Сценарий "Блокадная ласточка"
материал

Ткачёва Надежда Михайловна

«Помня историю своей Родины, историю своей семьи, что традиции и обычаи своего народа, только так мы сможем вырасти настоящими людьми, патриотами своей Родины, людьми, достойными своих предков…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий23.45 КБ
Файл шифр14.96 КБ
Файл ласточка194.25 КБ

Предварительный просмотр:

 «Блокадная ласточка»

«Помня историю своей Родины, историю своей семьи, что традиции и обычаи своего народа, только так мы сможем вырасти настоящими людьми, патриотами своей Родины, людьми, достойными своих предков…»

СЛАЙД 1

- Добрый день уважаемые ребята. Сегодня мы в очередной раз пролистаем страницы «Памяти». Течет река времени. Но и сегодня ветераны, труженики тыла, дети воины помнят тот страшный день, когда настежь распахнулись огромные двери войны. Ведь история знает немало примеров героической обороны крепостей и городов.

Я предлагаю вам сейчас определить тему нашего мероприятия. Для этого вам необходимо расшифровать её с помощью таблицы «шифровщика». Разгадав шифр, вы узнаете, какому событию будет посвящен наш классный час.

5

А

Б

В

Г

Д

Е

4

Ж

З

И

Й

К

Л

3

М

Н

О

П

Р

С

2

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

1

Ш

Щ

Ы

Э

Ю

Я

 

1

2

3

4

5

6

  Первая цифра обозначает номер столбца, а вторая- номер строки.

(2,5;  6,4;   3,3;   5,4;   1,5;   5,5;   2,3;   1,5;   6,1;) - Блокадная

(6,4; 1,5; 6,3; 1,2; 3,3; 6,2; 5,4; 1,5;) - ласточка

- Молодцы, ребята! Разгадали шифр. А кто из вас, знает что-то про тему нашего классного часа? (Возможные ответы детей)

СЛАЙД 2

Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в истории нашей страны. За мужество и героизм были награждены не только люди, но и города. Среди них – город-герой Ленинград.  О подвиге блокадного Ленинграда мы сегодня с вами и поговорим.

Что такое блокада?
Это осадное кольцо, в которое взяли город. В город перестало поступать продовольствие. Отключили свет, отопление, воду… Наступила зима…
Настали страшные, тяжелые блокадные дни.

СЛАЙД 3

Блокада Ленинграда длилась долгих 900 дней. 900 дней смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и мужества жителей Северной столицы. На защиту города поднялись все его жители. В короткий срок - город был превращен в крепость.

СЛАЙД 4

Ленинградские мальчишки и девчонки помогали взрослым в борьбе против фашистов. Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства. Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.

СЛАЙД 5

В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта. Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.

СЛАЙД 6

27 января  2025  года – будет 81 год со дня полного снятия блокады Ленинграда. Этот день объявлен Днём воинской славы России - днем снятия блокады города Ленинграда.  

СЛАЙД 7

Страшные дни блокады начинают свой отсчёт от 8 сентября 1941 года.

Прослушайте стихотворения о блокаде Ленинграда.

Сорок первый, сентябрь, восьмое число.

 В этот день нас блокады огнём обожгло.

  Мы не знали ещё, что сомкнулось кольцо

                           И что смерть нам уже заглянула в лицо.

В эти тяжёлые дни, в перерывах между обстрелами, бомбежками чтобы жители города понимали, что они не одни, день и ночь работало радио.

СЛАЙД 8

Постоянно транслировался равномерный, четкий как приказ - стук метронома.  Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется

СЛАЙД 9 (запись звука метронома.)

 Хочу рассказать удивительную историю, которая случилась в блокадном Ленинграде. Можно сказать, что многим жителям осажденного города эта история дала надежду на жизнь.

СЛАЙД 10

Когда началась война, встал вопрос о защите культурного наследия города Ленинграда. Те памятники, что можно было снять, снимали и закапывали. Те, что снять нельзя - укрывали в защитные кожухи. Но была еще одна серьезная проблема - это возвышающиеся над городом золотые шпили и купола. Вот, например, как шпиль Адмиралтейства.   

СЛАЙД 11 (Фото шпиля)

Такой шпиль не снимешь, не разберешь, и не закопаешь. Видны они за десятки километров и служат для немцев потрясающей реперной точкой (зная, где конкретно находится данный шпиль, а так же имея карту города, именно ориентируясь на такой шпиль можно наводить орудия на объекты жизнеобеспечения). Маскировкой чехлов занимались девушки альпинисты.

СЛАЙД 12 (Фото шпиля с Ольгой Фирсовой)

Это была очень тяжелая работа, особенно, если не забывать о том, что в городе был голод и силы девушек значительно уменьшились. Тем не менее, маскировка была выполнена.

После зимы защитные чехлы истрепались от ветра и от осколков снарядов. Необходимо было наложить заплатки.

Девушки-герои снова поднялись наверх. Это было очень тяжело.

И не стоит забывать о том, что летели снаряды.

И уже когда шпиль Адмиралтейства был зашит заново, спускаясь, Ольга Фирсова заметила, что возле шпиля летает ласточка.

СЛАЙД 13

Не просто летает, а бьется об защитный чехол. Стало, очевидно, что случайно было зашито гнездо с ее птенцами. И принимается очень смелое решение - снова залезать под самый верх и распарывать мешок.

- Казалось бы, для чего такой риск? Снова подниматься на самый верх, а ведь еще шел обстрел города и риск погибнуть был очень высок. Но прилетевшая ласточка была символом надежды. Символом возвращения жизни в город. А не расшить защитный чехол - погубить птенцов. То есть лишить символ жизни самой жизни.

СЛАЙД 14

На следующий день об этом событии написала газета "Ленинградская правда" (которая, выпускалась всю блокаду без перерыва). Жители города стали вырезать силуэты ласточек из всего, что попадалось под руку. Картон, консервные банки, просто бумага - все шло в дело. Это было своеобразным вызовом немецкой пропаганде, которая утверждала, что в Ленинград даже птицы не прилетят.

СЛАЙД 15

Закончилась суровая зима 1942 года. Весной у многих ленинградцев на груди появился жетон с изображением ласточки. Это был маленький жестяной значок – ласточка с письмом в клюве. Таким образом, жители осажденного Ленинграда показывали, что ждут хороших вестей с фронта, что не теряют связи со своей страной. «Блокадная ласточка» – символ надежды на лучшее, на скорую встречу с родными и близкими.

СЛАЙД 16

Позже ласточки стали и живыми символами надежды блокадного города. 

Этот образ сохранился в стихотворении «Блокадная ласточка», написанном ленинградской поэтессой Ольгой Берггольц.  

СЛАЙД  17 (Стихотворение (аудиозапись)

СЛАЙД 18

 Я предлагаю вам сделать сейчас символ Ленинграда.

 (Дети работают над созданием символа и водружают на )

СЛАЙД 19

На берегу Ладожского озера, находится один из самых узнаваемых «блокадных» памятников — мемориал «Разорванное кольцо». Он воздвигнут в 1966 году.

Рефлексия

СЛАЙД 20

27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение. За своё освобождение город Ленинград заплатил дорогой ценой: 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады. Мы сегодня с вами говорили о подвиге защитников Ленинграда, о мужестве и героизме его жителей, потому что понимаем, что нельзя забывать нашего прошлого, важно помнить героические страницы нашей Родины. Вы все сегодня очень хорошо поработали над созданием символа Ленинграда.

 

СЛАЙД 21

  - Что нового вы узнали сегодня?

          - Какими качествами обладали люди осажденного Ленинграда?

          - Сегодня дома я расскажу …..

          - Ребята, спасибо вам, что вы были так внимательны, что так углубились в эту серьезную тему. Ведь жители Ленинграда поистине - герои с большой буквы и именно они служат примером и уроком для будущего поколения.

- Мы с вами очень далеко от того времени. Но я хочу, чтобы мы с вами, окунулись, в то, страшное время, и почтили память всех погибших героев Ленинградской блокады минутой молчания под метроном, который звучал в 1942 году в блокадном Ленинграде.

СЛАЙД 22 (звучит стук метронома).

 



Предварительный просмотр:

5

А

Б

В

Г

Д

Е

4

Ж

З

И

Й

К

Л

3

М

Н

О

П

Р

С

2

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

1

Ш

Щ

Ы

Э

Ю

Я

 

1

2

3

4

5

6

  Первая цифра обозначает номер столбца, а вторая - номер строки.

(2,5;  6,4;   3,3;   5,4;   1,5;   5,5;   2,3;   1,5;   6,1;) - ________________________

(6,4; 1,5; 6,3; 1,2; 3,3; 6,2; 5,4; 1,5;) - _______________________________

5

А

Б

В

Г

Д

Е

4

Ж

З

И

Й

К

Л

3

М

Н

О

П

Р

С

2

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

1

Ш

Щ

Ы

Э

Ю

Я

 

1

2

3

4

5

6

  Первая цифра обозначает номер столбца, а вторая - номер строки.

(2,5;  6,4;   3,3;   5,4;   1,5;   5,5;   2,3;   1,5;   6,1;) - ________________________

(6,4; 1,5; 6,3; 1,2; 3,3; 6,2; 5,4; 1,5;) - _______________________________

5

А

Б

В

Г

Д

Е

4

Ж

З

И

Й

К

Л

3

М

Н

О

П

Р

С

2

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

1

Ш

Щ

Ы

Э

Ю

Я

 

1

2

3

4

5

6

  Первая цифра обозначает номер столбца, а вторая - номер строки.

(2,5;  6,4;   3,3;   5,4;   1,5;   5,5;   2,3;   1,5;   6,1;) - ________________________

(6,4; 1,5; 6,3; 1,2; 3,3; 6,2; 5,4; 1,5;) - _______________________________



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Поведение береговых ласточек в период гнездования"

Территория европейской части России сильно подвержена антропогеннному воздействию и наблюдается сокращение численности  популяции многих видов пернатых. 2 вида береговых ласточек уже занесены в К...

Занятия по физике в детском оздоровительном центре "Ласточка"

Физику мы не забываем даже на каникулах. В детском оздоровительном центре «Ласточка» организованы занятия по естественным и гуманитарным наукам. По физике проводим 3 занятия....

презентация интерактивный кроссворд для вступительной беседы к разучиванию песни Е.Крылатова и И.Шаферана "Ласточка" в 5 классе

https://disk.yandex.ru/public/?hash=%2BYB44UzcMFqPZzBVKPOTTRAe9EGXeTmpqFXufHQuhu8%3DПрезентация разработана для проведения практики пробных уроков студентами музыкального отделения колледжа на уроках ...

Ласточки неба

Презентация к классному часу посвященному женщинам летчицам Великой Отечественной войны...

Презентация "Ласточка" к занятию по теме: "Птицы - лесные жители"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5620566","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"268","width":"480"}}]]Презентация "Ласточка"  предназначена для проведения педаг...

Ласточки

конспект внеклассного мероприятия...

Анализ текста произведения К. Паустовского «Ласточка»

Анализ текста произведения К. Паустовского «Ласточка»...