Разработка внеклассного мероприятия "Блокада Ленинграда"
методическая разработка (9 класс) на тему

Лачугин Виктор Николаевич

Тема: «Блокада Ленинграда»

Цель: расширить представление учащихся о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны. 

Задачи:

  1. Обучающая - обогащать знания детей о героическом прошлом нашей страны;
  2. Развивающая - формировать чувства гордости у подрастающего поколения за свою Родину.
  3. Воспитательная - воспитывать личность гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

Тип занятия: лекция

Методы и приемы: рассказ, демонстрация, показ, объяснение.

Интеграция образовательных предметов: История, Литература,  Музыка.

Оборудование и материалы: ноутбук, экран, проектор, сценарий, презентация, видеоролики, музыкальное сопровождение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnekl._meropriyatie_blokada_leningrada.docx64.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

«Дом детского творчества»

с.Перегребное

Сценарий внеклассного мероприятия

«Блокада Ленинграда»

Автор – составитель:

Виктор Николаевич Лачугин

педагог дополнительного образования,

вторая квалификационная категория

Октябрьский район

ХМАО – Югра

2015г.

Пояснительная записка

Тема: «Блокада Ленинграда»

Цель: расширить представление учащихся о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.  

Задачи:

  1. Обучающая - обогащать знания детей о героическом прошлом нашей страны;
  2. Развивающая - формировать чувства гордости у подрастающего поколения за свою Родину.
  3. Воспитательная - воспитывать личность гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

Тип занятия: лекция

Методы и приемы: рассказ, демонстрация, показ, объяснение.

Интеграция образовательных предметов: История, Литература,  Музыка.

Оборудование и материалы: ноутбук, экран, проектор, сценарий, презентация, видеоролики, музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия

Звучит песня «От героев былых времён» - А.Агранович.

1 куплет

Слайды

1

Дню снятия блокады Ленинграда посвящается…

2

Педагог:

22 июня 1941 года фашисты без объявления войны перешли границу Советского Союза

3

видеофрагмент

(Рассказ сопровождается показом на карте.)

Перед вами карта современной России. В 1941 году наша страна называлась СССР и занимала большую территорию.

Фашистское командование разработало план захвата Советской территории под названием «Барбаросса». За 3-4 месяца они хотели захватить всю европейскую часть СССР до Уральских гор. Уничтожить значительную часть населения, в первую очередь русских, украинцев, белорусов, цыган и евреев.

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на наш город с целью стереть его с лица земли.

4

Но жители мужественно обороняли свой город. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения.

5

А женщины рыли окопы вокруг города

6

Солдаты устанавливали противотанковые укрепления

7

Педагог:

Началась эвакуация мирных жителей.

8

Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты вышли к Неве, перерезав железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной.

Фашисты подошли так близко, что могли рассматривать наш город в бинокль. Они заняли Пулковские высоты.

9

Фашисты ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город

10
видеофрагмент

Чтобы предупредить жителей об артобстреле или налете вражеских самолетов в городе объявлялась «Воздушная тревога», звучала сирена и люди, взяв с собой самое необходимое, прятались в бомбоубежище.

Перед вами Невский проспект. В те годы он назывался проспектом 25 Октября.

11

Чтобы как-то обезопасить людей, предупредить их, на стенах домов делали надписи: «Эта сторона наиболее опасна при артобстреле».

12

Педагог:

 

Наш город называют музеем под открытым небом. Трудно представить его без граненых шпилей Адмиралтейства, Петропавловской крепости, Инженерного замка, без круглого златоглавого купола Исаакиевского собора. Они радуют глаз даже в ненастный осенний день. Но когда фашисты так близко, эти яркие шпили становятся прекрасными ориентирами для вражеских артиллеристов и летчиков. Решили тогда их срочно замаскировать.

13

Купол Исаакия и шпиль Петропавловского собора решили покрыть серой краской

14-15

А вот Адмиралтейскую иглу нельзя было красить. Решили спрятать ее под большим чехлом. Сначала с помощью аэростата и специального приспособления старший лейтенант Судаков поднялся на самый верх и, раскачиваясь на узенькой дощечке, закрепил канаты и блок. Потом по очереди стали подниматься альпинисты: Ольга Фирсова, Александра Пригожева, Алоиз Земба, Михаил Бобров.

Враг не хотел мириться с потерей ориентиров. Однажды фашистский самолет-истребитель вынырнул из облаков и сходу дал очередь по шпилю. Пули прошили позолоту рядом с Ольгой Фирсовой. Не раз отважным альпинистам приходилось подниматься на блокадные вершины, т.к. из-за осколков снарядов, бомб суровой непогоды был нужен постоянный ремонт маскировки.

16-17

На этой фотографии Ольга Фирсова и Михаил Бобров в Мариинском дворце после вручения им ордена «Дружбы народов».

18

Педагог:

Многие памятники не успели снять с пьедесталов и спрятать. Тогда решили обложить их мешками с песком и обнести толстыми досками, как этот памятник Николаю I и Петру I – основателю нашего города.

19-20

Педагог:

 

Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод.
На 12 сентября наличие основных продуктов питания составляло:

Хлебное зерно и мука на 35 суток;

Крупа и макароны на 30 суток;

Мясо и мясопродукты на 33 суток;

Жиры на 45 суток;

Сахар и кондитерские изделия на 60 суток.

Продукты стали выдавать по карточкам. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей.

21

Снабжать город приходилось довольно сложным путем. Подвозили по железной дороге к восточному берегу Ладожского озера, затем до прекращения навигации продукты грузили на баржи и водным путем доставляли до специально построенной железнодорожной ветки, а затем доставляли в Ленинград. Это был тонкий ручеек, лишь в малой степени удовлетворявший потребности Ленинградцев. С приходом зимы трасса, названная Дорогой жизни стала проходить по льду

22

Первыми по ней пошли конные обозы с хлебом.

23

А когда лёд стал толще продукты повезли на грузовиках. На обратном пути из города вывозили слабых, обессиленных ленинградцев.

24

Много трудностей подстерегало шоферов. Днем и ночью налетали на колонны с грузом вражеские бомбардировщики, вражеская артиллерия вела прицельный огонь.

Часто лед трескался и машины тонули.

25

На Дороге жизни хорошо знали шофёра Максима Твердохлеба.

В канун 1942 года он должен был доставить мандарины из Грузии детям на новогоднюю ёлку. Ехать пришлось ночью. Но фашисты не спали. Два «мессера» атаковали грузовик и изрешетили его пулями. Разбилось смотровое стекло, водителя ранило в руку, из машины повалил пар.

Можно было выскочить из машины! Но как же детишки?

Отважный шофёр довёл машину до берега, в ней потом насчитали 49 пробоин. Ленинградские дети получили на новогодней ёлке мандарины.

25-26

Бывало, что моторы застывали в пути, приходилось их разогревать.

…И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
-Ну, так и есть – мотор заело.
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта – не угроза,
Да рук не разогнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Своих дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот – в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на рассвете -
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам…

27

Педагог:

Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни, всего 125 г! Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда.…Кроме хлеба есть, было, нечего.

28

Многие жители не перенесли этой зимы. Они умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков.

29

Придёт человек домой. Окна заклеены полосками бумаги крест на крест, чтобы стёкла не разбились от взрывной волны. Холодно, потому что нет отопления, и воды тоже нет, ни горячей, ни холодной.

На стене чёрная тарелка – это радио, оно постоянно включено, слышны удары метронома. В любой момент могут объявить «Воздушную тревогу».

Печка «буржуйка». Пока её топишь – тепло, перестанешь топить – холодно.

30

Дров тоже было очень мало. На топливо разбирали разбомбленные дома, мебель…

31

Вот видеосъёмка тех лет…

32

видеофрагмент

За водой приходилось ходить на Неву или к колонкам, которые специально установили на улицах города.

33

Педагог:

Я в гору саночки толкаю.
Еще немного - и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжелой стала, как свинец.
Как хорошо, что ты замерзла,
Святая невская вода!
Когда я поскользнусь под горкой
На той тропинке ледяной,
Ты не прольешься из ведерка,
Я привезу тебя домой.

34

Днем и ночью на город налетали вражеские самолеты. Тогда тревожно завывали сирены, а ночное небо прочерчивали лучи прожекторов, чтобы легче видеть врага защитникам города – зенитчикам. 900 дней и ночей истребительная авиация и зенитная артиллерия охраняли ленинградское небо

35

В те дни все узнали о подвиге Алексея Севастьянова.

Многие ленинградцы, которые несли дозорную службу на крышах домов, наблюдали за воздушным боем фашистского бомбардировщика и советского истребителя. У нашего летчика кончились патроны. Все замерли… Что же теперь будет?

Севастьянов направил свой самолёт на врага и мотором ударил фашистский самолет. Тот вспыхнул и полетел вниз.…На крышах домов раздались аплодисменты и крики «браво!».

36

Фашистский бомбардировщик рухнул в Таврический сад. Сейчас его обломки можно видеть в одном из залов Музея истории города. Гитлеровские лётчики спустились на парашютах и были взяты в плен.

37

Нашего летчика выбросило из кабины, но он успел дернуть за парашютное кольцо и благополучно приземлился и еще долгое время защищал ленинградское небо.

К сожалению, он погиб, спасая товарища. Посмертно А.Севастьянову было присвоено звание Героя Советского Союза. Именем героя названа улица в Московском районе.

38

В осажденном городе повседневные дела становились подвигом. Во время блокады страдали и мучились все: и люди, и животные.

Огромные испытания выпали на долю зоопарка: центр города, рядом Петропавловская крепость, по которой фашисты били прямой наводкой. Множество снарядов и бомб взорвалось на территории зоопарка (в то время его называли «зоосадом»). Многие животные погибли, а другие страдали от голода.

Героические усилия прикладывали сотрудники зоопарка, тоже голодавшие и погибавшие от бомбежек и артобстрелов.

Всю долгую и страшную блокаду прожила в зоосаде бегемотиха по кличке Красавица. Она выжила благодаря уходу Евдокии Ивановны Дашиной: эта самоотверженная женщина каждый день носила из Невы воду, грела и устраивала для Красавицы душ. Потому что больше всего бегемоты страдают от отсутствия воды: кожа трескается, и животное умирает. Но, благодаря Дашиной, Красавица выжила. Хотя и похудела. Потому что кормили бегемотиху чем придется: вениками, ветками, иногда просто запаривали для нее опилки. К счастью Красавица почти ни от чего не отказывалась. Только очень боялась артобстрелов и бомбежек и всегда пряталась в свой пустой бассейн.

39

Педагог:

Но в те дни не затихала культурная жизнь города. Давал представления блокадный театр.

40-41

Работала Публичная библиотека

42

Работали школы.

43

«…И отцы ушли, и братья ушли. Или нам, мальчишкам, сидеть – дожидаться…» пишет А.Гайдар в «Сказке о Военной Тайне…»

Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки за ушедших на фронт братьев и отцов. Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. Они знали, что своей работой помогают фронту.

44

Девочки тоже не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сестрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки.

45

Помогали в госпиталях.

46

Разбирали письма на почте.

47

Многие мальчики и девочки были награждены медалями.

48-49

Наш город в снег
До пояса закопан
И если с крыш
На город посмотреть,
То улицы
Похожи на окопы,
В которых побывать успела
Смерть.

Всю зиму не работала канализация, нечистоты скопились на улицах города, но в мороз это было не страшно. А вот с приходом весны снег начнет таять, оживут микробы и инфекции погубят людей.

Фашисты и здесь просчитались.

50

Педагог:

Уставшие, голодные, измученные люди нашли в себе силы. Они взяли лопаты и очистили город!

51

Когда наступила поздняя весна, на улицах был порядок. Посмотрите на эту фотографию. Какая чистота в городе!

52

Потом жители принялись делать грядки. Огороды разводили во дворах, в уличных скверах и больших парках. Даже на Исаакиевской площади!

53

Здесь девочки высаживают рассаду на набережной у Петропавловской крепости.

54

Вот какой урожай созрел!

55

Фашисты мечтали войти в Ленинград. Они вошли, но не парадным маршем, а под конвоем советских солдат.

56

К прорыву блокады войска Ленинградского фронта готовились долго и тайно. И, наконец, настал день штурма. Бои продолжались несколько дней.

