Адаптированная программа занятий театрального кружка «Мир театра» 7-10 классы 1 год обучения
рабочая программа
Творчество – это естественное состояние ребенка, через которое он познает себя и окружающий мир. Оно является неотъемлемой частью развития ребенка как личности. Поэтому главная задача педагога дополнительного образования – развивать творческие способности детей, сохраняя их непосредственность и индивидуальность. При этом очень важно дать ребенку свободу для импровизации, чтобы развить его самостоятельность и укрепить веру в собственные силы.
Театрализованная деятельность отлично подходит для этих целей, так как является синтетическим и коллективным видом творчества, который дает возможность развить и проявить пластические, пантомимические, артикуляционные и хореографические навыки ребенка.
Особую роль театрализованная деятельность играет в образовании детей 12-15 лет, так как в этом возрасте формируется самооценка ребенка и многие личностные качества.
Отличием данной программы от уже существующих является то, что она рассчитана на детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. У таких детей очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная программа занятий театрального кружка
«Мир театра»
7-10 классы
1 год обучения
Пояснительная записка
Творчество – это естественное состояние ребенка, через которое он познает себя и окружающий мир. Оно является неотъемлемой частью развития ребенка как личности. Поэтому главная задача педагога дополнительного образования – развивать творческие способности детей, сохраняя их непосредственность и индивидуальность. При этом очень важно дать ребенку свободу для импровизации, чтобы развить его самостоятельность и укрепить веру в собственные силы.
Театрализованная деятельность отлично подходит для этих целей, так как является синтетическим и коллективным видом творчества, который дает возможность развить и проявить пластические, пантомимические, артикуляционные и хореографические навыки ребенка.
Особую роль театрализованная деятельность играет в образовании детей 12-15 лет, так как в этом возрасте формируется самооценка ребенка и многие личностные качества.
Отличием данной программы от уже существующих является то, что она рассчитана на детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. У таких детей очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.
Направленность программы
Рабочая программа дополнительного образования реализуется по направлению развития личности «общекультурное».
Новизна программы
Новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию подростка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля; принцип креативности - предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность
Программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность.
Данная программа рассчитана для школьников 12 - 15 лет и обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа, призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный: запас, сформировать нравственно - эстетические чувства.
Цель программы.
Обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Сформировать устойчивый интерес к искусству.
Задачи:
1.Социализация:
- развитие и овладение навыками межличностного общения и сотрудничества, развитие самоуважения и взаимоуважения учащихся;
- активизация познавательных интересов - ученье с увлечением;
- развитие основных высших физических функций: внимания, памяти, мышления, воображения;
- воспитание самостоятельности и ответственности, развитие самоконтроля.
2. Эмоционально - личностная сфера:
- коррекция страхов;
- овладение навыками внутреннего раскрепощения;
- развитие самопознания и овладение навыками саморегуляции;
- развитие воображения;
- развитие драматургического мышления.
3.Технические навыки:
- формирование грамотного звукоизвлечения и звукопроизношения:
- обучение владению навыками правильного дыхания;
- обучение владению навыками верной артикуляции;
- обучение владению навыками дикционного звукопроизношения;
Содержание программы
Программа состоит из четырёх разделов, работа над которыми продолжается параллельно в течение учебного года.
1 раздел.
«Основы театральной культуры». Данный раздел призван познакомить учащихся с театром, как видом искусства: дать понятие, узнать, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание.
Задачи.
Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.
2 раздел.
«Ритмопластика». Раздел включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Задачи
- Учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию.
- Закреплять умения легко, ритмично и выразительно двигаться под музыку, четко выполнять танцевальные движения, творчески исполнять знакомые движения в свободных плясках, импровизациях, играх.
3 раздел.
«Культура и техника речи, мимики, эмоций, жестов» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть мелкой мускулатурой лица, правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией. Сюда включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Задачи
- Развивать умение распознавать основные человеческие эмоции (радость, страх и др.) по определенным признакам.
- Обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме).
- Совершенствовать художественно-образные исполнительские умения.
- Развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительных и пантомимических действий.
4 раздел.
«Подготовка спектакля» - Развитие актерских умений и навыков воображения, сценического внимания, предлагаемых обстоятельствах, и перевоплощения. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, находчивости, способности творчески относиться к любому делу, умений общения со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях, формирование навыков действия с воображаемыми предметами. Раздел является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с этюдами, постановку спектакля, подготовку номеров к различным праздникам.
Задачи
- Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства..
- Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства.
- Дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области такого вида искусства, как театр.
Форма проведения работы
Занятия проходят в форме бесед, игр и репетиций индивидуально и группами по 6-11 человек. Место проведения – актовый зал. Продолжительность занятия 40 минут, 2 часа в неделю (68 часов в год) в зависимости от возраста детей и их психологических особенностей.
Индивидуально-групповые занятия, система творческих игр и упражнений, тренинги, беседы, спектакли и праздники, создание проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков.
Принципы проведения занятий:
- Наглядность в обучении - осуществляется на восприятии наглядного материала.
- Доступность - занятие составлено с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному)
- Проблемность - направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций.
- Развивающий и воспитательный характер обучения – для расширения кругозора, для развитие патриотических чувств и познавательных процессов.
Ожидаемые результаты.
За 1 год реализации программы планируется достижение следующих метапредметных результатов, которые включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные и коммуникативные):
Регулятивные
1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.
2.Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.
3. Оценивать результаты собственной деятельности.
4. Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.
5. Регулировать своё поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.
Познавательные:
1. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
2. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы, способы.
Коммуникативные:
1.Владеть диалоговой формой речи.
2. Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3. Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
4. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре. Договариваться и приходить к общему решению.
5. Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.
6. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
В результате реализации программы планируется достижение следующих личностных результатов.
Художественно-эстетическое развитие:
• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
• развитие воображения;
• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
• создание выразительного художественного образа;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие:
• согласование действий и сопровождающей их речи;
• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
• выразительность исполнения основных видов движений;
• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
Во время прохождения учебной программы у воспитанника сформируются элементарные навыки актерского мастерства, артикуляции, сценической пластики и пантомимы. Дети станут самостоятельнее и увереннее в себе на сцене и в жизни, а так же более эмоционально отзывчивыми.
К концу первого года обучения ученик:
ЗНАЕТ:
1. Что такое театр
2. Чем отличается театр от других видов искусств
3. С чего зародился театр
4. Какие виды театров существуют
5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)
ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:
1. Об элементарных технических средствах сцены
2. Об оформлении сцены
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале
УМЕЕТ:
1. Направлять свою фантазию по заданному руслу
2. Образно мыслить
3. Концентрировать внимание
4. Ощущать себя в сценическом пространстве
ПРЕОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:
1. Общения с партнером (одноклассниками)
2. Элементарного актёрского мастерства
3. Образного восприятия окружающего мира
4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
5. Коллективного творчества
А также избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
Форма подведения итогов:
Праздничные мероприятия, театральные постановки.
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА
«Вся жизнь-игра»
НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
За год: _68___ часов
1 четверть – 9 недель (_18_ часов)
2 четверть – 7 недель (_14_ часов)
3 четверть – 10 недель (_20__ часов)
4 четверть – 8 недель (_16_ часов)
.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | дата | ||
1 | Театральная игра. Вводное занятие | 1 ч. |
| ||
2 | Театральная игра" Веселые артисты"
| 1 ч. |
| ||
3 | Формы сценической деятельности.
| 1 ч. |
| ||
4 | Ритмопластика. Беседа о сценическом движении как о средстве выразительности и его особенностях. | 1 ч. |
| ||
5 | Ритмопластика массовых сцен и образов. | 1 ч. |
| ||
6 | Культура и техника речи. Что значит красиво говорить? Беседа о словах паразитах речи. | 1 ч. |
| ||
7-8 | Интонация, динамика речи, темп речи. Практикум. | 2 ч. |
| ||
9 | Сценическая речь во взаимодействии со сценическим движением, фонограмма. | 1 ч. |
| ||
10 | Театрализация, репетиционная деятельность. Сценарий и правила работы с ним.
| 1 ч. |
| ||
11 | Игровое занятие "Кого бы я хотел сыграть".
| 1 ч. |
| ||
12 | Прочтение сценария. Обсуждение сценария. Распределение ролей . | 1 ч. |
| ||
13-17 | Чтение по ролям. Работа над дикцией.
| 5 ч. |
| ||
18-24 | Репетиционная деятельность.
| 7 ч |
| ||
25-30 | Изготовление декораций | 5 ч. | |||
31-33 | Оформление зала, сцены, подбор костюмов. | 3 ч |
| ||
34 | Генеральная репетиция.
| 1 ч |
| ||
35-36 | Презентация театрального кружка для родителей и детей школы.
| 2 ч |
| ||
37-38 | Прочтение сценария сказки «Чудеса, да и только…». Обсуждение сценария. Распределение ролей сказки.
| 2 ч. |
| ||
39-41 | Чтение сказки по ролям. Работа над дикцией.
| 3 ч. |
| ||
42-46 | Репетиционная деятельность.
| 5 ч. |
| ||
47-48 | Подбор костюмов, реквизита.
| 2 ч. |
| ||
49-50 ч. | Премьера спектакля. | 2 ч. |
| ||
51-52 | Сказка - спектакль "Мамочка" Разработка сценария сказки.
| 2 ч. |
| ||
53-54 | Прочтение сценария сказки. Обсуждение сценария. Распределение ролей сказки. | 2 ч. |
| ||
55-58 | Чтение сказки по ролям. Работа над дикцией.
| 4 ч. |
| ||
59-61 | Репетиционная деятельность.
| 3 ч. |
| ||
62-63 | Подбор костюмов, реквизита.
| 2 ч. |
| ||
64 | Оформление зала, сцены.
| 1 ч. |
| ||
65 | Генеральная репетиция.
| 1 ч. |
| ||
66-67 | Премьера сказки. | 2 ч. |
| ||
68 | Итоговое занятие. Наши результаты, достижения. | 1 ч. |
|
Список используемой литературы
- Каргина З.А. «Практическое пособие для педагога дополнительного образования» / М.: «Школьная пресса», 2008
- Дж. Кэмерон «Художник есть в каждом. Как воспитать творчество в детях» /М.: «Манн, Иванов и Фербер» 2015
- Медведева И.Я., Шишова Т.Л..»Улыбка судьбы. Роли и характеры» М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2002
- Генов Г.В. «Театр для малышей» М., «Просвещение», 1968
- Выготский Л.С., Малофеев Н.Н. «Учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого занятия театрального кружка /средняя группа/
Работа над кукольным спектаклем « Заяц с Чудесными ушами» Разработка открытого занятия театрального кружка /средняя группа/...

