Программа "Пешеходный туризм" в школе
методическая разработка
Актуальность.
Туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность за общее дело; учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся.
Туризм и краеведение являются одним из приоритетных направлений в воспитательной работе. Это дело не новое, но новизна состоит в том, что имеет более широкую педагогическую идею в плане воспитания духовности, физической выносливости, уважения и любви к природе своей Родины.
Успех любого похода, экскурсии или путешествия во многом зависит от того, насколько хорошо путешественник сумеет определить, где он находится и в каком направлении следует идти дальше, т.е. от умения ориентироваться на местности.
Цель программы.
Формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования на местности. Создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peshehodnyy_turizm_68.docx | 56.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Шалинская средняя школа №1»
«Согласовано» Руководитель МО ___ Протокол №____ от «___» _________2020__г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР _____ «___» _________ 2020г. | «Утверждено» Директор школы: _____ Приказ № 01-11-89 от «01» 09 2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПЕШЕХОДНЫЙ ТУРИЗМ» (6, 8 класс)
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Программу составила:
Зотова Александра Николаевна,
учитель ОБЖ высшей категории
2020 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка «Пешеходный туризм» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), на основе программы «Туристско-краеведческой деятельности» (авторы П.В.Степанов, С.В.Сизяев, Т.С.Сафронов) М., Просвещение 2011 г.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897
3. Рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования (письмо МОН КК от 17.07.2015 г. № 47-10474/15-14, письмо МОН КК от 20.08.2015 г. № 47-12606/ 15-14).
Туристско-краеведческая деятельность включает в себя кружковые, факультативные, секционные, клубные и прочие занятия по отработке специальных умений, краеведческие экскурсии; туристические поездки; походы выходного дня; туристские одно-многодневные походы, спортивные туристские походы, туристско-краеведческие экспедиции, природоохранные и природовосстановительные экспедиции.
Актуальность.
Туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность за общее дело; учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся.
Туризм и краеведение являются одним из приоритетных направлений в воспитательной работе. Это дело не новое, но новизна состоит в том, что имеет более широкую педагогическую идею в плане воспитания духовности, физической выносливости, уважения и любви к природе своей Родины.
Успех любого похода, экскурсии или путешествия во многом зависит от того, насколько хорошо путешественник сумеет определить, где он находится и в каком направлении следует идти дальше, т.е. от умения ориентироваться на местности.
Цель программы.
Формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования на местности. Создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.
Задачи:
1. В области образования:
- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по географии, истории, биологии, ОБЖ, физике, математике, литературе и физической подготовки;
- приобретение умений и навыков в работе с картой, компасом;
- приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;
- обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы.
2. В области воспитания:
- содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;
- формирование самостоятельности и волевых качеств в любой обстановке;
- гуманное отношение к окружающему миру;
- умение вести себя в коллективе, выработка организаторских навыков в случае необходимости.
3. В области физической подготовки:
- физическое совершенствование подростков (развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями);
- выполнение в течение учебного года соответствующих спортивных разрядов по туризму и ориентированию, участие в туристических слётах, соревнованиях и походах.
Основное содержание учебного курса
Умение ориентироваться на местности приобретается в постоянном общении с природой, благодаря развитию наблюдательности и привычке быстро замечать и запоминать характерные детали местности.
Туризм - это не только средство физического и прикладного воспитания. Он воспитывает у подрастающего поколения чувство патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края, совершенствованию нравственного и физического воспитания личности.
Школьный туризм позволяет учителю осуществлять практически все виды профессиональной деятельности: учебную и воспитательную, научно – методическую, социально – педагогическую, культурно – просветительскую и др.
Походы и занятия спортивным ориентирование на незнакомой местности позволяют школьникам изучать процессы и результаты взаимодействия природы и общества.
Широкая доступность, красота природы края, способствуют популярности, как школьного туризма, так и спортивного ориентирования. Занятия в кружке содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу, участвовать в городских соревнованиях по спортивному ориентированию, экологических акциях и пропагандировать экологическую культуру среди местного населения.
Особое внимание уделяется прогнозированию перспектив развития ландшафта и выработке рекомендаций по его дальнейшему наиболее рациональному хозяйственному использованию.
Кроме того, в наше непростое время, когда многократно возросла опасность природных и техногенных катастроф, террористических актов, необходимо использовать возможности туризма для формирования коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений.
