)       Минерал массой 6750 кг занимает объем 2,5 м3. Определите плотность этого минерала. Ответ выразите в килограммах на кубический метр (кг/м3).

4)       Если тарелку, полную супа, быстро поставить на стол, суп из тарелки выплескивается. Почему?

 

Вариант № 3

1)       Выразите в кг/м3 плотности: 2,7 г/см3; 1200 г/м3.

2)       Какую скорость имела пуля, пролетевшая отрезок пути 0,2 м за 0,01 с?

3)       Определить плотность золота, если золотое кольцо объемом 2 см3 имеет массу 38,6 г. Ответ выразите в килограммах на кубический метр (кг/м3).

4)       Автомобиль поворачивает влево. Какая пара колес при этом проходит больший путь?

 

 

КР №2 «Введение. Движение. Плотность».

 

Вариант 1

1.            Два конькобежца, столкнувшись, разъехались в противоположные стороны. Скорость первого стала 8м/с, а второго – 4м/с. Масса какого конькобежца больше и во сколько раз?

2.            Чему равен объём сосуда, в который помещается 8 кг керосина? Плотность керосина 800кг/м3.

3.            Вычислите вес ящика массой 25кг и изобразите его графически.

4.            Пружина под действием груза растянулась. Назовите силу, которая возникает в пружине. Определите жёсткость пружины, если при растяжении её на 4см, в ней возникает сила равная 2Н.

5.            Уравнение движения имеет вид: Х= 10+2t. Какова начальная координата и скорость движения.

 

Вариант 2

1.            Два тела массой 10кг и 20кг столкнулись. Чему стала равна скорость второго тела, если скорость первого – 30м/с?

2.            Сталь объёмом 10см имеет массу 78г. Чему равна плотность стали?

3.            Вычислите силу тяжести, действующую на тело массой 40кг и изобразите  её графически.

4.            Определите силу трения, если масса движущегося тела 20кг, а коэффициент трения равен 0,5.

5.            По следующим данным составьте уравнение прямолинейного равномерного движения: начальная координата 3м, скорость движения 3м/с.

 

 

Кратковременная контрольная работа №4 по  теме «Простые механизмы» (полугодовая)

 

Вариант 1

УРОВЕНЬ-А  ( 1 балл за каждое задание)

1.      Вычислите среднюю скорость лыжника, прошедшего путь 20 км за 3 часа.

2.      Кусок металла массой 461,5 г имеет объём 65 см3. Определите  плотность металла.

3.      Масса бензина во время поездки автомобиля уменьшилась на 20 кг. На сколько уменьшился общий вес автомобиля ?

4.      Брусок двигают вправо по горизонтальному столу. Куда направлена сила трения, возникающая  при этом движении ?

5.      Розетки прессуют из специальной массы (баркалитовой), действуя на неё силой 37,5 кН. Площадь розетки  0,0075 м2.                            Под     каким давлением находится розетка?

6.      Гранитная глыба имеет объём 1,6 м3. Определите выталкивающую силу, действующую  на неё в воде.

7.      Ястреб воздушным потоком поднят на высоту 70 м. Определите работу силы, поднявшей  птицу, если вес ястреба 4 Н.

8.      При подъёме на гору санок совершена работа, равная 800 Дж за время 16 с. Какую мощность развили при этом?

 

УРОВЕНЬ-В  (2 балла за каждое задание) 

1.      В течение 30 с поезд двигался равномерно со скоростью 72 км\час. Какой путь прошёл поезд за это время?

2.      Точильный брусок массой 330 г имеет размеры 15х5х2 см. Определите плотность  вещества, из которого изготовлен брусок.

3.      Подвешенная к потолку люстра действует на потолок  с силой 40 Н. Какова масса    люстры?

4.      Книга прижата к вертикальной поверхности. Куда направлена сила трения, действующая на книгу?

5.      Какое давление производит на пол мальчик массой 48 кг, если площадь подошв его  обуви 320 см2?

6.      Железобетонная плита размерами 3,5 х1,5 х 0,2 м полностью погружена в воду.  Вычислите архимедову силу, действующую   на плиту.

7.      Длина меньшего плеча рычага 5 см, большего 30 см . На меньшее плечо действует сила 12 Н.

 

УРОВЕНЬ-С (З балла за каждое задание) 

1.         Трактор за первые 5 мин проехал 600 м. Какой путь он пройдёт за 0,5 часа, двигаясь с той же скоростью ?

2.         Растительное масло объёмом 1 л имеет массу 920 г. Найдите плотность масла, выразите её в кг\м3.                                                              

3.         Сколько весит керосин объёмом 18,75 л ?

4.         Парашютист, масса которого 70 кг, равномерно движется. Чему равна сила сопротивления воздуха, действующая на парашют ?

5.         Спортсмен, масса которого 78 кг, стоит на лыжах. Длина каждой лыжи 1,95 м, ширина 8 см. Какое давление оказывает спортсмен на   снег ?

6.         В цистерне, заполненной нефтью, на глубине 4м поставлен кран, площадь которого 30 см2. С какой силой давит нефть на кран ?

7.         Пробковый спасательный круг весит 40 Н. Определите его подъёмную силу в воде.

8.         Определите среднюю мощность насоса, который подаёт 4,5 м3 воды на высоту   5м  за 5 минут.

9.         Длина меньшего плеча рычага 5 см, большего 30 см. На меньшее плечо действует сила 12 Н. Какую силу надо приложить к  большему плечу, чтобы уравновесить рычаг ?

 

ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ:

4-6 баллов «3»;7-9 баллов «4»; 10 и более баллов «5»

 

 

                                    

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ Н.С. ПУРЫШЕВА, Н.Е. ВАЖЕЕВСКАЯ  7КЛАСС(68часов  за год)

 

№ урока

Тема урока

Элементы основного содержания

Элементы  дополнительного содержания

Требования

к уровню подготовки

Тип урока

Вид контроля, измерители

 

Задание на дом

Дата

проведения

Корр. даты

Теория

Лаб. работы и опыты

Демонстрации

1. Введение (6 ч)

1

1.Вводный     инструктаж по Т/Б.

Что изучают физика и астрономия.

Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений.

 

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.

Что и как изучают физика и астрономия. Физические явления. Наблюдение и описание физических явлений. Гипотеза.

Знать: смысл понятия «физическое явление»

Уметь: классифицировать физические явления, приводить примеры различных видов явлений

Урок изучения нового материала

Беседа

Л. № 5, 6, 7

§1, 2

№1

3.09

 

2

2.Физические величины. Измерение физических величин.

Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц.

Определение цены деления шкалы измерительного прибора.

 

Физические величины. Основные, кратные и дольные единицы физической величины. Международная система единиц (СИ).

Знать: определение физической величины, основные единицы СИ.

Уметь: приводить примеры физических величин, единиц их измерения, пользоваться шкалой приборов: определять цену деления, пределы измерения.

Урок изучения нового материала

Л. № 15, 31

§3, 4

№2, 3 (3-5)

5.09

 

3

3.Точность измерений.

Т/Б

ЛР №1 «Измерение длины, объема и температуры тела».

Погрешность измерений. Роль математики в развитии физики.

Измерение длины, объема и температуры тела

 

Физические приборы:      мензурка, линейка и термометр.

Понятие о точности измерений. Абсолютная погрешность. Шкала измерительного прибора. Цена деления шкалы прибора. Запись результата измерений с учетом погрешности.

 

Знать: смысл понятия «точность измерения, погрешность»

Уметь: измерять длину при помощи линейки, объем жидкости в сосуде при помощи мензурки, температуру тела при помощи термометра.

Урок совершенствования ЗУН

Л. №36

ЛР №1

§5,

№4

10.09

 

4

4. Т/Б

ЛР №2 «Измерение размеров малых тел».

 

Измерение размеров малых тел методом рядов.

 

 

Измерение малых величин.

*Относительная погрешность.

Уметь: проводить измерения размеров малых тел способом рядов.

Урок совершенствования ЗУН

Л. №24

ЛР №2

№5

12.09

 

5

5.Связи между физическими величинами. Т/Б

ЛР №3 «Измерение времени».

Физический эксперимент и физическая теория.

 

Связи между физическими величинами. Физика и техника.

Правило пользования секундомером. Погрешность измерения времени с помощью секундомера.

*Физический эксперимент и физическая теория.

Знать: смысл понятий «закон, теория». Уметь: изм. время при пом. секундомера.

Урок совершенствования ЗУН

Вопросы к §6

ЛР №3

§6

№6

17.09

 

6

6.Физика и техника. Физика и окружающий нас мир.

Физические модели. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

 

Физика и развитие представлений о материальном мире. Обобщение знаний учащихся по теме «Введение».

 

Обобщение знаний учащихся по теме «Введение».

Структурные уровни материи: микромир, макромир, мегамир.

Уметь: осуществлять поиск инф-ции о развитии техники с исп. различных источников.

 

Урок обобщения и систематизации

Вопросы §7, 8

§7, 8

19.09

 

2. Движение и взаимодействие тел (38 ч)

7

1.Механическое движение, его виды и характеристики. Относительность движения.

Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета.

 

Относительность движения (с помощью тележки, детской заводной машинки и флажков-указателей).

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Траектория, путь.

*Система отсчета

Знать: определение мех. дв-ия, траектории, пути; единицы измерения пути, времени; смысл понятия «относительность движения»

Уметь: приводить примеры

Урок изучения нового материала

Л.№95-98

§9-10

№7

24.09

 

8

2.Равномерное движение. Траектория. Путь.

Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения..

 

Траектории движения шарика на нити, кусочка мела на доске; равномерное движение пузырька воздуха в стеклянной трубке с водой.

 

Траектория движения.  Пройденный путь. Единица пути. Прямолинейное равномерное движение (ПРД). Скорость ПРД.

Знать: определения РПД, скорости, единицы измерения скорости

Уметь: приводить примеры РПД, уметь описывать РПД, производить перевод единиц, рассчитывать скорость, читать графики зависимости пути от времени движения, скорости РПД от времени

Урок изучения нового материала

 

§11,12

№8 (1, 2, 6)

26.09

 

9

3.Скорость равномерного движения

 

 

Графики зависимости пути и скорости от времени. Методы измерения расстояния, времени, скорости.

Измерение скорости равномерного движения. Изучение зависимости пути от времени при равномерном движении

 

Скорость ПРД. Определение и формула для расчета скорости. Скорости движения, встречающиеся в природе и технике. Скорость - векторная величина.

Уметь: измерять скорость равномерного движения при помощи секундомера и линейки, записывать результат в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и анализировать полученные результаты

 

Урок контроля, учета и оценки ЗУН

Вопросы к §12.

 

§12.

 

01.10

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Т/Б

ЛР №4 «Изучение равномерного движения». Решение задач  по теме «Равномерное движение»

 

Равномерное движение.  

 

 

Вычисление скорости движения тела. Построение и анализ графиков зависимости пути и скорости движения тела от времени.

*Методы измерения расстояния, времени, скорости.

Знать: определение неравномерного движения, средней скорости

Уметь: приводить примеры НРД, находить среднюю скорость движения

Урок изучения нового материала

Л. №134, 135

Вопросы к §12.

 

3.10

 

11

5.Неравномерное движение. Средняя скорость.

Ускорение.  Равноускоренное движение.

 

Движение шарика по наклонной плоскости Равноускоренное движение.

Неравномерное прямолинейное движение. Средняя скорость. Формула для расчета средней скорости.

*Мгновенная скорость.

Знать: определение неравномерного движения, средней скорости

Уметь: приводить примеры неравномерного движения, находить среднюю скорость движения

Комбинированный урок

Л. №158, 156

§13

№9

8.10

 

12

6.Равноускоренное движение. Ускорение. Ускорение свободного падения.

 

 

 

 

 

Равноускоренное движение.

Путь, пройденный телом при равно­ускоренном движении.

 

 

Единицы ускорения. Формула для вычисления ускорения. Единицы ускорения. Ускорение – векторная физическая величина.

Знать: определение прямолинейного равноускоренного движения, ускорения, физический смысл единиц измерения ускорения.

Уметь: приводить примеры прямолинейного равноускоренного движения, находить ускорение.

 

Расчет скорости равноускоренного движения

§14

№10

 

 

13

7.Решение задач по теме« Равноускоренное движение».

 

 

 

Расчет скорости равноускоренного движения. Построение и чтение графиков зависимости скорости равноускоренного движения от времени.

*Путь, пройденный телом при равноускоренном движении.

Уметь: находить скорость при прямолинейном равноускоренном движении.

Урок изучения нового материала

Л. №195, 210, 222

§15

№11 (1, 2)

10.10

 

14

8. Явление инерции.

Кратковременная контрольная работа №1 по теме « Механическое движение»

 

 

 

 

 

 

 

Явление инерции.

 

Явление инерции.

Причина изменения скорости тел. Взаимодействие тел. Инерция. Закон инерции. Масса тела. Сравнение масс двух тел при их взаимодействии. Инертность. Масса как мера инертности тел.

Знать: определение инерции, инертности, массы, способы определения массы.

Уметь: описывать явления инерции, приводить примеры инерции, взаимодействия тел, сравнивать массы по взаимодействию тел,

Комбинированный урок

К/Р№1

§16,

№12

15.10

 

15

9. Анализ контрольной работы.Взаимодействие тел. Масса тела.

Взаимодействие тел. Масса тела. Центр тяжести тела.

 

Взаимодействие тел.

Инертность тел. Изменение скорости тела при действии на него другого тела

Взаимодействие тел.

Инертность тел. Изменение скорости тела при действии на него другого тела

Знать: определение инерции, инертности, массы, способы определения массы.

Уметь взвешивания тел, сравнивать массы по взвешиванию тел, производить перевод единиц массы

Урок совершенствования ЗУН

 

§17

17.10

 

16

10.Измерение массы. Т/Б

ЛР №5 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Масса тела. Международная система единиц

Измерение массы

 

 

 

Уметь: приводить примеры тел различной массы, измерять массу тела с помощью весов, сравнивать массы тел из различных веществ одного объема, из одного вещества разного объема

Комбинированный урок

 

§18

22.10

 

17

11.Плотность вещества.

 

Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Методы измерения массы и плотности.

 

Домашний эксперимент

 

Плотность вещества. Формула для вычисления плотности. Единицы плотности. Значение плотностей твердых жидких и газообразных веществ.

Знать: определение плотности, смысл плотности, единицы измерения плотности, физический смысл 1 кг/м3.

Уметь: рассчитывать плотность через массу и объем, сравнивать плотности различных веществ, одного вещества в различных агрегатных состояниях.

Урок применения полученных знаний

 

§19

№13 (1, 2, 4)

24.10

 

18

12. Т/Б

 

ЛР №6 «Измерение плотности вещества твердого тела».

.

Измерение плотности вещества твердого тела и жидкости

 

Оборудование: весы, разновес, мензурка, твёрдое тело на нити

 

Уметь: находить плотность тел с помощью весов и мензурки, записывать результаты в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и результатах с учетом погрешности, представлять графически зависимость массы тела от его объема для различных веществ

Комбинированный урок

 

§19

№13(3,5,6)

29.10

 

19

13. Решение задач по теме         «Масса и плотность»

Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Методы измерения массы и плотности.

 

 

Расчёт плотности вещества по  формуле для вычисления плотности. Определение  значения плотностей твердых, жидких и газообразных веществ с помощью таблиц

Уметь: решать задачи по формуле

ρ = m/v , т.е. зависимость V(ρ) при m=const  и  m(ρ) при   V= const, решать задачи на нахождение массы и объема тела через его плотность

Урок применения полученных знаний

 

 

Л

№ 234,

№ 235,

№ 268

 

31.10

 

20

14.КР №2 «Введение. Движение. Плотность».

 

 

 

Связь между: кинематическими величинами; плотностью, объёмом и массой тела.

Уметь:

описывать и объяснять физические явления;

решать задачи на применение изученных физических законов

Урок контроля, учета и оценки ЗУН

КР №2

 

12.11

 

21

15.Анализ контрольной работы. Сила. Графическое изображение сил.

Сила. Силы в природе: сила тяжести, сила упругости, сила трения. Методы измерения силы. Международная система единиц.

 

Взаимодействие двух тележек. Динамометр

Сила как мера взаимодействия тел. Графическое изображение сил. Динамометр.

Знать: определение силы, признаки действия силы, единицы измерения силы, виды сил.

Уметь: приводить примеры действия силы, изображать силу графически

Комбинированный урок

Вопросы к §20.

§20

№14

14.11

 

22

16.Измерение силы. Динамометр. Международная система единиц.

Измерение сил. Динамометр. Международная система единиц

 

Опыты, демонстрирующие упругую деформацию. Динамометр

Деформация-результат взаимодействия тел. Упругая деформация. Динамометр, его устройство. Измерение сил с помощью динамометра. Международная система единиц.

Уметь: сравнивать силы, измерять силу при помощи динамометра

Комбинированный урок

Вопросы к §22

§21, 22 Вопросы к §21, 22

19.11

 

23

17.Сложение сил. Равнодействующая сила.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сложение сил, направленных по одной прямой.

*Сложение сил, направленных под углом друг к другу.

Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.

Сложение сил, направленных под углом.

Сложение сил. Действие сил, приложенных в одном направлении; в противоположных направлениях

 

Сложение сил, действующих на тело по одной прямой

Знать: определение равнодействующей сил.

Уметь: находить равнодействующую сил, действующих по одной прямой, изображать графически

Комбинированный урок

Л. №354, 360, 365, 370 Вопросы к §23

§23

№15

21.11

 

24

18.Сила упругости. Закон Гука.

Сила упругости. Зависимость силы упругости от удлинения тела. Жесткость пружины. Закон Гука.

Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины

Зависимость силы упругости от деформации пружины. Деформация линейки под действием груза; упругая деформация пружин с разной жесткостью

Зависимость силы упругости от удлинения тела. Жесткость пружины. Закон Гука

Знать: определение силы упругости.

Уметь: формулировать закон Гука, рассчитывать силу упругости, изображать графически.

Комбинированный урок

Вопросы к §24

 

 

 

 

 

 

Л

№ 328,

№ 350

 

§24

№16

 

 

26.11

 

25

19.Сила тяжести.           Центр тяжести.

Сила тяжести. Свободное падение тел. Закон всемирного тяготения.

Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.

Падение тел на землю; движение тела, брошенного горизонтально и под углом к горизонту

Ускорение свободного падения.  Центр тяжести. Гравитационная постоянная, ее физический смысл.

Знать: определение силы тяжести.

Уметь: рассчитывать силу тяжести, изображать ее графически.

 

Комбинированный урок

 

 

§25

№17

28.11

 

26

20.Решение задач по теме «Силы в природе».

Расчёт силы тяжести, силы упругости, силы трения по формулам

 

 

 

Знать: формулы сил и уметь решать задачи.

Уметь: Определять неизвестные величины, входящие в формулу силы тяжести; силы упругости  силы трения и закон Гука.

Урок совершенствования ЗУН

 

Л

№ 285,

№ 291,

№ 293

03.12

 

27

21.Закон всемирного тяготения.

 

 

 

Сила всемирного тяготения. Гравитационная постоянная, ее физический смысл.

 

 

Опыт Кавендиша

Уметь: описывать явление всемирного тяготения

Комбинированный урок

Л

№ 334,

№ 336

§26

№18

05.12

 

28

22.Вес тела. Невесомость.

Вес тела. Невесомость. Различие между весом тела и силой тяжести.

Падение тела, прикрепленного к упругой пружине; опыт с динамометром и грузом

Невесомость.

 

Различие между весом тела и силой тяжести.

Знать: определение веса тела.

Уметь: описывать явление невесомости, рассчитывать вес тела, изображать его графически.

Комбинированный урок

 

§27

№19

10.12

 

 

29

23. Т/Б

ЛР №7 «Градуировка динамометра и измерение сил». Решение задач по теме «Закон всемирного тяготения»

Градуирование шкалы динамометра.

Измерение силы динамометром

Оборудование: набор грузов, динамометр, штатив с лапкой, цилиндры-3шт., линейка

 

 

Знать: устр-во и пр. действия динамометра.

Уметь: измерять силу тяжести, упругости и вес, строить графики зависимости силы тяжести от массы, силы упр. от удлинения.

Комбинированный урок

 

§27 Л. №430-440.

 

12.12

 

30

24.Кратковременная контрольная работа №3 по  теме «Силы в природе» Давление.

Давление. Формула для расчета давления. Единица давления. Давление в природе и технике.

 

 

 

Зависимость давления от модуля действующей силы и площади поверхности, перпендикулярно кот. она действует.

Знать: определение давления, ед. измерения давления, причину давления тв. тел, способы уменьш. и увелич. давления. Уметь: ср-ть оказываемое давление, рассчитывать давление твердых тел

Урок контроля, учета и оценки ЗУН

К/Р3

§28

№20

17.12

 

31

25. Анализ контрольной работы.Сила трения. Виды сил трения.

 

Сила трения.

 

 

 

 

 

 

Сила трения Измерение силы трения; способы уменьшения и увеличения силы трения; сравнение сил трения скольжение и качения

Зависимость силы трения от силы норм. давл. Зависимость силы трения от качества обработки и рода материала соприкасающихся поверхностей. Сравнение сил тр. скольжения и тр. качения. Примеры влияния тр. на процессы, происходящих в природе  и технике.

Знать: определение силы трения, виды трения, способы увеличения и уменьшения трения.

Уметь: приводить примеры действия силы трения, измерять силу трения с помощью динамометра, устанавливать зависимость между силой трения и силой нормального давления

Комбинированный урок

Л. №400, 411, 428

 

§29

№21

19.12

 

32

26. Т/Б

ЛР №8 «Измерение силы трения скольжения». Трение в природе и технике

Измерение силы трения скольжения  и сравнение её с  силой трения качения. Примеры влияния трения на процессы, происх-ие в природе и технике.

Исследование силы трения скольжения. Измерение коэфф. трения скольжения

Оборудование: деревянный брусок, набор грузов, динамометр, линейка

 

 

Сила трения Измерение силы трения; способы уменьшения и увеличения силы трения; сравнение сил трения скольжение и качения

Знать: способы увеличения и уменьшения трения.

Уметь: измерять силу трения с помощью динамометра. Строить график зависимости между силой трения и силой нормального давления

 

ЛР №8

Л

№ 400,

№ 411,

№ 428

24.12

 

33

27. Т/Б

ЛР №9 «Измерение коэффициента трения скольжения». Законы Ньютона.

Первый, второй и третий законы Ньютона.

 

 

 

Зав-ть работы от прил. силы и пройд. телом пути. Ф-ла для выч. мех. работы в случае совпадения напр-ия действ-ей силы и пройд. пути. Ед. работы.

Явление инерции. Второй и третий з-ны Ньютона.

Знать: способы увеличения и уменьшения трения.

Уметь: измерять силу трения с помощью динамометра. Строить график зависимости между силой трения и силой нормального давления

Комбинированный урок

 

§30 Вопросы к §30

26.12

 

34

28.Механическая работа.

Механическая работа. Зависимость работы от приложенной силы и пройденного телом пути. Формула для вычисления механической работы в случае совпадения направления действующей силы и пройденного пути. Единицы работы.

 

 

Механическая работа. Зависимость работы от приложенной силы и пройденного телом пути. Формула для вычисления механической работы в случае совпадения направления действующей силы и пройденного пути. Единицы работы.

Знать: определение работы, единицы измерения.

Уметь: приводить примеры совершения силой работы, рассчитывать работу по формуле

Комбинированный урок

Л

№ 661,

№ 667,

№ 663

§31

№23

14.01

 

35

29.Мощность.

 

 

 

 

 

 

 

Мощность. Единицы мощности.

 

 

 

Знать: определение мощности.Уметь: приводить примеры совершения работы с различной мощностью, рассчитывать мощность по формуле

Комбинированный урок

Л. №698, 699, 706, 714

§32

№24 (1,2,3)

16.01

 

36

30.Решение задач по теме: «Механическая работа. Мощность»

 Расчёт по формулам  для вычисления механической работы  и мощности.

 

 

 

Знать: определение работы, единицы измерения, определение мощности, единицы измерения.

 

Уметь: рассчитывать работу по формуле  и рассчитывать мощность по формуле

Урок совершенствования ЗУН

 

Л. 699, 706, 714

 

 

 

21.01

 

37

31.Простые механизмы. Правило равновесия рычага.

Простые механизмы. Виды механизмов. Условие равновесия рычага.

Исследование условий равновесия рычага. Нахождение центра тяжести плоского тела.

Виды механизмов. Плечо силы. Правило равновесия рычага. Применение рычагов в природе, технике и быту

Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Условия равновесия тел. Момент силы.

Знать: простые механизмы, их виды, назначение. Иметь представление о моменте силы.

Уметь: решать задачи на условие равновесия рычага

Урок изучения нового материала

 

Л

№ 728,

№ 744,

№ 734

§33-34

№25

23.01

 

38

32. Т/Б

ЛР №10 «Изучение условия равновесия рычага».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рычаг. Плечо силы. Правило равновесия рычага. Применение рычагов в природе, технике и быту.

Изучение закона равновесия рычага.

 

 

Оборудование: рычаг, штатив, набор грузов, динамометр, линейка

 

Рычаг первого и второго вида.

Уметь: собирать установку по описанию, проводить эксперимент по проверке условия равновесия рычага; записывать результаты в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и результатах с учетом погрешности

Комбинированный урок

 

§34

Л.

 

№744, 734

28.01

 

39

33.Блок. Применение правила равновесия рычага к блоку.  «Золотое правило» механики.

 

 

 

Блок. Подвижный и неподвижный блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов.

«Золотое правило» механики. Применение простых механизмов.

 

Изменение направления силы с помощью неподвижного блока; действие подвижного блока (выигрыш в силе и проигрыш в расстоянии

Блок. Подвижный и неподвижный блоки. «Золотое правило» механики. Полезная работа. Полная работа.

Знать: выигрыш в силе, даваемый блоком, определение КПД, причину нарушения «золотого правила» механики.

Уметь: формулировать «золотое правило» механики, рассчитывать КПД рычага, блока, наклонной плоскости.

