Адаптированная программа занятий театрального кружка «Мир театра» 7-10 классы 1 год обучения
рабочая программа

Опекина Алёна Евгеньевна

Творчество – это естественное состояние ребенка, через которое он познает себя и окружающий мир. Оно является неотъемлемой частью развития ребенка как личности. Поэтому главная задача педагога дополнительного образования – развивать творческие способности детей, сохраняя их непосредственность и индивидуальность. При этом очень важно дать ребенку свободу для импровизации, чтобы развить его самостоятельность и укрепить веру в собственные силы.

Театрализованная деятельность отлично подходит для этих целей, так как является синтетическим и коллективным видом творчества, который дает возможность развить и проявить пластические, пантомимические, артикуляционные и хореографические навыки ребенка.

Особую роль театрализованная деятельность играет в образовании детей 12-15 лет, так как в этом возрасте формируется самооценка ребенка и многие личностные качества.

Отличием данной программы от уже существующих является то, что она рассчитана на детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. У таких детей очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vsya_zhizn-igra.docx36.01 КБ

Предварительный просмотр:

 

Адаптированная программа занятий театрального кружка

«Мир театра»

                                           7-10 классы                    

                                                   1 год обучения

Пояснительная записка

Творчество – это естественное состояние ребенка, через которое он познает себя и окружающий мир. Оно является неотъемлемой частью развития ребенка как личности. Поэтому главная задача педагога дополнительного образования – развивать творческие способности детей, сохраняя их непосредственность и индивидуальность. При этом очень важно дать ребенку свободу для импровизации, чтобы развить его самостоятельность и укрепить веру в собственные силы.

Театрализованная деятельность отлично подходит для этих целей, так как является синтетическим и коллективным видом творчества, который дает возможность развить и проявить пластические, пантомимические, артикуляционные и хореографические навыки ребенка.

Особую роль театрализованная деятельность играет в образовании детей 12-15 лет, так как в этом возрасте формируется самооценка ребенка и многие личностные качества.

Отличием данной программы от уже существующих является то, что она рассчитана на детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. У таких детей очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

Направленность программы

Рабочая программа дополнительного образования реализуется по направлению развития личности «общекультурное».

 

Новизна программы

Новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию подростка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля; принцип креативности - предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Актуальность

Программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Педагогическая целесообразность.

Данная программа рассчитана для школьников 12 - 15 лет и обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа, призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный: запас, сформировать нравственно - эстетические чувства.

Цель программы.

Обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Сформировать устойчивый интерес к искусству.

Задачи:

1.Социализация:

  • развитие и овладение навыками межличностного общения и сотрудничества, развитие самоуважения и взаимоуважения учащихся;
  • активизация познавательных интересов - ученье с увлечением;
  • развитие основных высших физических функций: внимания, памяти, мышления, воображения;
  • воспитание самостоятельности и ответственности, развитие самоконтроля.

2. Эмоционально - личностная сфера:

  • коррекция страхов;
  • овладение навыками внутреннего раскрепощения;
  • развитие самопознания и овладение навыками саморегуляции;
  • развитие воображения;
  • развитие драматургического мышления.

3.Технические навыки:

  • формирование грамотного звукоизвлечения и звукопроизношения:
  • обучение владению навыками правильного дыхания;
  • обучение владению навыками верной артикуляции;
  • обучение владению навыками дикционного звукопроизношения;

 

 

 

 

 

          Содержание программы

Программа состоит из четырёх разделов, работа над которыми продолжается параллельно в течение учебного года.

 

1 раздел.

«Основы театральной культуры». Данный раздел призван познакомить учащихся с театром, как видом искусства: дать понятие, узнать, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание.

Задачи.

Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.

 

2 раздел.

«Ритмопластика». Раздел включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Задачи

  • Учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию.
  • Закреплять умения легко, ритмично и выразительно двигаться под музыку, четко выполнять танцевальные движения, творчески исполнять знакомые движения в свободных плясках, импровизациях, играх.

 

3 раздел.

«Культура и техника речи, мимики, эмоций, жестов» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть мелкой мускулатурой лица, правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией. Сюда включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Задачи

  • Развивать умение распознавать основные человеческие эмоции (радость, страх и др.) по определенным признакам.
  • Обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме).
  • Совершенствовать художественно-образные исполнительские умения.
  • Развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительных и пантомимических действий.

 

 

4 раздел.

«Подготовка спектакля» - Развитие актерских умений и навыков воображения, сценического внимания, предлагаемых обстоятельствах, и перевоплощения. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, находчивости, способности творчески относиться к любому делу, умений общения со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях, формирование навыков действия с воображаемыми предметами. Раздел является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с этюдами, постановку спектакля, подготовку номеров к различным праздникам.

 

Задачи

  • Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства..
  • Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства.
  • Дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области такого вида искусства, как театр.


 

 

Форма проведения работы

Занятия проходят в форме бесед, игр и репетиций индивидуально и группами по 6-11 человек. Место проведения – актовый зал. Продолжительность занятия 40 минут, 2 часа в неделю (68 часов в год) в зависимости от возраста детей и их психологических особенностей.

Индивидуально-групповые занятия, система творческих игр и упражнений, тренинги, беседы, спектакли и праздники, создание проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков.

 Принципы проведения занятий:

  1. Наглядность в обучении - осуществляется на восприятии наглядного материала.
  2. Доступность - занятие составлено с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному)
  3. Проблемность - направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций.
  4. Развивающий и воспитательный характер обучения – для расширения кругозора, для развитие патриотических чувств и познавательных процессов.

 

 

 

Ожидаемые результаты.

 

За 1 год реализации программы планируется достижение следующих метапредметных результатов, которые включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные и коммуникативные):

Регулятивные

1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.

2.Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

3. Оценивать результаты собственной деятельности.

4. Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.

5. Регулировать своё поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.

Познавательные:

1. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

2. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы, способы.

Коммуникативные:

1.Владеть диалоговой формой речи.

2. Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3. Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

4. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре. Договариваться и приходить к общему решению.

5. Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.

6. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

В результате реализации программы планируется достижение следующих личностных результатов.

Художественно-эстетическое развитие:

• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

• развитие воображения;

• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

• создание выразительного художественного образа;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие:

• согласование действий и сопровождающей их речи;

• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

• выразительность исполнения основных видов движений;

• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

Во время прохождения учебной программы у воспитанника сформируются элементарные навыки актерского мастерства, артикуляции, сценической пластики и пантомимы. Дети станут самостоятельнее и увереннее в себе на сцене и в жизни, а так же более эмоционально отзывчивыми.

К концу первого года обучения ученик:

ЗНАЕТ:

1. Что такое театр

2. Чем отличается театр от других видов искусств

3. С чего зародился театр

4. Какие виды театров существуют

5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)

ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:

1. Об элементарных технических средствах сцены

2. Об оформлении сцены

3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале

УМЕЕТ:

1. Направлять свою фантазию по заданному руслу

2. Образно мыслить

3. Концентрировать внимание

4. Ощущать себя в сценическом пространстве

ПРЕОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:

1. Общения с партнером (одноклассниками)

2. Элементарного актёрского мастерства

3. Образного восприятия окружающего мира

4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители

5. Коллективного творчества

А также избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

Форма подведения итогов:

Праздничные мероприятия, театральные постановки.

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА

 «Вся жизнь-игра»

НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД

За год: _68___ часов                                                                                            

1 четверть – 9 недель (_18_ часов)                                                                  

2 четверть – 7 недель (_14_ часов)                                                                

3 четверть – 10 недель (_20__ часов)

4 четверть – 8 недель (_16_ часов)

                                                       

.

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество часов

дата

1

Театральная игра. Вводное занятие

1 ч.

 

2

Театральная игра" Веселые артисты"

 

1 ч.

 

3

Формы сценической деятельности.

 

1 ч.

 

4

Ритмопластика. Беседа о сценическом движении как о средстве выразительности и его особенностях.

1 ч.

 

5

Ритмопластика массовых сцен и образов.

1 ч.

 

6

Культура и техника речи. Что значит красиво говорить? Беседа о словах паразитах речи.

1 ч.

 

7-8

Интонация, динамика речи, темп речи. Практикум.

2 ч.

 

9

Сценическая речь во взаимодействии со сценическим движением, фонограмма.

1 ч.

 

10

Театрализация, репетиционная деятельность. Сценарий и правила работы с ним.

 

1 ч.

 

11

Игровое занятие "Кого бы я хотел сыграть".

 

1 ч.

 

12

Прочтение сценария. Обсуждение сценария. Распределение ролей .

1 ч.

 

13-17

Чтение по ролям.

Работа над дикцией.

 

5 ч.

 

18-24

Репетиционная деятельность.

 

7 ч

 

25-30

Изготовление декораций

5 ч.

31-33

Оформление зала, сцены, подбор костюмов.

3 ч

 

34

Генеральная репетиция.

 

1 ч

 

35-36

Презентация театрального кружка для родителей и детей школы.

 

2 ч

 

37-38

Прочтение сценария сказки «Чудеса, да и только…». Обсуждение сценария. Распределение ролей сказки.

 

2 ч.

 

39-41

Чтение сказки по ролям.

Работа над дикцией.

 

3 ч.

 

42-46

Репетиционная деятельность.

 

5 ч.

 

47-48

Подбор костюмов, реквизита.

 

2 ч.

 

49-50 ч.

Премьера спектакля.

2 ч.

 

51-52

Сказка - спектакль "Мамочка"

Разработка сценария сказки.

 

2 ч.

 

53-54

Прочтение сценария сказки. Обсуждение сценария. Распределение ролей сказки.

2 ч.

 

55-58

Чтение сказки по ролям.

Работа над дикцией.

 

4 ч.

 

59-61

Репетиционная деятельность.

 

 

3 ч.

 

62-63

Подбор костюмов, реквизита.

 

2 ч.

 

64

Оформление зала, сцены.

 

1 ч.

 

65

Генеральная репетиция.

 

1 ч.

 

66-67

Премьера сказки.

2 ч.

 

68

Итоговое занятие.

Наши результаты, достижения.

1 ч.

 

      

Список используемой литературы

  1. Каргина З.А. «Практическое пособие для педагога дополнительного образования» / М.: «Школьная пресса», 2008
  2. Дж. Кэмерон «Художник есть в каждом. Как воспитать творчество в детях» /М.: «Манн, Иванов и Фербер» 2015
  3. Медведева И.Я., Шишова Т.Л..»Улыбка судьбы. Роли и характеры» М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2002
  4. Генов Г.В. «Театр для малышей» М., «Просвещение», 1968
  5. Выготский Л.С., Малофеев Н.Н. «Учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого занятия театрального кружка /средняя группа/

Работа над кукольным спектаклем « Заяц с Чудесными ушами»  Разработка открытого занятия театрального кружка /средняя группа/...

Рабочая программа для театрального кружка "Школьный театр"

С сентября 2013 года я веду театральный кружок. И сразу столкнулась с проблемой составления документации. Нашла много ктп и программ для разных кружков (музыка, рисование, вышивание, вязание), а театр...

программа литературно-театрального кружка "Весь мир-театр"

программа кружка разработан в рамках реализации ФГОС, расчитана на детей 11-14 лет, срок реализации - 2 года....

Требования к форме на занятиях театрального кружка

Многие задают вопрос о форме одежды для занятий в театральном кружке. Вот несколько рекомендаций:1. Одежда и обувь для занятий комфортная, не сковывающая движения.2. Обувь должна быть легкой и удобной...

Методическая разработка внеклассного занятия театральная гостиная "Мир театра"

             Задача современного образования – формирование таких качеств личности как инициативность, самостоятельность в принятии решений,  спосо...

Особенности занятий театрального кружка

Игровые занятия, репетиции и большая физическая активность полностью восполняют потребность ребенка в общении, движениях, выплеске эмоций. Но это далеко не все, что может получить ребенок на занятиях ...

Конспект занятия в кружке кукольный театр Тема « Знакомство с видами театральных кукол»

Методическая разработка занятия «Знакомство с видами театральных кукол». В методической  разработке  представлена  информационная  карта  занятия, подробный к...