Сценарий воспитательного мероприятия
классный час

Классный час, посвященный Дню науки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_vm.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа № 4 г. Черемхово»

Сценарий воспитательного мероприятия

«День российской науки»

Выполнил:

учитель истории и обществознания

Бабик О.Л.

Черемхово, 2024

Пояснительная записка

Классный час по теме «День российской науки» посвящён созвучному празднику, который отмечается ежегодно 8 февраля. Данный классный час помогает познакомить учащихся с историей появления этого праздника, расширить кругозор обучающихся в области достижений отечественной науки. Российская наука дала миру много великих имен и открытий. И сегодня в стране работают замечательные ученые, чьи исследования вызывают колоссальный интерес в мире. 

Тип мероприятия: тематический классный час

Тема классного часа: День российской науки

Класс: 8 «А»

Цель: познакомится с историей праздника и его традициями

Задачи классного часа:

-  обучающие: способствовать расширению кругозора учащихся в области достижений отечественной науки и включению учащихся в процесс самообразования и саморазвития;

- развивающие: повышение уровня знаний и совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся в интересующих областях науки.

- воспитательные: способствовать воспитанию чувств патриотизма и гордости за свою страну, свой народ.

Форма работы: фронтальная

Методы взаимодействия: беседа, тестирование

Средства обучения: ПК, проектор, мультимедийная презентация, тесты.

Сценарий воспитательного мероприятия

I. Вступительная часть (5 мин.).

Организационный этап: -  Здравствуйте, ребята. Сегодня наш классный час будет посвящён приближающемуся празднику, дню российской науки! Начать наш классный час мне бы хотелось с высказывания Петра Леонидовича Капицы, выдающегося советского физика, инженера и лауреат Нобелевской премии:

«Наука должна быть веселая, увлекательная и простая.

Таковыми же должны быть и ученые»

Постановка проблемы: - Давайте подумаем, в чём смысл данной фразы? (Ученики высказывают свои предположения). Действительно, в своём высказывании Петр Леонидович рассуждает на тему того, какой же наука должны быть в идеале и говорит о том, что сложность, запутанность и скучность науки могут отпугивать людей, чего вообще происходить не должно.

- Часто ли вы интересуетесь открытиями или изобретениями в научной сфере? Почему важно для нас быть заинтересованными? (Ученики отвечают на поставленный вопрос). По ответам мы можем с вами понять, что посвятить этому празднику классный час очень важно, потому что большинство нашего населения, как – бы это не было грустно, обладает низким уровнем заинтересованности развитием российской науки – это мы определили актуальность нашего классного часа.

Целеполагание: - Совсем скоро, 8 февраля, каждый кто тесно связан с научной деятельностью страны будет отмечать свой профессиональный праздник - День российской науки. Как думаете есть ли у нас цель? (Ученики высказывают свои предположения). Ваши ответы верны, цель нашего классного часа мы определили – познакомится с историей праздника и его традициями. Давайте же достигать нашу поставленную цель!

II. Основная часть (30 мин.).

Этап актуализации знаний: – Я надеюсь, у вас сформировалось понимание значимости и важности такого праздника, которое поможет нам хорошо поработать на занятии. Начнем мы с истории этого праздника. Попрошу обратить внимание на интерактивную доску.

История Дня российской науки

Рассказ учителя (с помощью презентации): - «История праздника начинается еще со времен Петра I. По его велению в 1724 году именно 8 февраля был издан указ о развитии науки в российском государстве, благодаря чему появилась первая Академия наук и художеств, она отличалась от зарубежных академий. Обучались там талантливые и жаждущие знаний люди независимо от финансового положения. Поэтому студентами могли стать даже простые люди. За хорошую учебу они награждались царской милостью и получали жалование за свой труд. На протяжении многих лет академия меняла свое название, однако цель оставалась неизменной. Во времена Советского Союза ее переименовали в Академию наук СССР, а после распада союза она стала Российской Академией наук, возродив звание высшего научного заведения. К 275-летию со дня основания Академии было решено учредить праздник «День российской науки», учитывая роль выдающихся открытий и труд великих умов человечества для развития государства и общества в целом.

Наша страна дала миру множество уникальных имен и научных открытий, которые сыграли большую роль в развитии человеческой цивилизации. М. Ломоносов, К. Циолковский, И. Павлов, Д. Менделеев и многие выдающиеся ученые, перевернувшие мир своими достижениями. Наука – это сила, дающая прогресс, движение, развитие во всех сферах жизни: медицина, образование, экономика, производство. Достижения ученых выводят человечество на новый уровень жизни, повышая ее качество.

Науке в России отводится особое значение. Предоставляются условия для молодых специалистов и исследователей, запускаются программы фундаментальных научных исследований, поддерживается конкурентоспособность в области научных разработок.

В последние годы увеличилось количество молодых ученых. Приоритетными научными направлениями на сегодняшний день выделяют: способы обработки и хранения больших объёмов информации, создание и применение новейших материалов, искусственный интеллект, применение экологически чистых и ресурсосберегающих технологий».

Фронтальная беседа: - «Вот вы сейчас услышали историю праздника. А какие научные открытия вы знаете? Кто из вас хотел бы стать ученым? Какие научные открытия вы бы хотели сделать? (Ученики отвечают на поставленные вопросы). Возможно, и кто-то из вас окажется среди числа российских ученых, вы будете продолжать славные традиции — развивать самые перспективные направления в науке, разрабатывать новейшие технологии, готовить своих учеников. Давайте теперь познакомимся с традициями Дня науки».

Традиции Дня российской науки

Рассказ учителя (с помощью презентации): - «В День российской науки проводят ежегодные конференции и слёты молодых и перспективных ученых в разных областях. Проводятся мероприятия, которые позволяют обсудить вопросы и увидеть проблемы в развитии современной научной деятельности, а самое главное - отметить ее новейшие достижения. Для школьников организуют классные часы, стараясь привить интерес и любовь к науке, исследованиям и открытиям. В университетах на конференциях выдвигают новые теории и защищают их, презентуют проекты по научной тематике. Младших детишек знакомят с научными экспериментами и наблюдениями в игровой форме, что позволяет легче усваивать информацию и развивать творческие способности, мышление, способность думать и анализировать».

Фронтальная беседа: - «Одной из традиций для школьников в этот день, как вы могли услышать, является проведение классных часов, стараясь привить интерес и любовь к науке, исследованиям и открытиям. О каких ученых вы знаете и можете ли рассказать о их достижениях? (Ученики отвечают на поставленные вопросы). Сейчас я вас познакомлю с фамилиями и вкладами небольшой части ученых, на самом деле не хватить и всего учебного года, чтобы изучить вклад абсолютно каждого из них в развитие российской науки».

Краткие биографии и вклады ученых

Рассказ учителя (с помощью презентации):

- Дмитрий Иванович Менделеев. В России в 1834 году в городе Тобольске родился гениальный ученый. Это Дмитрий Иванович Менделеев. Он был семнадцатым ребенком в семье. Отец его Иван Павлович Менделеев работал директором гимназии. Мать смотрела за детьми, воспитывала и помогала им учиться. Маленький Дима рос любознательным и разносторонним мальчиком. Но в гимназии были предметы, которые он не любил изучать. После учебы Дима поступает в педагогический университет в Петербурге. Он заканчивает обучение блестяще, получает золотую медаль и становится учителем. Дмитрий Менделеев имеет множество разных интересов и увлечений, начинает заниматься научными открытиями. Он серьезно изучал химию и физику, воздухоплавание, промышленность. Менделеев долгое время изучал свойства газов. Это помогло ему изобрести управляемый воздушный шар - стратостат. С его помощью в начале 19го века изучали верхние слои атмосферы. Ученый придумал состав бездымного пороха, наладил его производство. Это изобретение принесло много пользы военному делу. Но главным открытием или как в мире говорят, научным подвигом Менделеева была Периодическая система элементов. Все, что нас окружает: земля, вода, воздух, предметы, состоят из мельчайших частиц. Это химические элементы. Дмитрий Иванович в своей жизни совершил много научных открытий, проводил лабораторные исследования. И вместе с тем, он сам мог шить себе одежду. Сам увлеченно плел качественные чемоданы, которые очень быстро раскупались в Москве и Петербурге богатыми купцами. Эта неординарная личность прочно и надолго вошла в историю мировой науки!

- Александр Степанович Попов. Будущий великий учёный появился на свет в 1858 году в небольшом поселке, расположенном на Урале. В семье, помимо Александра, было ещё пять детей. Его отец был священником, поэтому неудивительно, что образование Попов получил в духовном учебном заведении, а затем поступил на физико-математический факультет Питерского университета. Жизнь в северной столице для будущего ученого складывалась сложно. Чтобы иметь средства к существованию молодой студент совмещал учебу с работой электромонтером. В 23 года Попов получил степень кандидата и ему предложили начать обучение на должность профессора. Будучи уже профессором, Попова заинтересовало электричество. В результате он стал преподавателем и одновременно изучал электромагнитные колебания. Александр Попов является изобретателем бортовой радиостанции, которую впоследствии стали использовать корабли Черноморского флота. В 1896 году им была передана первая радиотелеграмма, состоящая из двух слов – «Генрих Герц». И если первое сообщение было отправлено на расстояние 250 метров, то впоследствии Попов смог достичь возможности передача телеграммы на 5 км. Интересным фактом будет то, что учёный занимался исследованиями в области медицины. Он изучал рентгеновские лучи и первым сделал снимки человеческих конечностей. Изобретения Попова были настолько полезны, что даже новая Советская власть признала его заслуги и после смерти ученого обеспечивала его семью. И хотя многие критики приписывают изобретение радио итальянцу Гульельмо Маркони, именно 7 мая, день, когда Попов провел первое испытание, был признан во всем мире официальным днём посвященным столетию радио.

-Сергей Павлович Королёв. Он с самого детства мечтал покорить космос. Дело началось с построения планеров и самолетов, потом же переросло в любовь к ракетам. Сергей Королев был твердо убежден в том, что можно создать ракеты для путешествий неизведанными просторами космоса. Еще со школы начал испытывать планеры и одновременно окончил школу летчиков. У Сергея Павловича была феноменальная память. Также он обладал точной интуицией, энциклопедическими знаниями и основательным опытом. Королеву удалось воплотить свою мечту в жизнь. Под его руководством создавались первые автоматические станции, отправлялись корабли с первыми космонавтами, на орбите вокруг Земли появился первый искусственный спутник. Вся жизнь была посвящена великой цели – освоение космоса, поэтому все силы он отдавал любимому занятию, того же он требовал и от своих коллег. Человеком он был простым, не любил жить напоказ: всегда скромно одевался, считал, что главное в одежде удобство и практичность, его коллеги отмечали, что он был простой в общении и жизни. Всегда нес полную ответственность за то, что он делал и отвечал за других людей, которые были у него в подчинении. Если что-то было сделано не по правилам, Сергей Павлович готов был отменить важный запуск ракеты из-за малейшей неисправности, ведь он понимал, что от этого зависят жизни других людей.

Фронтальная беседа: - «Вот, мы познакомились всего с тремя российскими учеными, каждый из них внес свой вклад. Например, Д.И.Менделеев создал - Периодическую систему химических элементов, которую по настоящее время используют на уроках химии в школах. А.С.Попов вошел в историю, как «отец радио», конечно, изобретенный им прибор в дальнейшем был усовершенствован, но всё равно используется и в наше время. И С.П.Королев внёс немалый вклад, как мы уже поняли. Все они были обычными людьми и добились всего, только благодаря тому, что шли к своей мечте. Как вы думаете, какие качества и навыки нужны учёному? (Ученики отвечают на поставленные вопросы).

- Ребята, а не хотелось бы вам узнать какой вы ученый? Давайте ответим на вопросы теста. После того, как выберете подходящие ответы, вам нужно посчитать каких вариантов ответов больше А или Б, В или Г, или же наоборот. Каждый ученик получает лист с тестом (Приложение 1)». (Обсуждение результатов теста).

III. Заключительная часть (2 мин.).

Подведение итогов: - «А в чём же предназначение науки? (Ученики отвечают на вопрос). Верно, предназначение науки в том, чтобы помочь человеку познать себя, познать смысл и цели своего существования. В заключение, опираясь на высказывание с которого начали, хочется сказать: наука и всё, что с нею связано, не должно быть скучным. Иначе люди не будут заинтересовываться в науке, из-за чего прогресс, возникший благодаря научным открытиям, может сойти на нет».

IV. Рефлексия (3 мин.).

Слова учителя: - «Какова была цель сегодняшнего урока? Достигли ли цели? Докажите. Что нового узнали? Что было самым интересным? (Ученики отвечают на поставленные вопросы). Сегодня вы узнали много интересного о приближающемся празднике, надеюсь, вам было это полезно. Хочу сказать вам большое спасибо за продуктивную работу, за ваше участие в этом мероприятии. До свидания»!

Приложение 1

Тест «Какой Вы ученый?»

1. Вы бьетесь над решением вопроса, но ничего не получается. Что вы сделаете?

А. Возьму отдых. Вдохновение может прийти неожиданно.

