Авторская программа "Работа с одаренными детьми по математике"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Банзаракцаева Марина Дамдин-Суруновна
 
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа работы с одаренными детьми

                                               

                                                   Давно замечено, что таланты являются

                                                 всюду и всегда, где и когда существуют

                                            условия, благоприятные для их развития.    

                                                                                                  ( Г.В. Плеханов)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела особое значение на пороге ХХI века. В связи с развитием науки и производства, ростом объема информации, внедрением новых технологий, возрастает потребность государства в грамотных, продуктивно мыслящих, адаптированных к новым условиям жизни в обществе специалистах.

    Существующие реалии инициируют создание моделей образования, направленных на полноценное развитие каждого ребенка в максимально возможном диапазоне его индивидуальных психологических ресурсов и предоставление возможностей для последующей самодостаточной, инициативной и продуктивной жизнедеятельности. Эти задачи являются общими для всех групп обучаемых, но особую актуальность они приобретают по отношению к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых всё больше рассматривается в качестве основного капитала государства.

Программа включает изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес способного ребенка к универсальному и общему, повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему; позволяет использовать междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление ученика к расширению и углублению своих знаний, а также развивать способности к поиску решений на “стыке” разных типов знаний: позволяет учитывать склонность ученика к исследовательскому типу поведения, обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы; в максимальной мере учитывает интересы одаренного ребенка углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком, оценивание результатов своей работы с помощью содержательных критериев, формировать навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов.

Концепция программы

            Данная программа направлена на развитие, поддержку способных детей и  призвана обеспечить благоприятные условия для  формирования личности  ученика  посредством создания системы выявления, его развития и поддержки  в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

             Основные концептуальные положения программы строятся на основе рабочей концепции одаренности, разработанной совместными усилиями Российского психологического общества, Института психологии РАН, Психологического института РАО, факультета психологии МГУ.
            В научно-методической литературе (Н. А. Менчинская, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.) отмечается, что ученики отличаются друг от друга прежде всего способностями к учению, т. е. одаренность, а также обучаемостью.

           Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.

Отличительные особенности одаренных детей

  • Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
  • Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
  • Испытывают радость от умственного труда.

Категории одаренных детей

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
  • Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
  • Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Принципы работы с одаренными детьми

  • Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.
  • Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
  • Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
  • Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей.
  • Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
  • Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Содержание программы

Цель программы:

  • Развитие у обучающихся интереса к творческой и исследовательской деятельности, к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также укрепление в них уверенности в своих силах.
  • Создание условий для оптимального развития одаренных детей.

Задачи:

  • выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к точным наукам;
  • использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках   естественно-математического цикла и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • вовлекать учащихся в различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявлять свои возможности.

Методы работы:

  • анкетирование, опрос;
  • собеседование;
  • тестирование;
  • анализ научных источников;
  • творческие работы;
  • метод прогнозирования;
  • метод исследования проблемы.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • творческие мастерские;
  • групповые занятия с сильными учащимися;
  • кружковые занятия;
  • интеллектуальные конкурсы;
  • интеллектуальный марафон;
  • участие в предметных олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • научно-исследовательские конференции.

Направления программы:

  1. Диагностика обучающихся – оценка общей одаренности.
  2. Работа со способными и одаренными детьми на уроках.
  3. Использование системы заданий повышенной сложности:
  • задания на развитие логического мышления, нахождение общего, частного, промежуточного понятий, расположение понятий от более частных к более общим.
  • задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ обучающимися.
  • задания на составление учебных проектов.
  • задания на прогнозирование ситуаций.
  1. Внеклассная работа с обучающимися – создание постоянных (НОУ) и временных групп (групп по подготовке к олимпиадам, конкурсам, конференциям)  с учетом интересов учащихся.
  2. Основной принцип работы – принцип «обогащения».

Ресурсное обеспечение программы:

  • наличие учебной аудитории;
  • библиотечный фонд – наличие литературы;
  • цифровые ресурсы – ИКТ.

Критерий эффективности:

  1. Высокий уровень познавательного интереса к предмету.
  2. Отсутствие неуспевающих по предмету.
  3. Увеличение количества обучающихся, выбирающих предметы естественно-математического цикла как экзамен с успешной его сдачей.
  4. Учащиеся становятся призерами олимпиад и конкурсов различного уровня.
  5. Результаты реализации программы.

Результаты:

По окончании курса учащиеся должны знать:

  1. Определение понятия множество, элементы множества.
  2. Определение понятия граф.
  3. Приемы решения задач на проценты, взвешивание.
  4. Способ перебор нескольких вариантов при решении числовых ребусов.
  5. Определение принципа Дирихле.

 Должны уметь:

  1. Решать задачи, точно и грамотно рассуждать в ходе решения задач.
  2. Владеть алгоритмами решения задач.
  3. Решать нестандартные задачи из практической жизни.
  4. Решать числовые ребусы и мозаики.
  5. Разгадывать магические квадраты и кроссворды


План индивидуальной работы с одарёнными детьми

Мероприятия

Форма

Сроки проведения

 Индивидуальные занятия

консультация

1 раз

в неделю

Участие в школьных предметных олимпиадах

олимпиада по математике

по срокам проведения

 Участие в районных предметных олимпиадах

олимпиада по математике

по срокам проведения

 Участие в общероссийских конкурсах, дистанционных олимпиадах

1. олимпиада по математике Учи.ру, Кенгуру, Старт, Систематика, Олимпус, Оксфорд  и др

в течение года

 Участие в научно-практической конференции учащихся.

конференция школьников

по срокам проведения

Конкурсы школьного уровня

в течение года

Конкурсы муниципального и регионального уровней.

в течение года

Вовлечение учащихся в творческую и проектную деятельность

Примерная тематика творческих работ

  • Авторские задачи (5-11кл.)
  • Математика вокруг нас (5-11кл.)
  • Истоки математики (Вавилон, Египет, Греция, Восток) - для учащихся 6-8 кл.;
  • Великие математики мира (ученые-математики) - для учащихся 6-9 кл.;
  • Тематические учебные проекты - для учащихся 10 класса (профильный уровень);
  • В мире закономерных случайностей (теория вероятности и математическая статистика) - для учащихся 8-11 кл.

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Планируемый результат

1-4

Понятие множества. Элементы множества.

Пересечение и объединение множеств. Круги Эйлера

научиться решать задачи по данной теме

5-7

Числовые ребусы

научиться решать ребусы

8-10

Переливания

научиться решать задачи по данной теме

11-13

Взвешивания

научиться решать задачи на наименьшее число взвешиваний

14-16

Латинские квадраты

научиться решать задачи по данной теме

17-19

Логические задачи

научиться решать задачи с помощью таблиц

20-23

Понятие графа, ребра и вершины графа. Количество ребер в графе. Степени вершин. Полный граф. Связный граф. Дерево

научиться строить графы

24-27

Формулировка принципа Дирихле. Принцип переполнения.

научиться решать задачи по данной теме

28-30

Четность

научиться решать задачи на чередование

31-32

Признаки делимости.

выучить признаки делимости

33-34

Решение олимпиадных задач

научиться решать олимпиадные задачи

Литература:

  1. Берлов С.Л., Иванов С.В. Кохась К.П. Петербургские математические олимпиады. – СПб.: Издательство «Лань», 2003
  2. Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. – М.: Мир,1999.
  3. Математика. 6-9 класс. Поступаем в ВУЗ по результатам олимпиад. Часть 2./Под редакцией Ф.Ф.Лысенко. – Ростов-на Дону: Легион-М, 2009. – 112 с.
  4. Подготовка школьников к олимпиадам по математике: 5-6 классы. Методическое пособие / авт.-сост. Г.И.Григорьева. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 152 с.

Электронные ресурсы:

http://www.vneuroka.ru/mathematics.php - образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир;

         http://konkurs-kenguru.ru – российская страница международного математического конкурса «Кенгуру»;

http://www.develor-kinder.com – «Сократ» - развивающие игры и конкурсы.

http://puzzle-ru.blogspot.com – головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная справка о повышении квалификации, распространении передового педагогического опыта и работе с одаренными детьми учителя математики Казака Вадима Михайловича за 2011-2012 учебный год

Предлагается информационная справка о педагогической деятельности учителя математики города Челябинска Казака Вадима МИхайловича за 2011-2012 учебный год....

Организация работы с одаренными детьми по математике

Организация работы с одаренными детьми  по математике...

План работы с одаренными детьми по математике на 2012-2013 год

План работы с одаренными детьми по математике на 2012-2013 год....

Курс работы с одаренными детьми "Олимпиадная математика"

Курс занятий по работе с одаренными учащимися «Олимпиадная математика» ориентирован на учащихся 10-11-х классов и направлен на развитие их математических способностей, то есть способностей к логическо...

Программа работы с одаренными детьми по математике "Шаг вперед"

Данная программа направлена для развития и поддержки способных детей.Она содержит пояснительную записку,цели и задачи,основные принципы работы,а также учебно-тематический план....

Программа по работе с одаренными детьми по математике в 5-7 классах «Юный математик»

Программа по работе с одаренными детьми по математике в 5-7 классах «Юный математик»...

Программа по работе с одаренными детьми по математике в 5-7 классах «Юный математик»

Программа по работе с одаренными детьми по математике в 5-7 классах «Юный математик»...