Военно-патриотический лекторий "Непокоренный Ленинград"
методическая разработка

Внеклассное мероприятие патриотической направленности, посвященное обороне Ленинграда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voenno-patrioticheskiy_lektoriy_nepokorennyy_leningrad.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия на базе Центра «Точка Роста»

МОУ «СОШ п.Белоярский имени Бабушкина А.М.»

посвященного 80-летию со дня снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи: 

  • формирование у обучающихся осознания исторического прошлого, сформировать представление о роли Ленинграда в Великой Отечественной войне;
  • воспитание гражданской ответственности, чувства достоинства, уважения к истории и культуре своей страны; воспитание чувства сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

Оборудование: презентация, записи «Темная ночь», слова В. Агатова, «Седьмая симфония Шостаковича», речевые облачка для выполнения стенда, шаблоны блокадной ласточки, ватман, клей.

Ход мероприятия:

Звучит «Вечерняя песня (Гимн Ленинграда)»

На сцену выходят ведущие.

Ведущий 1:          сл.1

Город над вольной Невой,

Город нашей славы трудовой

Внимание! Внимание!

Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).                                 Сл.2

Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наше выступление.

(Звучит «Пятая симфония Шостаковича»).

Ведущий 2:

80 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

Была война, прошла война,                                         сл.3

Над полем боя тишина.

Но по стране, по тишине

Идут легенды о войне.

(Выступление Слеповой В.В.)

Ведущий 3:                                                           сл.4

Битва за Ленинград является одной из решающих битв Второй мировой войны и занимает особое место в мировой военной истории не только из-за своей продолжительности, но и благодаря героической стойкости, проявленной защитниками города.                                 Сл.5

Ленинградское сражение охватило почти всю северо-западную часть страны и длилось более трёх лет.                       Сл.6

 На защиту города Ленинграда поднялись все его жители: 500 тыс. ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тыс. ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанское отряды.

Блокада города и вражеские обстрелы продолжались 900 дней. За это время на Ленинград обрушилось свыше 100 тыс. фугасных и зажигательных авиабомб, фашисты выпустили 150 тыс. снарядов.         Сл.7

Звучит песня «Темная ночь», слова В. Агатова, музыка Н.Богословского.

Ведущий 4:

В воспоминаниях блокадников иногда встречаются ужасные, нечеловеческие подробности, но даже все кошмары пережитого не могут сравниться с ежедневными монотонными испытаниями, которые выпали на долю тех, кому пришлось прожить три долгих блокадных года.       Сл.8-9-10

При всей чудовищности той действительности жизнь большого города не останавливала свой круговорот – город продолжал жить – работали многие заводы и фабрики, а монотонный стук метронома (слышны удары метронома), доносившийся из репродуктора, прерывался передачами ленинградского радио.

Ведущий 1:                                 сл.11

На смену утру приходил день, который завершался сумерками, а потом ночь вступала в свои права. Люди ложились в промерзшие постели и… видели сны, в которых им постоянно снилась еда. Это были мучительные сны, не приносившие отдохновения.                

Ведущий 2:                                              сл.12

В истории блокады Ленинграда самым трагическим периодом была зима 1941–1942 годов. Вся тяжесть легла на плечи рядовых ленинградцев. За годы блокады от голода, холода, бомбёжек и артобстрелов погибло 900 тыс. мирных жителей. Для Гитлера вопрос о судьбе Ленинграда решался однозначно: город должен был подвергнуться полному уничтожению.

Ведущий 3:

Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам в блокадную зиму 1941-1942 года.       Сл.13

Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 грамм.

    Сл.14   К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей.

   Сл. 15 -16 Не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. Воду приходилось брать из прорубей. Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия.

Чтец (Клименкова З.):

И летели листовки с неба

На пороги замерзших квартир:

“Будет хлеб. Вы хотите хлеба?”

“Будет мир. Вам не снится мир?”

Дети, плача, хлеба просили.

Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света.

День похож на черную ночь.

Может, в мире и силы нету,

Чтобы все это превозмочь?

Умирали – и говорили:

- Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли.

На колени не встали, нет!

Ведущий 4:     сл.17

Какое-то время еще работали школы, кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках в ледяном нетопленом классе, голодные. У всех – закопченные лица; электричества уже не было, в квартирах горели коптилки – баночки с какой-то горючей жидкостью, в которые вставлялся маленький фитилек.

Света она дает ничтожно мало, но коптить немилосердно, отсюда и название.

Ведущий 1:

(Портрет Савичевой Тани на экране)   сл.18

Имя Тани Савичевой знает весь мир. Она жила в Ленинграде, в большой дружной семье. Школьнице Тане Савичевой было 11 лет. В дни блокады вела дневник. В этом дневнике всего 9 страниц и на шести из них даты смерти близких людей. (На экране фото дневника)

«Женя умерла 28 декабря в 12 ч. 30 мин утра 1941 г.

Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 г.

Лёка умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 г.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 ч. ночи 1942 г.

Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.

Мама 13 мая в 7.30 ч. утра 1942 г.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Умирающую девочку удалось вывезти из блокадного Ленинграда. Но спасти её было уже невозможно. Она умерла 1 июля 1944 года. Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против нацистских преступников.

Ведущий 2:

Были столовые, где за талончик на 20 г крупы давали тарелку супа. Правда, суп – одно только название, но хоть что-нибудь, все лучше, чем ничего…” (Слайд “Ленинградский хлеб”).

     Сл.19 Надвигался голод! Развивалась своеобразная ленинградская кулинария: люди научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея. Хлеб – это совсем маленький кусочек… тяжелый, липкий, сырой. Хлеб содержал всякую дрянь и лишь немного муки. Почти все ленинградцы стали дистрофиками.

  Сл.20      Одни распухли и блестели, как будто покрытые лаком. Это первая степень дистрофии. Другие – высохли – вторая степень. В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее – к этому времени значительная часть населения погибла. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов.    Сл.21

Выступление Комлевой Н.Н.    сл.22

Как кот Васька спас свою семью в блокадном Ленинграде.

Это самая длительная осада города за всю историю жизни людей. Почти 900 дней люди прожили впроголодь в жутком холоде, но продолжали самоотверженно защищать свой город и страну. Люди выживали как могли, а некоторым ещё и помогали животные. Этой семье повезло больше, чем остальным, ведь у них жил удивительный кот, который прокармливал женщину и её дочку.

Моя бабушка всегда говорила, что тяжёлую блокаду и голод и она, и моя мама, а я её дочь, пережила только благодаря нашему коту Ваське. Если бы не этот рыжий хулиган, они умерли бы с голоду, как многие другие.

Каждый день Васька уходил на охоту и притаскивал мышек или даже большую жирную крысу. Мышек бабушка потрошила и варила из них похлебку.
При этом кот сидел всегда рядом и ждал еду, а ночью все трое лежали под одним одеялом и он согревал их своим теплом.

Бомбежку он чувствовал намного раньше, чем объявляли воздушную тревогу, начинал крутиться и жалобно мяукать, бабушка успевала собрать вещи, воду, маму, кота и выбежать из дома. Когда бежали в убежище, его как члена семьи тащили с собой.

Голод был страшный. Васька был голодный как все и тощий. Всю зиму до весны бабушка собирала крошки для птиц, а с весны выходили с котом на охоту. Бабушка сыпала крошки и сидели с Васькой в засаде, его прыжок всегда был на удивление точным и быстрым. Васька голодал вместе с нами и сил у него было недостаточно, чтобы удержать птицу. Он хватал птицу, а из кустов выбегала бабушка и помогала ему. Так что с весны до осени ели еще и птиц.

Когда сняли блокаду и появилось побольше еды, и даже потом после войны бабушка коту всегда отдавала самый лучший кусочек. Гладила его ласково, приговаривая – кормилец ты наш.

Умер Васька в 1949 году, бабушка его похоронила на кладбище, и, что бы могилку не затоптали, поставила крестик и написала Василий Бугров. Потом рядом с котиком мама положила и бабушку, а потом там я похоронила и свою маму. Так и лежат все трое за одной оградкой, как когда-то в войну под одним одеялом…

В блокадном Ленинграде действительно животные спасли не одну жизнь!

Ведущий 3:                    сл.23

Надо отметить, что предпринимались все возможные меры, чтобы облегчить положение ленинградцев, сократить число неминуемых жертв. По льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога, названная “Дорогой Жизни”.

Она позволила подвозить боеприпасы, продукты, вывозить больных из блокадного города. За 102 дня работы ледовой трассы по ней было доставлено в Ленинград более 200 т грузов. Работа ледовой трассы сделала возможным уже с 25 декабря повысить нормы выдачи хлеба рабочим на 100 г, служащим, инвалидам и детям - на 75 г в сутки.    Сл.24

По дну озера был проложен энергетический кабель, а также трубопровод, снабжавший Ленинград горючим. Хлеб доставляли теперь не только по воздуху, но и по ледовой дороге через Ладожское озеро. Грузовики шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому этот путь прозвали еще и “Дорогой смерти”.     Сл.25

Ведущий 4:

В осажденном Ленинграде Дмитрием Шостаковичем была создана Седьмая симфония, получившая название “Ленинградская”. 9 августа 1942 года шел 355-й день блокады. Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, впервые исполняемую в городе на Неве.

(Звучит «Седьмая симфония Шостаковича»).

Ведущий 1:        сл.26

Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: 

«Их имен благородных мы здесь перечислить не можем,

так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням,

никто не забыт и ничто не забыто».

(Слайд «Пискаревское кладбище»). 

Прошу всех встать и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

(Минута молчания) сл.27

Ведущий 2:         

Сегодня мы вспомним об одном из символов блокады Ленинграда -блокадной ласточке.     Сл.28

Весной 1942 года немецкое командование заявило:

«ОТНЫНЕ ДАЖЕ ПТИЦА НЕ СМОЖЕТ ПРОЛЕТЕТЬ ЧЕРЕЗ КОЛЬЦО БЛОКАДЫ»

Ведущий 3:              

В ответ на заявления немецкой пропаганды многие жители Ленинграда стали носить на одежде блокадную ласточку. Таким образом, жители осажденного Ленинграда показывали, что ждут хороших вестей с фронта, писем от своих родных и близких, что не теряют связи со своей страной.

Ведущий 4:        

Блокадная ласточка – это маленький жестяной значок, а на нем – ласточка с

письмом в клюве.

Когда летом 1943-го года в парусине шпиля Адмиралтейства обнаружили жилые гнёзда ласточек, для жителей блокадного Ленинграда это стало еще одним знаком: ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Звучит архивная запись от 27.01.1944г. о снятии блокады (Продолжительность – 1,01 сек)

Ведущий 4:   И БЫЛА ПОБЕДА, И БЫЛ САЛЮТ, И ВСЕ, КТО МОГ, ВЫШЛИ НА УЛИЦЫ ГОРОДА       СЛ.29

Ведущий 1:

Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя. Более 930 тыс. человек удостоились медали “За оборону Ленинграда”. Сл.30

Ведущий 2:

За залпом залп. Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.

Ведущий 3:     сл.31

Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!

Ведущий 4:            сл.32

Их радость велика, но боль        
Заговорила и прорвАлась:
На праздничный салют
С тобой Пол-Ленинграда не поднялось.

Ведущий 1:

Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе – Салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут…

 

ЛЕНИНГРАД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка военно-патриотической игры "Военная призывная комиссия"

Общие положения.Игра  школьной военной призывной комиссии, посвященной Дню защитника Отечества, проводится в соответствии с государственной программой «патриотическое воспитание граждан Российско...

К вопросу особенностей военно-патриотического воспитания в Нахимовском военно-морском училище

    В Нахимовское военно-морское училище дети поступают после окончания начальной школы в возрасте 10-11-ти лет. Здесь реализуются образовательные программы основного общего и...

Патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление личности, как направление воспитательной деятельности в работе военно-патриотических объединений г. Абакана Республики Хакасия

Патриотзм всегда рассматривался как символ мужества, доблести, героизма русского народа. Основная цель работы военно-патриотических объединений: воспитание гражданина патриота с высокой духовно-нравст...

Организация военно-патриотического воспитания в условиях сельской жизни на примере военно-патриотического клуба «Мужество».

ВПК «Мужество» создана с целью воспитания патриотизма, любви к Родине, формирования качеств, навыков и умений, необходимых для ее защиты, как воинской, трудовой, так и действиях в экстрема...

Проект месячника по военно-патриотическому воспитанию по оборонно-массовой и военно-патриотической работе (в урочной и внеурочной деятельности - комплексный подход)

В рамках месячника по оборонно-массовой и военно-патриотической работе мной были проведены различные мероприятия.В целом структурно вся моя деятельность, направленная на формирование патриотического в...

Сценарий торжественной линейки, посвященной открытию Месячника военно-патриотического воспитания и Дню снятия блокады Ленинграда.

Сценарий торжественной линейки, посвященной открытию Месячника военно-патриотического воспитания и Дню снятия блокады Ленинграда....

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИМатериалы городской научно-практической конференции г. Нижне...