"Мыслим креативно!" Урок по развитию креативного мышления с опорой на исторические знания
план-конспект урока (5 класс)
Класс: 5
Длительность: 40-45 минут
Цель: развитие креативного мышления обучающихся с опорой на исторические знания.
Задачи:
1.Побудить учащихся мыслить творчески, выдвигать идеи.
2.Сформировать навыки гибкого мышления, умения сравнивать и обобщать по различным классификациям.
3. Сформировать навыки работы в паре и в микро-группе по решению проблемных ситуаций.
4.Развить стремление к интеллектуальной новизне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 715.86 КБ |
Презентация | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по функциональной грамотности
Развитие креативного мышления с опорой на исторические знания
Учителя истории и обществознания МОУ- гимназии имени В.Н.Татищева Хрипяковой Екатерины Вадимовны
Тема: Мыслим креативно!
Класс: 5
Длительность: 40-45 минут
Цель: развитие креативного мышления обучающихся с опорой на исторические знания.
Задачи:
#1055;обудить учащихся мыслить творчески, выдвигать идеи.
#1057;формировать навыки гибкого мышления, умения сравнивать и обобщать по различным классификациям.
3. Сформировать навыки работы в паре и в микро-группе по решению проблемных ситуаций.
#1056;азвить стремление к интеллектуальной новизне.
Ход занятия.
#1042;водная часть (5 минут)
Учитель: Город Петроград, здесь в 1915 году открылась необычная выставка картин. На ней были выставлены картины русских художников, которые отказались от реалистической традиции и стали искать новые художественные формы. На этой выставке Казимир Малевич показал свои беспредметные картины, среди которых была и картина «Черный квадрат». Художник ее повесил в «красном углу», куда обычно в русских избах вешали иконы. На этой выставке Малевич объявил о наступлении нового живописного реализма, который он назвал «супрематизмом» (от лат. supremus, «высочайший, или преодолевающий»). По мнению Малевича, супрематизм – это высший и последний этап искусства, суть которого заключается в выходе за пределы реального мира, в Ничто, в Абсолют. Именно так, по мнению Малевича, и можно спасти мир, потерявший целостность и находящийся на грани гибели.
Сейчас картина Малевича «Черный квадрат» находится в Третьяковской галерее. По мнению специалистов, она стоит миллионы долларов. Но до сих пор не утихают споры об этой картине. В чем секрет ее популярности?
Беседа о восприятии картины.
Учитель: Существуют и другие точки зрения. Например,
«картина изображает борьбу добра со злом и победу зла»,
что черной краской художник просто замазал предыдущую картину, которая ему не понравилась,
-мрачное, загадочное откровение гениального художника;
-искусственно раздутый идол, за которым нет никакой тайны;
-икона пустоты и бездуховности, предчувствие тьмы, поглотившей Россию с 1917 года.
А есть еще одна версия, компьютерная. Всем известно, что изображение на экране монитора складывается из пикселей - Пиксель – это маленький квадратик определенного цвета, который воспринимается как точка. По этой версии, Малевич, сам того не зная, предвидел эру компьютерных технологий, которые обезличили миллиарды людей на планете.
Еще одно предвидение: Малевич говорил, что его квадрат – это ничто, пустота, ноль. И в компьютерной кодировке черный цвет обозначается числом «0».
– Какая точка зрения кажется вам наиболее правильной? Многие из тех, кто видит эту картину, ловят себя на мысли: «Подумаешь, каждый так может!». Но это пришло в голову именно Малевичу. Как вы думаете, почему?
Ответы детей:
Подведение учащихся к понятию «креативность»
Учитель: Сейчас мы бы сказали, что этот художник был креативной личностью, потому что мыслил нестандартно, искал новые способы выражения.
Креативный – значит «способный к творчеству», к открытиям.
Креативность помогает находить оригинальные решения сложных технических, научных, жизненных, творческих проблем, создавать художественные произведения.
Психологи утверждают, что креативность присуща и ребенку, который рисует картинку, и домохозяйке, изобретающей новый соус, и водителю, который придумал, как сэкономить бензин.
Креативность проявляет себя многообразно. Это - быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора. Важным признаком креативности является самообладание и уверенность в себе.
#1054;сновная часть (30-35 минут)
Учитель: видеть необычное в повседневных вещах – залог креативного мышления. Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций. Оно требуется не только людям творческих профессий — креативность с успехом можно применять для решения самых разных повседневных задач. Сегодня мы попробуем развить вашу креативность на основе творческих исторических заданий! Сегодня на уроке мы будем развивать креативное мышление у вас! Внимательно посмотрите на фотографию, что на ней изображено?(коробка)Используя всю силу своей творческой фантазии, подумайте, для чего может пригодиться эта вещь?
Обсуждение ответов
Выполнение задания на умение систематизировать и обобщать изображения.
Учитель: Необходимо разделить изображения на несколько групп. Возможные варианты ответа: а)все картинки можно разделить по странам Израиль, Египет, Вавилон; б)природные объекты и объекты, созданные человеком; в)религия и природа; г)храмы, реки, мифологические существа
Учитель: остановимся на классификации изображений по странам: Израиль, Египет, Вавилон. Сегодня мы отправимся в гости к известным историческим деятелям этих государств.
Задание на формирование умения выдвижения оригинальных идей и работы в команде.
Учитель: мы попали в прошлое и оказалось, что у каждого исторического деятеля – Тутмоса III, Хаммурапи, царя Давида есть сумка…А что же в этой сумке может находиться?
Учащиеся в группе по 4 человека выдвигают идеи. Обсуждение идей.
Задание на формирование умения работы в паре, развитие навыков решения проблемы нестандартным путем, актуализацию исторических знаний.
Учитель: в параллельном мире у этих исторических деятелей в сумке лежал еще и телефон, открыв который, археологи обнаружили вкладку с аккаунтом социальной сети этих деятелей. Подумайте, как бы выглядела страничка в социальной сети Тутмоса III, Хаммурапи, Царя Давида? Свой ответ оформите в виде заполненной странички в социальной сети «вконтакте» (учащимся раздаются макеты аккаунта)
Время на подготовку: 10 минут. Обсуждение идей.
Задание на развитие гибкости мышления.
Учитель: все исторические события неоднозначны. Целые поколения историков выдвигают свои гипотезы по поводу того или иного исторического факта. Сейчас вам предстоит побыть исследователям и рассмотреть исторические факты с разных сторон, найти в них свои плюсы и минусы. Учащимся раздаются исторические факты, они заполняют таблицу.
Индивидуальная работа. Время на подготовку 7 минут. Обсуждение идей.
№1 Факт: Из сводов законов Хаммурапи «Если раб человека ударит кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо»
№2 Факт: Благодаря завоевания Тутмоса III территория Египта увеличилась в три раза. Фараон провёл свыше 20 крупных военных походов.
№ | Положительная сторона | Отрицательная сторона |
1 | ||
2 |
№3 Факт: Согласно Торе (священная книга иудаизма), Давид практически не спал ночами, да и вообще его сон никогда не длился больше 30 минут подряд.
№ | Положительная сторона | Отрицательная сторона |
1 | ||
2 |
#1047;аключение (3 минуты)
Учитель: надеюсь, что на этом занятии вы не только вспомнили исторических деятелей древнего мира, но и отлично потренировали свою креативность!
Покажите, пожалуйста, свои эмоции по отношению к прошедшему занятию с помощью жестов:
хлопки в ладоши — понравилось, было полезно и интересно;
волна горизонтальной ладонью — средне, так себе;
кулак с большим пальцем вниз — не понравилось, было неинтересно.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Креативное мышление - умение человека отступать от стандартных идей, правил и шаблонов .
Для чего может пригодиться эта вещь?
Какие два предмета могут лежать в сумке у исторической личности? 1-р. Тутмос III 2-р.Хаммурапи 3-р. Царь Давид
Тутмос III Хаммурапи Царь Давид
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных технологий для развития креативного мышления школьников.
Способность мыслить нестандартно рассматривается сегодня важнейшим механизмом развития любого человека. Поскольку школьные годы – это годы становления личности, то главная задача в том, чтобы обеспечи...
Мастер-класс Методический прием «Кроссенс» как приём развития креативного мышления»
Мастер-классМетодический прием «Кроссенс» как приём развития креативного мышления»...
Развитие креативного мышления: упражнения на каждый день
Самые элементарные упражнения, так сказать, «между делом», на которые не нужно много времени. Но они хорошо помогают развивать нестандартное мышление. 0_7308d_adb307f9_orig.jpgРазвитие креативного мыш...
Занятие на развитие образного мышления с опорой на слово “ НОВОГОДНЯЯ МАСКА ИЛИ ПОРТРЕТ ДОКТОРА АЙБОЛИТА.”©
ЗАНЯТИЕ на развитие образного мышления с опорой на слово “ НОВОГОДНЯЯ МАСКА ИЛИ ПОРТРЕТ ДОКТОРА АЙБОЛИТА.”Спросите детей, знают ли они кто такой Доктор Айболит и будет ясно, что с рождения...
Стилизация в графике, как средство развития креативного мышления обучающихся
Из опыта работы по развитию креативного мышления обучающихся в творческом обьединении. В работе использованы рисунки воспитанников....
"Развитие креативного мышления на уроках математики"
Данную презентацию можно использовать как шаблон при защите категории....
Развитие креативного мышления у школьников на уроках математики.
В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности....