Главные вкладки
Обобщение опыта.
план-конспект занятия (9 класс)
«Воспитание патриотических чувств через уроки чтения в коррекционной школе как средство нравственной социализации обучающихся в современном обществе».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_obobshchenie_opyta.docx | 34.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Федотова И. В., учитель
русского языка и чтения
МБОУ «КШ «Надежда»
г. Южно-Сахалинска»
«Воспитание патриотических чувств через уроки чтения в коррекционной школе как средство нравственной социализации обучающихся в современном обществе»
Отечество. Родной край. Человек. Патриот. Замечательные слова, которые отражают смысл патриотического воспитания, работают как средство нравственной социализации обучающихся в современном обществе.
В последнее время повышается актуальность целенаправленного нравственного, гражданско-патриотического воспитания в образовательном процессе. Патриотизм – это не природное, а социальное качество, и поэтому оно не наследуется, а формируется.
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературного чтения в этом плане невозможно переоценить.
В современных условиях реализации ФГОС необычайно велика роль патриотического воспитания в духовном развитии личности. А развитие личности выдвигается как основная цель образования, патриотизм – как одна из основных ценностей характеристик личности.
Воспитание патриотической личности – одна из важных задач педагогики. Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время. Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам всегда были свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
В условиях многонациональности нашего государства в системе образования большое значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине.
Формирование патриотизма подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под формированием патриотизма понимается постепенное и неуклонное становление у учащихся любви к своей Родине.
Патриотизм, по моему мнению, - это чувство любви к своей малой Родине, осознание долга перед Отчизной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости, трепетное отношение к историческому прошлому своей страны
О патриотизме написано столько, что кажется добавить уже ничего нельзя. Но сегодня это чувство подвергается серьезным испытаниям, проверяет каждого на прочность, высвечивает истинные качества каждого человека. Можно сказать, что сейчас формируется новый современный российский патриотизм, основанный на сочетании лучших качеств человека прошлого и человека настоящего. Наша задача – возродить высокое значение слова «патриотизм», наделить его новым современным смыслом. Большая роль в воспитании чувства патриотизма принадлежит учителю русского языка и литературного чтения.
Художественная литература любого народа содержит богатейший материал для воспитания детей в духе патриотизма, дружбы, взаимопонимания, трудолюбия.
Уроки литературного чтения знакомят учащихся с нравственными ценностями, а в процессе восприятия художественного текста происходит развитие личности ученика, формируется его отношение к миру, происходит нравственное воспитание гражданина и патриота.
Методы и приемы, используемые на уроках литературного чтения, имеют широкий спектр изучения: комментирование, интерпретация, анализ содержание и формы, выразительное чтение.
Уроки чтения – это неиссякаемый источник для формирования у обучающихся коррекционной школы таких понятий, как: любовь к Родине, доброта, справедливость, подвиг, патриот, мужество. Начинается курс изучения чтения в каждом классе с произведений устного народного творчества, где вместе с былинными героями ребята защищают границы своего государства, обороняя их от врагов. Отражение народных идеалов – ума, богатырской силы, находчивости и патриотизма, -все это закладывает ростки всестороннего обучения и воспитания ребенка. Этой цели служат также пословицы, поговорки, загадки, песни. Работа над пословицами, в которых говорится о Родине – матушке, как к ней нужно относиться и как ее нужно беречь, (Родина – мать,- умей за неё постоять!) способствует воспитанию чувства патриотизма.
Патриотизм должен формироваться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа
Прозаические или стихотворные произведения русских классиков, описывающие картины родной природы и пронизанные любовью к родной земле, безусловно, целью своей имеют патриотическое воспитание школьников. На каждом из подобных уроков ученики знакомятся с произведениями, раскрывающими красоту родной природы. Чтение и анализ таких произведений позволяют испытывать школьникам то же эмоциональное воздействие, которое испытывают от общения с природой авторы и их герои. Ненавязчиво, через систему художественных образов проходит в произведениях идея бережного и любовного отношения к природе.
Уроки чтения произведений об армии, о доблестных защитниках Родины наиболее значимы для воспитания патриотизма, любви к Родине. Главное внимание в ходе этих уроков учитель обращает на те качества личности, которые помогли действующим лицам того или иного читаемого произведения проявить свою готовность защищать Отечество, т. е. стать патриотом.
Вся работа, связанная с формированием представлений о патриотизме у школьников на уроках чтения, должна проводиться учителем тактично, с использованием разнообразных приемов работы с литературным текстом. Основываясь на содержании, характере произведения, можно предложить учащимся ответить на вопросы по прочитанному, высказать свое отношение, привести аналогичные примеры из окружающей жизни и т. п.
Реализация целей и задач гражданско-патриотического воспитания оптимальна в рамках “педагогики сотрудничества”. Только при наличии целенаправленной и осмысленной коммуникации педагога с учениками, построенной на взаимном доверии и уважении друг к другу возможно формирование гармонично развитой личности ребенка. Целенаправленная систематическая работа по гражданско-патриотическому воспитанию дает устойчивые положительные результаты: дети овладевают системой знаний о своей малой Родине и о России; проявляют интерес к культуре, традициям и обычаям народов, осознают себя гражданами своего Отечества, стремятся к самовоспитанию, к самореализации. У детей формируются начала действенного отношения к Родине, проявляющегося в умении заботиться о родных и близких людях, совершать добрые поступки по отношению к другим, беречь то, что создано трудом человека, природу, ответственно относиться к порученному делу. Появление социальных мотивов деятельности является основой формирования нравственных качеств личности.
Сравнительная характеристика героев литературных произведений помогает ребятам отличать добро от зла, товарищество от ложного патриотизма, предательство от настоящей дружбы (Жилин и Костылин в «Кавказском пленнике», Гринев и Швабрин в «Капитанской дочке» ).
Часто завершаем изучение произведения просмотром фильма с дальнейшим его обсуждением о русском характере, рассуждаем о том, что дает силы человеку не склонить голову перед врагом, найти возможность жить дальше после страшных потерь.(М. Шолохов «Судьба человека») Современные фильмы о Великой Отечественной войне, которые мы смотрим и обсуждаем на уроках внеклассного чтения, вызывают живой отклик в душах ребят, заставляют их задуматься о подвиге человека, о его самопожертвовании во имя Родины, о настоящей дружбе.
Изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино», говорим с ребятами о чувствах простых солдат, рассуждаем о значении Бородинской битвы, о русском национальном характере, о том, какой ценой добывается победа над врагом. Ребятам задаю основной вопрос: «Почему во время Великой Отечественной войны солдаты часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?»,- и какой смысл вкладывали в эти слова защитники Москвы?»
Часто после изучения произведения даю ребятам творческое задание: нарисовать иллюстрации к историческим событиям, дать характеристику историческому герою, нарисовать его словесный портрет.
Проблемный метод изучения художественной литературы приводит к тому, что ребята с интересом вовлекаются в поиск ответов, овладевая навыками общения, которые помогут им в будущем отстаивать свою точку зрения и соглашаться с правильными доводами других. Этот подход стимулирует активную деятельность учеников в процессе учебного занятия, заставляет их делать осознанный выбор в определении своей гражданской позиции.
Мы все знаем, что все на земле стирается, остается только память – память о людях, о событиях, о прошлом. Очень важно воспитание памятью. Именно учителю – словеснику под силу провести такую беседу, чтобы на глазах у некоторых детей выступили слезы, чтобы этот разговор запомнился на долгие годы и заложил основу для дальнейшего воспитания нравственных чувств ребенка.
Невозможно представить себе уроки литературного чтения без произведений В. Катаева, К. Симонова, К. Паустовского, Ю Яковлева, герои произведений которых смелы, решительны, ценят дружбу, способны на героические поступки, отличаются высокой нравственностью. Читая и анализируя произведения литературы, ученик должен задуматься о важных нравственных вопросах и пытаться ответить на них своими поступками, помогающими ему социализироваться в современном мире.
Тематика произведений о войне, с которыми учитель знакомит детей на уроках, может быть самой разнообразной, показывающей стороны военной поры: не только подвиг бойцов, но и описание военного быта, солдатскую смекалку, где правдивость изображается в сочетании с юмором. При чтении произведений, где говориться о гибели героев, необходимо обратить внимание детей не только на патриотические, нравственные качества героя, но и на то, что гибель его была не напрасной, а память о героях должна быть сохранена последующими поколениями.
Эффективными в деле патриотического воспитания являются уроки внеклассного чтения. Ценность их ещё и в том, что они могут объединить работу педагога с деятельностью ребенка и родителя. Совместное чтение книг, подготовка к урокам внеклассного чтения, обсуждение вопросов домашнего задания способствуют сближению детей и родителей в вопросах семейного воспитания, когда детям нужна взаимопомощь, чувство доверия и взаимопонимания.
Литературные произведения, изучаемые в школе, - это лишь небольшая часть культурного достояния народа. Но именно они укореняют нравственный стержень личности. Многое зависит от встречи с книгой, которая увлекает читателя благородством чувств человека предшествующих эпох, воспитывает у каждого нового поколения умение и стремление взять все самое лучшее, чтобы быть настоящим гражданином своего Отечества.
Благодаря целенаправленной работе по формированию нравственных понятий, в процессе наблюдения за учащимися в течение года, мы замечаем, как меняется уровень эмоционального состояния детей в процессе восприятия художественных текстов патриотической направленности:
- меняется в положительную сторону отношение к урокам литературного чтения;
- меняется отношение к семье, родным, близким людям, воспитываются положительные личностные качества;
- проявляется более ответственное отношение к общественным делам, мероприятиям;
- проявляется активная гражданская позиция, стремление к справедливой оценке поступков других людей;
- происходит нравственная социализация обучающихся в современном обществе
Воспитание патриотизма - это кропотливая работа по созданию у обучающихся чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль учителя русского языка и чтения в этом плане невозможно переоценить.
Сложность процесса гражданско-патриотического воспитания в коррекционных школах состоит в том, что результат не так ощутим, как в массовой школе. Но если ребята с трепетной любовью рассказывают о своих родственниках, об их прошлом - о том, где они воевали, приносят фотографии из семейных альбомов; узнают интересные факты из жизни соседей, интересуются прошлым своего города - вот это и есть результат нашей работы. Вот на этих лучших чувствах к родным местам, к близким людям, к истории нашего государства и воспитывается подлинный патриотизм.
Конечно, невозможно в полной мере показать все стороны патриотического воспитания. Но, воспитывая у ребят любовь к родному краю, необходимо в первую очередь воспитывать в них патриотов своего Отечества, настоящих граждан России.
Годы идут очень быстро: сегодня наши дети сидят за партами, а завтра от них может, быть будут зависеть наше с вами безопасность и благополучие.
Я считаю, работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Учитель, в свою очередь, на своём примере должен показывать, что ему небезразлично, какими станут его ученики, ему важно, что происходит в России, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта педагога.
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....
обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"
обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....
Обобщение опыта
Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...
Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"
Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала написание до...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...