Урок изучения нового материала

Л. №789, 798

§35

№26

Л. №758, 773

30.01

 

40

34.Применение простых механизмов. Коэффициент полезного действия.

Полезная работа. Полная работа. КПД механизмов.

 

 

Вычисление КПД наклонной плоскости

Полезная работа. Полная работа. КПД механизмов.

Уметь: проводить эксперимент по определению КПД при подъеме тела по накл. пл-ти; записывать результаты в виде таблицы, делать вывод о результатах с учетом погрешности

Урок изучения нового материала

 

§36

№27 Л. №789, 798

04.02

 

41

35. Т/Б

ЛР №11 «Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

Измерение коэффициента полезного действия наклонной плоскости.

Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Оборудование: брусок, динамометр, доска, штатив, измерительная лента

 

Измерение коэффициента полезного действия наклонной плоскости.

Уметь: собирать установку по описанию; проводить эксперимент по определению КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Урок совершенствования ЗУН

Л/Р№11

§36 вопросы к

§36

06.02

 

42

36.Энергия. Кратковременная контрольная работа №4 по  теме «Простые механизмы» (полугодовая)

Понятие энергии. Энергии – физическая величина. Единица энергии.

Изменение энергии тела при выполнении работы; Еп поднятого над землёй тела и деформированной пружины; Ек шарика, скатывающегося по наклонной плоскости с разной высоты

Изменение энергии тела при совершении работы

Энергии – физическая величина. Ед. энергии.

Знать: определение механической энергии.

Уметь: вычислять потенциальную и кинетическую энергию, приводить примеры тел, обладающих потенциальной и кинетической энергией, сравнивать энергии тел.

 

Урок контроля, учета и оценки ЗУН

К/Р№4

§37

№28

11.02

 

43

37.Анализ контрольной работы. Кинетическая и потенциальная энергия

Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости. Потенциальная энергия. Зависимость потенциальной энергии тела, поднятого над землей, от его массы и высоты подъема. Потенциальная энергия деформированного тела. Относительность значения кинетической и потенциальной энергии.

 

 

Кинетическая и потенциальная энергия.

Закон сохранения энергии в механике. Превращение энергии.

Знать: Физ.смысл понятий: энергия, кинетическая, потенциальная энергии; единицу энергии; формулы для расчёта Ек и Еп

Уметь: Понимать энергию как характеристику способности тела совершать работу

Комбинированный урок

 

§38

 

13.02

 

44

38.Закон сохранения энергии в механике. Энергия рек и ветра.

Закон сохранения механической энергии. Превращение одного вида механической энергии в другой. Несохранения механической энергии в случаях действия сил трения. Энергия рек и ветра.

Превращение энергии при колебаниях маятника, груза на пружине. Маятник Максвелла

Превращения механической энергии из одной формы в другую

Превращение одного вида механической энергии в другой. Несохранение механической энергии в случаях действия сил трения. Энергия рек и ветра.

Знать: закон сохранения механической энергии.

Уметь: описывать превращение энергии при падении тела и его движении в вверх, приводить примеры превращения энергии.

Комбинированный урок

Л. №824

§39

№29

18.02

 

3. ЗВУКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (6 часов)

45

1.Механические колебания и их характеристики: амплитуда, период, частота. Период колебаний маят­ника*

 

 

 

 

 

 

Колебательное движение. Колебания шарика, подвешенного на нити. Колебания пружинного маятника. Механические колебания и их характеристики: смещение, амплитуда, период, частота колебаний. Единицы этих величин. Связь частоты и периода колебаний.

*Математический маятник. Период колебаний математического и пружинного маятников

 

 

Колебательное движение. Связь частоты и периода колебаний.

 

Знать: определение колебательного движения, его причины, параметры колебательного движения, единицы измерения.

Уметь: определять период и частоту колебаний.

Урок изучения нового материала

П/Р  «Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза»

§40, 41*

№30 (1, 2) Л. №850, 858

№30 (3)

№31*

20.02

 

46

2.Звук. Звуковые колебания. Источники звука Характеристики звука

Колеблющееся тело - источник звука. Частота звуковых колебаний. Голосовой аппарат человека.

Источники звука. Механические волны.

Волновое движение. Условия возникновения и распространения волн. Поперечные и продольные волны. Основные характеристики волны: длина волны, скорость волны. Формула для скорости волны.

П/Р «Наблюдение колебаний звучащих тел»

Волны на поверхности воды; волны в шнуре и пружине; прибор «Волновая машина»

Механические волны. Длина волны. Звук.

Знать: определение волны, основные характеристики волн: скорость, длину, частоту, период и связь между ними.

Урок изучения нового материала

§42

Вопросы к §42

№34

§42-45, №33

25.02

 

47

3.Механические волны. Длина волны. Волновое движение. Основные характеристики волны.

Необходимость наличия упругой среды для распространения звука. Звуковые волны и их распространение. Скорость звука. Громкость звука. Высота тона. Отражение звука. Эхо.

*Тембр

 

 

 

Знать: определение волны, основные характеристики волн: скорость, длину, частоту, период и связь между ними.

Уметь: определять длину скорость, частоту, период волны

Урок изучения нового материала

 

§43-44

№ 35, 36

27.02

 

48

4.Звуковые волны. Распространение звука. Скорость звука

 

Повторение и обобщение знаний о характеристиках колебательного и волнового движений, условиях существования, распространения звуковых волн, свойствах звука.

 

 

Электрический звонок под колоколом воздушного насоса

Необходимость наличия упругой среды для распространения звука. Звуковые волны и их распространение.

Знать: определение звуковой волны, основные характеристики звуковых волн: скорость, длину, частоту, период и связь между ними.

Уметь: определять длину скорость, частоту, период волны

Урок изучения нового материала

 

§45-46

 

04.03

 

49

5.Громкость звука. Высота  тона. Тембр. Отражение звука.  Эхо.

 

Необходимость наличия упругой среды для распространения звука. Звуковые волны и их распространение. Скорость звука. Громкость звука. Высота тона. Отражение звука.

 

 

 

Знать: характеристики звука – громкость, высота;

свойства звука – распространение в различных средах, отражение, поглощение

Урок изучения нового материала

 

§47-48

 

06.03

 

50

6.Кратковременная КР №5 по теме «Звуковые явления»

Материал темы «Звуковые явления»

Применять знания при решении задач

 

 

Характеристики колебат. и волн. движений, условия существования, распространения звуковых волн, свойства звука

проверка и оценка знаний и способов деятельности

Урок контроля, учета и оценки ЗУН

Кратковременная КР №3

№37

11.03

 

4.Световые явления  16 часов

51

1. Анализ контрольной работы. Свет. Источники света. Распространение света.

Источники света: тепловые и люминесцирующие. Источники отраженного света. Естественные и искусственные источники света. Лампа накаливания.

 

 

Различные источники света: лампа накаливания, лампа дневного света, свеча

Ист. света: тепл. и люм. Ист. отраж. света. Ест. и иск. источники света. Лампа накаливания.

Отклонение света от прямолинейного распространения при прохождении преград малых размеров. Применение явления прямолинейного распр-ия света на практике..

Знать: источники света, их виды, закон прямолинейного распространения света

Комбинированный урок

Л.№1484, 1487, 1497, 1502

§49 Л.№1484, 1487, 1497, 1502

13.03

 

52

2.Закон прямолинейного распространение света. Т/Б Лабо­раторная работа № 12 «Наблюдение прямоли­нейного распространения света»

Закон прямолинейного распространения света. Отклонение света от прямолинейного распространения при прохождении преград малых размеров.

*Применение явления прямолинейного распространения света на практике.

Изучение явления распространения света.

 

Световые пучки и световые лучи. Свойства независимости световых пучков. Точечный источник света. Образование тени и полутени. Солнечные затмения. Лунные затмения

Явление прямолинейного распространения света с помощью источника света, экранов с отверстиями и непрозрачного экрана

Знать: определение светового луча и светового пучка.

Уметь: объяснять образование тени и полутени, явления солнечного и лунного затмения.

Знать: определение светового луча и светового пучка.

Уметь: объяснять образование тени и полутени, явления солнечного и лунного затмения.

Урок совершенствования ЗУН

ЛР №12

§50 вопросы к§50 

18.03

 

53

3.Световой пучок и световой луч. Образование те­ни и полутени. Солнечное и лунное затмение.

 

Световые пучки и световые лучи. Световые пучки разной формы и их изображение с помощью лучей. Свойства независимости световых пучков. Точечный источник света. Образование тени и полутени. Солнечные затмения.

*Лунные затмения

 

 

 

Знать: определение светового луча и светового пучка.

Уметь: объяснять образование тени и полутени, явления солнечного и лунного затмения.

Урок изучения нового материала

 

51-52

№39, 40, 41

01.04

 

54

4.Отражение света. Закон отражения света. Текущий Т/Б ЛР №13 «Изучение явления отражения света».

Явления, происходящие при падении света на границу раздела двух сред. Отражение света. Закон отражения света.

 

 

 

Знать: закон отражения света.

Уметь: описывать явление отражения,

строить отраженные лучи.

Урок изучения нового материала

 

§53

 

03.04

 

55

5.Изображение предмета в плоском зеркале. Перископ.

Построение изображения предмета в плоском зеркале. Особенности изображения предмета в плоском зеркале. Мнимое изображение Обратимость световых лучей.

 

 

 

*Зеркальное и диффузное отражение Перископ.

*Многократное отражение.

Уметь: строить изображение точки в плоском зеркале

Урок изучения нового материала

Л. № 1563, 1578

§53

 

08.04

 

56

6.Решение задач по теме «Отражение света» Вогну­тое зеркало*

*Строить изображения предмета в вогнутом зеркале.

 

 

 

Уметь: строить отражённые лучи.

Урок совершенствования ЗУН

 

§54-56

 

10..04

 

57

7.Преломление света. Полное внутреннее отраже­ние. Т/Б ЛР №14 «Изучение явления преломления света».

Явление преломления света. Соотношения между углами падения и преломления. Оптическая плотность среды. Переход света из среды оптически более плотной в среду менее плотную. Полное внутреннее отражение. Ход лучей в призмах.

*Волоконная оптика.

 

 

Явление преломления света. Соотношения между углами падения и преломления. Оптическая плотность среды. Переход света из среды оптически более плотной в среду менее плотную. Полное внутреннее отражение. Ход лучей в призмах.

*Волоконная оптика.

Знать: закон преломления света.

Уметь: описывать явление преломления света, строить преломленные лучи

 

 

Л.

№1563,

1578

 

 

§57-59

 

15..04

 

58

8.Линза. Фокусное изображение линзы. Оптическая сила линзы. Формула линзы.

