Конспект открытого мастер-класса по стихосложению для обучающихся средней школы «Кто хочет стать поэтом?»
план-конспект
Мероприятие проводится в формате мастер-класса или открытого урока ежегодно, способствуя поиску новых талантов для школьной литературной студии (посетить мастер-класс могут все желающие из числа учащихся 6 – 9 классов).
Цель мастер-класса: эстетическое, духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников; знакомство с основами стихосложения, раскрытие творческих способностей учащихся посредством вовлечения в процесс создания поэтического произведения; выявление и поддержка одарённых детей.
Мероприятие адресовано учащимся 12 – 17 лет, желающим заниматься литературным творчеством (владение основами стихосложения желательно, но не обязательно).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_master-klassa_po_stihoslozheniyu_kto_hochet_stat_poetom.docx | 70.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия школьной литературной студии «Зеркало души» (творческая мастерская «Кто хочет стать поэтом?»); на базе МБОУ УСОШ №4 мероприятие проводится в формате мастер-класса или открытого урока ежегодно, способствуя поиску новых талантов для школьной литературной студии (посетить мастер-класс могут все желающие из числа учащихся 6 – 9 классов).
Цель мастер-класса: эстетическое, духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников; знакомство с основами стихосложения, раскрытие творческих способностей учащихся посредством вовлечения в процесс создания поэтического произведения; выявление и поддержка одарённых детей.
Задачи:
- развитие эстетического вкуса;
- совершенствование навыков владения русским литературным языком, литературоведческими терминами, основами литературной критики;
- развитие критического мышления и объективного взгляда на продукт литературного творчества – стихотворение собственного сочинения;
- формирование у учащихся духовно-нравственных и моральных установок, ориентированных на традиционную русскую культуру;
- развитие культуры чтения с опорой на лучшие образцы русской классической поэзии и прозы;
- раскрытие творческих способностей учащихся, преодоление страха перед публикой;
- развитие коммуникативных навыков, формирование дружеских связей в коллективе (с опорой на общий интерес к сочинительству);
- налаживание контакта между учителем и одарёнными детьми посредством знакомства учащихся с произведениями педагога, написанными в школьные годы (таким образом школьники смогут понять, что поэтом может стать каждый – литературное творчество не ограничивается фамилиями знаменитых поэтов из учебника литературы, а существует рядом с нами);
- снижение градуса подростковой агрессии, конфликтности в коллективе путём использования приёмов арт-терапии (выплёскивая эмоции на бумагу, школьники учатся анализировать свой жизненный опыт и справляться с трудностями, а также аргументировать свою позицию в споре, решать конфликты словесно и грамотно отстаивать свою точку зрения; помимо прочего, занятие литературным творчеством учит адекватно воспринимать критику).
Оборудование: листы бумаги или блокноты для занятий творчеством, черновики, ручки, ноутбук, проектор для демонстрации презентации, фоновая музыка для облегчения творческого процесса.
Мероприятие адресовано учащимся 12 – 17 лет, желающим заниматься литературным творчеством (владение основами стихосложения желательно, но не обязательно).
Ход урока
Учитель входит в класс и начинает занятие с выразительного чтения стихотворения собственного сочинения, созданного в школьные годы (текст подлинный, авторский):
«Я из рифм вчера плела кружева,
И, нанизывая буквы на нить,
Я пыталась тот узор повторить,
Что в саду мне подсказала листва.
Но рисунок получался не тем,
Не ложилась на бумагу строка,
Силы ей не доставало пока —
Что-то муза растерялась совсем.
Что случилось — я (увы) не пойму:
Оказалась неживой красота
На измученном пространстве листа.
Мысль была — а вышел пшик… Почему?
«Потому что, — отзовётся закат,
Золотя макушки лип во дворе,—
Загрустилось от дождя в сентябре:
Струны сердца со строкой невпопад.
Без тепла поэт не может дышать,
Он любовью рифмы плетёт…
Ничего! И эта осень пройдёт —
Прорастёт весной стихами душа».
(В качестве музыкального сопровождения используется композиция «Serenity Time», альбом с расслабляющей инструментальной музыкой и звуками природы «Deep Sleep Music Maestro»)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Присутствую вас в нашей уютной литературной гостиной. Сегодня у нас необычное занятие – мы проведём эксперимент в настоящей творческой лаборатории, цель которого – доказать, что стать поэтом может каждый. Смелое утверждение, не так ли? Как вы считаете, действительно ли каждый человек может написать стихотворение?
(учащиеся отвечают на вопрос: кто-то считает, что для создания стихотворения обязательно нужен талант, а кто-то – что каждый человек при должном старании может научиться сочинять стихи). Идёт оживлённая дискуссия.
Учитель: Поэзия – это древнейшее искусство, в основе которого лежит человеческое воображение. Фантазировать умеет каждый – даже ребёнок. Почему же многие считают, что творчеством могут заниматься только избранные? Дело в том, что о поэзии постепенно сложилось представление как о чём-то возвышенном, красивом, необычном. С древних времён рифмованные тексты использовались в ритуальных целях – в качестве гимнов, прославляющих языческих богов, молитв и заклинаний. Читать и писать в те времена умели не все – в основном этими навыками владели жрецы и знатные люди. Поэтому к словесному творчеству относились как к искусству для избранных. На самом деле, писать стихи может лишь тот, кто в совершенстве владеет родным языком, много читает и не боится размышлять, наблюдать, фантазировать.
Я не случайно начала наше занятие со стихотворения. Оно необычное — я написала его, когда была в вашем возрасте, училась в школе и мечтала стать поэтом. Поделившись одним из своих первых стихотворений с вами, я говорю открыто: творить может каждый. Поэты живут рядом с вами — это могут быть ваши друзья и одноклассники, родственники и знакомые. Возможно, однажды в учебнике литературы будут напечатаны ваши стихи?
Мне, как поэту, часто задают вопрос: «Можно ли научиться писать стихи?» Знаете, ответить на него не так уж просто. С одной стороны, чтобы стать знаменитым поэтом, обязательно нужен талант. С другой стороны — рифмовать строки может научиться каждый, а наличие таланта — не гарантия того, что человек непременно станет писателем. Как говорила моя близкая подруга, руководитель Содружества литераторов Верхневолжья, Диана Мун: «Подлинная поэзия — это 10% таланта и 90% труда».
«А что, если у меня нет таланта?» – спросил меня один ученик, на что я ответила (и с уверенностью повторю это всем сидящим в этом зале): «Уверен ли ты, что таланта нет? Может, он ещё не проснулся? Не спеши сдаваться — если есть желание творить, это уже замечательно!»
Сегодня я докажу, что написать стихотворение может каждый. Мы сделаем это вместе! Предлагаю всем присутствующим сделать «гимнастику для ума», которая разбудит ваш литературный талант.
Ребята, как вы считаете, с чего нужно начинать писать стихотворение?
(Ответ: «Нужно определиться с темой и идеей стихотворения: «о чем писать»).
Правильно. А теперь давайте представим такую ситуацию. Школьнику предложили принять участие в творческом конкурсе, посвящённом зиме и новогодним праздникам. Он сразу начал думать, о чём же будет его стихотворение. Для этого он использовал мысленный эксперимент: вспомнил самые яркие моменты из прошлого, связанные с зимой и Новым годом. Удачный приём, не правда ли? Воспоминания всегда вызывают у нас живые эмоции, вдохновляя на создание текста.
Сейчас мы будем учиться «пробуждать воспоминания» и делать свои произведения индивидуальными, неповторимыми, а поможет нам «игра в ассоциации». Это такой психологический приём, позволяющий пробудить яркие воспоминания и, в нашем случае, придумать, о чём конкретно мы будем писать.
Ребята, кто-нибудь уже играл в ассоциации? Поднимите руки. Отлично! А кто-нибудь может мне сказать, что это за диковинное слово такое — ассоциация? Можно своими словами — у нас урок вольного творчества, не бойтесь высказывать своё мнение.
Ответ: (Ассоциация — это это связанные мысли, идеи или образы, которые появляются у нас в уме, когда мы встречаемся с определенным словом, понятием или предметом. Это наши воспоминания, возникающие в голове, когда мы видим тот или иной предмет).
Учитель: Практически точно. Психологи и философы называют ассоциацией закономерно возникающую связь между отдельными предметами, явлениями, фактами, отражёнными в нашем сознании и закреплёнными в памяти. Важно, что ассоциации не существуют во внешней действительности, а порождаются человеческим мозгом. Это работает так. Человек видит какой-то предмет. Пусть это будет белый мяч. Зрительный образ поступает в мозг, который его основательно изучает, при этом он генерирует похожие образы из числа тех, которые человек видел ранее. Так возникает ассоциация. Белый, круглый — похож на комок снега или на ёлочную игрушку. Так белый детский мяч ассоциируется у человека в голове с игрой в снежки. Этк ассоциацию можно развить и превратить в поэтический образ: например, «мяч летит, подобно снежку, в лицо». Получается интересно и необычно.
А теперь давайте потренируем наш мозг и сыграем в ассоциации! Поскольку на дворе как раз зима, предлагаю посвятить наши будущие стихотворения этому сказочному времени года. Прежде, чем мы начнём, напомню правила игры в ассоциации: ведущий называет слово (существительное в именительном падеже), а игрокам по цепочке нужно подобрать к нему свою словесную ассоциацию (тоже в виде имени существительного). Чтобы было понятнее, обратите внимание на экран. На слайде вы видите так называемое «Дерево ассоциаций». Мы составим такое же, но с тем словом, которое я для вас приготовила. Такая схема поможет нам определиться с содержанием стихотворения.
«Дерево ассоциаций» (иллюистрация из свободного доступа в сети Интернет):
Учитель: Давайте погрузимся в волшебный мир слова! Игра в ассоциации начинается. Итак, я называю слово и первую ассоциацию, а вы по цепочке продолжаете. Желательно, чтобы слова не повторялись, но это не критично.
Наше главное слово – зима. Предлагайте ваши ассоциации и записывайте их на бумаге (рисуем своё «дерево ассоциаций»).
Учащиеся называют слова, ассоциирующиеся с зимой. Выстраивается цепочка: снег, Новый Год, праздник, Рождество, каникулы, Святки, колядки, гадание, метель, вьюга, сосульки, ёлка, гирлянда, салют, утренник, мороз, иней, сугроб, лыжи, коньки, сани, Дед Мороз, Снегурочка, сказка, путешествие, лёд, прорубь, холод, снежки (игра), хоровод, подарок, веселье и др.
Учитель: Замечательно! Все эти слова вы можете использовать, когда будете создавать свое стихотворение. Должна отметить, что некоторые ассоциации стали для меня неожиданными. Может, кто-то хочет рассказать, почему выбрал именно это слово?
Ученики отвечают (пример ответа: «Мой любимый праздник – Новый год. Как только начинается зима, я считаю дни до каникул и жду, когда мы с мамой будем украшать ёлку. Мне очень нравится доставать из коробки ёлочные игрушки, рассматривать их и вешать на ветки. Это так вдохновляет! А ещё я люблю делать ёлочные игрушки своими руками – на школьной конкурс поделок. Это тоже творчество, я люблю создавать красоту. Поэтому к слову «зима» я подобрала ассоциацию «Новый год»).
Учитель: Спасибо за ваши ответы. Итак, о чём писать — мы понимаем. О зиме, о новогодних праздниках, каникулах и природе. О чудесах и сказках — так много хороших слов вы назвали. Можно уже сейчас придумывать сочинение, но стихотворение так просто не получится. Что в нём должно быть, чтобы никто не перепутал его с прозой?
Ответ: (рифма).
Учитель: Правильно — рифма! Подбирать рифмы к разным словам — ещё одно отличное «упражнение для ума». Любому начинающему поэту оно поможет. Этим мы сейчас и займёмся, но сначала давайте вспомним, что такое рифма и какие слова можно назвать рифмующимися?
Ответ ученика: (рифмующиеся слова должны иметь схожие или одинаковые окончания).
Учитель: Правильно! У рифмующихся слов должны совпадать по звучанию окончания. Если окончания абсолютно одинаковые — перед нами точная рифма, а если просто похожие — неточная. И та, и другая могут использоваться при создании стихотворения. Сейчас мы будем учиться рифмовать слова, но сначала предлагаю попробовать найти рифмы в стихотворениях известных русских поэтов, тоже писавших о зиме.
Посмотрите на экран. Перед вами — четверостишие с выделенными окончаниями рифмующихся слов. Давайте назовем слова, которые рифмуются.
Содержание слайдов (3-5 примеров): четверостишия с выделенными окончаниями:
«Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!»
(А. С. Пушкин)
(Ученики называют рифмующиеся слова: чудесный – прелестный, проснись – явись, взоры – Авроры).
Другие четверостишия, использованные на уроке:
«Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой».
(Сергей Есенин)
«Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег».
(Афанасий Фет)
«Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон…»
(Фёдор Тютчев)
«Загляжусь ли я в ночь на метелицу,
Загорюсь и погаснуть не в мочь.
Что в очах Твоих, красная девица,
Нашептала мне синяя ночь.
Нашепталась мне сказка косматая,
Нагадал заколдованный луг
Про тебя сновиденья крылатые,
Про тебя, неугаданный друг.
Я завьюсь снеговой паутиною,
Поцелуи, что долгие сны.
Чую сердце твое лебединое,
Слышу жаркое сердце весны.
Нагадала Большая Медведица,
Да колдунья, морозная ночь,
Что в очах твоих, красная девица,
На челе твоем синяя ночь».
(Александр Блок)
Учитель: Отлично. Ничего сложного нет, не так ли? А теперь будем придумывать рифмы вместе! Я называю вам слово, а вам нужно подобрать к нему рифму.
Слова и рифмы, подобранные учащимися:
Природа – свобода, народа, погода, завода, года…
Пора – гора, детвора, добра, вчера, веера, вечера, серебра, игра…
Чудеса – небеса, голоса, словеса, полоса, в волосах…
Зима – кутерьма, дома, закрома, ума, сама, туман…
Свет – совет, ответ, цвет, привет, сонет, бересклет…
Лес – исчез, чудес, повес, отвес, небес, воскрес…
Дорога – порога, бога, берлога, недотрога, порога, тревога…
Река – глубока, пока, рука, огонька, ветерка, века, слегка, берега и др.
Учитель: Молодцы! Да вы настоящие поэты — будущие Лермонтовы и Пушкины! Кажется, можно приступать к написанию стихотворения… Нет, подождите! Чего-то не хватает. Стихотворение отличается от прозы не только рифмой, но и ритмом. Без него наши строки не будут звучать красиво. Кто может мне сказать, что такое ритм?
Ответ: Ритм – повторение каких – либо однозначных явлений через равные промежутки времени. Например, чередование ударных и безударных слогов в стихе.
Учитель: Совершенно верно! Сегодня мы не будем разбирать виды рифмовок и типы ритмических рисунков. Наша задача — быстро создать стихотворный текст, поэтому я открою вам небольшой секрет (или, как выражается современная молодёжь — поделюсь лайфхаком). Чтобы в вашем стихотворении не сбивался ритм, нужно посчитать количество гласных в каждой строке. Можно прямо сбоку подписать, сколько гласных букв (и, следовательно, слогов) в каждой строчке. Сейчас я покажу на слайде, как выглядит черновик поэта. Вы видите, что в рифмующихся строках количество гласных одинаковое. А вот ещё один пример: посмотрите. Количество гласных разное. Прочитайте оба текста. Заметили разницу в звучании? Кстати, ритм не только делает стихотворение «красиво звучащим», но и помогает нам лучше его запомнить.
Ученики читают тексты вслух и отвечают, что стихотворения с чётким ритмом звучат красивее, ровнее, мелодичнее. Их правда проще запомнить (как песню).
Стихотворения на слайде (написаны самими учащимися – первый вариант «сырой», второй – отредактированный, с выверенным ритмом).
1 вариант («сырой», с неравным количеством слогов, со сбитым ритмом):
И будет снег!..
Уже не пахнет сыростью трава –
Вмерзает в лёд хрустящая осока,
Прильнув щекой к сугробам белобоким,
Закатом небо теплится едва…
И будет снег! Повсюду тишь и пустота –
Бесцветная танцующая бездна,
Хребты дорог под панцирем железным
И сросшиеся с низким небом провода…
И будет снег – на ощупь, как во сне,
Всю ночь идти, не зная чувства меры,
Рисуя зимний мир слепой химерой
Среди морозной тишины.
2 вариант (отредактированный):
И будет снег!..
Уже не пахнет сыростью трава –
Вмерзает в лёд хрустящая осока,
Прильнув щекой к сугробам белобоким,
Закатом небо теплится едва…
И будет снег! Повсюду пустота –
Бесцветная танцующая бездна,
Хребты дорог под панцирем железным
И сросшиеся с небом провода…
И будет снег – на ощупь, как во сне,
Всю ночь идти, не зная чувства меры,
Рисуя мир подобием химеры
Среди слепящей зимней тишины.
1 вариант (со сбитым ритмом)
***
Монохромный, плоский лес,
Пустотелая дорога:
Мир привычный вдруг в снегу исчез,
Поздно кликать солнце на подмогу!
Воцарился снегопад
Не на сутки — на столетья,
Строй осиновых оград
Хлещет вьюга белой плетью;
Индевеет сухостой —
Тонкокостный, белокожий;
Снег густой,
Ждёт в объятия прохожих…
Попадёшься — пропадёшь!
Заметёт – следа не сыщешь!
Слышишь, градом дождь
Гневно бьётся в крышу?
Не ходи в продрогший лес:
Замело с утра дорогу.
Лучше – с холодом вразрез –
Закликай весну к порогу.
2 вариант (исправленный)
Монохромный, плоский лес,
Пустотелая дорога:
Мир причудливый исчез —
Поздно кликать на подмогу!
Воцарился снегопад
Не на сутки — на столетья,
Строй осиновых оград
Хлещет вьюга белой плетью;
Индевеет сухостой —
Тонкокостный, белокожий;
Снег — мерцающий, густой,
Ждёт в объятия прохожих…
Попадёшься — пропадёшь!
Заметёт – следа не сыщешь!
Слышишь — градом бьётся дождь
В индевеющую крышу?
Не ходи в продрогший лес:
Замело с утра дорогу.
Лучше – с холодом вразрез –
Закликай весну к порогу.
Примеры
Учитель: Кстати, стихотворения эти написаны такими же ребятами, как вы – учениками нашей школы. Это – их первый поэтический опыт, поэтому строки не всегда совершенны, но, как видите, юные поэты исправили ошибки в ритмическом рисунке, и стихотворения стали звучать гармонично. Их авторы даже стали призёрами районного конкурса «Физика вокруг нас». Возможно, в этом году и вы попробуете свои силы в поэзии? Ведь теперь вы знаете всё, что нужно начинающему поэту.
Осталось самое главное — у вашего стихотворения должен быть смысл. Набор красивых слов и образов — это еще не текст. Тщательно продумывайте, что и о чём вы пишите. Это — последний секрет мастерства. Теперь настала ваша очередь творить и блистать! Поскольку время урока ограничено, я предлагаю написать одно четверостишие о зиме — как положено, с рифмой и ровным ритмом. В первый раз сочинять очень сложно, а я хочу, чтобы у каждого получилось небольшое стихотворение. Поэтому сделаем так: я выведу на экран подсказку, которая поможет вам написать стихотворение. Если вам сложно придумать целое четверостишие с нуля — вы можете ей воспользоваться, но я призываю попробовать придумать текст самостоятельно. Не бойтесь — на этом уроке не будет двоек. Только творчество и вольный полёт фантазии!
На слайде — опорные слова для четверостишия (и количество слогов в строке):
«... озёра … зеркала, 13
Серебряная вьюга……… 13
Снежинки… хоровод, 13
… в гости праздник…… 13
Учитель: Погрузимся же в мир поэзии, разбудим свой талант! Чтобы вам было легче настроиться на зимнюю атмосферу, я включу подходящую музыку. Это бонусный секрет творчества — говорят, звуки природы помогают писать стихи. Чтобы всё было по-честному, я тоже прямо сейчас сочиню четверостишие, а потом мы поделимся друг с другом плодами своих трудов! На это задание вам даётся 7 минут.
Звучит фоновая музыка: «Зима. Метель. Вьюга» (из коллекции «Звуки природы»), «In the Land of Shadow» (David Arkenstone) и др.
Учитель: Класс, внимание! Время вышло. Подходит к концу и наш поэтический эксперимент в лаборатории слова. Пора узнать, каков его результат. Творчество — процесс свободный, поэтомй я не буду заставлять каждого читать написанное произведение. Пусть это будет обмен мыслями, идеями и образами — исключительно по желанию. Кто хочет поделиться своими строками с присутствующими?
Ученики читают свои произведения
Примеры подлинных авторских четверостиший, написанных на уроке:
- «Застывшие озёра как будто зеркала,
Серебряная вьюга тропинки замела,
Снежинки закрутили весёлый хоровод,
Пришёл к нам в гости праздник — волшебный Новый год!»
- «Застывшие озёра блестят, как зеркала,
Серебряная вьюга дороги замела,
Затеяли снежинки весёлый хоровод,
Спешит к нам в гости праздник — счастливый Новый год!» - «Зима приходит к нам метелью белой,
Раскрашивает окна серебром,
Её мы не боимся – шумно, смело
В снежки весь день играем всем двором!»
Учитель: Спасибо за вашу смелость, ребята! Не каждый решиться прочитать свое стихотворение на публике. Когда в классе творится подлинное волшебство, я не могу не присоединиться к начинающим поэтам со своей зимней сказкой. Вы, ребята, вдохновляете меня!
Учитель читает своё стихотворение (написанное на уроке):
«Голубеют рыхлые сугробы,
Светится полуденная синь;
Выстояв под натиском суровым,
Инеем щетинится полынь,
Тащится пороша еле-еле
В сосен индевеющем строю,
Бьются белобрюхие метели
В смёрзшегося неба полынью».
Рефлексия:
Учитель: Дорогие ребята! Наш творческий эксперимент успешно завершён. Его результаты превзошли все мои ожидания. Предлагаю напоследок поделиться впечатлениями, ответив на несколько вопросов. Это поможет вам осознать, зачем нужно заниматься творчеством.
Вопрос: Что вы испытывали в момент творчества? (Ответы учащихся: радость, восторг, интерес, гордость за себя – «я могу писать, как настоящий поэт!» и др.)
Вопрос: Появилось ли у вас желание дополнить четверостишие, чтобы получилось настоящее стиховторение? А может, создать новое произведение самостоятельно? (Ответ: да, конечно. Это очень увлекательное занятие. Творить – здорово!)
Вопрос: С какими трудностями вы столкнулись в процессе творчества? (Ответы: сложно подобрать точную рифму, придумать, о чём писать и др.)
Учитель: Дорогие ребята! Я рада, что это необычное занятие состоялось. Напоследок хотелось бы сделать всем присутствующим творческий подарок — клип на моё стихотворение о красоте русской природы. Мне бы хотелось, чтобы здесь случилось ещё одно чудо, которое способна сотворить поэзия, и холодный зимний день превратился в летний. Дорогие гости «лаборатории слова»! Этот подарок — для вас!
(клип на авторское стихотворение «Купальская Русь», с которым можно ознакомиться в творческой группе Вконтакте по адресу: https://vk.com/club222729559?w=wall-222729559_297 )
Благодарю за внимание! Творите, мечтайте и никогда не сдавайтесь! Желаю вам вдохновения, новых идей и творческих находок! Вы — лучшие! До свидания! До новых литературных встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование социальных сетей интернета в работе с обучающимися средней школы
В последнее время меньше становится бумажных документов, чаще в нашу жизнь входят документы на электронных носителях. Электронные носители и документы стали использовать в общеобразовательных учрежден...
Программа курса для обучающихся средней школы "Основы библиотечно-информационной грамотности"
Программа курса для обучающихся средней школы «Основы библиотечно-информационной грамотности»...
Формирование трудовых навыков обучающихся средней школы, проживающих в пришкольном интернате
Формирование трудовых навыков обучающихся средней школы, проживающих в пришкольном интернате...
Конспект мастер-класса "Развитие конструктивного объёмного мышления учащихся средней школы на примере академического рисунка натюрморта."
Мастер-класс предназначен для учителей изобразительного искусства с целью повышения квалификации....
Мастер-класс «Раздел «Гимнастика» в младшей и средней школе»
Кто из нас не задумывался, что делать, когда начинает побаливать спина, или когда у наших детей мы замечаем, что одно плечико ниже другого или сутулость выдает уже сформировавш...
Открытый мастер-класс в 7 классе школы-интерната № 22 ОРО «РДЖ» по метапредмету «Сравнение»
Открытый мастер-класс в 7 классе школы-интерната № 22 ОРО «РДЖ» по метапредмету «Сравнение»...
КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ "КВН "MY FAMILY"
Мастер-класс разработан специально для обучающихся начальных классов.Цель - развитие интереса к интеллектуальной деятельности, желания играть в игры на английском языке, побуждение в проявлении находч...