сценарий мероприятия "Блокада Ленинграда"
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Виктория Брониславовна Фролкова

сценарий мероприятия "Блокада Ленинграда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_kompozitsiya_blokada_leningrada.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная композиция "Блокада Ленинграда"

Цель: знакомство с героической биографией города Ленинграда.

Задачи:  на примерах ленинградцев расширить представления детей о мужестве, взаимопомощи, любви к Родине; воспитывать чувство патриотизма, уважение к ветеранам войны. сформировать чувство сопричастности своей судьбы к истории нашей страны

Оборудование: мудьтимедийная прзентация, компьютер, мультимедийный проектор, метроном, экран, фотографии Ленинграда.

Слайд № 1, 2

Вед. 1. У времени есть своя память – история. Мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших планету в разные эпохи. Сейчас тоже где-то идет война, свистят пули, рассыпаются от снарядов  и горят дома. Наш разговор сегодня – это попытка передать память. Память обо всем пережитом и взрослыми и детьми. К сожалению, время все быстрее уносит свидетелей и участников, тех, кто был, кто знал, кто видел и выстрадал боль и ужас утрат и радость надежд в ожидании победы.

Слайд № 3

Чтец: 

Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам,
О горьком, победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти!

И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенес,
Конечно, мы смотрим иными глазами –
Такими же, полными слез.

Слайд № 4

Вед. 2. Оборона Ленинграда – одна из самых героических страниц отечественной истории и одновременно самая трагическая.

Слайд № 5 

Вся страна в тяжелые первые два года войны знала: несмотря ни на что Ленинград держится. Это придавало уверенности в собственных силах, укрепляло веру в окончательную победу. В Ленинграде, как нигде, фронт и город, родственно соединились на все девятьсот дней. На фронт уходили пешком, а город был виден его защитниками из окопов. Они знали, за что умирают.

Какая музыка была, какая музыка звучала

Когда и души, и тела война проклятая топтала.

Рыдали яростно, навзрыд,

Одной единой цели ради

На полустанке инвалид и Шостакович в Ленинградеэ

(Звучит 6 симфония Д. Шостаковича)

Слайд № 6, 7

Вед. 3 Вражеская армия, которая наступала на Ленинград, имела 700 тысяч солдат, 12 тысяч орудий, 1,5 тысяч танков, 1200 тысяч самолетов.

Враг все ближе и ближе подходил к Ленинграду. Ожесточенные бои развернулись на Лужском рубеже. Сражения продолжались здесь дни и ночи, а прорвать оборону не удалось.

8 сентября фашисты захватили Шлиссельбург (ныне Петрокрепость), 11 сентября подошли к Пулковским высотам. 14 км. отделяло врага от центра города. Гитлеровцы были уверены, что скоро они будут в Ленинграде. Генералам и высшим офицерам уже были розданы пригласительные билеты на банкет в гостиницу «Астория» по случаю взятия города.

Слайд № 8

Вед. 1. Город превратился в крепость. Улицы были перегорожены противотанковыми надолбами, оплетены колючей проволокой. В подвалах домов и в окнах квартир были оборудованы огневые точки. До линии фронта можно было доехать на трамвае.

Слайд № 9

8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиной в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек.

Слайд № 10, 11

Вед. 2. В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250г. хлеба, а неработающие по 125г. хлеба в сутки. Крошечный почти невесомый ломтик.

Слайд № 12, 13 

В октябре начался голод. Вскоре его жертвы исчислялись уже тысячами. Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тыс. человек. Потеря близких отражалась острой болью в сердцах живых. От малого до старого все испытывали голод, но все они трудились и жили с надеждой в победу.

Слайд № 14

Вед. 3.Рабочие в помещениях завода, ставили кровати, налаживали отопление и быт. Одна из блокадниц вспоминала: “Я никогда не забуду, что видела на Кировском заводе. Подростки, мальчики и девочки по 12-13 лет, стояли у станков. Они заменили своих отцов и старших братьев. Этим подросткам подставляли скамейки, для того чтобы они могли работать”.

Вед. 1. 13 сентября 1941 года распахнулись двери ленинградских школ. Дети сели за парты. По радио все чаще стали раздаваться сигналы воздушной тревоги.

Учителя внушали детям, что надо учиться. Помогали им обрести веру в то, что выстоим, победим, подкармливали учеников. Учителя не ограничивались школьной программой. Воспитание душевной стойкости - такого предмета не было в расписании. Но тогда это была самая важная наука. Учителя вместе со старшими учащимися ходили по сохранившимся адресам, находили своих учеников, просили прийти на занятия, особенно слабых, передавали в руки врачей, устраивали в больницы.

Слайд № 15, 16

В осаде, под прицелом вражеских орудий в школах создавались кружки, где дети занимались искусством, писали стихи и песни, издавали рукописные литературные журналы, готовились к предметным олимпиадам, выступали с концертами в госпиталях.

Вед. 2. Врач В.И.Полякова рассказывала:

“В 1941 году я училась в 9-м классе - мечтала поступить в медицинский институт. Поэтому очень не хотелось пропускать учебный год. В школу каждый из нас пробирался под обстрелами. Прежде чем выйти из подъезда, прислушиваешься, не гремят ли взрывы. Выскакиваешь наружу и мчишься бегом, заранее зная, где можно укрыться в убежище. Мы знали, если в класс придёт хотя бы один ученик, уроки будут проводиться.. Так наша школа дышала, работала…”

Слайд № 17

Чтец:

Я никогда героем не была,
Не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
Я не геройствовала, а жила.
И не хвалюсь я тем, что в дни блокады
Не изменяла радости земной,
Что, как роса, сияла эта радость,
Угрюмо озарённая войной.
И если чем-нибудь могу гордиться,
То, как и все друзья мои вокруг,
Горжусь, что до сих пор могу трудиться,
Не складывая ослабевших рук.
Горжусь, что в эти дни, как никогда,
Мы знали вдохновение труда…
О. Бергольц

Слайд № 18, 19

Вед. 3. Голод смертью идёт по городу. Не вмещают погибших ленинградские кладбища. Люди умирали у станков, умирали на улицах. Более 600 тысяч человек скончалось от голода в Ленинграде, среди них и дети.

Слайд № 20

Портрет Т. Савичевой

12 летняя школьница Таня Савичева ведёт дневник. Дневник о гибели всех Савичевых обошёл весь мир, был предъявлен фашистским преступникам на Нюрнбергском процессе.

Записная книжка с алфавитом.

Слайд № 21

Таня открывает страничку с буквой Ж.

Пишет:

Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра 1941 г. Женя - это сестра Тани

Открывает страницу с буквой Б:

Бабушка умела 25 января 3 часа дня 1942 г.

Вот страница с буквой М, читаем:

Мама умерла 13 мая 7.30 утра 1942 г.

На букву С пишет:

Савичевы умерли.

Открывает страницу на букву У:

Умерли все. Осталась одна Таня.

Таню успели эвакуировать, но она прожила недолго и умерла от истощения.

15249 юным ленинградцам вручена медаль «За оборону Ленинграда».

Слайд № 22

Вед. 1. Единственным “окном”, соединившим Ленинград с “большой землей”, было Ладожское озеро. Принимается решение организовать помощь Ленинграду через Ладожское озеро. Это было очень рискованно, невероятно трудно, но другого выхода не существовало.

Ладожский лед ленинградцы прозвали “дорогой жизни”.

Слайд № 23 

Чтец:

Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих ко многим.
Еще не знают на земле.
Страшней и радостней дороги.

Писала в “Ленинградской поэме” Ольга Берггольц.

Слайд № 24, 25

Вед. 2. 12 января 1943 года ленинградский фронт перешел в наступление. С востока наступали части Волховского фронта. И вот 18 января в 11 часов утра войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились. Блокада была прорвана. Однако прошел еще год, прежде чем Ленинград был полностью освобожден от блокады. В январе 1944 года советские войска окончательно разгромили фашистов под Ленинградом и полностью сняли блокаду, которая длилась почти 30 месяцев.

Слайд № 26

Чтец:

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война!
Ведь эта память – наша совесть
Она как сила нам нужна!

Слайд № 27,28

Вед. 3. Цена Подвига:

Только по неполным данным: 

  • безвозвратные потери советских Вооруженных Сил составили около 900 тысяч человек 
  • санитарные потери советских Вооруженных Сил составили почти 2 миллиона раненых, больных, обмороженных, контуженных.

По официальным данным, обнародованным советским обвинением на Нюрнбергском процессе: 

  • за 872 дня героической и трагической эпопеи в городе погибло 632253 человека.

По результатам исследований историков и ряда других ученых: 

  • в городе от голода и холода, снарядов, бомб и болезней погибло не менее 800 тысяч человек, а с учетом пригородных районов до 1 миллиона жителей.

По официальным данным городской службы МПВО: 

  • артиллерия противника выпустила по городу более 150 тысяч снарядов, жертвами артобстрелов стало более 17 тысяч человек;
  • на город сброшено 74289 зажигательных и фугасных бомб, жертвами бомбежек стали 1926 убитых, 10554 раненых жителя города.

Слайд № 29

Вед. 1. На 1 января 1944 года в Ленинграде было зарегистрировано 551908 человек, в том числе 116 032 детей до 16 лет.

Слайд № 30

Чтец:

Я б о войне вам рассказал,
Но мне не хватит слов.
О ней я в книжках лишь читал.
Но страшно все равно.
В атаку взвод не поднимал,
Не рвал чеку гранаты.
И я друзей не провожал
В последний путь солдата.
В блокадном городе
Не мог я поделиться хлебом,
И амбразуры не закрыл
Своим солдатским телом.
Мне трудно это рассказать-
Я прожил мало лет.
Но память, память тех людей,
Она живет во мне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...

"Я говорю с тобой из Ленинграда". Сценарий концерта, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Я говорю с тобой из Ленинграда" для проведения концерта ко Дню снятия блокады Ленинграда.Участники:Ведущие - мальчик и девочка (диалог)Ведущий - рассказчик...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов...

Сценарий Блокада Ленинграда

Мероприятие для 5-9-х классов...

«И шар земной гордится Ленинградом!» (Сценарий мероприятия, посвященного Дню Снятия Блокады города Ленинграда)

«И шар земной гордится Ленинградом!»(Сценарий мероприятия, посвященного Дню Снятия Блокады города Ленинграда)Разработчик – методист, педагог дополнительного образования Матянина Татьяна ИвановнаУчастн...

Сценарий "Блокада Ленинграда"

Цели:1. Расширять исторические знания детей о блокаде Ленинграда;2. Воспитывать чувства патриотизма, уважение к прошлому своего народа; любовь к Отечеству;3. Воспитывать любовь и уважение к ветеранам ...

Конспект сценария "Блокада Ленинграда"

Сценарий мероприятия посвященного снятию блокады Ленинграда...