Линзы. Собирающие и Рассеивающие линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Ход лучей в линзе. Увеличение линзы.

Различные виды линз, получение изображений с помощью линз

Ход лучей в собирающей линзе.

Ход лучей в рассеивающей линзе.

 

Собирающие и рассеивающие линзы. Увеличение линзы.

Знать: определение линзы, виды линз, оптические характеристики линзы, формулу линзы.

Уметь: измерять фокусное расстояние собирающей линзы, вычислять оптическую силу линзы, пользоваться формулой линзы для решения задач.

Комбинированный урок

Вопросы к §60 Л.№1612-1614

§60

№50

§61

 

17.04

 

 

 

59

 

 

9.Построение изображений, даваемых линзами. Т/Б ЛР №15 «Изучение изображения, даваемого линзой».

 

 

Построение изображений, даваемых линзой. Основные точки и линии призмы. Ход лучей в линзе.

*Строить изображение точки в рассеивающей линзе.

 

 

 

 

Построение изображений, даваемых линзой. Ход лучей в линзе. Основные точки и линии призмы.

 

 

Уметь: строить изображение точки в собирающей линзе.

 

 

Комбинированный урок

 

 

 

 

Л. №1598

 

 

 

 

№51, №52

 

 

 

 

22.04

 

60

10.Фотоаппарат Проекционный аппарат

Устройство фотоаппарата и ход лучей в нем. Создание резкого изображения, роль диафрагмы. Устройство проекционного аппарата и ход лучей в нем.

 

 

 

 

Знать: разновидности оптических приборов.

Комбинированный урок

 

§62

 

24.04

 

61

11.Глаз как оптическая система. Нормальное зрение, близорукость, дальнозоркость.

Строение глаза человека. Глаз как оптическая система. Аккомодация глаза. Угол зрения. Расстояние наилучшего зрения. Нормальное зрение, близорукость, дальнозоркость. Очки. Лупа. Правила гигиены зрения. Увеличение лупы.

 

Принцип коррекции близорукости и дальнозоркости с помощью оптической шайбы.; получение изображения с помощью лупы

Модель глаза.

Очки. Лупа. Увеличение лупы. Аккомодация глаза. Угол зрения. Расстояние наилучшего зрения. Норм. зрение, близорукость, дальнозоркость. Правила гигиены зрения.

Знать: понятия: норм. зрение, близорукость, дальнозоркость.

Уметь: описывать и объяснять физические явления; решать задачи по теме.

Комбинированный урок

 

§63

 

28.04

 

 

 

62

 

 

12.Оптические приборы. Очки, лупа

 

 

Строить изображения, получаемые в оптических приборах.

 

 

Модели лупы и очков.

 

 

Принцип действия лупы и очков.

 

 

 

Построение изображений в лупе и очках.

 

 

Знать: разновидности оптических приборов.

 

 

Комбинированный урок

 

 

 

 

§64

 

 

 

 

30..04

 

63

13.Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов. 

Спектр белого света. Спектральные цвета. Разложение белого света в спектр. Радуга. Сложение спектральных цветов. Дополнительные и основные цвета спектра.

Наблюдение явления дисперсии света.

Дисперсия белого света.

Разложение белого света в спектр с помощью призмы прямого зрения; сложение спектральных цветов с помощью линзы; «Физика в картинках»

Спектр белого света. Спектральные цвета. Разложение белого света в спектр.

Знать: Состав белого света; дополнительные и основные цвета; образование радуги; сложение спектральных цветов

Объяснять происхождение радуги; понимать причину разложения белого света в спектр

Комбинированный урок

 

 

§65-66

 

05.05

 

64

14.Цвета тел. Обобщение темы «Световые явле­ния»

Цвета тел. Поглощение света средой. Рассеяние света. Смешение красок. Насыщенность Цвета.

*Иметь представление о сложной структуре света

 

Сложение спектральных цветов с помощью призмы прямого зрения.

Цвета тел. Поглощение света средой. Рассеяние света. Смешение красок. Насыщенность Цвета.

*Иметь представление о сложной структуре света

Знать: Поглощение света средой; рассеивание света; смешение красок; насыщенность цвета

Распознавать сложение цветов и смешение красок;

Урок обобщен. и сист-ции

 

 

§67

 

07.05

 

65

15.Решение задач по теме «Световые явления»

Решение  задач  по теме «Световые явления»

 

 

 

Уметь: Решать графические и расчётные задачи

Комбинированный урок

 

 

13..05

 

66

16.КР №6 «Световые явления».

Материал темы «Световые явления»

 

 

 

Формулы законов отражения и преломления света, формула линзы, ход лучей. Ход лучей. Линзы. Законы преломления и отражения

Уметь: Применять знания при решении задач

Урок контроля, учета и оценки ЗУН

К/Р№6

 

15..05

 

 

2ЧАСА ИЗ РЕЗЕРВА

67

Повторение по теме: «Движение и взаимодействие тел»

Материал по теме: «Движение и взаимодействие тел» Решать графические и расчётные задачи

 

 

 

Уметь: Применять знания при решении задач

 

 

 

20..05

 

68

Повторение по теме: «Звуковые явления» «Световые явления»

Материал по теме: «Звуковые явления» «Световые явления» Решать графические и расчётные задачи

 

 

 

Уметь: Применять знания при решении задач

Урок обобщен. и сист

Тестирование

закрепление знаний и способов деятельности

Задание на лето

22.05