"Мыслим креативно!" Урок по развитию креативного мышления с опорой на исторические знания
план-конспект урока (5 класс)

Хрипякова Екатерина Вадимовна

Класс: 5

Длительность: 40-45 минут

Цель: развитие креативного мышления обучающихся с опорой на исторические знания.

Задачи: 

1.Побудить учащихся мыслить творчески, выдвигать идеи.

2.Сформировать навыки гибкого мышления, умения сравнивать и обобщать по различным классификациям.

3. Сформировать навыки работы в паре и в микро-группе по решению проблемных ситуаций.

4.Развить стремление к интеллектуальной новизне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока715.86 КБ
Файл Презентация1.91 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по функциональной грамотности

Развитие креативного мышления с опорой на исторические знания

Учителя истории и обществознания МОУ- гимназии имени В.Н.Татищева Хрипяковой Екатерины Вадимовны

Тема: Мыслим креативно!

Класс: 5

Длительность: 40-45 минут

Цель: развитие креативного мышления обучающихся с опорой на исторические знания.

Задачи:

#1055;обудить учащихся мыслить творчески, выдвигать идеи.

#1057;формировать навыки гибкого мышления, умения сравнивать и обобщать по различным классификациям.

3. Сформировать навыки работы в паре и в микро-группе по решению проблемных ситуаций.

#1056;азвить стремление к интеллектуальной новизне.

Ход занятия.

#1042;водная часть (5 минут)

Учитель: Город Петроград, здесь в 1915 году открылась необычная выставка картин. На ней были выставлены картины русских художников, которые отказались от реалистической традиции и стали искать новые художественные формы. На этой выставке Казимир Малевич показал свои беспредметные картины, среди которых была и картина «Черный квадрат». Художник ее повесил в «красном углу», куда обычно в русских избах вешали иконы. На этой выставке Малевич объявил о наступлении нового живописного реализма, который он назвал «супрематизмом» (от лат. supremus, «высочайший, или преодолевающий»). По мнению Малевича, супрематизм – это высший и последний этап искусства, суть которого заключается в выходе за пределы реального мира, в Ничто, в Абсолют. Именно так, по мнению Малевича, и можно спасти мир, потерявший целостность и находящийся на грани гибели.

Сейчас картина Малевича «Черный квадрат» находится в Третьяковской галерее. По мнению специалистов, она стоит миллионы долларов. Но до сих пор не утихают споры об этой картине. В чем секрет ее популярности?

Беседа о восприятии картины.

Учитель: Существуют и другие точки зрения. Например,

«картина изображает борьбу добра со злом и победу зла»,

что черной краской художник просто замазал предыдущую картину, которая ему не понравилась,
-мрачное, загадочное откровение гениального художника;
-искусственно раздутый идол, за которым нет никакой тайны;

-икона пустоты и бездуховности, предчувствие тьмы, поглотившей Россию с 1917 года.
А есть еще одна версия, компьютерная. Всем известно, что изображение на экране монитора складывается из пикселей - Пиксель – это маленький квадратик определенного цвета, который воспринимается как точка. По этой версии, Малевич, сам того не зная, предвидел эру компьютерных технологий, которые обезличили миллиарды людей на планете.

Еще одно предвидение: Малевич говорил, что его квадрат – это ничто, пустота, ноль. И в компьютерной кодировке черный цвет обозначается числом «0».

– Какая точка зрения кажется вам наиболее правильной? Многие из тех, кто видит эту картину, ловят себя на мысли: «Подумаешь, каждый так может!». Но это пришло в голову именно Малевичу. Как вы думаете, почему?

Ответы детей:

Подведение учащихся к понятию «креативность»

Учитель: Сейчас мы бы сказали, что этот художник был креативной личностью, потому что мыслил нестандартно, искал новые способы выражения.
Креативный – значит «способный к творчеству», к открытиям.

Креативность помогает находить оригинальные решения сложных технических, научных, жизненных, творческих проблем, создавать художественные произведения.
Психологи утверждают, что креативность присуща и ребенку, который рисует картинку, и домохозяйке, изобретающей новый соус, и водителю, который придумал, как сэкономить бензин.

Креативность проявляет себя многообразно. Это - быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора. Важным признаком креативности является самообладание и уверенность в себе.

#1054;сновная часть (30-35 минут)

Учитель: видеть необычное в повседневных вещах – залог креативного мышления. Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций. Оно требуется не только людям творческих профессий — креативность с успехом можно применять для решения самых разных повседневных задач. Сегодня мы попробуем развить вашу креативность на основе творческих исторических заданий! Сегодня на уроке мы будем развивать креативное мышление у вас! Внимательно посмотрите на фотографию, что на ней изображено?(коробка)Используя всю силу своей творческой фантазии, подумайте, для чего может пригодиться эта вещь?

Обсуждение ответов

Выполнение задания на умение систематизировать и обобщать изображения.

Учитель: Необходимо разделить изображения на несколько групп. Возможные варианты ответа: а)все картинки можно разделить по странам Израиль, Египет, Вавилон; б)природные объекты и объекты, созданные человеком; в)религия и природа; г)храмы, реки, мифологические существа

Учитель: остановимся на классификации изображений по странам: Израиль, Египет, Вавилон. Сегодня мы отправимся в гости к известным историческим деятелям этих государств.

Задание на формирование умения выдвижения оригинальных идей и работы в команде.

Учитель: мы попали в прошлое и оказалось, что у каждого исторического деятеля – Тутмоса III, Хаммурапи, царя Давида есть сумка…А что же в этой сумке может находиться?

Учащиеся в группе по 4 человека выдвигают идеи. Обсуждение идей.

Задание на формирование умения работы в паре, развитие навыков решения проблемы нестандартным путем, актуализацию исторических знаний.

Учитель: в параллельном мире у этих исторических деятелей в сумке лежал еще и телефон, открыв который, археологи обнаружили вкладку с аккаунтом социальной сети этих деятелей. Подумайте, как бы выглядела страничка в социальной сети Тутмоса III, Хаммурапи, Царя Давида? Свой ответ оформите в виде заполненной странички в социальной сети «вконтакте» (учащимся раздаются макеты аккаунта)

Время на подготовку: 10 минут. Обсуждение идей.

Задание на развитие гибкости мышления.

Учитель: все исторические события неоднозначны. Целые поколения историков выдвигают свои гипотезы по поводу того или иного исторического факта. Сейчас вам предстоит побыть исследователям и рассмотреть исторические факты с разных сторон, найти в них свои плюсы и минусы. Учащимся раздаются исторические факты, они заполняют таблицу.

Индивидуальная работа. Время на подготовку 7 минут. Обсуждение идей.

№1 Факт: Из сводов законов Хаммурапи «Если раб человека ударит кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо»

№2 Факт: Благодаря завоевания Тутмоса III территория Египта увеличилась в три раза. Фараон провёл свыше 20 крупных военных походов.

Положительная сторона

Отрицательная сторона

1

2

№3 Факт: Согласно Торе (священная книга иудаизма), Давид практически не спал ночами, да и вообще его сон никогда не длился больше 30 минут подряд.

Положительная сторона

Отрицательная сторона

1

2

#1047;аключение (3 минуты)

Учитель: надеюсь, что на этом занятии вы не только вспомнили исторических деятелей древнего мира, но и отлично потренировали свою креативность!

Покажите, пожалуйста, свои эмоции по отношению к прошедшему занятию с помощью жестов:

хлопки в ладоши — понравилось, было полезно и интересно;

волна горизонтальной ладонью — средне, так себе;

кулак с большим пальцем вниз — не понравилось, было неинтересно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Креативное мышление - умение человека отступать от стандартных идей, правил и шаблонов .

Слайд 3

Для чего может пригодиться эта вещь?

Слайд 5

Какие два предмета могут лежать в сумке у исторической личности? 1-р. Тутмос III 2-р.Хаммурапи 3-р. Царь Давид

Слайд 7

Тутмос III Хаммурапи Царь Давид


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий для развития креативного мышления школьников.

Способность мыслить нестандартно рассматривается сегодня важнейшим механизмом развития любого человека. Поскольку школьные годы – это годы становления личности, то главная задача в том, чтобы обеспечи...

Мастер-класс Методический прием «Кроссенс» как приём развития креативного мышления»

Мастер-классМетодический  прием «Кроссенс» как приём развития креативного мышления»...

Развитие креативного мышления: упражнения на каждый день

Самые элементарные упражнения, так сказать, «между делом», на которые не нужно много времени. Но они хорошо помогают развивать нестандартное мышление. 0_7308d_adb307f9_orig.jpgРазвитие креативного мыш...

Занятие на развитие образного мышления с опорой на слово “ НОВОГОДНЯЯ МАСКА ИЛИ ПОРТРЕТ ДОКТОРА АЙБОЛИТА.”©

ЗАНЯТИЕ на развитие образного мышления с опорой на слово  “ НОВОГОДНЯЯ МАСКА ИЛИ ПОРТРЕТ ДОКТОРА АЙБОЛИТА.”Спросите детей, знают ли они кто такой Доктор Айболит и будет ясно, что с рождения...

Стилизация в графике, как средство развития креативного мышления обучающихся

Из опыта работы по развитию креативного мышления обучающихся в творческом обьединении. В работе использованы рисунки воспитанников....

"Развитие креативного мышления на уроках математики"

Данную презентацию можно использовать как шаблон при защите категории....

Развитие креативного мышления у школьников на уроках математики.

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности....