По следам забытых деревень
методическая разработка

Внеклассное занятие, итог работы класса по реализации школьного проекта "О прошлом в памяти храня". Устный журнал 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_sledam_zabytyh_dereven.docx40.13 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие «По следам забытых деревень»

Видео песни «Деревенская дорога»

У каждого человека есть своя малая родина, край, где он родился, и где ему все кажется  особенно родным. Чем дальше время уходит вперёд, тем меньше мы знаем о событиях прошлого, они стираются из человеческой памяти. Но историю делают люди, и через судьбы этих людей можно узнать и историю своей малой родины.

чтец 1.Есть у каждого родина малая, место, где ты родился и рос,

Там заря по-особому алая, и все трогает душу до слез….

Родимый край- село родное оно всегда живет со мною!

Куда б ни ехал я- мое село, село родное мои любимые края!

2 вед: Нельзя утверждать, что любишь родину, не любя своей деревни. Человек, не знающий истории своей родины, не может называться патриотом. Но именно с малого начинается большое. А знаем ли мы историю своего края, района, села, деревни, где мы родились, росли и где живем?

1вед : Сегодня мы с вами проведем Устный журнал, посвященным нашей малой родине. «О прошлом в памяти храня. По следам забытых деревень».

2 вед: Мы  поговорим и вспомним об одной из деревень, которая раньше входила в состав нашего сельсовета. Это деревня Тулат, или Усть-Тулат.

1вед : Деревня расположена в 45 км к северо-востоку от райцентра Ачинск и в 11 км от Лапшихи.

2чтец .Есть в Восточной Сибири деревня Тулат,

 Горстка  изб над таежной рекой.

За деревней на взгорье — поля и луга,

 А  за ними стеною тайга.

В сорок первом, когда наступали враги,

Проводила  деревня от милой тайги

Взвод  отцов и мужей, взвод сибирских солдат.

 Сколько их  не вернулось назад.

И остались в Тулате, у светлой реки,

 Только  дети, да женщины, да старики.

Молодые ребята, едва подросли,

На  большие сибирские стройки ушли.

Не играют тут свадеб, не родят детей.

Жизнь без всяких прикрас, безо всяких затей.

Ранним-рано в деревне гасят огонь.

 Никогда не играет в Тулате гармонь.

Ни вечерки какой, ни гуляния нет.

Только вдовья кручина — считай сколько лет.

А кругом синева, а кругом красота

Заповедные, хлебные наши места,

Незакатные зори да водная ширь,

Необъятная  наша Сибирь.

Наезжает в Тулат по дороге лесной человек дорогой —

Для  которого дом здесь был раньше родной.

Собираются люди — уж так повелось.

 Разговор по душам… За вопросом вопрос…

И  о том, что прошли молодые года,

Не  согреть никогда, не вернуть никогда…

2 вед: Первые упоминания о Тулате относятся к 1910г, именно этот год считается годом основания деревни. В результате Столыпинской реформы 1906-1912гг в Сибирь и в частности в Ачинский район хлынул поток переселенцев.

1вед : Поселение деревни основали переселенцы - белорусы из Минской, Витебской и Могилевской областей.

3 чтец:Как жаль, что вдаль уходят времена,

Те времена, которые мы не застали,

Где бабушка моя еще совсем юна,

И прадед не надел еще медали.

Диковинные эти времена,

Когда из центра матушки-России,

Спешил крестьянин покорять леса,

Леса заснеженной Сибири

2 вед: По архивным  данным в 1917 году в Тулате было 96 хозяйств, с населением в459 человек, в Среднем Тулате 28 хозяйств с населением 178 ч в основном - чуваши. Места здесь были очень красивые. Речка Тулатка, Река Улуй, Река Белая, тайга, где водились пушные звери, лоси, кабаны, зайцы, белки, росли грибы и ягоды – все это облюбовали поселенцы и стали обживаться.

1 вед:Получив земельный участок от переселенческого управления «рассейские», так они себя называли, построили первые незамысловатые избушки и землянки, прорубили просеку для дороги в Ачинск, через Лапшиху. Тракт, по которому можно проехать от Лапшихи до Тулата, называют Екатерининский, по которому, по преданию предков, проезжала сама Екатерина Великая по пути на восток.

2 вед: Постепенно участок стал деревней в одну улицу, которая тянулась вдоль речки Тулатки.

1 вед: Всего за 12 лет со дня основания, крестьянских семей увеличилось в 100 раз, количество домов – в 34.Старожителями деревни были семьи Михасовых, Рыженковых, Лапиных, Русаковых, Алексеевых, Рассказовых. и др.

4чтец:Моё село родное, мой дом возле реки.

Вода совсем уж рядом течёт, шумит, блестит.

И яркие стрекозы над камышом снуют.

Так радует картина, а на душе – уют!

Видны холмы зеленые. Деревья там растут,

Лисицы, волки, зайцы – все обитают тут,

Село моё любимое! Тебе уж много лет!

Но для меня на свете Чудесней края нет

2 вед: Постепенно деревня становилась все больше, были построены деревня Средний Тулат, Дубровная. Жители деревень строили дома, корчевали поля для посевов. Здесь они выращивали те семена, которые привезли с собой: лен, табак, гречиху. Не все культуры прижились в суровых сибирских условиях. Сеяли озимую рожь, пшеницу, овес, просо. Переселенческая контора душам мужского населения выделяла по 15 десятин земли, за что они платили налог в размере 15 рублей.

5 чтец: Из переписки на имя агронома переселенческого управления за декабрь 1911г узнали, что вновь прибывшие люди просят выслать семена люцерны, табака сигарного, и папиросного, овощей для бесплатной раздачи и для опыта жителям переселенческого участка Тулата. Тимонино, Лапшихи. Тем кто занимался выращиванием льна выдавали технику для его обработки, но строго контролировалась , как используется она. Земли было достаточно, поэтому часто жители присваивали себе лишние земельные участки. Была распространена захватно - заимочная форма земледелия. Табак выращивали низших сортов, балунь, махорку.

6 чтец:В огородах выращивали картофель, капусту, лук,  редьку, морковь, огурцы, брюкву, бобы, горох, свеклу, репу, чеснок. В  лесу собирали малину, смородину, клюкву, черемуху, клубнику, бруснику. черемшу, которую использовали в сыром, соленом и квашеном виде, как лучшее лекарство от цинги. Наличие кедрача позволяло собирать кедровый орех, из которого делали кедровое масло. Для сбора орехов был определенный день в начале осени, все населен6ие шло в тайгу, орех продавали, цена зависела от урожая. Много грибов росло в лесу, особенно пихтовый груздь. Грибы солили, сушили, продавали.

7чтец:. Было распространено животноводство, маслоделие, производство шерсти. Среди  животных часто были эпидемии-особенно сибирская язва. Лечили народным средством. На ведро чистого вина, восьмую часть чистого дегтя, четверть фунта нашатыряи столько же камфары, этим составом натирали малошерстные места и примачивали язвы.  Свирепствовали чумная эпидемия, сап лошадей,ящур.В основном держали крупный рогатый скот, лошадей, свиней мало,овец, различную птицу.Некоторые  жители села занимались пчеловодством.

1 чтец: Славилось село и своими умельцами. Выделкой кож, шитьем одежды, варка мыла, изготовление летней и зимней обуви из кожи и шерсти, литье сальных свеч, работали пихтоварня, из конопли давили растительное масло,ткали мешки, половики.

Занимались переработкой древесины, выжигали древесный уголь для кузни, гнали деготь.

2 чтец: Из льна ткали полотно. Вязали сети. В деревне была своя кузница, где делали скобы, гвозди, подковы,  крючки, замки  и мн др.  В селе была своя лесопилка, занимались лесозаготовкой. Были мастера-бондари, мастера, которые катали валенки. Очень развит был охотничий промысел, рыбная ловля. Работали охотничья и рыболовецкая  артели. На Тулатке была водяная мельница, где жители села мололи муку. В речках водилась щука, окуни, сорожка, ельчики, хариус на Белой и другая рыба. На средства жителей деревни перед революцией 1917г была построена начальная школа. Но учителя здесь не задерживались, и вскорости она закрылась. Не было и медиков. Церкви в деревне не было, ходили в церковь в Ольховку.

3 чтец:. Болезни лечили народными средствами или  знахари, которые лечили либо заговорами, либо настойками из трав. Так, например, настой из зверобоя употреблялся как чай при кашле и болях в груди. Кровохлебка (черноголовник)как вяжущее средство. Для лечения использовали марьин корень, от припадков, ромашка- при лихорадках и ветрах в животе. Золотуху лечили отваром смородинова листа при запорах круто посоленную воду капустный или огуречный рассол. От боли и ломоты в костях использовали распаренные березовые листья. Лечили другими травами: черемицей, стародубкой, душицей.

1 вед:Из поколения в поколение передавались народные обычаи, связанные с народным календарем.Самыми почитаемыми кроме Пасхи, Рождества Троицы были праздники Петров день, Покров, Никола вешний, Масленица.  Проводили вечеркив каком - либо доме, шили, пряли,  пели песни играли в различные забавы. Замужние женщины собирались на капустки, супрядки.

4 чтец:Жилища строили добротные из кондового леса в основном из сосны и лиственницы. Дома украшали резным карнизом, крыши в основном были двускатные, были и четырехскатные. Дома в основном однодворки. У каждого хозяина было подворье, ворота-лицо хозяина. Пристройки для скота, хранения орудий труда, упряжи амбары для зерна. Были и бани, которые часто строили недалеко от реки и  топились они по-черному.Вокруг деревни огромная непролазная тайга, где протекала речка малая Тулатка. «Бывало так, чтоженщины как пойдут по воду вниз по речке и не знают, как вернуться,  блудили», - вспоминал Михасов Василимй Михайлович

2 вед: Революция, гражданская война, коллективизация принесли большие изменения в быт и жизнь сельчан.

1 вед:1924г-на основании указа Президиума ВЦИК И приказа Губернского исполкома от  04 1924г д Усть–Тулат, Средний Тулат  вошла в состав Покровской волости. В годы коллективизации в деревне Тулат было образовано 2 колхоза: Просвет 14 03 1931г и Урмары 24 05 1931г, на хуторе Тулат образован колхоз Власть советов в 1932г, Среднем Тулате-колхоз Зеленая дубрава.28.05 1931г. Все эти колхозы обслуживала Комсомольская МТС , находившаяся в Еловке.  Но большей частью поля обрабатывали конями. Был свой сельсовет, в котором было 179 хозяйств и жило 904 человека. В  колхозе были фермы коровник, свинарники, выращивали овец. Выращивали овес, ячмень, пшеницу, рожь.

5 чтец: Помню домик стоял на пригорке

Под высокой березой в тени

Здесь встречали мы ясные зорьки, вспоминали ушедшие дни

Как ходили мы в лес за грибами, собирали малину в лесу

Как варенье варила нам мама, как купались в любимом пруду

Под горой протекала речка, а над речкой били ключи

Ранним утром дымили печки и в березах галдели грачи

2 вед: Но началась война. Почти все мужское население ушло на фронт.

6 чтец: Отсюда ушел на фронт Герой Советского Союза Лапенков Иван Адамович, который приехал в деревню в 1927г, когда ему было 15лет.Сначала  пас кулацких лошадей, потом вступил в Усть-Тулатский ТОЗ(товарищество по обработке земли). Здесь вступил в колхоз, стал комсомольцем. Отсюда ушел служить в ряды РККА, в снайперской школе учился участвовал в составе 91 стрелковой дивизии в войне с финами на Карельском фронте, вступил в компартию, а   в  составе своей дивизии отправлен на Северо-западный фронт. В 1944 г в битве за Днепр совершил подвиг, за который получил Звание Героя Советского Союза.

1 вед:В деревне остались женщины и дети, которые заменили мужчин на лесозаготовке, на поле. В те годы сводки с полей напоминали фронтовые. Вот заметка из районной газеты  за 1943г.

7 чтец:  «Прославились на уборке урожая женщины из колхоза «Урмалы» (д Усть-Тулат) Т А Алексеева, В.С.Лопатина, А П Замятина, Е С Дмитриева, У М Алексеева. Они за день срезали серпом   0,3 га зерновых, при норме 0,2га. Рабочий день женщин начинался с восходом солнца и заканчивался на закате. Колхоз Урмалы одним из первых в районе завершил уборку урожая и рассчитался с хлебопоставками, сдав сотни пудов зерна сверх плана.

2 вед: Жители деревни как весь народ, героически работали в тылу, чтобы приблизить победу. Многие из них награждены медалями за трудовую доблесть в годы Великой Отечественной войны.

1 вед: После войны деревня продолжала жить. Растили хлеб, работали фермы, было 2 пасеки. После работы мужчины ходили на рыбалку, а зимой и осенью охотились.

2 вед: Русаков Григорий  Захарович был заядлый охотник, колхоз его освобождал от работы и отправлял его на несколько месяцев на промысел.  Был магазин, в котором работал, Марков Павел Захарович, Фискова Мария,  Кузмин,  медпункт, 4-летняя школа, по окончанию которой детей возили в Лапшиху,  где дети жили неделю в интернате, а на выходные приезжали домой. Детей возили на тракторе, так как очень плохая дорога была.

Работал клуб, куда ходила молодежь, танцевала,  пела песни. Часто привозили киномеханики из Лапшихи Романов Георгий, Ерошенко Леонид, и тогда в клуб приходила почти вся деревня. Кино для тулатцев было, как праздник

1 чтец:Гвоздева Галина Андреевна вспоминала: «Как пели в деревне. Всеи мужчины и женщины пели хорошо. Обычно запевалами былиМихасов дядя Вася, мой дядя Русаков Михали Антонович, мой отец Русаков Андрей Антонович и  дед Русаков Григорий Захарович, им подпевали все женщины.   На работу едут, поют, а мы слышим, что они на работу поехали, с работы едут поют- значит возвращаются.И мы, дети, ждем их, готовим ужин, загоняем скот, убираемся дома, топим баню». Одной из самых любимых песен моих родных была песня из кинофильма «Дело было в Пенькове»

Кадр из к-ф «Дело было в Пенькове»

2 чтец: Пока взрослые заняты хозяйством, мы дети тоже не бездельничали: собирали ягоду. Её вдоволь росло вокруг. Калина, смородина, кислица, черёмуха, боярышник, шиповник, клубника… Ягоду в основном сушили, так как сахар был очень дорогой. А потом с ней пекли пироги. Самые вкусные получались с калиной, которую сначала долго томили в печи. В округе росло много черемши, и мы  её рвали.  Много  рвали, мешками домой приносили, пекли пироги и солили. А какие грибные места здесь были!- рассказывала Гвоздева Г А

3 чтец:.Василий Михайлович Михасов рассказывал: «А жили как? Все жили очень дружно.Весело, трудно, но весело. Праздники справляли всем колхозом. Самым любимым праздником была Троица. В проулке ставили столы, все приносили продукты, кто что может, пасечники приносили медовуху, колхоз резал кабана. Три дня праздновали, пели песни, плясали, а потом снова работа. Обычаем были и складчины.часто собирались несколько семейто в одном доме, то в другом по очереди и отмечали праздники».

4 чтец: А какая у нас вкусная была вода в колодцахДо сих пор помню, как жена плакала и просила воды из колодца попить на дорожку, когда мы уезжали из Тулата.  Была б моя воля, я и сейчас бы жил в Тулате. Сердцем я прикипел к нему. Это же моя родина. Мы, «бывшие жители Тулата» и дети наши часто  ездили туда: на кладбище, на речки Тулатку и Белую порыбачить, в лес за грибами и просто  еще раз посмотреть родные места, попить воды из колодца, что был когда-то у нашего дома».

1 вед: Председателями колхоза были Хуторов, Алексеев. В медпункте работала Авдеева,Хуторова,  Клыкова Оксана Евтуфьевна, фельдшер Боев, Михасова А М, учителями были  Хуторова Н С, Савосина Мария Сергеевна, Матвеенко Таисия Петровна, Анисимов Александр Андреевич, учителем работали здесь и Шкуратова Е Н.в 60 е годы управляющим отделением были Фисков…, Замятин Владимир Петрович.

Песня деревенька

2 вед: С 1966 года вводится практика снятия исчезнувших населенных пунктов с административно-территориального учета, которое подкреплялось соответствующим решением райисполкома. В результате укрупнения хозяйств деревня начала умирать, люди семьями покидали эти края

5 чтец: .Так 29. 09. 1966 г решением Ачинского райисполкома сняты с учета 12деревень, в том числе и Усть-Тулат, который стал отделением Лапшихи. Здесь была откормочная ферма. Жители деревни стали уезжать: кто в Лапшиху, кто в М Ивановку или Ачинск.12 марта 1973 года исчезла деревня Ср Тулат.16 декабря 1982г Тулат.

6 чтец: Тоска покинутых деревень"

Стоят деревушки забытые,

Не топятся печки — хозяюшки,

Крест-накрест ставни забитые,

Не светятся в форточках лампочки.

Лишь только зима позаботится,

Укроет снегами глубокими,

Глядеть ей в окошки приходится,

Встречаться в метель с одинокими.

Вспоминают дома журавлиный крик,

Как на крыльях тепло возвращается,

Как открыло солнце яркий лик,

И на стёклах лучом отражается.

2 вед: Таким образом,  в деревне остались несколько жителей : Ивановы и Пчелкины, бывшие жители Мамоновы держали дачу, приезжали сюда отдохнуть, порыбачить и другие бывшие тулатцы. В пустующих домах часто останавливались охотники.

7 чтец:  По данным переписей  населения 1989 г-37человек, 2002г- 30ч 2010-3ч .Гендерный состав: По данным Всероссийской переписи населения 2010 года 1 мужчина и 2 женщины из 3 чел

1 вед:. Но пожар 2010 года не оставил ничего в деревне. Только выжженные  и разломанные остатки домов, полуобгорелые печки – которые напоминают нам о том, что здесь когда-то была деревня Усть-Тулат.

2 вед:- 10 06 2010 в соответствии с уставом Красноярского края ст 103,  и законом кр края об административно-территориальном устройстве кр края д сть-тулат перестала существовать

1 вед: осталось  от деревни – кладбище, куда иногда приезжают дети и внуки проповедовать своих предков.

1 чтец: На берегу лесной речушки под нежно-грустный шепот вод

Березки, с детских лет подружки, печальный водят хоровод

Вокруг заброшенной деревни, вокруг забытых изб-калек.

От дней, давно минувших, тени свой горький доживают век.

Дворы съедает мелколесье, на огородах – иван-чай,

И причитают ветром веси: «Прости, деревня, и прощай!»

2 вед: Наши предки любовно, со знанием дела выбирали места своего поселения. Потому маленькие деревеньки стояли на красивых, защищенных от холодных ветров местах. Каждое название, из несуществующих населенных пунктов, звучит, словно народная музыка, указывает на особые приметы тех мест, где стояла деревенька. Сколько с ними связано было судеб крестьян, сколько радости и забот. Они вычеркнуты из списка живых. Мы считаем, что район стал без них гораздо беднее. На месте многих и многих деревень – одни разрушенные фундаменты, поросшие бурьяном и крапивой. Исчезнувшие деревни - сколько их! Ведь они, как и люди, ждут своего часа, чтобы вспомнили о них добрым словом...

Видео песни «Слеза скатилась»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История уходящих деревень

проект по краеведению...

урок "Расселение.Жители городов и деревень"

Урок изучения нового материала по теме «Расселение. Жители городов и деревень». На уроке формируются  ключевые компетентности I уровня: информационная (аспекты: извлечение первичной информа...

методическая разработка по истории Удмуртии по теме "Хозяйство села Кулиги и близлежащих деревень в прошлом"

Слово "кулига" означает невысокую гору, возвышенную местность, а так как село находится на высокой горе, то отсюда и происходит его название. С удмуртского же ...

«Летопись сибирских деревень»

Областная краеведческая конференция...

История уходящих деревень. Лутовка

Исследовательский проект по истории и краеведению Ломако Анастасии...

Музей исчезнувших деревень.Проект

Исчезновение деревень (малых сельских поселений) – один из масштабных общероссийских социокультурных процессов, начавшийся в 1960-х годов и продолжающимся в настоящее время. Давно ставшее темой художе...