Инновационная деятельность учителя Реализация федерального проекта «Успех каждого ребенка»
проект

Бабинцева Галина Сергеевна
В настоящее время Минпросвещения России развивает систему дополнительного образования в
рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Ключевой задачей национального проекта «Образование» является создание условий, в которых
нашим детям и нам будет комфортно развиваться.
Представлен проект учителя по ДОД программе ПДД "Юный пешеход"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

федерального проекта «Успех каждого ребенка»

национального проекта «Образование» в 2021-2023 гг.

 «Юный пешеход»

Возрастной диапазон  освоения программы –

учащиеся начальной школы 7–10 лет.

Направленность: социально-гуманитарное

Возраст: 7-10лет

Срок реализации: 4 года 250 часов

Автор-разработчик:

Бабинцева Галина Сергеевна

                   учитель начальных классов          

 

г. Улан-Удэ, 2022

  Пояснительная записка

          Ежегодно в нашей стране в дорожно – транспортных происшествиях гибнет около 40 тысяч человек, не считая покалеченных и травмированных. И почти каждый десятый погибший – ребенок!

         В настоящее время из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети.

       Это происходит во многом потому, что учащиеся или не знают правил безопасного движения на улицах и дорогах, или нарушают их, не сознавая опасных последствий этих нарушений.

       Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного движения на улицах и дорогах стало для них привычкой.

       В связи с этим большое значение приобретает изучение в школе правил безопасного поведения на улицах и дорогах. Следует воспитывать у обучающихся неукоснительное выполнение на практике правил дорожного движения – закона улиц и дорог, соблюдение которого является их обязанностью.

Тип программы

Программа дополнительного образования детей «Юный пешеход» составлена в соответствии с ФЗ «Об образовании», Федеральным и государственными  образовательными стандартами начального общего образования (ФГОС НОО).

Направленность (профиль) Программа ориентирована на  социально-гуманитарные  виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (ФЗ № 273 - ст.2, п.25).

Актуальность

       Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми.

       Программа «Юный пешеход» составлена для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания.

        При составлении программы учтены рекомендации работников ГИББД, опрос родителей учащихся, интересы детей, их возрастные особенности.

        Каждое занятие по программе «Юный пешеход» помогает обучающимся успешно усвоить правила дорожного движения, узнать их историю. В программу входят занятия, которые помогают детям ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания.

Цель

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Задачи

  • Знакомство с историей правил дорожного движения.
  • Развитие дорожной грамотности детей.
  • Совершенствование навыков ориентировки на дороге.
  • Формирование мотивационно - поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.
  • Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.

       

Отличительные особенности программы

Данная программа определяет систему воспитания культуры поведения обучающихся на дорогах и улицах.

Реализация программы будет способствовать повышению статуса патриотического воспитания, координации и взаимодействию всех организаций. 

   

Возрастной диапазон  

Возрастной диапазон  освоения программы – учащиеся начальной школы 7–10 лет.

Продолжительность занятий

        Программа «Юный пешеход»  рассчитана на 250 учебных часов.  Из них в 1 классе – 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели), во 2 – 4 классах – по 72 часов (2 часа в неделю, 36 учебные недели).

Форм организации и видов деятельности

На занятиях по  программе  «Юный пешеход»  преобладают следующие виды деятельности:

познавательная:

  • групповая дискуссия: мозговой штурм, экскурсии;
  • игровая: игры, физминутки, решение ребусов, головоломок, практические занятия;  
  • творческая: групповые и индивидуальные проекты.

Формы организации:

  • тематические занятия;
  • игровые уроки;
  • практические занятия;
  • конкурсы, соревнования, на лучшее знание правил дорожного движения;
  • подготовка и проведение игр и праздников по ПДД;
  • изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
  • просмотр видеоматериалов по ПДД;
  • создание групповых и индивидуальных  проектов по ПДД
  • организация экскурсий на улицу.

            На занятиях учащиеся:

  • приобретают знания и навыки поведения на улице (как безопасно перейти улицу, перекресток и т. д.);
  • усваивают правила движения по дороге (как ходить по загородной дороге и переходить ее);
  • учатся понимать сигналы светофоров и регулировщиков;
  • усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах и т. д.;
  • учатся пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем ( соблюдать правила
  • ожидания транспорта на остановке, правила посадки и высадки и т. п.);
  • знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, линий дорожной
  • разметки проезжей части улицы (дороги).

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
  • объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях;
  • в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
  • осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД

  • определять цель деятельности;
  • учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Познавательные УУД

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Коммуникативные УУД

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

к концу 1-го года обучения

Универсальные учебные действия:

Ориентирование и поведение в окружающей среде:

  • определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);
  • сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;
  • определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;
  • объяснять свой путь от дома до школы;
  • определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от...).

Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

  • выделять из многообразия объектов транспортное средство;
  • выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);
  • различать цвет и форму запрещающих знаков;
  • различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
  • находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);
  • различать сигналы светофора и объяснять их значение;
  • группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

к концу 2-го года обучения

Универсальные учебные действия:

Ориентирование и поведение в окружающей среде:

  • сравнивать предметы по их положению в пространстве;
  • определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;
  • соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;
  • самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.);
  • различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.

Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

  • определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки);
  • ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);
  • выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;
  • различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);
  • в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;
  • объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);
  • различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;
  • оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;
  • группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

к концу 3-го года обучения

Универсальные учебные действия:

Ориентирование и поведение в окружающей среде:

  • определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);
  • определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)

Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

  • выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;
  • определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);
  • находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;
  • находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;
  • объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;
  • выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);
  • самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

к концу 4-го года обучения

Универсальные учебные действия:

Ориентирование и поведение в окружающей среде:

  • характеризовать слова «опасность», «опасный»;
  • объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»,
  • предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;
  • представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …»;
  • осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.).

Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

  • объяснять значение правил дорожного движения;
  • группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД;
  • соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;
  • анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;
  • выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации;
  • анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.
  • выработать навыки по оказанию первой медицинской помощи.

Содержание курса внеурочной деятельности

1 класс

Ориентировка в окружающем мире

Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат).

Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация).

Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше).

Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.).

Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».

Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности.

Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.).

Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).

Ты — пешеход

Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого.

Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.

Ты — пассажир

Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна.

2 класс

Ориентировка в окружающем мире

Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение,

объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.).

Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около).

Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота.

Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт.

Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село,

поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения.

Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.

Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям).

Ты — пешеход

Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.

Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.

Ты – пассажир

В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На первом сидении ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна.

3 класс

Ориентировка в окружающем мире

Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.).

Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски).

Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними.

Ты — пешеход

Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение.

Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой). Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.

Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила движения в темное время суток.

Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».

Ты — пассажир

Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения.

 

4 класс

Ориентировка в окружающем мире

Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях.

Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. Транспорт будущего.

Ты — пешеход

Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной.

Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота».

Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона».

Информационные знаки (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний».

Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».

Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками.

Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках).

Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта).

Ты — пассажир

При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов.

Формы и методы контроля:

  • психодиагностика;
  • опрос, анкетирование родителей;
  • праздники, конкурсы;
  • анализ результатов деятельности.

Календарно-тематическое планирование

1 класс

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Введение. Что такое ПДД?

1

 

Ориентировка в окружающем мире

2

Форма и цвет предметов окружающего мира

1

3

Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше).

1

4

Форма и цвет знаков дорожного движения

1

5

 Виды знаков дорожного движения

1

6

Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».

1

7

Рисуем дорожные знаки

1

8

Игра «Знатоки дорожных знаков»

9

Экскурсия «Мы идем по улице»

1

10

Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности.

1

11

Дорога от дома до школы. Рассмотрение и изучение безопасного маршрута движения детей в школу и домой.

1

12

Рисуем схему безопасного маршрута движения детей в школу и домой.

1

13

Практикум «Моя безопасная дорога от дома до школы»

1

14

Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный.

1

15

Транспортное средство.

1

16

Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход

1

17

Игра «Дорожный калейдоскоп»

1

 

Ты – пешеход

 

18

Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов.

1

19

Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого

1

20

Общие правила перехода улиц и дорог. Составление памятки.

1

21

Целевая прогулка «Места, предназначенные для движения пешеходов»

1

22

Пешеходный переход. Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги

1

23

Остановка. Знаки дорожного движения  «Место остановки автобуса (троллейбуса, трамвая)»

1

24

Проектная работа «День дорожного знака»

1

25

Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода).

1

26

Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.

1

27

Творческая работа. Изготовление макета светофора

1

28

Викторина «Красный, жёлтый, зелёный»

1

 

Ты – пассажир

 

29

Правила пользования общественным транспортом. Знакомство с правилами посадки и высадки пассажиров.

1

30

Правила поездки в общественном транспортном средстве.

1

31

Правила поездки в личном транспортном средстве.

1

32

Игра «Какой ты пассажир?»

1

33

Экскурсия по городу

1

34

Тест «Знаешь ли ты правила ДД»

Итого:

34

2 класс

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

 

Ориентировка в окружающем мире

 

1

Повторение правил ДД по материалам 1 класса

2

2

Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.).

2

3

Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро).

2

4

Особенности пространственного положения транспортного средства при разной скорости движения по отношению к другим участникам дорожного движения

2

5

Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота.

2

6

Транспорт личный и общественный (отличие, классификация).

2

7

Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай).

2

8

Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт.

2

9

Конкурс рисунков «Автомобиль – друг или враг?»

2

10

Населенный пункт: город, село, поселок, деревня.

2

11

Знание своего района как условие безопасного передвижения.

2

12

Проектная работа «Улицы моего города»

2

13

Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт).

2

14

Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.

2

15

Опасность и безопасность на дорогах.

2

16

Причины возникновения опасностей. В каких случаях транспортные средства представляют опасность для пешехода?

2

17

Когда пешеходы представляют опасность для транспортных средств и водителей?

2

18

Целевая прогулка «Правила юного пешехода»

2

19

Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям)

2

20

Разбор маршрутов следования учащихся по улицам с интенсивным движением. 

2

21

Игра « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!»

2

Ты – пешеход

22

Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка».

2

23

Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…».

2

24

Значение конкретного знака. Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.

2

25

Рисуем дорожные знаки

2

26

Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах».

2

27

Автобусные остановки, посадочные площадки в местах остановок трамвая. Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства

2

28

Целевая прогулка «Остановки транспортного средства»

2

Ты – пассажир

29

Ты - пассажир. Правила для пассажиров легкового автомобиля

2

30

От пешехода до пассажира.

2

31

Составление памятки «Правила для пассажиров»

2

32

Опасные ситуации в автотранспорте.

2

33

Наши верные друзья. Правила переезда в транспорте с животными

2

34

Как обходить стоящий транспорт

2

35

Проектная работа «Безопасность на дорогах»

2

36

Тест «Какой ты пассажир?»

2

Итого:

72

3 класс

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Повторение правил ДД по материалам 2 класса

2

Ориентировка в окружающем мире

2

Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения

2

3

Движение транспортных средств на дорогах разного типа

2

4

Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость

2

5

Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит

2

6

Подожди! Железнодорожный переезд впереди.  

2

7

Велосипед. Правила пользования велосипедом. ПДД о велосипедах

2

8

Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения

2

9

Сигналы транспортного средства и правила поведения пешехода в соответствии с ними.

2

10

Применение аварийной сигнализации. Подача звукового сигнала.

2

11

Встреча с инспектором ГИБДД

2

12

Игра «Аукцион знаний ПДД»

2

Ты – пешеход

13

Дорога используется для движения транспортных средств.

2

14

Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»).

2

15

Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса.

2

16

Рисуем схему дороги

2

17

Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. История появления этого правила.

2

18

Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков

2

19

Целевая прогулка «Регулируемые перекрёстки»

2

20

Проектная работа «Виды перекрёстков»

2

21

Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями.

2

22

Правила поведения пешехода в соответствии с сигналами светофора. Разбор дорожных ситуаций

2

23

Викторина «В гостях у Светофора».

2

24

Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск).

2

25

Значение сигналов регулировщика для транспортных средств, пешеходов. Разбор дорожных ситуаций

2

26

Проектная работа по теме: «Регулировщик и его помощь пешеходам и водителям».

2

27

Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги

2

28

Правила движения в темное время суток.

2

29

Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума».

2

30

Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено».

Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка».

2

31

Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».

2

32

Праздник «Дорожный переполох»

2

Ты – пассажир

33

Ты – пассажир. Правила входа и выхода из транспортного средства на проезжую часть

2

34

Перевозка пассажиров и груза на транспортных средствах

2

35

Экскурсия по городу

2

36

Тест «Дорожная азбука»

2

Итого:

72

4 класс

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Вводное занятие. Викторина «Знаешь ли ты ПДД ?» 

2

 

Ориентировка в окружающем мире

2

Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях.

2

3

Разнообразие транспортных средств. Легковой, грузовой, общественный и специальный транспорт.

2

4

Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств.

2

5

Правила эксплуатации велосипеда. Технический осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка.

2

6

Правила для  велосипедиста. ДТП с велосипедистами, меры их предупреждения.

2

7

Творческая работа «Мой друг велосипед»

2

8

Конкурс рисунков «Средства передвижения прошлого»

2

9

Труд водителя.

2

10

Проект «Транспорт будущего».

2

 

Ты – пешеход

11

Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги.

2

12

Поведение пешехода при приближении к главной дороге.

2

13

Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение изученного материала)

2

14

Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной

2

15

Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки.

(«опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота»)

2

16

Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний. («выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона».)

2

17

Информационные знаки: «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний».

2

18

Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».

2

19

Праздник «Путешествие в страну дорожных знаков»

2

20

Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала).

2

21

Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками.

2

22

Железнодорожный переезд-источник повышенной опасности. Шалости на железной дороге недопустимы.

2

23

КВН «Азбука безопасности»

2

24

Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках).

2

25

Целевая прогулка «Нерегулируемые участки дороги»

2

26

Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта).

2

27

Разработка памяток для водителей «Тише едешь, дальше будешь»

2

28

Игра-конкурс «Я – участник дорожного движения»

2

 

Ты – пассажир

29

При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов.

2

30

Разбор дорожно-транспортных происшествий с участием детей, происшедших в городе. Выявление причин дорожно-транспортных происшествий.

2

31

Аварийные ситуации. Действия в случае транспортной аварии на дороге. Защитная поза при столкновении.

2

32

Погода, транспорт и пешеход. Влияние погодных условий на дорожно транспортные происшествия.

2

33

Игры по правилам дорожного движения

2

34

Простейшие правила помощи пострадавшим при ДТП

2

35

Творческая работа. Выпуск стенгазеты «Дорожная безопасность».

2

36

Викторина «У дорожных правил каникул нет». Обобщение знаний.

2

Итого:

72

Организация уроков контроля знаний учащихся

       Специально организовывать уроки контроля по правилам дорожного движения не стоит. На каждом занятие педагог задает детям ряд контрольных вопросов. В 3 – 4 классах ученики на эти вопросы могут отвечать письменно, а после оценивать себя путем взаимопроверки.

        В конце учебного года последнее занятие проводится как тренинг на специально размеченной площадке. Во время таких занятий можно предложить детям контрольные вопросы в виде викторины, соревнования команд и т.д. Предлагаю несколько таких викторин.

Викторина по темам: «Сигналы светофора и регулировщика», «Дорожные знаки», «Транспорт на улице».

1.Что должен делать пешеход, если его на переде застиг желтый сигнал светофора?

2.Сколько сигналов имеет пешеходный светофор?

3.Что означает желтый мигающий сигнал светофора?

4. Покажите, как подает регулировщик сигнал, соответствующий желтому сигналу светофора.

5. Покажите, как подает регулировщик сигнал, соответствующий зеленому сигналу светофора.

6.Покажите, как подает регулировщик сигнал, соответствующий красному сигналу светофора.

7.Если на перекрестке движение регулируется светофором и регулировщиком, и их сигналы противоречат один другому кому подчиняться?

8. На какие группы делятся дорожные знаки?

9.Какие знаки показывают обязательное направление движения?

10. Как называется знак, на котором белой краской изображен велосипед?

11. Как называется знак, на котором белой краской изображена фигура пешехода?

12. Как называется указательный знак, на котором черной краской изображена фигура пешехода?

13. Как называется указательный знак, на котором нарисован красный крест?

14. Как называется указательный знак, на котором изображена телефонная трубка?

15. Как называется знак, на котором нарисованые вилка и ложка?

16. Как называется знак, на котором нарисована кровать?

17. Какие легковые автомобили вы знаете?

18. Какие грузовые автомобили вы знаете?

19. Какой общественный транспорт вы знаете?

20.Расскажите о правилах пользования общественным транспортом, железнодорожным транспортом.

Викторина по теме: «Пешеход».

1.Что называется улицей, на какие части она делится?

2. Что такое перекресток? Какие типы перекрестков вы знаете?

3. Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?

4. Как регулируется движение пешеходов?

5. При каком положении регулировщика разрешается движение пешеходов?

6. При каком положении регулировщика запрещается переход улицы?

7. Что должен сделать пешеход, прежде чем сойти с тротуара?

8. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

9. Как и где надо переходить улицу?

10. Где должен остановиться пешеход, не успевший закончить переход?

11. Какой существует порядок движения пешеходов на загородных дорогах?

12. Где надо переходить шоссейную дорогу?

Тесты для пешеходов

1. Как называется, с точки зрения ПДД, лицо, ведущее по дороге санки? ­

А -пешеход; В - водитель; С - дорожный рабочий.

2. Можно ли переходить дорогу, если на транспортном светофоре постоянно горит мигающий желтый сигнал?

А - нет; В - да; С - да, если с вами идут взрослые.

3. Можете ли вы перейти дорогу, если одновременно горит желтый и красный сигнал светофора?

А - да; В - да, т. к. будет включен зеленый сигнал; С - нет.

4. Сколько всего цветов и какие используются в светофорах?

А - четыре (красный, желтый, зеленый, белый);

В - три (красный, желтый, зеленый);

С - два (красный, зеленый).

5. Являются ли «дорожные рабочие», работающие на дороге, участниками дорожного движения?

А - нет; В - да; С - да, т. к. работают на дорогах.

6. Как должны двигаться пешеходы, ведущие велосипед за городом?

А - по правой стороне дороги;

В - навстречу движению транспорта;

С - в попутном направлении.

7. Когда разрешено выходить на проезжую часть для посадки в трамвай?

А - после открытия дверей;

В - после остановки трамвая;

С - после открытия дверей и остановки трамвая.

8. Является ли погонщик животных и дорожные рабочие участниками движения?

 А- да; В -нет; С -погонщик является, дорожные рабочие нет.

9. Можно ли вам переходить дорогу, если регулировщик стоит к вам боком, но руки у него опущены вниз? А - не можете, т. к. руки опущены; В - можете; С - нет, не можете.

10. Какой стороны движения на тротуаре должны придерживаться пешеходы?

 А- левой; В -правой; С - любой.

11. Где разрешается ожидать трамвай?

 А - на трамвайных путях; В - на проезжей части; С - на обочине.

12. Может ли пассажир быть участником дорожного движения?

 А - да; В - нет; С - нет, т. к. находится в транспорте.

13. Можно ли водить группы детей по обочине дорог в темное время суток?

 А - да; В - да, в сопровождении не менее 2- x взрослых; С - нет.

14. Как называются, с точки зрения ПДД, лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя?

 А –пассажирами; В - водителями; С - пешеходами.

15. Для каких пешеходов устанавливают светофоры, дополненные звуковыми сигналами?

 А –пешеходов-детей; В - пешеходов-инвалидов; С - пешеходов-слепых.

16. Могут ли пешеходы двигаться на проезжей части?

A – нет; В - да; С - да, жилой зоне.

17. Можно ли переходить улицу на дорогах с разделительной полосой?

А -да; В - да, если нет травы и деревьев; С - нет.

18. К какой группе дорожных знаков относится знак «Дети»?

А- 1-й;­ В – 3-ой; С - 5-й.

19. Можете ли вы перейти улицу, когда регулировщик стоит к вам грудью, а жезлом указывает на вас?

 А - нет; В - да; С - да, за спиной регулировщика.

20. На каких участников дорожного движения распространяется действие транспортного светофора?­

А – на водителей; В - на пешеходов; С - на водителей и пешеходов.

Тесты для велосипедистов

1. Может ли велосипедист проехать направо, если регулировщик стоит к нему правым боком?

 А- нет; В - да; С - да, пропустив транспорт.

2. К какой группе дорожных знаков относится знак «Пересечение с велосипедной дорожкой»?

 А - 1-й; В - 3-й; С - 5-й.

3. Регулировщик - это ...

А - дружинник, имеющий соответствующую экипи­ровку;

В - дежурный по проходной;

С - работник дорожной службы.

4. Можно ли перевозить на велосипеде ребенка до 10 лет?

 А - да; В - нет; С - да, при наличии оборудованного сиденья.

5. Вам  исполнилось 15 лет, вы можете на мопеде выехать в город?

 А - да; В - нет; С- да, при наличии удостоверения на право управ­ления.

6. Что означает предупредительный сигнал, подаваемый левой рукой, вытянутой вверх и согнутой в локте под углом в 900?

А –правый поворот; В - левый поворот; С - разворот.

7. Можете ли вы повернуть на велосипеде налево, если регулировщик стоит к вам правым боком?

А -да; В - да, за спиной регулировщика; С - нет. .

8. Можно ли вам двигаться на велосипеде по дороге, обозначенной знаком «Движение легковых автомобилей?

 А - да; В - нет; С - да, на удалении 1м от края проезжей части.

9. Можно ли перевозить детей на велосипеде?

А - да; В- нет; С - да, не старше 7лет.

10. Можно ли ездить на велосипеде по обочине дороги?

 А - да, не создавая помех пешеходам; В - нет; С - да.

11. Можно ли велосипедисту повернуть налево при зеленом сигнале светофора?

 А - да; В - нет; С - да, при отсутствии трамвайных путей.

12. Можно ли на мопеде двигаться по автомагистрали?

А - да; В - нет; С - да, если его техническая скорость 40 км/ч.

13. Можно ли прицеп буксировать велосипедом?

 А - да; В - да, если он предназначен для велосипеда; С - нет.

14. Что обозначает разметка, нанесенная штрих-пунктиром желтой краской на бордюре?

А - остановка запрещена; В -стоянка запрещена; С - разрешение остановки маршрутных транспортных средств.

15. Может ли быть регулировщиком дорожного движения паромщик на паромной переправе?

  А -да; В -нет; С - да, если экипирован.

16. Можете ли вы на велосипеде двигаться по пешеходной дорожке?

 А - да; В -нет; С - да, не мешая пешеходам.

17. К какой группе дорожных знаков относится знак: «Велосипедная дорожка»?

 А - 1-й; В - 3-й; ­ С - 4-й.

18. Какой из указанных ниже средств относится к механическим?

 А - велосипед; В - мопед; С - мотороллер.

19. Может ли водитель велосипеда переехать железно­дорожные пути вне железнодорожного поезда?

А- да; В - нет; С - да, если шлагбаум закрыт.

20. Можно ли на велосипеде перевезти удочку длиной 3,5 м?

  А -нет; B - да; С - да, если хорошо закрепить.

Тест “Подбери слова”

Инструкция: Учитель называет определение, например, воздушный транспорт.

Ребенок должен перечислить слова, относящиеся к этому определению (самолет, вертолет, воздушный шар).

1. Наземный транспорт

2. Воздушный транспорт

3. Предупреждающие знаки

4. Запрещающие знаки

5. Знаки сервиса

6. Сигналы светофора

7. Действия человека

Норма для детей 15-20 слов из различных групп.

Методика “Продолжи предложение”

 Задача детей: продолжить предложение.

1. Пешеходы всегда должны двигаться…….

2. Я никогда не нарушаю………

3. Светофор состоит из……..

4. Я знаю, что знаки бывают……..

5. Я помню случай, когда на дороге…….

6. Плохо, когда взрослые…..

7. Регулировщик, это человек, который…..

8. Пассажирам автобуса запрещается…….

9. Знать правила дорожного движения нужно для того, чтобы……

Проанализируйте процесс обобщения, рассуждения ребенка, умения правильно рассуждать.

Тест “Дорожная история”.

Инструкция: ребенку дается задание придумать дорожную историю, затратив 3 минуты и

затем пересказать ее. История может включать разные ситуации, которые произошли либо

самим ребенком, либо может быть вымышленная, придуманная с различными персонажами из сказок, мультфильмов.

При обработке результатов учитывается: знания детей ПДД, необычность сюжета, разнообразие персонажей, образов, оригинальность, словарный запас ребенка, рассказ должен состоять из полных предложений.

Оценка результатов:

“отлично” - ставится за историю, необычную и оригинальную, свидетельствующую о

незаурядной фантазии ребенка, хороших знаниях по ПДД, богатом словарном запасе.

“хорошо”- если история простая, нет оригинальности, знания по ПДД недостаточные.

“плохо”- ребенок не сумел придумать историю.

Тест “Проверь себя”

 Задача ребенка найти лишнее слово.

1. Знаки сервиса включают в себя… (больницу, пост ГАИ, телефон, аптеку).

2. В специальный транспорт входит… (скорая машина, пожарная машина, машина милиции, велосипед).

3. В понятие “транспорт” входит…(машина, автобус, велосипед, пешеход, трактор).

4. Общественный транспорт включает в себя…(автобус, троллейбус, трамвай, прицеп, такси).

5. У машины есть…(колеса, руль, парус, педаль, фары).

6. Пешеход имеет право…(переходить улицу, идти по тротуару, играть на проезжей части).

7. Запрещающие знаки включают в себя…(поворот направо запрещен, разворот запрещен, остановка запрещена, круговое движение).

8. Водителю велосипеда можно… (ездить, не держась за руль, двигаться по крайней правой полосе в один ряд, двигаться по обочине дороги, если это не создает помех пешеходам).

9. Дорожные знаки делятся на…(предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные, разрешающие).

10. Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного, синего).

Норма для детей 7-8 правильных ответов.

Список литературы

Литература, используемая при разработке программы:

  1. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001 года, № 196-ФЗ;
  2. Громаковский, А.А. Правила дорожного движения 2016 с примерами и комментариями / А.А. Громаковский. - М.: Эксмо, 2016. - 208 c.
  3.  Программа для системы дополнительного образования детей “Безопасность дорожного движения”, под редакцией П.В.Ижевского, авторы: В.А. Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов. Москва. “Просвещение”, 2009 - 145 с.
  4.  Учебно–методическое пособие “Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2017 – 96 с.
  5. М.Н. Плесовских.  Мы – пешеходы, мы – пассажиры. Методическое пособие для учителей нач. школы. 2016 – 57 с.
  6. Финкель, А.Е. Правила дорожного движения в рисунках: редакция 2019 г / А.Е. Финкель. - М.: Эксмо, 2018. - 448 c
  7. Шорыгина, Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет / Т.А. Шорыгина. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 80 c.
  8. Копусов-Долинин, А.И. Правила дорожного движения (ПДД) РФ 2018. Официальный текст с комментариями и иллюстрациями (с последними изменениями и дополнениями) / А.И. Копусов-Долинин. - М.: Эксмо, 2017. - 192 c



Предварительный просмотр:

Тема урока по ПДД в 4 классе «Катание на велосипеде»

Цели:

1. Ознакомить учащихся с общим устройством велосипеда.

2. Рассказать об истории создания велосипеда.

3. Совершенствовать знания о правилах передвижения на велосипеде.

Ход занятия

Основная часть

Добрый день, ребята. Отгадайте загадки и подумайте, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

1. Не похож я на коня,

А седло есть у меня.

Спицы есть. Они, признаться,

Для вязанья не годятся.

Не будильник, не трамвай,

Но звоню я, так и знай.

(Велосипед)

2. Три брата-

один впереди,

Два позади, бегут и догнать

Одного не могут.

(трехколесный велосипед)

- Верно. Мы сегодня на   внеурочном занятии по ПДД вспомним всё о велосипеде и правила ДД относительного его. А так же вы, ребята, узнаете много нового и интересного. Хотите? Тогда в путь.  

Немного истории

Велосипед родился 200 лет назад, 15 сентября 1901 года. На площади в Москве появилась необычного вида двухколесная тележка. Тележку никто не вез и не толкал, она катилась сама по себе. На ней, словно верхом на лошади, сидел высокий бородатый мужик. Руками он держался за руль, а ногами нажимал на специальные рычаги. Это был Ефим Артамонов, прикатил он в Москву с Урала, преодолев расстояние более 5 тыс.км.

Вторым изобретателем самоката был немец Карл Дрейз. Его машина была деревянная, имела два равных по высоте колеса и седло между ними, но цепной передачи еще не было, и передвигались на ней, отталкиваясь ногами от земли.  Видимо, поэтому и назвали новую машину велосипедом-ведь в переводе велосипед означает быстрая нога.

Передвигаться на нем было неудобно. Седока трясло. И этот «костотряс» уступил место «пауку». Так называлась машина по множеству тонких блестящих спиц на колесе, которое очень напоминало паутину. Быстро бежал по дороге велосипед- паук. Один разок нажмешь на педаль-проедешь целых 5 метров. Все бы хорошо, да вот беда: попадет под колесо камень-этот неуклюжий велосипед с ходу опрокидывается, а велосипедист выскакивает из седла, перелетает через руль и падает на землю. Не машина, а норовистый конь, который так и старается сбросить с себя наездника.

C:\Users\User\Desktop\450px-Bicycle_evolution-ru.svg.png

- У кого есть велосипед? Тогда вы знаете из каких частей он состоит. Расскажите о деталях велосипеда и покажите на нашем настоящем  велосипеде.

Велосипед должен иметь специальное снаряжение:

1.Звонок для подачи звукового сигнала; крепится на левой стороне рулевой трубы.

2.Переднюю фару с белым светом; устанавливается таким образом, чтобы свет от нее падал на проезжую часть на расстояние до 20м. от велосипеда, и включается в темное время суток, в условиях недостаточной видимости (туман, дождь, снегопад, в туннелях).

3.Задний фонарь и отражатель красного света, дающие возможность водителям, едущим сзади, своевременно увидеть велосипедиста и объехать его.

4.Зеркало заднего вида для наблюдения за дорогой позади; крепится на левой стороне руля шарниром.

5.Номерной знак на заднем щитке.

6.Путевой инструмент для устранения неисправности велосипеда в пути.

7.Велосипедный насос; крепится к раме на нижней, верхней или подседельной трубе.

C:\Users\User\Desktop\slide-16.jpg

Какие бывают велосипеды.

Велосипедов существует много, и они очень разные:

– дорожный велосипед предназначен для поездок по обычным дорогам. Он удобный, но не очень быстрый. Такой имеется почти у всех ребят;
– шоссейный велосипед – для поездок на дальние расстояния по шоссе, он легкий и быстрый;
– горный велосипед – для поездок по бездорожью, для спуска с гор. Он крепкий и надежный;
– туристический велосипед и складной – удобные для путешествий, которые можно взять с собой, легко сложив его пополам;
– гоночный велосипед – для спортивных велогонок;
тандем – это велосипед для двух или трех человек, с сиденьями для каждого;
– водный велосипед – на нем можно плыть по воде, крутя педали, как на катамаране;
– одноколесный велосипед – нужен в цирке для трюков. Кажется. Что трюкач сидит на самом колесе. А клоунский велосипед ездит и вперед, и назад. На нем смешат публику клоуны в цирке;
– железнодорожный велосипед – это четырехколесная тележка с педалями для движения по рельсам. Такие велосипеды используют на закрытых живописных железнодорожный линиях для развлечения туристов.

Перед выездом необходимо проверить техническое состояние велосипеда. Особое внимание надо обратить на исправность тормозов, руля, седла, на состояние колёс и шин, проверить звуковой сигнал, осветительные приборы.

Физминутка

Чтобы ваш летний отдых прошёл без происшествий, а велосипед стал вашим другом, мы вместе составим правила юного велосипедиста. 

Сегодня есть велосипеды на любой вкус – детские, женские, складные, дорожные, спортивные. Но правила безопасности одинаковые для всех велосипедистов. 

Велосипедист – один из самых активных участников движения, поэтому он должен твёрдо знать правила дорожного движения и неукоснительно выполнять их, руководствоваться сигналами светофора или регулировщика, линиями разметки проезжей части, подчиняться всем требованиям работников милиции, общественных автоинспекторов, дружинников.
Эти правила надо твёрдо знать и соблюдать, ведь велосипед — не просто игрушка, а реальное транспортное средство. 

Чтобы избежать неприятностей и травм при поездке на велосипеде, вам предстоит выполнить несколько заданий и составить правила езды на велосипеде. Возьмите свой конверт и выполните задание. 
Все команды выполняют задания одновременно. А потом выступают по очереди. 

Задание для 1 команды. Подберите одежду для велосипедиста. Объясните свой выбор. 
 (в конверте — рисованные куклы девочек и мальчиков и различные виды одежды) 

Учитель: Какое правило мы можем вывести из выступления команды 1? 
(на доске появляется слово ОДЕВАЙСЯ, а дети говорят: «Для езды на велосипеде по-спортивному») 

Задание для 2 команды. Велосипедист – ваш ровесник, выберите для него места катания. 
(в конверте карточки со словами: ДОРОГА, СТАДИОН, ДВОР, ТРОТУАР, ГАЗОН, ПАРК) 

Учитель: Выводим следующее правило. 
(на доске появляется слово КАТАЙСЯ, а дети говорят: «На велосипеде на стадионе, в парке, во дворе»)

Задание для 3 команды. Из этих дорожных знаков выберите те, которые предназначены для велосипедистов. Дайте им характеристику. (в конверте знаки «Велосипедная дорожка», «Движение велосипедистов запрещено», «Движение запрещено») 

Учитель: Ещё одно правило! 
(на доске появляется слово ВЫУЧИ, а дети говорят: «Дорожные знаки велосипедиста») 

Правила езды на велосипеде.

  1. По улицам городов и шоссейным дорогам на велосипеде разрешается ездить лишь с 14-летнего возраста.
  2. Двигаться по крайней правой полосе в один ряд и как можно правее.
  3. Велосипедист обязан хорошо знать устройство и постоянно поддерживать свою машину в хорошем техническом состоянии, особо надо проверять надёжность руля и тормозов.
  4. В некоторых городах, чтобы получить право управлять велосипедом, надо сдать экзамены по правилам дорожного движения, получить номерной знак.
  5. При движении по улице или шоссе велосипедисты не должны удаляться от тротуара или обочины далее, чем на метр.
  6. Запрещается ездить по двое или более в ряд.
  7. Тротуары улиц, пешеходные дорожки бульваров, парков – не для велосипедистов!

Категорически запрещается:

  1. Ездить на велосипеде, держась за руль одной рукой или "без рук".
  2. Ехать под знаки

- "Въезд воспрещён"hello_html_e6dcb18.jpg

- "Движение запрещено"hello_html_m47f6fc5f.jpg

- "Движение на велосипедах запрещено"hello_html_4b545505.jpg

"Движение легковых автомобилей",hello_html_418048e.jpg

- "Автомагистраль"hello_html_m338899ab.jpg

- "Дорога для автомобилей".hello_html_19595f8a.jpg

  1. Цепляться за проезжающий мимо транспорт.
  2. Катать на одноместном велосипеде взрослых или детей.
  3. Перевозить предметы, которые мешают управлению или выступают более, чем на полметра в длину или ширину.

Велосипедистам разрешается:

  1. Поворачивать налево или разворачиваться на улицах и шоссейных дорогах лишь на перекрёстках и только с той улицы, по которой проезд автомобиля разрешён не более чем в один ряд для одного или каждого направления (трамвайный путь считается как ряд движения).
  2. При необходимости поворота на более широкой (многорядовой) улице, а также для разворота в обратном направлении на перегонах улиц надо сойти с велосипеда, повернуть или развернуться, ведя велосипед рядом с собой, соблюдая правила движения для пешеходов.
  3. Проезжая перекрёсток в городе или на шоссе, велосипедист сначала пропускает поворачивающий налево или направо транспорт, а затем продолжает следование дальше или делает поворот, причём только направо.
  4. На шоссе и загородных дорогах поворот налево и разворот на перегонах велосипедисту запрещены.
  5. При необходимости повернуть налево или развернуться следует сойти с велосипеда в наиболее безопасном месте и вести велосипед рядом с собой.
  6. Если на дороге есть специальная "велосипедная дорожка", за её пределы заезжать нельзя.
  7. Велосипедист обязан прекрасно знать дорожные знаки, подчиняться сигналам светофора, постового-регулировщика.
  8. На регулируемых перекрестках велосипедисты должны подчиняться сигналам специальных велосипедных светофоров или сигналам обычных транспортных светофоров.

Сигнализировать о повороте нужно следующим образом: вытянуть прямую руку в сторону поворота или вытянуть согнутую в локте руку в сторону, противоположную направлению поворота. Намерение остановиться сигнализируется поднятием любой руки прямо вверх.

Потренируемся все вместе. Все встаем и по моей команде показываем сигналы велосипедиста. Поворот налево, стоп, поворот направо, стоп и т.д.

Один из дорожных знаков – круг с красной каймой, в центре которого на белом или жёлтом фоне изображён велосипед, - запрещает движение на велосипеде по улице или шоссе. Здесь надо сойти с велосипеда и вести его рядом с собой у кромки тротуара.

hello_html_3b685984.jpg

Дорожный знак круглой формы, где на синем поле изображён белый велосипед, означает начало велосипедной дорожки.

hello_html_5766bb79.jpg

Знак "Движение на велосипедах запрещено" применяется для запрещения движения в тех случаях, когда они создают помехи для других транспортных средств, а кроме того, и сами подвергаются опасности. Такое ограничение вводится прежде всего на дорогах с очень интенсивным движением, а также на городских улицах, где проходят маршрутные автобусы и троллейбусы. В этом случае, кроме того, что все обгоняют велосипедистов, им самим приходится объезжать стоящие на остановках автобусы и троллейбусы.

hello_html_m418f4e8.png

Ситуация 1. Вы катаетесь на велосипеде и видите старого друга. Он стоит на другой стороне улицы, радостно машет рукой и кричит: «Езжай сюда, будем кататься в моём дворе!» Ваши действия? Объясните их. 

Ситуация 2. Вы катаетесь на велосипеде. К вам подходит одноклассница и просит: «Покатай меня, пожалуйста, на велосипеде!» Ваш ответ, ваши действия? Объясните их. 

Ситуация 3. Ваш друг катается на велосипеде. Он решил показать вам своё мастерство, отпустил руки с руля, снял ноги с педалей. Чем может закончиться такая езда? 

Итог занятия. “Экзамен для велосипедистов”

1. Что является отличительным признаком велосипеда от других транспортных средств?

Количество колес.

Отсутствие какого-либо двигателя

Масса

2. Управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе:

12 лет

14 лет

8 лет

16 лет

3. Является ли пешеходом лицо, ведущее  велосипед  по дороге?

Да

Нет, он водитель.

 4 . Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта велосипедиста, то его действие распространяется:

Только на велосипедистов

Только на велосипедистов и пешеходов

Только на велосипедистов и маршрутные транспортные средства.

5. Разрешается ли перевозить пассажиров на  велосипеде?

да

Нет

Да, только ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками.

6. Сигналу правого поворота велосипедиста соответствует:

Поднятая вверх правая рука

Вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.

7. Сигналу торможения велосипедиста соответствует:

Вытянутая в сторону правая рука

Вытянутая в сторону левая рука

поднятая вверх левая или правая рука.

Ответы. 1-2; 2-2; 3-1;  4 -1; 5-3; 6-2; 7-3. 

 

Вывод: Ребята помните! Велосипед – удобный и очень распространенный вид транспорта для передвижения. Но это и опасный вид транспорта, если не соблюдать культуру безопасности на дороге. Поэтому к велосипедистам предъявляются повышенные требования в части знания правил дорожного движения. Помните эти правила, соблюдайте и вы не будете виновниками дорожно-транспортных происшествий.

В заключение нашего занятия посмотрим небольшие мультфильмы  из серии «Смешарики» 

Мультфильмы: «Где кататься», «гонки с препятствиями»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Езда на велосипеде

Слайд 3

Немного истории 15 сентября 1801 года Ефим Артамонов

Слайд 4

Немного истории Второй изобретатель немец Карл Дрейз

Слайд 5

Немного истории

Слайд 6

Современные велосипеды

Слайд 7

Устройство велосипеда

Слайд 8

Как только растает снег, на дорогах появляются первые велосипедисты. Казалось бы, всё несложно – сел на велосипед, взялся за руль и крути педали…

Слайд 9

Весной и летом так приятно покататься по улицам и дворам на велосипеде!

Слайд 10

Но не всё так просто. Существуют требования Правил дорожного движения , которые посвящены езде на велосипеде. Их надо знать и обязательно выполнять.

Слайд 11

Необходимо запомнить: детям до 14 лет ездить на велосипеде по дорогам и улицам запрещено!

Слайд 12

Почти все знают этот запрет, но, к сожалению, не все это правило выполняют.

Слайд 13

Дети и подростки нередко забывают, что на велосипеде нельзя кататься внутри дворов – там, где разрешено движение автомобилей.

Слайд 14

Тем, кому не исполнилось 14 лет, можно ездить на велосипеде по специальным велосипедным дорожкам и закрытым для транспортных средств площадкам.

Слайд 15

Существуют требования Правил дорожного движения , которые посвящены езде на велосипеде. Их надо знать и обязательно выполнять.

Слайд 16

Дорожные знаки для велосипедистов

Слайд 17

Правила, которые должен знать каждый велосипедист: 1. Необходимо хорошо знать устройство велосипеда и содержать его в хорошем состоянии. Особенно внимательно надо следить за креплением руля и надёжностью тормозов.

Слайд 18

Правила, которые должен знать каждый велосипедист: 2. Запрещается кататься на велосипеде по тротуарам, дорожкам парков и бульваров.

Слайд 19

Правила, которые должен знать каждый велосипедист: 3. Категорически запрещается цепляться за любое проезжающее мимо транспортное средство – это очень опасно!

Слайд 20

Не стоит демонстрировать другим свою «ловкость» и ездить на велосипеде, держась за руль одной рукой или совсем «без рук».

Слайд 21

Не стоит ездить на велосипеде, при этом разговаривать по телефону или держать одной рукой зонт.

Слайд 22

Очень важно научиться ездить на велосипеде медленно. В городе не всегда удаётся ездить быстро. И за городом, на пересечённой местности или в лесу приходится ездить не спеша. Удерживать равновесие на велосипеде тем труднее, чем медленнее ты едешь.

Слайд 23

Правила перевозки пассажиров на велосипеде: 1. Если водителю велосипеда не исполнилось 14 лет, ему нельзя перевозить пассажиров, которым не исполнилось 7 лет.

Слайд 24

Правила перевозки пассажиров на велосипеде: 2. Если тебе исполнилось 14 лет, можно перевозить в качестве пассажира ребёнка возрастом до 7 лет на дополнительном сиденье с надёжными подножками.

Слайд 25

Правила перевозки пассажиров на велосипеде: 3. Велосипедист, который перевозит пассажира, должен иметь документ, подтверждающий знание им Правил дорожного движения.

Слайд 26

Правила перевозки пассажиров на велосипеде: 4. У велосипеда должны быть специальное пассажирское сиденье и подножки для пассажиров.

Слайд 27

По улицам городов можно ездить на велосипеде только с 14 лет и без пассажиров.

Слайд 28

Это оправданная строгость. Велосипед не слишком рассчитан на дополнительный вес пассажира. Он становится менее устойчивым, им труднее управлять, и это влияет на безопасность движения.

Слайд 29

Велосипедист ЗАПОМНИ!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация Федерального проекта «Успех каждого ребенка» в учреждении дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. (Из опыта работы МАОУ ДО "Бичурская ДЮСШ")

В данной статье представлен опыт работы МАОУ ДО «Бичурская детско-юношеская спортивная школа» по реализации Федерального проекта «Успех каждого ребенка»....

Реализация федерального проекта "Успех каждого ребёнка"

Реализация проекта направлена на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей....

Статья Реализация федерального проекта «Успех каждого ребенка» в 2020-2021 учебном году

В данной статье рассказывается о реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка"...

Доклад на тему: "Система выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей в сфере естественнонаучного образования в условиях реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка».

    В ноябре 2018 г. был утвержден федеральный  проект «Образование», в рамках которого  предусмотрена реализация        нацио...

Статья Реализация федерального проекта «Успех каждого ребенка» в 2023-2024 учебном году

В статье рассказывается о реализации федерального проекта...