«Турнир любителей головоломок»
методическая разработка

Баёва Наталья Владимировна

Многих из нас увлекают занимательные задачи и головоломки. Головоломка — непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня. Головоломки бывают разными: логические, интеллектуальные и стратегические; игры со словами, шахматной доской и геометрическими фигурами; кроссворды, ребусы и многое другое.  Мы подготовили для вас самые интересные задания, но вначале окунемся в историю головоломок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл golovolomki.docx324.29 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка мероприятия

«Турнир любителей головоломок»

Цели:

Развивающие:

- развивать аналитическое мышление воспитанниц;

- развивать коммуникативные способности воспитанниц;

- побудить воспитанниц  творчески, оригинально

подходить к решению поставленных задач;

-  развивать навыки творческой работы в группе.

 Образовательные:

- закрепить знания и умения по дисциплине математике;

Воспитательные:

-формировать чувство ответственности, умение создать в коллективе атмосферу взаимного доверия и сотрудничества, сплотить группу.

Ход мероприятия

 «Человек играет только тогда, когда

он в полном смысле слова человек, и

он бывает по-настоящему человеком

лишь тогда, когда играет»

Шиллер

Многих из нас увлекают занимательные задачи и головоломки. Головоломка — непростая задача, для

решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня. Головоломки бывают разными: логические, интеллектуальные и стратегические; игры со словами,

шахматной доской и геометрическими фигурами; кроссворды, ребусы и многое другое. Общепринятая классификация головоломок отсутствует, можно лишь условно разделить их на несколько групп. Сегодня мы проводим чемпионат любителей головоломок, который покажет нам самых умных, сметливых и расчетливых, самых эрудированных и сообразительных. Мы подготовили для вас самые интересные задания, но вначале окунемся в историю головоломок.

ИСТОРИЯ ГОЛОВОЛОМОК

Некоторые головоломки известны с глубокой древности. Оригинальные логические задачи находят на стенах египетских пирамид, в древнегреческих

манускриптах и в других исторических памятниках. Эпохой расцвета в средневековой истории головоломок можно считать конец IX века. Рост уровня образования и снижение религиозной нетерпимости к наукам привели к расширению круга любителей логических задач. В это время появилась и первая книга головоломок в Европе — сборник ирландского просветителя Алкуина «Задачи для развития молодого ума». Наиболее широкое распространение головоломки получили на рубеже XIX и XX веков, когда головоломки проникли во многие периодические издания и стали популярны среди широких слоев населения. Следующим толчком в развитии головоломок стало изобретение в 1974 году венгром Эрнё Рубиком знаменитого кубика, который стал не только игрушкой, но и объектом исследований математиков и инженеров. С тех пор по всему миру регулярно проводятся соревнования по скоростной сборке кубика. Современная индустрия головоломок стремительно развивается. Постоянно на рынке появляются новые игры, конструкции и издания, призванные держать интеллект человека в тонусе, развивать логику, тренировать нестандартное мышление и повышать интеллектуальный уровень в целом. С 1992 года проводятся чемпионаты мира по пазлспорту — интеллектуальному виду состязаний, в котором участники соревнуются в скоростном решении головоломок на бумаге.

ТУРНИР

Задачи и головоломки представляются на экране. Команды решают задачи и представляют жюри письменный вариант решения. В течение следующего тура жюри проверяет решение, выставляет балл и объявляет результат.

1 ТУР: СТАРИННЫЕ РУССКИЕ ЗАДАЧИ

1 задача

Скупой богач раздобыл 9 одинаковых монет, но, зная, что одна из них фальшивая и легче других, мучился до самой смерти, однако так и не додумался, как отличить, какая именно. Тем не менее даже самый начинающий мудрец, подумав, должен найти способ всего двумя взвешиваниями на весах без гирь определить фальшивую монету.

Решение

Разделить 9 монет на 3 группы по 3 монеты. Кладем по 3 монеты. Кладем по три монеты на чашки весов. Если весы в равновесии, то фальшивая монета в третьей кучке. Тогда берем две из трех монет и кладем их по одной на чашки. Если весы в равновесии, то легкая монета третья, если нет, то одна чашка поднимется - там фальшивая.

2 задача

У одного старика спросили сколько ему лет. Он сказал, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. Как это могло быть?

Решение

Он родился в високосный год 29 февраля.

3 задача

Идет один человек в другой город и проходит в день по 40 верст, а другой человек идет из другого города ему на встречу и проходит в день по 30 верст. Расстояние между городами 700 верст. Через сколько дней путники встретятся?

Решение

За один день путники сближаются на 30+40=70 верст. 700:70=10 дней Ответ: через 10 дней путники встретятся.

2 ТУР:  РЕБУСЫ

C:\Users\2_Otryad\Desktop\31374_ed66a326e3a32df9064fddf297246808.jpeg.jpg  Задача

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/31374_390d6012fecf63f37bba1f0e14e9837c.png.jpg Число


Вершина
https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/31374_4e2c8b54e28cc0873266e141b4c77d31.png.jpg

3 ТУР: ГОЛОВОЛОМКИ СО СПИЧКАМИ

1.  Переместите одну спичку так, чтобы равенство стало верным.

C:\Users\2_Otryad\Desktop\matches_01_01.jpg

Ответ: Головоломки, задачи, загадки, игры. Со спичками. Ответ на задание №1. Переместите одну спичку так, чтобы равенство стало верным.

2. Удалите две спички, чтобы равенство стало верным.


Ответ:
 Головоломки, задачи, загадки, игры. Со спичками. Ответ на задание №2. Удалите две спички, чтобы равенство стало верным.Головоломки, задачи, загадки, игры. Со спичками. Задание №2. Удалите две спички, чтобы равенство стало верным.

3. Соприкасающиеся друг с другом спички

6 спичек
Задание. 
Необходимо разместить 6 спичек так, чтобы каждая спичка соприкасалась с остальными пятью.

6 спичек-ОТВЕТ

4 ТУР: СООТВЕТСТВИЕ

На столе лежат в ряд фигуры: треугольник, ромб, круг и квадрат. Цвета этих фигур - зеленый, чёрный, синий, красный. Фигура красного цвета лежит между зеленой и синей. Справа от чёрной фигуры лежит ромб. Круг лежит правее треугольника и ромба, причем треугольник лежит не с краю. И, наконец, фигура синего цвета не лежит рядом с фигурой чёрного цвета. Какого цвета круг?

Правильный ответ: Круг синего цвета. Фигуры расположены в таком порядке: квадрат (черный), ромб (зеленый), треугольник (красный), круг (синий). 

5 ТУР: ШАРАДЫ

 Шарада - это загадка, составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждая из них представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное. Например: "кит + ель", "мышь + як", "вино + град", "пар + ус" и т.п. Разгадав каждую часть шарады и сложив эти части вместе, легко узнать задуманное слово. 

  1. Мой первый слог - на дереве,

Второй мой слог - союз.

А в целом я - материя,

И на костюм гожусь.

  1. Первое - нота.

Второе - тоже.

А в целом –

На горох похоже.

  1. Начало деревом зовётся,

Конец - читатели мои.

Здесь, в книге, целое найдётся,

И в каждой строчке есть они.

Правильные ответы: 1. сукно 2. фасоль 3. буквы 

6. Кроссворд

Picture backgroundC:\Users\2_Otryad\Desktop\hTzCzuHs-RU.jpg

По вертикале

  1. Берег 3.Удочка 4.Мороженное 6. Тень

По горизонтали:

  1. Гриб 4. Мяч  5. Костер 7. Гроза 8. Комар

 7 ТУР: МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФИЛВОРД

Математический филворд - это одна из разновидностей  венгерского сканворда. Эта головоломка давно стала популярной во всем в мире у тех кто любит тренировать свой мозг. Филворд развивает память , учит думать. На экране вы видите филворд. Вам нужно найти и записать, как можно слов на листочке. Слова могут быть расположены как вертикально, так и горизонтально или по диагонали, в любом направлении. Слова только соприкасаются друг с другом, но не пересекаются.

За три минуты вы должны составить, как можно больше слов.

с

в

о

й

с

т

в

о

п

р

и

з

к

ч

о

т

в

к

а

н

а

п

е

а

ы

с

о

т

м

и

р

с

д

е

м

а

е

т

р

и

и

и

с

с

е

к

т

р

а

б

п

е

е

н

д

и

н

н

а

р

п

л

у

к

а

о

н

и

е

я

р

о

о

р

а

в

о

н

с

в

т

л

ь

н

и

к

о

т

с

о

г

а

в

е

н

с

р

е

у

р

у

г

о

л

т

а

м

е

р

о

е

т

  1. Признак
  2. Треугольник
  3. Равенство
  4. Медиана
  5. Высота
  6. Перпендикуляр
  7. Основание
  8. Теорема
  9. Свойства
  10. Сторона
  11. Биссектриса
  12. Точка
  13. Угол
  14. Периметр

Подведение итогов. Награждение победителей. Вручение призов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Турнир любителей словесности "Творческий дебют"(8-9 класс)

В ходе занятия обучающиеся попробуют создать собственные произведения в жанре хокку, вспомнят пословицы и поговорки русского народа, обогатят свой словарный запас....

Внеклассное мероприятие по информатике и ИКТ "Турнир любителей информатики"

План проведения:Вступительное слово учителяСценкаКонкурсы:ребусыкроссвордзашифрованные слова в приведенном текстеКонкурс капитанов – расшифровать текст, при помощи сеткиугадай фамилию (с элементами иг...

Методическая разработка игры по литературе «Турнир любителей изящной словесности»

Цель игры - заинтересовать детей чтением классической литературы....

В мире головоломок

В мире головоломок - презентация для внеклассного мероприятия в рамках Недели математики...

Рабочая программа спецкурса "Магазин головоломок"

Рабочая программа спецкурса "Магазин головоломок". Предназначенна для развития познавательных способностей воспитанников. Составлена и разработана на базе программ Холодовой О.А, Керова Г.В, Мищенково...

Мастер-класс "Создание головоломок по МХК"

Мастер-класс ставит перед собой цель: познакомить педагогов и обучающихся со способом создания головоломок по МХК и следующие задачи: развитие творческого и логического мышления участников мастер-клас...

Турнир любителей математики. Внеклассное мероприятие.

В увлекательной форме расширить и углубить знания, полученные на уроках математики, показать их широкое использование в жизни, пробудить в учащихся стремление к творчеству, помочь им это творчество пр...