Нет прав без обязанностей
учебно-методический материал (8 класс)
Классный час "Нет прав без обязанностей» в 8 классе - это игра с элементами ситуативного практикума.
Презентация разбита на 7 примерно равновеликих по объему частей. При желании можно сделать на внеклассное мероприятие одну полноценную презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
net_prav_bez_obyazannostey.docx | 32.41 КБ |
net_prav_bez_obyazannostey_1.ppt | 774.5 КБ |
net_prav_bez_obyazannostey_2.ppt | 1.15 МБ |
net_prav_bez_obyazannostey_3.ppt | 234 КБ |
net_prav_bez_obyazannostey_4.ppt | 2.84 МБ |
net_prav_bez_obyazannostey_5.ppt | 2.38 МБ |
net_prav_bez_obyazannostey_6.ppt | 2.38 МБ |
net_prav_bez_obyazannostey_7.ppt | 672.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час "Нет прав без обязанностей» в 8 классе
(игра с элементами ситуативного практикума)
Цели:
1) способствовать формированию убежденности учащихся в том, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности» (статья 29 Всеобщей Декларации прав человека);
2) показать единство прав и свобод;
3) показать необходимость ограничения некоторых прав и свобод.
Задачи:
- обучать учащихся правам ребёнка, правовым нормам общения, защите прав детей на основе анализа игровых ситуаций;
- формировать навыки критического анализа сложных ситуаций, развивать логическое мышление;
- развивать умение работать в группе, выражать свои взгляды;
- формировать навыки самостоятельного принятия ответственного решения;
- формировать навыки нравственного и законопослушного поведения;
- воспитывать правовую грамотность и ответственность за свое будущее.
Форма: игра с элементами ситуативного практикума и применением ИКТ.
Оборудование и техническое обеспечение:
- демонстрационный экран, проектор;
- презентация и видеоматериал;
- «листочки кедрового дерева» (заготовка для проведения рефлексии)
Подготовительная работа:
- составление электронной презентации и подготовка дидактического материала
- подготовка раздаточного материала (в том числе для этапа рефлексии).
Сценарий мероприятия
На экране демонстрируется видеоролик «Права детей в мультиках».
СЛАЙД 1.
Здравствуйте, ребята!
Вы знаете о том, что сейчас проходит «неделя правовых знаний». Как вы думаете почему?
СЛАЙД 2.
20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию в 1989 году очень важного документа – Конвенции о правах ребенка.
СЛАЙД 3.
10 декабря 1948 года была принята Всеобщая декларация прав человека.
Успешным является тот человек, кто имеет активную жизненную позицию, то есть сможет найти правильный выход из любой трудной жизненной ситуации; никогда не останется безучастным. Наша задача - помочь вам научится применять правовые знания в жизни; задача каждого из вас – вынести с классного часа какое-то новое знание или умение, которое пригодится вам в будущем. И чтобы мы с вами лучше поняли друг друга, мы приготовили для вас «зеленые листочки правовых знаний», заполнить которые вы должны будете в течение классного часа, ответив на вопрос: «что нового или полезного вы сегодня узнали».
СЛАЙД 4-19.
- Достаточно ли хорошо знать свои права, чтобы жить в защищенном законом обществе? (ответы учащихся).
- Итак: нет прав без обязанностей. Международные документы дают детям и взрослым много прав. Однако, реализуя свои права, человек не может действовать наперекор интересам других или ограничивать их права. Права влекут за собой обязанности.
СЛАЙД 20.
- Тема нашего классного часа - "Нет прав без обязанностей".
- Права человека-гражданина – это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей. Правила, определяющиеся моралью, моральными нормами, формами поведения, которые заложены в обществе людей, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений людей.
Общество людей должно жить по правилам и тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, гуманизма, справедливости, совести и порядка.
Правила поведения и общения, нормы морали, испытанные временем, постепенно утверждались и приобретали форму законов. Право и права человека-гражданина определяются законами, а сами законы определяются правом.
СЛАЙД 21-29.
СЛАЙД 30-35.
Выполним задания на определение нарушения. Какое право ребенка нарушено и к какой группе прав оно относится.
- Всегда ли знание прав и обязанностей является залогом правопорядка? (ответы учащихся).
- Вывод: обязанности следует не только знать, но и выполнять.
А сейчас мы проверим, умеете ли вы себя вести в конкретных ситуациях. Задание «Умеешь ли ты применять знания на практике?»
Сценка №1 из школьной жизни.
(На передний план выходят несколько человек с портфелями и кладут их).
Наташа. А ты не пойдешь на физкультуру?
Оля. Нет, я освобождена.
(все уходят, кроме 2-ой девочки. Она садится и начинает рисовать)
Оля. Ой, ластика нет. У кого же взять? У Оли возьму. (Оля роется в портфеле у второй. Находит блокнот, читает. Затем находит дневник и читает его. В это время входит Наташа)
Наташа. Почему ты открыла мой портфель? И почему ты читаешь мой дневник?
Оля. А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?
Учитель. На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь почитать дневник, посмотреть блокнот. А какое ваше мнение?
Сценка №2. В семье.
Сын с друзьями слушает громкую музыку. Мама: Сколько тебе раз можно говорить – после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы! Сын: Но, мама! Ты же все равно в 11 еще не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний!
Ведущий: О чем нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный ее непослушным сыном?
Ответ: Ст.15 Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире или дом, и является нарушением общественного порядка.
Сценка №2.
Ученик: Марья Ивановна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами вы истории не знаете, путаетесь часто, уроки у вас не интересные. Пусть нам другого учителя по истории найдут, поумнее. Учитель: Как ты смеешь со мной так разговаривать? Ученик: Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому, что я от него вчера пострадавший – меня за вашу двойку, знаете как наказали? Не разрешили в компьютер играть. Так что я на уроки ваши больше ходить не буду!
Ответ: закон на стороне Марии Ивановны; заявляя о своих правах, нельзя допускать, чтобы пострадала репутация других людей Статья 13.
СИТУАЦИЯ № 1.
Пятиклассник приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде.
Как можно расценить поведение мальчика, как проступок или преступление?
Ответ:
Это проступок, т.к. ничего противозаконного не совершено. Но все-таки юноша нарушил устав школы (не посещал уроки), значит это проступок. За такой проступок предусмотрено наказание – выговор, директор может вызвать в школу родителей.
СИТУАЦИЯ № 2
11-классники поджидали детей начальных классов за углом школы и отбирали у них деньги.
Ответ:
Проступком эти действия назвать нельзя, так как они противозаконны. Эти ребята совершили преступление. Вымогательство – преступление, предусмотренной ст.163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Учащиеся знакомятся с изданием «Уголовный Кодекс Российской Федерации»
В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.
СИТУАЦИЯ № 3
Десятиклассники в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?
Ответ:
Это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».
- На какие группы можно разделить обязанности ребенка? (обязанности перед самим собой; перед семьей; перед государством; перед другими людьми).
- Что происходит, если человек не выполняет своих обязанностей? (хаос, беспорядок; наказание).
- Всегда ли ограничение прав и свобод связано с совершением правонарушения? Где граница прав? (ответы учащихся).
Работа над принципом единства прав и обязанностей (на примере ситуаций из школьной жизни).
Задание «Аквариум». Случайно выбранные учащиеся должны инсценировать ситуации на уроке: ученик спит на уроке, т.к. считает, что имеет право на отдых; ученик на уроке слушает плеер, т.к. считает, что имеет право на свободное пользование культурными ценностями; ученик во время урока передвигается по классу, т.к. считает, что у него есть свобода передвижений; ученик на уроке разговаривает по телефону.
Представьте, что мы на обычном уроке. - Какое право пытался реализовать ученик? Почему это было невозможно?
Вывод: абсолютной свободы не бывает; твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого.
Рефлексия. В начале занятия учитель раздает учащимся по листу цветной бумаги в виде листочка кедрового дерева. Детям предлагается оформить плакат, на котором растет кедр. Это «дерево правовых знаний». Кедр растет все время, пока живет человек. У каждого из нас свой уровень правового образования. Но есть для всех людей общие принципы и понятия о правах и обязанностях, которые представляют ценность для всех и всегда. Учащимся предлагается записать на кедровых листьях утверждение (правило, постулат), которое больше всего запомнилось им на занятии. Учащиеся озвучивают свои впечатления и приклеивают свои листочки на «дерево правовых знаний».
Тренинг «С какого возраста это возможно?»
1. Положить деньги в банк. С 14 лет
2. Купить тетрадь и ручку. С 6 лет
3. Забрать братишку из детского сада. С 18 или с 14, но с письменного согласия родителей
4. Вступить в брак. С 18, но в ряде муниципальных образований – с 16
5. Водить автомобиль. С 18 лет
6. Кататься на мотоцикле. С 16 лет, если есть вод. удостов.
7. Участвовать в выборах в Думу. С 18 как избиратели, с 21 как кандидат в депутаты
8. Избираться Президентом. С 35 лет
9. Привлекаться за мелкое хулиганство. С 16 лет
10. Привлекаться к уголовной ответственности за вымогательство. С 14 лет
11. Наказываться за неповиновение сотруднику милиции. С 16 лет
12.Оплатить стоимость сломанной парты. С 14 лет
13. Отвечать за преступления по всем статьям Уголовного Кодекса. С 16 лет, а за особо тяжкие преступления с 14 лет
14. Могут объявить о вашей эмансипации. Эмансипация – полная самостоятельность, независимость, дееспособность. С 16 лет, если человек работает, зпнимается предпринимательской деятельностью, вступил в брак.
15. Продать полученный в наследство дом. С 18 лет
16. Быть арестованным. С 16 лет
17. Быть задержанным. С 16 лет
Для видеороликов
Задания для практикума «Преступление или проступок»
ИГРА «ВЕРНО-НЕВЕРНО»
Каждой группе раздаются карточки зеленого и черного цвета. Педагог зачитывает ситуации и высказывает свое мнение, оценивая их как проступок, правонарушение или преступление. Учащиеся в случае согласия поднимают зеленую карточку, а наоборот – черную. Свое решение учащиеся обосновывают, разъясняют.
СИТУАЦИЯ 1:
Девушка одна поздно возвращалась домой после дискотеки. К ней подошли группа подростков, ее окружили. Один – вырвал из рук сумочку, другой сорвал золотую цепочку.
Я считаю это преступление. Ваше мнение.
Правильный ответ:
Это преступление. Грубое нарушение закона – грабеж.
СИТУАЦИЯ 2:
Группа учащихся вела себя вызывающе: сквернословили, награждали своих одноклассников и учителей обидными кличками, курили, несмотря на запрет, писали на школьном имуществе нецензурные слова. Потом выяснилось, что они отбирали деньги у младших школьников. Когда двое одноклассников предупредили их, чтобы они прекратили отбирать деньги у малышей, ребята их избили.
Я предполагаю, что это проступок.
Правильный ответ:
Это преступление – грабеж, нанесение побоев.
СИТУАЦИЯ 3:
Девушка-девятиклассница ушла из дома жить к подруге, но школу и уроки посещает.
Я считаю это правонарушение.
Правильный ответ:
Это проступок.
Тренинг «С какого возраста это возможно?»
1. Положить деньги в банк. С 14 лет
2. Купить тетрадь и ручку. С 6 лет
3. Забрать братишку из детского сада. С 18 или с 14, но с письменного согласия родителей
4. Вступить в брак. С 18, но в ряде муниципальных образований – с 16
5. Водить автомобиль. С 18 лет
6. Кататься на мотоцикле. С 16 лет, если есть вод. удостов.
7. Участвовать в выборах в Думу. С 18 как избиратели, с 21 как кандидат в депутаты
8. Избираться Президентом. С 35 лет
9. Привлекаться за мелкое хулиганство. С 16 лет
10. Привлекаться к уголовной ответственности за вымогательство. С 14 лет
11. Наказываться за неповиновение сотруднику милиции. С 16 лет
12.Оплатить стоимость сломанной парты. С 14 лет
13. Отвечать за преступления по всем статьям Уголовного Кодекса. С 16 лет, а за особо тяжкие преступления с 14 лет
14. Могут объявить о вашей эмансипации. Эмансипация – полная самостоятельность, независимость, дееспособность. С 16 лет, если человек работает, зпнимается предпринимательской деятельностью, вступил в брак.
15. Продать полученный в наследство дом. С 18 лет
16. Быть арестованным. С 16 лет
17. Быть задержанным. С 16 лет
Задания для команд
2. Галерея.
Ведущий: На экране вы видите изображение картины художника:
- Василия Перова «Тройка». Какое право ребёнка нарушено? (Право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию)
- Пабло Пикассо «Девочка на шаре». Иллюстрацией к какому праву может служить эта картина? (Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством)
- Константина Маковского «Игра в бабки» (Право ребёнка на отдых и досуг)
3. Музыкальный вопрос.
Ведущий: Послушайте песню. Звучит отрывок из песни:
- «Пусть всегда будет солнце». О каком праве в ней поётся? (Право на жизнь и свободу)
- «Песня бременских музыкантов» (Право на свободу передвижения)
- «Чему учат в школе» (Право на образование)
4. Без слов.
Ведущий: Каждая команда получает карточку с крылатым выражением, пословицей. Вам нужно будет изобразить её при помощи мимики и жестов и объяснить о каком праве идёт речь.
- В здоровом теле – здоровый дух. (Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья)
- У семи нянек дитя без глазу. (Право ребёнка на заботу родителей)
- Устами младенца глаголет истина. (Право ребёнка свободно выражать своё мнение)
- Капля никотина убивает лошадь. (Право ребёнка на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ)
5. Законопроект.
Ведущий: Сейчас вы сможете сами придумать и предложить закон, который нужно будет соблюдать в нашей школе учащимся или учителям, а может быть родителям.
6. Социальная реклама.
Ведущий: Каждый ребёнок должен знать свои права, но многим мальчишкам и девчонкам лень их учить. Ваша задача придумать и нарисовать рекламу, которая:
- привлечёт внимание ребят к законам (задание для 1-й команды)
- покажет, что свои обязанности нужно выполнять (задание для 2-й команды)
7. Литературные герои.
- В каких сказках нарушено право на неприкосновенность жизни? (побеждает команда, назвавшая большее количество сказок)
- Вспомните сказки, где было нарушено «Право на защиту от разлучения с родителями» и герои были насильно разлучены с родными. «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь», «Снежная королева» и т. д.
- Какие права нарушены в сказке Ш. Перро "Красная шапочка"? (нужно назвать как можно больше прав)
8. Шифровка.
Ведущий: Нужно прочитать зашифрованное изречение известного поэта и философа. Буквы расположены не по порядку. Прочитать цитату можно продвигаясь от самой маленькой буквы по возрастанию к самой высокой или наоборот: от самой высокой к самой маленькой.
Ответ: "У того, кто решит изучать все законы, не останется времени их нарушать" (Гете);
«Ничто так плохо мы не знаем, как - то, что каждый должен знать - закон» (О.Бальзак).
9. Правовая копилка.
Ведущий: Сейчас команды будут по очереди перечислять права детей. Команда, назвавшая больше прав, одержит победу.
Источники:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
20 ноября 1959 года – принята ДЕКЛАРАЦИЯ прав ребёнка. 20 ноября 1989 года – принята КОНВЕНЦИЯ о правах ребёнка, а Российской Федерацией 2 сентября 1990 года
Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Конвенция о правах ребенка. Ч. 1. Ст. 1
САМЫЕ ГЛАВНЫЕ ПРАВА ПЕРЕЧИСЛЕНЫ В КОНСТИТУЦИИ РОССИИ
Права, защищающие личность человека: ПРАВО на жизнь
Право на свободу и личную неприкосновенность
Право на защиту чести и достоинства Защищает нас от клеветы, несправедливости, напрасных обвинений, оскорблений.
Ребёнок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения
Ребёнок имеет право: на имя на гражданство право знать своих родителей
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Каждый ребёнок имеет право не разлучаться со своими родителями
Ребёнок имеет право свободно выражать свое мнение .
Каждый ребёнок имеет право: на личную жизнь на неприкосновенность жилища на тайну корреспонденции
Ребёнок имеет право: на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников
Ребёнок имеет право на Уровень жизни, необходимый для полноценного физического умственного, духовного, нравственного и социального развития
Ребёнок имеет право на образование, направленное на развитие личности, талантов , умственных способностей, воспитание уважения к правам человека и основным свободам, воспитание уважения к родителям, национальной культуре.
Ребёнок имеет право на Отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
Ты имеешь право на доверительное, товарищеское, партнерское общение со сверстниками и учителями и их поддержку в добрых поступках и делах
НЕТ ПРАВ БЕЗ ОБЯЗАННОСТЕЙ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тебе 14 лет С этого возраста ты обязан иметь паспорт гражданина Российской Федерации. С этого возраста ты даешь письменное согласие для выхода из гражданства Российской Федерации вместе с родителями. Можешь выбирать себе место жительства (с согласия родителей). С письменного согласия родителей (усыновителей или опекунов) вправе совершать любые сделки. Ты самостоятельно несешь имущественную ответственность по совершенным тобой сделкам. Вправе распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами. Можешь осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности.
Имеешь право вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. Допускается поступление на работу для выполнение в свободное от учебы время легкого труда (с согласия одного из родителей). Имеешь право требовать отмены усыновления. Имеешь право управлять велосипедом при движении по дорогам. Можешь вступать в молодежные общественные объединения. Подлежишь уголовной ответственности за тяжкие преступления (убийство, незаконный оборот наркотиков, грабёж и разбой, кража)
Тебе 15 лет Имеешь право заключать трудовой договор для выполнения легкого труда. Тебе 16 лет Ты имеешь право на управление мотоциклом, мотороллером и другими мототранспортными средствами. Имеешь право на заключение трудового договора. Можешь вступить в брак, но при наличии уважительных причин (беременность, рождение ребенка) и с разрешение органов местного самоуправления. Помни, что: с этого момента ты подлежишь административной ответственности; несёшь уголовную ответственность за преступления.
Тебе исполнилось 18 лет! Ты теперь совершеннолетний, а это значит, что ты становишься полностью дееспособным и можешь своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.
Обязанности несовершеннолетних Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование Обязанности обучающихся в образовательном процессе определяются Уставом и другими локальными актами образовательных учреждений
Дисциплина в школе. В школе ты должен соблюдать дисциплину и уважать человеческое достоинство других учеников. Если кто-либо из учеников нарушает дисциплину, к нему могут быть применены меры воздействия. Виды мер воздействия определены в Уставе школе.
Право на жизнь. Право на имя при рождении. Право на медицинскую помощь. Право на образование. Право на отдых и досуг. Право на индивидуальность. Право свободно выражать свои взгляды. Право на специальную охрану и защиту. Право на заботу и воспитание родителями. Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. Право на защиту своих прав и законных интересов родителями. Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки . права ребенка
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка Анна Юрьевна Кузнецова Уполномоченный по правам ребёнка при губернаторе Курской области Александра Орестовна Коллегаева
Помощник Уполномоченного по правам ребенка при Губернаторе Курской области в Поныровском районе Курской области Светлана Федоровна Комарова
Помни свои права! Однако не забывай, что и ты должен соблюдать Закон и незнание закона не освобождает тебя от ответственности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав"
Цели: Познакомить детей с представлением о правах и обязанностях, научить применять их в жизни. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.Представляю сцен...
Внеклассное мероприятие по праву. "Имею право, но обязан"
В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые все должны знать и помнить. Мероприятие "Имею право, но обязан" поможет ребенку запомнить основные права и не забывать про обязанно...
открытый урок права "Права и обязанности членов семьи"
Данный урок является первым в разделе "Права и обяаннности и ответственность членов семьи" в соответствии с программой курса «Право» для профильного уровня обучения учащихся 11 класса общеобразовател...
Классный час на тему: "Мои права и обязанности в ОУ. Правила поведения на улице с незнакомыми людьми"
Методическая разработка содержит информацию о правах и обязанностях учащихся. Позволяет обсудить практические ситуации. Содержит краткую информацию о безопасном поведении на улице и с незнакомыми людь...
Родителям о правах детей, правах и обязанностях родителей.
Статья для родителей....
Классный час о правах и обязанностях ребенка на тему «Требуешь своих прав - не забывай о других!»
Представленный классный час может быть проведен для детей среднего и старшего звена школы (5-11 классы). Мероприятие позволит познакомить детей с основными положениями Конвенции ООН о правах реб...
Деловая игра по праву "Я - человек! Мои права и обязанности"
Краткое описание деловой игры по праву...