Культура речи и нормы современного русского языка
план-конспект занятия по русскому языку (11 класс) на тему
Практическое занятие спецкурса "Практическая стилистика" в 11 классе в форме урока-лаборатории. Исследование художественного текста. Закрепление умений по отбору языковых средств для создания текста научного стиля в жанре аналитического сообщения. Актуализация знаний норма языка, вариант нормы, культура речи, нарушение нормы, спобоб устранения ошибки, связанной с нормой. Задания по культуре речи в рамках подготовки к ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока с презентацией по культуре речи | 2.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Занятие элективного курса «Практическая стилистика» 10 класс
Учитель Л.П.Кухтинова
Тема: «Культура речи и нормы современного русского литературного языка»
Форма проведения занятия: урок – лаборатория
Цели для учителя:
- Совершенствовать у учащихся правильную речь на основе понятия нормы.
- Помочь учащимся осмыслить связь культуры речи и языковой нормы на основе развития таких аналитических умений, как сравнение, сопоставление, анализ, выводы.
- Научить ориентироваться в языковых средствах для создания текста научного стиля в жанре аналитического сообщения.
Цели для учащихся:
- Овладеть понятием нормы и признаками правильной речи.
- Уметь выявлять нарушения норм в тексте и находить способы устранения этих нарушений.
Оборудование:
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка; Орфоэпический словарь русского языка/ под ред. Аванесова Р.И.; Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка.
Мультимедийная установка, экран / презентация к уроку (задания ЕГЭ)
Ход:
1. Оргмомент. Целеполагание.
2. Актуализация опорных знаний:
-норма языка
-вариант нормы
-культура речи
-нарушение нормы
-способ устранения ошибки, связанной с нормой
3. Практическая часть.
Цель - закрепление умений по отбору языковых средств для создания текста научного стиля в жанре аналитического сообщения.
Задания выполняются в группах. Класс делится на 3 группы.
Задания:
1. Отметьте нарушения норм русского литературного языка в предложенном тексте. Чем вызваны эти нарушения?
2. Определите типы вариантов норм в представленных примерах. Охарактеризуйте каждый вариант с точки зрения соответствия его нормам литературного языка.
3. Письменно оформите свои наблюдения.
4.Подведение итогов.
5. Домашнее задание.
Аналитическое сообщение на основе самостоятельного анализа текста, в котором допущено нарушение нормы.
Задания к лабораторной работе:
1. Отметьте нарушения норм русского литературного языка в предложенном тексте. Чем вызваны эти нарушения?
2. Определите типы вариантов норм в представленных примерах. Охарактеризуйте каждый вариант с точки зрения соответствия его нормам литературного языка.
3. Письменно оформите свои наблюдения.
1-я группа:
1) Текст.
- Ты чего это ходишь? – спросил Пека, подъезжая к ней. – На природу интересуешься, да?
- На природу.
- Ну дак ты вот что… Знаешь-ко, куда сходи? К Косухину полю. Там толсто черёмухи – я вчерась весь объелся.
( Ф.Абрамов)
2) Варианты норм.
Полоскает – полощет, ве′рба - верба′, гектар – гектаров, ко′мпас - компа′с, дубрава – дуброва, собра′ла - собрала′.
_________________________________________________________________
1. Отметьте нарушения норм русского литературного языка в предложенном тексте. Чем вызваны эти нарушения?
2. Определите типы вариантов норм в представленных примерах. Охарактеризуйте каждый вариант с точки зрения соответствия его нормам литературного языка.
3. Письменно оформите свои наблюдения.
2-я группа:
1) Текст.
Трудное это дело – чужих детей учить и особенно сиротков. Но за свою жизнь я их штук десять настоящими ковалями окончательно сделал, и теперь и в Тубянском, и в Войсковом, и в других хуторах моей выучки ковали по кузницам орудуют, а один даже в Ростове на заводе работает. Это – не шутка, парень, ты сам на заводе работал и знаешь: абы кого туда не примут на работу. Тем и горжусь я, что хочь и помру, а наследников моему умению не один десяток на белом свете останется.
(М.Шолохов)
2) Варианты норм.
Помидор – помидоров, отда′л - о′тдал, петля′ - пе′тля, капает – каплет, посла′ла - послала′, це′мент - цеме′нт.
__________________________________________________________________1. Отметьте нарушения норм русского литературного языка в предложенном тексте. Чем вызваны эти нарушения?
2. Определите типы вариантов норм в представленных примерах. Охарактеризуйте каждый вариант с точки зрения соответствия его нормам литературного языка.
3. Письменно оформите свои наблюдения.
3-я группа:
1) Текст
- Чему обучаюсь? – переспросил Макар и захлопнул книжку. – Английскому языку…
- Трудная штука?
- Трудная до невозможностей!... Но сам собою язык даже несколько похожий на наш. Много у них слов, взятых от нас, но только они концы свои к ним поприделали. По-нашему, к пример «пролетариат» - и по-ихнему так же, окромя конца, и то же самое слово «революция» и «коммунизм». Они в концах какое-то шипенье произносют, вроде злобствуют на эти слова, но куда же от них денешься? Эти слова по всему миру коренья пустили, хошь не хошь, а приходится их говорить.
(М.Шолохов)
2) Варианты норм.
Прибег – прибегнул, браслет – браслета, по′днял - подня′л, убра′ла - убрала′, плещет – плескает, домишко – домишка.
Оценочный лист
№ п/п | Виды деятельности учащихся. Параметры выполнения заданий. | Оценки учеников | |||||||||
Бажинова А. | Беляев Н. | Езус М. | Закусилов П. | Иваненко Г. | Осипенко Л. | Рябченко В. | Сысоев А. | Филиппова Т. | Шабанова А. | ||
1. | Выполнение лабораторной работы: - первое задание: | ||||||||||
А) отметка о нарушении норм в тексте | |||||||||||
Б) объяснение причин нарушения норм | |||||||||||
- второе задание: | |||||||||||
А) определение типов вариантов норм | |||||||||||
Б) характеристика на соответствие нормам языка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 9 классе.Фонетика.Орфоэпия.Орфоэпические нормы современного русского языка.
Материалы к уроку позволяют обобщить и систематизировать знания учащихся по фонетике и орфоэпии, отработать орфоэпические нормы современного русского языка в процессе работы над устной речью учащихся,...
Сценарий урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы современного русского языка"
Сценарий урока предполагает различные виды работы со словом, реализует элементы требований ФГОС старшей школы...
конспект урока по русскому языку в 10 классе" Синтаксические нормы современного русского языка"
Урок пригодится всем, кто готовит учащихся адаптироваться в социумеи правильно выражать свои мысли...
Урок русского языка "Культура речи. Соблюдение норм современного русского литературного языка"
Цели: -формирование навыков правильной речи, непринужденного общения, навыка работы со словарём;-развитие связной речи обучающихся;-закрепление понятий «точность», «уместность»;-формирование этических...
Лабораторная работа "Культура речи и нормы современного русского литературного языка".
Совершенствовать у учащихся правильную речь, помочь осмыслить связь культуры речи и языковой формы на основе развития таких аналитических умений, как сравнение, сопоставление, анализ, выводы....
Конспект урока русского языка в 10 классе Грамматические нормы современного русского языка и их функционирование в речи.
Конспект урока русского языка в 10 классе на тему Грамматические нормы современного русского языка и их функционирование в речи...
Нормы современного русского языка. Грамматические нормы.
Материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку....