ДОКЛАД на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в практике работы учителя АФК при обучении детей с УО (интеллектуальными нарушениями)»
статья по физкультуре
ДОКЛАД
«Использование здоровьесберегающих технологий в практике работы учителя АФК при обучении детей с интеллектуальными нарушениями»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_zdorsber.tehn_.layter_s.v.docx | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа – интернат № 16
Пушкинского района города Санкт – Петербурга
ДОКЛАД
на тему:
«Использование здоровьесберегающих технологий в практике работы учителя АФК при обучении детей с УО (интеллектуальными нарушениями)»
Учитель АФК: Лайтер С.В.
г. Пушкин 2024г
Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающая технология – это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Физкультурные виды деятельности, которые проводятся с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеют ряд существенных особенностей. У детей отмечается моторная недостаточность, обусловленная низким интеллектом, что затрудняет процесс обучения. Здесь важен выбор структуры оздоровительной работы с применением здоровьесберегающих технологий, как совокупности приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, учитывая заинтересованность учащихся в двигательной деятельности. Структура урока строится с учетом методических положений, использованием современных методов обучения: совместные действия учителя и ученика, словесного инструктирования, упражнений в игровой форме под музыкальное сопровождение. Необходимо сделать этот процесс доступным, интересным, увлекательным. Для этого следует использовать следующие методические приёмы:
1. Показ и объяснение;
2. Упражнения и контроль;
3. Игровые приёмы;
4. Применение наглядных пособий, плакатов, картинок.
В процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ используются различные формы занятий по физическому воспитанию, но самым важным является урок адаптивной физкультуры. Изучив индивидуальные психофизические особенности детей, здесь применяются различные коррекционные подходы, обеспечивающие более эффективное овладение детьми программного материала, а также здоровьесберегающие технологии: релаксационные упражнения, различные виды гимнастики, в том числе дыхательная, смена видов деятельности:
- непосредственно сами уроки АФК;
- «Двигательное развитие» во внеурочное время.
- коррекционные занятия во внеурочное время- «азбука здоровья» (разучивание различных видов игр- подвижных, сюжетно-ролевых, тематических).
Физическое развитие и оздоровление детей. Формы занятий.
Виды здоровье-ющих пед.технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения |
КРЗ «Двигательное развитие» | Во внеурочное время | Рекоменд. для всех детей в качестве проф-ки утомления. Могут включать в себя элементы дых. гимн. и др. в зависимости от вида занятия |
КРЗ «Азбука здоровья» | 1 раз в неделю по 40 мин., начиная с 1 класса | Внеурочная деятельность, (после основных уроков). |
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия в зале АФК - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп | Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Можно использовать лишь элементы спортивных игр |
Релаксация | В зале АФК в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возр.групп | Использование спокойной (классической) музыки (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. |
Гимнастика пальчиковая | С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится на уроках АФК, во внеурочной деятельности. |
Гимнастика дыхательная | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры |
Гимнастика бодрящая | В различных формах физкультурно-оздоров. работы | Форма проведения различна: упражнения на ковриках, ходьба по массажн. коврикам, легкий бег |
Гимнастика корригирующая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей |
Гимнастика ортопедическая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы |
Занятия адаптивной физкультурой | 2-3 раза в неделю в зале АФК. | Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает учитель. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение |
Физкультминутки с технологиями музыкального воздействия (и без) | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. | Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия утомления, напряжения, повышения эмоционального настроя. |
Данные мероприятия содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Четкое соблюдение режимных моментов, четкая организация теплового и воздушного режима, рационально подобранная одежда для детей (зависит от сезона, местонахождения ребёнка, т. е. в классе или в рекреации), соблюдение режимов прогулок- все это способствует созданию условий для ЗОЖ и коррекции здоровья ребенка.
Подвижные и спортивные игры способствуют развитию двигательной активности детей, направлены на социализацию, формирование нравственности и познавательного развития, коррекции физ. развития.
Во время проведения подвижных игр решаются следующие задачи:
1. повышается активность и общая работоспособность детей;
2. формируются двигательные умения и навыки;
3. формируется интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями., как предпосылки к здоровому образу жизни.
Гимнастика - это универсальное средство физического развития человека
Общеукрепляющая гимнастика – это организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. Во время гимнастики повышается эмоциональный тонус, развивается двигательная активность, ребенок получает положительные эмоции от движений в коллективе сверстников. Снимается напряжение от пробуждения после ночного сна, собирается внимание, дисциплинируется поведение.
Пальчиковая гимнастика. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Воздействуя на тонус руки ребёнка, с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата.
Дыхательная гимнастика- это система упражнений на развитие речевого дыхания. Цель – формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох и длительный выдох). При речевом дыхании значительно увеличивается дыхательный объём и вентиляция легких, газообмен, и кровь быстрее и легче обогащается кислородом, что способствует развитию способности разговорной речи. Дыхательные упражнения позволяют очистить слизистую оболочку дыхательных путей и улучшает дренажную функцию бронхов, укрепляет дыхательную мускулатуру, улучшает самочувствие ребёнка.
Гимнастика глаз. Упражнения для глаз проводятся с целью укрепления мышц глазного яблока, снятия глазного напряжения и для профилактики близорукости.
Корригирующая гимнастика (ходьба по корригирующим дорожкам).
Цель такой гимнастики - укрепление свода и связок стоп, что является хорошим средством для профилактики и коррекции плоскостопия.
Использование физкультминуток во время проведения организованной образовательной деятельности способствует снижению утомления у детей, а также активизирует мышление и повышает работоспособность.
Вывод: Таким образом, подводя итоги выше сказанного, можно сказать, что применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей с нарушением интеллекта приводят к следующим результатам:
- повышению работоспособности, выносливости детей;
- развитию психических процессов;
- формированию, развитию двигательных умений и навыков;
- развитию общей и мелкой моторики;
- способствование социальной адаптации детей с ОВЗ в условиях ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры"
Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры"...
Доклад на тему "Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочное время"
представлен материал по здоровьесберегающим технологиям...
Использование ИКТ технологий в практике работы учителя истории
Обобщение опыта работы по применению ИКТ на уроках истории в сельской школе...
доклад на тему: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания
Доклад на тему" Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания" предназначен для учителей истории и обществознания на заседании методического объединения...
Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя, работающего с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Здоровьесберегающие технологии на уроках в коррекционной школе с интеллектуальной недостаточностью - важный аспект педагогического процесса. Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающа...
Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя истории и обществознания
Стать "Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя истории и обществознания"...
Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя, работающего с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках столярного дела для детей с ОВЗ....