Рабочая программа по нравственному направлению для обучающихся с ОВЗ 6 класс (2 вариант)
рабочая программа (6 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности по нравственному направлению «Уроки нравственности» является составной частью программы воспитания в адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_nravstvennomu_napravleniyu_dlya_obuchayushchihsya_s_ovz.docx | 37.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ
6 класс (2 вариант) по нравственному направлению
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………….………………………………………… 2
1. Пояснительная записка………………………………………………………. 2
2. Содержание учебного материала …………………………………………... 3
3. Календарно-тематический план……………………………………………….4
4. Планируемые результаты освоения программы……………...……………...5
5. Контроль и оценка результатов освоения программы……………………....5
6. Список используемых источников………………………………… ……….5
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом организация занятий по направлениям внеурочной деятельности, является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
В основу работы по нравственному воспитанию в среднем школьном возрасте положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающихся нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Рабочая программа внеурочной деятельности по нравственному направлению «Уроки нравственности» является составной частью программы воспитания в адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), разработанной на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
Актуальность программы направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности» обусловлена необходимостью помочь особому учащемуся адаптироваться в современном обществе, сформировать базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности, нравственное сознание и поведение.
Практическая направленность курса предполагает освоение учащимися системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в социуме, выработку положительных взглядов, убеждений и привычек, составляющих сущность нравственного воспитания.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности»:
Обогащение духовного мира и формирование у учащихся ценностного отношения к семье, школе, друзьям, окружающим людям через расширение представлений о жизни в современном мире.
Задачи:
- Развитие способности замечать и запоминать происходящее, замечать какие события, встречи, изменения происходят в жизни.
- Формирование ценностного отношения к семье, школе, Родине.
- Развитие способности осмысления свободы и ответственности.
- Формирование знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми.
- Усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.
- Формирование доверия к окружающим посредством общения во время занятий, внеурочной деятельности, досуга.
- Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми.
- Воспитание личности, обладающей качествами воспитанного человек – добротой, честностью, бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью.
Срок реализации программы 34 часа:
Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия – 35 - 40 мин.
Методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа); наглядные (видео, презентация, картины, иллюстрации); практические (упражнения)
Формы проведения занятий: беседа (этическая, нравственная); встречи с интересными людьми; экскурсии; викторины, конкурсы по различным областям знаний; просмотр видео роликов; слушание чтения художественных произведений.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» состоит из 5 разделов: Человек и общество. Личные качества человека. Я, и мои близкие. Культура поведения. Любовь к Родине.
В процессе занятий формируются понятия о личностных качествах человека - это качества нравственные (или моральные). Личные качества отражают индивидуальность человека и проявляются в жизни каждого по-разному.
Основные разделы программы:
- Человек в обществе.
Понятия о нравственных нормах общества как правилах поведения и поступков, как наиболее простых нравственных требованиях и законах обязательные для каждого человека в отдельности. Знакомство с наиболее общими нравственными обязанностями человека по отношению к обществу, другим людям и самому себе. Организация нравственных отношений людей в обществе. Нравственные ценности как форма
- Человек и его лучшие качества.
По каким свойствам характера мы оцениваем человека? Основные моральные понятия как база нравственной грамотности, их содержания и характеристики. Рассмотрения конкретных случаев понимания этих понятий в жизни. «Добро» и «зло» как опорные понятия нравственных знаний и нравственных оценок, как центральные понятия морали. Критерии добра и зла. Достоинство и честь как показатели нравственной ценности человека; их взаимосвязь с понятием честности, справедливости и долга. Связи этих понятий с понятием вежливости и тактичности. Ответственность за своё поведение, дела и поступки. В чём проявляется ответственность? Ответственность за других людей. Умение критически оценивать свои действия и поступки. Отношение человека к самому себе. Анализ своего поведения. Особенности своего места в коллективах общения.
- Я и мои близкие.
Кто они, близкие мне люди? Что от меня ждут близкие люди. Моя семья: за что я её люблю? Я и мои близкие. Как я выбираю друзей? Почему ссорюсь с друзьями? Рассказать о своей семье. Как складываются отношения со взрослыми, с младшими. Самые дорогие часы отдыха – семейный досуг. Любимые занятия моих родителей. За что я люблю свой дом? Семейные праздники – как они проходят в твоём доме? Уважение к людям. Точность и обязательность в делах. Нравственные обязанности в семье, по отношению к учёбе и работе, к друзьям и товарищам, к окружающим близким людям, к животным.
- Культура поведения.
Поведение. Определение поведения. Плохое и хорошее поведение. Причины плохого поведения. Факторы, влияющие на поведение человека в обществе. Поведение – основа общения. Нормы и правила, обязательные для всех. Правила культуры поведения. Навыки нравственного поведения. Правила вежливости при обращении к товарищам, девочкам, учителю, взрослым. Правила общения в классном коллективе. Проблема товарищества и дружбы.
- Любовь к Родине.
Отношение человека к Родине и обществу, преданность Отечеству и патриотизм. Государственная символика (страны, округа, города). Нравственные нормы, регулирующие отношения человека к Родине. Отношение человека к природе.
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Календарно-тематический план составляется педагогом ежегодно, рассматривается на методическом совете и утверждается приказом директора. При внесении изменений в Годовой календарный учебный график, утвержденный приказом директора школы, возможна корректировка календарно-тематического плана (наименование тем занятий и дата проведения).
№ раздела | № занятия | Наименование разделов и тем занятий | Всего, часов | Дата |
класс | ||||
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате реализации настоящей программы возможно достижение: Личностные результаты:
- способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни;
- ценностное отношение к семье, школе, Родине;
- способность осмысления свободы и ответственности.
- соблюдение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.
- личности, обладающая качествами воспитанного человек – добротой, честностью, бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью
- доброжелательное отношения к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми;
- доверие к окружающим;
- аккуратность, опрятность, бережливость;
- адекватная оценочная деятельность, направленная на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Предметные результаты включают следующие умения:
- обслуживать себя, следить за своим внешним видом;
- соблюдать правила воспитанного человека в повседневной жизни;
- обращаться к взрослому человеку, сверстнику, выражать благодарность, одобрение, извинение и др.;
- взаимодействовать с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Контроль и оценка результатов освоения программы осуществляется воспитателем в процессе проведения внеклассных мероприятий, праздников, бесед, конкурсов, экскурсий, выполнения индивидуальных и коллективных творческих заданий.
Оценка результатов, обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики усвоения программы и не допускает сравнения его с другими детьми. Способом организации накопительной системы оценки является «портфолио» достижений обучающегося.
Для оценки степени достижения планируемых результатов предполагается использовать следующие показатели: сформированность деятельности; степень помощи, которую оказывает воспитатель; поведение обучающихся на занятиях (активность, заинтересованность, пассивность и т.д.).
Итоговые результаты обучения за оцениваемый период оформляются в форме мониторинга личностного развития обучающихся и реализации календарно-тематического плана программы за учебный год.
- СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Литература
1. «Азбука нравственности» Методическое пособие для учителей (под редакцией Козлова Э). - М.: Новый учебник, 2015.
2. Бомон Э. «Учимся хорошим манерам в обществе» - Махаон/Азбука, 2009.
3. Кислицына Т.Г. Русская семья: праздники и традиции / ред.-сост.– М. : белый город, 2008. – 295 с.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России. - М.: Просвещение, 2011.
5. Мищенков Л.В. «Уроки нравственности, или что такое хорошо и что такое плохо» методического пособия. – Москва: РОСТ книга, 2016.
6. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), протокол от 22 декабря 2015г. № 4/15.
7. Шалаева Г., Журавлева О.М. «Правила поведения для воспитанных детей» - АСТ, Слово, 2007.
8. «Самые главные правила поведения для воспитанных детей» - Изд-во Харвест, 2009.
9. Суслов В.Н. Этикет, учусь правилам поведения. В.Н. Суслов. - М.: Просвещение, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающихся 7 - 9 классов (образовательная программа основного общего образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по физике 7-9 кклассы ФГОС ( ЗПР)...
Рабочая программа по социальному направлению Совет обучающихся «Содружество» для 5-11 классов на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по социальному направлениюСовет обучающихся «Содружество»для 5-11 классовна 2019-2020 учебный год...
Программа духовно-нравственного развития для обучающихся 5-6 классов с легкой степенью умственной отсталости
Программа духовно-нравственного развития направлена на воспитание обучающихся 5-6 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в духе любви к Родине, уважения к культурно-историче...
Рабочая программа коррекционно - развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ (УО (ИН) вариант 1) 5-9 классы
Программа коррекционно - развивающей работы учителя - дефектолога для обучающихся 5-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Рабочая программа. Духовно-нравственное направление.
Цель: приобщение воспитанников к национальным обычаям и традициям, национальной истории и духовной культуре, формирующим национальное самосознание и достоинство, уважение и любовь к Отечеству, а также...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.2)
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.2) Учебный предмет (курс, модуль): русский языкКласс: 5...
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для обучающегося 5 б класса Рочева Максима (обучение на дому, адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития) – вариант 7 н
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для обучающегося 5Б класса Рочева Максима является приложением к адаптированной основной образовательной программе основного общего ...