Мастер-класс "Создание головоломок по МХК"
материал по мхк на тему
Мастер-класс ставит перед собой цель: познакомить педагогов и обучающихся со способом создания головоломок по МХК и следующие задачи: развитие творческого и логического мышления участников мастер-класса;показать, как с помощью головоломки можно в интересной форме организовывать внеурочную деятельность по МХК, а также закреплять различный материал по изученным темам по МХК; вызвать интерес к предмету МХК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_po_sozdaniyu_golovolomok_po_mhk.docx | 1014.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Создание головоломок по МХК»
Автор: Учитель мировой художественной культуры Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Котельниковская средняя общеобразовательная школа №3» Бастракова Наталья Евгеньевна
Цель: познакомить педагогов и обучающихся со способом создания головоломок по МХК.
Задачи:
- развитие творческого и логического мышления участников мастер-класса
-показать, как с помощью головоломки, можно в интересной форме организовывать внеурочную деятельность МХК, а также закреплять изученный материал по различным темам по МХК.
-вызвать интерес к предмету МХК.
Инструкция:
Вариант1:
Участники мастер-класса делятся на 2, либо 4,5 команд (по усмотрению педагога-ведущего и имеющемуся количеству комплектов-заданий), придумывают название команды, записывают его на листе для ответов, выданного педагогом-ведущим. Каждая команда получает одинаковый комплект с заданиями головоломки.. Педагог –ведущий объясняет правила, описанные на странице 2. На задание отводится определенное время, установленное педагогом-ведущим (от 10 до 15 минут). По окончании установленного времени обе команды сдают комплекты и листы с ответами. Листы для ответов педагог-ведущий раздает заранее. Затем совместно с педагогом происходит проверка правильных ответов. Та команда, которая правильно ответила на большее количество заданий, побеждает.
«Различные стили и направления в искусстве»
Под каждым номером зашифрован определенный стиль в искусстве. Каждая черная точка обозначает букву, картинка – слово в составе названия стиля. Например,
. . .
Перед нами изображение куба, значит, данное слово начинается «Куб» , далее мы видим 3 жирные черные точки, значит, в названии данного стиля искусства еще 3 буквы. Теперь необходимо догадаться, что это за стиль, направление в искусстве. Если возникают затруднения, можно воспользоваться первым прилагаемым списком-подсказкой с описанием различных стилей в искусстве без их названия и найти в нем правильный ответ, но в этом случае у команды вычитается из будущих заработанных баллов -5 баллов. Если вновь возникают затруднения с правильными ответами, то можно воспользоваться вторым списком-подсказкой с названиями и описанием стилей, но у команды уже вычитается 10 баллов из будущих заработанных баллов. В некоторых случаях буква Ё равняется буква Е. В данном случае зашифровано авангардное направление в живописи 20 века – кубизм. Попробуйте отгадать остальные зашифрованные стили и направления в искусстве.
Желаем удачи!!!
Догадайтесь, о каком стиле или направлении в искусстве идет речь?
- Культура Нового времени. (17-18 века, Эпоха Просвещения).
1. ….
2. …..
3.
Культура новейшего времени (20 век).
4. ..
5. .. …..
6. … …..
7. ….
8. …..
9. .. ……
10. ..
Список - подсказка №1
(Описание направлений и стилей в искусстве, представленных в головоломке. Порядок описания стилей и направлений в искусстве не совпадает с порядком зашифрованных стилей и направлений в искусстве).
1. Идейно-художественное направление в культуре конца XVIII — 1-й половины XIX вв. Возник он как ответ на царившее в Европе разочарование в идеалах Великой французской революции 1789-1794 гг., Просвещения и буржуазных ценностей. Возник в Германии, в литературно-философских кругах «йенской школы» (братья Шлегель и др.). Яркие представители направления – Ф. Шеллинг, братья Гримм, Гофман, Г. Гейне. В Англии новые идеи восприняли В. Скотт, Дж. Китс, Шелли, У. Блейк. Самым ярким представителем направления стал Дж. Байрон. Его творчество оказало большое влияние на распространение направления, в том числе в России. Популярность его «Путешествия Чайльд-Гарольда» привела к возникновению явления «байронизм» (Печорин в «Герое нашего времени» М. Лермонтова). - https://elhow.ru
2.Стиль в архитектуре и искусстве трёх первых десятилетий XIX в., завершающий эволюцию классицизма. Ориентируясь на образцы античного искусства, он преимущественно опирался на художественное наследие архаичной Греции и императорского Рима, черпаяиз него мотивы для воплощения величеств, мощи: монументальные массивные портики (главным образом, дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторскиесвязки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.). Стиль впитал в себя также отдельныедревнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен ипилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п.)
3. Направление в европейской живописи XVII—XIX веков. Он вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения.
Стиль помогал компоновке объектов в художественном образовании, воплощал в себе традиции античного искусства, в которых идеализирован образ натуры, компенсируя при этом норму красоты.
К представителям стиля относят Жана Энгра, Александра Кабанеля, Уильяма Бугро, Шарля Барга во Франции, Луиджи Муссини в Италии, Фёдора Бруни, Александра Иванова, Карла Брюллова в России.
Для русского …………. первой половины XIX века характерны возвышенная тематика, высокий метафорический стиль, многоплановость, многофигурность и помпезность. Были популярны библейские сюжеты, салонные пейзажи и парадные портреты. При сюжетной ограниченности тематики картин работы представителей стиля отличались высоким техническим мастерством.
4. «Причудливый», «странный», «склонный к излишествам» стиль, появился в эпоху Позднего Возрождения, в конце XVI — начале XVII веков в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху стиля принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Стиль противостоял классицизму и рационализму.
5. Термин, применяемый в российском искусствоведении для обозначения художественных явлений последней трети XIX и XX века, которым присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма (в музыке — также и эпохи барокко). В зарубежном искусствоведении стиль называют классицизм в архитектуре и изобразительном искусстве второй половины XVIII — первой трети XIX веков, в отличие от классицизма более раннего периода[1].
6. Стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами стиля являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.
7. Художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII—XIX вв. В основе стиля лежат идеи рационализма, нашедшие яркое выражение в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения стиля, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для данного стиля представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика стиля придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Стиль устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.
8. Стиль и метод в искусстве и литературе, а также философская доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.
9.Художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последней декаде XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны). Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.
Стиль стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siècle» (букв. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil).
10. Одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру. Представители течения стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под этим термином подразумевается направление в живописи (но это, прежде всего, группа методов), хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке, где стили также выступал в определённом наборе методов и приёмов создания литературных и музыкальных произведений, в которых авторы стремились передать жизнь в чувственной, непосредственной форме, как отражение своих впечатлений. Этот термин возник с лёгкой руки критика журнала «Le Charivari» Луи Леруа
Список - подсказка №2
(Названия некоторых направлений и стилей в искусстве. Все, стили и направления в искусстве, представленные в головоломке в списке встречаются).
Фовизм, Футуризм, Поп-арт, конструктивизм, сюрреализм, модерн, реализм, барокко, рококо, неоклассицизм, импрессионизм, академизм, романтизм, классицизм, ампир.
Правильные ответы:
- Барокко.
- Классицизм
- Рококо
- Ампир
- Академизм
- Неоклассицизм
- Романтизм
- Реализм
- Импрессионизм
- Модерн
После того, как подведены итоги, мастер-класс продолжается.
Вариант1: Каждой команде предоставляется ноутбук с выходом в интернет,разрешается выход в интернет, используя собственные технические средства (телефоны, планшеты). Класс оборудован мультимедийным экраном с проектором. Командам дается задание: составить аналогичную головоломку на тему: « Авангардные направления в живописи 20 века». Члены команды распределяют обязанности: вспоминают, либо находят в интернете авангардные направления в живописи, придумывают головоломки, ищут изображения в интернете). На задание отводится 20 минут. Затем каждая команда скидывает электронную версию на USB –носитель ведущего педагога и представляет свою работу.
Вариант 2: Каждой команде предоставляется лист формата А3, разрешается выход в интернет со своих собственных технических средств. Дается задание составить аналогичную головоломку на тему «Авангардные направления в живописи 20 века», но работа будет представлена на листе формата А3, изображения будут нарисованы участниками.
Таким образом, можно дать придумать головоломку по МХК на различные темы: «Значительные тенденции модернизма», а это модерн, экспрессионизм, фовизм, кубизм,футуризм, дадаизм, сюрреализм, постимпрессионизм, неоимпрессионизм.
Создание головоломки поможет развить воображение, узнать новое о стилях искусства, либо о той теме, на которую задана головоломка, закрепить полученные знания. Например, при шифровании слова «Футуризм» у участников могут возникнуть разные варианты: кто-то может предложить изобразить свалку и проходящего мимо человека, затыкающего нос от неприятного запаха, что в расшифровке будет означать «фу», также можно изобразить турагенство и человека, покупающего тур, что в расшифровке будет означать «тур», кто-то может предложить изобразить туризм.
Головоломку на определенную тему можно использовать и как домашнее задание одному человеку или группе, причем при шифровании загаданных слов можно дать еще одно интересное задание: сделать и использовать свои собственные фото. Например, при расшифровке слова «символизм», можно сфотографировать календарик с изображением петуха и обязательным указанием года, в расшифровке это будет означать «символ», ведь –петух –символ 2017 года, также и при расшифровке слова «футуризм» можно сделать фото на тему «Туризм»,фото на тему неприятного запаха, что будет означать «фу» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В мире головоломок
В мире головоломок - презентация для внеклассного мероприятия в рамках Недели математики...
Рабочая программа спецкурса "Магазин головоломок"
Рабочая программа спецкурса "Магазин головоломок". Предназначенна для развития познавательных способностей воспитанников. Составлена и разработана на базе программ Холодовой О.А, Керова Г.В, Мищенково...
Учебный курс "В мире чисел, задач и головоломок"
Тема занятия: Как возникло слово «математика». Счет у первобытных людей....
Мини-книжка «Мир Головоломок»
Головоломки — одни из самых интересных игр, требующих проявить находчивость, сообразительность, оригинальность мышления и умения критически оценить условия или постановку вопроса....
Решение головоломок 2 класс
решение...
Серия компактных магнитных головоломок
Представляем линейку магнитных головоломок компактного размера в виде книжек.• Магнитная головоломка «Ледоход» – арт. 03528• Магнитная головоломка «Тропи...
Создание головоломок по МХК
рекомендации к творческому подходу для выполнения заданий...