Воспитательное занятие "В мире доброты"
план-конспект занятия (5 класс)

Дашиева Сэмпэлма Баторовна

Обобщение представления детей о доброте, как о ценном качестве человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_mire_dobroty.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В мире Доброты

Цель:  обобщение  представления детей о доброте, как о ценном качестве человека.

Задачи:

Развивающие:

развивать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других людей);

- расширять представления о доброте, добрых поступках;

Образовательные:

углублять представление воспитанников о доброте – как о ценном качестве человека;

- добиваться доброжелательной интонационной выразительности речи;

- активизировать употребление существительных в уменьшительно-ласкательной форме.

Воспитательные:

воспитывать  культурное общение со сверстниками, следуя речевому этикету;

- воспитывать отзывчивость, дружелюбие.

- Добрый день, ребята и гости нашего воспитательного занятия. Сегодня у нас необычное занятие. А начнем мы его с удивительной песни.
/ Звучит песня «Песня о дороге добра»/
- Вот вы послушали песню. Как вы думаете, чему будет посвящен наш классный час? Да, доброте. И хочу я начать урок со сказки

СКАЗКА: Жила-была на земле девочка, которая носила имя Любовь. Одиноко тяжело ей было на свете без подружки. Вот она и обратилась к старцу Волшебнику, который прожил уже более ста лет.

            -Помоги мне, дедушка, выбрать себе подружку, чтобы я могла с ней дружить всю жизнь.

              Задумался Волшебник и сказал:

             -Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, роса еще не высохнет.

               Так и сделала девочка. Утром, когда солнце едва появилось на горизонте, пришла Любовь в условленное место. Пришла и видит, что стоят пять прекрасных девочек, одна другой лучше.

                    - Вот, выбирай, - говорит Волшебник, - одну зовут Радость, вторую - Характер, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую- Доброта

                    - Они все прекрасны - сказала Любовь – я не знаю, кого и выбрать.

                    - Ты права, - ответил Волшебник, - они все прекрасны, и ты в своей жизни обязательно с каждой из них встретишься, возможно, еще и подружишься, но сегодня и сейчас тебе нужно выбрать только одну. Именно она и будет тебе подружкой и опорой на всю твою жизнь.

                    Подошла Любовь к девочкам ближе, посмотрела каждой прямо в глаза и задумалась ...

А кого бы выбрали вы? Почему?

                        Да, верно. Любовь подошла именно к той девочке, которая носила имя Доброта. Доброта протянула ей руки.

                        Почему Любовь выбрала именно Доброту?
- Напишите, что, на ваш взгляд, обозначает слово Доброта (листы командам). С чем у вас ассоциируется это слово? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово Доброта?
Зачитываются ответы детей
- Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в необычное 
путешествие в мир Доброты. КАРТА НА ДОСКЕ

ІІ. Основная часть.

  1. Чтение и обсуждение стихотворения Ю. Друниной «Стираются лица и даты…».
    - Прослушайте стихотворение Ю. Друниной

(Рассказывает С. Волошин)

Стираются лица и даты,
Но всё ж до последнего дня
Мне помнить о тех, что когда-то,

Хоть чем-то согрели меня.
Согрели своей плащ-палаткой,
Иль тихим шутливым словцом,
Иль чаем на столике шатком,
Иль попросту добрым лицом.
Как праздник, как счастье, как чудо,
Идёт Доброта по земле.
И я про неё не забуду,
Как я забываю о зле…

- О чём это стихотворение? Какова его основная мысль?

- Подберите однокоренные слова к слову добро. (Доброта, добрый)
- Что значит добрый человек?
Слово учителя: Ребята, первая наша остановка – « 
Остров пословиц»
- Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Поэтому первым делом мы поплывем на остров пословиц.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе слово и железные ворота открывает.
Ласковое слово, что солнышко в ненастье.
Добро, сделанное втайне, оплатится явно.

Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы. Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, наклеить ее на лист, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.

- В чём заключается смысл каждой пословицы?

Слово учителя: Да, правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово. Поэтому мы отправляемся в Город Вежливости

1) Первое, что надо сделать, - это одеть дерево листочками с добрых слов.

              Итак, вот дерево, на которое нам нужно нанизать листочки с добрыми словами. Листочки у вас на партах. Ваша задача: как можно больше повесить листочков на дерево. У каждой команды листочки имеют свой цвет. Поэтому в конце мы сможем увидеть, какая из команд знает большее количество добрых слов.

                 Ну что, готовы? Начали. (5 мин)

2) Второе задание, которое мы выполним в Городе Вежливости, – это разминка

1.Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «…»

(Привет!)

2)А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …»

(Здравствуй!)

3)Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…»

(Спасибо!)

4)Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…»

(Будь здорова!)

5)Говорит Лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся

А скажи: «…»

(Пожалуйста!)

- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого….(спасибо)

- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит.. (добрый день)

- Мальчик, вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…. (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят …(до свидания)

Слово учителя: Ну вот, волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила? Сейчас мы послушаем стихотворения З.Бядули “Петрусь”

(Рассказывают Маша Тобагулова и Виктор Полтавченко)

Обещал отцу Петрусь:
Я за вежливость возьмусь,
Буду всех благодарить, 
Первым “здравствуй” говорить.
Вот мальчишка, со стараньем,
Выполняет обещанье.
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке:
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорет:
- С добрым утром, дед Федот! –
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, постреленок!
Вот Петрусь догнал Яринку
Да как дернет за косынку:
- Ты куда, Яринка, стой!
Я здороваюсь с тобой!
Та отпрянула в сторонку – 
Как невежлива девчонка!
Нёс знакомый стопку книг,
А Петрусь с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи!
- Извините, добрый вечер!
- Ты, – знакомый закричал, –
И невежа, и нахал!
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?

Слово учителя: Как выдумаете, вежлив ли на самом деле Петрусь? Почему поступки мальчика нельзя назвать вежливыми?
- Так отчего же зависит сила волшебных слов? Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными. Недаром в народе говорят: 
“Самолюб никому не люб”.

Следующая наша остановка под названием «Культура общения».
Обсуждать поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в этих ситуациях? Сейчас я каждой команде раздаю ситуации. А вы прочитайте их, найдите ошибки, обсудите в группе и скажите, в чем дети были не правы.

Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”
Права ли была девочка?(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)

Ситуация 2. Мальчик крикнул прохожему “Сколько время?”
Какие ошибки допустил мальчик? 1) Надо было не кричать, а говорить. 2) Скажите, пожалуйста. 3) Правильнее говорить: который час, а не сколько время)

Ситуация 3.На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал “Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!”
Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя? (Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно 
играть вдвоем!)

Ситуация 4. В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!” Правильно ли поступила девочка? (Надо было сказать общее “Здравствуйте”)

Слово учителя: Молодцы, ребята, а мы потихоньку подходим к следующей остановке под названием «Сказочная долина».
- Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
- Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим.

1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из Цветика-семицветика Катаева)
5. Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка.
6. Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни.
Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому.

Физминутка
(Дети под музыку выполняют танцевальные движения)

Слово учителя: В таком длинном путешествии нам не обойтись без остановки «Добрая земля». Может ли кто-нибудь из вас сказать по совести: «Я добрый человек».
- Давайте проведём анкету «Добрый ли вы человек?»
1) У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
2) Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
3) Если ваш партнёр плохо 
играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
4) Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
5) Любите ли вы злые шутки?
6 ) Вы злопамятны?
7) Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
8) Умеете ли на практике применять свои способности?
9) Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
10) Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
11) Вы охотно выполняете просьбы?
12) Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

Результаты анкеты
- А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
- Вы набрали 
больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.
От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
- Вы набрали 
меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…

Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.

  • Помогать людям.
  • Защищать слабого.
  • Делиться последним с другом.
  • Не завидовать.
  • Прощать ошибки другим.
  • Помни: попробуй не наступить, а уступить.
  • Помни: попробуй не захватить, а отдать.

Слово учителя: А сейчас нам надо выполнить коллаж «Добрая земля». Земля покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Для этого первая команда изобразит нам на этом листе солнце. Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. Сейчас я раздам слова.

аккуратный
доброжелательный
вежливый
грубый
неучтивый
умеет прощать обиды
чуткий
отзывчивый
помогает в беде
часто ссорится
вспыльчивый
скромный
общительный 
ласковый
веселый
счастливый 
наглый 
внимательный
жадный
крикливый

- Вашей команде нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям, и наклеить их как лучи.
- Кто же населяет эту землю? Вторая команда подумает и наклеит на эту землю только тех людей, которых она считает добрыми.
- Ребята, а чего не хватает на нашей 
картине? Конечно, на Доброй земле должны петь птицы, цвести сады, потому что природа тоже радуется доброте. Весь животный и растительный мир планеты зависит от нас – людей. А если мы будем злыми и жестокими по отношению к природе, то и цветы все погибнут.

ІІІ. Рефлексия
- Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась. Кого же мы называем добрым человеком?
Обсуждение результатов работы

Мне понравилось _______________________________________

Я радуюсь тому, что _______________________________________________

Теперь я __________________________________________________________

У меня ________________ настроение, потому что ______________________

ІV. Итог
Слово учителя: Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
- А я сегодня предлагаю написать ПИСЬМО в будущее – вам будущим 11-класснимкам, в котором вы пообещаете быть добрыми людьми и пожелаете себе всего самого лучшего.

Добрые слова – корни
Добрые мысли – цветы
Добрые дела – плоды
Добрые сердца – сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

                И напоследок я хочу рассказать вам притчу о старике аксакале.

                Умирал в одном поселке старый аксакал. Пришли к нему люди говорят: «Скажи нам, мудрый старец, как тебе удалось добиться такого порядка и понимания в своей семье: все друг друга уважают и живут в мире и согласии». Старец не имел сил уже говорить. Тогда ему дали бумажку и карандаш, и он начал писать. Писал долго. А когда уже не стало сил даже писать, то бумажка выпала из рук мудрого старца. Подняли его люди и все были очень удивлены: на нем было более 100 раз записано только одно слово. Какое? Да, Добро. Поэтому я вам желаю, чтобы именно доброта была верным спутником в вашей жизни....

До новых встреч!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательное занятие "Доброта истинная и доброта ложная"

Воспитательные занятия о доброте имеют большое значение в духовно-нравственном воспитании детей и подростков....

Свеча откровения "В мире доброты" для учащихся коррекционной школы VIII вида

Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека, представления о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потребность....

внеклассное занятие по духовно-нравственному воспитанию"Всех нужнее и дороже в этом мире доброта"

Важнейшей задачей данного мероприятия является воспитание детей красотой, формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного, так и общего...

Воспитательное занятие «Моя ориентировка в мире профессий»

Подготовка воспитанников к обдуманному выбору профессии...

В мире доброты

Занятие по духовно-нравственному воспитанию...

Воспитательное занятие Путешествие в страну доброты

Формирование у учащихся коррекционной школы представлений о доброте, развитие эмпатии и дружелюбия, воспитание желания совершать добрые поступки....