Методическая разработка мастер-класса "Подготовка к ОГЭ: проведение лабораторного опыта (задание 17) по темам: «Электрические явления»
план-конспект занятия (9 класс)

Булатова Татьяна Николаевна

С 1 сентября 2023 года на базе нашей школы начал работу Центр образования Точка роста. Новый кабинет, новое оборудование. Я начала по новому готовить учащихся 9-х классов к сдаче ОГЭ по физике, используя новые технологии и новое оборудование. В марте 2024 года в нашем районе прошёл конкурс "Лучший мастер-класс по использованию инфраструктуры Центра образования Точка роста в образовательной деятельности", в котором я приняла участие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 Ярцевская средняя школа № 4

имени Героя Советского Союза О.А. Лосика

Методическая разработка мастер-класса

Подготовка к ОГЭ:

проведение лабораторного опыта (задание 17)

по темам: «Электрические явления»

(варианты 2, 4, 6, 8 за 2024 год)

 

Учитель физики:

Булатова Татьяна Николаевна

Ярцево, 2024

Цель занятия:

закрепить знания учащихся по темам «Электрический ток»,

Задачи:

  • развивать практические умения и навыки пользования приборами для измерения параметров электрических цепей,
  •  совершенствовать учебно-информационные навыки (умение обрабатывать информацию и составлять таблицы),
  •  развивать наблюдательность, инициативу, внимание, память, воображение, творческие способности и познавательный интерес учащихся к физике;
  • воспитывать самостоятельность и коммуникативность через работу в группах, бережное отношение к своему здоровью (через знания о правилах безопасного использования электроприборов, с которыми мы соприкасаемся в жизни).

Тип занятия:

  • урок контроля и оценивания знаний

Вид занятия:

  • лабораторная работа

Оборудование занятия (комплект для выполнения лабораторной работы):

  • источник питания – батарейный блок;  
  • лампа накаливания на подставке (напряжение 4,8 В, сила тока 0,5 А);
  • вольтметр двухпредельный;
  • амперметр двухпредельный;
  • резисторы R1, R2, R3;
  • набор проволочных резисторов (3 шт.);
  • переменный резистор (реостат)
  • ключ;
  • соединительные провода;
  • секундомер (или часы с секундной стрелкой).

 

       

План занятия

Этапы занятия

Время, мин

Приёмы и методы

І. Организационный момент, сообщение плана работы на уроке.

2-3 мин

Информация учителя.

ІІ. Инструктаж по правилам техники безопасности.

2-3 мин

Информация учителя.

ІІІ. Выполнение лабораторного опыта.

25-30 мин

Информация учителя, практические действия учащихся.

ІV. Физ. пауза

2 мин

Разминка

V. Расчёт стоимости электроэнергии (творческое задание №2).  

7-10 мин

Решение расчётной задачи.

VI. Подведение итогов урока. Выступления учащихся.

по 5-8 мин на каждую группу

Рефлексия учащихся.

VII. Домашнее задание

2 мин

Сообщение учителя.

Ход занятия:

I.     Организационный момент:

     ІІ.   Инструктаж по правилам техники безопасности:

 Инструкция по технике безопасности при проведении лабораторной работы

    «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»

1.   Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.

2.   Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.

3.   Размещайте приборы, материалы, оборудование на своём рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.

4.   При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов.

5.   Следите за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях.

6.   При сборке экспериментальных установок используйте провода с наконечниками с прочной изоляцией без видимых повреждений.

7.   При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов.

8.   Источник тока к электрической цепи подключайте в последнюю очередь.

9.   Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепей, лишённым изоляции.

10. По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.

 

     ІІІ.  Выполнение лабораторной работы:

    Учитель демонстрирует на слайде порядок выполнения лабораторной работы:     

  • собрать цепь из источника питания, лампы, амперметра и ключа, соединив всё последовательно;
  • подключить вольтметр параллельно лампе, замкнуть ключ и измерить напряжение (U) на лампе;
  • измерить амперметром силу тока (І) в цепи;
  •  начертить в тетради схему собранной цепи и записать показания приборов; 
  • вычислить мощность тока в лампе по формуле Р=UхI;
  • рассчитать работу тока в лампе по формуле А=UxIxt, измерив время (t) горения лампы в цепи;
  •  результаты измерений и расчётов физических величин записать в таблицу:

Проводник

Напряжение U, В

Сила тока I, А

Время t, сек

Мощность тока Р, Вт

Работа тока А, Дж

Лампочка

  •  сделать вывод (написать, чему научились при выполнении работы). 

Лаборант выдаёт учащимся оборудование (по 1 комплекту на группу).

Учащиеся выполняют практическую часть работы (собирают электрическую цепь), производят измерения напряжения, силы тока и времени, рассчитывают мощность и работу тока в лампе, и оформляют результаты.

Дата ________________              

Лабораторная работа №9.

Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.

Цель работы: научиться определять мощность и работу тока в лампе, используя амперметр, вольтметр и часы.

Оборудование: источник тока, низковольтная лампа, вольтметр, амперметр, ключ, соединительные провода, часы с секундной стрелкой.

Прежде чем приступить к работе, повторите по учебнику теоретический материал и ответьте на контрольные вопросы.

1. Как определяется работа тока на участке цепи?

Формула: ________________________________________________________________________

2. Напишите основную единицу измерения работы тока. Как ее выражают через другие единицы? _____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

3. Как определяется механическая мощность?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Формула: ___________________________________

4. Как определяется мощность электрического тока на участке цепи? Каково ее обозначение?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Что принимают, за единицу мощности? Как она определяется? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Назовите кратные единицы мощности. Запишите их связь с основной единицей.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

7. Какие единицы работы тока часто используются на практике? Какова их связь с основной единицей работы?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какие приборы надо использовать в электрической цепи, чтобы определить мощность тока на каком-либо ее участке?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.  Как   подключаются вышеназванные приборы к определяемому участку цепи?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Нарисуйте электрическую схему, соединив последовательно источник тока, лампу, амперметр, ключ, а вольтметр -  параллельно лампе.

Ход работы.

  1. Соберите цепь по схеме (задание 10).
  2. Измерьте напряжение на лампе и силу тока.
  3. Результаты измерения занесите в таблицу.
  4. Вычислите мощность тока в лампе. _______________________________________________ .
  5. Определите работу тока в лампе за 1 минуту. _______________________________________ .
  6. Все вычисления занесите в таблицу.

Таблица результатов измерений и вычислений.

Сила тока

 I, A

Напряжение

U, В

Время

t, с

Мощность

Р, Вт

Работа тока

 А, Дж

Проверьте, совпадает ли полученное значение мощность с мощностью, обозначенной на лампе? Если значение не совпадают, то объясните причину этого.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАЧИ

  1. Чему равна мощность двух осветительных ламп, рассчитанных на напряжение 220 В и мощностью 25 Вт каждая, если они включены в сеть с напряжением 220 В последовательно? Какой накал у ламп?

  1. Какова мощность двух осветительных ламп, рассчитанных на напряжение 220 В и по    25 Вт каждая, если они будут включены в сеть с напряжением 220 В  параллельно? Какой накал у ламп?


Творческое задание №1 - для групп, выполнивших основное задание лабораторной работы ранее других:

Взять две одинаковые лампочки и включить их в схему один раз последовательно, а другой раз – параллельно. Подсчитать мощность тока (Р1 и Р2), потребляемую лампочками в обоих случаях, и объяснить различия в полученных результатах.

                     

                 Р1 = U1 х І1                                                                                                     Р2 = U2 х І2                                                                                                                                    

Вывод. При параллельном соединении потребляемая мощность больше, чем при последовательном (Р2 > Р1), т.к. при параллельном соединении сопротивление цепи уменьшается (R2 < R1), следовательно, по закону Ома для участка цепи (І = U / R ), сила тока увеличивается (І2 > І1) при постоянном напряжении на полюсах источника тока.  

ІV.  Физ. пауза

Учитель: А сейчас проведём разминку, чтобы немного отдохнуть.  

Упражнение 1 (для глаз) - служит профилактикой нарушения зрения:

- вертикальные движения глаз вверх-вниз;

- горизонтальные вправо-влево;

- вращение глазами по часовой стрелке и против;

- массаж век.

Упражнение 2 -  необходимо для улучшения работы мозга:

-потягивание за мочки сверху вниз;

-потягивание ушной раковины вверх;

-потягивание ушной раковины к наружи;

-круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против;

-перекрёстные движения – активизирует оба полушария головного мозга;

-качание головой – улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращения.

V.  Творческое задание № 2

Учитель: Работу электрического тока или потребляемую электроэнергию определяют с помощью электросчётчика, но вам придётся «сыграть» его роль.

   

Узнайте (с помощью родителей) паспортные мощности любых 3-х имеющихся в квартире электрических приборов и примерное время их работы в течение суток (и месяца). Вычислите стоимость израсходованной ими за месяц электроэнергии (по образцу Примера).

(Для выполнения творческого задания №2 учитель сообщает ученикам действующий (на момент выполнения задания) тариф за 1 кВтч электроэнергии).

Пример. (с комментариями учителя 1 ученик решает на доске). Мощность электрического утюга равна 0,6 кВт. Ежедневно утюгом пользуются в течение 20 минут. Рассчитайте работу тока за один месяц (30 дней) и стоимость израсходованной электроэнергии при тарифе 2,69 руб за 1 кВтч.

Дано:                                                            Решение:

Р = 0,6 кВт.                                                  А = Р х t

t = 20 мин=1/3 час х 30 дн. = 10 час.        А = 0,6 кВт х 10 час. = 6 кВтч

Тариф = 2,69 руб/кВтч                               Стоимость = А х тариф =

                                                                      =6 кВтч х 2,69 руб/кВтч = 16,14 руб

 А - ?     Стоимость - ?

Ответ: А = 6 кВтч, стоимость = 16,14 руб.

Комментарий учителя: Как видно из Примера, стоимость электроэнергии, потребляемой одним бытовым электроприбором, невелика. Но если вспомнить, сколько всего бытовой техники в наших квартирах, то окажется, что «электричество стоит недёшево», и нужно стараться экономить семейный бюджет, своевременно выключая не используемые в данный момент электроприборы, применять энергосберегающие осветительные лампочки, потребляющие гораздо меньшую мощность, чем традиционные лампы накаливания.                                                                                                                

 

VI. Подведение итогов занятия.  

Учащиеся:

  1. Представляют результаты работы в группах (оценивание работ и выставление отметок проводится после проверки тетрадей с выполненными лабораторными работами).
  2. Отвечают на вопросы (рефлексия):

 Продолжите фразу:

  • На этом уроке я узнал (а) …
  • Сегодня я научился (лась) …
  • Больше всего мне понравилось …
  • Наибольшие затруднения у меня вызвало …

VІI.  Домашнее задание.

  • Задание стр.192 (рассчитать работу тока и стоимость израсходованной за месяц электроэнергии 3-мя бытовыми электроприборами).

Литература

  1.  Перышкин А.В. Физика.8 класс: учебник / А.В. Перышкин М.: Дрофа, 2016. – 238, [2] с.: ил.
  2. Перышкин А.В. Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс». ФГОС (к новому учебнику) / А.В. Перышкин М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 270, [2] с.
  3. Волков В.А. Поурочные разработки по физике: 8 класс. М.: ВАКО, 2016. 368 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер-класса для педагогов "Методика подготовки успешного проекта деятельности"

Целью и задачами данного мастер-класса является  повышение мотивации педагогов к овладению проектной деятельностью  и расширение знания педагогов о методе проектов, алгоритме...

Методическая разработка мастер – класса Тема: «Использование сюжетного рассказа «Теремок» при проведении занятия по фитболу для дошкольников»

В результате проведения мастер – класса педагоги познакомятся с опытом работы по применению игровых методов и приемов на занятии по фитболу, а также увидят возможность использование компьютерной презе...

Методическая разработка "Мастер-класс как форма предоставления педагогического опыта"

Работа состоит из теоретической части и практической, которая представляет собой методические рекомендации при организации мастер-класса...

Методическая разработка Мастер-класса Тема: «Мастер-класс «Антивирусинка»

Описание: Превосходным материалом для творчества является фоамиран. Из него можно сделать огромное количество оригинальных поделок. В этом мастер классе  я  расскажу: как сделать ...

Методическая разработка урока английского языка в 7 классе. : «Введение новой лексики по теме «Природные явления»

Учитель: Сабанаева Дарья АлександровнаПредмет:   английский язык, 7 классУМК: «Английский язык. «Звездный английский» 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений и ...

Мастер - класс Повышение эффективности занятий с использованием электронных ресурсов при изучении раздела “Электрические явления” в 8 классе

Методические особенности изучения темы: «Электрические явления» в 8 классе.Данная тема представляет собой двух логично завершенных и в то же время связанных друг с другом частей. В первой ...

Методическая разработка мастер-класса по теме "Хочу и буду или комплексные домашние задания как способ формирования самостоятельной учебной деятельности"

Методическая разработка мастер-класса по теме "Хочу и буду или комплексные домашние задания как способ формирования самостоятельной учебной деятельности"...