Культура речи и нормы современного русского языка
план-конспект занятия по русскому языку (11 класс) на тему

Кухтинова Людмила Петровна

 Практическое занятие спецкурса "Практическая стилистика" в 11 классе в форме урока-лаборатории. Исследование художественного  текста. Закрепление умений по отбору языковых средств для создания текста научного стиля в жанре аналитического сообщения. Актуализация знаний норма языка, вариант нормы, культура речи, нарушение нормы, спобоб устранения ошибки, связанной с нормой. Задания по культуре речи в рамках подготовки к ЕГЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие элективного курса «Практическая стилистика» 10 класс

Учитель Л.П.Кухтинова

Тема:    «Культура речи и нормы современного русского литературного языка»

Форма проведения занятия: урок – лаборатория

Цели для учителя:

  • Совершенствовать у учащихся правильную речь на основе понятия нормы.
  • Помочь учащимся осмыслить связь культуры речи и языковой нормы на основе развития таких аналитических умений, как сравнение, сопоставление, анализ, выводы.
  • Научить ориентироваться в языковых средствах для создания текста научного стиля в жанре аналитического сообщения.

Цели для учащихся:

  • Овладеть понятием нормы и признаками правильной речи.
  • Уметь выявлять нарушения норм в тексте и находить способы устранения этих нарушений.

Оборудование:

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка; Орфоэпический словарь русского языка/ под ред. Аванесова Р.И.; Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка.

Мультимедийная установка, экран / презентация к уроку (задания ЕГЭ)

Ход:

1. Оргмомент. Целеполагание.

2. Актуализация опорных знаний:

-норма языка

-вариант нормы  

-культура речи

-нарушение нормы

-способ устранения ошибки, связанной с нормой

3. Практическая часть.

Цель - закрепление умений по отбору языковых средств для создания текста научного стиля  в жанре аналитического сообщения.

Задания выполняются в группах. Класс делится на 3 группы.

Задания:

1. Отметьте нарушения норм русского литературного языка в предложенном тексте. Чем вызваны эти нарушения?

2. Определите типы вариантов норм в представленных примерах. Охарактеризуйте каждый вариант с точки зрения соответствия его нормам литературного языка.

3. Письменно оформите свои наблюдения.

4.Подведение итогов.

5. Домашнее задание.

 Аналитическое сообщение на основе самостоятельного анализа текста, в котором допущено нарушение нормы.

Задания к лабораторной работе:

1. Отметьте нарушения норм русского литературного языка в предложенном тексте. Чем вызваны эти нарушения?

2. Определите типы вариантов норм в представленных примерах. Охарактеризуйте каждый вариант с точки зрения соответствия его нормам литературного языка.

3. Письменно оформите свои наблюдения.

1-я группа:

1) Текст.

        -  Ты чего это ходишь? – спросил Пека, подъезжая к ней. – На природу интересуешься, да?

        -  На природу.

        -  Ну дак ты вот что… Знаешь-ко, куда сходи? К Косухину полю. Там толсто черёмухи – я вчерась весь объелся.

                                                                                                             ( Ф.Абрамов)

2) Варианты норм.

Полоскает – полощет, верба - верба, гектар – гектаров, компас - компас, дубрава – дуброва, собрала - собрала.

_________________________________________________________________

1. Отметьте нарушения норм русского литературного языка в предложенном тексте. Чем вызваны эти нарушения?

2. Определите типы вариантов норм в представленных примерах. Охарактеризуйте каждый вариант с точки зрения соответствия его нормам литературного языка.

3. Письменно оформите свои наблюдения.

2-я группа:

1) Текст.

        Трудное это дело – чужих детей учить и особенно сиротков. Но за свою жизнь я их штук десять настоящими ковалями окончательно сделал, и теперь и в Тубянском, и в Войсковом, и в других хуторах моей выучки ковали по кузницам орудуют, а один даже в Ростове на заводе работает. Это – не шутка, парень, ты сам на заводе работал и знаешь: абы кого туда не примут на работу. Тем и горжусь я, что хочь и помру, а наследников моему умению не один десяток  на белом свете останется.

                                                                                                               (М.Шолохов)                        

2) Варианты  норм.    

Помидор – помидоров, отдал - отдал, петля - петля, капает – каплет, послала - послала, цемент - цемент.

__________________________________________________________________1. Отметьте нарушения норм русского литературного языка в предложенном тексте. Чем вызваны эти нарушения?

2. Определите типы вариантов норм в представленных примерах. Охарактеризуйте каждый вариант с точки зрения соответствия его нормам литературного языка.

3. Письменно оформите свои наблюдения.

3-я группа:

1) Текст

        - Чему обучаюсь? – переспросил Макар и захлопнул книжку. – Английскому языку…

        - Трудная штука?

        - Трудная до невозможностей!... Но сам собою язык даже несколько похожий на наш. Много у них слов, взятых от нас, но только они концы свои к ним поприделали. По-нашему, к пример «пролетариат» - и по-ихнему так же, окромя конца, и то же самое слово «революция» и «коммунизм». Они в концах какое-то шипенье произносют, вроде злобствуют на эти слова, но куда же от них денешься? Эти слова по всему миру коренья пустили, хошь не хошь, а приходится их говорить.

                                                                                                          (М.Шолохов)

2) Варианты  норм.    

Прибег – прибегнул, браслет – браслета, поднял - поднял, убрала - убрала, плещет – плескает, домишко – домишка.

Оценочный лист

п/п

Виды деятельности учащихся.

Параметры

выполнения заданий.

Оценки учеников

Бажинова  А.

Беляев Н.

Езус М.

Закусилов П.

Иваненко Г.

Осипенко Л.

Рябченко В.

Сысоев А.

Филиппова Т.

Шабанова А.

1.

Выполнение лабораторной работы: - первое задание:

А) отметка о нарушении норм в тексте

Б) объяснение причин нарушения норм

- второе задание:

А) определение типов вариантов норм

Б) характеристика на соответствие нормам языка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе.Фонетика.Орфоэпия.Орфоэпические нормы современного русского языка.

Материалы к уроку позволяют обобщить и систематизировать знания учащихся по фонетике и орфоэпии, отработать орфоэпические нормы современного русского языка в процессе работы над устной речью учащихся,...

Сценарий урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы современного русского языка"

Сценарий урока предполагает различные виды работы со словом, реализует элементы требований ФГОС старшей школы...

конспект урока по русскому языку в 10 классе" Синтаксические нормы современного русского языка"

Урок пригодится всем, кто готовит учащихся адаптироваться в социумеи правильно выражать свои мысли...

Урок русского языка "Культура речи. Соблюдение норм современного русского литературного языка"

Цели: -формирование навыков правильной речи, непринужденного общения, навыка работы со словарём;-развитие связной речи обучающихся;-закрепление понятий «точность», «уместность»;-формирование этических...

Лабораторная работа "Культура речи и нормы современного русского литературного языка".

Совершенствовать у учащихся правильную речь, помочь осмыслить связь культуры речи и языковой формы на основе развития таких аналитических умений, как сравнение, сопоставление, анализ, выводы....

Конспект урока русского языка в 10 классе Грамматические нормы современного русского языка и их функционирование в речи.

Конспект урока русского языка в 10 классе на тему  Грамматические нормы современного русского языка и их функционирование в речи...

Нормы современного русского языка. Грамматические нормы.

Материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку....