Анализ выполнения входной контрольной работы по физике учащимися 9-х классов (базовый уровень изучения предмета)
Анализ
выполнения входной контрольной работы
по физике
учащимися 9-х классов (базовый уровень изучения предмета)
Учитель физики: Сипкова Л.В.
Дата проведения: 21 сентября 2013 г.
Цель: оценить уровень общеобразовательной подготовки по физике учащихся 9 классов на начало 2013-2014 учебного года
Для этой цели в работу включены задания различных уровней сложности. Выполнение заданий базового уровня сложности позволяет оценить уровень освоения наиболее значимых содержательных элементов стандарта по физике основной школы и овладение наиболее важными видами деятельности.
Количество учащихся, выполнявших входную контрольную работу: 38
Количество учащихся, выполнивших работу на оценку
«5»: 1 (4 %);
«4»: 8 (24 %);
«3»: 24(41 %);
«2»: 5 (17 %).
Таблица 1. Критерии оценивания:
Отметка по 5 балльной шкале | 2 | 3 | 4 | 5 |
Первичный балл | 0-4 | 5-8 | 9-12 | 13-15 |
Таблица 2. Общие результаты по школе:
Класс | Ф.И.О. учителя | Всего | Писали | 5 | 4 | 3 | 2 | % качества | % СОУ |
9 «а» | Сипкова Л.В. | 19 | 13 | 0 | 3 | 7 | 3 | 23 | 38 |
9 «б» | Сипкова Л.В. | 25 | 25 | 1 | 5 | 17 | 2 | 24 | 43 |
Анализ входной контрольной работы показывает, что учащиеся 9а и 9б классов усвоили удовлетворительно программный материал физики 8 класса. Наименьший балл у Ермакова М., Ларионова М., Бачурина А.,(ученики 9а класса) и учениц 9б класса - Гараевой Ю., Бакиевой А. Данные учащиеся не усвоили формулы для вычисления физических величин и их преобразования. Они же испытывали затруднения по теме: «Электрические явления». Особую сложность представляли для учащихся задачи на соединение нескольких формул по изученным темам в одну, необходимую для решения задачи. Из анализа входной контрольной работы следует, что из 2-х учащихся, имеющих оценку «5» по итогам 8-го класса не снизил результат в 9-м классе - 1 ученица Ботрус К. Курс физики 8-го класса имеет обширный материал по всем разделам, учебник слишком насыщен теоретическим материалом, и требует от учащихся слишком больших усилий, поэтому большинству в 8 классе учиться было достаточно непросто. Таким образом –18% учащихся снизили свою успеваемость по сравнению с 8 классом.
В контрольной работе представлены задания разного уровня сложности: задания базового уровня (простые задания на проверку усвоения наиболее важных физических понятий, явлений и законов); задания повышенного уровня (проверка умения использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений, умения решать качественные и расчетные задачи по темам физики 8 класса.
В ходе выполнения контрольной работы проверяются следующие виды деятельности:
1. Владение основным понятийным аппаратом
2. Знание и понимание смысла понятий.
3. Знание и понимание смысла физических величин.
4. Знание и понимание смысла физических законов.
5. Решение задач различного типа и уровня сложности.
1. Владение основным понятийным аппаратом
- Знание и понимание смысла понятий (№1, 2, 8, 9, 14)
- Знание и понимание смысла физических величин (№4, 8, 11, 12, 13, 14, 15) Учащиеся показали знание базовых расчетных формул. Но возникают проблемы с умением их математического преобразования, выражения искомой величины из базовой формулы (не все задачи решаются только методом подстановки).
o Знание и понимание смысла физических законов (№3, 5, 7) – закон Ома для участка цепи, закон Джоуля - Ленца. Учащиеся продемонстрировали знание данных законов, но проблема в том, что они не могут в ряде случаев грамотно их применить, составив выражение для решения задачи в соответствии с описываемым явлением или процессом.
2. Решение задач различного типа и уровня сложности.
базовый – 5 (№ 3, 4, 7, 11, 12)
повышенный – 2 (№10,№13)
высокий – 2 (№14, №15)
Учащиеся должны знать и уметь:
- Запись и вычисление значения физических величин.
- Знание наиболее распространенных явлений, понятий, физических величин.
- Расчет физических величин по графикам.
