Рабочая программа по нравственному направлению для обучающихся с ОВЗ 6 класс (2 вариант)
рабочая программа (6 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности по нравственному направлению «Уроки нравственности» является составной частью программы воспитания в адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности  для  обучающихся с ОВЗ

6 класс (2 вариант) по нравственному направлению

 СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………….…………………………………………  2

1. Пояснительная записка……………………………………………………….  2

2. Содержание учебного материала …………………………………………...   3

3. Календарно-тематический план……………………………………………….4

4. Планируемые результаты освоения программы……………...……………...5

5. Контроль и оценка результатов освоения программы……………………....5

6. Список используемых источников…………………………………  ……….5

   ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом организация занятий по направлениям внеурочной деятельности, является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

В основу работы по нравственному воспитанию в среднем школьном возрасте положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающихся нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Рабочая программа внеурочной деятельности по нравственному направлению «Уроки нравственности» является составной частью программы воспитания в адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), разработанной на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.

Актуальность программы направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. 

Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности» обусловлена необходимостью помочь особому учащемуся адаптироваться в современном обществе, сформировать базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности, нравственное сознание и поведение. 

Практическая направленность курса предполагает освоение учащимися системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в социуме, выработку положительных взглядов, убеждений и привычек, составляющих сущность нравственного воспитания.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель  курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности»:

Обогащение духовного мира и формирование у учащихся ценностного отношения к семье, школе, друзьям, окружающим людям через расширение представлений о жизни в современном мире.

Задачи:

  1. Развитие способности замечать и запоминать происходящее, замечать какие события, встречи, изменения происходят в жизни.
  2. Формирование ценностного отношения к семье, школе, Родине. 
  3. Развитие способности осмысления свободы и ответственности.
  4. Формирование знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми.
  5. Усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.
  6. Формирование доверия к окружающим посредством общения во время занятий, внеурочной деятельности, досуга.
  7. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим,  умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми.
  8. Воспитание личности, обладающей качествами воспитанного человек – добротой, честностью, бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью.

  Срок реализации программы  34 часа:

 Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием 1 раз в неделю.  Продолжительность одного занятия – 35 - 40 мин.

Методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа); наглядные (видео, презентация, картины, иллюстрации);  практические (упражнения)

Формы проведения занятий: беседа (этическая, нравственная); встречи с интересными людьми; экскурсии; викторины, конкурсы по различным областям знаний; просмотр видео роликов; слушание чтения художественных произведений.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

     Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» состоит из 5 разделов: Человек и общество. Личные качества человека. Я, и мои близкие. Культура поведения. Любовь к Родине.

В процессе занятий формируются понятия о личностных качествах человека - это качества нравственные (или моральные). Личные качества отражают индивидуальность человека и проявляются в жизни каждого по-разному.

Основные разделы программы:

  1. Человек в обществе.

Понятия о нравственных нормах общества как правилах поведения и поступков, как наиболее простых нравственных требованиях и законах обязательные для каждого человека в отдельности. Знакомство с наиболее общими нравственными обязанностями человека по отношению к обществу, другим людям и самому себе. Организация нравственных отношений людей в обществе.  Нравственные ценности как форма

  1. Человек и его лучшие качества.

По каким свойствам характера мы оцениваем человека? Основные моральные понятия как база нравственной грамотности, их содержания и характеристики. Рассмотрения конкретных случаев понимания этих понятий в жизни. «Добро» и «зло» как опорные понятия нравственных знаний и нравственных оценок, как центральные понятия морали. Критерии добра и зла. Достоинство и честь как показатели нравственной ценности человека; их взаимосвязь с понятием честности, справедливости и долга. Связи этих понятий с понятием вежливости и тактичности. Ответственность за своё поведение, дела и поступки. В чём проявляется ответственность? Ответственность за других людей. Умение критически оценивать свои действия и поступки. Отношение человека к самому себе. Анализ своего поведения. Особенности своего места в коллективах общения.

  1. Я и мои близкие. 

Кто они, близкие мне люди? Что от меня ждут близкие люди. Моя семья: за что  я её люблю? Я и мои близкие. Как я выбираю друзей? Почему ссорюсь с друзьями? Рассказать о своей семье. Как складываются отношения со взрослыми, с   младшими. Самые дорогие часы отдыха – семейный досуг. Любимые занятия моих родителей. За что я люблю свой дом? Семейные праздники – как они проходят в твоём доме? Уважение к людям. Точность и обязательность в делах. Нравственные обязанности в семье, по отношению к учёбе и работе, к друзьям и товарищам, к окружающим близким людям, к животным.

  1. Культура поведения.

