«Грамотная многоэтажка»
методическая разработка

Анна Васильевна Логвиненко

  Внеклассное мероприятие к  Международному дню распространения грамотности для студентов колледжа, обучающихся по специальности 

08.02.14  Эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gr_mnogoetazhka_-_razrabotka.docx85.67 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное профессиональное Эмблема БСК

образовательное учреждение

«Белгородский строительный колледж»

«Грамотная многоэтажка»

 

  Внеклассное мероприятие

к Международному  дню распространения грамотности.

   

             Преподаватель:

Логвиненко Анна Васильевна

 

г. Белгород

Цель:  развитие коммуникативной культуры студентов  и стремления стать высококвалифицированными специалистами.

Задачи:

-  познакомить обучающихся с историей праздника;

- развивать грамотную устную и письменную  речь  студентов, умение  точно отвечать на поставленные вопросы;

-  воспитывать  такие нравственные ценности, как уважение, взаимопомощь и взаимопонимание.

Оборудование:

  • выставка книг;
  • мультимедийное оборудование;
  • презентация «Грамотная многоэтажка»;
  • кинофрагмент «Не поеду!»  https://youtu.be/gZxN2V4_ec0;
  • видеозапись «Собрание  жильцов многоквартирного дома»;
  • аудиозапись песни Анжелики Варум «Городок».

Содержание

  1. История возникновения Международного  дня распространения грамотности.

Слово организатора

     - Личная свобода, взаимопонимание с окружающим миром, независимость, развитие собственного потенциала, решение конфликтов. Всё это дает человеку  грамотность. Она имеет даже собственный день в календаре. 8 сентября весь мир празднует  «Международный день распространения грамотности».

- Когда возник этот праздник?

-  С какими традициями Дня грамотности Вы знакомы?  Как этот праздник отмечают в России?

   Ведущий 1.

Своим возникновением праздничный день обязан министрам образования различных стран (России, Америки, Франции и др.), которые полвека назад — в 1965 году — собрались в Тегеране на Всемирную конференцию, чтобы обсудить проблему безграмотности населения планеты. К тому моменту ситуация складывалась плачевная: 44% только одних взрослых людей по всему миру оставались неграмотными. 19 сентября члены завершившейся конференции подготовили свыше 80 рекомендаций, среди которых значилось учреждение дня грамотности. И уже через год впервые отмечался Международный день грамотности- 8 сентября. Постепенно в праздновании этого дня появились свои традиции. На мировом уровне помимо ежегодных конференций, проводимых в штаб-квартире Юнеско, вручаются премии в размере 20 тысяч долларов имени короля Сечжона и Конфуция за распространение грамотности. В этот день в разных странах мира различные государственные и общественные здания украшаются плакатами с фотографиями известных людей, читающих книги, газеты и журналы; выдающихся деятелей культуры, харизматических лидеров, известных спортсменов и т.д. В первую сентябрьскую неделю открываются книжные выставки и ярмарки, проводятся конкурсы и викторины, конференции и семинары. В нашей стране День чтения и грамотности отмечается с 2000 года в Москве, в г. Реж Свердловской области, Екатеринбурге, где прошли «Крапивинские чтения», посвященные замечательному детскому писателю В.П. Крапивину, уроженцу этого города. В середине 70-х годов ХХ века, когда начинали отмечать этот день, «быть грамотным» означало умение читать и писать. Затем стали говорить об академической и функциональной грамотности. Первая нужна для того, чтобы учиться, а вторая – чтобы пользоваться чтением и письмом каждый день в жизни.

  Ведущий 2.

    -  Всемирная Организация Здравоохранения включает показатель грамотности в 12 наиважнейших показателей, определяющих здоровье нации. ООН считает грамотность и продолжительность жизни одинаково важными характеристиками жизни народа. Международный валютный фонд подсчитал, что экономическое развитие страны начинается тогда, когда уровень грамотности превышает 40%. А по данным ЮНЕСКО в мире насчитывается более 700 миллионов неграмотных людей среди взрослых, а среди детей это число превышает 72 миллиона. Это страны, в которых ведутся войны, страны «третьего мира». Две трети неграмотных - женщины и девочки, и при этом социологи в разных странах отмечают факт определяющего влияния грамотности матери, в частности, уровня и качества ее чтения, на читательское развитие ребенка.  2003-2012 годы были объявлены ЮНЕСКО Десятилетием грамотности. Главные задачи Десятилетия: значительное повышение показателей грамотности, обеспечение доступного и всеобщего начального образования и поощрение равенства женщин и мужчин в сфере образования.

  1. Традиции праздника.

Ведущий 1.

Результаты сравнительного исследования, проведенного Международной Ассоциацией Чтения (IRA) в 2000 году, оценивавшего достижения в области чтения 9-ти и 15-летних, выявили, что наивысших результатов достигли учащиеся обоих возрастов Финляндии. Россия принимала участие в исследованиях 2000, 2003 и 2009 годов, эксперты оценивали грамотность учеников в чтении, математике и естествознании. Из 265 000 пятнадцатилетних учащихся 32-х индустриально развитых стран, принимавших участие в 6 программе оценки результатов обучения (PISA) в 2000 году, Россия заняла общее 28 место, в 2003 году – 33 место из 40 стран, а в 2009 году – 43 из 65 стран. При этом, в 2008 году по результатам исследования чтения  успехи продемонстрировали учащиеся начальных школ России, заняв первое место в международных показателях. В России День грамотности только-только набирает популярность. Например, с 2011 года существует акция, ставшая уже международной, «Тотальный диктант». В школах, университетах и других учебных заведениях День грамотности также стал одним из главных. Для учащихся устраивают викторины, олимпиады, КВН по разным предметам, ведь грамотность — не только умение правильно писать, считать и читать. Это целый набор знаний и навыков в различных научных областях, которые помогают человеку быть успешным.    

                                                           

3.     Конкурс – разминка «Дома бывают…»

- Ребята, вы студенты  строительного колледжа.  Полное название вашей специальности звучит так: «08.02.14. Эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома». Естественно, чтобы стать грамотным специалистом, вам нужно с первого курса накапливать знания, и узнавать как можно больше о строении и жизни многоквартирного дома.

Вы знаете название жилищ животных и разных народов? А на сколько хорошо вы хорошо знаете, мы узнаем из конкурса - разминка.  

1.Специальный домик для пчелы? Улей.

2.Птичий домик? Гнездо. 

3.Рыбий домик в квартире? Аквариум.

4. Жилище кочевников? Юрта.

5.Дом для лошадей? Конюшня.

6. Жилище для птиц, сделанное человеком. Скворечник.

7.Крестьянский дом в России? Изба.

8.Постройка из жердей и веток в лесу? Шалаш.

9.Хижина у индейцев? Вигвам.

10.Жилища чукотского народа? Чум.

11. Зимний дом для медведя. Берлога.

11. Украинский дом? Хата.

 Слово организатора

- Птицы вьют гнезда, звери устраивают норы, а люди? А люди строят дома. В разные времена и в разных странах дома строили по-своему. Индейцы, например, сооружали хижины из гибких веток, тонких стволов, листьев и коры. Африканцы придумали дома-шалаши, которые могли собираться и разбираться, как палатки. Современные дома очень разнообразны по форме, цвету, материалу.

У каждого человека должен быть дом не просто крыша над головой, а место где его любят и ждут, где уютно и тепло.

Вот сейчас мы с вами, а вернее вы сами будете создавать такой дом. Для этого разделимся на две команды, две многоэтажки. Те ребята, кто назвал дом, являющийся жильем для людей - одна  команда, знатоки птичьих жилищ - вторая.

Для начала придумайте название своему дому (Белгородсити, Синяя крыша, Дом  белгородца…)

/ Смотрим варианты новых многоэтажных домов в презентации «Современные  городские дома»/

4. Продолжи пословицу о грамотности.

- Такие красивые дома нуждаются в грамотном обслуживании.

Будешь книги читать –

 

Грамоте учиться –

Выбирай книгу,

В умной беседе ума наберешься,

Корень ученья горек,

Слово - серебро,

Не тот грамотен,  

Ложка нужна,  

                /Судьи считают правильные ответы, данные командами./

5. Работа с терминологией

- Давайте разберемся, насколько хорошо вы владеете терминологией своей специальности. К данным на слайде добавьте свои термины. «Словарь терминов в сфере ЖКХ» вам в этом, несомненно, поможет. 

 https://doverie-adler.ru/consumers/slovar.php

- Например, я узнала значение термина «инсоляция». Так называется  освещение квартир прямыми солнечными лучами ежедневно в течение нескольких часов, а также качество естественного освещения.

Договор аренды,
лестничный пролёт,
жилищно-коммунальный комплекс,
кадастровый номер,
придомовая территория…

6. Кроссворд « Знатоки ЖКХ»

Каждая команда получает кроссворд. Кто же первый справится с трудной терминологией…

По горизонтали

1. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные … на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

4. На каком праве принадлежат собственникам помещения в многоквартирном доме.

6. Программа, разрабатываемая для ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

9. Здание, дом, в котором в собственности физических и юридических лиц находятся квартиры, комнаты и коммерческие помещения.

11. Многоквартирный дом состоит из жилых квартир или комнат (если это общежитие). … могут принадлежать на праве собственности как физическим, так и юридическим лицам — частным или государственным организациям.

12. … управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.

13. Собственники помещений пользуются и распоряжаются в установленных законом рамках общим … в многоквартирном доме.

По вертикали

2. При отсутствии этого документа одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.

3. Способ формирования … капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

5. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании … помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.

7. Многоквартирный дом может управляться только одной … организацией.

8. Добровольное объединение граждан, установленное настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.

10. Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя … на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

7. Конкурс капитанов.

        - Скандал, жалобы нередко случаются в жизни многоквартирного дома. И вам по роду деятельности, возможно, придется их разбирать.

Посмотрим видеосюжет «Грамотный» человек «вежливо» общается с соседями»     https://youtu.be/ZQKA6yt88Dk

-  Представьте: делегированный представитель общественности приходит в Управляющую компанию…Выслушав данную жалобу, дайте достойный грамотный ответ представителю общественности.

/ Деловая игра «Разберемся с жалобой»/.

8. Деловые бумаги.

       - Грамотность вам необходима   при составлении различных деловых бумаг, в частности объявлений для жильцов. Посмотрите слайд 28 и найдите ошибки в данном объявлении. Напишите объявление грамотно.

9.   Конкурс пословиц о доме

-  О законах  общих правилах человеческого  сожительства  нас заставляют задуматься пословицы и поговорки. В каждой из них - истина, проверенная временем. Команда многоэтажки, сплоченная игрой, найдет такие пословицы… Кто больше?

- Людей помнят по их делам.

· Без хозяина — дом сирота.

· Дома не в гостях: посидев, не уйдешь.

· Всякий дом хозяином держится.

· В своем доме как хочу, так и ворочу.

· Хоть по уши плыть, да дома быть.

· Дом красится хозяином.

· Горе тому, кто непорядком живет в дому.

· Что в поле родится, все в доме пригодится.

· И стены в доме помогают.

· Неси в дом, а не из дому.

· Дома и стены помогают.

· Не выноси сора из избы.

· Лучше дома своего нет на свете ничего

                     - Гнева не пугайся, на ласку не кидайся. 

10. Рефлексия. Законы человеческого общежития.

    - Главное – люди… Для каждого человека очень важны добрые отношения с соседями. Дружат люди домами, улицами, городами и даже странами. А на сколько вы дружны, мы увидим из следующего задания.

     В конце предлагаю вам послушать притчу.

 
     Давным-давно жил один из мудрейших людей – царь Соломон. Однажды хитрец задумал обмануть царя. Поймав в руки бабочку и зажав её в ладони, хитрец решил обратиться к Соломону, спросив: «Что у меня в руках? Живое или мёртвое?» Если царь ответит «живое», то я сожму ладони. Если царь ответит «мёртвое», то я разожму руки, и бабочка улетит. Так думал хитрец. Пришёл хитрец к Соломону и задал свой вопрос. Соломон поднял глаза и ответил: «Всё в твоих руках». 

- Всё в наших руках: порядок, чистота, отношения в доме...Каждому хочется, чтобы его  дом был ему  тихим пристанищем, как поется в песне:

Как хорошо, легко бывает дома,

Где всё уютно, близко и знакомо;

Там от проблем укрыться можно мне всегда,

                               И не пугают неудачи и беда.

 Сформулируйте законы жизни вашей многоэтажки. Если вы стремитесь жить с вашей семьей в обстановке задушевной дружбы, в тишине и покое,  входите в дом через одну дверь; пользуйтесь одними лифтами,  старайтесь  быть  ... (взаимовежливыми, аккуратными, внимательными…)

      / Продолжи фразу,  каждая команда старается подобрать больше слов и выражений …/

 

- Надеюсь, что вы будете именно такими жильцами многоэтажки…

11. Итоги

 - А нашему жюри еще предстоит подвести итоги. Ваши дома - необычные. Для их строительства вы использовали особо прочный материал – знания и взаимопонимание. Мы надеемся, что это позволит сохранить в доме тепло и уют. В нем найдут приют те, кому тоскливо, страшно и одиноко. Он будет радовать всех тех, кому необходимо общение, любовь и самореализация. И пусть под крышей этого дома всегда царит хорошее настроение. И вы сможете с удовольствием трудиться в нём  в качестве грамотного специалиста по эксплуатации и обслуживания многоквартирного дома.


              Звучит песня «Городо́к»  ( муз. Ю. Варум, сл. К. Крастошевского)                     

                                 https://rutube.ru/video/4f4d827765f7c34cef49ef43bdff3f6b/

Слово жюри

 - Быть грамотным сегодня – это значит быть образованным, постоянно овладевать всё новыми и новыми знаниями, совершенствовать себя как личность, уметь правильно оценивать свой интеллектуальный уровень и достоинства собеседника. Сегодня вы показали…

                                       

                                                Приложение

1. Продолжи пословицу о грамотности.

Будешь книги читать –

будешь много знать.

Грамоте учиться –

всегда пригодится.

Выбирай книгу,

как выбираешь друга.

В умной беседе ума наберешься,

а в глупой – свой растеряешь.

Корень ученья горек,

а плод сладок.

Слово -серебро

молчание – золото. 

Золото добывают из земли,

а знания из книг.

Кто грамоте горазд,

тому не пропасть.

Не тот грамотен, кто читать умеет,

а тот, кто слушает да разумеет.

Ложка нужна, чтобы суп хлебать,

а грамота - чтобы знания черпать.

 

2. ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД


По горизонтали

1. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные … на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

4. На каком праве принадлежат собственникам помещения в многоквартирном доме.

6. Программа, разрабатываемая для ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

9. Здание, дом, в котором в собственности физических и юридических лиц находятся квартиры, комнаты и коммерческие помещения.

11. Многоквартирный дом состоит из жилых квартир или комнат (если это общежитие). … могут принадлежать на праве собственности как физическим, так и юридическим лицам — частным или государственным организациям.

12. … управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.

13. Собственники помещений пользуются и распоряжаются в установленных законом рамках общим … в многоквартирном доме.

По вертикали

2. При отсутствии этого документа одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.

3. Способ формирования … капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

5. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании … помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.

7. Многоквартирный дом может управляться только одной … организацией.

8. Добровольное объединение граждан, установленное настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.

10. Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя … на содержание общего имущества в многоквартирном доме.


3.  Стихотворение Михаила Крюкова «Как хорошо, легко бывает дома»

 

 Как хорошо, легко бывает дома,

Где всё уютно, близко и знакомо;

Там от проблем укрыться можно мне всегда,

И не пугают неудачи и беда.

Я в трудный час домой спешу скорее -

Родные стены сердце мне согреют;

Родимый дом - надёжный мой причал,

Он для меня - начало всех начал!

Гостить в чужих краях доводится порою -

Там по родному дому я грущу, не скрою,

И с каждым днём всё с большим нетерпеньем жду,

Когда в места родные снова я приду.

Мой дом, конечно, не дворец роскошный,

Но в нашей жизни сложной, суматошной

Нет места в мире для меня милей,

Теплей, уютней, ближе и светлей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

П Р О Е К Т Грамотность чтения как компонент функциональной грамотности

материалы использовать на уроках русского языка и литературы, на факультативных занятиях,во внеклассных мероприятиях...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Формирование медийно-информационной грамотности грамотности на уроках русского языка

Задача преподавателя русского языка, наврное, одна из самых непростых в достижении формирования у современного студента навыков грамотной речи, а урок по-настоящему привлекательным. Ведь сегодня за ст...

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...

Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса

Рабочая программа элективного курса  «Функциональная грамотность»Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 5 клас...

Понятие и виды функциональной грамотности; понятие «математической грамотности», основные подходы к оценке математической грамотности

Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально ...