Знакомство с особенностями крестьянского зодчества как средство патриотического воспитания школьников
статья по технологии (5 класс) на тему
Данная работа освещает историю развития плотницкого ремесла на территории села Вязовое.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Знакомство с особенностями крестьянского зодчества как средство патриотического воспитания школьников
А.Н. Калинину учитель технологии
МБОУ « Вязовская СОШ» Прохоровского района
Белгородской области
Было время, когда практически вся сельская архитектура в наших краях была деревянной. Избы, амбары, сараи, навесы, риги, мельницы, мосты, часовни, храмы - все было СРУБЛЕНО из одного материала - дерева.
В нашей местности были распространены крестьянские усадьбы с открытыми дворами.
В старину строителями были все, и все умели строить крестьяне-плотники. При этом пользовались очень не многими инструментами: топором, долотом, отвесом, скобелем. Приемам строительства учились с детства, помогая и участвуя в работе взрослых. Не проходя специального обучения, на практике познавая навыки строительства и секреты мастерства и передавая их из поколения в поколение, крестьяне прекрасно владели топором и долотом, отвесом и скобелем и создавали поистине замечательные образцы деревянного зодчества.
Расположенное в лесостепной зоне наше родное село Вязовое (согласно архивным данным оно возникло в 20-е годы XVIII века) и другие окрестные села являются примером, когда в строительстве использовались местные породы деревьев: дуб, осина, осокорь, береза, сосна, ель, лиственница и другие хвойные деревья. Во-первых, хвойные - смолосодержащие. Это свойство делает постройки, выполненные из этих пород более прочными и долговечными. Во-вторых, они выделяют эфирные масла и тем самым дезинфицируют воздух, делая построенное из них жилье не просто экологически чистым, а еще и здоровье сберегающим.
Распространенные в нашей местности крестьянские усадьбы с открытыми дворами представляли собой, как правило, прямоугольный участок земли, расположенный перпендикулярно к деревенской улице. Этот участок состоял из трех частей: вдоль улицы - двор, жилые и большая часть хозяйственных построек; за двором - огород и сад, за огородом огуменник — участок, на котором хранился и перерабатывался урожай зерна, с необходимыми для этого постройками: овинами, ригами, сараями, навесами.
Все крестьянские постройки имели сильные свесы у крыши для того, чтобы уберечь деревянные стены от попадания на них дождевой влаги последующего гниения.
Сруб крестьянской избы имел практически стандартные, в плане, размеры: 3x3 сажени (1 сажень — около 2,1 м). Три сажени — наиболее оптимальная длина соснового и елового бревна. Более длинные бревна вызывали технологические и транспортные осложнения и использовались обычно при строительстве церквей, крепостей, домов, как, впрочем, и при строительстве усадеб зажиточных крестьян и богатых помещиков.
Сруб (стены) был, как правило, пятистенный, иногда шестистенный. В последнем случае изба делилась на две части, между которыми был проход (коридор): главная (большая) часть избы — жилая, вторая для хозяйственных нужд, говоря современным языком - кухня, столовая. Нижняя часть сруба постройки (избы), до окон, изготовлялась, чаще всего, из дуба, как более долговечной древесины. Выше сруб изготовлялся из сосны, ели или осокоря. Крыша, чаще всего, была четырехскатная. Кровля выполнялась из ржаной соломы с глиной.
В нижней части срубы имели фундаментные площадки - «подзавалья». Вокруг сруба, на расстоянии 0,5 - 1 м. от него, лежала бревенчатая рама - обвязка, окружавшая сруб. На углах, концы бревен обвязки, обычно соединялись врубками. Иногда они были снаружи подперты кольями, в некоторых случаях обвязка была врублена в выпущенные концы бревен сруба.
Были и неполные обвязки (не со всех четырех сторон), и обвязки более чем из одного венца бревен. Эти места засыпали землей и тем самым выравнивали рельеф местности, на котором стояла постройка. Часто на этих местах устраивали поленницы дров, которыми на зиму обставляли постройку снаружи. Дрова хорошо сохли под свесом крыши и в то же время дополнительно утепляли стену. Не редко на «подзавалья» устанавливали снопики «замашек» (мужские растения конопли) в один или два ряда. За зиму они созревали для их дальнейшей обработки на мялке (устройство для отделения волокна замашки от стеблей, кострики).
Амбар — необходимая часть крестьянского хозяйства. Постройке амбара уделялось особенно много внимания, их выделяли и более видным местом расположения и архитектурными особенностями. Амбары обычно стояли на виду у дома. При однорядной постройке деревенской улицы (а именно однорядные улицы характерны для поселений нашего края) амбары часто выносили на ее противоположную сторону. Их также выносили за пределы жилой постройки и располагали за околицей. Там они образовывали иногда даже целые улочки.
Основная функция амбара - хранение годового запаса зерна. Поэтому добротности постройки уделялось очень большое внимание. Внутри амбара устраивались сусеки (закрома), обычно расположенные вдоль правой и левой стен с коридором от двери к задней стене.
Одно из особых отличий амбара то, что подкровельные слеги нередко врубались в торцовые стены не через одно, два или три венца, как обычно делалось во всех других зданиях, а в каждый венец. Поэтому подкровельные слеги часто образовывали сплошной накат из бревен, который превращался в наклонные бревенчатые стены - надежные и прочные, хорошо защищающие внутреннее содержимое амбара от «разбойного люда».
Особую страницу в деревянном зодчестве нашего села занимали ветряные мельницы (их было семь штук, в селе, где, до середины XX в. проживало несколько более тысячи человек населения).
Эти сказочные, почти волшебные создания рук человеческих сейчас сохранились практически только в музеях деревянного зодчества.
По своим конструктивным особенностям ветряные мельницы делятся на две большие группы - столбовики и шат- ровки. У шатровок поворачивается на ветер только одна верхняя часть с валом и крыльями — воробина, а столбовка поворачивается вокруг своей вертикальной оси вся целиком, на специальных очень прочных склизах, которые регулярно смазывались консистентной смазкой. Склизы представляют собой строго горизонтальную кольцевую площадку, опирающуюся на более чем десяток заглубленных мощных дубовых стоек. Склизовое кольцо имеет внешний диаметр несколько меньший, чем стороны самого здания (с тем, чтобы дождевая влага не попадала ни на кольцо, ни на его стойки, что увеличивало их долговечность). Само здание мельницы четырехгранное, квадратное в плане.
По силуэту и архитектурному облику более выигрышна и интересна мельница - столбовка. Именно столбовки были в нашем селе. Откуда такое название: мельница столбовка? Ответ прост. По центру склизового основания мельницы расположен мощный, диаметром около 50-ти см, очень прочный, дубовый, во всю почти высоту 2-этажного здания мельницы, строго вертикально располагался столб - ось вращения здания, который проходил через отверстия весьма прочных полов первого и второго этажей мельницы. Столб заглублялся более чем на 2 метра и весьма тщательно утрамбовывался грунтом в смеси со щебнем. Он являлся не только центром вращения, но и гарантом удержания здания от смещения по горизонту и опрокидывания его во время сильного, особенно порывистого ветра.
И само здание, и все его части изготавливались из так называемого озимого дуба.
Вышеизложенные сведения - это лишь малая часть того интереснейшего материала, который становится известным при изучении истории жизни нашего села и его жителей. Применение элементов этнокультурного, направления на уроках технологии и на занятиях кружков технического творчества воспитывает чувство гордости и уважения к памяти предков. Пробуждает в детях желание, овладеть каким либо ремеслом, которым владели их предки, что в свою очередь способствует возрождению этих промыслов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание школьников средствами хореографии
Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка. Также хореограф...
Выступление на Всероссийском слете учителей-2015."Музей как средство патриотического воспитания школьников".
История страны, история своего села, своей семьи, пропущенная через собственный жизненный опыт, пробуждает чувство гордости, сострадания и соучастия. Вот что воспитывает настоящего патриота и граждани...
Методический материал с презентацией по теме "Краеведение на уроках литературы и во внеурочной деятельности как средство патриотического воспитания школьников"
Обобщён опыт работы по использованию краеведческого материала на уроках литературы, во внеурочной деятельности. Названы основные формы, методы работы....
Итоговая работа по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» на тему «Средства патриотического воспитания школьников во внеурочной деятельности».
Итоговая работа по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» на тему «Средства патриотического воспитания ш...
Изучение топонимов родного края как средство патриотического воспитания школьников
Местные топонимы - важные объекты для изучения родного края. Топонимика Краснинского городского поселения и всего района возникла в конкретных исторических условиях, тесно связана с народами, проживав...
Формирование и развитие личности по средствам патриотического воспитания школьников
Патриотизм - важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. В настоящее время тема воспитания патриотизма у россиян в...
ОСОБЕННОСТИ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Статья посвящена патриотическому воспитанию школьников в работе классного руководителя. В ней рассматриваются особенности, содержание и основные направления данной работы. Важность формирования патрио...