Методическая разработка "ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ В УДОД"
методическая разработка
- Занятие в УДОД. Что это такое?
Прежде всего, необходимо осознать, что занятие – это не самоцель. Это инструмент воспитания и развития личности, основной элемент организации образовательного процесса, ступенька в развитии ребенка. Занятие ограничено временными рамками, целями, содержанием учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 89.48 КБ |
Предварительный просмотр:
| ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ |
- Занятие в УДОД. Что это такое?
Прежде всего, необходимо осознать, что занятие – это не самоцель. Это инструмент воспитания и развития личности, основной элемент организации образовательного процесса, ступенька в развитии ребенка. Занятие ограничено временными рамками, целями, содержанием учебного материала.
По аналогии с определением урока можно сказать, что занятие – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития обучающегося форма организации деятельности постоянного состава педагогов и обучающихся в определенный отрезок времени.
Однако, в отличие от школы, в дополнительном образовании существенно изменен процесс его организации.
Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и живое неформальное общение. Во время проведения занятия педагог практически реализует почти все важнейшие учебно-воспитательные задачи, которые стоят перед ним: открывает перед обучающимися новые способы получения знаний, формирует у них умения и навыки, развивает их познавательные интересы и творческие способности, волю, характер и другие жизненно важные качества личности.
- Что необходимо для того, чтобы провести качественное, результативное занятие?
В первую очередь надо знать функции современного занятия. Их пять:
- Обучающая функция занятия состоит в обучении обучающихся способам получения знаний на основе работы с различными источниками информации, овладении систематизированными знаниями, умениями и навыками по избранному направлению (умениями применять обобщенные знания и умения для решения конкретных ситуаций и проблем).
- Воспитывающая функция занятия заключается в формировании у детей ценностных ориентаций, отношений, волевых, эмоциональных качеств личности и других черт характера.
- Развивающая функция занятия: развитие у обучающихся познавательных процессов (наблюдательности, памяти, мышления, речи, воображения) и умственных способностей.
Названные функции занятия образуют взаимозависимую триаду.
- Побуждающая (стимулирующая) функция: способность занятия стимулировать, побуждать у всех обучающихся устойчивую познавательную потребность, интерес к знаниям и к активной познавательной деятельности. Эта функция решающая, она обеспечивает осуществление первых трех функций занятия: усвоение знаний, развитие мировоззрения и мышления обучающихся возможно лишь в процессе и в результате активной личной познавательной деятельности. А это и есть предпосылки для самообразования и самовоспитания личности.
- Отсюда пятая функция – самообразовательная.
Все эти пять функций современного занятия тесно взаимосвязаны.
- Правила организации занятия
Первое правило – определить цель – заранее запланированный конечный результат (чего надо достичь).
Второе правило – отобрать содержание материала занятия, то есть определить его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся; установить связь содержания с жизненным опытом обучающихся и способами умственных и практических действий; определить систему заданий и самостоятельных работ обучающихся.
Третье правило – выбрать наиболее эффективное сочетание приемов и методов обучения в соответствии с поставленными целями и задачами и содержанием учебного материала.
Четвертое правило – оснащение занятия разнообразными средствами обучения.
- В зависимости от цели занятия, вытекающей из содержания и методов обучения, намечается структура занятия:
Большинство авторов сходятся в том, что структура занятия, как и урока, – это последовательная во времени смена его частей, этапов.
В целом занятие любого типа можно представить в виде следующего алгоритма:
- организационный этап – «любой конец зависит от начала» (увертюра);
- подготовительный – для любой деятельности нужен настрой, то есть этап подготовки (мотивация);
- основной;
- итоговый – «конец – всему делу венец» (завершение).
Каждый этап занятия отличается сменой основного вида деятельности, содержанием и конкретными задачами.
- Последовательность действий педагога при разработке структуры занятия:
- формулировка цели и задач занятия;
- выбор модели структуры занятия;
- выделение смысловых блоков;
- формулировка познавательных задач к каждому блоку;
- планирование познавательной деятельности обучающихся применительно к каждой познавательной задаче (то есть отбор методов, методических приемов и форм организации деятельности: фронтальная, индивидуальная и коллективная);
- анализ хода занятия с точки зрения того, ведет ли он к достижению выдвинутых цели и задач;
- внесение необходимых корректив.
АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ ЗАНЯТИЯ |
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ |
ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ |
Лекция | Устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся |
Семинар | Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога; формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений |
Дискуссия | Всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения |
Конференция | Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности |
Экскурсия | Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления |
Экспедиция | Поездка группы со специальным заданием; решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий |
Туристический поход | Передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития |
Соревнования | Форма деятельности, борьба, соперничество за достижение превосходства, лучшего результата (выигрыша, признания и т. п.) |
Учебная игра | Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации |
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Презентация предмета, явления, события, факта | Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях |
Социодрама | Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений |
Защита проекта | Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем |
Философский стол | Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни – «Свобода и долг», «Человек и природа» и т. п. |
Чаепитие | Обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает |
«Крепкий орешек» | Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений |
День добрых сюрпризов | Упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость |
Конверт вопросов | Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке |
Выпускной ринг | Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми |
В основе многообразных форм учебных занятий имеются общие характеристики:
- каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;
- любое учебное занятие имеет определенную структуру, то есть состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;
- построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, зависящей от его цели и типа.
КАРТА ЗАНЯТИЯ |
- Название ОУ: _______________________________________________________
- Адрес ОУ: __________________________________________________________
- Контактные телефоны: ______________________________________________
- Ф.И.О. педагога: _____________________________________________________
- Образовательная деятельность (направление деятельности): ______________
- Название программы: _____________________________________________
- Для какого возраста предназначена программа: __________________________
- Дата проведения занятия: ____________________________________________
- Время проведения занятия: ____________________________________________
- Место проведения занятия: ___________________________________________
- Год обучения по программе: __________________________________________
- Тема занятия: _______________________________________________________
- Цель занятия: _______________________________________________________
- Задачи занятия:
- Образовательные:
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- Развивающие:
- ______________________________________________________________
- ______________________________________________________________
- ______________________________________________________________
- Воспитательные:
- ______________________________________________________________
- ______________________________________________________________
- ______________________________________________________________
- Оборудование занятия:
- Дидактический материал педагога:
- ______________________________________________________________
- ______________________________________________________________
- ______________________________________________________________
- Дидактический материал для обучающихся:
- ______________________________________________________________
- ______________________________________________________________
- ______________________________________________________________
- Материально-техническое оснащение:
- ______________________________________________________________
- ______________________________________________________________
- ______________________________________________________________
Этапы и задачи занятия (план занятия)
Этапы и задачи занятия | Деятельность педагога | Деятельность детей | Время |
Этап I. Организация начала занятия | 16.00-16.02 | ||
Этап II. Введение в тему занятия: систематизация и обобщение знаний детей | 16.02-16.05 | ||
Этап III. Объяснение темы занятия: объяснение, рассказ педагога | 16.05-16.13 | ||
Этап IV. Практическая работа: практическая деятельность детей | 16.13-16.28 | ||
Этап V. Физминутка: рефлексия | 16.28-16.31 | ||
Этап VI. Практическая работа: практическая деятельность детей | 16.31-16.41 | ||
Этап VII. Подведение итогов | 16.41-16.43 | ||
Этап VIII. Организационное завершение занятия | Контроль и проверка выполненных работ | Уборка рабочего места | 16.43-16.45 |
Всего: | 45 мин. |
ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ И ОЦЕНКИ ЗАНЯТИЯ |
Учреждение _______________________________________ Дата ________________
Ф.И.О. лица, оценивающего занятие _________________________________________
Ф.И.О. педагога _________________________________________________________
Группа _________________________________ Количество детей в группе _______
Требования к деятельности педагога | Комментарии |
1. Начало занятия | |
2. Повторение и проверка знаний | |
3. Теоретический уровень изложения:
| |
4. Раскрытие темы | |
5. Отбор материала | |
6. Организация внимания детей | |
7. Воспитательная сторона занятия | |
8. Наглядность дидактического материала | |
9. Индивидуальный подход | |
10. Эмоциональность рассказа | |
11. Педагогический такт | |
12. Речь | |
13. Расчет времени | |
14. Организация самостоятельной работы:
| |
15. Объективность | |
16. Домашнее задание (если необходимо) | |
17. Предложения и советы | |
18. Мнение педагога, проводившего занятие | |
Требования к работе детей на занятии | Комментарии |
1. Внимание детей на различных этапах:
| |
2. Активность детей при опросе:
| |
3. Интерес к теме | |
4. Прочность знаний, умений, навыков | |
5. Самостоятельность суждений | |
6. Отношение к педагогу | |
7. Культура труда | |
8. Речь | |
9. Вопросы к педагогу | |
10. Самоконтроль | |
11. Дисциплина:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/01/picture-429854-1396352941.jpg)
Особенности деятельности педагога при организации и проведении занятий ТРИЗ с обучающимися».
Решая изобретательскую задачу, специалист по ТРИЗ ищет решение с высокой идеальностью, то есть такое, которое позволяет добиться необходимого результата с минамальными затр...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/29/picture-437424-1517211876.jpg)
Методические рекомендации. «Технологии, используемые в работе педагогов дополнительного образования при проведении занятий и воспитательных мероприятий»
Технологическое творчество педагога - явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Знание современных педагогиче...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/11/picture-141849-1352627359.jpg)
Методические рекомендации "Организация и проведение занятий по развитию во-ображения и творческих способностей детей на примере бисероплетения"
Организация и проведение занятий по развитию воображения и творческих способностей детей на примере бисероплетения...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/04/picture-1065426-1538635569.jpg)
Научно-методический материал из опыта работы "Организация и проведение занятий по футболу"
Научно-методический материал из опыта работы "Организация и проведение занятий по футболу" педагога дополнительного образования МБОУ ДОУ "Детско-юношеская спортивная школа Теучежского р...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/08/picture-1385274-1644349458.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Воспитательное мероприятие — одно из организационных форм, широко используемых в воспитательной работе образовательного учреждения. Представлена концепция подходов к процессам организации ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/03/picture-1088864-1543817466.jpg)
Методическая разработка в помощь педагогу дополнительного образования для проведения занятий по теме "Слон"
Методическая разработка в помощь педагогу дополнительного образования для проведения занятий по теме "Слон"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/03/picture-1088864-1543817466.jpg)
Методическая разработка в помощь педагогу дополнительного образования для проведения занятий по теме «Cвoя игра»
Цель - oбoбщение и cиcтематизация знаний oбучающихcя пo предмету «Шахматы» первoгo гoда oбучения.Задачи:- фoрмирoвать у oбучающихcя пoлoжительную мoтивацию к предмету «Шахм...