Воспитательный час «Скажем НЕТ словам-паразитам»
классный час
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области Семейный центр помощи семье и детям «Пушкинский»
Воспитательный час «Скажем НЕТ словам-паразитам»
Воспитатель: Суюндикова Загира Алибиевна
Цель: создать условия для привлечения внимания воспитанников к культуре общения как составной части нравственного облика человека.
Задачи :
Предметные: создать условия для ознакомления учащихся с понятием «слова-паразиты»; познакомить с губительным воздействием слов-паразитов.
Метапредметные:
Регулятивные: научатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: научатся анализировать собственную работу; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Коммуникативные: научатся участвовать в совместной работе; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Личностные : научатся оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Материально-техническое обеспечение: ноутбук, проектор, экран, презентация, ручки, карандаши, бумага.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnyy_chas_skazhem_net_slovam-parazitam.docx | 413.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области Семейный центр помощи семье и детям «Пушкинский»
Воспитательный час «Скажем НЕТ словам-паразитам»
Воспитатель: Суюндикова Загира Алибиевна
Цель: создать условия для привлечения внимания воспитанников к культуре общения как составной части нравственного облика человека.
Задачи :
Предметные: создать условия для ознакомления учащихся с понятием «слова-паразиты»; познакомить с губительным воздействием слов-паразитов.
Метапредметные:
Регулятивные: научатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: научатся анализировать собственную работу; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Коммуникативные: научатся участвовать в совместной работе; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Личностные : научатся оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Материально-техническое обеспечение: ноутбук, проектор, экран, презентация, ручки, карандаши, бумага.
Сценарий занятия:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня я у вас проведу внеурочное занятие.
Нашу встречу мне хотелось бы начать со строк, автором которых является Вадим Шефнер.
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести,
Словом можно продать и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
- О чем данное стихотворение? (О слове. Карточка «слово» вывешивается на доске)
- Для того, чтобы узнать тему нашего занятия, составьте из букв слово:
п, р, а, з, ы, а, т, и (паразиты)
- Какова тема нашего занятия?
- Как вы думайте, чему мы должны будем научиться?
- Ход занятия.
а) беседа о словах-паразитах
- Что же такое слова-паразиты? (Ответы детей)
- «Слова-паразиты» - это лишние слова, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает.
- Послушайте отрывок из стихотворения и найдите в нем лишние слова:
Вы, это самое, того,
Когда вы говорите,
То, значит, это, как его,
Ну, в общем, не тяните.
Вот, это значит, так сказать,
Что мне хотелось вам сказать...
- Некоторые из этих слов употребляются множеством людей. О том, что человек имеет привычку произносить слова-паразиты, можно говорить лишь тогда, когда одно и то же слово он вставляет практически в каждое предложение.
- Как вы считаете, к какому человеку очень часто привязываются «лишние- слова»? (Ответы детей)
- Слова-паразиты прицепляются обычно к тому человеку, который часто делает заминки в речи, не может быстро подобрать нужное слово. Также считается, что привычка произносить слова-паразиты - это удел людей с маленьким словарным запасом. Но я бы с этим поспорила. Мы знаем людей с богатейшим словарным запасом, имеющих привычку вставлять в свою речь слова-паразиты.
- Ребята, а как вы думаете, засоряют ли нашу речь слова-паразиты? (Ответы детей)
- Слова-паразиты засоряют нашу речь, делают ее непонятной и раздражают собеседника. Как вы думайте, что нужно делать, чтобы избавиться от слов-паразитов в своей речи? (больше читать, обогащать свой словарный запас, наказывать себя, то есть, за каждое произнесенное слово выполнить несколько приседаний, записывать себя на диктофон, затем прослушивать и т.д).
б) игра «Опиши и покажи»
Попробуйте описать и изобразить человека, постоянно употребляющего «слова-паразиты».
в) Игра «Сыщик на опознании»
- К тебе привели на опознание несколько слов. Все они обозначают отрицательные качества или явления, но какие-то из них — слова-паразиты, а какие-то — полезные. Опознай друзей Лексикона.
Туфтá, суета, беспокойный, беспонтóвый, лажóвый, лживый, неприкóльный, отстóйный, недостойный.
- Вот тут, чтобы Лексикону помочь, нам следует запомнить: слова, которые обозначают отрицательные качества, — не плохие, а очень даже нужные! Они предупреждают, что в предмете, событии или характере человека есть неприятные стороны. И таких понятий в нашем языке не меньше, чем слов хвалебных и благодарственных.
Как отличить эти понятия? Очень просто. Они называют качество, противоположное хорошему, например:
красивый — уродливый;
добрый — злобный
г) Игра «Всё наоборот»
- Ты знаешь стихотворение Генриха Сапгира «Людоед и принцесса, или Всё наоборот»? Если нет, вместе с родителями найди и прочитай его. В этом стихотворении персонажи и вещи преображаются, когда автор меняет в их описании всего одно слово. Попробуй и ты создать описание «наоборот». Замени выделенные слова на слова с противоположным значением.
Стих про слово Бант из «Детских словарей»:
Однажды юный генерал
За трусость орден получил,
Да не простой, а с бáнтом,
Его стыдился он, с ним ходил
В парк слушать музыкантов.
Но как-то раз его жена,
Рукой неумолимой,
С груди его тот бант сняла
Для внученьки противной.
Слова для справок: старый, подвиг, он им гордился, любимой.
- Включение в систему знаний и повторение
а) работа по карточкам в группах
- Сейчас вы получите задания. По окончании игры мы выясним, у кого больше шансов избавиться от слов-паразитов в своей речи.
Задание. Запишите как можно больше слов, близких по значению к следующим словам-паразитам: значит (следовательно, то есть, допустим), понимаешь, шикарно (отлично, великолепно), да не вопрос (без проблем), короче (так, в общем), типа (например, как бы), ясно (понятно).
- Подведение итогов занятия.
- Ребята, о чем мы говорили с вами на занятии?
- Что вам больше всего понравилось?
- А теперь нарисуйте то, как вы видите слова-паразиты в своей речи и в речи своих друзей.
- Молодцы, ребята! Спасибо за занятие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация исследовательской работы по теме "Слова-паразиты в речи воспитанников Детского дома" выполненния Некрасовым Никитой 5 класс
Текстовый вариант презентации исследовательской работы воспитанника 5 класса "Б" МКОУ "Деский дом-школа№95" "Дом детства" по теме "Слова-паразиты в речи воспитанников детского дома"...
Презентация исследовательской работы по теме "Слова-паразиты в речи воспитанников Детского дома", выполненния Некрасовым Никитой 5 класс
Слайдовая презентация исследовательской работы по теме "Слова-паразиты в речи воспитанников Детского дома", выполненния Некрасовым Никитой 5 класс "Б" МКОУ "Детский дом-школа №95" "Дом детства" г. Нов...
ход урока по теме "Слова-паразиты в речи молодежи"
Данный материал представляет собой подробный ход урока на тему "Слова-паразиты вречи молодежи". "Слосромм...
Слова-паразиты в речи молодежи
Презентация к открытому уроку, ход которого находится на моем сайте...
Слова паразиты
Многие из нас грешат словами-паразитами, которые тоже имеют свое значение....
Исследовательская работа "Слова-паразиты"
Исследование слов-паразитов в речи учащихся...
Классный час для учащихся 7-11 классов на тему: «Слова – паразиты. Молодежный сленг. Бранные слова. Сквернословие». Классный час для учащихся 7-11 классов на тему:
Профилактика проблемы в речи слов-паразитов, хулы, мата; бранных слов; информирование о влиянии таких слов на человека, животных, растения, а также об истоках сквернословия....