Внеурочное мероприятие " Блокада Ленинграда"
классный час (9 класс)
Предварительный просмотр:
Классный час: «Блокада Ленинграда»
Открытое мероприятие 5-7 класс
Дата : 28.01.21
Провела : кл. рук. Наумова В.А.,
Цели: познакомить учащихся с историей блокадного Ленинграда, воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны, расширять кругозор учащихся.
Опять война
Опять блокада?
А может нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить…»
И может показаться: правы
И убедительны слова
Но даже если это правда
Такая правда – не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она, Как сила, нам нужна!
- Рассказ учителя.
В летописи Великой Отечественной войны особое место занимает героическая оборона Ленинграда, который 900 дней находился в кольце блокады. На долю его жителей выпали неимоверные лишения и трудности. Они жили под постоянными бомбёжками и обстрелами, мёрзли, умирали от голода. Не было ни одной ленинградской семьи, которая не потеряла бы своих близких.
Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на город с целью стереть его с лица земли.
Но жители мужественно обороняли свой город. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения. А женщины рыли окопы вокруг города. Солдаты устанавливали противотанковые укрепления. Началась эвакуация мирных жителей. Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты вышли к Неве, перерезав железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной. Чтобы предупредить жителей о налете вражеских самолетов в городе объявлялась «Воздушная тревога», звучала сирена и люди, взяв с собой самое необходимое, прятались в бомбоубежище.
Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод.
На 12 сентября наличие основных продуктов питания составляло:
- Хлебное зерно и мука на 35 суток;
- Крупа и макароны на 30 суток;
- Мясо и мясопродукты на 33 суток;
- Жиры на 45 суток;
- Сахар и кондитерские изделия на 60 суток.
Продукты стали выдавать по карточкам. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей.
Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года они были самыми низкими, ничтожно малыми: рабочие и инженерно-технические работники получали лишь по250гр. Суррогатного хлеба, а служащие, иждивенцы и дети – всего по 125гр. В день! Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли их в пищу.
Блокада принесла ленинградцам и другие тяжелейшие испытания. Зимой 1941-1942 годов город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбежками и обстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах с заделанными окнами, потому что стекла были выбиты взрывной волной. Тускло светились коптилки. Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лед, брать воду в быстро замерзающих прорубях, а потом под обстрелом доставлять е домой.
Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. На работу приходилось ходить пешком по занесенным снегом улицам. Основной транспорт жителей города – детские саночки. На них везли скарб из разрушенных домов, мебель для отопления, воду из проруби в бидончиках или кастрюлях, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни.
Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тыс. ленинградцев погибли от голода.
Видеоролик « Блокадный Ленинград»
Но Ленинград жил; ( видеофильм « Блокадный Ленинград)
- Трудно сказать, кто первым вспомнил тогда о футболе, но 6 мая 1942 года Ленгорисполкомпринял решение о проведении футбольного матча на стадионе "Динамо". Так, в блокадном Ленинграде 31 мая состоялся футбольный матч между командами «Динамо» и Ленинградского металлического завода. Игра, которая состоялась в мае на стадионе «Динамо», опровергала доводы вражеской пропаганды. Ленинград жил и даже играл в футбол!
Непросто было набрать 22 человека. Для проведения этого матча с передовой были отозваны бывшие игроки. Футболисты понимали, что своей игрой они обрадуют ленинградцев и покажут всей стране, что Ленинград жив. Матч состоял из двух укороченных таймов по 30 минут. Встреча проходила без замен. Второй тайм футболисты провели под бомбежкой. Как смогли истощенные и измотанные игроки провести на поле все это время, никому неизвестно.
- Как в блокадном Ленинграде исполнили Седьмую симфонию Шостаковича.
( рассказ учителя и прослушивание записи 7 симфонии)
Выступление учениеов 5 кл.( стихи)
Прорыв и снятие блокады
12 января 1943 года в 9 часов 30 минут утреннюю тишину разорвал залп "катюш" - во всей полосе наступления началась артиллерийская подготовка. Как только она закончилась, на лед вышли тысячи солдат. К концу первого дня наступления войска закрепились на двух плацдармах на левом берегу Невы. К полудню 18 января в районе Рабочих посёлков №5 и 1 произошла встреча двух фронтов. В ночь на 19 января 1943 года радио Ленинграда передало, что блокада прорвана.
14 января 1944 года в 9 часов 35 минут по противнику открыли огонь тяжёлые морские орудия из Кронштадта, с фортов и кораблей, а также многочисленная полевая артиллерия. Атака стрелковых частей 2-й армии началась в 10 часов 40 минут. К 27 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов взломали оборону 18-й немецкой армии, разгромили её основные силы и продвинулись на 60 километров в глубину. Видя реальную угрозу окружения, немцы отступили. С освобождением Пушкина, Гатчины и Чудово блокада Ленинграда была полностью снята.
Стихотворение « Блокадная ласточка»
Ученица 7 кл.
Выводы к уроку:Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.
Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План мероприятий "Блокада Ленинграда"
План мероприятий, посвященных годовщине блокады Ленинграда....
Внеклассное мероприятие Блокада Ленинграда
Данное мероприятие посвященно70 -й годовщине полного снятия блокады Ленинграда. Проводится в форме устного журнала для учащихся 5-9 классов....
Общешкольное мероприятие "Блокада Ленинграда"
Это мероприятие было посвящено 70-летию снятия блокады с города Ленинграда....
сценарий мероприятия "Блокада Ленинграда"
сценарий мероприятия "Блокада Ленинграда"...
Разработка внеклассного мероприятия "Блокада Ленинграда"
Тема: «Блокада Ленинграда»Цель: расширить представление учащихся о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны. Задачи:Обучающая - обогащать знания детей ...
Внеклассное мероприятие "Блокада Ленинграда"
Внеклассное мероприятие "Блокада Ленинграда"...
Внеклассное мероприятие «Блокада Ленинграда».
Внеклассное мероприятие «Блокада Ленинграда»....