Разработка внеклассного мероприятия "Блокада Ленинграда"
методическая разработка (9 класс) на тему
Тема: «Блокада Ленинграда»
Цель: расширить представление учащихся о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.
Задачи:
- Обучающая - обогащать знания детей о героическом прошлом нашей страны;
- Развивающая - формировать чувства гордости у подрастающего поколения за свою Родину.
- Воспитательная - воспитывать личность гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
Тип занятия: лекция
Методы и приемы: рассказ, демонстрация, показ, объяснение.
Интеграция образовательных предметов: История, Литература, Музыка.
Оборудование и материалы: ноутбук, экран, проектор, сценарий, презентация, видеоролики, музыкальное сопровождение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnekl._meropriyatie_blokada_leningrada.docx | 64.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
«Дом детского творчества»
с.Перегребное
Сценарий внеклассного мероприятия
«Блокада Ленинграда»
Автор – составитель:
Виктор Николаевич Лачугин
педагог дополнительного образования,
вторая квалификационная категория
Октябрьский район
ХМАО – Югра
2015г.
Пояснительная записка
Тема: «Блокада Ленинграда»
Цель: расширить представление учащихся о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.
Задачи:
- Обучающая - обогащать знания детей о героическом прошлом нашей страны;
- Развивающая - формировать чувства гордости у подрастающего поколения за свою Родину.
- Воспитательная - воспитывать личность гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
Тип занятия: лекция
Методы и приемы: рассказ, демонстрация, показ, объяснение.
Интеграция образовательных предметов: История, Литература, Музыка.
Оборудование и материалы: ноутбук, экран, проектор, сценарий, презентация, видеоролики, музыкальное сопровождение.
Ход мероприятия
Звучит песня «От героев былых времён» - А.Агранович. 1 куплет | Слайды 1 | |
Дню снятия блокады Ленинграда посвящается… | 2 | |
Педагог: | 22 июня 1941 года фашисты без объявления войны перешли границу Советского Союза | 3 видеофрагмент |
(Рассказ сопровождается показом на карте.) Перед вами карта современной России. В 1941 году наша страна называлась СССР и занимала большую территорию. Фашистское командование разработало план захвата Советской территории под названием «Барбаросса». За 3-4 месяца они хотели захватить всю европейскую часть СССР до Уральских гор. Уничтожить значительную часть населения, в первую очередь русских, украинцев, белорусов, цыган и евреев. Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на наш город с целью стереть его с лица земли. | 4 | |
Но жители мужественно обороняли свой город. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения. | 5 | |
А женщины рыли окопы вокруг города | 6 | |
Солдаты устанавливали противотанковые укрепления | 7 | |
Педагог: | Началась эвакуация мирных жителей. | 8 |
Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты вышли к Неве, перерезав железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной. Фашисты подошли так близко, что могли рассматривать наш город в бинокль. Они заняли Пулковские высоты. | 9 | |
Фашисты ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город | 10 | |
Чтобы предупредить жителей об артобстреле или налете вражеских самолетов в городе объявлялась «Воздушная тревога», звучала сирена и люди, взяв с собой самое необходимое, прятались в бомбоубежище. Перед вами Невский проспект. В те годы он назывался проспектом 25 Октября. | 11 | |
Чтобы как-то обезопасить людей, предупредить их, на стенах домов делали надписи: «Эта сторона наиболее опасна при артобстреле». | 12 | |
Педагог:
| Наш город называют музеем под открытым небом. Трудно представить его без граненых шпилей Адмиралтейства, Петропавловской крепости, Инженерного замка, без круглого златоглавого купола Исаакиевского собора. Они радуют глаз даже в ненастный осенний день. Но когда фашисты так близко, эти яркие шпили становятся прекрасными ориентирами для вражеских артиллеристов и летчиков. Решили тогда их срочно замаскировать. | 13 |
Купол Исаакия и шпиль Петропавловского собора решили покрыть серой краской | 14-15 | |
А вот Адмиралтейскую иглу нельзя было красить. Решили спрятать ее под большим чехлом. Сначала с помощью аэростата и специального приспособления старший лейтенант Судаков поднялся на самый верх и, раскачиваясь на узенькой дощечке, закрепил канаты и блок. Потом по очереди стали подниматься альпинисты: Ольга Фирсова, Александра Пригожева, Алоиз Земба, Михаил Бобров. Враг не хотел мириться с потерей ориентиров. Однажды фашистский самолет-истребитель вынырнул из облаков и сходу дал очередь по шпилю. Пули прошили позолоту рядом с Ольгой Фирсовой. Не раз отважным альпинистам приходилось подниматься на блокадные вершины, т.к. из-за осколков снарядов, бомб суровой непогоды был нужен постоянный ремонт маскировки. | 16-17 | |
На этой фотографии Ольга Фирсова и Михаил Бобров в Мариинском дворце после вручения им ордена «Дружбы народов». | 18 | |
Педагог: | Многие памятники не успели снять с пьедесталов и спрятать. Тогда решили обложить их мешками с песком и обнести толстыми досками, как этот памятник Николаю I и Петру I – основателю нашего города. | 19-20 |
Педагог:
| Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод. Хлебное зерно и мука на 35 суток; Крупа и макароны на 30 суток; Мясо и мясопродукты на 33 суток; Жиры на 45 суток; Сахар и кондитерские изделия на 60 суток. Продукты стали выдавать по карточкам. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей. | 21 |
Снабжать город приходилось довольно сложным путем. Подвозили по железной дороге к восточному берегу Ладожского озера, затем до прекращения навигации продукты грузили на баржи и водным путем доставляли до специально построенной железнодорожной ветки, а затем доставляли в Ленинград. Это был тонкий ручеек, лишь в малой степени удовлетворявший потребности Ленинградцев. С приходом зимы трасса, названная Дорогой жизни стала проходить по льду | 22 | |
Первыми по ней пошли конные обозы с хлебом. | 23 | |
А когда лёд стал толще продукты повезли на грузовиках. На обратном пути из города вывозили слабых, обессиленных ленинградцев. | 24 | |
Много трудностей подстерегало шоферов. Днем и ночью налетали на колонны с грузом вражеские бомбардировщики, вражеская артиллерия вела прицельный огонь. Часто лед трескался и машины тонули. | 25 | |
На Дороге жизни хорошо знали шофёра Максима Твердохлеба. В канун 1942 года он должен был доставить мандарины из Грузии детям на новогоднюю ёлку. Ехать пришлось ночью. Но фашисты не спали. Два «мессера» атаковали грузовик и изрешетили его пулями. Разбилось смотровое стекло, водителя ранило в руку, из машины повалил пар. Можно было выскочить из машины! Но как же детишки? Отважный шофёр довёл машину до берега, в ней потом насчитали 49 пробоин. Ленинградские дети получили на новогодней ёлке мандарины. | 25-26 | |
Бывало, что моторы застывали в пути, приходилось их разогревать. …И было так: на всем ходу | 27 | |
Педагог: | Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни, всего 125 г! Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда.…Кроме хлеба есть, было, нечего. | 28 |
Многие жители не перенесли этой зимы. Они умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков. | 29 | |
Придёт человек домой. Окна заклеены полосками бумаги крест на крест, чтобы стёкла не разбились от взрывной волны. Холодно, потому что нет отопления, и воды тоже нет, ни горячей, ни холодной. На стене чёрная тарелка – это радио, оно постоянно включено, слышны удары метронома. В любой момент могут объявить «Воздушную тревогу». Печка «буржуйка». Пока её топишь – тепло, перестанешь топить – холодно. | 30 | |
Дров тоже было очень мало. На топливо разбирали разбомбленные дома, мебель… | 31 | |
Вот видеосъёмка тех лет… | 32 видеофрагмент | |
За водой приходилось ходить на Неву или к колонкам, которые специально установили на улицах города. | 33 | |
Педагог: | Я в гору саночки толкаю. | 34 |
Днем и ночью на город налетали вражеские самолеты. Тогда тревожно завывали сирены, а ночное небо прочерчивали лучи прожекторов, чтобы легче видеть врага защитникам города – зенитчикам. 900 дней и ночей истребительная авиация и зенитная артиллерия охраняли ленинградское небо | 35 | |
В те дни все узнали о подвиге Алексея Севастьянова. Многие ленинградцы, которые несли дозорную службу на крышах домов, наблюдали за воздушным боем фашистского бомбардировщика и советского истребителя. У нашего летчика кончились патроны. Все замерли… Что же теперь будет? Севастьянов направил свой самолёт на врага и мотором ударил фашистский самолет. Тот вспыхнул и полетел вниз.…На крышах домов раздались аплодисменты и крики «браво!». | 36 | |
Фашистский бомбардировщик рухнул в Таврический сад. Сейчас его обломки можно видеть в одном из залов Музея истории города. Гитлеровские лётчики спустились на парашютах и были взяты в плен. | 37 | |
Нашего летчика выбросило из кабины, но он успел дернуть за парашютное кольцо и благополучно приземлился и еще долгое время защищал ленинградское небо. К сожалению, он погиб, спасая товарища. Посмертно А.Севастьянову было присвоено звание Героя Советского Союза. Именем героя названа улица в Московском районе. | 38 | |
В осажденном городе повседневные дела становились подвигом. Во время блокады страдали и мучились все: и люди, и животные. Огромные испытания выпали на долю зоопарка: центр города, рядом Петропавловская крепость, по которой фашисты били прямой наводкой. Множество снарядов и бомб взорвалось на территории зоопарка (в то время его называли «зоосадом»). Многие животные погибли, а другие страдали от голода. Героические усилия прикладывали сотрудники зоопарка, тоже голодавшие и погибавшие от бомбежек и артобстрелов. Всю долгую и страшную блокаду прожила в зоосаде бегемотиха по кличке Красавица. Она выжила благодаря уходу Евдокии Ивановны Дашиной: эта самоотверженная женщина каждый день носила из Невы воду, грела и устраивала для Красавицы душ. Потому что больше всего бегемоты страдают от отсутствия воды: кожа трескается, и животное умирает. Но, благодаря Дашиной, Красавица выжила. Хотя и похудела. Потому что кормили бегемотиху чем придется: вениками, ветками, иногда просто запаривали для нее опилки. К счастью Красавица почти ни от чего не отказывалась. Только очень боялась артобстрелов и бомбежек и всегда пряталась в свой пустой бассейн. | 39 | |
Педагог: | Но в те дни не затихала культурная жизнь города. Давал представления блокадный театр. | 40-41 |
Работала Публичная библиотека | 42 | |
Работали школы. | 43 | |
«…И отцы ушли, и братья ушли. Или нам, мальчишкам, сидеть – дожидаться…» пишет А.Гайдар в «Сказке о Военной Тайне…» Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки за ушедших на фронт братьев и отцов. Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. Они знали, что своей работой помогают фронту. | 44 | |
Девочки тоже не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сестрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки. | 45 | |
Помогали в госпиталях. | 46 | |
Разбирали письма на почте. | 47 | |
Многие мальчики и девочки были награждены медалями. | 48-49 | |
Наш город в снег Всю зиму не работала канализация, нечистоты скопились на улицах города, но в мороз это было не страшно. А вот с приходом весны снег начнет таять, оживут микробы и инфекции погубят людей. Фашисты и здесь просчитались. | 50 | |
Педагог: | Уставшие, голодные, измученные люди нашли в себе силы. Они взяли лопаты и очистили город! | 51 |
Когда наступила поздняя весна, на улицах был порядок. Посмотрите на эту фотографию. Какая чистота в городе! | 52 | |
Потом жители принялись делать грядки. Огороды разводили во дворах, в уличных скверах и больших парках. Даже на Исаакиевской площади! | 53 | |
Здесь девочки высаживают рассаду на набережной у Петропавловской крепости. | 54 | |
Вот какой урожай созрел! | 55 | |
Фашисты мечтали войти в Ленинград. Они вошли, но не парадным маршем, а под конвоем советских солдат. | 56 | |
К прорыву блокады войска Ленинградского фронта готовились долго и тайно. И, наконец, настал день штурма. Бои продолжались несколько дней. 18 января 1943 года утром воины Ленинградского фронта соединились с бойцами Волховского фронта. И весь мир узнал, что блокада прорвана! И пусть узкий, но все же постоянный коридор соединял Ленинград с большой землей. | 57 | |
А через год, 27 января 1944 года, враги были отброшены от города на 300 км и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады! | 58 | |
Война еще не кончилась, а жители стали восстанавливать свой город. Со стен стирали надписи «Эта сторона наиболее опасна при артобстреле». | 59 | |
Начали возвращаться вывезенные ценности | 60 | |
Восстанавливали трамвайные пути по всему городу. | 61 | |
Сажали деревья вместо тех, которые были уничтожены во время войны. И даже высадили новый парк у Московского проспекта. Этот парк так и называется - Парк Победы. К этому парку выходит улица Севастьянова, сегодня вы слышали о подвиге летчика Алексея Севастьянова. | 62 | |
Горожане собрались у репродуктора, чтобы услышать радостную новость. Пришла долгожданная победа! Конец войне! | 63 | |
В честь Победы дан салют. Небо осветилось не прожекторами и взрывами, а праздничным фейерверком. | 64 | |
Город выстоял и победил, но эта победа досталось дорогой ценой! Голод привел к страшным последствиям. Тысячи ленинградцев лежат на Пискаревском кладбище в братских могилах. Это самое крупное кладбище в мире. По обе стороны от вечного огня тянутся могильные холмы. У каждого холма гранитный блок с датой: 1942, 1943, 1944. | 65 | |
Педагог: | Центр мемориала – 6-ти метровая величественная бронзовая фигура Родины-матери с гирляндой из дубовых листьев. Гирлянда из дубовых листьев - это символ бессмертной славы лежащих здесь героев. Тысячи людей приходят сюда, чтобы поклониться, отдать дань уважения покоящимся здесь людям | 66 |
Прочитать стихотворение О. Берггольц на слайде. | 67 |
Список используемой литературы
- Адамович, А. Блокадная книга /А. Адамович, Д. Гранин. - М.: Сов. писатель, 1982. - 430 с.
- Байков, Валентин Александрович. - Память блокадного подростка /Валентин
Александрович Байков; Худож. В. Мартусевич. - Л.: Лениздат, 1988. - 133 с.: ил.
- Был город-фронт, была блокада...: Рассказы, стихи, очерки, документы, хроника блокад.
дней: Для ст. шк. возраста / Сост. Д. Колпакова и В. Суслов. - Л. : Детская литература,
1984. - 206 с. : ил.
- Буров, А.В.. - Блокада день за днем, 22 июня 1941 г. - 27 января 1944 г. / А.В. Буров;
Предисл. М. Дудин. - Л. : Лениздат, 1979. - 478 с.
Приложение
1. Презентация « Блокада Ленинграда»
2. Видеофрагменты – 3 шт.
3. песня «От героев былых времён» - А.Агранович.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного снятию блокады Ленинграда
Урок мужества, посвященный снятию блокады Ленинграда...
внеклассное занятие: "Ленинград - город герой!"
Вреклассное занятие посвящено памятной дате 27 января 1944г. снятие блокады Ленинграда. Составлено с элементами современных информационных технологий....
Разработка урока "Блокада Ленинграда"
8 сентября 1941 года войска Вермахта вышли к Ладожскому озеру и захватили город Шлиссельбург. Вражеская авиация разбомбила продовольственные склады города. Замкнулось кольцо блокады Ленинграда....
Разработка классный "Блокадный Ленинград"
Блокадный Ленинград...
Методическая разработка Проект «Блокадный Ленинграда»
Актуальность проекта:Уже почти 75 лет мы прославляем победу в Великой Отечественной войне. Блокада Ленинграда сыграла очень важную роль не только в жизни Ленинграда (в настоящее время Санкт-Петербург)...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме "Суровой войны отголоски..." Дети блокадного Ленинграда. Дорога Жизни.
Дорога Жизни - это пример мужества и героизма, невероятной стойкости и несгибаемой воли к Победе советского народа, это самые трагические и героические страницы нашей истории. «...
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЛЕНИНГРАД В ГОДЫ БЛОКАДЫ»
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ«ЛЕНИНГРАД В ГОДЫ БЛОКАДЫ»...