Нельзя недооценивать и то, что детскому и особенно подростковому возрасту свойственно стремление к новизне, необычности, к приключениям и романтике. Туризм - прекрасное средство, которое естественным путём удовлетворяет и такие, не всегда учитываемые взрослыми потребности ребят. Нужно помнить и о том, что в походе ребята раскрываются совсем с иной стороны, чем в школе. В этом отношении поход особенно ценен для учителя, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти свой подход к нему. Контакты, которые устанавливаются между взрослыми и ребятами в походе, как правило, гораздо более глубокие и душевные, чем в школе. Они способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится в школу.
Разнообразные формы и методы позволяют вовлечь в процесс реализации программы широкий круг учащихся и учителей. Это позволяет создать своеобразную и благоприятную атмосферу общения, воспитания, коммуникативных связей и отношений.
Данная программа комплексная и даёт возможность учащимся осуществлять ряд осознанных выборов, способных в дальнейшем помочь определить профессию, жизненные принципы и интерес к познанию окружающего мира.
Принципы обучения
Связь физической культуры с жизнью.
Всестороннее и гармоническое развитие личности.
Оздоровительное направленность физического воспитания.
Постепенность наращивания развивающих тренирующих воздействий.
Цикличность построения занятий.
Возрастная адекватность направлений физического воспитания
Методы работы.
1. Поисково - исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления проекта, реферата, отчета о проделанной работе в походах и на экскурсиях )
2. Метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, туристических слётах и экскурсиях
3. Метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости и качество усвоения комплексной программы, роста динамики спортивных показателей
4. Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.
Формы работы.
1. Проведение соревнований по спортивному ориентированию.
2. Участие спортивных играх, соревнованиях.
3. Проведение краеведческих конференций, викторин, спортивных эстафет по охране природы
Место курса в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает изучение внеурочного модуля «Пешеходный туризм». Курс рассчитан на 34 часа (1час в неделю). Занятия проводятся во внеурочное время. В содержании программы возможны изменения. 10-11 часов теории, остальное время экскурсии, походы.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
Умения управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;
Способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий
Умение предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Понимать цель выполняемых действий.
Проговаривать и осуществлять последовательность действий.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленные на развитие физических качеств
Познавательные УУД:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя учебные пособия, интернет-ресурсы.
Умения самостоятельно определять цели своего обучения.
ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Анализировать полученную информацию.
Коммуникативные УУД:
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместное деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально в группе: находить общие решения и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.
Умение формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Выработка умений и навыков коммуникативной культуры в процессе занятий физической культурой.
Предметные результаты:
Расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья.
Прогнозируемые результаты и критерии их оценки.
Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение комплексной программы, прирост спортивных достижений, участие в соревнованиях, походах, туристических слётах, экологических акциях.
Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива кружка, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, воспитание физически здоровых, нравственно мыслящих и образованных патриотов страны.
В конце обучения подросток сможет осознанно выбрать подходящую специализацию и, используя широкий комплекс полученных знаний и навыков, продолжить своё развитие в специальных образовательных учреждениях по определённому профилю.
По завершении обучения кружковцы должны
знать:
- порядок организации и правила поведения в походах и на соревнованиях;
- вопросы туризма и экологии;
- основы топографии и ориентирования;
- умение ориентироваться по местным признакам и звёздам;
- опасные и ядовитые растения края, иметь представление о самоконтроле и доврачебной медицинской помощи;
- основные разделы пройденной программы;
- порядок организации, подготовки и проведения экскурсии и похода;
- способы преодоления различных естественных препятствий;
- основные исторические и географические сведения о родном крае;
- различные способы ориентирования на местности.
уметь:
- передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;
- преодолевать вместе естественные препятствия на пути;
- ориентироваться по компасу и карте в походе
- организовать походный быт и оказывать элементарную медицинскую помощь;
- передвигаться по дорогам, тропам и пересечённой местности в составе группы;
- уметь ориентироваться по карте и компасу, а также местным признакам
- оформлять отчёт и задания, выполненные в походах и на экскурсиях;
- организовать походный быт и распределять продукты на весь поход или слёт;
- оказывать доврачебную помощь и правильно транспортировать пострадавшего.
Настоящая программа носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся, овладение туристическими навыками, позволяющими свободно жить и ориентироваться в природе, самостоятельно подготовить и провести поход и предназначена для ребят, имеющих медицинский допуск к занятиям туризмом.
Значение туристско-краеведческой деятельности в развитии личности учащегося:
- расширение кругозора учащегося в походах и путешествиях; воспитание высоких
нравственных качеств;
- физическое развитие и укрепление здоровья.
Законы, правила и традиции юных туристов-краеведов:
- юный турист знает, любит и бережет свой родной край;
- юный турист - хороший товарищ он всегда готов прийти на помощь товарищу в школе, в
походной обстановке, заботится об укреплении своего туристского коллектива;
- юный турист любит искусство и литературу, старается правильно вести себя в коллективе,
жить по законам красоты;
- юный турист активно участвует во всех делах своего коллектива, ведет шефскую работу с младшими школьниками, помогает старшим;
- юный турист регулярно занимается туристско-краеведческой работой, исследует свой
родной край,
- безопасность туристских походов: самодисциплина и самоорганизация туристской
группы, страховка и самостраховка в туристском путешествии; внимательное отношение ко всем членам коллектива.
Туристско-краеведческие навыки, знания и умения
1. Туристские знания, навыки и умения:
- снаряжение для туристского одноневного похода;
- питание в туристском однодневном походе по родному краю;
- техника преодоления естественных препятствий;
- ориентирование на местности и топография;
- привалы и ночлеги в одноодневном походе по родному краю;
- первая доврачебная медицинская помощь в походе;
- туристские игры и культурная программа на привалах и дневках;
- особенности зимнего туризма.
- как надо вести краеведческие наблюдения при исследовании своего родного края; фиксирование краеведческих наблюдении при исследовании родного края; охрана природы родного края, памятников истории и культуры в туристском походе; изготовление экспозиции по результатам туристского похода для школьного краеведческого музея, подготовка выставки по итогам похода;
- снаряжение личное, групповое, специальное, ремонт, хранение снаряжения,
изготовление туристских самоделок;
- питание в туристском путешествии,
- тактика в пешеходном путешествии;
- преодоление естественных и искусственных препятствий в пешеходном путешествии;
- характерные заболевания и травмы в туристском пешем путешествии, их профилактика и лечение;
- топография и ориентирование на местности в пешем туристском путешествии.
Безопасность в туристско-краеведческих мероприятиях:
- самодисциплина, высокая самоорганизованность, взаимопомощь, взаимодействие,
внимательное заботливое отношение к товарищам;
- ответственное отношение к своим обязанностям, подчинение руководству туристской
группы - основа безопасности в путешествиях; страховка и самостраховка в путешествиях.
Количество детей в группе определяется минимальным числом участников походов (10-15 человек).
Содержание внеурочного модуля
«Пешеходный туризм»
(6 класс) на 2020-2021 учебный год
№ | Наименование темы | всего |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Метеонаблюдения | 1 |
3 | Растения своего края | 1 |
4 | Животные своего края | 2 |
5 | Формы поверхности своего края | 1 |
6 | Горные породы и полезные ископаемые | 2 |
7 | Воды своего края. Значение рек, водоёмов в жизни людей. | 4 |
8 | Ориентирование на местности. | 2 |
9 | Охрана природы | 3 |
10 | Прошлое своего края. | 3 |
11 | Народы своего края | 1 |
1 | Искусство | 2 |
13 | Туризм и ТБ в походе. | 5 |
14 | Общефизическая подготовка ТБ и личная гигиена на занятиях .Итоги года. | 6 |
Итого | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование, 6 класс
Содержание внеурочного модуля
«Пешеходный туризм»
(6 класс) на 2020-2021 учебный год
№ | Наименование темы | всего | теория | практика | дата |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | ||
2 | Метеонаблюдения | 1 | 1 | ||
3 | Растения своего края Растения, которые надо охранять. | 1 | 1 | 1 | |
4 | Животные своего края | 2 | |||
Редкие животные своего края. | 1 | ||||
Экскурсия в природу. Наблюдения за жизнью животных. | 1 | ||||
5 | Формы поверхности своего края | 1 | 1 | ||
6 | Горные породы и полезные ископаемые | 2 | |||
Формы поверхности своего края | 1 | ||||
Горы и равнины, овраги и балки. Экскурсия в природу. Наблюдения, зарисовки. | 1 | ||||
7 | Воды своего края. | 4 | |||
Значение рек, водоёмов в жизни людей. Знакомство с водной системой края | 1 | ||||
Экскурсия на водоёмы. Зарисовки, наблюдения. | 3 | ||||
Описание водоёмов края, составление фотоотчёта, презентаций. | |||||
8 | Ориентирование на местности. | 2 | |||
Карта Компас, устройство компаса. Стороны горизонта. | 1 | ||||
Ориентирование на местности Условные знаки карт. Топосъёмок. | 1 | ||||
9 | Охрана природы | 3 | |||
Оформление материалов и экспозиции «Растения и животные нашего края» | 1 | ||||
Необходимость охраны природы. Правила поведения в природе. Изготовление и развешивание кормушек | 2 | ||||
10 | Прошлое своего края | 3 | |||
Экскурсия «Крестьянский быт. Русская горница» | 1 | ||||
Моя родословная. История моей семьи. Знакомство с историей сельского поселения. История наших деревень. Памятники истории. | 2 | ||||
11 | Народы своего края | 1 | |||
Знакомство с национальностями, проживающими в своей местности, их обычаями, народными играми, обрядами… | 1 | ||||
12 | Искусство Экскурсия в музей «Когда призвание в служении культуре». | 2 | |||
Знакомство с поэтами нашего края Писатели и поэты земли Манской. | 1 | ||||
Академическая дача художников. | 1 | ||||
13 | Туризм ТБ в походе. | 5 | |||
Личное и групповое снаряжение | 1 | ||||
Экскурсия в лес. Туристская тропа. | 4 | ||||
Правила преодоления возможных препятствий. | |||||
14 | Общефизическая подготовка ТБ и личная гигиена на занятиях. | 6 | |||
Спортивные игры. Беседа «Спорт, его значение в формировании ЗОЖ современного человека» | 1 | ||||
Однодневный поход «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! | 3 | ||||
Итоги года. | 2 | ||||
Итого | 34 часа |
Содержание внеурочного модуля
«Пешеходный туризм»
(8 класс) на 2020-2021 учебный год
№ | Наименование темы | часы |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Растения своего края | 1 |
4 | Животные своего края | 2 |
5 | Горные породы и полезные ископаемые | 3 |
6 | Воды своего края. | 4 |
7 | Ориентирование на местности. | 2 |
8 | Охрана природы | 3 |
9 | Прошлое своего края | 2 |
10 | Народы своего края | 1 |
11 | Искусство | 1 |
12 | Туризм ТБ в походе. Личное и групповое снаряжение | 5 |
13 | Работа в школьном музее | 3 |
14 | Общефизическая подготовка. Спортивные игры на воздухе. Итоги года. | 6 |
Итого | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование, 8 класс
№ | Наименование темы | всего | теори | практика | Дата |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | ||
2 | Растения своего края Растения, которые надо охранять. Оформление альманаха «Лекарственные растения нашего края» | 1 | 1 | ||
4 | Животные своего края | 2 | |||
Редкие животные своего края. Экскурсия в природу. | 2 | ||||
Наблюдения за жизнью животных. | |||||
5 | Горные породы и полезные ископаемые | 3 | |||
Формы поверхности своего края Горы и равнины, овраги и балки | 1 | ||||
Экскурсия на природу. Наблюдения, зарисовки. | 2 | ||||
6 | Воды своего края. | 4 | |||
Значение рек, водоёмов в жизни людей. Знакомство с водной системой края | 1 | ||||
Экскурсия на водоёмы. Зарисовки, наблюдения. | 2 | ||||
Описание водоёмов края, составление фотоотчёта, презентаций. | 1 | ||||
7 | Ориентирование на местности. | 2 | |||
Карта Компас, устройство компаса. Стороны горизонта. | 1 | ||||
Ориентирование на местности Условные знаки карт. Топосъёмок. | 1 | ||||
8 | Охрана природы | 3 | |||
Оформление материалов и экспозиции «Растения и животные нашего края» | 1 | ||||
Необходимость охраны природы. Правила поведения в природе. Изготовление и развешивание кормуше | 2 | ||||
9 | Прошлое своего края | 2 | |||
Экскурсия «Крестьянский быт. Русская горница» Моя родословная. История моей семьи. | 1 | ||||
Знакомство с историей сельского поселения. История наших деревень. Памятники истории. | 1 | ||||
10 | Народы своего края | 1 | |||
Знакомство с национальностями, проживающими в своей местности, их обычаями, народными играми, обрядами… | 1 | ||||
11 | Искусство | 1 | |||
Экскурсия в музей «Когда призвание в служении культуре». Знакомство поэтами нашего края Писатели и поэты земли Манской. Академическая дача художников. | 1 | ||||
12 | Туризм ТБ в походе. Личное и групповое снаряжение | 5 | |||
Экскурсия в лес. Туристская тропа. | 4 | ||||
Правила преодоления возможных препятствий. | 1 | ||||
13 | Работа в школьном музее | 3 | |||
Экскурсия в музеи района. История нашего села | 3 | ||||
14 | Общефизическая подготовка. Спортивные игры на воздухе. | 6 | |||
Беседа «Спорт, его значение в формировании ЗОЖ современного человека» | 1 | ||||
Однодневный поход «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! | 4 | ||||
Итоги года. | 1 | ||||
Итого | 34 часа |
УМК
1. Нормативная:
1.Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся РФ. – М.: ЦЦЮТур МО РФ, 1995г.
2.В.И.Тыкул «Спортивное ориентирование» (пособие для руководителей кружков и внешкольных учреждений). – М.: «Просвещение», 1990г.
3. К.В. Бардин «Азбука туризма». М., Просвещение, 1973.
4. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников. – М., 2004г
5.Дрогов И.А., Подготовка инструкторов детско – юношеского туризма. _ М., 2004 г.
6.Н.В. Поляница «Организация туристских этапов», Конаково, 200
7.Е.Ю.Ривкин «Организация туристической работы со школьниками», Москва, 2001г
2. Туризм:
2.1.Г.И.Долженко «История туризма в дореволюционной России и СССР». – Ростов: Издательство Ростовского университета, 1988г.
2.2. Туризм в школе. – М.: Физкультура и спорт, 1983г.
2.3. Подготовка и проведение туристского похода с учащимися. - Омск: УНООО, 1989г.
2.4. Ю.С. Константинов «Туристская игротека». - М.: Владос, 2000г.
3. Топография и ориентирование. Туристская техника:
3.1.Организация и проведение слётов и соревнований по пешеходному туризму: Методические рекомендации. – М.:ЦРИБ «Турист», 1983г.
3.2.Б.И.Огородников «Туризм и спортивное ориентирование в комплексе ГТО». – М.: Физкультура и спорт, 1983г.
3.3. А.М.Куприн «Умей ориентироваться на местности». - М.: ДОСААФ, 1969г.
3.4. Н.В.Андреев «Основы топографии и картографии». - М.: Просвещение, 1972г.
4. Подготовка и проведение похода:
4.1.Организация и проведение спортивного туристского похода. – М.: Турист, 1986г.
4.2.А.Ю.Остапец «На маршруте туристы- следопыты». М.: «Просвещение», 1987г.
4.3. А.Евтушенко «Организация, подготовка и проведение походов выходного дня». Методическая разработка, - Ставрополь, 2004г.
5. Краеведение:
5.1.И.А.Юньев «Краеведение и туризм». М.: Знание, 1974гю
5.2.Работа кружка юных туристов в школе: Методические рекомендации.- М.: Турист, 1989г.
5.3.Географическое краеведение. Региональный компонент.6 класс. ТОИПКРО, 2006г.
6. Зелёная аптека:
6.1.Ю.Шальков «Здоровье туриста». – М.: Физкультура и спорт, 1987г.
6.2.Лечение лекарственными растениями в народной медицине. – Майкоп: Адыгейское книжное издательство, 1992г.
6.3.П.Е.Вавриш, Л.Ф. Горовой « Грибы в лесу и на столе». – Киев: Урожай, 1993г.
7. Медицина:
7.1. Первая медицинская помощь дома и на улице. Под ред. Профессора В.А. Попова. – Ленинград, 1991г.
- Вводное занятие. ТБ и личная гигиена на занятиях. Цели и задачи занятий
2 .Метеонаблюдения. Погода, климат. Основные характеристики погоды: температура, осадки, сила и направление ветра, облачность. Времена года. Местные признаки погоды. Наблюдения за погодой.
Практические занятия. Организация наблюдений за погодой.
3. Растения своего края. Растения луга, леса, водоёмов. Что нам даёт лес. Лекарственные растения. Растения, которые надо охранять. Съедобные и несъедобные грибы.
Практические занятия. Экскурсии в лес, луг, водоём. Сбор гербария, осенних листьев, ягод, плодов. Посадка цветов, кустарников.
4. Животные своего края. Животные луга, леса, водоёма. Редкие животные своего края.
Жизнь насекомых. Жизнь птиц. Влияние времени года на жизнь животных.
Практические занятия. Экскурсии в природу. Наблюдения за жизнью животных.
5. Формы поверхности своего края. Горы, равнины. Как разрушаются горы Овраги, балки, вершины, хребты.
Практические занятия. Однодневный поход. Наблюдения, зарисовки.
6. Горные породы, полезные ископаемые. Знакомство с группами горных пород: осадочными, магматическими, метаморфическими. Полезные ископаемые.
Практические занятия. Работа с образцами горных пород и минералов. Экскурсия в краеведческий музей, экскурсии к геологическим обнажениям.
7. Воды своего края. Знакомство с основными реками, озёрами, водохранилищами,
прудами своей местности Значение рек, водоёмов в жизни людей.
Практические занятия Экскурсии на водоёмы. Описание водоёма.
8. Ориентирование на местности. Карта. Компас, устройство компаса. Стороны горизонта.Ориентирование на местности с картой и компасом. Условные знаки карт. Знакомство с картой своего края.
Практические занятия. Определение сторон горизонта по компасу и местным признакам. Игры на местности с элементами ориентирования.
9. Охрана природы. Необходимость охраны природы. Правила поведения в природе.
Практические занятия. Посадка растений, изготовление кормушек, скворечников, уборка мусора.
10. Прошлое своего края. Моя родословная, история моей семьи. Знакомство с историей своего посёлка. Памятники истории. Чтение книг по истории своего края. Рассказы и стихи о Великой Отечественной войне.
Практические занятия. Сбор материала по истории своей семьи. Встречи с ветеранами войны и труда. Экскурсии в краеведческий музей, охрана памятников истории и культуры. Классный час « Дети войны».
11. Народы своего края. Знакомство с национальностями, проживающими в своей местности, знакомство с обычаями, обрядами, народными играми, музыкой, танцами.
Фольклор.
Практические занятия. Чтение легенд, сказок, разучивание народных песен, танцев, частушек. Мероприятие «Русская изба»
12. Искусство. Культура. Знакомство с художниками, композиторами, писателями, поэтами своего края.
Практические занятия. Посещение выставок, встречи, чтение произведений. Конкурс рисунков "Наш край".
13. Туризм. Техника безопасности в походе. Личное и групповое снаряжение. Правила преодоления возможных препятствий. Туристские узлы. Участие в туристских мероприятиях. Однодневные походы.
14.Работа в школьном музее. Сбор материалов, экспонатов в музей, оформление экспозиций.
15. Общефизическая подготовка. Развитие ловкости, силы, выносливости. Спорт и туризм, их значение в формировании ЗОЖ современного человека».
16. Однодневный поход «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Итоги года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект « Школа здоровья, школа успеха, школа радости»
Успешность усвоения знаний в школе во многом зависит от здоровья ребенка. В свою очередь условия и режим обучения способны повлиять на развитие ряда заболеваний. В настоящее время весьма т...
сценарий Юбилея школы Сценарий юбилея школы "Наше продолжение" Автор сценария и ведущая - учитель музыки АОУ школы №9 г. Долгопрудный ТЕПЛЫХ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
В концерте участвуют учителя, выпускники и учащиеся. Это совместное творчество....
Модель образовательного пространства начальной школы МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2» «Школа полного дня»
Модель образовательного пространства начальной школыМОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа№2»разработана в соответствии с целью современного начального образования – Создание услови...
Развитие учительского потенциала в проекте «школа СОК «Камчия»- школа будущего, школа успеха»
В статье содержится описание опыта формирования педагогического коллектива, развития его потенциала в процессе реализации проекта "Наша новая школа- школа будущего" в СОК "Камчия" (Болгария).htt...
Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.
Современная школа - современный учитель. Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....
ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС "ИСТОРИЯ МУЗЫКИ"для Центров детского творчества,Школ искусств, Музыкальных школ,и Средних образовательных школ
Дистанционный курс по предмету "История музыки" разработан специально для учащихся различных возрастных групп детей от 9 до 13 лет и предназначен в основном для самостоятельного изучения и самоо...