Исследовательская работа "Слова-паразиты"
творческая работа учащихся на тему

Бокова Наталья Владимировна

Исследование слов-паразитов в речи учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_slova-parazity.docx42.43 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1.   Содержание……………………………………………………………………1

2.   Введение…….…………………………………………………………………2

3.   Основная часть

      Глава 1………………………………………………………………………….3

      Глава 2………………………………………………………………………….6

      Глава 3………………………………………………………………………….8

4.   Заключение…………………………………………………………………...12

5.   Список использованной литературы……………………………………….13


Введение

Чистая речь- это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых (в первую очередь стилистических в области произношения и словоупотребления), но и этических норм. 

     Данное качество речи неразрывно связано с её правильностью, базируется на ней. Эта связь проявляется в том, что чистота речи в произношении достигается благодаря строгому соблюдению орфоэпических норм: то, что соответствует нормам орфоэпии, признается и правильным, и чистым.

Актуальность моей темы в том, что современная молодежь в своей речи часто употребляют слова-паразиты. Возрастание количества таких слов в речи ведет к снижению стилистических качеств её, когда мы вынуждены говорить о засоренности речи.

Цель: Разработать программу коррекции распространения слов-паразитов в подростковой среде.

Задачи:

  1. Изучить явление, выраженное в употреблении слов-паразитов.
  2. Выяснить причину распространения слов-паразитов.
  3. Провести социологический опрос среди подростков 9-11х классов.
  4. Изучить речь учащихся 9, 10, 11 классов районной гимназии.
  5. Разработать вариант Программы коррекции распространения слов-паразитов в подростковой среде;

Объект – лексика учащихся 9, 10, 11-х классов районной гимназии

Предмет – слова-паразиты в лексике учеников старших классов гимназии

Гипотеза: если исследовать речь учащихся на наличие слов-паразитов, то это позволит предотвратить загрязнение речи.

Методы:

  1. Сравнение
  2. Анализ
  3. Анкетирование

Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций, которые позволят учащимся избавится от слов-паразитов.


 

I глава

«Слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов вроде «типа», «как бы», «это самое», «собственно», «понимаешь», «а именно»  и другие. Синтаксически большинство «слов-паразитов» являются вводными словами. Проще говоря, это слова-связки, накрепко вошедшие в разговорную речь человека и ставшие привычкой. Эти совершенно пустые слова сбивают ритм речи и мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает, а слушатель очень устает.                                                          

Какие же слова имеют "склонность" к тому, чтобы становиться сорняками? Какие части речи? Какие группы слов? Слова с какой семантикой?

В "роли" слов-сорняков выступают слова с ослабленным (деноминативным) лексическим значением: частицы, модальные слова, вводные единицы, местоимения. Практически никогда не выступают в качестве слов-сорняков имена существительные с богатой семантикой, глаголы, прилагательные, предлоги и союзы (строевые слова, по существу относящиеся не к лексике, а к грамматике).

Самыми распространенными и часто употребляемыми словами-паразитами являются матерные слова. Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека. Мало того, что употребляет маты, так еще и в неограниченных количествах, для связки слов.
             Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.
             В отдельную категорию можно отнести слова-паразиты на букву «Ё». Это всем известные «ёклмн», «ёпрст», «ёлки-палки», «ё-моё», «ёкарный бабай», «ёшкин кот», «ёперный театр» и даже совсем непонятное «ёмасэ», почерпнутое из речи одной из ушедших в небытие участниц бессмертного «Дома-2». Скорее всего, эти слова на «Ё» - цензурный аналог матерного слова на ту же букву. Значение слова (если таковое есть) не то, а функция та же – слово используется для связки или для того, чтобы просто-напросто выругаться.

Итак, в качестве слов-сорняков чаще всего выступают: частицы (указательная вот, резюмирующая ну, модальная пожалуй, утвердительная так, вопросительная да, эмоционально-экспрессивные просто и прямо и сравнительная как бы), модальные слова (конечно, наверное, вероятно, кажется), вводные единицы (вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, скажем так, слушай, собственно говоря, стало быть, так сказать) и местоимения (указательное местоимение это, сочетание указательного и определительного местоимений это самое, сочетание вопросительного местоимения что и частицы ли, сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения как его, местоименное наречие там).

Слова-сорняки имеют место в спонтанной, слабо контролируемой устной речи. "...Автоматизм приводит к засорению устной речи пустыми модальными частицами", - писал В.В. Виноградов. Особенно часто слова-сорняки наблюдаются у малограмотных людей, пользующихся только одной подсистемой общенародного языка - нелитературным просторечием. Это люди низкого образовательного и культурного уровня. Перед ними не стоит проблема осознанного выбора языкового знака, они не склонны к саморефлексии и саморедактированию. Некоторые слова-сорняки (скажем так, собственно говоря, стало быть, так сказать, в принципе, допустим и некоторые др.) имеют место в речи людей, владеющих литературной нормой. Э. Григорьева пишет в "Литературной газете": "Вы обратили внимание на то, как охотно люди (политики разного толка, актеры, журналисты) произносят в беседах и монологах слово "да"? Слышали такое: "Наша партия (да?) борется за интересы народа (да?). Мы знаем, чего хотят наши избиратели, а оппоненты не учитывают это, да?" Так изъясняются и Немцов, и Хакамада, и Явлинский, и многие другие. Так говорят молодые актеры и неопытные телеведущие.

Причины появления «слов-паразитов».

Большинством лингвистов считается, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Иногда «слова-паразиты» используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом и поэтому, в отдельных случаях, могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом.

Некоторые из этих слов употребляются множеством людей. Но к месту и не часто. О том, что человек имеет привычку произносить слова-паразиты, можно говорить лишь тогда, когда одно и то же слово (или слова) он вставляет практически в каждое предложение.

Слова-паразиты прицепляются обычно к тому человеку, который часто делает заминки в речи, не может быстро подобрать нужное слово. Также считается, что привычка произносить слова-паразиты – это удел людей с маленьким словарным запасом. Но этим поспорили бы многие лингвисты. Даже людей с богатейшим словарным запасом, имеют привычку вставлять в свою речь слова-паразиты. От паразитов речи не застрахован никто – ни ботаник, ни механик.

Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов-паразитов в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете какое дело», «ну как вам сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить.

Есть и индивидуальные слова-паразиты, характерные для одного конкретного гомо сапиенса

 Слова-паразиты, несомненно, заслуживают того, чтобы объявить им войну. Если кто-то из вас, читатели, имеет такую привычку, советую вам срочно провести генеральную чистку и дезинфекцию. Как часто на публичных выступлениях, докладах и лекциях вы слышали такие выражения, как «ээмм», «то есть», «короче», «как бы» «в общем» и т.д. Узнали себя в этих словах? Задумывались, когда они возникают? Когда возникает пауза и наступает тишина. Вы пытаетесь заполнить тишину, вместо того, чтобы дать себе время подумать. К тому же, начинаете сильно волноваться. И впечатление о вас портится в миг.

II глава


             Я провела анкетирование среди учеников  9, 10 и 11 классов. Мне удалось выявить следующие результаты:
 

Первый вопрос разработанной нами анкеты и предложенной 51 учащимся 9-11 классов нашей районной гимназии ещё раз доказал актуальность поднятой проблемы и необходимость поиска путей её решения.

На вопрос, какую привычку вы считаете самой плохой? 60,8% учащихся ответили, что курение. 23,6% ответили, что алкоголизм, а 21,6% что «слова-паразиты». Это показывает, что «слова-паразиты» стоят в один ряд с такими глобальными проблемами как алкоголизм и курение. Слова-паразиты входят в тройку «лидеров» по оценке учащихся.

Второй вопрос, который мы задали, звучит так: «Знаете ли вы что такое слова-паразиты?» на этот вопрос 36 учеников, что составило 70,6% опрошенных, дали положительный ответ «да», 15 учеников, что составило 29,4% опрошенных, ответили «Нет». И можете ли вы дать определение словам-паразитам? Дать определение словам-сорнякам смогли только 37,3%, а подавляющее большинство это 62,7% опрошенных учащихся не смогли дать определение. Из этого следует, что многие ученики не знают, что такое слова-паразиты.

Четвертым  вопросом стал такой: «Есть ли в вашей речи слова-паразиты?» 39 учеников, что составило 76,5% опрошенных, ответили «Да», 12 учеников, что составило 23,5% опрошенных, ответили отрицательно. Из вышеизложенного следует, что подавляющее большинство старшеклассников употребляют слова-сорняки. А значит речь учеников, засорена словами-паразитами.

На вопрос «Как часто вы их употребляете?» 24 ученика, что составило 47% опрошенные, ответили, что они часто употребляют слова-сорняки. 29,4% ответили, что редко используют эти слова и лишь 23,6% ответили, что вообще их не употребляют. Исходя, из этого следует, что учащиеся довольно часто употребляют в своей речи слова-паразиты.

На вопрос, замечаете ли вы слова-паразиты в речи своих собеседников? 86,3% старшеклассников ответили, что да замечают и только 13,7% - нет, не замечают. Из этого следует, что слова-паразиты вошли в нашу речь и стали настолько привычными, что большинство опрошенных не замечают их в речи свои собеседников.

Так же был задан вопрос «Какие слова-паразиты чаще всего встречаются в вашей речи?» . Результаты этого опроса можно просмотреть в нижеизложенной таблице.

Статистика употребления слов-паразитов у учащихся 9, 10, 11-х классов.

Слова-паразиты

9А класс

9Б класс

10 класс

11 класс

Общее кол-во

короче

1

3

5

1

10

типа

2

5

4

6

17

прикинь

3

1

2

9

15

ну

5

2

3

5

15

блин

3

5

6

8

22

как бы

1

6

4

6

17

это

2

4

6

4

18

реально

3

2

4

6

15

это самое

3

1

2

3

9

ну и вот

2

4

1

5

12

как будто

1

2

4

2

9

корка

5

2

1

10

18

Из этой таблицы мы видим, что в речи многих учеников есть слова-паразиты. Мы уверены, что возможность коррекции распространения слов-сорняков в среде подростков есть. С словами-паразитами  нужно бороться. Есть люди, заинтересованные в этой проблеме. Они стремятся искоренить слова-паразиты из речи подростков, в большей степени возлагая надежду на то, что ученик должен проводить работу, прежде всего, с самим собой, а потом полагаться на помощь родственников или друзей. Но если нравоучения не помогают, то следует, по их мнению, прибегнуть к помощи культурного общения с интересными людьми, чтению книг и посещению музеев и выставок.
Мы полностью поддерживаем тех, кто сам, своими силами, может справиться с этой «болезнью», а также тех, кто прибегает к помощи культурного общения. По нашему мнению, инициатива должна исходить со стороны ученика, а учитель должен подталкивать его, способствовать духовному обогащению и всячески помогать ему.
Если же ученик стремится к своей цели, то с помощью учителя и родителей, он справится с поставленной задачей. Ведь нерешаемых проблем не бывает, как не бывает безвыходных ситуаций, поэтому необходимо идти к достижению целей, не уклоняться от общественных работ и читать книги.

С помощью предложенной программы и посредством сил и способностей ученика, слова-паразиты навсегда покинут нашу речь!


III Глава

Проект Программы коррекции речи подростков

Создан на основе проблемно-орентированного анализа социологического опроса и рассчитан на применение его в школе. Мы выделили следующие области: расширение лексического словаря подростков, воспитание нравственного отношения к окружающим, развитие познавательных интересов

Воспитание нравственного отношения к окружающим:
- Проведение тематических вечеров, посвященных великим женщинам;
написание рефератов и докладов по литературе на определенную тематику, а также составление сообщений для классных часов.

Темы сообщений:
Роль женщины в истории.
Женщина – современный политик и депутат.
Знаменитые женщины XlX - XX вв.
Женщина и война.
Мать - героиня!
Женщина – идеал красоты и гармонии.
Богини, жрицы, нимфы.
-Беседы о роли семьи в современном мире. Классные часы, спортивные мероприятия с участием родителей. Ролевые игры «Я – будущий папа (будущая мама)»
- Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось
Расширение лексического словаря подростков.
- Проведения познавательных викторин, КВНов и других мероприятий.
- Знакомство учеников с интересными людьми ушедшего столетия, ветеранами, известными местными деятелями.
- Театрализованные представления по произведениям классиков русской литературы.
- Некоторые темы для всестороннего развития ученика и пополнения словарного запаса:
По страницам русской истории. Крылатые слова и фразы.
В мире слов (словарь Даля, Ожегова).
Неологизмы XXI в.- век техники и прогресса.
Компьютер – новое средство общения.
Развитие познавательных интересов
Темы для сообщений и докладов:
Фольклор - народная мудрость.
«О великий, могучий русский язык…» (по стихам в прозе Тургенева).
Скульпторы эпохи Возрождения.
Художники и живописцы древних времён.

Практические рекомендации

1. Не нужно бояться тишины. Вы совершенно напрасно пытаетесь заполнить паузы, вы просто не привыкли молчать во время выступления. Ничего страшного в этом нет. К тому же, вы даете время слушателям осознать сказанное вами.

2. Практика, практика и еще раз практика. Читайте вслух ваш доклад, можно стоя перед зеркалом. Вы сразу почувствуете те проблемы, которые возникают в вашей речи и с практикой начнете правильно расставлять акценты, обретете уверенность в себе. Вы увидите, что начали говорить спокойно, естественно и уверенно. А с неуверенностью возникают и слова-паразиты.

3. Делайте вдох. Как только вы захотите сказать «эээмм», сделайте вдох, пауза лучше, чем ваши слова-паразиты.

4. Посчитайте. Зачитайте доклад своему другу, а он пусть посчитает, сколько раз вы произнесли слова-паразиты. И тогда вы поймете, насколько остро стоит проблема.

5. Всегда и везде, когда говорите, следите за своей речью, избегайте употребления слов-паразитов. Тогда вам будет намного легче не говорить их при докладе.

6. Научитесь делать паузы в речи, делайте ёё размеренной. Слушателю куда сложнее слышать бессмысленный поток. На месте запятых делайте небольшие паузы. А в конце предложения – долгие.

7. Подчеркивайте ключевые моменты в вашей речи. Таким образом, вы расставляете акценты, а перед важными моментами вы не будете вставлять слова – паразиты.

8. Обретайте спокойствие. Слова-паразиты – результат волнения. Но вы просто представьте, насколько портят речь в кульминационных моментах такие слова.

9. Спланируйте те моменты речи, когда вы начинаете нервничать. Например, если вы хотите сделать деловое предложение, четко продумайте, в какую часть речи вы его вставить.

10. Краткость - сестра таланта. Чем объемнее доклад, тем больше слов-паразитов вы начинаете произносить. Сократите его, сделайте более информативным, не лейте «воду», и тогда у вас не останется места для слов-паразитов.

11.Чтобы изгнать из речи "паразита", попробуйте разнообразить выражение своей точки зрения на происходящее и использовать другие слова: в действительности, действительно, без сомнения, и вправду, безусловно, конечно...
12.Слово-паразит можно заменить на другое: вместо «блин» говорите «ромашка», вместо мата — лайте, мяукайте или кукарекайте. Когда хочется произнести «ммммм», говорите «Зависаю». Или продолжайте начатое слово-паразит другим: «это... было незабываемо» или «ну... жно ещё раз повторить».

13.Все слова-паразиты в вашей речи выпишите на отдельный лист и повесьте его на холодильнике в кухне или над рабочим столом в офисе. Вы их непременно запомните и сразу заметите, если вновь употребите запретное слово из списка.

14.Безобидное, но весьма эффективное наказание за вновь проскользнувшее в речи слово-паразит — намазать себе язык горчицей. После 10-15-ти таких процедур словесный мусорок исчезнет из речи надолго. Пока ваш язык помнит неприятное жжение от горчицы...

15.Другой способ: уделяйте как можно больше свободного времени чтению. Через несколько месяцев вы увидите результат: слова-паразиты из речи пропадут, а словарный запас пополнится.

16.Литературный салон. Если на собственные силы в борьбе с паразитами в речи рассчитывать не приходится, подключайте своих друзей и близких. Пусть они контролируют вашу речь и бьют вас по губам за каждое запретное слово. Другой вариант — пусть они повторяют по пять раз слово-паразит, проскользнувшее у вас при разговоре.

17.Выбирайте себе в пару человека, который не приемлет неграмотной и замусоренной речи. Отличный стимул избавиться от «паразитов» навсегда и жить долго и счастливо.

18.Практикуйтесь. Чаще зачитывайте выступление вслух. Вы можете читать текст просебя сколько угодно, но лишь практика поможет правильно расставить акценты, отметить трудные моменты, сделать речь спокойной и естественной. Занятия придают твердости, а слова-паразиты живут рядом с неуверенностью.

19.Избегайте их в беседе. Старайтесь не употреблять их в обычной жизни - тогда на выступлениях вы о них и не вспомните.

20.Одна запятая = одна пауза. Приучите себя останавливаться. И если раньше вы по инерции вставляли поток бессмысленных слов, просто привыкните к тому, что в это время вы должны помолчать  - слушатели будут вам чрезвычайно благодарны.

21.Одна точка = двойная пауза. Конец предложения - долгая пауза. За это  время в голове у слушателей уляжется то, что вы сказали.

22.Двойное подчеркивание. Готовя речь, обязательно выделяйте цветом или подчеркиванием ключевые понятия - это позволяет расставить правильные акценты, а кроме того, замедление перед важными моментами текста исключает соблазн ввернуть слово-паразит.

23.Будьте спокойны. Еще одна причина слов-паразитов - эмоциональность. Когда вы подводите слушателей к кульминации речи, естественно, вы волнуетесь. Просто представьте, насколько нивелируют такой важный момент выступления эти бессмысленные вводные конструкции - вам уже не захочется их произносить.

24.Спланируйте важные моменты. Те самые, когда вы начинаете нервничать. Если вы хотите внести в контексте речи деловое предложение, особенно четко продумайте именно ту часть,  в которую вы захотите его вставить. 

25.Уменьшите количество в пользу качества. Чаще всего слова-паразиты “живут” в объемных докладах. Не разбавляйте информацию словесной “водой”, поверьте, чем короче ваше выступление, тем оно информативнее и интереснее для слушателя. И места для разных “короче” уже не остается.

26.Способ «Штрафы». Берете пять сотен, размениваете на монеты по 1-2 рубля, складываете в мешочек и с этим мешочком – на работу, в коллектив. Сразу предупреждаете всех, с кем вам придется общаться: «Я решил отвыкать от употребления слов-паразитов. Как только вы услышите, что я произнес свое любимое «это самое» (или что там у нас в любимых?), указываете мне на это и требуете, чтобы я заплатил штраф». Штраф монеткой вы платите тому, кто обнаружил у вас паразита.

27.Способ «Кукареку». Всякий раз, как вы произнесете свое слово-паразит, кукарекайте, или мяукайте, или квакайте. Можете произносить: «Я редиска!». Лучше делать это в своем кругу. Но и на работе можно, если вы, конечно, с клиентами не работаете и не учительствуете. Попросите своих близких или коллег остановить вас сразу же, как вы произнесли паразит, и попросить кукарекнуть.

28.Способ «Стук по клавишам». Некоторым людям помогает остановить себя от употребления слов-паразитов представление, что в данный момент они стучат по клавишам компьютера или аккуратно нажимают клавиши телефона, набирая текст СМС. Странно было бы, набирая СМС, бесконечно добавлять туда пустые слова «вот» или «это самое». Текст «я прийти не смогу, потому что появились важные дела» мог бы выглядеть так: «это самое, я прийти, короче, не смогу, потому что, блин, появились важные дела, вот».

29.Способ «Читаем больше классики». Здесь название говорит само за себя.

Конечно, мы понимаем, что не открыли Америку. Таких программ можно составить немало. Но мы сами уже проводим различные беседы не только в своем классе, но и в других. Возможностей у сельских школьников гораздо меньше, бороться с распространением ненормативной лексики сложнее. Но главное то, что мы поднимаем эту проблему, говорим о ней, привлекаем внимание и всеми доступными нам способами и с огромным желанием пытаемся её решить.

                                   

Заключение.

    По итогам исследовательской работы можно сделать следующие выводы:

  1. Слова-паразиты – явление, выраженное в употреблении лишних в данном контексте слов вроде «типа», «как бы», «это самое», «понимаешь», «а именно» и т.п. Проще говоря, это слова-связки, накрепко вошедшие в разговорную речь человека и ставшие привычкой. Эти совершенно пустые слова сбивают ритм речи и мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает, а слушатель очень устает.
  2. Человек, не умеющий говорить связно, испытывает затруднения на стыке слов. То, что он хочет сказать, находится в его уме. Мысли сталкиваются одна с другой, накладываются друг на друга, не зная никакого порядка. Речь же требует, чтобы из этого хаоса человек вытянул  определенную последовательность слов. Речь линейна, нельзя сказать все сразу, но только - одно за другим. К тому же от того, как выстроятся слова, зависит понятность сказанного. Речь должна соответствовать грамматической модели, принятой в языке.
  3. Социологический опрос показал, что среди подростков существует такая проблема, как употребление «слов-паразитов».  
  4. Нами разработаны практические рекомендации по избавлению речи от слов-паразитов. Их легко запомнить и применять на практике.

Употребление «слов-паразитов» можно сравнить с неким вирусом, который существует не только в Джидинском районе, а по всей России.

Закончить свою работу я хочу словами Тургенева: «Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…»

 


Список использованной литературы

  1. Ильяш М.И. Основы культуры речи. Киев - Одесса, 1984. С. 104.
  2. Дараган Ю.В. Функции слов-паразитов в русской спонтанной речи.//

     Труды Международного Семинара Диалог ’2000 по компьютерной                      

     Лингвистике и ее приложениям. Том 1. Теоретические проблемы.

     Противно. 2000. 67-73.                

  1. Дараган Ю. В. Риторическая структура текста и маркеры порождения речи. // Труды Международного Семинара Диалог ’2002 по компьютерной лингвистике и ее приложениям. Том 1.Теоретические проблемы. Протвино 2002. 114-127.
  2. Чепалов Р. Субботник по уборке русского языка // АиФ Петербург, № 43 (584) от 27.10.2004
  3. Ипполитова Н.А, Князева О.Ю, Савова М.Р. Русский язык и культура речи, 2006. М. 2006. С. 217

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Организация исследовательской и опытнической деятельности на пришкольном учебно – опытном участке. Организация исследовательской и опытнической деяте

Пришкольный опытный участок является неотъемлемой частью работы нашей школы.Цель создания учебно-опытного участка – научить учащихся выращивать сельскохозяйственные растения, узнать об особеннос...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательские методы обучения как средство и результат исследовательского творчества учителей и учащихся.

Работа учреждений (школ) повышенного образовательного уровня связана с внедрением исследовательских методов обучения. Конечными результатами такой деятельности школы являются:1....

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...