18 января 1943 года утром воины Ленинградского фронта соединились с бойцами Волховского фронта.

И весь мир узнал, что блокада прорвана! И пусть узкий, но все же постоянный коридор соединял Ленинград с большой землей.

57

А через год, 27 января 1944 года, враги были отброшены от города на 300 км и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады!

58

Война еще не кончилась, а жители стали восстанавливать свой город. Со стен стирали надписи «Эта сторона наиболее опасна при артобстреле».

59

Начали возвращаться вывезенные ценности

60

Восстанавливали трамвайные пути по всему городу.

61

Сажали деревья вместо тех, которые были уничтожены во время войны.

И даже высадили новый парк у Московского проспекта. Этот парк так и называется - Парк Победы. К этому парку выходит улица Севастьянова, сегодня вы слышали о подвиге летчика Алексея Севастьянова.

62

Горожане собрались у репродуктора, чтобы услышать радостную новость.

Пришла долгожданная победа! Конец войне!

63

В честь Победы дан салют. Небо осветилось не прожекторами и взрывами, а праздничным фейерверком.

64

Город выстоял и победил, но эта победа досталось дорогой ценой!

Голод привел к страшным последствиям. Тысячи ленинградцев лежат на Пискаревском кладбище в братских могилах.

Это самое крупное кладбище в мире. По обе стороны от вечного огня тянутся могильные холмы. У каждого холма гранитный блок с датой: 1942, 1943, 1944.

65

Педагог:

Центр мемориала – 6-ти метровая величественная бронзовая фигура Родины-матери с гирляндой из дубовых листьев. Гирлянда из дубовых листьев - это символ бессмертной славы лежащих здесь героев. Тысячи людей приходят сюда, чтобы поклониться, отдать дань уважения покоящимся здесь людям

66

Прочитать стихотворение О. Берггольц  на слайде.

67

 

Список используемой литературы

  1. Адамович, А. Блокадная книга /А. Адамович, Д. Гранин. - М.: Сов. писатель, 1982. - 430 с.
  2. Байков, Валентин Александрович. - Память блокадного подростка /Валентин

Александрович Байков; Худож. В. Мартусевич. - Л.: Лениздат, 1988. - 133 с.: ил.

  1. Был город-фронт, была блокада...: Рассказы, стихи, очерки, документы, хроника блокад.

дней: Для ст. шк. возраста / Сост. Д. Колпакова и В. Суслов. - Л. : Детская литература,

1984. - 206 с. : ил.

  1. Буров, А.В.. - Блокада день за днем, 22 июня 1941 г. - 27 января 1944 г. / А.В. Буров;

Предисл. М. Дудин. - Л. : Лениздат, 1979. - 478 с.

 

Приложение

1. Презентация  « Блокада Ленинграда»

2. Видеофрагменты – 3 шт.

3. песня «От героев былых времён» - А.Агранович.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного снятию блокады Ленинграда

Урок  мужества, посвященный снятию блокады Ленинграда...

внеклассное занятие: "Ленинград - город герой!"

Вреклассное занятие посвящено памятной дате 27 января 1944г. снятие блокады Ленинграда. Составлено с элементами современных информационных технологий....

Разработка урока "Блокада Ленинграда"

8 сентября 1941 года войска Вермахта вышли к Ладожскому озеру и захватили город Шлиссельбург. Вражеская авиация разбомбила продовольственные склады города. Замкнулось кольцо блокады Ленинграда....

Методическая разработка Проект «Блокадный Ленинграда»

Актуальность проекта:Уже почти 75 лет мы прославляем победу в Великой Отечественной войне. Блокада Ленинграда сыграла очень важную роль не только в жизни Ленинграда (в настоящее время Санкт-Петербург)...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме "Суровой войны отголоски..." Дети блокадного Ленинграда. Дорога Жизни.

Дорога Жизни - это пример мужества и героизма, невероятной стойкости и несгибаемой воли к Победе советского народа, это самые трагические и героические страницы нашей истории.   «...

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЛЕНИНГРАД В ГОДЫ БЛОКАДЫ»

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ«ЛЕНИНГРАД В ГОДЫ БЛОКАДЫ»...