Методическая разработка классного часа "Герои вокруг нас"
план-конспект занятия (7, 8 класс)

Фидикова Светлана Васильевна

Тема классного часа актуальна на данный момент в связи с событиями на СВО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Герои вокруг нас27.7 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа г. Саянска»

              Методическая разработка классного  часа

                                    «Герои вокруг нас»

Пояснительная записка

Методическая разработка классного  часа

  Тема: «Герои вокруг нас»

Классный час посвящён проблеме формирования духовно-нравственных ценностей через воспитание  гражданственности и патриотизма, что в наше время является актуальной задачей в воспитании подрастающего поколения.

Основной целью данного мероприятия  является создание условий для воспитания гражданственности и патриотизма обучающихся, основанных на героической судьбе людей, вписанных в историю нашей страны.

Для достижения данной цели определены задачи:

 - способствовать воспитанию патриотических чувств, формировать чувства гордости за свой народ, свою Родину; 

- формировать у обучающихся представление о гражданском долге, мужестве;

-формировать нравственные качества личности на примерах героев;

- содействовать осознанию школьников  себя как граждан российского общества, уважающих историю своей Родины;

-сохранять память о подвигах героев Отечества;

-воспитывать чувства уважения, признательности к людям, совершающим героические поступки.

В ходе занятия обучающиеся через вступительную беседу определяют тему мероприятия. Выполняя практические упражнения приходят  к выводу, какими качествами должны обладать мужественные люди, что будет закреплено  в работе с пословицами («Лото пословиц»), просмотре видеоролика, презентации, прослушивании аудиозаписи. Минутой молчания почтут память погибших. Выразят свою сопричастность, свой вклад в целях поддержки наших воинов, выполняющих свой долг в СВО на Украине, приняв участие во Всероссийской молодёжной акции «Письмо защитнику Отечества».

Актуальность проведения классного часа «Герои вокруг нас» обусловлена обострением военно-политической ситуации в мире: расширяется и углубляется информационная война, дезинформация искажает картину мира, фальсифицирует события и процессы, исторические факты. Возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций, воспитание патриотизма, активной жизненной позиции, формирование личности, способной противостоять современным вызовам и угрозам – наиболее важная задача на современном этапе.

Методическая разработка классного часа может  быть использована при проведении внеклассного мероприятия познавательной и патриотической направленности.

Целевая аудитория: обучающиеся 7-9 классов.

Наибольшая эффективность достигается во время проведения Дней воинской славы России, в преддверии праздников (День защитника Отечества, День Героев Отечества).

Данная тематика актуальна всегда.

Классный час

Тема:  «Герои вокруг нас»

Цель: создание условий для воспитания гражданственности и патриотизма обучающихся, основанных на героической судьбе людей, вписанных в историю нашей страны.

Задачи:

 - способствовать воспитанию патриотических чувств, формировать чувства гордости за свой народ, свою Родину; 

- формировать у обучающихся представление о гражданском долге, мужестве;

-формировать нравственные качества личности на примерах героев;

- содействовать осознанию школьников  себя как граждан российского общества, уважающих историю своей Родины;

-сохранять память о подвигах героев Отечества;

Оборудование: оформление доски, карточки – слова  для практического упражнения, набор пословиц,  контуры голубей, видеоролик «Герои России», презентация «Уроженцы Иркутской области, погибшие на Украине», аудиозапись песни «Встанем» в исполнении Ярослава Дронова (музыка и слова:SHAMAN)

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение), наглядный, практический, демонстрация видеоролика и презентации.

                                              Ход занятия

1.Организационный  момент.

- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас бодрыми, здоровыми. Над нами мирное, голубое небо. Но в жизни могут случиться несчастные ситуации, когда люди стараются помочь друг  другу,  спасая детей, взрослых, рискуя собственной жизнью. Сегодня мы с вами будем говорить о таких отважных людях, об их героических поступках.

2.Вступительная беседа.

- Послушайте индийскую притчу:

Однажды Акбар спросил Биртала

- Что нужнее всего в бою?

Биртал ответил:

- Повелитель вселенной, нужней всего – мужество.

- А сила, а оружие? Или ты забыл о них? – сказал Акбар.

- Государь, если в сердце воина нет мужества, не помогут ему ни сила его, ни оружие, – ответил Биртал.

- О чем же мы будем сегодня говорить? Какова тема нашего классного часа?

- Как, по-вашему, что такое мужество? (храбрость, присутствие духа в опасности, стойкость и смелость, способность совершить какой-либо героический поступок;

- Назовите события, когда людям нашей страны приходилось быть мужественными.

3. Работа по теме занятия.

3.1. Практическое упражнение.

-  Какими качествами должен обладать солдат?  Назвать качество, соответственно букве, записать на доске

С -

О -

Л -

Д -

А -

Т -

3.2. Практическое упражнение (фронтальная работа с использованием индивидуальных карточек)

Учитель зачитывает отрывки из произведений, обучающиеся определяют, каким  качеством обладает герой произведения, показывают нужную карточку.

- А.Твардовский «Василий Теркин»   …Василий Теркин – рядовой пехотинец, шутник, умеющий в самую трудную минуту поддержать товарищей веселым словом (находчивость)

- Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»  …В повести отображены события из жизни военного летчика А. Мересьева.  В одном из боев с немцами был сбит его самолет, сам он был тяжело ранен. В результате аварии он потерял обе ноги. Но ему удалось вернуться в строй, проявив какое качество? (сила воли, твердость духа)

 - С.  Алексеев  «Медаль» …Молодой необстрелянный солдат Кузьма Шапкин во время боя весь день просидел в кустах. Какое качество проявилось у солдата?  (трусость)

- Л. Кассиль «Памятник советскому солдату»    … Шел бой на улице Берлина. Вдруг солдат увидел маленькую немецкую девочку. Бросился солдат под самые пули через улицу, подхватил девочку на руки, прикрыл ее своим плечом от огня и вынес ее из боя. (доброта, милосердие)

- А. Толстой «Русский характер»   … Во время танкового сражения под городом Курском танк лейтенанта Егора Дремова был подбит немецким снарядом.  Двое из экипажа были убиты. От второго снаряда танк загорелся. Водитель Чувелёв, выскочивший  через передний люк, опять взобрался на броню и успел вытащить лейтенанта. Он был без сознания, одежда на нем горела. Он полз с ним от воронки к воронке на перевязочный пункт. (дружба, товарищество, взаимовыручка)

- Какое качество не присуще мужественному человеку?

3.3. Лесенка противоположностей (прием наоборот)

- Я начну предложение, а вы закончите, заменив слово на противоположное:

Солдат должен быть смелым, а  не   …

Солдат должен быть добрым, а не …

Солдат должен быть сильным, а не …

Солдат должен быть ответственным, а не …

3.4.  Игра – лото с пословицами  (работают в группах)

Тот герой, кто за Родину горой

Герой не многих знает, а имя его вся страна повторяет.

Героями не рождаются, героями становятся

Слава – герою, презренье – трусу.

Сам погибай, а товарища выручай

Родина – мать, умей за нее постоять

3.5.Просмотр видеоролика «Герои России»

- Оказывается и в наше мирное время солдаты проявляют свои лучшие качества. Сегодня образцы мужества и стойкости проявляют военнослужащие Российской Армии, участвующие в специальной военной операции на Украине. Президент Российской Федерации В.В. Путин назвал всех российских военных настоящими героями. Вот некоторые из имен, кто удостоен звания Героя Российской Федерации в ходе специальной операции на Украине. Вспомним их имена… - просмотр видеоролика.

3.6. Просмотр  презентации «Уроженцы Иркутской области, погибшие на Украине»

- Вспомним имена наших земляков, погибших на Украине. Они посмертно награждены Орденами мужества – просмотр презентации.

- Память. Она бесценна и священна. Мы должны помнить и чтить память тех, кого уже нет с нами. На 5 февраля 2023 года в  СВО погибли 169 человек из Иркутской области. Поэтому в честь погибших устанавливают мемориальные доски и стенды памяти, мемориальные знаки устанавливают  на Аллеях Героев, в  школах в честь бывших выпускников -  Парту Героя,  портреты погибших размещают на рекламных баннерах.

3.7. Минута молчания.

4. Обобщение.

Мир стремительно меняется. Угрозы и вызовы в наше время принимают разные формы. Место подвигу есть и в наши дни. Мы с вами невольно являемся участниками серьёзной информационной войны, постоянно находимся под прицелом западных дезинформаторов. И наш с вами личный, небольшой, но очень значимый вклад в восстановление и сохранение мира, наш личный героизм – умение не поддаваться на провокации,  внимательно относиться к тем фактам, которые поступают из социальных сетей.  

Во все времена воинам на поле боя требовалась поддержка тех, кто остался дома. Боевой дух бойцов поддерживали не только песни, которые звучали в часы тишины между сражениями и когда солдаты шли в бой, но и письма из тыла от родных, а часто и совсем незнакомых людей. Письма на войне приобретали особый смысл. Полученный бумажный треугольник становился настоящим талисманом. Согревал, радовал, поддерживал воинов в самые тяжёлые минуты, напоминая о связи между людьми, разделённых войной на сотни и даже тысячи километров друг от друга.

5. Акция «Письмо защитнику Отечества» в поддержку воинов  

  - Вы уже принимали участие в флешмобе детских хоров «Я – гражданин России».

Сегодня мы с вами тоже можем поддержать наших воинов, которые принимают в это время участие в специальной миротворческой операции на Украине,  приняв  участие во

Всероссийской молодёжной акции   «Письмо защитнику Отечества» (проходит с 01.02.23г.  – 15.02.23г.)

Для этого нужно написать письмо-поздравление  со словами поддержки участникам спецоперации.

Детям предлагаются контуры голубей, как символ мира и добра, на которых нужно написать  слова поддержки и  благодарности за  мужество и героизм,  слова уверенности в скором благополучном возвращении  воинов домой.

6. Заключение. Итог занятия.

  - Сегодня мы с вами  узнали имена героев. Когда-то  они были  такими  же подростками,  как и вы сегодня. Учились  в школе, проводили  время с друзьями после уроков, задумывались  о своём будущем. Мечтали  ли они,  что совершат когда-то геройский поступок? Возможно. Нам с вами их  жизнь и подвиг ещё раз доказывают, что герои – это обычные люди, которые ходят по улицам рядом с вами, а возможно, сидят за соседней партой.

Звучит песня «Встанем!» в исполнении Ярослава Дронова (музыка и слова:SHAMAN)

Приложение

1.Слова-карточки для практического упражнения

находчивость               доброта                      взаимовыручка

сила   воли                   трусость                      дружба  

твердость духа           милосердие                 товарищество  

2.Пословицы (игра «Лото пословиц»)

Тот герой,  кто за Родину горой

Герой не многих знает, а имя его вся страна повторяет

Героями не рождаются, героями становятся

Слава – герою,   презренье – трусу

Сам погибай, а товарища выручай

Родина – мать, умей за нее постоять

3.Контуры голубей

Список литературы

1. С.  Алексеев  «Медаль»

2.Л. Кассиль «Памятник советскому солдату»    

3. Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»  

4. А.Твардовский «Василий Теркин»  

5.А. Толстой «Русский характер»

6. «Что нужнее всего в бою», индийская притча, сайт: https://wisdomlib.ru/story/683

7. сайт: https://ircity.ru/text/theme/26105/

8. сайт: https://angarsk38.ru/news/pogibshie-voennye-na-ukraine-iz-irkutskojj-oblasti/

9. сайт: https://irkutsk.news/novosti/2022-11-09/364531-voennosluzhaschie-iz-taisheta-malty-ehirit-bulagatskogo-i-ziminskogo-raionov-pogib.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»

Классный час – телепередача  «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями.           2. Выявление профессиональных склон...

Методическая разработка классного часа в помощь классному руководителю "Урок - мира!"

Замечатеный материал для проведения классного часа 1 сентября....

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Методическая разработка занятия «Роботы вокруг нас»

Данная разработка занятия содержит методический материал для проведения занятия "Роботы вокруг нас". Назанятии у обучающихся формируются понятия "Робот", "Робототехника",...

Методическая разработка урока "Информация вокруг нас. Представление информации с помощью таблиц. 5 класс"

Тип урока: усвоение новых знанийЦель: создание условий для формирования понятия «таблица», формирование представления о структуре таблицы, использование табличного способа для решения логи...

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...

Методическая разработка классного часа в рамках районного конкурса "Самый классный классный" для учащихся 5-9 класса на тему "Прикоснёмся к памяти душой"

РазработкаКлассного часа в форме устного журналана тему « Прикоснёмся к памяти душой»Цели:— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстояв...