Авторская программа "Работа с одаренными детьми по математике"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы с одаренными детьми
Давно замечено, что таланты являются
всюду и всегда, где и когда существуют
условия, благоприятные для их развития.
( Г.В. Плеханов)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела особое значение на пороге ХХI века. В связи с развитием науки и производства, ростом объема информации, внедрением новых технологий, возрастает потребность государства в грамотных, продуктивно мыслящих, адаптированных к новым условиям жизни в обществе специалистах.
Существующие реалии инициируют создание моделей образования, направленных на полноценное развитие каждого ребенка в максимально возможном диапазоне его индивидуальных психологических ресурсов и предоставление возможностей для последующей самодостаточной, инициативной и продуктивной жизнедеятельности. Эти задачи являются общими для всех групп обучаемых, но особую актуальность они приобретают по отношению к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых всё больше рассматривается в качестве основного капитала государства.
Программа включает изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес способного ребенка к универсальному и общему, повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему; позволяет использовать междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление ученика к расширению и углублению своих знаний, а также развивать способности к поиску решений на “стыке” разных типов знаний: позволяет учитывать склонность ученика к исследовательскому типу поведения, обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы; в максимальной мере учитывает интересы одаренного ребенка углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком, оценивание результатов своей работы с помощью содержательных критериев, формировать навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов.
Концепция программы
Данная программа направлена на развитие, поддержку способных детей и призвана обеспечить благоприятные условия для формирования личности ученика посредством создания системы выявления, его развития и поддержки в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Основные концептуальные положения программы строятся на основе рабочей концепции одаренности, разработанной совместными усилиями Российского психологического общества, Института психологии РАН, Психологического института РАО, факультета психологии МГУ.
В научно-методической литературе (Н. А. Менчинская, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.) отмечается, что ученики отличаются друг от друга прежде всего способностями к учению, т. е. одаренность, а также обучаемостью.
Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.
Отличительные особенности одаренных детей
- Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
- Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
- Испытывают радость от умственного труда.
Категории одаренных детей
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
- Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
- Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Принципы работы с одаренными детьми
- Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.
- Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
- Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
- Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей.
- Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
- Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Содержание программы
Цель программы:
- Развитие у обучающихся интереса к творческой и исследовательской деятельности, к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также укрепление в них уверенности в своих силах.
- Создание условий для оптимального развития одаренных детей.
Задачи:
- выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к точным наукам;
- использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках естественно-математического цикла и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- вовлекать учащихся в различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявлять свои возможности.
Методы работы:
- анкетирование, опрос;
- собеседование;
- тестирование;
- анализ научных источников;
- творческие работы;
- метод прогнозирования;
- метод исследования проблемы.
Формы работы с одаренными учащимися:
- творческие мастерские;
- групповые занятия с сильными учащимися;
- кружковые занятия;
- интеллектуальные конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- участие в предметных олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции.
Направления программы:
- Диагностика обучающихся – оценка общей одаренности.
- Работа со способными и одаренными детьми на уроках.
- Использование системы заданий повышенной сложности:
- задания на развитие логического мышления, нахождение общего, частного, промежуточного понятий, расположение понятий от более частных к более общим.
- задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ обучающимися.
- задания на составление учебных проектов.
- задания на прогнозирование ситуаций.
- Внеклассная работа с обучающимися – создание постоянных (НОУ) и временных групп (групп по подготовке к олимпиадам, конкурсам, конференциям) с учетом интересов учащихся.
- Основной принцип работы – принцип «обогащения».
Ресурсное обеспечение программы:
- наличие учебной аудитории;
- библиотечный фонд – наличие литературы;
- цифровые ресурсы – ИКТ.
Критерий эффективности:
- Высокий уровень познавательного интереса к предмету.
- Отсутствие неуспевающих по предмету.
- Увеличение количества обучающихся, выбирающих предметы естественно-математического цикла как экзамен с успешной его сдачей.
- Учащиеся становятся призерами олимпиад и конкурсов различного уровня.
- Результаты реализации программы.
Результаты:
По окончании курса учащиеся должны знать:
- Определение понятия множество, элементы множества.
- Определение понятия граф.
- Приемы решения задач на проценты, взвешивание.
- Способ перебор нескольких вариантов при решении числовых ребусов.
- Определение принципа Дирихле.
Должны уметь:
- Решать задачи, точно и грамотно рассуждать в ходе решения задач.
- Владеть алгоритмами решения задач.
- Решать нестандартные задачи из практической жизни.
- Решать числовые ребусы и мозаики.
- Разгадывать магические квадраты и кроссворды
План индивидуальной работы с одарёнными детьми
Мероприятия | Форма | Сроки проведения |
Индивидуальные занятия | консультация | 1 раз в неделю |
Участие в школьных предметных олимпиадах | олимпиада по математике | по срокам проведения |
Участие в районных предметных олимпиадах | олимпиада по математике | по срокам проведения |
Участие в общероссийских конкурсах, дистанционных олимпиадах | 1. олимпиада по математике Учи.ру, Кенгуру, Старт, Систематика, Олимпус, Оксфорд и др | в течение года |
Участие в научно-практической конференции учащихся. | конференция школьников | по срокам проведения |
Конкурсы школьного уровня | в течение года | |
Конкурсы муниципального и регионального уровней. | в течение года |
Вовлечение учащихся в творческую и проектную деятельность
Примерная тематика творческих работ
- Авторские задачи (5-11кл.)
- Математика вокруг нас (5-11кл.)
- Истоки математики (Вавилон, Египет, Греция, Восток) - для учащихся 6-8 кл.;
- Великие математики мира (ученые-математики) - для учащихся 6-9 кл.;
- Тематические учебные проекты - для учащихся 10 класса (профильный уровень);
- В мире закономерных случайностей (теория вероятности и математическая статистика) - для учащихся 8-11 кл.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Планируемый результат |
1-4 | Понятие множества. Элементы множества. Пересечение и объединение множеств. Круги Эйлера | научиться решать задачи по данной теме |
5-7 | Числовые ребусы | научиться решать ребусы |
8-10 | Переливания | научиться решать задачи по данной теме |
11-13 | Взвешивания | научиться решать задачи на наименьшее число взвешиваний |
14-16 | Латинские квадраты | научиться решать задачи по данной теме |
17-19 | Логические задачи | научиться решать задачи с помощью таблиц |
20-23 | Понятие графа, ребра и вершины графа. Количество ребер в графе. Степени вершин. Полный граф. Связный граф. Дерево | научиться строить графы |
24-27 | Формулировка принципа Дирихле. Принцип переполнения. | научиться решать задачи по данной теме |
28-30 | Четность | научиться решать задачи на чередование |
31-32 | Признаки делимости. | выучить признаки делимости |
33-34 | Решение олимпиадных задач | научиться решать олимпиадные задачи |
Литература:
- Берлов С.Л., Иванов С.В. Кохась К.П. Петербургские математические олимпиады. – СПб.: Издательство «Лань», 2003
- Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. – М.: Мир,1999.
- Математика. 6-9 класс. Поступаем в ВУЗ по результатам олимпиад. Часть 2./Под редакцией Ф.Ф.Лысенко. – Ростов-на Дону: Легион-М, 2009. – 112 с.
- Подготовка школьников к олимпиадам по математике: 5-6 классы. Методическое пособие / авт.-сост. Г.И.Григорьева. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 152 с.
Электронные ресурсы:
http://www.vneuroka.ru/mathematics.php - образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир;
http://konkurs-kenguru.ru – российская страница международного математического конкурса «Кенгуру»;
http://www.develor-kinder.com – «Сократ» - развивающие игры и конкурсы.
http://puzzle-ru.blogspot.com – головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная справка о повышении квалификации, распространении передового педагогического опыта и работе с одаренными детьми учителя математики Казака Вадима Михайловича за 2011-2012 учебный год
Предлагается информационная справка о педагогической деятельности учителя математики города Челябинска Казака Вадима МИхайловича за 2011-2012 учебный год....

Организация работы с одаренными детьми по математике
Организация работы с одаренными детьми по математике...

План работы с одаренными детьми по математике на 2012-2013 год
План работы с одаренными детьми по математике на 2012-2013 год....

Курс работы с одаренными детьми "Олимпиадная математика"
Курс занятий по работе с одаренными учащимися «Олимпиадная математика» ориентирован на учащихся 10-11-х классов и направлен на развитие их математических способностей, то есть способностей к логическо...
Программа работы с одаренными детьми по математике "Шаг вперед"
Данная программа направлена для развития и поддержки способных детей.Она содержит пояснительную записку,цели и задачи,основные принципы работы,а также учебно-тематический план....
Программа по работе с одаренными детьми по математике в 5-7 классах «Юный математик»
Программа по работе с одаренными детьми по математике в 5-7 классах «Юный математик»...
Программа по работе с одаренными детьми по математике в 5-7 классах «Юный математик»
Программа по работе с одаренными детьми по математике в 5-7 классах «Юный математик»...