Классный час «Урок Памяти»
план-конспект урока (10 класс)
Классный час «Урок Памяти»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_pamyati_simfoniya_muzhestva_blokadnogo_leningrada.docx | 47.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока Памяти «Симфония мужества блокадного Ленинграда»
Симфония мужества блокадного Ленинграда | Титульный слайд | 1 | ||
Видео метронома Metronome Beat: Star Media's Soviet Storm https://www.youtube.com/watch?v=qsh9EWhGGX8 | 2 | |||
Ведущий 1 | Добрый день, уважаемые гости! Мы рады приветствовать Вас в Государственном архиве Югры! 27 января – особая дата в истории нашей страны. В Российской Федерации отмечается День Воинской славы России – День снятия блокады города Ленинграда, которая длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года – 872 дня. Слово предоставляется директору Государственного архива Югры Наталии Дмитриевне Судаковой | Титульный лист с фотографиями | 3 | |
Директор | Вступительное слово директора | |||
Ведущий 2 | Каждый прожитый день в Ленинграде нес голод, лютый холод, болезни, смерть, разрушения и вместе с тем демонстрировал несгибаемую волю, невероятную силу духа, стойкости и мужества ленинградцев | 3 | ||
Симфония Шостаковича. Видео фронтовые | https://www.youtube.com/watch?v=_Ol4GCgq-P0 14,10-14,45 | 4 | ||
Ведущий 1 | Захват Ленинграда был важной частью разработанного Германией плана «Барбаросса». Он предусматривал нападение на СССР тремя группировками армий по трем основным направлениям: «Юг» на Киев, «Центр» на Москву и «Север» на Ленинград, предусматривал взятие города в течение месяца. Окончание войны через 4 месяца. | https://www.youtube.com/watch?v=OasI2l69gfE План Барбаросса Приглушить немного звук | 5 | |
Ведущий 2 | Гитлер считал, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет боевой дух, когда лишится Ленинграда. У фашистов был приказ: стереть «Город Ленина» с лица земли. Уничтожить жителей Ленинграда самыми бесчеловечными средствами: голодом, холодом, обстрелами и бомбёжками. | 5 | ||
Ведущий 1 | Наступление на город Ленинград началось в августе 1941 года, группировка немецко-фашистских войск успешно продвигалась вперед, надеясь штурмом взять город. Линия фронта проходила в 4-х км. от Кировского завода, и в 15 км. от Зимнего дворца. | 5,42-5,53 КАРТА блокады https://vk.com/video?z=video4145623_159508849%2Fpl_cat_updates Приглушить немного звук | 6 | |
Ведущий 2 | Несмотря на отчаянное, ожесточенное сопротивление защитников города, 30 августа немецкие войска вышли к Неве, 8 сентября отрезали все дороги, связывающие Ленинград со страной, город оказался в кольце. В городе на тот момент оставалось 2,5 миллиона жителей. Среди них было около 400 тысяч детей. | КАРТА блокады | 7 | |
Ведущий 1 | Началась блокада города. В годы войны Ленинград стал еще одним концлагерем, из которого почти невозможно было сбежать. Положение, сложившееся под Ленинградом, по словам Жукова, Сталин оценивал как катастрофическое. Однажды он даже употребил слово «БЕЗНАДЕЖНОЕ». Еще несколько дней и Ленинград придется считать потерянным, город будет сдан врагу | Термин «блокада» | 8 | |
Ведущий 2 | Бомбардировки города приняли систематический характер, массовые авиаудары, следовали один за другим. Ежедневно немцы сбрасывали на город более тысячи снарядов и бомб. Жителей держали в постоянном страхе смерти – самый долгий авианалет длился больше 13 часов. Тогда в городе разорвалось более 2 тысяч снарядов. | Только заставка видео, само видео не включать | 9 | |
https://www.youtube.com/watch?v=wYDiFB_Wh3w 32,40-32,49Видео о звуке метронома и тишине МЕТРОНОМ 0,40-до 1,12 | 9 | |||
Ведущий 1 | Немцы целенаправленно били по складам продовольствия, жилым домам, больницам, в которых заживо горели люди. Город оказался практически полностью лишенным запасов продуктов питания. В блокированном Ленинграде начался голод. | Подрыв продуктовых складов и разрушенных зданий | 10 | |
Ведущий 2 | Символом блокады стала хлебная карточка с нормой хлеба для иждивенцев и детей— 125 граммов в день. Солдатам, которые сражались на передовой, — по 500 граммов в день, рабочим горячих цехов — по 375 граммов, остальным труженикам — по 250 граммов. В хлеб добавляли все, что было в наличии: солод, бобы, отруби, стружку деревьев, дикорастущие семена. | Фото хлебных карточек | 11 | |
Ведущий 1 | Одно время на некоторых предприятиях Ленинграда для употребления в пищу выдавали промышленное сырье вместо еды: столярный и обойный клей, вазелин, машинное масло, олифу, целлюлозу, сапожную кожу, гуталин, казеин, используемый для изготовления красок и пластмасс – все, что принимал желудок. | Фото промышленных товаров | 12 | |
КЛИП о голоде 2,16-2,30 https://russiainphoto.ru/video-exhibitions/47/ | 13 | |||
Ведущий 2 | «Теперь умирают так просто: сначала перестают интересоваться чем либо, потом ложатся спать и больше не встают». Люди от голода настолько ослабели, что уже не сопротивлялись смерти. Умирают так, как будто засыпают. А окружающие полуживые люди не обращают на них никакого внимания. В январе 1942 года умерли около 130 тысяч чел., в мае – 50 тысяч, в сентябре – 7 тысяч человек. | Фото умерших | 14 | |
Ведущий 1 | Из воспоминаний Медведевой Марты Робертовны (в 1941 году ей исполнилось 13 лет): «По карточке ничего не получали, когда сгорели склады с продовольственными запасами, собирали на пепелище остатки масла, сахара, так и перебивались. На Васильевском острове разбомбили зоопарк: погибли слон, верблюд и жираф. Я пошла туда. От дома далеко. К счастью, там оказались трое мужчин, они рубили мясо, мне достался кусок верблюда. Два раза сходила, больше не было сил». | Фото Марты Робертовны | 15 | |
Ведущий 2 | В это тяжелое время с неприятелем в осаждённом городе воевали не только солдаты Красной Армии, но и каждый житель города. Истощенные, голодные, обессилевшие и измученные люди (в большинстве своем женщины, старики и дети) продолжали оказывать сопротивление врагу, несмотря на то, что смерть входила в каждый дом, в каждую семью. Дети блокады, оставались сиротами и сами на санках вывозили на кладбища мертвых родителей. | Фото Ленинграда, женщин и детей | 16 | |
Ведущий 1 | Из воспоминаний Шмидт Екатерины Ивановны: Во время блокады у них в Ленинграде погибли все родственники. Она не знает, где они похоронены. …На Пискаревском кладбище взрывали траншеи для захоронения трупов. Их привозили на грузовиках, складывали штабелями. Их было так много, что не успевали закапывать | Фото Шмидт Екатерины Ивановны | 17 | |
Ведущий 2 | Из воспоминаний Осиновской Нины Григорьевны: Во всех школах Ленинграда были открыты госпитали. Я устроилась санитаркой в госпиталь в свою школу. Работали днем и ночью, иногда сутками не выходили из госпиталя. Все наши родственники, с папиной и с маминой стороны погибли во время блокады. Когда осталась совсем одна в большой квартире, я стала жить в госпитале. | Фото Осиновской Нины Григорьевны | 17 | |
Ведущий 1 | Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые, работали наравне со взрослыми, приближали Победу. | 18 | ||
Ведущий 2 | Они дежурили на крышах и тушили немецкие зажигалки, ходили на уроки в бомбоубежища, изо всех своих сил трудились в цехах предприятий: дотянуться до станков помогали специальные подставки. | 18 | ||
https://www.youtube.com/watch?v=rq0366Y9NvE 0,40-1,00 Видео блокадных детей | 19 | |||
Ведущий 1 | Из воспоминаний Ясневой (Мисюта) Анны Николаевны. Анна Николаевна - единственная из семьи, кто выжил, благодаря тому, что сумела найти работу в «банно – прачечном отряде». Судьба дала ей шанс, когда она случайно оказалась возле дверей одной из воинских частей, где перед дверями она упала в голодный обморок. Изначально её не хотели брать на работу из-за дистрофии. Впоследствии она стала «вольнонаёмной». Работала прачкой, двигаясь вслед за Ленинградским фронтом. | Яснева (Мисюта) Анна Никола | 20 | |
Ведущий 2 | Детей из Ленинграда эвакуировали в первую очередь по единственной «Дороге жизни», по хрупкому льду Ладожского озера. Из детских воспоминаний Валентины Ивановны Барановской (Копьёвой): «Помню, как мы ехали в эвакуацию по «дороге жизни» по замёрзшему Ладожскому озеру, покидая блокадный Ленинград. Каждой матери с ребёнком дошкольного возраста полагалось одно место в автобусе. Детей – школьников эвакуировали отдельно от родителей. Мой брат, Костя, был школьником. Мама не отдала Костю, мы ехали вместе: мама сидела, я - у неё на коленях, брат – у неё на шее, свесив ноги на меня. Это не помешало нам увидеть, как один впереди идущих автобусов ушёл в полынью под лёд со светящими фарами. Мама ещё крепче прижала нас к себе». | Валентина Ивановна Барановская (Копьева) | 20 | |
Ведущий 1 | Вся страна, тогда Союз Советских Социалистических республик откликнулись на трагедию Ленинградцев. Наши земляки, сибирские соединения и части принимали участие в избавлении и разгроме фашизма, проявляли чудеса мужества, стойкости, героизма на подступах к Ленинграду, обороне и защите исторического города. | Фото боевые | 21 | |
Ведущий 2 | Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков справедливо замечал: «Там, где действовали сибиряки, враг не пройдет, я всегда был уверен в том, что они с честью и боевой доблестью выполнят возложенную на них задачу». | Фото боевые | 21 | |
Ведущий 1 | Многие сложили головы на ленинградской земле. ОБРАТИТЕ внимание на ИЗВЕЩЕНИЯ о гибели наших земляков. Под Ленинградом погиб Бардин Павел Петрович – один из первых руководителей архивной службы, стоящий у истоков формирования государственного архива нашего округа. | Фото похоронок на столах | 22 | |
Ведущий 2 | Косполов Иван Прохорович – выпускник Ханты-Мансийского национального педагогического училища, муж известной сказительницы Анны Митрофановны Коньковой. Погиб, защищая Ленинград. Награжден медалью «За оборону Ленинграда». | Фото Косполова Ивана Прохоровича | 23 | |
Ведущий 1 | В фондах Государственного архива Югры хранятся воспоминания наших земляков – защитников Ленинграда, которые защищали осажденный город. Воспоминания были записаны уже в послевоенные годы. | 23 | ||
Ведущий 2 | Китайкин Нестер Ульянович «На юго-западных подступах к Ленинграду, Гитлеровская армия превосходила нас в силах по пехоте и артиллерии в полтора раза, по танкам в два раза. Гитлер не сомневался в успехе наступления, Ленинград хотел взять в августе. Но просчитался. Бои под Ленинградом были тяжелыми и кровопролитными – конвейер смерти…. Утром принимаем пополнение - вечером они уже лежат убитые, раненные, искалеченные. | Китайкин Нестер Ульянович | 24 | |
Ведущий 1 | Пачганов Андрей Дмитриевич Когда началась война, Андрею было 14. Несколько раз Андрей ходил в военкомат, но слышали твердый отказ! Шел второй год войны, в сентябре Андрею исполнилось 15 лет, он снова отправился в Самаровский райвоенкомат. В его метриках, в графе - год рождения стаяла исправленная дата, с добавлением – два года. Призывная комиссия, хотела отправить парня назад, но большое желание Андрея, во что бы то ни стало, попасть на фронт, убедило военкома в обратном. | Пачганов Андрей Дмитриевич | 25 | |
Ведущий 2 | Тропин Александр Гаврилович «Нашему батальону было дано задание: «Выбить фашистов из укрепленной высотки»! На высотке располагался дзот, из которого немецкие пулеметчики беспрестанно вели огонь. Бойцы несколько раз пытались уничтожить дзот, но каждый раз терпели неудачу. Бояться было бессмысленно… мы шли на пулеметы в полный рост. Худшего для нас и не придумать. Ребят косило наповал целыми отделениями. Били пулеметы, как косой косили… Залегли, ждем ночи, одно спасение – лопата.... успевай окапываться, да укрепляй фланги… | Тропин Александр Гаврилович | 25 | |
Ведущий 1 | Кугаевский Александр Филиппович: Однажды экипаж вылетел на боевое задание. Разведка прошла успешно, но вдруг забарахлил мотор. Приземлились удачно, приняли решение: командир остается с машиной, а штурман и сержант должны доставить материалы разведки. К утру они были в части, задание выполнили. Но никто не знал, что им пришлось пройти по местности, на которую враг ночью сбросил отравляющее вещество. Лишь когда у ребят на какое-то время отказало зрение, стало ясно, чего стоило им выполнение этого задания. | Фото Кугаевского Александра Филипповича | 26 | |
Ведущий 2 | Скутин Зиновий Трофимович: Перед связистом Скутиным поставили задачу: устранить разрыв провода на линии связи между батальоном и полком, на важном участке боя. Скутин трижды сращивал разрывы в проводе. Последний был особенно сильным, он крепко держал концы провода в руках, рядом взметнулся столб огня и дыма. Связист потерял сознание, но соединил провода, выжил, получил тяжелое ранение - ступню пришлось ампутировать. | Фото Скутина Зиновия Трофимовича | 26 | |
Ведущий 1 | Несмотря на все трудности - жизнь в блокадном городе продолжалась. Ленинградцы жили, сохраняли великое наследие прошлого, занимались научной работой, совершали открытия, восхищались искусством, отмечали праздники, играли свадьбы. | Фото культурной жизни | 27 | |
Ведущий 2 | Дмитрий Шостакович, известный композитор принимал участие в обороне Ленинграда — дежурил на крышах домов, строил противотанковые укрепления, работал пожарным-добровольцем. Композитора не взяли на фронт, и он решил воевать с неприятелем другими методами. В конце 1941 года Шостаковичем была написана «Героическая седьмая симфония». | Фото Шостаковича | 28 | |