Поведение. Определение поведения. Плохое и хорошее поведение. Причины плохого поведения. Факторы, влияющие на поведение человека в обществе. Поведение – основа общения. Нормы и правила, обязательные для всех. Правила культуры поведения. Навыки нравственного поведения. Правила вежливости при обращении к товарищам, девочкам, учителю, взрослым. Правила общения в классном коллективе. Проблема товарищества и дружбы.

  1. Любовь к Родине.

Отношение человека к Родине и обществу, преданность Отечеству и патриотизм. Государственная символика (страны, округа, города). Нравственные нормы, регулирующие отношения человека к Родине. Отношение человека к природе.

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Календарно-тематический план составляется педагогом ежегодно, рассматривается на методическом совете и утверждается приказом директора.  При внесении изменений в Годовой календарный учебный график, утвержденный приказом директора школы, возможна корректировка календарно-тематического плана (наименование тем занятий и дата проведения).

№ раздела

№ занятия

Наименование разделов и тем занятий

Всего, часов

Дата

класс

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

  В результате реализации настоящей программы возможно достижение:    Личностные результаты:

  • способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни;
  • ценностное отношение к семье, школе, Родине; 
  • способность осмысления свободы и ответственности.
  • соблюдение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.
  • личности, обладающая качествами воспитанного человек – добротой, честностью, бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью
  • доброжелательное отношения к окружающим,  умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми;
  • доверие к окружающим;
  • аккуратность, опрятность, бережливость;
  • адекватная оценочная деятельность, направленная на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Предметные результаты включают следующие умения:

  • обслуживать себя, следить за своим внешним видом;
  • соблюдать правила воспитанного человека в повседневной жизни;
  • обращаться к взрослому человеку, сверстнику, выражать благодарность, одобрение, извинение и др.;
  • взаимодействовать  с окружающими на основе общекультурных норм и  правил социального поведения.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

          Контроль и оценка результатов освоения программы осуществляется воспитателем в процессе проведения внеклассных мероприятий, праздников, бесед, конкурсов, экскурсий, выполнения индивидуальных и коллективных творческих заданий.

      Оценка результатов, обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики усвоения программы и не допускает сравнения его с другими детьми. Способом организации накопительной системы оценки является «портфолио» достижений обучающегося.

Для оценки степени достижения планируемых результатов предполагается использовать следующие показатели: сформированность деятельности; степень помощи, которую оказывает воспитатель; поведение обучающихся на занятиях (активность, заинтересованность, пассивность и т.д.).

Итоговые результаты обучения за оцениваемый период оформляются  в форме мониторинга личностного развития обучающихся и реализации календарно-тематического плана программы за учебный год.

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Литература

1.  «Азбука нравственности» Методическое пособие для учителей (под редакцией Козлова Э). - М.: Новый учебник, 2015.

2. Бомон Э. «Учимся хорошим манерам в обществе» - Махаон/Азбука, 2009.

3. Кислицына Т.Г. Русская семья: праздники и традиции / ред.-сост.– М. : белый город, 2008. – 295 с.

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России. - М.: Просвещение, 2011.

5.  Мищенков Л.В. «Уроки нравственности, или что такое хорошо и что такое плохо» методического пособия. – Москва: РОСТ книга, 2016.

6. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), протокол от 22 декабря 2015г. № 4/15.

7. Шалаева Г., Журавлева О.М. «Правила поведения для воспитанных детей» - АСТ, Слово, 2007.

8. «Самые главные правила поведения для воспитанных детей» - Изд-во Харвест, 2009.

9. Суслов В.Н. Этикет, учусь правилам поведения.  В.Н. Суслов. - М.: Просвещение, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по социальному направлению Совет обучающихся «Содружество» для 5-11 классов на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по социальному направлениюСовет обучающихся «Содружество»для 5-11 классовна 2019-2020 учебный год...

Программа духовно-нравственного развития для обучающихся 5-6 классов с легкой степенью умственной отсталости

Программа духовно-нравственного развития направлена на воспитание обучающихся 5-6 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в духе любви к Родине, уважения к культурно-историче...

Рабочая программа коррекционно - развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ (УО (ИН) вариант 1) 5-9 классы

Программа коррекционно - развивающей работы учителя - дефектолога для обучающихся 5-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа. Духовно-нравственное направление.

Цель: приобщение воспитанников к национальным обычаям и традициям, национальной истории и духовной культуре, формирующим национальное самосознание и достоинство, уважение и любовь к Отечеству, а также...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.2)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с расстройством  аутистического спектра (вариант 8.2) Учебный предмет (курс, модуль): русский языкКласс: 5...

Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для обучающегося 5 б класса Рочева Максима (обучение на дому, адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития) – вариант 7 н

Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для обучающегося  5Б класса Рочева Максима является приложением к адаптированной основной образовательной программе основного общего ...