Конспект по внеклассному чтению «В списках не значился» Б.Л. Васильев + ПРЕЗЕНТАЦИЯ
план-конспект занятия (8 класс)

Серебренникова Татьяна Николаевна

Конспект по произведению Б. Л. Васильеву "В списках не значился" для учащихся 14-16 лет с нарушением слуха.

Цель: привитие интереса к художественной литературе

Задачи:

Образовательные: Умение анализировать художественный текс, давать оценку событиям и характеризовать персонажей;

Воспитательные: Воспитывать патриотизм и гордость за историческое прошлое нашей Родины

Развивающие: Развивать память, мышление, устную речь, расширять кругозор учащихся

Коррекционные: развитие слухового восприятия, формирование произношения, соблюдать орфоэпические нормы.

Участники: обучающиеся 14-16 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx2.99 МБ
Файл slovar.docx13.9 КБ
Файл v_spiskah_ne_znachilsya.docx42.73 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как вы понима́ете эту фразу?

Слайд 2

Как вы ду́маете о чём мы сего́дня бу́дем говори́ть ?

Слайд 3

Мы сего́дня поговори́м о защи́те Ро́дины , о по́двигах и о геро́ях .

Слайд 4

Как вы ду́маете , когда́ бо́льше всего́ стране́ нужны́ защи́тники Оте́чества ?

Слайд 5

- Когда́ идёт война́ - Когда́ необходи́мо защища́ть Ро́дину

Слайд 6

Сегодня мы поговорим о героях и их подвигах на примере повести «В списках не значился». Кто автор этой повести?

Слайд 7

Борис Львович Васильев Писатель - фронтовик

Слайд 8

21 мая 1924 года - 11 марта 2013 Борис Львович Васильев — талантливый писатель, знающий о войне не понаслышке . Он был участником войны , ушел на войну в 17 лет

Слайд 9

Какие произведения написал Б.Васильев ?

Слайд 11

Повесть Бориса Васильева «В списках не значился» была написана в 1974 году. В 1995 году по этой повести сняли фильм «Я – РУССКИЙ СОЛДАТ»

Слайд 12

Давайте сейчас посмотрим кадры из фильма «Я – РУССКИЙ СОЛДАТ». ЗАДАНИЕ. После просмотра отрывка из фильма нужно записать в таблицу: - Что услышали - Что увидели - Что почувствовали

Слайд 13

Я УСЛЫШАЛ(А) Я УВИДЕЛ(А) Я ПОЧУВСТВОВАЛ(А)

Слайд 14

Как этот отрывок из фильма можно назвать одним словом?

Слайд 15

Война́ -это всегда страшно и больно.

Слайд 16

Герои повести « В списках не значился» тоже оказались на войне.

Слайд 17

Почему такое название у повести ? ЗАДАНИЕ. Найдите в тексте и прочитайте.

Слайд 18

-Как звали главного героя? -Сколько ему было лет ? -В каком звании он попадает на фронт? -Куда попадает он в начале войны?

Слайд 19

Брестская Крепость – герой

Слайд 20

-Почему Коля, который закончил хорошо военное училище, дает отказ остаться работать в училище по подготовке военных?

Слайд 21

Мнение Коли: «каждый командир должен сначала послужить в войсках, только в войсковой части можно стать настоящим командиром»

Слайд 22

Уже в самом начале войны, советские люди дали понять фашистским захватчикам , что не так легко им будет вести войну против советского народа.

Слайд 23

ЗАДАНИЕ. -Найдите описание событий начала войны в тексте.

Слайд 24

-Была ли возможность у лейтенанта Николая Плужникова спастись?

Слайд 25

Да. Ведь Коля в связи с началом войны “в списках не значился”, т.е. он ни за что не отвечал и спокойно имел возможность спрятаться, отсидеться, убежать, наконец, или уйти в леса. Но он сам занес себя в список, сам взял на себя всю ответственность в самой трудной и опасной ситуации

Слайд 26

-Кто из защитников крепости стал примером мужества и стойкости для Коли?

Слайд 27

Степан Матвеевич — старшина, геройски погибший Семишный — сержант, парализованный после ранения, последний боец и соратник Николая. Сальников — отважный боец, вместе с которым Коля защищал крепость

Слайд 29

-На грани жизни и смерти расцветает любовь девушки Мирры и лейтенанта Н.Плужникова . Любовь – самое светлое, прекрасное чувство дало новые силы и помогло выстоять в нечеловеческих условиях и продолжать сражаться с врагом .

Слайд 30

- Как расстаются Мирра и Николай ? - Почему Николай отправляет Мирру к немцам? - Что произошло с Миррой?

Слайд 31

- Вспомните, почему Н.Плужников , после 10 месяцев упорной, кровопролитной борьбы с жестоким врагом поднимается из подземелья крепости?

Слайд 32

Давайте посмотрим отрывок из фильма « Я – русский солдат!»

Слайд 33

-Как вы понимаете последние слова Н.Плужникова ?

Слайд 34

Эти слова говорят о том, что у Коли чувство огромной любви к Родине, что он настоящий ПАТРИОТ своей страны.

Слайд 35

ЗАДАНИЕ - Выбрать из нескольких характеристик правильную характеристику герою, прочитать вслух около доски и показать фото героя.

Слайд 37

Как одним словом мы их можем назвать?

Слайд 38

Почему мы их назвали героями?

Слайд 39

Они все совершили настоящий подвиг – до последнего вздоха ЗАЩИЩАЛИ КРЕПОСТЬ. Даже враги признали превосходство нашего солдата, отдавая ему честь. Такое мужество и стойкость вызывают уважение даже у врагов. Благодаря таким преданным и смелым людям, наша РОДИНА ВЫСТОЯЛА и ПОБЕДИЛА фашизм.



Предварительный просмотр:

Патрио́т

это человек, который любит свою Родину, готов на подвиги во имя Отечества и предан своему народу.
По́двиг — героический поступок, совершённый человеком для пользы государства и людей.

Геро́й  

человек, который вызывает восхищение за смелостьдоблесть или 

мужество на войне. 

Оте́чество родная страна, Родина.

ГЕРО́И

КО́ЛЯ ПЛУ́ЖНИКОВ

СТЕПА́Н МАТВЕЕ́ВИЧ

СЕМИ́ШНЫЙ

СА́ЛЬНИКОВ

МИ́РРА

В спи́сках не зна́чился.

Сегодня я узнал (а) …

Было интересно …

Было трудно …

Я выполнял(а) задания…

Меня удивило …

Мне захотелось …

Мне понравилось …

У меня получилось …

Я попробую …

Моё настроение …

Сегодня я узнал (а) …

Было интересно …

Было трудно …

Я выполнял(а) задания…

Меня удивило …

Мне захотелось …

Мне понравилось …

У меня получилось …

Я попробую …

Моё настроение …

Сегодня я узнал (а) …

Было интересно …

Было трудно …

Я выполнял(а) задания…

Меня удивило …

Мне захотелось …

Мне понравилось …

У меня получилось …

Я попробую …

Моё настроение …

Сегодня я узнал (а) …

Было интересно …

Было трудно …

Я выполнял(а) задания…

Меня удивило …

Мне захотелось …

Мне понравилось …

У меня получилось …

Я попробую …

Моё настроение …

Сегодня я узнал (а) …

Было интересно …

Было трудно …

Я выполнял(а) задания…

Меня удивило …

Мне захотелось …

Мне понравилось …

У меня получилось …

Я попробую …

Моё настроение …

Сегодня я узнал (а) …

Было интересно …

Было трудно …

Я выполнял(а) задания…

Меня удивило …

Мне захотелось …

Мне понравилось …

У меня получилось …

Я попробую …

Моё настроение …



Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого занятия

Тема: «В списках не значился» Б.Л. Васильев

Цели: привитие интереса к художественной литературе

Задачи:

Образовательные: Умение анализировать художественный текс, давать оценку событиям и характеризовать персонажей;

Воспитательные: Воспитывать патриотизм и гордость за историческое прошлое нашей Родины

Развивающие: Развивать память, мышление, устную речь, расширять кругозор учащихся

Коррекционные: развитие слухового восприятия, формирование произношения, соблюдать орфоэпические нормы.

Участники: обучающиеся 14-16 лет.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: способствовать развитию умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, оценивать поступки героев в соответствии с определённой ситуацией.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: создание условий для формирования способности

• управлять своей познавательной деятельностью;

• организовывать свою деятельность, оценивать достигнутые результаты

Познавательные УУД:

создание условий для формирования способности

ориентироваться в  тексте произведения;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

защищать свои идеи на основе полученных теоретических знаний;

вступать в дискуссию, объяснять, доказывать;

выполнять логические действия.

Коммуникативные УУД: 

создание условий для формирования умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Форма работы: групповая, парная, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:  раздаточный материал, презентация, фрагменты фильма.

Этапы мероприятия

Наглядность на доске

Деятельность воспитателя

Деятельность обучающихся

УУД

Орг.момент

Проверка слуха.

Приветствие.

Как слышите? (за экраном)

Отвечают дети.

Регулятивные (самоконтроль)

1.Речевая зарядка

Ц-С (дежурные звуки)

Немцы наступали на Брестскую крепость.

Стыдно, отступить, бойцы.

1. Чтение предложения, слов.

2. Какая сегодня на улице погода?

Читают, составляют из слов предложения, отвечают.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Личностные: познавательный интерес к словарному материалу

2.Подведение к теме

Просмотр отрывка из фильма «Я – русский солдат»

Ребята давайте посмотрим фрагмент из кинофильма «Офицеры».

(фраза «Есть такая профессия – Родину защищать»)

- вы посмотрели отрывок из легендарного фильма «Офицеры», который снят по повести Бориса Васильева. Фраза: «Есть такая профессия – Родину защищать» стала легендарной. Как вы понимаете эту фразу?

Дети отвечают.

Регулятивные: понимать поставленный цель занятия, стремиться их выполнить. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

3.Определение темы занятия

Презентация

Карточка с надписью темы занятия

- Эта фраза стала темой нашего занятия: «Есть такая профессия – Родину защищать».

- как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на занятие?  

Дети отвечают. 

Регулятивные: самоконтроль.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации, высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение слушать и вступать в диалог.

4.Проблемный вопрос

Презентация

- Ребята, когда больше всего нужны защитники Отечества?

Дети отвечают.

Личностные: развитие интеллектуальных способностей, развитие логического мышления.

5.Составление плана работы (Проектирование)

Презентация

- Сегодня на примере произведения «В списках не значился» мы поговорим о подвигах героев в годы войны и в ходе урока обратимся к подвигам тех, кто воевал, кто не вернулся с полей сражений.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

6.Основная часть

- Кто написал эту повесть?

- Почему его называют писатель-фронтовик?

Какие произведения написал?

- Давайте посмотрим кадры из кинофильма «Я – русский солдат»

Задание: написать в таблице

Таблица:

Я слышу

Я вижу

Я чувствую

Разрыв снарядов

Грохот канонады

Крики и стоны раненых

……….

Плач матерей

Бои

Сражения

………

Страх

Боль

Ненависть к фашистам

…….

- как можно одним словом назвать этот отрывок из фильма?

Воспитатель задает вопросы.

Герои повести Бориса Васильева «В списках не значился» тоже оказались на войне.

Дети отвечают.

Смотрят отрывок из фильма и работают с таблицей.

Рассказывают о том, что услышали, увидели и что почувствовали

Регулятивные: уметь выполнять задания в соответствии с заданными правилами.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Познавательные: проводить сравнения и классификацию по заданной теме.

Фронтальная беседа по содержанию

- Почему такое название у повести?

-Как звали героя книги?

-Сколько ему лет?

-В каком звании он попадает на фронт?

-Куда попадает он в начале войны?

-Почему Коля, который закончил хорошо военное училище, дает отказ остаться работать в училище по подготовке военных?

- Уже в самом начале войны, советские люди дали понять фашистским захватчикам , что не так легко им будет вести войну против советского народа.

-Кто из защитников крепости стал примером мужества и стойкости для лейтенанта Плужникова?

Зачитать из текста почему такое название у повести    

-Найдите описание событий начала войны в книге Бориса Васильева.

Дети читают, отвечают

Регулятивные: уметь выполнять задания в соответствии с заданными правилами.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Физкульминутка

Быстро, встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели-встали, сели-встали
И на месте побежали.

 Дети, встаньте, отдохнем.

Дети выполняют.

Регулятивные: самоконтроль

Фронтальная беседа по содержанию

-На грани жизни и смерти расцветает любовь девушки Мирры и лейтенанта Н.Плужникова. Любовь – самое светлое, прекрасное чувство дало новые силы и помогло выстоять в нечеловеческих условиях и продолжать сражаться с врагом.

- Как расстаются Мирра и Николай?

- Что произошло с Миррой?

- А как вы думаете, почему Н.Плужников, после 10 месяцев упорной, кровопролитной борьбы с жестоким врагом поднимается из казематов крепости?

Давайте посмотрим фрагмент из фильма «Я – русский солдат!»

-Как вы понимаете эти последние слова Н.Плужникова?

Дети отвечают

Регулятивные: уметь выполнять задания в соответствии с заданными правилами.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог

Самостоятельная работа

Коля Плужников

Мирра

Степан Матвеевич

Семишный

Сальников

-Ребята давайте дадим характеристику нашим героям

Дети выбирают карточку с характеристикой каждого героя, крепят на доску и зачитывают.

8. Итог занятия

Понравилось ли вам произведение? Чем понравилось?

Кто из героев запомнился? Почему?

На кого хотели бы быть похожими?

Вы считаете себя патриотами?

Ответы детей

Регулятивные: самоконтроль

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

9. Рефлексия

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/11/16/druzhba_narodov_rossii4_1.docx_image1.jpg

Понравилось ли вам занятие? Продолжите предложение….

Дети отвечают.

Коммуникативные: слушать других, высказывать и обосновывать свою точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения для 11 класса Тема: Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»)

Тема:Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»).Тип урока:урок-беседа.Цели: - выявление художественного мастерства и нравственной проблематики рассказа;-формирование умени...

План-конспект урока внеклассного чтения "Подвигу народа жить в веках"

Внеклассное мероприятие для по патриотическому, нравственному воспитанию...

Конспект урока внеклассного чтения по творчеству С.А. Есенина

Конспект урока по внеклассному чтению состоит из пояснительной записки, где отражены цель, задачи, оборудование урока и подробного описания хода урока...

Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника.

Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника....

Конспекты урокоа внеклассного чтения "Счастливые эти люди!"(по сказке Л.С.Петрушевской "Счастливые кошки")и "Вот наша жизнь нужна-вот мы и живем"(по сказке Л.С.Петрушевской"Котенок")

Это два произведения из цикла уроков внеклассного чтения "Детство. Нравственные истоки личности", помогают понять учащимся 5 класса, что есть добро и зло, что самое дорогое в жизни-это дом, любящие ро...

Конспект урока внеклассного чтения по роману Н. Ю. Абгарян "Манюня" в 9 классе

Представлена разработка урока внеклассного чтения по роману Н. Ю.Абгарян " Манюня". Это роман современного автора, который был издан в 2010-2012 гг . На примере этой книги девятиклассники смогут позна...

Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"

Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...