- Расчет физических величин по формулам.
Элементы контрольной работы | Допустили ошибки
9а 9б | выполнили верно | выполнили неверно | |
Механические свойства жидкостей, газов и твёрдых тел. | 5 | 3 | 19 | 3 |
Изменение агрегатных состояний вещества | 10 | 5 | 18 | 3 |
Электрический ток и его действие Постоянный электрический ток. | 8 | 5 | 23 | 3 |
Сила тока Напряжение. Удельное сопротивление. | 7 | 7 | 24 | 2 |
Закон Ома для участка цепи | 7 | 6 | 25 | 3 |
Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников. | 6 | 6 | 25 | 2 |
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля -Ленца. | 4 | 3 | 30 | 3 |
Пути ликвидации пробелов в знаниях учащихся:
1. Классному руководителю Мазуриной Т.Н. и Гончаровой Е.В. довести до сведения родителей результаты входной контрольной работы по физике.
2. Провести «глубокий» поэлементный анализ данной работы.
3. Проводить дополнительные занятия с учащимися во внеурочное время.
4. Формировать в процессе учебной деятельности навыки решения качественных расчётных и графических задач, через использование алгоритмов решения задач и тестов для самоконтроля.
Вывод: Таким образом, результаты входной контрольной работы показали: фундаментальные принципы и законы, эмпирические закономерности за курс физики 8 класса в среднем усвоены.
Результаты входной работы выявили пробелы в усвоении на базовом уровне отдельных контролируемых элементов по темам: «Электрические явления», «Тепловые свойства жидкостей и газов».
Анализ данной работы выявил серьезную проблему: учащиеся изучают предмет на базовом уровне, им явно не хватает дополнительных занятий, факультативных и элективных курсов. Учащиеся, подготовленные лучше по математике и физике, грамотно распределившие время, более организованные, справились с работой более успешно.
В ходе дальнейшей работы с классами при изучении физики, подготовке учащихся к итоговой аттестации следует сделать акцент на отработку следующих моментов:
1. Проведение в полном объеме всех лабораторных работ и экспериментальных заданий, решение экспериментальных задач.
2. При проведении лабораторных работ особое внимание обратить на формирование следующих умений: построение графиков и определение по ним значений физических величин, запись результатов прямых и косвенных измерений и вычислений с учетом погрешностей измерений и необходимых округлений, анализ результата опыта и грамотная, логичная формулировка выводов по результатам, заданным или составленным в виде таблицы или графика.
3. Стараться на уроках активнее проводить демонстрационные эксперименты, чтобы у учащихся складывалось вполне конкретное представление о физическом явлении, а не только абстрактный рисунок, схема или чертеж. Все это позволит ребятам логично и четко давать объяснение по ходу эксперимента и формулировать грамотные с физической научной точки зрения выводы.
4. Продолжать политику по формированию навыков решения задач (не только конкретных, но и комплексных, с привлечением знаний из других разделов и тем, т.е. обобщенному решению задач – анализ описанного в задаче явления или процесса, построение физической модели, подходящей для данного случая и т.д.)
o решение графических задач (с использованием графиков тригонометрических функций, анализом выбранного масштаба), выполнение чертежей;
o огромное значение для развития логики мышления имеют качественные задачи, развивающие навыки четкого, грамотного, логичного выражения хода своих мыслей, выстраивания цепочки рассуждений, опираясь на полученные теоретические знания;
o подробный анализ формул; установление всевозможных вариантов зависимостей физических величин, входящих в формулы, друг от друга;
o отработка навыков решения задач в общем виде;
o вычислительные навыки, перевод единиц измерения в СИ.
5. Эффективное обучение работе с информацией физического содержания – усилить работу с учебником (включать в различные этапы урока и домашнюю работу разнообразные задания на понимание и преобразование текстовой информации), использовать дополнительную внеурочную, внешкольную информацию для обучения алгоритму поиска информации, умения анализировать и критически оценивать ее достоверность.
6. В дальнейшем, при проведении тематических контрольных работ и контрольных срезов знаний с учетом особенностей итоговой аттестации (в традиционной форме или в форме ГИА) необходим предварительный анализ и корректировка заданий с целью проверки теоретического содержания и видов деятельности учащихся.
Таким образом, в ходе проведения входной контрольной работы знания учащихся подтвердились.