Конспект по внеклассному чтению «В списках не значился» Б.Л. Васильев + ПРЕЗЕНТАЦИЯ
план-конспект занятия (8 класс)
Конспект по произведению Б. Л. Васильеву "В списках не значился" для учащихся 14-16 лет с нарушением слуха.
Цель: привитие интереса к художественной литературе
Задачи:
Образовательные: Умение анализировать художественный текс, давать оценку событиям и характеризовать персонажей;
Воспитательные: Воспитывать патриотизм и гордость за историческое прошлое нашей Родины
Развивающие: Развивать память, мышление, устную речь, расширять кругозор учащихся
Коррекционные: развитие слухового восприятия, формирование произношения, соблюдать орфоэпические нормы.
Участники: обучающиеся 14-16 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 2.99 МБ |
slovar.docx | 13.9 КБ |
v_spiskah_ne_znachilsya.docx | 42.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как вы ду́маете о чём мы сего́дня бу́дем говори́ть ?
Мы сего́дня поговори́м о защи́те Ро́дины , о по́двигах и о геро́ях .
Как вы ду́маете , когда́ бо́льше всего́ стране́ нужны́ защи́тники Оте́чества ?
- Когда́ идёт война́ - Когда́ необходи́мо защища́ть Ро́дину
Сегодня мы поговорим о героях и их подвигах на примере повести «В списках не значился». Кто автор этой повести?
Борис Львович Васильев Писатель - фронтовик
21 мая 1924 года - 11 марта 2013 Борис Львович Васильев — талантливый писатель, знающий о войне не понаслышке . Он был участником войны , ушел на войну в 17 лет
Какие произведения написал Б.Васильев ?
Повесть Бориса Васильева «В списках не значился» была написана в 1974 году. В 1995 году по этой повести сняли фильм «Я – РУССКИЙ СОЛДАТ»
Давайте сейчас посмотрим кадры из фильма «Я – РУССКИЙ СОЛДАТ». ЗАДАНИЕ. После просмотра отрывка из фильма нужно записать в таблицу: - Что услышали - Что увидели - Что почувствовали
Я УСЛЫШАЛ(А) Я УВИДЕЛ(А) Я ПОЧУВСТВОВАЛ(А)
Как этот отрывок из фильма можно назвать одним словом?
Война́ -это всегда страшно и больно.
Герои повести « В списках не значился» тоже оказались на войне.
Почему такое название у повести ? ЗАДАНИЕ. Найдите в тексте и прочитайте.
-Как звали главного героя? -Сколько ему было лет ? -В каком звании он попадает на фронт? -Куда попадает он в начале войны?
Брестская Крепость – герой
-Почему Коля, который закончил хорошо военное училище, дает отказ остаться работать в училище по подготовке военных?
Мнение Коли: «каждый командир должен сначала послужить в войсках, только в войсковой части можно стать настоящим командиром»
Уже в самом начале войны, советские люди дали понять фашистским захватчикам , что не так легко им будет вести войну против советского народа.
ЗАДАНИЕ. -Найдите описание событий начала войны в тексте.
-Была ли возможность у лейтенанта Николая Плужникова спастись?
Да. Ведь Коля в связи с началом войны “в списках не значился”, т.е. он ни за что не отвечал и спокойно имел возможность спрятаться, отсидеться, убежать, наконец, или уйти в леса. Но он сам занес себя в список, сам взял на себя всю ответственность в самой трудной и опасной ситуации
-Кто из защитников крепости стал примером мужества и стойкости для Коли?
Степан Матвеевич — старшина, геройски погибший Семишный — сержант, парализованный после ранения, последний боец и соратник Николая. Сальников — отважный боец, вместе с которым Коля защищал крепость
-На грани жизни и смерти расцветает любовь девушки Мирры и лейтенанта Н.Плужникова . Любовь – самое светлое, прекрасное чувство дало новые силы и помогло выстоять в нечеловеческих условиях и продолжать сражаться с врагом .
- Как расстаются Мирра и Николай ? - Почему Николай отправляет Мирру к немцам? - Что произошло с Миррой?
- Вспомните, почему Н.Плужников , после 10 месяцев упорной, кровопролитной борьбы с жестоким врагом поднимается из подземелья крепости?
Давайте посмотрим отрывок из фильма « Я – русский солдат!»
-Как вы понимаете последние слова Н.Плужникова ?
Эти слова говорят о том, что у Коли чувство огромной любви к Родине, что он настоящий ПАТРИОТ своей страны.
ЗАДАНИЕ - Выбрать из нескольких характеристик правильную характеристику герою, прочитать вслух около доски и показать фото героя.
Как одним словом мы их можем назвать?
Почему мы их назвали героями?
Они все совершили настоящий подвиг – до последнего вздоха ЗАЩИЩАЛИ КРЕПОСТЬ. Даже враги признали превосходство нашего солдата, отдавая ему честь. Такое мужество и стойкость вызывают уважение даже у врагов. Благодаря таким преданным и смелым людям, наша РОДИНА ВЫСТОЯЛА и ПОБЕДИЛА фашизм.
Предварительный просмотр:
Патрио́т
это человек, который любит свою Родину, готов на подвиги во имя Отечества и предан своему народу.
По́двиг — героический поступок, совершённый человеком для пользы государства и людей.
Геро́й
человек, который вызывает восхищение за смелость, доблесть или
мужество на войне.
Оте́чество родная страна, Родина.
ГЕРО́И
КО́ЛЯ ПЛУ́ЖНИКОВ
СТЕПА́Н МАТВЕЕ́ВИЧ
СЕМИ́ШНЫЙ
СА́ЛЬНИКОВ
МИ́РРА
В спи́сках не зна́чился.
Сегодня я узнал (а) …
Было интересно …
Было трудно …
Я выполнял(а) задания…
Меня удивило …
Мне захотелось …
Мне понравилось …
У меня получилось …
Я попробую …
Моё настроение …
Сегодня я узнал (а) …
Было интересно …
Было трудно …
Я выполнял(а) задания…
Меня удивило …
Мне захотелось …
Мне понравилось …
У меня получилось …
Я попробую …
Моё настроение …
Сегодня я узнал (а) …
Было интересно …
Было трудно …
Я выполнял(а) задания…
Меня удивило …
Мне захотелось …
Мне понравилось …
У меня получилось …
Я попробую …
Моё настроение …
Сегодня я узнал (а) …
Было интересно …
Было трудно …
Я выполнял(а) задания…
Меня удивило …
Мне захотелось …
Мне понравилось …
У меня получилось …
Я попробую …
Моё настроение …
Сегодня я узнал (а) …
Было интересно …
Было трудно …
Я выполнял(а) задания…
Меня удивило …
Мне захотелось …
Мне понравилось …
У меня получилось …
Я попробую …
Моё настроение …
Сегодня я узнал (а) …
Было интересно …
Было трудно …
Я выполнял(а) задания…
Меня удивило …
Мне захотелось …
Мне понравилось …
У меня получилось …
Я попробую …
Моё настроение …
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого занятия
Тема: «В списках не значился» Б.Л. Васильев
Цели: привитие интереса к художественной литературе
Задачи:
Образовательные: Умение анализировать художественный текс, давать оценку событиям и характеризовать персонажей;
Воспитательные: Воспитывать патриотизм и гордость за историческое прошлое нашей Родины
Развивающие: Развивать память, мышление, устную речь, расширять кругозор учащихся
Коррекционные: развитие слухового восприятия, формирование произношения, соблюдать орфоэпические нормы.
Участники: обучающиеся 14-16 лет.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: способствовать развитию умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, оценивать поступки героев в соответствии с определённой ситуацией.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: создание условий для формирования способности
• управлять своей познавательной деятельностью;
• организовывать свою деятельность, оценивать достигнутые результаты
Познавательные УУД:
создание условий для формирования способности
ориентироваться в тексте произведения;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
защищать свои идеи на основе полученных теоретических знаний;
вступать в дискуссию, объяснять, доказывать;
выполнять логические действия.
Коммуникативные УУД:
создание условий для формирования умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Форма работы: групповая, парная, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: раздаточный материал, презентация, фрагменты фильма.
Этапы мероприятия | Наглядность на доске | Деятельность воспитателя | Деятельность обучающихся | УУД | ||||||
Орг.момент Проверка слуха. | Приветствие. Как слышите? (за экраном) | Отвечают дети. | Регулятивные (самоконтроль) | |||||||
1.Речевая зарядка | Ц-С (дежурные звуки) Немцы наступали на Брестскую крепость. Стыдно, отступить, бойцы. | 1. Чтение предложения, слов. 2. Какая сегодня на улице погода? | Читают, составляют из слов предложения, отвечают. | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Личностные: познавательный интерес к словарному материалу | ||||||
2.Подведение к теме | Просмотр отрывка из фильма «Я – русский солдат» | Ребята давайте посмотрим фрагмент из кинофильма «Офицеры». (фраза «Есть такая профессия – Родину защищать») - вы посмотрели отрывок из легендарного фильма «Офицеры», который снят по повести Бориса Васильева. Фраза: «Есть такая профессия – Родину защищать» стала легендарной. Как вы понимаете эту фразу? | Дети отвечают. | Регулятивные: понимать поставленный цель занятия, стремиться их выполнить. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. | ||||||
3.Определение темы занятия | Презентация Карточка с надписью темы занятия | - Эта фраза стала темой нашего занятия: «Есть такая профессия – Родину защищать». - как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на занятие? | Дети отвечают. | Регулятивные: самоконтроль. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации, высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение слушать и вступать в диалог. | ||||||
4.Проблемный вопрос | Презентация | - Ребята, когда больше всего нужны защитники Отечества? | Дети отвечают. | Личностные: развитие интеллектуальных способностей, развитие логического мышления. | ||||||
5.Составление плана работы (Проектирование) | Презентация | - Сегодня на примере произведения «В списках не значился» мы поговорим о подвигах героев в годы войны и в ходе урока обратимся к подвигам тех, кто воевал, кто не вернулся с полей сражений. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. | |||||||
6.Основная часть | - Кто написал эту повесть? - Почему его называют писатель-фронтовик? Какие произведения написал? - Давайте посмотрим кадры из кинофильма «Я – русский солдат» Задание: написать в таблице Таблица:
- как можно одним словом назвать этот отрывок из фильма? | Воспитатель задает вопросы. Герои повести Бориса Васильева «В списках не значился» тоже оказались на войне. | Дети отвечают. Смотрят отрывок из фильма и работают с таблицей. Рассказывают о том, что услышали, увидели и что почувствовали | Регулятивные: уметь выполнять задания в соответствии с заданными правилами. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Познавательные: проводить сравнения и классификацию по заданной теме. | ||||||
Фронтальная беседа по содержанию | - Почему такое название у повести? -Как звали героя книги? -Сколько ему лет? -В каком звании он попадает на фронт? -Куда попадает он в начале войны? -Почему Коля, который закончил хорошо военное училище, дает отказ остаться работать в училище по подготовке военных? - Уже в самом начале войны, советские люди дали понять фашистским захватчикам , что не так легко им будет вести войну против советского народа. -Кто из защитников крепости стал примером мужества и стойкости для лейтенанта Плужникова? | Зачитать из текста почему такое название у повести -Найдите описание событий начала войны в книге Бориса Васильева. | Дети читают, отвечают | Регулятивные: уметь выполнять задания в соответствии с заданными правилами. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. | ||||||
Физкульминутка | Быстро, встаньте, улыбнитесь, | Дети, встаньте, отдохнем. | Дети выполняют. | Регулятивные: самоконтроль | ||||||
Фронтальная беседа по содержанию | -На грани жизни и смерти расцветает любовь девушки Мирры и лейтенанта Н.Плужникова. Любовь – самое светлое, прекрасное чувство дало новые силы и помогло выстоять в нечеловеческих условиях и продолжать сражаться с врагом. - Как расстаются Мирра и Николай? - Что произошло с Миррой? - А как вы думаете, почему Н.Плужников, после 10 месяцев упорной, кровопролитной борьбы с жестоким врагом поднимается из казематов крепости? | Давайте посмотрим фрагмент из фильма «Я – русский солдат!» -Как вы понимаете эти последние слова Н.Плужникова? | Дети отвечают | Регулятивные: уметь выполнять задания в соответствии с заданными правилами. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог | ||||||
Самостоятельная работа | Коля Плужников Мирра Степан Матвеевич Семишный Сальников | -Ребята давайте дадим характеристику нашим героям | Дети выбирают карточку с характеристикой каждого героя, крепят на доску и зачитывают. | |||||||
8. Итог занятия | Понравилось ли вам произведение? Чем понравилось? Кто из героев запомнился? Почему? На кого хотели бы быть похожими? Вы считаете себя патриотами? | Ответы детей | Регулятивные: самоконтроль Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. | |||||||
9. Рефлексия | Понравилось ли вам занятие? Продолжите предложение…. | Дети отвечают. | Коммуникативные: слушать других, высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока внеклассного чтения для 11 класса Тема: Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»)
Тема:Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»).Тип урока:урок-беседа.Цели: - выявление художественного мастерства и нравственной проблематики рассказа;-формирование умени...
План-конспект урока внеклассного чтения "Подвигу народа жить в веках"
Внеклассное мероприятие для по патриотическому, нравственному воспитанию...
Конспект урока внеклассного чтения по творчеству С.А. Есенина
Конспект урока по внеклассному чтению состоит из пояснительной записки, где отражены цель, задачи, оборудование урока и подробного описания хода урока...
Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника.
Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника....
Конспекты урокоа внеклассного чтения "Счастливые эти люди!"(по сказке Л.С.Петрушевской "Счастливые кошки")и "Вот наша жизнь нужна-вот мы и живем"(по сказке Л.С.Петрушевской"Котенок")
Это два произведения из цикла уроков внеклассного чтения "Детство. Нравственные истоки личности", помогают понять учащимся 5 класса, что есть добро и зло, что самое дорогое в жизни-это дом, любящие ро...
Конспект урока внеклассного чтения по роману Н. Ю. Абгарян "Манюня" в 9 классе
Представлена разработка урока внеклассного чтения по роману Н. Ю.Абгарян " Манюня". Это роман современного автора, который был издан в 2010-2012 гг . На примере этой книги девятиклассники смогут позна...
Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"
Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...