ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Вопрос профессионального самоопределения обучающихся всегда является актуальным в общеобразовательной школе. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирования осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.
Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая на заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования 23 декабря 2015 года, сказал: «Уже в школе важно помочь ребятам осознанно выбрать будущую специальность, которая будет востребована на рынке труда, чтобы они потом смогли найти себе дорогу по душе, получали достойный заработок, могли состояться в жизни. Конечно, профессиональная подготовка школьников, их профориентация не должна быть чисто формальной» [1].
Поэтому при проведении педагогами профориентационной работы важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности школьника, но и определить уровни сформированности его социальных притязаний, ценностно-нравственной ориентации. В воспитательной деятельности можно реализовать эту деятельность через внеурочную и внешкольную работу с учащимися. В этом смысле можно привести слова великого педагога Макаренко А.С.: «Воспитать человека – значит, воспитать у него перспективные пути, значит, помочь ему найти цель».
Национальная гимназия искусств колледжа культуры и искусств имени И.С. Палантая - это образовательная организация, которая обеспечивает качественное знание по общеобразовательным предметам и даёт дополнительное образование на достаточно высоком предпрофессиональном уровне. Имея отличное новое здание, достаточно хорошую материально-техническую базу, а также интернат для круглосуточного проживания обучающихся, гимназия имеет свои преимущества, т.к. талантливые дети республики Марий Эл, обучающиеся и проживающие здесь, занимаются по трём предпрофильным направлениям: музыка, художественное искусство, хореография.
Выпускники школы успешно работают во многих городах России, странах ближнего и дальнего зарубежья, практически во всех детских музыкальных школах и детских школах искусств республики.
При всём этом существует проблемная ситуация: не все дети, которые к завершению основного образования и освоения дополнительной предпрофессиональной программы, в дальнейшем продолжают учёбу в специализированных учреждениях по данным направлениям.
Поэтому воспитательная работа призвана уделить более пристальное внимание каждому ребёнку, а именно:
– определить особенности психофизиологической личности ребёнка;
– на раннем этапе выявлять профессиональные наклонности обучающихся, содействовать их профессиональному выбору для продолжения образования в специальных учебных заведениях;
– формировать устойчивые и обоснованные профессиональные интересы, нравственные качества;
– активно привлекать к профориентационной работе всех участников педагогического процесса, родителей учащихся.
Помимо основных целей, необходимо также решать следующие задачи:
1. Вовлекать воспитанников в работу над самообразованием, самовоспитанием.
2. Формировать реальное представление о социуме, готовность выполнять профессионально-трудовые роли.
3. Развивать умение адаптироваться в окружающем мире.
4. Предоставлять информацию о порядке и условиях поступления в учебные заведения.
Основными направлениями в содержании и организации профориентационной работы в деятельности воспитателя являются просвещение, диагностика и коррекция.
Просветительская работа начинается уже в начальном звене. Занятия могут проходить в различных формах: информационные беседы, часы общения, дискуссии, семинары, коллективные творческие дела, профориентационные игры, анкетирование, встречи с работниками различных профессий и других. Большое внимание должно уделяться работе с родителями воспитанников. Это индивидуальные беседы, тематические родительские собрания, совместные мероприятия.
Следующее направление – психолого-педагогическая диагностика, которая проводится с целью изучения личностных особенностей учащихся, оценки их профессиональных возможностей, выявления возникающих проблем. На этом этапе работы необходимо изучать личные дела учащихся, результаты учебной деятельности, результаты психологических исследований.
На промежуточном и заключительном этапах профессионального самоопределения учащихся важна коррекционная работа. Она помогает избежать ошибок при выборе профессии, провести рефлексию способностей и возможностей детей, найти оптимальный путь самореализации. Такая работа должна проводиться совместно с педагогом-психологом.
Интересной и полезной формой является известный «приём зеркала». Суть его состоит в следующем: перед участниками игры ставится определённая жизненная ситуация, схожая с проблемами детей. Они должны высказать своё отношение к ситуации, оценить факты или события, суметь объяснить последствия тех или иных поступков. Обычно дети с интересом сравнивают себя с персонажами выдуманных рассказов (или рассказов из жизненного опыта педагога). Они размышляют, соотносят свои действия с поступками героев историй. Таким образом, дети видят себя и свои проблемы как бы в «психологическом зеркале».
Наряду с этим, необходимо большое внимание уделять воспитанию духовной нравственности, этики.
Задача педагога – воспитать детей не только счастливыми людьми, но и полезными гражданами, нужными нашему обществу, государству, чтобы ни один из них не остался на обочине жизни, чтобы каждый из них добросовестно выполнял свой долг гражданина России, свои обязанности перед народом, страной.
[1] Путин В.В. Выступление на заседании Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования 23 декабря 2015 года, Москва, Кремль - http://special.kremlin.ru/events/state-council/51001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/18/picture-210452-1623994058.jpg)
Программа воспитательной работы "От профессионального самоопределения - к профессиональному успеху"
Программа воспитательной работы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-112617-1447228811.jpg)
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ТВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР»
Участие в Региональном конкурсе...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/06/picture-459180-1701876026.jpg)
План работы ГБОУ СОШ с. Летниково по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся на 2017-2018 учебный год
Цели:сформировать эффективную систему профессионального сопровождения учащихся и воспитанников в соответствии с их способностями, интересами и запросами рынка труда;создать условия для развития с...
Организация работы по профессиональному самоопределению обучающихся МБОУ «Кольцовская школа №5» в специализированных классах инженерно-технологического направления
Проект, представленный на образовательну. выставку УчСиб 2018Номинация: Модернизация технологий и содержания образования в условиях введения ФГОСНаграда: Большая золотая медаль...
формы работы организации ДО в рамках социально-профессионального самоопределения обучающихся
профессиональное самоопределение обучающихся...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/14/picture-1093457-1544809442.jpg)
Профессиональное самоопределение обучающихся через организацию профессиональных проб на этапе основного общего образования и профильного обучения на этапе среднего общего образования
Профессиональное самоопределение обучающихся через организацию профессиональных проб на этапе основного общего образования и профильного обучения на этапе среднего общего образования...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/25/picture-623914-1429992491.jpg)
«Организация воспитательной работы по профессиональному самоопределению школьников на основной ступени образования»
Профессиональное самоопределение- одна из важнейших проблем подрастающего поколения. Решить эту проблему помогает система работы классного руководителя....