Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе «Умники и умницы»
методическая разработка (5 класс)
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА – КОНКУРС
(внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе)
«Умники и умницы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Гирьянская средняя общеобразовательная школа»
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА – КОНКУРС
(внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе)
«Умники и умницы»
Цели мероприятия:
- с помощью интеллектуальной игры проверить степень овладения программным материалом учащимися 5-х классов;
- развивать познавательный интерес к русскому языку;
- воспитывать навык взаимодействия во время игры в группе (команде).
ХОД ИГРЫ:
Учитель:
Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наше соревнование поможет вам найти много чудесного и таинственного, что прячется за словом русский язык.
Вот начнется состязание сейчас,
Вот болельщики, а вот жюри,
Путь к победе труден, что ни говори,
Нам доверено с тобой
Провести удачно бой,
Чтоб находчивость и знания проверить.
Конкурс 1 – Разминка.
Я уверена, все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Сейчас чтобы немного размяться мы будем их вспоминать. (Ведущие зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ- 1балл.)
1 Что посеешь, … (то и пожнешь).
2 Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).
3 Кончил дело – … (гуляй смело).
4 Волков бояться – … (в лес не ходить).
5 С кем поведешься – … (от того и наберешься).
6 Как аукнется – … (так и откликнется).
7 За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).
8 Тяжело в учении – … (легко в бою)
9 Любишь кататься - …(люби и саночки катать)
10 Учение – свет, … ( а неученье тьма)
Конкурс 2 «Фонетический»
1. Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону?
2. В имени какого богатыря гласных больше, чем согласных?
Ведущий раздает карточки с заданием.
(Илья Муромец, Алеша Попович)
3. Продолжаем нашу фонетическую разминку.
Команде необходимо найти слово, в котором есть звук [ с ]
(просьба, синий, косьба, слушать, сиять, синеть)
Ответ: слушать.
Конкурс 3 «Остров Антиподов».
Мы попали на остров Антиподов. Здесь живут люди, которые говорят не так, как мы, а наоборот. Что это значит?
А вот что! Каждое слово они понимают с точностью до наоборот. Например, как вы думаете, что означает такая фраза: С бездельем утопишь слона в поле
.Оказывается, что так на острове Антиподов звучит известная пословица:
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Наши команды сейчас займутся переводом на наш родной язык известных фраз, пословиц или поговорок, а может и загадок.
(На карточках)
1 команде:
Потеряй 1 копейку и не потеряешь 1 врага.
(Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей)
Идет юноша из светлицы и хвост под домом.
(Сидит девица в темнице, а коса на улице.)
2 команда
Ненавидишь гулять пешком, и ненавидь и велосипед толкать.
(Любишь кататься – люби и саночки возить).
Упала тыква, можно выплюнуть.
(Висит груша, нельзя скушать.)
Конкурс 4 «СЛОВА-ЗМЕЙКИ».
1. На доске слова: 1-ой команде - КОМ, 2-ой команде - СОМ.
Члены команд (один за другим) подходят к доске записывают каждый по слову (существительные - единственного числа, именительного падежа), начинающемуся с последней буквы слова, написанного предыдущим учеником. Например: ком-мак-колба-…
Через 3 минуты жюри производит подсчет слов. Каждое слово – 1 балл.
На доске слова: 1-ой команде - КОМ, 2-ой команде - СОМ.
2. Ваша задача состоит в том, чтобы быстрее написать по 5 слов, начинающихся с буквы, входящей в это слово.
С – сокол, сито, сосна, старик, сарай и т.д.
О – облако, осень и т. д.
В – вилка
А – арфа
Конкурс 5 «СОБЕРИ СЛОВА».
Соберите слова, которые спрятались в других словах. За каждое слово 1 балл
1-ой команде. (На карточках)
1) Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс –ЛЕСНИК, ОКОНЧАНИЕ – УЧЕНИКИ ( подснежники)
2) Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ (молодцы)
2-ой команде.
1) Приставка в слове ЗАХОД, корень - ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА (загородка)
2) Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс – СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый)
Конкурс 6 «Словообразовательный»
1. От корня слов так же, как и от дерева, идут новые ростки – однокоренные слова. Чьё дерево ветвистее, та команда получает 2 очка
(Исходное слово: «говор»)
2. За 1 минуту запишите 10 слов, состоящих из 3 букв.
(Победитель тот, у кого больше слов.)
3. Составьте самое длинное слово из букв: б а д у р з т к ь а в.
Конкурс 7 «Синтаксический»
1. Вы должны правильно написать слова и расставить знаки препинания.
1 команда 1. Язык (до) Киева (до) ведет.
2. Мой сын (–) летчик.
3. Я побывал в городах (:) Ростове, в Москве, в Киеве.
2 команда 1. Хорошее слово (до) сердца (до) йдет.
2. Пословица (–) народная мудрость.
3. В корзине лежали ягоды (:) малина, земляника.
2. Составьте предложение, выполнив предварительные действия:
- Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.
- Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».
- Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.
- Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».
- Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».
- Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.
Конкурс 6 «Блиц-опрос»
Команды по очереди отвечают на вопросы ( за каждый правильный ответ – 1 )
1. Часть речи, обозначающая предмет (Существительное)
2. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (Антонимы)
3. Он бывает между корнем и окончанием в слове (Суффикс)
4. Неопределённая форма глагола. (Инфинитив)
5. Изменение глагола по лицам и числам. (Спряжение)
6. Часть слова без окончания. (Основа)
7. Член предложения, отвечающий на вопрос, какой? чей? (Определение)
8. Предложение с двумя грамматическими основами. (Сложное)
9. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы. (Фонетика)
10. Сколько букв в русском алфавите? (33)
Вопросы для болельщиков
Пока команды выполняют задание, у болельщиков появилась возможность помочь своей команде. Предлагаем вам ответить на несколько вопросов:
- Как правильно сказать?
У рыб нет зуб.
У рыбов нет зубов.
У рыбей нет зубей.
Ответ: У рыб есть зубы.
- Какую строчку не может прочитать ни один учёный?
Ответ: Строчку, прошитую на швейной машине.
- В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?
Ответ: Суббота
- Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом?
Ответ: Именительный падеж
Какую часть слова можно в земле найти? (Корень.)
Каким членом предложения является обращение? (Обращение не является членом предложения.)
Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон…)
Подведение итогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Умники и умницы" (5 класс)
Представлена методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для 5 класса....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах «Умники и умницы»
Это внеклассное мероприятие можно провести по повторению курса русского языка в 5 – 8 классах, а также как праздник, посвящённый русскому языку.Цели:- Стимулировать интерес к изучению русского языка;-...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе «Умники и умницы».
Кокспект внеклассного мероприятия для 6 класса, используемое для повторения и систематизации знаний учащихся по темам "Лексика" и "Фразеология"....

Внеклассное мероприятие по математике для 9 классов "Умники и умницы"
Внеклассное мероприятие по математике для 9 классов "Умники и умницы"...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5-8 классах «Умники и умницы»
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5-8 классах«Умники и умницы»...