урок "Расселение.Жители городов и деревень"
методическая разработка по географии (10 класс) по теме
Урок изучения нового материала по теме «Расселение. Жители городов и деревень». На уроке формируются ключевые компетентности I уровня: информационная (аспекты: извлечение первичной информации, обработка информации) и коммуникативная (аспекты: продуктивная групповая коммуникация, публичное выступление).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
municipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc | 272 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ТЕМЕ
«Расселение. Жители городов и деревень»
10 класс
Учитель: Хабарова Надежда Васильевна
Бийск 2012
Тема: Расселение: Жители городов и деревень
Тип урока: Изучение нового материала
Цель: Продолжить формирование у школьников представлений и знаний о населении мира
Задачи урока:
Образовательные:Выяснить причины, определившие современное размещение население мира. Сформировать представление о городских и сельских поселениях как основных формах расселения; рассмотреть урбанизацию как всемирный процесс; выявить общие черты урбанизации и рассмотреть примеры их проявления; познакомить с уровнем и темпами урбанизации в разных странах и регионах; рассмотреть проблемы урбанизации; продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации со средствами ИКТ, извлекая необходимые знания из ресурсов ЕК, Интернета
Развивающие: Развивать умения анализировать статистические данные; развивать интерес к предмету, совершенствовать коммуникативные умения и навыки учащихся, умения выступать перед аудиторией, умения и навыки работать с цифровыми образовательными ресурсами, извлекать из них нужную информацию
Воспитательные: Повысить уровень информационной культуры; расширять кругозор учащихся.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют,/приобретут,/закрепят/др. ученики в ходе урока
Знать/понимать: Основные географические понятия и термины: урбанизация, субурбанизация, ложная урбанизация, агломерация, мегалополис, городской взрыв
Уметь: Работать с картографическим материалом, со статистическими данными, анализировать диаграммы, графики, выполнять практическую работу
Необходимое оборудование и материалы: Презентация Microsoft Power Point, http://interneturok.ru/ru/school/geografy/10-klass/2, http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000c51-1000-4ddd-517d-3600483aebf5/05-video.htm видеомузыкальный фрагмент «Снимки городов мира из космоса,контурные карты, атласы, инструкционные карты, учебник Ю.Н.Гладкого,В.В.Николиной «География Современный мир»; настенная карта «Политическая карта мира».
Мотивация учащихся: данные ресурсы позволяют повысить мотивацию учащихся к изучению предмета, усиливает динамику урока, позволяют завоевать внимание учеников, дают возможность учащемуся реализовать себя, создают ситуацию успеха
Ход урока:
Вступление
Учитель. Мы продолжаем изучение темы «Население Земли» На предыдущем уроке мы рассматривали тему «Этническая и языковая мозаика»Одним из критериев выделения народа считается общность территории. Что повлияло на современное размещения народов на данной территории, Где предпочитают жить люди - в городе или деревне? Как различаются города и сельские поселения? Что такое урбанизация? На эти вопросы и другие найдем ответ на сегодняшним уроке: «Расселение: Жители городов и деревень».
Разъясняет учащимся форму работы на уроке – самостоятельное изучение темы в ходе работы с различными источниками (ресурсами). Учащиеся приступают к работе, получают инструкционные карты.
Инструкционные карты по теме: “Расселение: жители городов и деревень ”
КАРТА №1 (группа №1)
Цель: Выявить причины, определившие современное размещение населения мира
Задание: 1.Прочитать текст в учебнике Ю.Н.Гладкий, В.В.Николина стр.61
2.Выписать среднюю плотность населения Земли (45 чел./км.кв)
3. Рассмотреть карту атласа «Плотность населения». Определить плотность населения Зарубежной Европы, Зарубежной Азии, Северной Америки, Австралии, Африки. Сделать вывод о размещении населения в данных регионах.
4.Проанализировать таблицу №1. Какие причины повлияли на то, что одни страны имеют самую высокую плотность населения, а в других – самая низкая плотность населения.
5.Выписать факторы, объясняющие неравномерность размещения населения на Земле
1. природный 2. исторический - особенности заселения суши 3.демографическая ситуация, режим воспроизводства населения 4.социально-экономический
6.Почему роль природных условий в размещении населения постепенно ослабевает? ( С развитием производительных сил общества человек получил возможность осваивать новые территории. Это и леса, и болота, и засушливые участки, и зона вечной мерзлоты. Освоение территорий повлекло за собой расселение на них людей. Современный уровень развития науки и техники позволяет людям развивать промышленное и сельскохозяйственное производство в регионах, ранее необжитых, строить новые города и транспортные пути).
7. Для какого региона мира характерно размещение большой доли населения в высокогорном поясе?( Для Южной Америки. В высокогорном поясе Анд (выше 2000 м) проживает 11 % всего населения региона)
Карта №2(группа№2)
Цель: Познакомиться с понятием урбанизация и ее общими чертами, с уровнями темпами и формами урбанизации
Задание:
1.Просмотреть фрагмент киноурока. http://interneturok.ru/ru/school/geografy/10-klass/2) Ответить на вопросы: Когда возникли первые города? Что такое урбанизация? Какие общие черты имеет урбанизация? Как разделяют страны по уровню урбанизации?
2.Прочитайте текст учебника Гладкого Ю.Н.,Николиной В.В. стр. 61 и выпишите определения понятий агломерация, мегаполис.
3. Выпишите в тетрадь названия крупнейших мегаполисов, найдите их на карте № 14 атласа.
4.Проверьте друг друга.
5.Выявите взаимосвязь между темпами и уровнями урбанизации. Выводы запишите в тетрадь.
Развитые страны | Развивающиеся страны |
Доля городского населения | Медленный рост | Быстрый рост (рост населения городов опережает реальное развитие городов) |
Уровень урбанизации | Высокий | низкий |
Темпы урбанизации | низкие | Высокие (трущобная урбанизация |
Темпы урбанизации зависят от ее уровня, чем выше уровень урбанизации, тем ниже ее темпы и наоборот, чем ниже уровень урбанизации, тем выше В экономически развитых странах доля городского населения растет медленно, в развивающихся странах городское население быстро увеличивается, а уровень урбанизации более низкий. Рост населения городов в этих регионах опережает их реальное развитие. Он происходит благодаря постоянному «выталкиванию» избыточного сельского населения в города, неимущее население обычно селится на окраине больших городов, где возникают пояса нищеты, трущоб, т.е. «трущобная урбанизация» (Бидонвилль в Африке, Фавелы в Бразилии, Геджекон-ду в Турции). http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore
Релаксация: (видеомузыкальный фрагмент «Снимки городов мира из космоса») http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore
Карта №3(группа №3)
Цель: Выявить признаки, лежащие в основе классификации городов
Задания:
1.Проанализировать тексты с описанием города.
2.К каким городам по численности населения относится город?
3.Какие функции выполняет город? Какая основная функция?
Функции современных городов:
- промышленные;
- культурные;
- научные;
- административные;
- транспортные.
Большинство городов – многофункциональны
Карта №4(группа №4)
Цель: Изучить формы сельского расселения.
Задания:
1.Проанализируйте диаграмму «Городское и сельское население мира». Какой можно сделать вывод?
2. Используя текст учебника Гладкого Ю.Н.,Николиной В.В. стр. 62-63 заполните схему:
2.Проверь свои ответы по схеме.
Ключ к проверке:
Закрепление пройденного материала
Цель: Проверить качество и прочность полученных знаний.
1.Закончите определение: "Урбанизация — это ..." (выбрать верную строку):
а) форма размещения населения;
б) рост городов и доли городского населения, усиление значения городов и распространение городского образа жизни.
2. Какие основные принципы заложены при разделении поселений на городские и сельские?
а) численность населения (людность);
б) функции поселений,
в) возраст жителей.
3. Найдите правильный ответ среди предложенных вариантов:
а) доля городского населения в мире в настоящее время не превышает 30%;
б) в настоящее время в городах проживает 49% населения планеты;
в) в городских поселениях мира сосредоточено более 9%, населения мира.
4. Максимальная доля городского населения характерна для группы стран
а) Кувейт, Израиль, Уругвай
б) Эфиопия, Камбоджа, Непал.
5. Закончите фразу: "Ложная" урбанизация — это ..." (выбрать верную строку)
а) переезд части обеспеченного населения в пригороды;
б) рост городов с образованием в них трущобных районов в группе развивающихся стран;
в) урбанизация в нефтедобывающих странах.
6. Самая большая агломерация мира (выбери верную строку):
а) Нью-Йорк
б) Токио,
в) Сан-Паулу.
7. Темпы роста городского населения самые высокие в:
а) Зарубежной Азии;
б) Зарубежной Европе.
Критерии оценки
“5” - 7 баллов.
“4” - 6-5 баллов.
“3” - 4 балла.
“2” - 3 и менее баллов.
Инструктаж домашнего задания
Цель: Закрепить полученные знания, обобщить изученный материал.
Задание: Обязательное для всех.
Повторить записи в тетрадях или прочитать 14 учебника
На к/к нанести крупнейшие мегалополисы мира,5 стран высокоурбанизированных и 5 стран низкоурбанизированных
творческое задание: написать эссе «Урбанизация – благо или зло для человечества»
Рефлексия
Цель: Оценить свою работу на уроке.
Задание: Выберите тот ответ, что наиболее объективно отражает вашу работу на уровне (на смайлике ).
Урок понравился, я был максимально активен, все усвоил.
Урок понравился, я старался выполнить все задания.
Некоторые задания были сложны для меня.
Разместите своих смайликов в городском доме или в деревенском (где бы вы хотели жить)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История уходящих деревень
проект по краеведению...
История создания памятника землякам в ВОв деревень Туендата и Верх-Куендата.
Исследовательская работа по созданию памятника....
методическая разработка по истории Удмуртии по теме "Хозяйство села Кулиги и близлежащих деревень в прошлом"
Слово "кулига" означает невысокую гору, возвышенную местность, а так как село находится на высокой горе, то отсюда и происходит его название. С удмуртского же ...
«Летопись сибирских деревень»
Областная краеведческая конференция...
История уходящих деревень. Лутовка
Исследовательский проект по истории и краеведению Ломако Анастасии...
Музей исчезнувших деревень.Проект
Исчезновение деревень (малых сельских поселений) – один из масштабных общероссийских социокультурных процессов, начавшийся в 1960-х годов и продолжающимся в настоящее время. Давно ставшее темой художе...
Конспект урока по русскому языку на тему: «Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц»
Конспект урока по русскому языку для обучающихся с ОВЗ ...