Шостакович исполняет симфонию https://www.youtube.com/watch?v=nOKL_q-Ribs 0,17-0,30 | 29 | |||
Ведущий 1 | Большой симфонический оркестр в начале войны состоял из 100 музыкантов, к 1942 году в оркестре осталось всего 15 человек. Была проделана работа по розыску уцелевших музыкантов в самом Ленинграде и на передовой. Начались первые репетиции, но продолжались они по 20 минут из-за слабости музыкантов. Некоторые музыканты падали в голодный обморок прямо на репетиции. | Афиши, репетиции | 30 | |
Ведущий 2 | Симфония станет символом обороны блокадного Ленинграда. Это великое произведение потрясло слушателей, вселило уверенность, придало силы защитникам города. Музыка представляет собой хронику военных лет, в каждом звуке слышен след истории. Грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему Советскому народу. | Афиши, репетиции | 30 | |
https://vk.com/videos4145623?z=video4145623_159508849%2Fpl_4145623_-2 2,45-3,20 Видео налетов с музыкой Шостаковича | 31 | |||
Ведущий 1 | Шел 355-й день блокады. В этот день по планам немецкого командования город должен был взят. В фешенебельной гостинице «Астория» предполагалось провести банкет, пригласительные билеты были уже отпечатаны… Но Ленинград продолжал борьбу. И как вызов врагу, именно в этот день, 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии состоялся концерт - исполнение Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. | 32 | ||
Ведущий 2 | Пока звучала музыка, орудия врага безмолвствовали. Произведение звучало в каждом доме, на улицах транслировалась по радио и уличные громкоговорители. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Бывшие офицеры Вермахта вспоминали: «Мы слушали симфонию в тот день. Именно тогда, 9 августа 1942 года стало ясно, что война нами проиграна. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх, даже смерть”. | 32 | ||
https://vk.com/videos4145623?z=video4145623_159508849%2Fpl_4145623_-2 2,45-3,20 Видео налетов с музыкой Шостаковича | 33 | |||
Ведущий 1 | Попытки прорыва блокады Ленинграда неоднократно предпринимались в 1941, в 1942 годах, но безуспешно. Лишь в январе 1943 года в ходе операции "Искра", была восстановлена сухопутная связь Ленинграда с «Большой землей», а через год - 27 января 1944 года удалось освободить Ленинград от блокады. | Включить только заставку Голос не включать | 34 | |
Голос диктора включить | 34 | |||
Ведущий 2 | 76 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Город выстоял в смертельной схватке с врагом, став образцом мужества, стойкости и героизма. Память о бессмертном подвиге должна передаваться из поколения в поколение. Запомните - 27 января - день воинской славы России. День снятия блокады Ленинграда. | 35 | ||
Ведущий 1 | Помните – Ленинград – победная, героическая и трагичная страница истории нашего народа. Слава тебе, великий город, сливший воедино фронт и тыл, В небывалых трудностях который Выстоял. Сражался. Победил.
Почтим минутой молчания жертв Великой Отечественной войны. | 36 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Урок памяти, посвящённый победе над фашизмом".
Презентация классного часа о войне ....
Классный час "Урок памяти"
Классный час направлен на приобщение к сохранению героического прошлого нашей страны;формирование активной гражданской позиции;воспитание нравственных качеств учащихся;развитие интереса к чтению...
Классный час «Урок памяти. Дорогами войны»
Классный час «Урок Памяти. Дорогами войны». Проводится с участием студентов старшекурсников, проходящих психолого- педагическую практику в школе. Эту память у нас не отнять: Никому! Н...
Классный час "Урок памяти Симфония мужества блокадного Ленинграда".
Классный час «Урок Памяти» позволит школьникам прикоснуться к самой святой теме нашей истории, осмыслить и понять, какой ценой завоёвана свобода , как важно помнить об этом ...
Классный час "Урок памяти"
Цель: формирование патриотизма, воспитание российской идентичности школьников; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого дедов и прадедов учащихся, ветеранов и участн...
Классный час "Урок памяти и славы"
Цель урока:формирование патриотизма, воспитание российской идентичности школьников;воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого дедов и прадедов учащихся, ветеранов и уч...
Классный час "Урок памяти Симфония мужества блокадного Ленинграда"
Классный час "Урок памяти Симфония мужества блокадного Ленинграда"...