Рабочая программа внеурочной деятельности по химии
рабочая программа (10, 11 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности по химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 182 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа посёлка свх. Агроном»
Лебедянского муниципального района Липецкой области
Приложение к ООП СОО (ФГОС)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Мир химии»
(Естественно-научное направление)
Возраст детей – 16-18 лет
Срок реализации – 1 год
Составлено учителем химии
Антошиной Ириной Анатольевной
2024/2025 учебный год
Пояснительная записка
Направленность образовательной программы: Естественно-научная.
Новизна ЕГЭ по химии в современных условиях совмещает в себе две функции:
итоговую аттестацию выпускников за курс средней общеобразовательной школы и представление им возможности продолжить образование по избранной специальности в высшей школе. Анализ результатов экзамена свидетельствует о том, что его успешная задача зависит от степени владения учащимся теоретическими знаниями за курс средней школы и умениями их использовать в нестандартных ситуациях. Опыт проведения ЕГЭ свидетельствует о том, что выпускники недостаточно успешно справляются с такой формой проведения экзамена. Для повышения эффективности результатов необходимо осуществлять так же и дополнительную подготовку учащихся к экзамену. Поверхностное изучение химии не облегчает, а затрудняет ее усвоение. К тому же не все темы, усвоение которых необходимо для успешной сдачи экзамена достаточно и полно рассматриваются в рамках школьной программы.
Данный элективный курс предназначен для обучающихся 11 класса и рассчитан на 34 часов (1 час в неделю) с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии.
Актуальность программы «Мир химии» не оставляет сомнения. Одним из последствий сокращения числа учебных часов является то, что у учителя практически не остается времени для отработки навыков решения задач, а именно задачи, обеспечивающие закрепление теоретических знаний, учат творчески применять их в новой ситуации, логически мыслить. Содержание программы элективного курса направлено на то, чтобы расширить и углубить умения учащихся решать основные типы химических задач. Особенность данной программы заключается в том, что элективный курс позволит обучающимся на заключительном этапе обучения углубить и систематизировать знания по органической и неорганической химии, в рабочую программу включены задачи повышенного уровня сложности.
Программа предназначена не только на совершенствование практических навыков решения различных типов задач и упражнений, но и на формирование ключевых компетенций, таких как - изучать, думать, сотрудничать, находить взаимосвязь между объектами и явлениями, глубоко понимать свойства химических элементов и на основе этого прогнозировать реакционную способность химических веществ, развить химическую интуицию и наблюдательность. Решение задач и упражнений - это один из активных способов повышения мыслительной деятельности учащихся. Данный курс предлагается обучающимся получить более глубокие знания по предмету химии.
Педагогическая целесообразность программы связана с возрастными особенностями детей данного возраста 16-18 лет: любознательность, наблюдательность; интерес к химическим процессам; желанием работать с лабораторным оборудованием; быстрое овладение умениями и навыками. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность.
Цель элективного курса: систематизировать и обобщить знания учащихся по химии, подготовить выпускников к выполнению заданий ЕГЭ.
Задачи:
Образовательные:
- формирование знаний учащихся по химии;
- формирование на конкретном учебном материале умений: сравнивать, анализировать, сопоставлять, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать учебный материал;
- повторение, закрепление основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов образующих химическую науку.
Воспитательные: формирование познавательных способностей в соответствии с логикой развития химической науки; содействие в профориентации учащихся.
Развивающие:
- развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли при решении задач;
- развить умения самостоятельно работать с литературой, систематически заниматься решением задач, работать с тестами различных типов.
- развивать практические умения учащихся при выполнении практических
экспериментальных задач.
Программа курса «Мир химии» предназначена для учащихся 16-18 лет.
По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение учебного года.
Формы занятий:
-Групповая
- Индивидуальная
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Содержание программы
Введение (1ч)
Тема № 1 Входная диагностика
Раздел № 2 Теоретические основы химии (20 ч)
Тема № 2 Современные представления о строении атома (1 ч)
Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: S-, р- и d-элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденное состояние атомов
Контроль: текущий контроль знаний и умений осуществляется посредством решения варианта КИМа.
Тема № 3 Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева (2 ч)
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Общая характеристика металлов IA-HIA групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. Характеристика переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа) по их положению в периодической системе химических элементов
Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов. Общая характеристика
неметаллов IV А- УНА групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов
Контроль: текущий контроль знаний и умений осуществляется посредством решения варианта КИМа.
Тема № 4 Химическая связь и строение вещества (2 ч)
Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (полярность и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Электроотрицательность.
Степень окисления и валентность химических элементов. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решетки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения
Контроль: текущий контроль знаний и умений осуществляется посредством решения варианта КИМа.
Тема № 5 Химическая реакция (5 ч)
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов
Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена. Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная
Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее. Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот) Ионный (правило В.В. Марковникова) и радикальный механизмы реакций в органической химии Контроль: текущий контроль знаний и умений осуществляется посредством решения варианта КИМа.
Тема № 6 Неорганическая химия (5 ч)
Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная). Характерные химические свойства простых веществ - металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных металлов (меди, цинка, хрома, железа). Характерные химические свойства простых веществ - неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных. Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. Характерные химические свойства кислот. Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных;
комплексных (на примере соединений алюминия и цинка). Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
Контроль: текущий контроль знаний и умений осуществляется посредством решения варианта КИМа.
Тема № 7 Органическая химия (5 ч)
Теория строения органических соединений: гомология и изомерия
(структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа. Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная). Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола). Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды). Взаимосвязь органических соединений.
Контроль: текущий контроль знаний и умений осуществляется посредством решения варианта КИМа.
Раздел № 3 Методы познания в химии. Химия и жизнь (12 ч)
Тема № 8 Экспериментальные основы химии (3 ч)
Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование.
Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ. Определение характера среды водных растворов веществ. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы Идентификация органических соединений. Основные способы получения (в лаборатории) конкретных веществ, относящихся к изученным классам
неорганических соединений. Основные способы получения углеводородов (в лаборатории). Основные способы получения кислородсодержащих соединений (в лаборатории).
Контроль: текущий контроль знаний и умений осуществляется посредством решения варианта КИМа.
Тема № 9 Общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ (2 ч)
Понятие о металлургии: общие способы получения металлов. Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Природные источники углеводородов, их переработка. Полимеры.
Контроль: текущий контроль знаний и умений осуществляется посредством решения варианта КИМа.
Тема № 10 Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций (7 ч)
Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей. Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях. Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ. Расчеты теплового эффекта реакции.
массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси). Расчеты массы (объема,
количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Нахождение молекулярной формулы вещества.
Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси
Контроль: текущий контроль знаний и умений осуществляется посредством решения варианта КИМа.
Раздел № 4 Обобщение (1 ч)
Итоговое занятие. Выходная диагностика.
Планируемые метапредметные и личностные результаты освоения кружка
«Мир химии»
Личностные результаты:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п. )
Метапредметные результаты:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
Предметные результаты:
- формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
- овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
- формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
- овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.)
- создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое профессиональной деятельности.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего часов | В том числе | |||
лекция | пр/работа, решение задач | тест | ||||
Раздел № 1. Введение (1 ч) | ||||||
1 | Входная диагностика | 1 |
|
| 1 | |
Раздел № 2. Теоретические основы химии (20 ч) | ||||||
2 | Современные представления о строении атома | 1 | 1 |
|
| |
3 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева | 2 | 1 |
| 1 | |
4 | Химическая связь и строение вещества | 2 | 1 |
| 1 | |
5 | Химическая реакция | 5 | 1 | 2 | 2 | |
6 | Неорганическая химия | 5 | 1 | 2 | 2 | |
7 | Органическая химия | 5 | 1 | 2 | 2 | |
Раздел № 3. Методы познания в химии. Химия и жизнь (12 ч) | ||||||
8 | Экспериментальные основы химии | 3 | 1 | 1 | 1 | |
9 | Общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ | 2
| 1 |
| 1 | |
10 | Расчеты по химическим формула и уравнениям реакции | 7 |
| 6 | 1 | |
11 Итоговое занятие Выходной контроль. | 1 |
|
| 1 | ||
Итого | 34 | 8 | 13 | 13 |
Каледарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | кол-во часов | вид контроля | дата проведения | |
по плану | факт. | ||||
Раздел № 1 Введение (1 ч) | |||||
1 | Входная диагностика | 1 | тест | 04.09.24 |
|
Раздел № 2 Теоретические основы химии (20 ч) | |||||
2 | Современные представления о строении атома | 1 | тест № 1-2 (КИМ) | 04.09.24 |
|
3-4 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева | 2 | № 1-2 (КИМ) | 11.09.24 18.09.24 |
|
| Химическая связь и строение вещества | 2 |
|
|
|
5 | Типы химической связи | 1 | тест № 4 (КИМ) | 25.09.24 |
|
6 | Электроотрицательность | 1 | тест № 3 (КИМ) | 02.10.24 |
|
| Химическая реакция | 5 |
|
|
|
7 | Классификация химических реакций в неорганической и органической химии | 1 | тест № 19 (КИМ) | 09.10.24 |
|
8 | Обратимые и необратимые реакции | 1 | № 24 (КИМ) | 16.10.24 |
|
9 | Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена | 1 | Пр/р № 31 (КИМ) | 23.10.24 |
|
10 | Гидролиз солей | 1 | № 23 (КИМ) | 06.11.24 |
|
11 | Окислительно- восстановительные реакции | 1 | тест № 30 (КИМ) | 13.11.24 |
|
| Неорганическая химия | 5 |
|
|
|
12 | Классификация неорганических веществ | 1 | № 5 (КИМ) | 20.11.24 |
|
13 | Химические свойства металлов и | 1 | Пр/р № 6 -9 | 27.11.24 |
|
неметаллов | (КИМ) | ||||
14 | Химические свойства оксидов, оснований, кислот | 1 | Пр/р № 6 -9 (КИМ) | 04.12.24 |
|
15 | Химические свойства солей | 1 | Пр/р № 6 -9 (КИМ) | 11.12.24 |
|
16 | Взаимосвязь различных классов неорганических веществ | 1 | тест № 10, 32 (КИМ) | 18.12.24 |
|
| Органическая химия | 5 |
|
|
|
17 | Теория строения органических соединений: гомология, изомерия. | 1 | № 12 (КИМ) | 25.12.24 |
|
18 | Классификация органических веществ | 1 | № 11 (КИМ) | 15.01.25 |
|
19 | Химические свойства углеводородов (алканы, алкены, алкины, спирты, фенол) | 1 | тест № 13- 14 (КИМ) | 22.01.25 |
|
20 | Химические свойства карбоновых кислот, сложных эфиров, аминов, аминокислот | 1 | Пр/р № 13- 14 (КИМ) | 29.01.25 |
|
21 | Взаимосвязь органических соединений | 1 | тест № 18 (КИМ) | 05.02.25 |
|
Раздел № 3 Методы познания в химии. Химия и жизнь (12 ч) | |||||
| Экспериментальные основы химии | 3 |
|
|
|
22 | Методы разделения смесей и очистки веществ | 1 | № 26 (КИМ) | 12.02.25 |
|
23 | Качественные реакции на неорганические вещества | 1 | Пр/р № 25 (КИМ) | 19.02.25 |
|
24 | Идентификация органических соединений | 1 | тест | 26.02.25 |
|
| Общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ | 2 |
|
|
|
25 | Общие способы получения металлов | 1 |
| 05.03.25 |
|
26 | Высокомолекулярные соединения | 1 | тест № 26 (КИМ) | 12.03.25 |
|
| Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции | 7 |
| 19.03.25 |
|
27 | Расчеты с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе» | 1 | решение задач № 27 (КИМ) | 19.03.25 |
|
28 | Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях. Расчеты по термохимическим уравнениям. | 1 | решение задач № 28 (КИМ) | 02.04.25 |
|
29 | Расчеты массы вещества или объема газов по известному | 1 | решение задач № 29 | 09.04.25 |
|
количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ | (КИМ) | 16.04.25 | |||
30 | Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси) | 1 | решение задач № 34 (КИМ) | 23.04.25 |
|
31 | Расчет массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного | 1 | решение задач № 34 (КИМ) | 30.04.25 |
|
32 | Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси | 1 | решение задач № 34 (КИМ) | 07.05.25 |
|
33 | Установление молекулярной и структурной формулы вещества | 1 | решение задач № 35 (КИМ) | 14.05.25 |
|
Раздел № 4 Обобщение (1 ч) | |||||
34 | Итоговое занятие. Выходной контроль | 1 | КИМ | 21.05.25 |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по химии " Химия вокруг нас"
Курс нацелен на приобретение знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни при обращении с веществами. В ходе выполнения лабораторных и практических работ у учащихся формируется умение прав...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир химии», 9 класс
Внеурочная деятельность «Мир химии» предназначен для обучающихся 9 класса, выбравших предмет химии для сдачи экзамена в форме ОГЭ и планирующих в дальнейшем изучение химии на профильном ур...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная химия"
Внеурочная деятельность курса «Занимательная химия» предназначена для учащихся 9 класса. Курс рассчитан на 34 часа 1 час в неделю. Изучение программы общеинтеллектуального направлени...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Химия вокруг нас", 8 класс
Программа кружка «Химия вокруг нас» объемом 34 часа ориентирована на учащихся 8-х классов.Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту:...

Рабочая программа внеурочной деятельности по химии 9 класс.
Данная рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 9 класса, выбравших для сдачи ОГЭ такой предмет, как химия....

Рабочая программа внеурочной деятельности по химии «Искусство быть здоровым: химия в быту»
Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незна...