Рабочая программа для театрального кружка "Школьный театр"
С сентября 2013 года я веду театральный кружок. И сразу столкнулась с проблемой составления документации. Нашла много ктп и программ для разных кружков (музыка, рисование, вышивание, вязание), а театр...

программа литературно-театрального кружка "Весь мир-театр"
программа кружка разработан в рамках реализации ФГОС, расчитана на детей 11-14 лет, срок реализации - 2 года....

Требования к форме на занятиях театрального кружка
Многие задают вопрос о форме одежды для занятий в театральном кружке. Вот несколько рекомендаций:1. Одежда и обувь для занятий комфортная, не сковывающая движения.2. Обувь должна быть легкой и удобной...

Методическая разработка внеклассного занятия театральная гостиная "Мир театра"
Задача современного образования – формирование таких качеств личности как инициативность, самостоятельность в принятии решений, спосо...

Особенности занятий театрального кружка
Игровые занятия, репетиции и большая физическая активность полностью восполняют потребность ребенка в общении, движениях, выплеске эмоций. Но это далеко не все, что может получить ребенок на занятиях ...

Конспект занятия в кружке кукольный театр Тема « Знакомство с видами театральных кукол»
Методическая разработка занятия «Знакомство с видами театральных кукол». В методической разработке представлена информационная карта занятия, подробный к...