Материал к неделе психологии "Рассказ о мозге"
материал

Соловьева Надежда Александровна

Рассказ и презентация  о мозге в рамках занятия "Путешествие в страну "Нейро"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskaz_o_mozge.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Мозг будто скомкали

Мозг очень большой. Чтобы уместиться в череп, его будто скомкали. Но если мозг разгладить, в голову он не поместится.

Он состоит из двух половинок. Это полушария. Их соединяет мостик — мозолистое тело. Головной мозг соединен с телом длинным канатом. И этот канат — тоже мозг, только спинной. Через спинной мозг телу посылаются разные команды: нога, топни!

Мозг — это город. Живут в нем человечки, и каждый занят своим делом. На языке биологии этих человечков называют клетками. В городе несколько районов. Один — для игр и веселья, другой — для обучения пению, чтению и танцам, а в третьем работают. Все районы связаны друг с другом. И клетка из одного района легко может общаться с клеткой из другого.

Тревога!

В мозге есть нейроны, которые постоянно заняты. Сутки напролет они работают, чтобы постоянно поддерживать в теле жизнь.

Сигналы бегают вверх-вниз по спинному мозгу. Они без конца разносят письма своим коллегам. Пока ты отдыхаешь, одна команда нейронов контролирует переваривание пищи. А другая в это же самое время изучает мир вокруг тебя.

Если нейроны решили, что ты в опасности. Они объявляют сигнал тревоги.

Даже если на самом деле опасности нет, на всякий случай мозг пугается. Но вскоре он убедится, что все в порядке, и нейроны вернутся в штатный режим работы.

Центр памяти

В мозге есть центр памяти. Здесь хранятся воспоминания: кто мы такие, где бывали, что и когда делали. Даже то, что мы слышим сейчас, в тот же миг записывается и попадает в коробки кратковременной памяти.

Коробки для кратковременной памяти не очень большие. Все, что в них попало, исчезает уже через минуту. Зато она помогает помнить то, что нужно здесь и сейчас. Например, сколько класть муки, когда печешь пирог.

Большинство информации из кратковременной памяти быстро исчезает. Особенно если мы не пытаемся ее вспомнить.

Мозг и эмоции

С помощью эмоций мы реагируем на события, которые происходят. С самого рождения мы смотрим на взрослых и учимся у них эмоциям. Глядя на них, понимаем, как и когда улыбаться и плакать.

Ученые выделяют шесть главных эмоций. У всех людей один и тот же набор. Даже у иностранцев. Мы можем понять, когда человек радуется, грустит, злится или удивлен, даже если не знаем его языка.

Мозг любит повторять эмоции других. Когда мы видим, как кто-то улыбается, тоже хотим улыбнуться. И это здорово, потому что от улыбки, как известно, радостнее всем.

Страх — очень полезная эмоция. Он защищает нас. Да-да. Когда мы напуганы, то ноги готовы бежать далеко-далеко, а руки готовы драться. Это такой способ защиты.

Как рассказать детям о мозге

консультация для педагогов и родителей

Логопед: О.Р. Авербах

Где рождаются ваши мысли?

Конечно же, в голове, а точнее: в вашем мозге. И это известно всем.

Но многие ли из вас знают, как он устроен, как работает, чем нужно питаться, чтобы мозг хорошо работал и какие правила выполнять, чтобы он правильно развивался?

Подробно помочь детям  узнать о мозге, его структуре, функциях, интересных фактах и сведениях о нем можно из книг и изданий, адресованных дошкольникам.

Данная консультация поможет родителям понять, как и с чего начать  беседу с детьми на эту тему.

Наш мозг — одна из самых сложных и загадочных структур на свете. Он состоит из миллиардов клеток и миллиардов связей между этими клетками, узнавать о которых безумно интересно.

Благодаря мозгу, мы думаем, танцуем, плачем, смеемся. А ведь это всего-навсего серое вещество, по форме похожее на орех, а по текстуре напоминающее гриб! Мозг рождается незрелым, несовершенным, но по мере взросления он формируется и «достраивается».

А  руководит этим «строительством» каждый из нас. В течение жизни мозг меняется до неузнаваемости: он постоянно развивается и в разном возрасте работает по-разному.

Мозг - это масса нервной ткани, которая находится внутри черепа. Во всем человеческом организме нет более важного органа, чем мозг. Без него мы не могли бы жить.

Миллиарды крошечных клеток, составляющих мозг, наделены поразительными способностями. Они могут запомнить что-либо на многие годы; они в течение всей нашей жизни непрерывно учатся и узнают новое; они удерживают в памяти множество вкусов и запахов, картин и звуков - и никогда не забывают их.

Мозг похож по принципу работы на мощный компьютер. Он принимает самые разнообразные сигналы - звуки, запахи, изображения, распознает и обрабатывает их. Компьютер умеет считать, ты тоже можешь складывать числа. Компьютер хранит в памяти разные сведения, и ты помнишь номер своего телефона и домашний адрес.

Компьютеру, также как и мозгу, для работы необходимо питание - электричество, поступающее из розетки по проводам в блок питания. А клеточки мозга нуждаются в кислороде, минеральных веществах и витаминах, которые поступают по кровеносным сосудам.

И мозг, и компьютер иногда можно вылечить от болезней (вирусов). Но в отличие от компьютера, мозг нельзя отремонтировать, заменив сломанную деталь или микросхему, купив новую в магазине.

И главное: человек может развивать и совершенствовать свои умственные способности, помогать работе своего мозга, а компьютер без человека не может себя совершенствовать и усложнять.

На протяжении всей своей жизни человек что-то узнает и учится чему-то новому, а вся информация, обладающая для него той или иной полезностью, переходит в его память и хранится там, пока ему это нужно. Если же какие-то данные становятся неактуальными, мозг просто-напросто стирает их.

Наш мозг похож на половинку грецкого ореха без скорлупы.

Серое вещество называют корой головного мозга, и кора эта вся в извилинах и морщинках. Как вы думаете, почему?

Чтобы в небольшом черепе уместилось как можно больше серого вещества (места скопления наших "микросхем"), поверхность коры головного мозга вся покрыта извилинами. Если расправить все складки и морщинки коры головного мозга, она займет несколько столов.

Как увеличивается площадь скомканного листа бумаги, когда его расправляешь - площадь листа бумаги при этом увеличивается во много раз.

Представляете, что было бы, если бы природа не придумала такой фокус с морщинками и складочками? Наши головы были бы похожи на спутниковые антенны.

Наш головной мозг устроен очень сложно! Кора больших полушарий имеет  четыре доли: лобную, теменную, две височных и затылочную.

Лобная доля отвечает за поведение, мышление и сознание. Теменная доля - за обработку информации, поступающей от кожи, костей, суставов и мышц. Височные доли обрабатывают информацию, поступающую от органов слуха, обоняния и вкуса. Затылочная - зрительная область, здесь происходит обработка и восприятие сигналов, поступающих от органов зрения.

Завершая подобную беседу с детьми, можно предложить игру "Правильно - хлопок, неправильно - молчок".

- Полезно пить чай с лимоном. (Хлопок)

- Лучше ни с кем не дружить. (Молчок)

- Полезно читать много хороших книг. (Хлопок)

- Полезно есть рыбу и морепродукты. (Хлопок)

- Полезно ссориться и драться. (Молчок)

- Полезно есть яблоки и апельсины. (Хлопок)

- Полезно есть мясо и молочные продукты. (Хлопок)

- Полезно есть чипсы и пить "Кока Колу". (Молчок)

- Спать ложиться нужно очень поздно. (Молчок)

- Полезно есть салаты из свежих овощей. (Хлопок)

- Полезно стукнуть соседа тяжелым портфелем по голове. (Молчок)

- Полезно есть гречневую кашу. (Хлопок)

- Зелень укропа и петрушки очень вредны. (Молчок)

- Полезно есть морковь и зеленый горошек. (Хлопок)

- Полезно смотреть ужастики и дрожать от страха. (Молчок)

- Полезно есть орехи, особенно грецкие. (Хлопок)

- Полезно завести много друзей и общаться с ними. (Хлопок)

- Полезно толкаться и падать, ведь шрамы украшают мужчин. (Молчок)

- Нельзя слушать учителей и родителей - ничему хорошему они не научат. (Молчок)

- Полезно учить стихотворения. (Хлопок)

- Примеры лучше решать на калькуляторе, чтобы не перегрузить свой мозг. (Молчок)

- Полезно тренировать свой мозг: решать задачи и примеры самостоятельно. (Хлопок)

Дети должны знать, что источником наших удовольствий, радостей, смеха и шуток, точно так же, как и наших горестей, болей, печалей и слёз, является не что иное, как мозг. 

С помощью мозга мы думаем, видим, слышим, говорим, отличаем плохое от хорошего, приятное от неприятного. Огорчения, радость,  печаль, недовольства и жалобы – все происходят от мозга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал.Предметная неделя по истории и краеведению

Организация недели истории в школе поможет способствовать развитию интереса  учащихся к изучению истории....

Материал для "Недели русского языка в школе".

Практикум по орфоэпии и культуре речи....

материал для недели Иностранного языка

Материал для подготовки презентации по теме "Основные праздники в Великобритании"...

Презентация "Занимательный материал к Неделе русского языка"

Материалы презентации помогут педагогам подготовить и провести занимательное занятие с обучающимися. ...

Материал к неделе психологии Акция Радуга настроения

Описание акции "Радуга настроения и рекомендации"...

Материал к неделе психологии Акция Ларец радости и предсказаний

Акция "Ларец радости и предсказаний от "Радуги настроения"...