Рабочая программа внеурочной деятельности по химии
рабочая программа (10, 11 класс)

Антошина Ирина Анатольевна

Рабочая программа внеурочной деятельности по химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_vd_mir_himii.doc182 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа посёлка  свх. Агроном»

Лебедянского муниципального района Липецкой области

                                                                                     Приложение к ООП СОО (ФГОС)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Мир химии»

(Естественно-научное направление)

 Возраст детей – 16-18 лет

Срок реализации – 1 год

                                                                                       Составлено учителем химии

                                                                             Антошиной Ириной Анатольевной

2024/2025 учебный год

Пояснительная записка

Направленность образовательной программы: Естественно-научная.

Новизна ЕГЭ по химии в современных условиях совмещает в себе две функции:  

итоговую аттестацию выпускников за курс средней общеобразовательной  школы и представление им возможности продолжить образование по  избранной специальности в высшей школе. Анализ результатов экзамена  свидетельствует о том, что его успешная задача зависит от степени владения  учащимся теоретическими знаниями за курс средней школы и умениями их  использовать в нестандартных ситуациях. Опыт проведения ЕГЭ  свидетельствует о том, что выпускники недостаточно успешно справляются с  такой формой проведения экзамена.  Для повышения эффективности  результатов необходимо осуществлять так же и дополнительную подготовку  учащихся к экзамену. Поверхностное изучение химии не облегчает, а  затрудняет ее усвоение. К тому же не все темы, усвоение которых  необходимо для успешной сдачи экзамена достаточно и полно  рассматриваются в рамках школьной программы.  

Данный элективный курс предназначен для обучающихся 11 класса и  рассчитан на 34 часов (1 час в неделю) с целью подготовки учащихся к  Единому Государственному экзамену по химии.  

Актуальность программы «Мир химии» не оставляет сомнения. Одним из  последствий сокращения числа учебных часов является то, что у учителя  практически не остается времени для отработки навыков решения задач, а  именно задачи, обеспечивающие закрепление теоретических знаний, учат  творчески применять их в новой ситуации, логически мыслить. Содержание  программы элективного курса направлено на то, чтобы расширить и углубить  умения учащихся решать основные типы химических задач. Особенность  данной программы заключается в том, что элективный курс позволит  обучающимся на заключительном этапе обучения углубить и  систематизировать знания по органической и неорганической химии, в  рабочую программу включены задачи повышенного уровня сложности.  

Программа предназначена не только на совершенствование практических  навыков решения различных типов задач и упражнений, но и на  формирование ключевых компетенций, таких как - изучать, думать,  сотрудничать, находить взаимосвязь между объектами и явлениями, глубоко  понимать свойства химических элементов и на основе этого прогнозировать  реакционную способность химических веществ, развить химическую  интуицию и наблюдательность. Решение задач и упражнений - это один из  активных способов повышения мыслительной деятельности учащихся.  Данный курс предлагается обучающимся получить более глубокие знания по  предмету химии.  

Педагогическая целесообразность программы связана с возрастными особенностями детей данного возраста 16-18 лет: любознательность, наблюдательность; интерес к химическим процессам; желанием работать  с лабораторным оборудованием; быстрое овладение умениями и навыками. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность.

Цель элективного курса: систематизировать и обобщить знания учащихся  по химии, подготовить выпускников к выполнению заданий ЕГЭ.  

Задачи:  

Образовательные:  

  • формирование знаний учащихся по химии;  
  • формирование на конкретном учебном материале умений: сравнивать, анализировать, сопоставлять, вычленять существенное, связно, грамотно и  доказательно излагать учебный материал;  
  • повторение, закрепление основных понятий, законов, теорий, а также  научных фактов образующих химическую науку.  

Воспитательные:  формирование  познавательных  способностей   в соответствии с логикой развития химической науки; содействие в  профориентации учащихся.  

 

Развивающие:

  • развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в  изученном материале, сравнивать, обобщать изученные факты, логически  излагать свои мысли при решении задач;  
  • развить умения самостоятельно работать с литературой, систематически  заниматься решением задач, работать с тестами различных типов.  
  • развивать практические умения учащихся при выполнении практических  

экспериментальных задач.  

 

Программа курса «Мир химии» предназначена для учащихся 16-18 лет.

По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение учебного года.

Формы занятий: 

-Групповая

 -  Индивидуальная

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Содержание программы

Введение (1ч)

 

Тема № 1 Входная диагностика

 

Раздел № 2 Теоретические основы химии (20 ч) 

 

Тема № 2 Современные представления о строении атома (1 ч) 

Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех  периодов: S-, р- и d-элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденное состояние атомов  

Контроль: текущий контроль знаний и умений осуществляется посредством  решения варианта КИМа.  

Тема № 3 Периодический закон и периодическая система химических  элементов Д.И. Менделеева  (2 ч)

Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам  и группам. Общая характеристика металлов IA-HIA групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. Характеристика переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа) по их  положению в периодической системе химических элементов  

Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов. Общая характеристика

неметаллов IV А- УНА групп в связи с их положением  в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и  особенностями строения их атомов  

Контроль: текущий контроль знаний и умений осуществляется посредством  решения варианта КИМа.  

Тема № 4 Химическая связь и строение вещества (2 ч) 

Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования.  Характеристики ковалентной связи (полярность и энергия связи). Ионная  связь. Металлическая связь. Водородная связь. Электроотрицательность.

Степень         окисления         и         валентность         химических  элементов. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решетки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения  

Контроль: текущий контроль знаний и умений осуществляется посредством  решения варианта КИМа.  

Тема № 5 Химическая реакция (5 ч) 

Классификация химических реакций в неорганической и органической  химии. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения  Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие.  Смещение химического равновесия под действием различных факторов  

Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные  и слабые электролиты. Реакции ионного обмена. Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная  

Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы  защиты от нее. Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот)  Ионный (правило В.В. Марковникова) и радикальный механизмы реакций в  органической химии  Контроль: текущий контроль знаний и умений осуществляется посредством  решения варианта КИМа.  

Тема № 6 Неорганическая химия (5 ч)  

Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических  веществ (тривиальная и международная). Характерные химические свойства простых веществ - металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных металлов (меди, цинка, хрома, железа). Характерные химические свойства простых веществ - неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных,  кислотных. Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. Характерные химические свойства кислот. Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных;  

комплексных (на примере соединений алюминия и цинка). Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.  

Контроль: текущий контроль знаний и умений осуществляется посредством  решения варианта КИМа.  

Тема № 7 Органическая химия (5 ч)  

Теория         строения         органических         соединений:         гомология         и         изомерия  

(структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах  Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных  орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа. Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ  (тривиальная и международная). Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола). Характерные химические свойства  предельных  одноатомных  и многоатомных спиртов, фенола. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Характерные  химические свойства азотсодержащих  органических соединений: аминов и аминокислот.  Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы (моносахариды,  дисахариды, полисахариды). Взаимосвязь органических соединений.  

Контроль: текущий контроль знаний и умений осуществляется посредством решения варианта КИМа.  

Раздел № 3 Методы познания в химии. Химия и жизнь (12 ч)  

Тема № 8 Экспериментальные основы химии (3 ч)

Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование.  

Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными  веществами, средствами бытовой химии. Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ. Определение характера среды водных растворов веществ. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы  Идентификация органических соединений. Основные способы получения (в лаборатории) конкретных веществ, относящихся к изученным классам  

неорганических соединений. Основные способы получения углеводородов (в лаборатории). Основные способы получения кислородсодержащих соединений (в лаборатории).  

Контроль: текущий контроль знаний и умений осуществляется посредством  решения варианта КИМа.  

Тема № 9 Общие представления о промышленных способах получения  важнейших веществ (2 ч)

Понятие о металлургии: общие способы получения металлов. Общие научные принципы химического производства (на примере  промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола).  Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Природные источники углеводородов, их переработка. Полимеры.  

Контроль: текущий контроль знаний и умений осуществляется посредством  решения варианта КИМа.  

Тема № 10 Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций  (7 ч) 

Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной  массе раствора с известной массовой долей. Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях. Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ. Расчеты теплового эффекта реакции.  

массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно  из веществ дано в избытке (имеет примеси). Расчеты массы (объема,

количества вещества) продукта реакции, если одно  из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей  растворенного вещества. Нахождение молекулярной формулы вещества.  

Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от  теоретически возможного.  

Расчеты         массовой         доли         (массы)         химического         соединения         в         смеси  

Контроль: текущий контроль знаний и умений осуществляется посредством  решения варианта КИМа.  

Раздел № 4 Обобщение (1 ч)  

Итоговое занятие. Выходная диагностика.  

 

Планируемые метапредметные и личностные результаты освоения кружка

«Мир химии»

Личностные результаты:

  1. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
  3. формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  4. формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
  5. развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п. )

Метапредметные результаты:

  1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  3. умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
  4. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся

Предметные результаты:

  1. формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
  2. овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
  3. формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
  4. овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.)
  5. создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое профессиональной деятельности.

Учебно-тематический план

 

№  

п/п  

Наименование раздела,  темы  

Всего часов  

В том числе  

лекция  

пр/работа,  

решение  задач  

тест  

Раздел № 1. Введение (1 ч)

1  

Входная диагностика  

1  

 

 

1  

Раздел № 2. Теоретические основы химии  (20 ч) 

2  

Современные  представления о строении  

атома  

1  

1  

 

 

3  

Периодический закон и  периодическая система  химических элементов  

Д.И. Менделеева  

2  

1  

 

1  

4  

Химическая связь и  строение вещества  

2  

1  

 

1  

5  

Химическая реакция  

5  

1  

2  

2  

6  

Неорганическая химия  

5  

1  

2  

2  

7  

Органическая химия  

5  

1  

2  

2  

Раздел № 3. Методы познания в химии. Химия и жизнь (12 ч) 

8  

Экспериментальные  основы химии  

3  

1  

1

1  

9  

Общие представления о  промышленных способах  получения важнейших  

веществ  

2  

 

1  

 

1  

10  

Расчеты по химическим  формула и уравнениям  

реакции  

7

 

6  

1  

11  Итоговое занятие Выходной контроль.  

1  

 

 

1  

Итого  

34  

8  

13  

13  

 

Каледарно-тематическое планирование  

п/п

Тема урока

кол-во часов

вид контроля

дата проведения

по плану

факт.

Раздел № 1 Введение (1 ч)

1

Входная диагностика

1

тест

04.09.24  

 

Раздел № 2 Теоретические основы химии (20 ч)

2

Современные представления о строении атома

1

тест № 1-2

(КИМ)

04.09.24

 

3-4

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

2

№ 1-2 (КИМ)

11.09.24

18.09.24

 

 

Химическая связь и строение вещества

2

 

 

 

5

Типы химической связи  

1  

тест  

№ 4 (КИМ)

 25.09.24

 

6

Электроотрицательность  

1  

тест  

№ 3 (КИМ)

02.10.24

 

 

Химическая реакция

5

 

 

 

7

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии 

1  

тест № 19 (КИМ)

09.10.24  

 

8

Обратимые и необратимые реакции 

1

№ 24 (КИМ)

16.10.24

 

9

Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена

1  

Пр/р № 31 (КИМ)

 23.10.24

 

10

Гидролиз солей

1

№ 23 (КИМ)

 06.11.24

 

11

Окислительно-

восстановительные реакции

1  

тест № 30 (КИМ)  

 13.11.24

 

 

Неорганическая химия

5

 

 

 

12

Классификация неорганических веществ

1

№ 5 (КИМ)

20.11.24

 

13

Химические свойства металлов и

1  

Пр/р № 6 -9

27.11.24

 

неметаллов

(КИМ)

14

Химические свойства оксидов, оснований, кислот

1  

Пр/р № 6 -9

(КИМ)

04.12.24

 

15

Химические свойства солей

1

Пр/р № 6 -9

(КИМ)

11.12.24  

 

16

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ

1

тест № 10, 32

(КИМ)

18.12.24  

 

 

Органическая химия 

5

 

 

 

17

Теория строения органических соединений: гомология, изомерия.

1

№ 12 (КИМ)

25.12.24  

 

18

Классификация органических веществ

1

№ 11 (КИМ)

15.01.25

 

19

Химические свойства углеводородов (алканы, алкены, алкины, спирты, фенол)

1  

тест № 13-

14 (КИМ)

22.01.25

 

20

Химические свойства карбоновых кислот, сложных эфиров, аминов, аминокислот

1  

Пр/р № 13-

14 (КИМ)  

29.01.25

 

21

Взаимосвязь органических соединений

1  

тест № 18

(КИМ)

05.02.25  

 

Раздел № 3 Методы познания в химии. Химия и жизнь (12 ч) 

 

Экспериментальные основы химии 

3

 

 

 

22

Методы разделения смесей и очистки веществ

1

№ 26

(КИМ)

12.02.25  

 

23

Качественные реакции на неорганические вещества

1  

Пр/р № 25 (КИМ)

19.02.25  

 

24

Идентификация органических соединений

1  

тест  

26.02.25  

 

 

Общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ

2

 

 

 

25

Общие способы получения металлов

1

 

05.03.25    

 

26

Высокомолекулярные соединения

1  

тест № 26 (КИМ)

12.03.25    

 

 

Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции

7

 

19.03.25    

 

27

Расчеты с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе»

1

решение

задач № 27

(КИМ)

19.03.25      

 

28

Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях. Расчеты по термохимическим уравнениям.

1

решение

задач № 28

(КИМ)

02.04.25      

 

29

Расчеты массы вещества или объема газов по известному

1

решение задач № 29

09.04.25      

 

количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ

(КИМ)

16.04.25

30

Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси)

1

решение

задач № 34

(КИМ)

23.04.25      

 

31

Расчет массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного

1

решение

задач № 34

(КИМ)

30.04.25      

 

32

Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси

1

решение

задач № 34

(КИМ)

07.05.25      

 

33

Установление молекулярной и структурной формулы вещества

1

решение

задач № 35

(КИМ)

14.05.25      

 

Раздел № 4 Обобщение (1 ч)

34

Итоговое занятие. Выходной контроль

1

КИМ

21.05.25      

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по химии " Химия вокруг нас"

Курс нацелен на приобретение знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни при обращении с веществами. В ходе выполнения лабораторных и практических работ у учащихся формируется  умение прав...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир химии», 9 класс

Внеурочная деятельность «Мир химии» предназначен для обучающихся 9 класса, выбравших предмет химии для сдачи экзамена в форме ОГЭ и планирующих в дальнейшем изучение химии на профильном ур...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная химия"

Внеурочная деятельность  курса «Занимательная химия» предназначена для учащихся 9 класса. Курс рассчитан на 34 часа 1 час в неделю. Изучение программы общеинтеллектуального направлени...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Химия вокруг нас", 8 класс

Программа кружка «Химия вокруг нас» объемом 34 часа ориентирована на учащихся 8-х классов.Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту:...

Рабочая программа внеурочной деятельности по химии 9 класс.

Данная рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 9 класса, выбравших для сдачи ОГЭ такой предмет, как химия....

Рабочая программа внеурочной деятельности по химии «Искусство быть здоровым: химия в быту»

Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незна...