Остовные нарушения норм культуры русской речи.(Занятие-дискуссия со старшеклассниками на занятии в УДОД)
план-конспект занятия (9 класс)

Федорова Татьяна Васильевна

Общаясь с людьми, мы замечаем, что многие говорят не правильно, не грамотно! Тоударения не там в слове поставят, то слово женского рода в мужском произнесут...  Стремиться красиво и правильно говорить надо каждому, т.к. правильная грамотная речь говорит о вашем воспитании и образовании.     Вопрос в том, указывать собеседнику на ошибку или "не строить из себя самого умного"? Филологи и редакторы  единогласны: указывать на ошибку нужно! Только вот сделать это можно вежливо, не обижая собеседника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_narusheniya_norm_kultury_rechi.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ

НОРМ КУЛЬТУРЫ РУССКОЙ РЕЧИ

Федорова Т.В., педагог УДО

Основные нарушения норм культуры русской речи:

  1. неправильные произношение, ударения;
  2. ненормативная лексика и распространение жаргона;
  3. иностранные заимствования.

Рассмотрим первую группу нарушений-неправильные произношение, ударения. 

Ведь не секрет, что  ошибочное ударение и за ошибку-то не считают! «Подумаешь, катАлог, понятно же о чём идёт речь!»-думают многие. К сожалению, наша порой вопиющая безграмотность видна и слышна на каждом шагу! Хотя эти нарушения поддаются коррекции: те, кто следит за своей речью и речью окружающих, кто интересуется русским языком, знают, что необходимая информация по произношению и правильному ударению можно найти в справочниках и словарях, и наоборот, кому это неинтересно, будут продолжать общаться так, как привыкли. Вот своеобразный хит-парад речевых ошибок, которые раздражают. Казалось бы, уже плешь проели с пресловутым "не звОнит, а звонИт",  но и дня не проходит, чтобы не услышать это в транспорте, магазине, на работе.

Среди ваших знакомых еще встречаются подобные экземпляры?

Как правильно поступить, чтобы не обидеть человека?

Далее перечислю самые распространенные ошибки и их исправление:

- не тортЫ, а тОрты;

- не феномЕн, а фенОмен;

- не обеспечЕние, а обеспЕчение;

- не жАлюзи,а жалюзИ;

- не катАлог, а каталОг;

- не килОметр, а киломЕтр;

- не новорОжденный, а новорождЕнный;

- не рОженица, а рожЕница;

- не рАкушка, а ракУшка;

- не щАвель, а щавЕль;

- не искрА, а Искра;

- не свеклА, а свЕкла;

- не красивЕе, а красИвее. И ни в коем случае не красивЕЙ!

- не туфлЯ, а тУфля (и не туфлей, а туфель).

     Но неправильное ударение - это еще полбеды. Можно  услышать от людей неправильное определение рода слов. Так, фраза "Я помыла волосы шампунью и сварила вкусное кофе".

Туда же смело можно отнести употребление слова "тюль" в женском роде, "замш" вместо "замша".

     Еще один пласт ошибок - неправильное окончание слов во множественном числе.         В хит-параде ошибок лидируют:

- польта;

- редактора, инспектора, договора;

- крема.

Ну не нравится по какой-то причине людям буква "ы" на конце слова!

- Это было давно - в двухтысячепервом году...(или в двухтысячнопервом году)

        Числительные - это вообще сложная тема. К сожалению, такие "перлы" нередко можно услышать даже от дикторов на телевидении. Запоминаем и поправляем других: говорим не "двух", а "две", то есть правильно будет: в две тысячи первом году.

- Ты придешь на моЕ День рождениЕ?

Почему-то "деньрожденье" наши люди превратили в одно слово и присвоили  этому "неологизму" средний род.

 "Я за тобой скучаю" или "я о тебе скучаю".

Скучать можно только ПО человеку или явлению, но никак не О или ЗА!

- Оплатите за проезд.

Либо "заплатить за проезд", либо "оплатить проезд". Третьего не дано.

Список подобных ошибок можно продолжать бесконечно. В него обязательно войдут "ложат-кладут", "поДчерк", "в постелЕ", "оТдолжить", "заплОтишь", "рЕзетка", "тУбаретка" и так далее.

       Вопрос в том, указывать собеседнику на ошибку или "не строить из себя самого умного"? Филологи и редакторы  единогласны: указывать на ошибку нужно! Только вот сделать это можно вежливо, не обижая собеседника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационных компьютерных технологий на занятии в УДОД». Доклад на педагогических чтениях.

Компьютерные технологии видоизменяют традиционные формы представления информации, в том числе и в области дополнительного образования детей....

Использование квалиметрического метода для определения качества занятия в УДОД.

Использование квалиметрического метода для определения качества занятия в УДОД....

Требования к учебному занятию в УДОД

Учебное занятие - основная форма организации образовательного процесса в системе дополнительного образования....

Урок русского языка "Культура речи. Соблюдение норм современного русского литературного языка"

Цели: -формирование навыков правильной речи, непринужденного общения, навыка работы со словарём;-развитие связной речи обучающихся;-закрепление понятий «точность», «уместность»;-формирование этических...

Культура речи и нормы современного русского языка

Практическое занятие спецкурса "Практическая стилистика" в 11 классе в форме урока-лаборатории. Исследование художественного  текста. Закрепление умений по отбору языковых средств для созда...

Лабораторная работа "Культура речи и нормы современного русского литературного языка".

Совершенствовать у учащихся правильную речь, помочь осмыслить связь культуры речи и языковой формы на основе развития таких аналитических умений, как сравнение, сопоставление, анализ, выводы....

Методическая разработка "ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ В УДОД"

Занятие в УДОД. Что это такое?Прежде всего, необходимо осознать, что занятие – это не самоцель. Это инструмент воспитания и развития личности, основной элемент организации образовательного проце...