Б. Буду днем и ночью думать над проблемой — я никогда не сдаюсь.

В. Попробую взглянуть на вещи по-другому. Решения бывают разными.

Г. У меня всегда все получается.

2. Вы придумали что-то гениальное, но вам никто не верит. Как быть?

А. Пфф! Моим доказательствам невозможно не поверить.

Б. Увы, такова судьба великих умов. Но я буду биться за правду до последнего.

В. Я найду то общество, где мои идеи признают. Ну а уж потом всем остальным тоже придется мне поверить.

Г. Меня не волнует мнение толпы.

3. Делу время, а потехе — час, да?

А. Нет. Я никогда не перестаю думать, даже во сне.

Б. Для меня работа и есть отдых.

В. Нет. На отдыхе меня как раз и посещают гениальные идеи.

Г. Наоборот.

4. Вы узнали, что кто-то украл Вашу идею. Что вы сделаете?

А. Докажу, что я был первым. Это будет несложно, с моими-то многолетним изучением темы.

Б. Никому не придет в голову красть мои идеи — они слишком новаторские.

В. Посмеюсь. И тут же придумаю новую.

Г. Все депрессия…

5. Если бы вы могли что-то придумать заново, что бы вы выбрали?

А. Атомы

Б. Вселенную

В. Связь

Г. Алфавит

Результаты тестирования: 

  1. Если у вас больше ответов под буквой А, то вы — Менделеев. Ваш широкий кругозор и жажда знаний уже давно стали притчей у всех народов — вас интересует все! Вы без устали готовы экспериментировать и часами просиживать над книгами, чтобы осуществить свою мечту, и это похвально. Напутствие: Однако не переусердствуйте в погоне за открытиями, ведь к таким, как Вы, прозрение приходит неожиданно. Во сне, например.
  2. Больше всего ответов Б, то вы —Королёв! Вы привыкли подвергать сомнению прописные истины, и неодобрение окружающих вас не пугает. К тому же, как показывает время, вы всегда оказываетесь правы и способны практически предсказывать будущее. Но самое главное - вы готовы бороться за свою идею, отстаивая ее до победного. Напутствие: Только будьте аккуратнее с противниками, чтобы не сгореть в огне непонимания.
  3. Больше всего ответов В, то вы – Попов! Кто сказал, что наука — это скучно? Для вас — весело, а тем, кто не согласен, вы всегда готовы показать язык. Да и когда скучать, если гениальные идеи одна за одной приходят вам в голову. Ну а помимо научных изысканий вы всегда готовы заняться еще чем-нибудь интересным – поиграть на скрипке, например. Напутствие: Никогда не бойтесь перемен!
  4. Больше всего ответов Г, то вы - кот ученый! Зачем учиться и учить, если Вы и так все знаете? Вы уже давным-давно постигли всю мудрость мира и готовы передавать ее другим. А заодно наслаждаться жизнью, ведь в этом и есть высшая наука!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий воспитательного мероприятия "от истоков Олимпийских игр древности до Олимпийского движения в России"

Данное мероприятие помогает сплотить детей, реализовать творческий потенциал учащихся, способствует формированию мотивации к учебной деятельности и выявить знания в области физической культу...

Сценарий воспитательного мероприятия

Данный архив содержит сценарий и презентацию для проведения воспитательного мероприятия "Самый близкий и родной человек", посвященного Дню Матери....

Сценарий воспитательного мероприятия для дошкольников "Осенняя ярмарка".

Сценарий был разработан для проведения осеннего праздника в детской студии "Дошколёнок" МКОУДОД "ЦДТ" пгт.Санчурск.Включает в себя песни,танцы,стихи,конкурсы....

СЦЕНАРИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Путешествие в Страну Здоровья» (с использованием ЭОР)

Занятие формирует представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни у воспитанников младшего школьного возраста....

Сценарий воспитательного мероприятия" Цветы в легендах и преданиях"

Методическая разработка воспитательного мероприятия...

Сценарий воспитательного мероприятия по ПДД "Дорожный марафон"

Цель мероприятия: познакомить с правилами дорожного движения, научить соблюдать эти правила, формировать умение действовать в команде, развить память, внимание...

Сценарий воспитательного мероприятия "Как жили наши предки"

Занятие рассчитано на детей 6-8 лет.Занятие рассчитано на два учебных часа.Цель:Прививать любовь к национальному наследию предков.Задачи: -Дать первоначальные исторические знания, показать небол...