Театрализация - одно из средств развития личности школьника. Статья опубликована в Вестнике БРИОП №12 2024г стр. 88 - 92., на сайте "Фонд 21 века" https://fond21veka.ru/publication/11/26/506997/
статья

Тимофеева Наталья Ивановна

Статья посвящена проблеме работы с одаренными детьми. Автор отмечает необходимость обнаружения таланта с первых дней в школе, а также рассказывает о работе с одарёнными детьми в школьном театре. По словам автора, для успешности каждого учащегося нужна индивидуальная стратегия развития его способностей от простого к сложному.  Показывая успехи детей в театральной деятельности, автор обращает внимание на важную роль сотрудничества с их родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_teatr._deyat._docx_1.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ – ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА.  (Из опыта работы)

Тимофеева Н.И., учитель русского языка и литературы

МБОУ «КСОШ №4», г.Кяхта

Аннотация. Статья посвящена проблеме работы с одаренными детьми. Автор отмечает необходимость обнаружения таланта с первых дней в школе, а также рассказывает о работе с одарёнными детьми в школьном театре. По словам автора, для успешности каждого учащегося нужна индивидуальная стратегия развития его способностей от простого к сложному.  Показывая успехи детей в театральной деятельности, автор обращает внимание на важную роль сотрудничества с их родителями.

Ключевые слова: одарённые дети, театральная деятельность, индивидуальная стратегия развития способностей, сотрудничество с родителями.  

Annotation. The article is devoted to the problem of working with gifted children. The author notes the need to discover talent from the first days at school, and also talks about working with gifted children in the school theater. According to the author, for each student to be successful, an individual strategy for developing his abilities from simple to complex is needed. Showing the success of children in theatrical activities, the author draws attention to the important role of cooperation with their parents.

Key words: gifted children, theatrical activities, individual strategy for developing abilities, cooperation with parents.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно важна в современном мире. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной, оригинально мыслящей личности. Поэтому одним из направлений реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является создание условий по выявлению и поддержке одарённых и талантливых детей.

Работа со способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагогов. Выявление таких детей должно начинаться уже с первых дней обучения школе и участвовать в этом процессе должны все: психологи, классные руководители, учителя - предметники.

Конечно, существуют различные методики по выявлению одарённости у детей. Например, методики А.И. Савенкова, опросник для выявления одаренных школьников по А.А. Лосевой, опросник для выявления одаренных учащихся по Е.Н. Задориной.

Методика А.И. Савенкова «Карта одарённости» адресована как родителям, так и педагогам. Она рассчитана на выполнение основных функций.

Первая и основная функция – диагностическая. С помощью данной методики возможно количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление полученных оценок позволяет увидеть индивидуальный «портрет» развития дарований ребёнка. Вторая функция – развивающая. Утверждения, по которым происходит оценивание ребёнка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития.  [1].

 

Использование научно - исследовательской деятельности в организации образовательного процесса одарённого ребёнка поможет понять, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную работу.

В работе с одарёнными детьми основной целью является развитие творческих способностей в условиях индивидуального подхода в обучении. Для реализации этой цели можно использовать опыт работы Вахтанговской театральной школы, особенностью которой является последовательность освоения элементов техники актёра: «От простого к сложному! Без спешки и больших скачков! Каждый следующий элемент вбирает в себя все предыдущие» [2].

Ведь важно, чтобы школьники на занятиях ощущали успех, чувствовали, что у них получается, тогда будет их постоянная заинтересованность в дальнейшем освоении процесса обучения.

Система моей работы с творческими детьми состоит из следующих компонентов: выявление одаренных детей, построение индивидуальной стратегии  развития способностей ученика на занятиях, создание условий для его всестороннего развития.

В своей деятельности использую разные формы работы: индивидуальные и групповые занятия; занятия в парах, участие в различных мероприятиях. Например, уже на первых уроках литературы при знакомстве с детьми нужно обращать внимание, как ребёнок читает. При этом перед учащимися должна стоять задача: читать текст, не только соблюдая темп, логическое ударение, паузы, но и выражая свои чувства. При прочтении стихотворения обязательно обращать внимание слушателей на чтецов. Нужно выяснить, кому удалось лучше выразить свои эмоции. Такому ученику ставится высший балл, если даже он где-то споткнулся, забыв какое-то слово.  Уже после нескольких занятий можно понять, кто из них имеет способности к театральной деятельности.

Кроме этого, на уроке литературы рекомендуется давать детям такое задание: подготовить инсценирование какого-то фрагмента по изучаемому произведению. При этом дети должны объединиться в группы, продумать свои образы, использовать какие-то реквизиты. Обязательно нужно учить школьников позировать перед камерой. Сначала пусть они сами друг друга записывают, а затем снимать уже их профессионально для какого -то конкурса. Например, участие в российском проекте «talantonline.ru», в номинации «Актёрское мастерство». Этот проект интересен тем, что в нём может участвовать каждый желающий. Кроме оценок жюри, есть оценка зрителей на выявления лидера зрительских симпатий. Для этого за участника могут голосовать и ставить лайки в течение определённого времени все желающие, зарегистрированные в этом проекте. По окончании конкурса участники получают дипломы или сертификаты. Этот проект активен всегда, меняются только его темы.

Когда увидим у детей склонность к творчеству, можно начинать вовлекать их в школьную театральную студию.

Школьный театр «Восторг» Кяхтинской средней общеобразовательной школы №4 начал свою серьёзную творческую деятельность с 2020 года. Вначале театр состоял из одной группы, теперь их в школе 4, две из которых возглавляю я.

Расскажу о некоторых результатах деятельности моих групп.  Дети не раз участвовали в литературном челлендже, во флэшмобах. Ко дню Победы на городском конкурсе ставили спектакли: «А зори здесь тихие»,  «В бой идут одни старики», «Сын полка», за которые занимали первые места. В 2022 году старшеклассники приняли участие в международном конкурсе видеороликов «Читаем А.С. Пушкина», где одна из учениц стала лауреатом 2-ой степени, а другие дети получили дипломы. В 2023 году в межрайонном конкурсе видеороликов «Перевернём истории страницы», посвящённом памяти павших героев-афганцев, также заняли первое место.  На протяжении нескольких лет школьники участвуют в районных театральных встречах. В прошлом году поставили спектакль по произведению К. Чуковского «Серебряный герб» и стали обладателем диплома Гран-при в районе.  В этом году за постановку по рассказу Н. Нимбуева «Мальчишка с бантиками» заняли первое место. Летом 2023 года театр участвовал в российском конкурсе лагеря «Орлёнок». Призовое место не занял, но для коллектива участие в таком серьёзном конкурсе - это огромный опыт.

Театр «Восторг» в 2023г принял участие в тринадцатом республиканском конкурсе чтецов, посвящённом Дню матери. В финале двое учащихся удостоены дипломами Гран-при, трое – дипломами 1 и 2-й степени.

Кроме того, учащиеся выступают перед ранеными солдатами в военном госпитале г. Кяхта. Бойцы всегда тепло благодарят ребят за концерт.

Дети Кяхтинской средней школы учатся в здании, которое относится к историческим. С 1881 года в нём располагалось Троицкосавское Алексеевское реальное училище. Коллектив театра «Восторг» не только изучает историю своей школы, но и проводит экскурсии для гостей. Учащиеся в форме гимназистов рассказывают посетителям об этапах становления школы, о деятельности педагогов, о выпускниках, которые достигли выдающихся результатов в разных областях.

Кроме постановок, на занятиях школьного кружка проходят тренинги, изучается теоретический материал о театре. Дети посещают экскурсии, ходят на концерты, спектакли. Такая деятельность в театральной студии помогает учащимся стать более уверенными в себе, научиться работать в коллективе, легко общаться в любом обществе.

Важным моментом работы с одарёнными детьми является комплекс мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества с семьями способных детей. Нужно обязательно привлекать родителей в работе театра. Они могут присутствовать на репетициях, помогать советами, высказывать мнения, готовить декорации, шить костюмы, присутствовать на спектаклях. Особенно активных награждать грамотами на родительском собрании в конце года.

 Воспитательные возможности театральной деятельности огромны. Б. М. Теплов, советский психолог, профессор, доктор педагогических наук, отмечал: «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали
и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…” 

Действительно, театр – коллективное творчество индивидуальностей. Дети всегда хотят быть неповторимыми. Занятия театральной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, раскрывают их творческие возможности, создают условия для успешной реализации личности в обществе.

Список литературы:

Примерная программа курса во внеурочной деятельности «Школьный  театр» М., 2022, с. 3-4

Интернет- ресурсы:

«Выявление одарённых детей в образовательном процессе», Лодягина И.В.
vyyavlenie_odarennyh_detey_v_obrazovatelnom_protsesse.docx

Особенности работы с одарёнными детьми в системе основного и дополнительного образования, Стехина Н.В.

https://multiurok.ru/files/osobennosti-raboty-s-odarionnymi-detmi-v-sisteme-o.html?ysclid=ltmzhl26ux869652352

«Способы выявления одаренных детей», Кабанова М.В.

 http://davaiknam.ru/text/sposobi-viyavleniya-odarennih-detej


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоуправление как средство развития личности школьника

Презентация демонстрирует структуру рвботы классного руководителя с активом класса. Подводится итог развития детей за четыре года. Показаны успехи, достижения учеников по разным направлениям работы. С...

Метод проектов как средство развития личности школьника (из опыта работы учителя технологии МОУ:СОШ №41 г.Борзи Татьяны Борисовны Багаевой)

   Одной из важнейших задач современной школы является создание условий для реализации познавательных и коммуникативных запросов учащегося с целью эффективного развития личности...

Дифференциация обучения, как средство развития личности школьника на уроках информатики.

Дифференциация обучения становится одним из таких перспективных направлений развития образования. Это определяется той ролью, которую играет дифференциация в развитии способностей, склонностей, познав...

План выступления. Круглый стол 26.03.2015.«Формирование межличностных отношений как одно из условий развития личности школьника»

Представлен план доклада на тему:"Игровые методы формирования межличностных отношений в подростковом возрасте"...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «СОЮЗ МИНЕРВЫ И МЕЛЬПОМЕНЫ» (ИСТОРИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА И ЕГО ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ)

Школьный театр – особый вид учебно-воспитательной деятельности ученика и учителя, требующий собственной системы методических приемов и способов органичного включения театрального творчества в уч...