Программа внеуроной деятельности «Юный пешеход»
методическая разработка

Бабинцева Галина Сергеевна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» в 2021-2023 гг.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

федерального проекта «Успех каждого ребенка»

национального проекта «Образование» в 2021-2023 гг.

 «Юный пешеход»

Возрастной диапазон  освоения программы –

учащиеся начальной школы 7–10 лет.

Направленность: социально-гуманитарное

Возраст: 7-10лет

Срок реализации: 4 года 250 часов

Автор-разработчик:

Бабинцева Галина Сергеевна

                   учитель начальных классов          

 

г. Улан-Удэ, 2022

  Пояснительная записка

          Ежегодно в нашей стране в дорожно – транспортных происшествиях гибнет около 40 тысяч человек, не считая покалеченных и травмированных. И почти каждый десятый погибший – ребенок!

         В настоящее время из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети.

       Это происходит во многом потому, что учащиеся или не знают правил безопасного движения на улицах и дорогах, или нарушают их, не сознавая опасных последствий этих нарушений.

       Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного движения на улицах и дорогах стало для них привычкой.

       В связи с этим большое значение приобретает изучение в школе правил безопасного поведения на улицах и дорогах. Следует воспитывать у обучающихся неукоснительное выполнение на практике правил дорожного движения – закона улиц и дорог, соблюдение которого является их обязанностью.

Тип программы

Программа дополнительного образования детей «Юный пешеход» составлена в соответствии с ФЗ «Об образовании», Федеральным и государственными  образовательными стандартами начального общего образования (ФГОС НОО).

Направленность (профиль) Программа ориентирована на  социально-гуманитарные  виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (ФЗ № 273 - ст.2, п.25).

Актуальность

       Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми.

       Программа «Юный пешеход» составлена для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания.

        При составлении программы учтены рекомендации работников ГИББД, опрос родителей учащихся, интересы детей, их возрастные особенности.

        Каждое занятие по программе «Юный пешеход» помогает обучающимся успешно усвоить правила дорожного движения, узнать их историю. В программу входят занятия, которые помогают детям ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания.

Цель

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Задачи

  • Знакомство с историей правил дорожного движения.
  • Развитие дорожной грамотности детей.
  • Совершенствование навыков ориентировки на дороге.
  • Формирование мотивационно - поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.
  • Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.

       

Отличительные особенности программы

Данная программа определяет систему воспитания культуры поведения обучающихся на дорогах и улицах.

Реализация программы будет способствовать повышению статуса патриотического воспитания, координации и взаимодействию всех организаций. 

   

Возрастной диапазон  

Возрастной диапазон  освоения программы – учащиеся начальной школы 7–10 лет.

Продолжительность занятий

        Программа «Юный пешеход»  рассчитана на 250 учебных часов.  Из них в 1 классе – 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели), во 2 – 4 классах – по 72 часов (2 часа в неделю, 36 учебные недели).

Форм организации и видов деятельности

На занятиях по  программе  «Юный пешеход»  преобладают следующие виды деятельности:

познавательная:

  • групповая дискуссия: мозговой штурм, экскурсии;
  • игровая: игры, физминутки, решение ребусов, головоломок, практические занятия;  
  • творческая: групповые и индивидуальные проекты.

Формы организации:

  • тематические занятия;
  • игровые уроки;
  • практические занятия;
  • конкурсы, соревнования, на лучшее знание правил дорожного движения;
  • подготовка и проведение игр и праздников по ПДД;
  • изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
  • просмотр видеоматериалов по ПДД;
  • создание групповых и индивидуальных  проектов по ПДД
  • организация экскурсий на улицу.

            На занятиях учащиеся:

  • приобретают знания и навыки поведения на улице (как безопасно перейти улицу, перекресток и т. д.);
  • усваивают правила движения по дороге (как ходить по загородной дороге и переходить ее);
  • учатся понимать сигналы светофоров и регулировщиков;
  • усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах и т. д.;
  • учатся пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем ( соблюдать правила
  • ожидания транспорта на остановке, правила посадки и высадки и т. п.);
  • знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, линий дорожной
  • разметки проезжей части улицы (дороги).

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
  • объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях;
  • в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
  • осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД

  • определять цель деятельности;
  • учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Познавательные УУД

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Коммуникативные УУД

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

к концу 1-го года обучения

Универсальные учебные действия:

Ориентирование и поведение в окружающей среде:

  • определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);
  • сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;
  • определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;
  • объяснять свой путь от дома до школы;
  • определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от...).

Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

  • выделять из многообразия объектов транспортное средство;
  • выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);
  • различать цвет и форму запрещающих знаков;
  • различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
  • находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);
  • различать сигналы светофора и объяснять их значение;
  • группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

к концу 2-го года обучения

Универсальные учебные действия:

Ориентирование и поведение в окружающей среде:

  • сравнивать предметы по их положению в пространстве;
  • определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;
  • соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;
  • самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.);
  • различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.

Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

  • определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки);
  • ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);
  • выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;
  • различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);
  • в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;
  • объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);
  • различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;
  • оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;
  • группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

к концу 3-го года обучения

Универсальные учебные действия:

Ориентирование и поведение в окружающей среде:

  • определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);
  • определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)

Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

  • выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;
  • определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);
  • находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;
  • находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;
  • объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;
  • выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);
  • самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

к концу 4-го года обучения

Универсальные учебные действия:

Ориентирование и поведение в окружающей среде:

  • характеризовать слова «опасность», «опасный»;
  • объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»,
  • предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;
  • представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …»;
  • осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.).

Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

  • объяснять значение правил дорожного движения;
  • группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД;
  • соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;
  • анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;
  • выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации;
  • анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.
  • выработать навыки по оказанию первой медицинской помощи.

Содержание курса внеурочной деятельности

1 класс

Ориентировка в окружающем мире

Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат).

Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация).

Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше).

Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.).

Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».

Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности.

Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.).

Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).

Ты — пешеход

Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого.

Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.

Ты — пассажир

Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна.

2 класс

Ориентировка в окружающем мире

Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение,

объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.).

Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около).

Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота.

Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт.

Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село,

поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения.

Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.

Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям).

Ты — пешеход

Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.

Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.

Ты – пассажир

В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На первом сидении ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна.

3 класс

Ориентировка в окружающем мире

Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.).

Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски).

Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними.

Ты — пешеход

Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение.

Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой). Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.

Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила движения в темное время суток.

Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».

Ты — пассажир

Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения.

 

4 класс

Ориентировка в окружающем мире

Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях.

Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. Транспорт будущего.

Ты — пешеход

Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной.

Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота».

Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона».

Информационные знаки (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний».

Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».

Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками.

Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках).

Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта).

Ты — пассажир

При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов.

Формы и методы контроля:

  • психодиагностика;
  • опрос, анкетирование родителей;
  • праздники, конкурсы;
  • анализ результатов деятельности.

Календарно-тематическое планирование

1 класс

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Введение. Что такое ПДД?

1

 

Ориентировка в окружающем мире

2

Форма и цвет предметов окружающего мира

1

3

Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше).

1

4

Форма и цвет знаков дорожного движения

1

5

 Виды знаков дорожного движения

1

6

Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».

1

7

Рисуем дорожные знаки

1

8

Игра «Знатоки дорожных знаков»

9

Экскурсия «Мы идем по улице»

1

10

Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности.

1

11

Дорога от дома до школы. Рассмотрение и изучение безопасного маршрута движения детей в школу и домой.

1

12

Рисуем схему безопасного маршрута движения детей в школу и домой.

1

13

Практикум «Моя безопасная дорога от дома до школы»

1

14

Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный.

1

15

Транспортное средство.

1

16

Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход

1

17

Игра «Дорожный калейдоскоп»

1

 

Ты – пешеход

 

18

Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов.

1

19

Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого

1

20

Общие правила перехода улиц и дорог. Составление памятки.

1

21

Целевая прогулка «Места, предназначенные для движения пешеходов»

1

22

Пешеходный переход. Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги

1

23

Остановка. Знаки дорожного движения  «Место остановки автобуса (троллейбуса, трамвая)»

1

24

Проектная работа «День дорожного знака»

1

25

Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода).

1

26

Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.

1

27

Творческая работа. Изготовление макета светофора

1

28

Викторина «Красный, жёлтый, зелёный»

1

 

Ты – пассажир

 

29

Правила пользования общественным транспортом. Знакомство с правилами посадки и высадки пассажиров.

1

30

Правила поездки в общественном транспортном средстве.

1

31

Правила поездки в личном транспортном средстве.

1

32

Игра «Какой ты пассажир?»

1

33

Экскурсия по городу

1

34

Тест «Знаешь ли ты правила ДД»

Итого:

34

2 класс

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

 

Ориентировка в окружающем мире

 

1

Повторение правил ДД по материалам 1 класса

2

2

Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.).

2

3

Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро).

2

4

Особенности пространственного положения транспортного средства при разной скорости движения по отношению к другим участникам дорожного движения

2

5

Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота.

2

6

Транспорт личный и общественный (отличие, классификация).

2

7

Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай).

2

8

Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт.

2

9

Конкурс рисунков «Автомобиль – друг или враг?»

2

10

Населенный пункт: город, село, поселок, деревня.

2

11

Знание своего района как условие безопасного передвижения.

2

12

Проектная работа «Улицы моего города»

2

13

Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт).

2

14

Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.

2

15

Опасность и безопасность на дорогах.

2

16

Причины возникновения опасностей. В каких случаях транспортные средства представляют опасность для пешехода?

2

17

Когда пешеходы представляют опасность для транспортных средств и водителей?

2

18

Целевая прогулка «Правила юного пешехода»

2

19

Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям)

2

20

Разбор маршрутов следования учащихся по улицам с интенсивным движением. 

2

21

Игра « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!»

2

Ты – пешеход

22

Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка».

2

23

Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…».

2

24

Значение конкретного знака. Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.

2

25

Рисуем дорожные знаки

2

26

Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах».

2

27

Автобусные остановки, посадочные площадки в местах остановок трамвая. Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства

2

28

Целевая прогулка «Остановки транспортного средства»

2

Ты – пассажир

29

Ты - пассажир. Правила для пассажиров легкового автомобиля

2

30

От пешехода до пассажира.

2

31

Составление памятки «Правила для пассажиров»

2

32

Опасные ситуации в автотранспорте.

2

33

Наши верные друзья. Правила переезда в транспорте с животными

2

34

Как обходить стоящий транспорт

2

35

Проектная работа «Безопасность на дорогах»

2

36

Тест «Какой ты пассажир?»

2

Итого:

72

3 класс

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Повторение правил ДД по материалам 2 класса

2

Ориентировка в окружающем мире

2

Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения

2

3

Движение транспортных средств на дорогах разного типа

2

4

Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость

2

5

Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит

2

6

Подожди! Железнодорожный переезд впереди.  

2

7

Велосипед. Правила пользования велосипедом. ПДД о велосипедах

2

8

Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения

2

9

Сигналы транспортного средства и правила поведения пешехода в соответствии с ними.

2

10

Применение аварийной сигнализации. Подача звукового сигнала.

2

11

Встреча с инспектором ГИБДД

2

12

Игра «Аукцион знаний ПДД»

2

Ты – пешеход

13

Дорога используется для движения транспортных средств.

2

14

Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»).

2

15

Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса.

2

16

Рисуем схему дороги

2

17

Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. История появления этого правила.

2

18

Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков

2

19

Целевая прогулка «Регулируемые перекрёстки»

2

20

Проектная работа «Виды перекрёстков»

2

21

Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями.

2

22

Правила поведения пешехода в соответствии с сигналами светофора. Разбор дорожных ситуаций

2

23

Викторина «В гостях у Светофора».

2

24

Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск).

2

25

Значение сигналов регулировщика для транспортных средств, пешеходов. Разбор дорожных ситуаций

2

26

Проектная работа по теме: «Регулировщик и его помощь пешеходам и водителям».

2

27

Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги

2

28

Правила движения в темное время суток.

2

29

Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума».

2

30

Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено».

Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка».

2

31

Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».

2

32

Праздник «Дорожный переполох»

2

Ты – пассажир

33

Ты – пассажир. Правила входа и выхода из транспортного средства на проезжую часть

2

34

Перевозка пассажиров и груза на транспортных средствах

2

35

Экскурсия по городу

2

36

Тест «Дорожная азбука»

2

Итого:

72

4 класс

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Вводное занятие. Викторина «Знаешь ли ты ПДД ?» 

2

 

Ориентировка в окружающем мире

2

Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях.

2

3

Разнообразие транспортных средств. Легковой, грузовой, общественный и специальный транспорт.

2

4

Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств.

2

5

Правила эксплуатации велосипеда. Технический осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка.

2

6

Правила для  велосипедиста. ДТП с велосипедистами, меры их предупреждения.

2

7

Творческая работа «Мой друг велосипед»

2

8

Конкурс рисунков «Средства передвижения прошлого»

2

9

Труд водителя.

2

10

Проект «Транспорт будущего».

2

 

Ты – пешеход

11

Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги.

2

12

Поведение пешехода при приближении к главной дороге.

2

13

Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение изученного материала)

2

14

Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной

2

15

Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки.

(«опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота»)

2

16

Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний. («выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона».)

2

17

Информационные знаки: «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний».

2

18

Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».

2

19

Праздник «Путешествие в страну дорожных знаков»

2

20

Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала).

2

21

Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками.

2

22

Железнодорожный переезд-источник повышенной опасности. Шалости на железной дороге недопустимы.

2

23

КВН «Азбука безопасности»

2

24

Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках).

2

25

Целевая прогулка «Нерегулируемые участки дороги»

2

26

Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта).

2

27

Разработка памяток для водителей «Тише едешь, дальше будешь»

2

28

Игра-конкурс «Я – участник дорожного движения»

2

 

Ты – пассажир

29

При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов.

2

30

Разбор дорожно-транспортных происшествий с участием детей, происшедших в городе. Выявление причин дорожно-транспортных происшествий.

2

31

Аварийные ситуации. Действия в случае транспортной аварии на дороге. Защитная поза при столкновении.

2

32

Погода, транспорт и пешеход. Влияние погодных условий на дорожно транспортные происшествия.

2

33

Игры по правилам дорожного движения

2

34

Простейшие правила помощи пострадавшим при ДТП

2

35

Творческая работа. Выпуск стенгазеты «Дорожная безопасность».

2

36

Викторина «У дорожных правил каникул нет». Обобщение знаний.

2

Итого:

72

Организация уроков контроля знаний учащихся

       Специально организовывать уроки контроля по правилам дорожного движения не стоит. На каждом занятие педагог задает детям ряд контрольных вопросов. В 3 – 4 классах ученики на эти вопросы могут отвечать письменно, а после оценивать себя путем взаимопроверки.

        В конце учебного года последнее занятие проводится как тренинг на специально размеченной площадке. Во время таких занятий можно предложить детям контрольные вопросы в виде викторины, соревнования команд и т.д. Предлагаю несколько таких викторин.

Викторина по темам: «Сигналы светофора и регулировщика», «Дорожные знаки», «Транспорт на улице».

1.Что должен делать пешеход, если его на переде застиг желтый сигнал светофора?

2.Сколько сигналов имеет пешеходный светофор?

3.Что означает желтый мигающий сигнал светофора?

4. Покажите, как подает регулировщик сигнал, соответствующий желтому сигналу светофора.

5. Покажите, как подает регулировщик сигнал, соответствующий зеленому сигналу светофора.

6.Покажите, как подает регулировщик сигнал, соответствующий красному сигналу светофора.

7.Если на перекрестке движение регулируется светофором и регулировщиком, и их сигналы противоречат один другому кому подчиняться?

8. На какие группы делятся дорожные знаки?

9.Какие знаки показывают обязательное направление движения?

10. Как называется знак, на котором белой краской изображен велосипед?

11. Как называется знак, на котором белой краской изображена фигура пешехода?

12. Как называется указательный знак, на котором черной краской изображена фигура пешехода?

13. Как называется указательный знак, на котором нарисован красный крест?

14. Как называется указательный знак, на котором изображена телефонная трубка?

15. Как называется знак, на котором нарисованые вилка и ложка?

16. Как называется знак, на котором нарисована кровать?

17. Какие легковые автомобили вы знаете?

18. Какие грузовые автомобили вы знаете?

19. Какой общественный транспорт вы знаете?

20.Расскажите о правилах пользования общественным транспортом, железнодорожным транспортом.

Викторина по теме: «Пешеход».

1.Что называется улицей, на какие части она делится?

2. Что такое перекресток? Какие типы перекрестков вы знаете?

3. Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?

4. Как регулируется движение пешеходов?

5. При каком положении регулировщика разрешается движение пешеходов?

6. При каком положении регулировщика запрещается переход улицы?

7. Что должен сделать пешеход, прежде чем сойти с тротуара?

8. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

9. Как и где надо переходить улицу?

10. Где должен остановиться пешеход, не успевший закончить переход?

11. Какой существует порядок движения пешеходов на загородных дорогах?

12. Где надо переходить шоссейную дорогу?

Тесты для пешеходов

1. Как называется, с точки зрения ПДД, лицо, ведущее по дороге санки? ­

А -пешеход; В - водитель; С - дорожный рабочий.

2. Можно ли переходить дорогу, если на транспортном светофоре постоянно горит мигающий желтый сигнал?

А - нет; В - да; С - да, если с вами идут взрослые.

3. Можете ли вы перейти дорогу, если одновременно горит желтый и красный сигнал светофора?

А - да; В - да, т. к. будет включен зеленый сигнал; С - нет.

4. Сколько всего цветов и какие используются в светофорах?

А - четыре (красный, желтый, зеленый, белый);

В - три (красный, желтый, зеленый);

С - два (красный, зеленый).

5. Являются ли «дорожные рабочие», работающие на дороге, участниками дорожного движения?

А - нет; В - да; С - да, т. к. работают на дорогах.

6. Как должны двигаться пешеходы, ведущие велосипед за городом?

А - по правой стороне дороги;

В - навстречу движению транспорта;

С - в попутном направлении.

7. Когда разрешено выходить на проезжую часть для посадки в трамвай?

А - после открытия дверей;

В - после остановки трамвая;

С - после открытия дверей и остановки трамвая.

8. Является ли погонщик животных и дорожные рабочие участниками движения?

 А- да; В -нет; С -погонщик является, дорожные рабочие нет.

9. Можно ли вам переходить дорогу, если регулировщик стоит к вам боком, но руки у него опущены вниз? А - не можете, т. к. руки опущены; В - можете; С - нет, не можете.

10. Какой стороны движения на тротуаре должны придерживаться пешеходы?

 А- левой; В -правой; С - любой.

11. Где разрешается ожидать трамвай?

 А - на трамвайных путях; В - на проезжей части; С - на обочине.

12. Может ли пассажир быть участником дорожного движения?

 А - да; В - нет; С - нет, т. к. находится в транспорте.

13. Можно ли водить группы детей по обочине дорог в темное время суток?

 А - да; В - да, в сопровождении не менее 2- x взрослых; С - нет.

14. Как называются, с точки зрения ПДД, лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя?

 А –пассажирами; В - водителями; С - пешеходами.

15. Для каких пешеходов устанавливают светофоры, дополненные звуковыми сигналами?

 А –пешеходов-детей; В - пешеходов-инвалидов; С - пешеходов-слепых.

16. Могут ли пешеходы двигаться на проезжей части?

A – нет; В - да; С - да, жилой зоне.

17. Можно ли переходить улицу на дорогах с разделительной полосой?

А -да; В - да, если нет травы и деревьев; С - нет.

18. К какой группе дорожных знаков относится знак «Дети»?

А- 1-й;­ В – 3-ой; С - 5-й.

19. Можете ли вы перейти улицу, когда регулировщик стоит к вам грудью, а жезлом указывает на вас?

 А - нет; В - да; С - да, за спиной регулировщика.

20. На каких участников дорожного движения распространяется действие транспортного светофора?­

А – на водителей; В - на пешеходов; С - на водителей и пешеходов.

Тесты для велосипедистов

1. Может ли велосипедист проехать направо, если регулировщик стоит к нему правым боком?

 А- нет; В - да; С - да, пропустив транспорт.

2. К какой группе дорожных знаков относится знак «Пересечение с велосипедной дорожкой»?

 А - 1-й; В - 3-й; С - 5-й.

3. Регулировщик - это ...

А - дружинник, имеющий соответствующую экипи­ровку;

В - дежурный по проходной;

С - работник дорожной службы.

4. Можно ли перевозить на велосипеде ребенка до 10 лет?

 А - да; В - нет; С - да, при наличии оборудованного сиденья.

5. Вам  исполнилось 15 лет, вы можете на мопеде выехать в город?

 А - да; В - нет; С- да, при наличии удостоверения на право управ­ления.

6. Что означает предупредительный сигнал, подаваемый левой рукой, вытянутой вверх и согнутой в локте под углом в 900?

А –правый поворот; В - левый поворот; С - разворот.

7. Можете ли вы повернуть на велосипеде налево, если регулировщик стоит к вам правым боком?

А -да; В - да, за спиной регулировщика; С - нет. .

8. Можно ли вам двигаться на велосипеде по дороге, обозначенной знаком «Движение легковых автомобилей?

 А - да; В - нет; С - да, на удалении 1м от края проезжей части.

9. Можно ли перевозить детей на велосипеде?

А - да; В- нет; С - да, не старше 7лет.

10. Можно ли ездить на велосипеде по обочине дороги?

 А - да, не создавая помех пешеходам; В - нет; С - да.

11. Можно ли велосипедисту повернуть налево при зеленом сигнале светофора?

 А - да; В - нет; С - да, при отсутствии трамвайных путей.

12. Можно ли на мопеде двигаться по автомагистрали?

А - да; В - нет; С - да, если его техническая скорость 40 км/ч.

13. Можно ли прицеп буксировать велосипедом?

 А - да; В - да, если он предназначен для велосипеда; С - нет.

14. Что обозначает разметка, нанесенная штрих-пунктиром желтой краской на бордюре?

А - остановка запрещена; В -стоянка запрещена; С - разрешение остановки маршрутных транспортных средств.

15. Может ли быть регулировщиком дорожного движения паромщик на паромной переправе?

  А -да; В -нет; С - да, если экипирован.

16. Можете ли вы на велосипеде двигаться по пешеходной дорожке?

 А - да; В -нет; С - да, не мешая пешеходам.

17. К какой группе дорожных знаков относится знак: «Велосипедная дорожка»?

 А - 1-й; В - 3-й; ­ С - 4-й.

18. Какой из указанных ниже средств относится к механическим?

 А - велосипед; В - мопед; С - мотороллер.

19. Может ли водитель велосипеда переехать железно­дорожные пути вне железнодорожного поезда?

А- да; В - нет; С - да, если шлагбаум закрыт.

20. Можно ли на велосипеде перевезти удочку длиной 3,5 м?

  А -нет; B - да; С - да, если хорошо закрепить.

Тест “Подбери слова”

Инструкция: Учитель называет определение, например, воздушный транспорт.

Ребенок должен перечислить слова, относящиеся к этому определению (самолет, вертолет, воздушный шар).

1. Наземный транспорт

2. Воздушный транспорт

3. Предупреждающие знаки

4. Запрещающие знаки

5. Знаки сервиса

6. Сигналы светофора

7. Действия человека

Норма для детей 15-20 слов из различных групп.

Методика “Продолжи предложение”

 Задача детей: продолжить предложение.

1. Пешеходы всегда должны двигаться…….

2. Я никогда не нарушаю………

3. Светофор состоит из……..

4. Я знаю, что знаки бывают……..

5. Я помню случай, когда на дороге…….

6. Плохо, когда взрослые…..

7. Регулировщик, это человек, который…..

8. Пассажирам автобуса запрещается…….

9. Знать правила дорожного движения нужно для того, чтобы……

Проанализируйте процесс обобщения, рассуждения ребенка, умения правильно рассуждать.

Тест “Дорожная история”.

Инструкция: ребенку дается задание придумать дорожную историю, затратив 3 минуты и

затем пересказать ее. История может включать разные ситуации, которые произошли либо

самим ребенком, либо может быть вымышленная, придуманная с различными персонажами из сказок, мультфильмов.

При обработке результатов учитывается: знания детей ПДД, необычность сюжета, разнообразие персонажей, образов, оригинальность, словарный запас ребенка, рассказ должен состоять из полных предложений.

Оценка результатов:

“отлично” - ставится за историю, необычную и оригинальную, свидетельствующую о

незаурядной фантазии ребенка, хороших знаниях по ПДД, богатом словарном запасе.

“хорошо”- если история простая, нет оригинальности, знания по ПДД недостаточные.

“плохо”- ребенок не сумел придумать историю.

Тест “Проверь себя”

 Задача ребенка найти лишнее слово.

1. Знаки сервиса включают в себя… (больницу, пост ГАИ, телефон, аптеку).

2. В специальный транспорт входит… (скорая машина, пожарная машина, машина милиции, велосипед).

3. В понятие “транспорт” входит…(машина, автобус, велосипед, пешеход, трактор).

4. Общественный транспорт включает в себя…(автобус, троллейбус, трамвай, прицеп, такси).

5. У машины есть…(колеса, руль, парус, педаль, фары).

6. Пешеход имеет право…(переходить улицу, идти по тротуару, играть на проезжей части).

7. Запрещающие знаки включают в себя…(поворот направо запрещен, разворот запрещен, остановка запрещена, круговое движение).

8. Водителю велосипеда можно… (ездить, не держась за руль, двигаться по крайней правой полосе в один ряд, двигаться по обочине дороги, если это не создает помех пешеходам).

9. Дорожные знаки делятся на…(предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные, разрешающие).

10. Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного, синего).

Норма для детей 7-8 правильных ответов.

Список литературы

Литература, используемая при разработке программы:

  1. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001 года, № 196-ФЗ;
  2. Громаковский, А.А. Правила дорожного движения 2016 с примерами и комментариями / А.А. Громаковский. - М.: Эксмо, 2016. - 208 c.
  3.  Программа для системы дополнительного образования детей “Безопасность дорожного движения”, под редакцией П.В.Ижевского, авторы: В.А. Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов. Москва. “Просвещение”, 2009 - 145 с.
  4.  Учебно–методическое пособие “Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2017 – 96 с.
  5. М.Н. Плесовских.  Мы – пешеходы, мы – пассажиры. Методическое пособие для учителей нач. школы. 2016 – 57 с.
  6. Финкель, А.Е. Правила дорожного движения в рисунках: редакция 2019 г / А.Е. Финкель. - М.: Эксмо, 2018. - 448 c
  7. Шорыгина, Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет / Т.А. Шорыгина. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 80 c.
  8. Копусов-Долинин, А.И. Правила дорожного движения (ПДД) РФ 2018. Официальный текст с комментариями и иллюстрациями (с последними изменениями и дополнениями) / А.И. Копусов-Долинин. - М.: Эксмо, 2017. - 192 c


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Юный спортсмен"

Прграмма внеурочной деятельности для 1- го класса....

Программа внеурочной деятельности "Юные инспекторы движения"

Программа составлена с учетом изучения материала в 1-4 классах...

Программа внеурочной деятельности " Юный астроном"

Данная программа общеинтеллектуальной направленности знакомит с вопросами астрономии и её научными достижениями. Астрономический материал вызывает у учащихся огромный интерес. У любознательных школ...

Программа внеурочной деятельности "Юные краеведы". 5 класс.

Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с обучающимися по географии с использованием регионального компонента.Программа предполагает изучение исторических и географическ...

Программа внеурочной деятельности «Юный филолог» ( программа подготовки учащихся к участию в предметных олимпиадах по русскому языку)

     Предлагаемая программа предназначена для учащихся средней ступени (7-8 классы)  обучения общеобразовательных школ. Программа разработана  для работы со школьниками...

Игровая программа "Посвящение в юные пешеходы"

Игровая программа  на знание правил дорожного движения...